LINUX.ORG.RU

Сообщения proud_anon

 

Mozilla спонсирует поддержку Python 3.5 в PyPy

Группа Open Source

Разработчики PyPy, высокопроизводительной реализации языка Python с поддержкой JIT-компиляции, объявили, что компания Mozilla выделила проекту грант в $200,000 на поддержку функциональности Python 3.5. Грант был выделен в рамках программы поддержки открытых проектов Mozilla Open Source Support. Всего в рамках этой программы предлагается выделить (на все участвующие проекты) три с половиной миллиона долларов.

На данный момент PyPy поддерживает только спецификации Python 2.7 и 3.2 (а также 3.3 в альфа-версии), причём версия 2.7 является приоритетной. Сам интерпретатор PyPy написан на подмножестве языка Python 2.7, которое компилируется в машинный код. Работы над версией с поддержкой Python 3 (PyPy3) до сих пор шли не очень активно. Полученные от Mozilla деньги пойдут на зарплату четырём опытным разработчикам PyPy, которые будут в течение года на постоянной основе (на полставки) работать над PyPy3.

Разработчики надеются, что им удастся не только реализовать всю недостающую функциональность, но и увеличить производительность PyPy3, которая сейчас ниже, чем у PyPy для Python 2.

>>> Подробности

 , ,

proud_anon
()

Вышел nano 2.6.0, проект откололся от GNU

Группа GNU's Not Unix

Вышла новая версия простого консольного текстового редактора nano — 2.6.0 под кодовым названием «Rubicon».

В новой версии:

  • Добавлена функция для быстрого закомментирования и раскомментирования строк кода (по умолчанию Alt+3).
  • Улучшен поиск текста, ускорен поиск без учёта регистра.
  • Исправлено более 50 багов.
  • Различные улучшения пользовательского интерфейса.

Начиная с этого выпуска разработчики nano перестали считать проект частью GNU. Редактор больше не называется «GNU nano», все материалы и загружаемые файлы перенесены на собственный сайт nano, но репозиторий кода пока остаётся на savannah.gnu.org (ведутся работы по переходу на savannah.nongnu.org).

В сообщении о выпуске разработчики не прокомментировали этот шаг, написав только: «Мы покинули стадо, всего наилучшего и спасибо за траву» (отсылка к роману Дугласа Адамса), но можно установить ход событий из открытой переписки разработчиков. Основатель и руководитель проекта Крис Аллегретта хочет оставить свой пост из-за недостатка времени, но не может найти себе на замену человека, который согласился бы оформить передачу авторских прав Free Software Foundation и был бы готов работать с хостингом кода GNU Savannah, а все популярные хостинги кода не соответствуют этическим критериям GNU. Кроме того, по факту проект во многом не следовал правилам GNU, в частности, в последнее время не проверял, подписывали ли авторы патчей соглашение с FSF.

Новый руководитель, впрочем, ещё не найден. Более того, некоторые из главных разработчиков хотя и поддержали решение о выходе из GNU, но не считают необходимым уходить с Savannah и полностью отвергают переход на Github, причём, как и FSF, из этических соображений.

nano остаётся свободным программным обеспечением под GNU General Public License версии 3.

>>> Сообщение о выпуске

 ,

proud_anon
()

Удаление /sys/firmware/efi/efivars может повредить материнскую плату

Группа Ядро Linux

Обнаружилось, что на некоторых компьютерах с UEFI удаление файлов в каталоге /sys/firmware/efi/efivars, а также, как следствие, команды вроде rm -rf /sys и rm -rf --no-preserve-root / могут привести к повреждению прошивки материнской платы, после которого компьютер вообще перестаёт загружаться. Восстановить прошивку «в домашних условиях» после этого часто невозможно.

Согласно спецификации UEFI, такого не должно происходить: настройки прошивки должны просто сброситься на заводские. Однако прошивка многих материнских плат содержит ошибки.

Ошибка стала широко известной благодаря сообщению о баге в systemd (хотя это не первое сообщение об этой проблеме): так как виртуальная файловая система в /sys/firmware/efi/efivars монтируется systemd, разработчикам посоветовали монтировать её только для чтения. Леннарт Поттеринг, главный разработчик systemd, отказался это делать, отметив, что существуют программы, которые намеренно меняют настройки прошивки через этот каталог. systemd можно заставить монтировать его только для чтения, если вписать соответствующую строчку в /etc/fstab с параметром ro.

Мэттью Гэррет, специалист по безопасности CoreOS, в прошлом активный разработчик ядра Linux, поддержал решение Поттеринга и принял вину на себя как автор соответствующего кода в ядре. Он считает, что ядро должно само решать эту проблему: оно обычно содержит воркэраунды для проблем с оборудованием, в том числе для проблем с UEFI.

Пользователям GNU/Linux можно посоветовать узнать, не подвержены ли их системы этой ошибке, и быть очень осторожными при массовом удалении системных файлов. А также, при необходимости, настроить монтирование efivars только для чтения, но это может привести к неполадкам при установке GRUB, при работе efibootmgr, и systemctl --firmware-setup reboot, и, возможно, других программ.

>>> Подробности

 , , ,

proud_anon
()

FSF спрашивает: какими должны быть его приоритеты на 5 лет?

Группа GNU's Not Unix

Фонд свободного программного обеспечения проводит опрос пользователей СПО о том, какими они бы хотели видеть основные цели Фонда в ближайшие 5 лет и какие направления деятельности они считают наиболее важными.

Опрос анонимный. Принять участие можно здесь: https://www.fsf.org/survey

Кроме того, Фонд просит всех, кому не безразлична его работа, сделать пожертвование или стать Associate Member. Фонд планировал собрать $450.000 к 31 января прошлого года, но пока удалось собрать только чуть более $330.000.

>>> Объявление об опросе

 ,

proud_anon
()

Software Freedom Conservancy начинает сбор средств

Группа Open Source

Организация Software Freedom Conservancy, занимающаяся поддержкой свободных проектов, просит всех, кто имеет возможность, присоединиться в качестве постоянного спонсора или сделать однократное пожертвование. Организация надеется уменьшить зависимость от корпоративных спонсоров и привлечь как можно больше частных лиц. Инцидент, случившийся в этом году, показал, что это необходимо.

Основная деятельность SFC заключается в том, что она берёт под своё крыло свободные проекты, предоставляет им инфраструктуру, представляет их как некоммерческая организация и решает юридические вопросы, чтобы освободить разработчиков проектов от необходимости делать это самостоятельно, но при этом дать им возможность, например, официально собирать пожертвования. SFC сейчас представляет 33 проекта, в том числе Boost, BusyBox, Darcs, Git, Inkscape, Libbraille, Mercurial, PyPy, QEMU и другие именитые разработки. Также SFC содействует разработчикам в судебном преследовании нарушителей GPL и других copyleft-лицензий.

В марте 2015 года SFC решила оказать содействие Кристофу Хеллвигу, одному из разработчиков ядра Linux, в его иске против VMware в Германии. Этот судебный процесс очень важен для всего сообщества СПО, поскольку на нём суд рассмотрит вопрос, который раньше никогда не возникал.

VMWare использует в составе своего продукта VMware ESXi комбинацию из ядра Linux и собственного модуля vmkernel, которые тесно связаны друг с другом. VMware отказалась публиковать исходники vmkernel, утверждая, что у него есть стабильное документированное API, и любой желающий может адаптировать ядро операционной системы к vmkernel. Так что, по мнению VMware, это не производная от Linux работа, а платформа для многих операционных систем, и только по стечению обстоятельств работает на ней только одна.

SFC и Хеллвиг уверены, что если суд согласится с мнением VMware, то у производителей проприетарных программ появится возможность обходить требования GPL путём объявления частей производных работ «независимой платформой с документированным API». Поэтому SFC решила оказать Хеллвигу всемерную помощь в его иске. Однако это решение не обошлось организации даром. Компания appendTo и консорциум Linux Foundation, где VMware является одним из «серебряных членов», прекратили финансировать SFC.

Теперь SFC приглашает всех, кому не безразличны проекты, которые она поддерживает, присоединиться в качестве индивидуальных спонсоров (Supporters). На данный момент отозвался 321 человек. SFC необходимо 750 спонсоров, чтобы продолжать основную деятельность — помощь проектам-участникам, и как минимум 2500, чтобы продолжать преследование нарушителей GPL. Анонимная сторона удвоит за свой счёт следующие 70 взносов (но не позже следующего вторника). Всем спонсорам пришлют футболки.

>>> Объявление об иске Хеллвига против VMwareFAQ)

>>> Список спонсоров SFC в мае 2015 и в сентябре 2015

>>> Объявление о сборе средств

 , , , software freedom conservancy,

proud_anon
()

Разработчик XZ Utils пожаловался на source-based-дистрибутивы

Группа Linux General

Лассе Коллин (Lasse Collin), мейнтейнер XZ Utils — пакета, содержащего liblzma и программу xz, пожаловался на слишком большой трафик к его сайту. Из-за него он был вынужден закрыть доступ к исходникам некоторых старых версий в форматах .gz и .bz2 (исходники в формате .xz остаются доступны). Пакет XZ Utils де-факто входит в число основных компонентов современных дистрибутивов.

По всей видимости, источником трафика являются пользователи source-based-дистрибутивов, то есть тех, где все пакеты скачиваются автоматически в виде исходного кода и собираются на машине пользователя. Обычно в них менеджер пакетов на каждой пользовательской машине скачивает код прямо с авторских серверов, а они могут не выдержать нагрузки. Коллин призвал разработчиков таких дистрибутивов отказаться от этой практики и открывать собственные зеркала для исходного кода.

Впрочем, конкретно в этом случае мера временная. Коллин предполагает вернуть все файлы обратно в ноябре.

>>> Главная страница проекта

>>> Архивная ссылка на WebCite

 

proud_anon
()

Компромисс в споре между FSF и Canonical по поводу интеллектуальной собственности

Группа Ubuntu Linux

С 2013 года фонд Free Software Foundation, ввиду многочисленных жалоб и вопросов недоумевающих пользователей, вёл спор с компанией Canonical по поводу Canonical Intellectual Property Rights Policy. 15 июля был достигнут компромисс — но решены ещё не все разногласия.

Компания Canonical является владельцем торговых марок Ubuntu, Kubuntu, Edubuntu, Xubuntu, Juju и Landscape, соответствующих логотипов и ряда патентов. Кроме того, Canonical заявляет, что все бинарные пакеты в репозиториях Ubuntu являются производными работами от исходного кода и, соответственно, компания обладает авторскими правами на них (совместно с прочими разработчиками, как автор любой производной работы на основе свободного ПО). Порядок использования интеллектуальной собственности Canonical определяется Canonical Intellectual Property Rights Policy. Согласно этому документу:

  1. Каждому разрешается устанавливать и использовать Ubuntu, в том числе устанавливать обновления.
  2. Каждому разрешается использовать изменённые версии Ubuntu, но только на собственных компьютерах или внутри своей организации.
  3. Каждому разрешается распространять неизменённые копии Ubuntu.
  4. Любое другое использование Ubuntu, кроме того, что безусловно допускается законами об авторском праве, требует письменного разрешения Canonical. Кто хочет распространять изменённую версию Ubuntu без разрешения, тот должен пересобрать абсолютно все пакеты из исходников, удалив все упоминания Ubuntu и логотипы, принадлежащие Canonical.

Canonical имеет право в любой момент изменить свою IPRights Policy и, если с конкретным человеком или компанией не обговорено иное, отозвать разрешение на использование интеллектуальной собственности Canonical.

FSF совместно с Software Freedom Conservancy проанализировали Canonical IPRights Policy и заключили, что требования компании противоречат лицензии GNU GPL, которая запрещает устанавливать на производные работы ограничения, не упомянутые в GPL, в том числе на распространение объектных файлов. GPL требует только передавать исходный код вместе с объектными файлами. Фонд начал переговоры с Canonical с целью устранить это разногласие.

И вот, 15 июля 2015 года компания Canonical внесла поправку в IPRights Policy: было явно указано, что если между лицензией и IPRights Policy есть противоречия, лицензия превозмогает.

FSF и Free Software Conservancy в целом обрадованы таким решением, однако отмечают, что остаётся множество нерешённых проблем.

( читать дальше... )

>>> Заявление FSF

 , , ,

proud_anon
()

Unicode 8.0

Группа Документация

Unicode Consortium выпустил новую версию стандарта кодирования текстов Unicode — 8.0.

Самым нашумевшим изменением в новой версии стал стандарт для обозначения цвета кожи для символов эмодзи. Эти символы, появившиеся изначально в японской индустрии сотовых телефонов, на многих устройствах отображаются цветными, причём в виде человеческих лиц со светлым цветом кожи, а не в виде более или менее абстрактных «смайликов». Стандарт это разрешает и даже в некоторой степени регламентирует. Однако многие пользователи были недовольны тем фактом, что эти смайлики всегда отображаются с одним и тем же цветом кожи, чаще всего светлым, так что невозможно было, скажем, вставить символ U+1F478 PRINCESS 👸 так, чтобы эта принцесса была негритянкой.

Теперь такая возможность есть. Символы с U+1F3FB по U+1F3FF будут сделаны модификаторами для эмодзи, обозначающими шесть тонов кожи по шкале Фитцпатрика (первый — самый светлый, шестой — самый тёмный, но первый и второй тона не различаются). Символ эмодзи, за которым следует один из этих модификаторов, должен будет отображаться соответствующим цветом. Таким образом U+1F478 + U+1F3FB = 👸🏻 (белая принцесса), U+1F478 + U+1F3FD = 👸🏽 (смуглая принцесса), а U+1F478 + U+1F3FF = 👸🏿 (чёрная принцесса). Эмодзи без указания цвета кожи следует отображать в нейтральном, неестественном цвете, например, жёлто-оранжевом.

Возможность вставки в текст «разноцветных» эмодзи уже появилась в последних версиях ПО от Apple — основного лоббиста нововведения. Вероятно, пользователи Mac OS X и iOS увидят эффект даже в этом тексте, если только в этой новости показ эмодзи картинками не будет отключён настройками сайта или браузера.

Консорциум отмечает, что хотя добавленных функций не хватит, чтобы отразить всё разнообразие вида Homo Sapiens (например, нельзя сделать «азиатское лицо» или U+1F46A FAMILY 👪 с несколькими разными цветами кожи), всё же основная задача Юникода — кодирование текстов, поэтому сложные изображения следует пересылать в виде изображений.

Не обошлось без курьёзов. Например, некоторые азиатские пользователи техники Apple не поняли, что «дефолтный» жёлтый — это нейтральный цвет, и решили, что это крайне оскорбительная расистская выходка.

Из менее забавных нововведений:

  • Знаки слогового письма Чероки в нижнем регистре в дополнение к уже имевшимся знакам Чероки.
  • Много новых унифицированных иероглифов CJK.
  • Добавлен символ грузинской валюты лари.
  • Добавлены символы языков ик, куланго и некоторых другх африканских языков.
  • Письменность ахом для одноимённого индийского языка.
  • Новые арабские буквы для арви — тамильского языка, записанного арабскими буквами.
  • В общей сложности 6 новых письменностей и 7716 новых символов.

Стоит отметить, что консорциум Unicode перешёл на новую схему выпусков. Теперь выпуск новых версий стандарта будет происходить в июне-июле каждого года. Увеличиваться будет старшая цифра версии (предыдущий выпуск был 7.0, следующий, предположительно, будет 9.0), кроме промежуточных выпусков, которые если и будут делаться, то только при острой необходимости. Это позволит тем, кому надо постоянно следить за стандартом, знать, когда готовиться к новому выпуску. Кардинальных изменений в структуре стандарта, вроде того, что произошло при переходе от Unicode 1.1 к 2.0 больше, предположительно, не будет никогда.

>>> Сообщение о выпуске

 , , ,

proud_anon
()

Linux Standard Base 5.0 + Filesystem Hierarchy Standard 3.0

Группа Документация

Linux Foundation выпустила новые версии Linux Standard Base и Filesystem Hierarchy Standard. Выпуск произошёл через 4 года после LSB 4.1 и через 11 лет после FHS 2.3. Он посвящён памяти Кристофера Йео (Christopher Yeoh), без чьего вклада этих стандартов не существовало бы.

Linux Standard Base — это попытка Linux Foundation стандартизировать GNU/Linux как платформу для запуска приложений и дать независимым разработчикам возможность распространять приложения в виде бинарных пакетов. Это набор требований к дистрибутивам Linux и к приложениям для Linux: приложение, соответствующее LSB, можно установить и запустить в любом дистрибутиве, соответствующем LSB, без необходимости подгонки под каждый конкретный дистрибутив. В частности, LSB:

  • Требует поддержки исполняемых файлов в формате ELF.
  • Требует поддержки исполнимых текстовых файлов, начинающихся с «#!<команда запуска интерпретатора><перевод строки>».
  • Требует поддержки пакетов в формате RPM. При этом необязательно, чтобы это был основной формат пакетов в системе: дистрибутив может установить RPM параллельно с основным менеджером пакетов или сделать команду rpm обёрткой для основного менеджера и конвертировать пакеты, например, при помощи программы alien.
  • Регламентирует среду исполнения программ. В частности, дистрибутив должен иметь файловую систему, соответствующую FHS 3.0.
  • Указывает, какие программы и библиотеки должны быть установлены на компьютере.

Filesystem Hierarchy Standard регламентирует, какая иерархия файлов и директорий должна использоваться в дистрибутивах Linux (именно там описано назначение директорий /bin, /lib, /usr и проч.). Иерархия унаследована ещё от UNIX, однако с тех времён подверглась значительным изменениям. Для опытных пользователей в новой версии вряд ли будут какие-либо неожиданности, так как стандарт основан на и так широко распространённых практиках.

В рамках работы над стандартом выпущена сама спецификация, комплект для разработки приложений LSB SDK 5.0, инструмент для проверки совместимости LSB AppChecker 5.0 и плагин для среды разработки Eclipse. Linux Foundation готова сертифицировать дистрибутивы и приложения на соответствие LSB 5.0.

( читать дальше... )

Объявление о выпуске LSB 5.0

Объявление о выпуске FHS 3.0

Страница с самими спецификациями

>>> Страница рабочей группы LSB

 ,

proud_anon
()

Megaglest 3.11

Группа Игры

Вышла новая версия 3D RTS MegaGlest — 3.11. Этим выпуском игра отмечает своё пятилетие. Впрочем, MegaGlest — это форк ныне не развивающейся игры Glest, первый выпуск которой состоялся ещё в 2004 году.

Игроку предстоит возглавить и привести к победе одну из семи воюющих фракций: техи (Tech), маги (Magic), египтяне (Egypt), индейцы (Indians), скандинавы (Norsemen), персы (Persians) и римляне (Romans).

В новой версии:

  • У юнитов над головой появились индикаторы здоровья.
  • Несколько новых карт.
  • Команды могут иметь общие ресурсы и юнитов.
  • Исправлены многие ошибки.

А также много новых возможностей для разработчиков и моддеров:

  • Юниты теперь могут стрелять одновременно несколькими ракетами/снарядами/и т.п., каждый из которых может иметь свою скорость, звуковой эффект и систему частиц.
  • Доступен видеоэффект трясущейся камеры.
  • Новый tileset «pine rock».
  • Произвольные начальные значения HP и MP.
  • Можно создавать юнитов, принадлежащих игроку, которыми он не может управлять.

А также некоторые другие изменения.

Разработчики отмечают, что в новой версии возникают некоторые проблемы, например, редактор карт не открывается, и обещают в течение нескольких недель выпустить версию 3.11.1.

Стоит отметить, что 2014-й год был «урожайным» и для других игр на движке Glest/MegaGlest. Например, вышел Annex: Conquer the World 4.0, началась разработка Terra Centauri.

>>> Сообщение о выпуске

 annex, , terra centauri, ,

proud_anon
()

Recoll 1.20.1

Группа Open Source

Вышла новая версия десктопного поисковика Recoll — 1.20.1. Это первый за многие месяцы выпуск после 1.19. Recoll позволяет индексировать файлы на всём диске или в выбранных директориях и искать их через удобный графический интерфейс. Поиск производится по всему тексту с учётом морфологии и нечётких совпадений (используется поисковый движок Xapian). Поддерживается множество различных форматов файлов, хотя для некоторых форматов требуются внешние программы. По словам авторов, Recoll может найти даже текст в документе Microsoft Word внутри электронного письма в базе данных Thunderbird, упакованной в zip-архив. Или, например, в документе PDF. И потом открыть этот документ PDF в просмотрщике прямо на нужной странице.

( читать дальше... )

>>> Страница выпуска 1.20.1

 , ,

proud_anon
()

Выпуск Go 1.4

Группа Google

Вчера состоялся выпуск языка программирования Go 1.4. Go — это компилируемый императивный язык программирования, созданный Робертом Гризмером, Робом Пайком и Кеном Томпсоном в компании Google как более удобная и безопасная альтернатива C++. Сейчас у него тысячи пользователей по всему миру, на нём написаны такие открытые проекты, как Docker или Ubuntu Juju, а также многие серверные приложения, особенно для внутрикорпоративного использования. В ноябре языку исполнилось пять лет.

Одна из главных новостей: компилятор gc теперь поддерживает платформу Android. Библиотеки пока ещё не готовы, но уже можно писать простые приложения целиком на Go. Кроме того, добавлена поддержка NaCl на процессорах ARM и Plan 9 на AMD64.

( читать дальше... )

>>> Объявление о выпуске

 

proud_anon
()

Грег Кроа-Хартман ответил на вопросы пользователей Reddit

Группа Ядро Linux

Один из основных разработчиков ядра Linux Грег Кроа-Хартман (Greg Kroah-Hartman), мейнтейнер стабильной ветки, автор многих драйверов и целых подсистем, в числе которых debugfs, USB, kref, kobject и sysfs, провёл сессию ответов на вопросы (Ask Me Anything) на Reddit.com.

Предлагаем самые интересные факты из ответов Грега.

  • Грег хорошо относится к Android и systemd. Он даже сам внёс в ядро ряд патчей для совместимости с systemd.
  • У него нет определённого мнения о Wayland, но он уверен, что X11 — это отнюдь не главная проблема Linux на десктопе.
  • Грег изучал языки Rust и Go. Go ему нравится больше, он активно на нём пишет. На вопрос о том, поддерживает ли язык C принципы DRY и loose coupling, а также о том, как он относится к C11, он ответил, что не знает, что такое DRY и loose coupling и что нового появилось в C11.
  • Самым главным навыком в разработке ядра он считает умение читать огромное количество электронных писем, поступающих в рассылку разработчиков ядра каждый день. Вообще работа мейнтейнера — это как работа редактора в газете, самое главное — общаться с людьми и выбирать хорошие патчи, а писать код самому — это уже второстепенное занятие.
  • На вопрос о том, не планируют ли разработчики ядра перейти с общения по e-mail на активное использование Github, Gerrit и Gitorious, Грег ответил, что это невозможно: эти инструменты просто не справятся с нужным объёмом работы. Наиболее популярные проекты на Github уже сталкиваются с проблемами, а ядро Linux, насколько известно Грегу, — самый большой в мире проект по числу людей, работающих совместно (около 3400 в прошлом году), и по количеству патчей в единицу времени (для ядра 3.16 — в среднем 9,5 патчей в час, 24 часа в день). Даже над ядром Windows работает гораздо меньше программистов.
  • До того, как Грег начал работать над ядром Linux, его работа была связана со встроенными устройствами. Ему приходилось в том числе писать драйверы под разные операционные системы для работы с железом, прошитым им самим или его коллегами, в том числе и под Windows. Он отмечает, что писать драйверы под Linux настолько проще, чем под Windows, что «даже не смешно».
  • На вопрос о том, какие 5 самых главных тем надо рассматривать на курсах об устройстве ОС, он ответил: «драйверы, драйверы, драйверы, драйверы и драйверы».
  • Когда Грега спросили, знает ли он, что если погуглить его имя, на первой же картинке он показывает неприличный жест. Грег сказал, что знает: над ним его дети по этому поводу смеются.
  • А ещё Грег любит механические клавиатуры и пользуется двумя Cherry Blue.

>>> Вопросы и ответы на Reddit

 , , ,

proud_anon
()

Московское время теперь UTC+03:00

Группа Linux General

Напоминаем, что согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 248-ФЗ с 26 октября 2014 года московское время будет UTC+03:00. Это не переход на «зимнее время»: теперь московское время будем таким постоянно, если только не выйдет новый закон. В остальной части России время сдвинется соответствующим образом, так как время в остальных российских часовых зонах отсчитывается от московского. Уточнить, в какой вы часовой зоне, можно по тексту указанного федерального закона.

На момент написания этой новости стрелки часов уже должны были быть переведены.

Если вы находитесь в Москве, то проверить, правильно ли в вашей системе настроены часы, можно, набрав команды:

date
Пример вывода: Sun Oct 26 01:45:00 MSK 2014

date --utc
Пример вывода: Sat Oct 25 22:45:05 UTC 2014
Московское время должно быть на 3 часа больше времени по Гринвичу. Если вы не в Москве, то, соответственно, согласно вашему часовому поясу. Можно воспользоваться для проверки, например, интернет-сервисом Яндекс.Время.

Заметим, что для корректной работы системы и время по Гринвичу, и местное время должны быть правильные.

Если у вас неправильное время по Гринвичу, надо правильно настроить часы или включить синхронизацию времени с серверами в интернете.

Если у вас система неправильно переводит время по Гринвичу в местное время, то не рекомендуется нарочно переставлять часы, а нужно установить обновления для системы. Данные о часовых поясах находятся в пакете tzdata (иногда называется zoneinfo). Начиная с версии 2014h в нём актуальная информация о московском времени, и в репозиториях всех популярных дистрибутивов уже либо эта версия, либо более новая. Если вы пользуетесь устаревшей системой, для которой уже не выпускают обновлений, рекомендуется указать какой-нибудь другой часовой пояс с постоянным временем UTC+03:00, например Asia/Bahrain.

Если у вас на компьютере установлен ещё Windows, и аппаратные часы компьютера настроены на местное время, а не время по Гринвичу, то Windows может один раз при загрузке сбить вам часы. Кроме того, убедитесь, что и в нём установлена актуальная база данных о часовых поясах.

Некоторые приложения используют отдельные базы часовых поясов, в том числе Java (для OpenJDK ищите пакет tzdata-java или подобный) и сервера баз данных, такие как MySQL, MariaDB и PostgreSQL, в зависимости от конкретной конфигурации.

А нашим посетителям из других стран напоминаем, что многие страны (в том числе Украина и вся Европа) переходят сегодня на зимнее время, поэтому их жителям тоже следует проверить часы.

>>> 248-ФЗ на сайте rg.ru

 ,

proud_anon
()

Unicode 7.0.0

Группа Документация

16 июня Unicode Consortium официально выпустил новую версию стандарта Unicode — 7.0.0.

В ней появилось 2834 новых символа, включая U+20BD RUBLE SIGN (₽, см. картинку в объявлении о выпуске, если не отображается), по принятому Банком России в прошлом году образцу. Также в стандарте появился символ азербайджанской валюты — U+20BC MANAT SIGN (₼).

Ещё появилось 250 символов, взятых из популярных шрифтов Wingdings и Webdings, которые, таким образом, стали уважаемыми и общепринятыми знаками для обмена сообщениями, а не просто проприетарным хаком от корпорации Microsoft. Особенно активно в интернете обсуждались символы U+1F574 MAN IN BUSINESS SUIT LEVITATING (🕴) и U+1F596 RAISED HAND WITH PART BETWEEN MIDDLE AND RING FINGERS (🖖, он же «вулканское приветствие» или «благословение коэнов»). Свободный шрифт Symbola уже поддерживает многие из этих знаков в версии 7.12.

Из менее забавных изменений стоит отметить добавление блоков для 23 новых письменностей из самых разных регионов мира. Появились также новые блоки, связанные с уже присутствовавшими в стандарте письменностями, в том числе Latin Extended-E и Combining Diacritical Marks Extended. Есть и изменения, касающиеся России и близлежащих территорий, например, добавление древнепермских знаков (Old Permic) и письменности Кавказской Албании (Caucasian Albanian).

Внесены некоторые изменения в UTS #10 (алгоритм сортировки Unicode) и UTS #46 (обработка интернационализованных доменных имён).

Основная спецификация (Core Specification) проходит редактирование, и выпуск её запланирован на 15 октября. Пока консорциум рекомендует пользоваться черновиками.

>>> Подробно о Unicode 7.0.0

>>> Скачать PDF со всеми знаками (98 Мб)

>>> Объявление о выпуске в блоге Unicode, Inc.

 , , ,

proud_anon
()

Mercury 14.01

Группа Open Source

Ещё 10 февраля вышла новая версия языка Mercury — 14.01. Мажорные релизы называются по номеру года и месяца запланированного выпуска, предыдущий был 13.05.

Mercury — это логический и функциональный язык программирования, похожий на Prolog, но с поддержкой компиляции в машинный код, чистыми предикатами, со строгой статической типизацией, явным объявлением детерминизма предикатов, с функциями (а не только предикатами), встроенным каррированием и другими новшествами.

В новой версии:

  • Могут повторяться переменные типов в объявлении экземпляров классов типов (type class instances). Например:
    instance foo(list(T), map(T, T)).
  • Ряд улучшений в стандартной библиотеке, особенно связанных с функциями свёртки списков (см. полный список).
  • Исправлены проблемы совместимости с GCC 4.8 (а также с Visual Studio 2013 и Mac OS X 10.9).

Сайт Mercury

Скачать

>>> Примечания к выпуску 14.01

 logic programming, , , ,

proud_anon
()

MegaGlest 3.9

Группа Игры

Вышла новая версия популярной стратегии MegaGlest — 3.9.0! С момента предыдущего стабильного выпуска (3.7.1) прошёл без малого год.

MegaGlest — это стратегия реального времени, форк игры Glest с улучшенным движком и множеством дополнений. Поскольку разработка оригинальной игры прекратилась, её разработчики признали MegaGlest её преемником.

Игроку предстоит возглавить и привести к победе одну из семи воюющих фракций: техи (Tech), маги (Magic), египтяне (Egypt), индейцы (Indians), скандинавы (Norsemen), персы (Persians) и римляне (Romans). Геймплей соответствует лучшим традициям жанра, проявившимся в Warcraft, Starcraft, Empire Earth и так далее, с быстрым темпом игры, требующим не только хорошего стратегического мышления, но ещё и владения слепым десятипальцевым методом работы с мышью мгновенной реакции. Графика трёхмерная, приемлемого качества. Приличный саундтрек. Игра переведена на русский язык.

( показать список изменений в 3.9.0 )

Игра свободная, движок распространяется под GNU GPL v3 или новее, а изображения, звуки и прочие данные — под CC-BY-SA Unported. Игра работает под Windows, Mac и Linux, причём, в отличие от оригинальной Glest, Linux — основная платформа для разработки.

Сайт игры

>>> Объявление о выпуске 3.9.0

 , ,

proud_anon
()

Вышла новая версия стандарта Unicode: 6.3.0

Группа Документация

Unicode Consortium объявил о выпуске Unicode Standard 6.3.0 — универсального стандарта для кодирования текстов на любых языках мира.

Главные изменения нового выпуска касаются двунаправленного письма (bi-directional writing, сокр. BiDi), то есть чередования в тексте письма слева направо и справа налево. В языках, где пишут справа налево (арабский, иврит и др.), такое смешение проиходит очень часто, например, при записи чисел арабскими цифрами, вставке иностранных (в т.ч. английских) слов и так далее.

В версии 6.3.0 введено понятие фраз, изолированных по направлению письма (bi-directional isolates). Ранее они уже появились в HTML5 (тег <bdi>). Изолированные фразы должны отображаться в своём направлении, вне зависимости от окружающего текста. Существующие уже символы U+202A LRE и U+202B RLE имеют похожее действие, но являются «сильными» с точки зрения алгоритма отображения, то есть могут повлиять на отображение окружающих символов. Иногда это нежелательно, но обходится только нетривиальным анализом текста для правильной вставки кодов направления письма. Изоляты таких проблем вызывать не должны, потому что на окружающий текст не влияют. Для них определены следующие новые коды:

  • U+2066 LEFT-TO-RIGHT ISOLATE
  • U+2067 RIGHT-TO-LEFT ISOLATE
  • U+2068 FIRST STRONG ISOLATE (вводит изолят с автоматически определяемым направлением письма)
  • U+2069 POP DIRECTIONAL ISOLATE (обозначает конец изолята)

Помимо этих символов появился ещё один, тоже связанный с BiDi:

  • U+061C ARABIC LETTER MARK (как U+200F RLM, только для арабского языка, Bidi_Class = AL).

Внесены соответствующие изменения в Unicode Standard Annex #9: Unicode Bidirectional Algorithm.

Когда у вас ОС и браузер начнут поддерживать Unicode 6.3.0, три строчки ниже будут отображаться одинаково. Если только две верхние отображаются одинаково, у вас поддерживается Unicode от 1.1 до 6.2, но не 6.3:

Linux.org.ru Linux.org.ru ur.gro.xuniL
Linux.org.ru Linux.org.ru ‮Linux.org.ru‬
Linux.org.ru ‮Linux.org.ru ⁦Linux.org.ru⁩‬


Впрочем, проверить эту гипотезу автору новости пока удалось только на тестовой реализации алгоритма, поэтому может быть и не будут одинаково отображаться.

Для подробной информации читайте UAX #9 или предложение о введении BiDi-изолятов в Unicode (Aharon Lanin et al.).

Ещё одно важное нововведение, не связанное с BiDi, — это наведение порядка с выбором вариантов иероглифов в блоке CJK Compatibility Ideographs (U+F900 — U+FAFF). Эти иероглифы имеют больше одной формы, и раньше при нормализации текста иероглиф мог нежелательным образом поменять форму, а теперь такого не будет.

Также есть ряд точечных изменений, касающихся отдельных символов и деталей алгоритмов.

Помимо указанных выше 5 контрольных кодов, в 6.3.0 никаких новых символов (в частности, отображаемых) нет. В Core Specification не будет внесено никаких изменений — сохраняет действие версия 6.2.0, за исключением обновленного определения case-ignorable (параграф 3.13, определение D136). Кроме того, ещё с января действует Corrigendum #9 о понятии noncharacter.


Unicode 6.3.0

>>> Объявление о выпуске

 ,

proud_anon
()

Юбилей GNU: 30 лет!

Группа GNU's Not Unix

Ровно тридцать лет назад, 27 сентября 1983 года в 12:35:59 EST (21:35:59 MSK) Ричард Столлман отправил в Usenet-группы net.unix-wizards и net.usoft сообщение о том, что он собирается писать новую операционную систему, совместимую с Unix, и свободно раздавать её всем, кто сможет её использовать. Он назвал её GNU — GNU's Not Unix.

Через почти что 8 лет Линус Торвальдс объявил о выпуске первой версии ядра Linux, которое впоследствии было интегрировано с GNU, и получившейся операционной системе суждено было изменить мир. Несмотря на трудности, широкое распространение проприетарного программного обеспечения, закрытых форматов, патентов на алгоритмы и прочих препятствий на пути свободных программ, операционная система GNU/Linux не исчезла, а приобретает всё новых пользователей, поклонников и разработчиков, которые смогли-таки её использовать.

По всему миру пройдут мероприятия, посвящённые юбилею. 28 и 29 сентября в Массачусетском технологическом институте пройдёт главный хакатон с участием самого Ричарда Столлмана, организованный Free Software Foundation. Ещё праздничные встречи произойдут во Франции, Германии, Болгарии, Чехии и других странах, но в России, Украине и Белоруссии, к сожалению, никаких праздников или конференций не намечается.

Однако все люди мира могут поучаствовать в акции GNU-a-Day (есть обсуждение на ЛОРе), а также поддержать FSF и проект GNU денежными пожертвованиями, работой над компонентами GNU и другими способами.

>>> Юбилейная страница

 

proud_anon
()

Project LRNJ: Slime Forest Adventure, Build 129

Группа Игры

Тихо и незаметно вышла 129-я сборка игры Project LeaRN Japanese: Slime Forest Adventure — ролевой игры для обучения японскому письму. Игра создана одним независимым разработчиком по имени Даррелл Джонсон (Darrell Johnson).

Сюжет игры простой: крестьянин из Японии непонятного (фэнтезийного псевдосредневекового) периода идет в город, пытаясь продать картошку, но узнаёт, что его картошка никому не нужна, но зато местную принцессу похитили гигантские слизни. Крестьянин идёт её спасать. Для этого ему придётся пройти огонь, воду, медные трубы и бесчисленные битвы с гигантскими слизнями, против которых есть только одно оружие — знание трёх систем японской письменности: хираганы, катаканы и кандзи.

( читать дальше... )

Slime Forest Adventure предназначена как для тех, кто учит японский «просто так, для себя», без учителя, так и для тех, кто серьёзно изучает язык и хочет ею пользоваться как вспомогательным средством.

( читать дальше... )

Игра проприетарная, но работает под Windows, Mac и Linux (версия под Linux есть и под x86, и под x86-64). Выходит в двух версиях:

  • Бесплатная версия содержит первый эпизод истории, обучает хирагане и катакане, но в ней всего 200 кандзи.
  • Полная версия стоит $10 и содержит второй и третий эпизоды истории (автор обещает скоро выпустить продолжение), около 2000 кандзи, дополнительные режимы игры и обучения.

Игра формально ещё находится в разработке, а выпущенные версии — это development builds. Кто её купит, тот, конечно, будет получать и все последующие полные версии сборок.

( читать дальше... )

>>> Сайт Project LRNJ: Slime Forest Adventure

 , , , ,

proud_anon
()

RSS подписка на новые темы