LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Гитарный звук и Linux

 , ,


9

7

Создание такого треда давно уже назрело, так как обсуждение вопроса гитарного звука в Linux вспыхивает оффтопиком то в одном месте, то в другом. Приглашаю всех интересующихся обсуждать вопрос здесь.

Кастую ist76, Chelobaka, AP.

Обсуждаем вопросы использования guitarix, rakarrack, tuxguitar, VST, LV2, LADSPA плагинов и прочего.

Практический результат обсуждений можно увидеть тут.

https://github.com/olegkapitonov/Kapitonov-Plugins-Pack

Версия 1.0, бинарники

https://github.com/olegkapitonov/Kapitonov-Plugins-Pack/releases/tag/v1.0

Прямая ссылка на скачивание всех бинарников

https://github.com/olegkapitonov/Kapitonov-Plugins-Pack/releases/download/v1....

Перемещено leave из multimedia

Перемещено jollheef из talks

Перемещено leave из multimedia

★★★★★

Последнее исправление: curufinwe (всего исправлений: 5)

Ответ на: комментарий от curufinwe

Если бы хоть кто-то из опенсорса за эти годы взял и обмерил настоящий гитарный усилитель

Т.е. решение вопроса попросту в том, чтобы найти ламповый усилитель и «обмерять» его, а опенсорс этому коварнейше препятствует, да? :) BSD License или, там, жопыэл какой ложатся на рельсы прогресса и как бы говорят этим, что не обмерять тебе усилок никогда.

AP ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ist76

А. Ну так покажи нам хорошо смоделированный опенсорсный усилитель.

Ты тут вместо ленина в анфантеррибли записался?

Я вообще-то о другом совсем.

AP ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

Закрадывается нехорошее подозрение (ну конечно-же, на самом деле такого не может быть!) что у тех, кто пишет опенсорс, по каким-то таинственным причинам, не бывает настоящих усилителей. Других объяснений у меня нет.

ist76 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

Я вообще-то о другом совсем.

Ну так нет опенсорсного биаса, ревалвера или амплитуба.
Клозетсорсные есть, а опен - ни одного. Хоть смейся, хоть не смейся.

ist76 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ist76

Что ж блин за мистика. Не верю я в чудеса, в упор. Должно быть какое-то простое логическое объяснение.

Есть подозрение, к которому я прихожу после моих ковыряний, что у настоящего аппарата усиление на высоких частотах намного выше, чем на середине и низких.

Слушаю звук ламповых на клине на ютубе, похоже получается когда я поднимаю усиление на высоких до подгруза на них. При этом середина и низ остаются чистыми. Получается такой звенящий яркий клиновый звук.

Сразу становится все слышно. В гитарикс у меня на высоком гейне практически не слышно шарканий по струнам, во время звучания аккорда. А в мой плагин, при определенных настройках, слышно так что аж сильно мешает и приходит понимание, что надо как следует выпрямлять руки.

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от AP

Т.е. решение вопроса попросту в том, чтобы найти ламповый усилитель и «обмерять» его, а опенсорс этому коварнейше препятствует, да? :) BSD License или, там, жопыэл какой ложатся на рельсы прогресса и как бы говорят этим, что не обмерять тебе усилок никогда.

Именно так. Другого объяснения, почему это не было сделано до сих пор я не вижу. Ну и я тоже не могу обмерить. Нет его у меня.

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от ist76

Чтобы всё получилось, надо:

- либо иметь нужную аппаратуру, нужные знания (или понимание, как их приобрести) и уметь кодить,

- либо уметь хотя бы что-то одно из этого, но быть в состоянии найти обладателей двух других пунктов.

Опенсорс тут вообще ни при чём.

Ничто не мешает Олегу в своём небольшом белорусском городе найти нужную аппаратуру на пару дней хотя бы, чтобы не по видосам с ютуба сигнал снимать, а вживую. Но он вместо этого пишет тут, что ему опенсорс мешает.

AP ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

Ничто не мешает Олегу в своём небольшом белорусском городе найти нужную аппаратуру

Во-первых, просто интересно, где мне эту аппаратуру искать и как, с нулевым бюджетом на это.

Во-вторых, надо разбирать, разрывать связи между каскадами и тестовые сигналы подавать отдельно на каждый элемент. И я не представляю, где я найду человека, согласного на делание этого со своим аппаратом во благо радуги и опенсорса.

В-третьих, даже если это сделать, будет модель одного, ну двух аппаратов. А в проприетарных процессорах их десятки. У меня во всем городе такого разнообразия нет, даже если каждый гитарист мне свой комбик отдаст.

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от curufinwe

Вот видишь: ты в голове уже разложил проблему на составляющие. Это первый шаг к решению.

AP ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

В данном случае это шаг к пониманию, почему прямое моделирование десятков моделей усилителей в опенсорсе не реально. Я уже просто молчу, что лично мне оно не нужно, как видимо и остальным заинтересованным в разработке.

Чтобы оно стало реально, надо либо чтобы все гитаристы стали молиться на Столлмана, либо чтобы кто-то задонатил полмиллиона долларов. Но опять же инвестору именно опенсорсный процессор нафиг не нужен, при наличии такого рынка коммерческих и железных.

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от ist76

Ну хотя можно устроить краудфандинг уровня лора, во имя идей светоча, и так же деньги тянуть. Только судя по этому треду, заинтересованных тут три с половиной человека.

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от curufinwe

Или сделать одну нормальную модель, вбросить результат в международное коммьюнити хоть гитарикса того же и тянуть деньги с десяти с половиной человек :)

AP ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

Если бы комьюнити гитарикса было это нужно, это давно бы сделали без меня. Но опять же повторю, лично мне не понятно совсем, зачем эмулировать конкретные модели. Мне ни тепло ни холодно от того, звучит гитарикс неотличимо от JCM-800 или нет. Надо чтобы звучало хорошо. А это можно решить намного проще. Сейчас вот для этого пытаюсь сделать максимально настраиваемый плагин. Есть идеи по реализации еще намного более гибкой системы, где можно будет формировать вообще какое угодно искажение, как ZynAddSybFx из мира синтезаторов.

Причем все это на порядки проще в реализации, чем эмуляция конкретных моделей ламповых усилителей. А потом пусть каждый кто хочет настраивает свой звук, хоть сверяясь с лампами, хоть нет. Это и есть опенсорс - каждый должен делать то, что нужно ему. А не искать донаты на сотни тысяч долларов и потом работать на них как на зарплату. Какой смысл в открытости, если все делает один человек за деньги.

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от curufinwe

Вот можно было бы в него схему (прямо вот всю а не просто «три лампы в преде и две в оконечнике») засунуть, а он тебе (пусть и не в реалтайме) целиком делал бы со звуком то же, что делает схема. Было б круто наверное.

ist76 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ist76

Какими уравнениями описываются эти лампы? А трансформатор? Я хз. И остальные тоже. Надо брать готовое изделие, раздербанивать и снимать характеристики. Иначе это бессмысленно.

Вот педаль транзисторную на операционнике элементарно точно смоделировать. Любой операционник, можно считать, описывается одинаково, и очень просто. Хотя и тут есть нюансы. Но когда дело касается ламп, трансформаторов нагруженных на динамик - точно получить что-либо имея только схему невозможно.

Можно получить лампоподобный звук, имея даже очень упрощенные модели. Но все эти тонкости, которые и отличают живой аппарат, по схеме не смоделируешь, потому что надо знать параметры. А они даже в двух аппаратах одной модели разные.

Почему так популярен становится реампинг. Те кто им занимается, специально ищут, подбирают по звуку,стремятся скупить именно те экземпляры, которые прославились сделанными на них записями. Или студия, которая известна записью, продает услуги по реампингу на том же оборудовании фанатам этой записи.

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от curufinwe

Я хз. И остальные тоже. Надо брать готовое изделие, раздербанивать и снимать характеристики. Иначе это бессмысленно.

Вот да.

Вот педаль транзисторную на операционнике элементарно точно смоделировать. Любой операционник, можно считать, описывается одинаково, и очень просто. Хотя и тут есть нюансы.

Вот тоже, кстати: что лампы на самом деле смоделировать не так просто, как кажется на первый взгляд, это уже понятно. А, собственно, так ли всё просто с другими элементами? Вдруг и у транзисторов, диодов и прочей рассыпухи тоже есть нелинейности, зависимость от частоты проходящего сигнала и прочие прелести? Есть целые заповедники ценителей старых японских Boss-ов, необычных тубскримеров и бутиковых квакушек.

Но все эти тонкости, которые и отличают живой аппарат, по схеме не смоделируешь, потому что надо знать параметры. А они даже в двух аппаратах одной модели разные.

Или вот такой прикол: в триплректе три пары 6L6, работают параллельно. Фактически, параллельно пред включен в три разных усилителя мощности (лампы-то все слегка разные по характеристикам)

Почему так популярен становится реампинг. Те кто им занимается, специально ищут, подбирают по звуку,стремятся скупить именно те экземпляры, которые прославились сделанными на них записями. Или студия, которая известна записью, продает услуги по реампингу на том же оборудовании фанатам этой записи.

Всё проще. Подготовить помещение для записи - десяток $K. Пара хороших голов - еще тысяч пять. Несколько разных кабинетов к ним - тоже около того. Несколько микрофонов, микрофонные предусилители, компрессоры, гейты, эквалайзеры, рефренсного уровня АЦП - итого оборудование студии для записи гитары влетит тысяч в 20-50 баксов. Без зарплаты для того, кто умеет этим всем пользоваться. А записать DI для реампинга можно на ямахе за $300. И сделать реампинг за 200. $500 и $50 000

ist76 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от curufinwe

Сейчас вот для этого пытаюсь сделать максимально настраиваемый плагин. Есть идеи по реализации еще намного более гибкой системы, где можно будет формировать вообще какое угодно искажение, как ZynAddSybFx из мира синтезаторов.

Тоже интересная идея :)

AP ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ist76

А, собственно, так ли всё просто с другими элементами? Вдруг и у транзисторов, диодов и прочей рассыпухи тоже есть нелинейности, зависимость от частоты проходящего сигнала и прочие прелести? Есть целые заповедники ценителей старых японских Boss-ов, необычных тубскримеров и бутиковых квакушек.

Чем старее, тем больше приколов. В Fuzz Face времен Хендрикса германиевые транзисторы весьма хреновые (по меркам обычных требований к транзисторам) стояли. Поэтому так особенно и звучало. На современных кремниевых та же схема совсем по другому зазвучит, и будет непригодна.

Но если взять чисто современный дешевый транзисторный комбик, там особо сложного ничего не будет.

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от curufinwe

Вот те кому пофиг - они и используют софтовый реампинг.
Те кому не пофиг - реампят (а также микшируют и мастерят) на аутсорсе в NY

ist76 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ist76

Вдруг и у транзисторов, диодов и прочей рассыпухи тоже есть нелинейности, зависимость от частоты проходящего сигнала и прочие прелести?

Конечно есть, диоды в обратную связь педалей ради нелинейности и включают. Зависимость от частоты тоже есть, но НЯП она должна проявляться при частотах на порядки больших, чем 20кГц.

templarrr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от templarrr

Конечно есть, диоды в обратную связь педалей ради нелинейности и включают. Зависимость от частоты тоже есть, но НЯП она должна проявляться при частотах на порядки больших, чем 20кГц.

Если вы о лампах, то большую часть частнотнозависимости вносят трансформаторы. Сравните звучание бестрансформаторника с обычными ламповыми. А вот смоделировать характеристики выходного транса, работающего на высоких частотах, практически анриал.

Если же речь о транзисторных, то не забывайте такую фишку - практически все УМ обвязаны глубокими ОС. И глубина этой ОС падает чуть ли не от сотен герц даже для среднечастотных транзисторов. Что является источником довольно специфических частотнозависимых искажений.

vaddd ★☆
()
Последнее исправление: vaddd (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от vaddd

Я не о каскадах в целом, а о самих полупроводниковых элементах.

templarrr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Выкладываю плагин lv2. Можно ставить в любой хост, поддерживающий этот стандарт. В гитарикс тоже, но только один раз, в чем смысла практически нет.

Это бинарники: https://yadi.sk/d/Olvokb9F3S7vXB

Это исходники: https://yadi.sk/d/tbWv04W83S7vbM

Бинарник должен работать везде, залинкован буквально только с рантаймами C и C++. Проще всего сразу использовать его.

Для сборки исходников нужен faust 0.9.90. Это старая версия, не та что в репах. Собирается элементарно из исходников. Такая версия, потому что гитарикс на ней. Новым фаустом пока не пробовал собирать, может и будет работать.

Для сборки надо запустить скрипт build, каталог плагина появится тут же. А дальше скопировать его куда угодно.

Внутри плагина - один «ламповый» каскад, на 12AX7. Думаю, пока достаточно. То есть можно включать подряд сколько угодно таких плагинов, например в Qtracktor. В исходниках есть и другие лампы, можно пересобрать плагин с ними, править файл brick.dsp.

Назначение регуляторов, самое главное!!

Bias: смещение сигнала, вносит несимметрию в искажение, четные гармоники. Дает теплоту, хорошо на клине и низких гейнах. Лучше начинать с нуля, повышая где-то максимум до 50. Не стоит злоупотреблять.

Feedback: глубина обратной связи, охватывающей лампу. Чем больше, тем больше проявляется влияние фильтра обратной связи (см. ниже). Лучше держать в пределах 3000-5000, но желательно попробовать самые разные положения.

Feedback Frequency: частота фильтра обратной связи. Ниже этой частоты каскад перегружается намного меньше. Эффект тем сильнее, чем больше параметр Feedback. Лучше держать в пределах 2500-5000. Низкие значения, особенно ниже 1000 дают фирменный телефонный звук гитарикса. Но в каскадах, которые не искажают а стоят вначале и служат для разогрева, можно и низкие значения ставить, для металла.

Input Highpass: входной фильтр высоких частот, первого порядка. Лучше ставить в 720 Гц в самом первом каскаде, как в настоящих усилителях. Если недобрать этого фильтра, получится фузз, особенно на 5-6 струнах. В последующих каскадах - надо подбирать, нормально и на минимуме держать.

Input Lowpass: входной фильтр низких частот. Можно применять по-разному, для обрезания гитары на самом входе, либо для среза между каскадами. Если не металл, то лучше ниже 10000 не делать нигде. Для металла вплоть до 1500 опускать бывает полезно весьма, особенно если синглы датчики как у меня.

preamp: усиление ПЕРЕД каскадом. Это гейн по сути.

volume: громкость ПОСЛЕ каскада. От этой ручки ничего, кроме итоговой громкости, не зависит. Не влияет ни на перегруз, ни на фильтры.

ЕЩЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО!

Во-первых, нету Presence, во-вторых нету тонстека. Поэтому после каскадов из этих плагинов обязательно надо включить эквалайзер. На нем нужно поднять в районе 2-4 кГц на 6-10 дБ как минимум, поднять в районе 150-250 Гц где-то в тех же пределах, опустить 500 Гц на 6-10 дБ. Это все уже по слуху.

Дальше должен идти кабсим или конвольвер. Я использую пока Flo's GodsCab.

Оптимально ставить где-то 3 плагина, для легкого гейна можно обойтись и двумя, для максимального металлического - четыре. Если плагинов несколько, нужно следить и настраивать так, чтобы основную долю перегруза давал только один из них, желательно не первый. Если сильно перегружается сразу несколько, получается масло масляное и грязь.

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: curufinwe (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от curufinwe

Круто, постараюсь сегодня опробовать. Параметры Bias и feedback имеют какую-то связь с параметрами каскада, или это просто какие-то абстрактные числа? Feedback Frequency скорее всего связан с емкостью конденсатора в катодной цепи, а остальные? Интересуюсь, чтобы понять, есть смысл настраивать цепь из этих плагинов глядя на схему реального устройства.

templarrr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от templarrr

Bias - смещение в вольтах, feedback - это сопротивление одного из резисторов, feedback frequency - в герцах.

Не знаю насчет реального устройства, имхо лучше на слух, начиная с тех значений, которые я писал, ну и они по сути по дефолту там идут.

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от curufinwe

Bias - смещение в вольтах
Лучше начинать с нуля, повышая где-то максимум до 50.

Разве с лампами не отрицательное смещение используют (может я путаю с тетродами/пентодами в оконечнике)?

templarrr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от templarrr

Смещение отрицательное конечно, но чтобы искажало несимметрично - относительно этого дефолтного отрицательного добавляется положительное (что и есть этот bias). И сигнал уходит одним боком выше нуля.

Записал тест звука, митолл, четыре плагина. Кстати, запись сделал на дефолтном, не реалтаймовом и не патченном ядре, с задержкой в jack 10 мс, на встроенной Intel HDA. С недавних пор, начало работать с низкими задержками и на дефолтном, и я теперь не перезагружаюсь на риалтаймовое ядро каждый раз.

https://yadi.sk/d/Q4Cdj4zE3SBsJM

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: curufinwe (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от ist76

Мне норм. На риалтаймовом 5 мс, на нормальных звуковухах люди и меньше 1 мс ставили. У меня же встройка ноутбучная на одном прерывании с вайфаем. Чудо, что она вообще с такой задержкой на дефолтном ядре работает.

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от curufinwe

Кто к чему привык, конечно, но 10, как по мне, это жопа
только если наизусть выученный материал играть, слушая струны

на нормальных звуковухах люди и меньше 1 мс ставили

что-то сомневаюсь, что такое вообще возможно в реальной практике
но спорить про то чего не видел не стану

Послушал - мыльновато как-то показалось, а может быть просто показалось
Но учитывая, что сделано это своими руками - отлично
как минимум - это похоже на усилитель

ist76 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ist76

Кто к чему привык, конечно, но 10, как по мне, это жопа

А ты сколько ставил?

Послушал - мыльновато как-то показалось, а может быть просто показалось

По сравнению с теми записями, которые мы делали для сравнения софта, пожалуй мыльновато, там вообще четко слышно было у тебя, но тут гейна намного больше, и между каскадами верха резануты как следует, все издержки борьбы с сингловым звуком, уж очень он «не такой».

Я пока каждый день кручу, и каждый день совсем разный звук, а наутро кажется что надо опять перенастраивать. Но уже видно, что что-то нарулить можно. Надо теперь взять какой-нибудь хороший образец, вот хотя бы с мультитреков, которые у меня по твоему совету скачанные лежат, и добиться максимального подобия.

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от curufinwe

А ты сколько ставил?

В ASIO - 3мс (конечно, это «плюшевые» 3, не настоящие)
Но даже так есть разница с настоящим аппаратом и мне она мешает.
Поэтому я в софт иногда пишу только как черновик. Если с преампа, то слушаю директмонитор с нулевой задержкой (без кабсима). Звук отвратный, зато, хотя бы иногда получается играть не вперед барабанов, а куда надо.

издержки борьбы с сингловым звуком, уж очень он «не такой»

у тебя же страт?
закажи у китайцев накладку с одной дыркой у бриджа и возьми на вторичке хамбакер поинтереснее
вкрути, да посмотри что выйдет
вдруг хватит для всего?

ist76 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ist76

закажи у китайцев накладку с одной дыркой у бриджа и возьми на вторичке хамбакер поинтереснее

В смысле - только для одного хамбакера чтобы гнездо было?

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от curufinwe

Я прошу прощения, всё никак не возьмусь. Постараюсь в пятницу, или хотя бы в субботу. Очень хочу попробовать, но никак не получается время выделить. А ночью, сам понимаешь, не очень.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от curufinwe

да конечно
одну накладку скинул, другую одел

ist76 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Вполне может статься, что он уже расковыряный
у моего с заводу дырки h-s-h например

я кстати, каверочек на Кино сделал таки
только безвокальный - петь некому

ist76 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Блин, я как-то думал, что если снять накладку, там под ней места для чего хошь. Оказывается нет? Надо будет глянуть. Накладки дешевле 10 баксов под любые сочетания датчиков на али висят.

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от curufinwe

http://www.warmanguitars.co.uk/product-category/pickups/electric-guitar-picku... попробуй. Говорят, из дешёвых, самые хорошие. Я, отложил, но так и не дошёлю Хочу у него заказать хамбакер с хтрейлом, кадавру такую. Они дешёвые, а, только тебе доставка... Короче, вот.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от ist76

А вокал обыграть, не? Послушал, как подкладка, ничего так, но только как подкладка, да. И звук драйва на «паверах», что-то немного не из той оперы, другой драйв должен быть. Хотя, у нас тут играют в одном кабаке Цоя, при чём регулярно. Вполне можно с такой подкладочкой там показаться.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от ist76

На фоне памяти о детстве с китайскими кассетными плеерами и кассетами Кино, звучит кристалльно.

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Deleted

Я не умею, пожалуй.
Я ведь музшкол не заканчивал, си-бимоль от ля-диеза не отличаю. Партия там вокальная зело бедная.
А драйв - ну мне по приколу было. Там, кстати, страт+фузз и эксплорер в скример и клин.

ist76 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от curufinwe

Вот кстати, Каспарян как гитарист - без коментариев. Но как мелодист - сколько же он всяких прикольных фишечек придумал, обыгрываний, с флажолетами, нотку туда - нотку сюда. Прям завидую.

ist76 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Да я чот увлекся чересчур - одной гитары дорожек 14
так-то, умеючи, всю эту ботву можно за полчаса записать
но меня красная кнопка ввергает в ступор

ist76 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ist76

Не могу понять - в чем смысл накладок с только одним бриджевым хамбакером? Чем остальные датчики не угодили?

Датчики DIMARZIO у меня в местном магазине навалом, только цена от 90$.

curufinwe ★★★★★
() автор топика
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.