LINUX.ORG.RU

Вышла вторая бета-версия операционной системы Haiku R1

 ,


3

3

Опубликован второй бета-выпуск операционной системы Haiku R1.

Изначально проект был создан как реакция на закрытие ОС BeOS и развивался под именем OpenBeOS, но был переименован в 2004 году из-за претензий, связанных с использованием в названии торговой марки BeOS. Для оценки работы нового выпуска подготовлено несколько загрузочных Live-образов (x86, x86-64). Исходные тексты большей части ОС Haiku распространяются под свободной лицензией MIT, исключение составляют некоторые библиотеки, медиа-кодеки и компоненты, заимствованные из других проектов. ОС Haiku ориентирована на персональные компьютеры, использует собственное ядро, построенное на основе модульной архитектуры, оптимизированное для высокой отзывчивости на действия пользователя и эффективного выполнения многопоточных приложений. Для разработчиков представлен объектно-ориентированный API. Система напрямую базируется на технологиях BeOS 5 и нацелена на бинарную совместимость с приложениями для данной ОС.

Минимальное требование к оборудованию: CPU Pentium II и 256 МБ ОЗУ (рекомендовано Intel Core i3 и 2 ГБ ОЗУ).

В качестве файловой системы используется OpenBFS, поддерживающая расширенные атрибуты файлов, журналирование, 64-разрядные указатели, поддержку хранения мета-тэгов (для каждого файла можно сохранить атрибуты в форме ключ=значение, что делает ФС похожей на БД) и специальных индексов для ускорения выборки по ним. Для организации структуры директорий используются B+-деревья. Из кода BeOS в состав Haiku включен файловый менеджер Tracker и панель Deskbar, исходные тексты которых были открыты после ухода BeOS со сцены. За почти два года, прошедшие с момента прошлого обновления, в развитии Haiku приняли участие 101 разработчик, которые подготовили более 2800 изменений и закрыли 900 сообщений об ошибках и заявок на реализацию новшеств.

Основные новшества:

  • Улучшена работа на экранах с высокой плотностью пикселей (HiDPI). Обеспечено корректное масштабирование элементов интерфейса. В качестве ключевого фактора для масштабирования использован размер шрифта, в зависимости от которого автоматически выбирается масштаб всех остальных элементов интерфейса. Стандартный шрифт 12 пунктов. (размер по умолчанию) и шрифт 18 пунктов.

  • В панели Deskbar реализован режим «мини», при котором панель не занимает всю ширину экрана, а динамически меняется в зависимости от размещённых пиктограмм. Улучшен режим автоматического раскрытия панели, который увеличивает размер только при наведении мыши и отображает более компактный вариант в обычном режиме.

  • Добавлен интерфейс для настройки устройств ввода, в котором объединены конфигураторы мыши, клавиатуры и джойстика. Добавлена поддержка мышей с более чем тремя кнопками и появилась возможность настройки действий кнопок мыши.

  • Обновлён web-браузер WebPositive, который переведён на новый выпуск движка WebKit и оптимизирован для снижения потребления памяти.

  • Улучшена совместимость с POSIX и портирована большая порция новых программ, игр и графических тулкитов. В том числе доступны для запуска приложения LibreOffice, Telegram, Okular, Krita и AQEMU, а также игры FreeCiv, DreamChess, Minetest, OpenMW, Open Jedi Academy, OpenArena, Neverball, Arx-Libertatys, Colobot и другие.

  • В инсталлятор добавлена возможность исключения при установке необязательных пакетов, присутствующих на носителе. При настройке дисковых разделов показано больше информации о накопителях, реализовано определение применения шифрования и добавлены сведения о свободном пространстве в существующих разделах. Доступна опция для быстрого обновления Haiku R1 Beta 1 до выпуска Beta 2.

  • В терминале обеспечена эмуляция клавиши Meta. В настройках можно назначить выполнение роли Meta клавише Alt/Option, находящейся слева от пробела (клавиша Alt справа от пробела сохранит своё назначение).

  • Реализована поддержка накопителей NVMe и их использования в качестве загрузочных носителей.

  • Расширена и стабилизирована поддержка USB3 (XHCI). Налажена загрузка с USB3-устройств и обеспечена корректная работа с устройствами ввода.

  • Добавлен загрузчик для систем с UEFI.

  • Проведена работа по стабилизации и повышения производительности ядра. Устранены многие ошибки, приводившие к зависанию или крахам.

  • Код сетевых драйверов импортирован из FreeBSD 12.

Оригинал статьи здесь.
Примечания к релизу на английском здесь.

P.S.: Появились вопросы? Приглашаем вас в русскоязычный telegram-канал.

>>> Подробности



Проверено: cetjs2 ()
Последнее исправление: cetjs2 (всего исправлений: 5)

Ответ на: комментарий от sysmerge_

а какой смысл? чё-то не вижу никаких киллер фич у этого поделия, только наоборот отсутствие фич

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

какой смысл? чё-то не вижу никаких киллер фич у этого поделия, только наоборот отсутствие фич

Подожди через 10 лет все будет, как в линукс 10 лет назад.

anonymous
()

Ура!

Разработчики — молодцы!

И да не канет этот замечательный проект в забвение!

Bass ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

а какой смысл? чё-то не вижу никаких киллер фич у этого поделия, только наоборот отсутствие фич

Например, смысл в установке на старое железо. В Haiku до сих пор поддерживаются 32-битные программы, в отличие от той же lubuntu, например.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

старое железо

тормозить будет без 2d/3d ускорения-то

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

а какой смысл?

Смысл с том что Haiku банально удобнее, чем окружения рабочего стола Linux. Также в Haiku единое API в отличие от X11/Wayland/Mir, xlib/Motif/Qt/GTK2-3, opensound/pulseaudio/alsa, sysV init/systemd/upstart. В Haiku нормально работает drag&drop и буффер обмена между программами, звук из нескольких программ.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Смысл с том что Haiku банально удобнее, чем окружения рабочего стола Linux.

Вкладками да, но в остальном я бы поспорил.

В Haiku нормально работает drag&drop и буффер обмена между программами, звук из нескольких программ.

А в линуксе нет?

Также в Haiku единое API в отличие от X11/Wayland/Mir, xlib/Motif/Qt/GTK2-3, opensound/pulseaudio/alsa, sysV init/systemd/upstart.

ну тут да, зоопарк не наблюдается. Но как мне кажется лишь потому что она не такая массовая. Обязательно нашлись бы несогласные с её графическим стеком, или ещё чем-то. Начались бы форки и так далее. Как это обычно и бывает.

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Смысл с том что Haiku банально удобнее, чем окружения рабочего стола Linux.

Очень спорное заявление. Хайку неудобнее чем MATE и тем более TDE.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Смысл с том что Haiku банально удобнее, чем окружения рабочего стола Linux.

В чем это выражается?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Обязательно нашлись бы несогласные с её графическим стеком, или ещё чем-то.

В Haiku принято расширять API сохраняя бинарную совместимость вместо создания новых API и форков. Так например была добавлена поддержка современной векторной графики со сглаживанием и градиентами. А в X11 и xlib до сих пор доисторическая графика, поэтому расплодились разные тулкиты.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

а какой смысл? чё-то не вижу никаких киллер фич у этого поделия, только наоборот отсутствие фич

Какие киллер фичи были у ядра Линукс в 1992 году? Это было поделие эмитирующее работу ЮНИКС. Некоторые линуксоиды даже не представляют на сколько убого они смотрятся со стороны. Сами используют «альтернативу» винде, но не признают другие альтернативы их линуксу. Чтобы ни в кое случае правоту выбора линукс не пошатать.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Давно мысль посещает присабачить к Хайку Гном и КДЕ чтобы наконец стало юзабельно.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Так ты посмотри сколько времени прошло с момента первой альфы до первой беты. И подсчитай

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

если у вас там хоть какой-то софт работает, вы вынуждены поддерживать всё перечисленное, а значит апи уже не единственное…

что за «единое api» и почему оно лучше перечисленных?

кроме того, перечисленные существуют потому, что одно какое-то апи кого-то не устраивало, с чего вдруг ваше их устроит?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Смысла в ней не намного больше, чем от Icaros. Её пилят те, кто либо застал, либо активно использовал BeOS. Также как амижники пилят сейчас AROS/MorphOS/AmigaOS. Они тоже существенно отстают от многих современных ОС, но тем не менее никому не мешают, и даже работают.Я помню как ещё в старых выпусках Linux Format, Haiku позиционировали как убийцу Линукса, но с тех пор, как мы видим, ничего подобного нет.

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Смысл с том что Haiku банально удобнее, чем окружения рабочего стола Linux

чем все? я гарантирую, что мне удобнее в моём под себя настроенном окружении

нормально работает drag&drop и буффер обмена между программами, звук из нескольких программ.

круто, а где такое не работает?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

поэтому расплодились разные тулкиты.

Так ведь поддержку этих тулкитов и добавляют в Haiku. Разве это не создание ещё одного API? Кто будет писать софт строго под Haiku?

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

В чем это выражается?

Например в Haiku есть быстрая навигация по файловой системе через контекстное меню.

Легко работать с большим количеством открытых окон, можно настроить так, чтобы был список программ и окон справа от экрана: https://discuss.haiku-os.org/uploads/default/original/2X/d/d57263ef1362e082d109a6124562f6e122234795.png.

Можно группировать окна с помощью вкладок.

Есть более прогрессивная система типов файлов и ассоциаций. Типы файлов автоматически регистрируются, поддерживаемые программы находятся через запрос к индексу файловой системы и неважно где находятся программы. Легко настраивать ассоциации типов.

Большинство программ запускается сразу меньше чем за 0.1 секунду.

anonymous
()

Не совсем понимаю смысл ее существования, но разработчикам респект, пусть и дальше занимаются хоть чем-то, лишь бы не отсвечивали.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

кто нибудь расскажите им, что de можно писать без написания своей os…

запускается сразу меньше чем за 0.1 секунду

и libreoffice? они открыли ssd/preload/e4rat? как мило…

anonymous
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Так ведь поддержку этих тулкитов и добавляют в Haiku.

Все они работают поверх системного API. В Haiku нет альтернативного GUI сервера, аудио системы, системы инициализации и т.д.. Порты тулкитов существуют не потому что они чем то лучше родного API, а из соображений совместимости.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Все они работают поверх системного API

прям как в линуксе

В Haiku нет альтернативного GUI сервера, аудио системы, системы инициализации и т.д

и много чего нужного ещё нет. как бы намекает на нужность самой системы

Порты тулкитов существуют не потому что они чем то лучше родного API, а из соображений совместимости

не отменяет возможности того, что тулкиты лучше

anonymous
()
Ответ на: комментарий от X512

Если что, аномим отвечающий на технические вопросы про Haiku это я. Мат и рурательства я не использую, это кто-то другой.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Кто будет писать софт строго под Haiku?

Давно ради интереса я поформошлёпил немного под Haiku (на самой Haiku) на её собственном C++ API и даже как-то написал огромную статью на Хабр про это действие. Для программиста это такое счастье, когда имеется какая-то единая система и системный графический фреймворк, а не куча раздробленных тулкитов, мимикрирующих один под другой с разной степенью ущербности (аля Linux’овый зоопарк) и постоянное ломание их совместимости.

https://www.haiku-os.org/docs/api/#book_kits

В Haiku её API сгруппированны в раздельные фреймворк-Kit’ы, как в той же macOS. Чувствуется порядок и логичная структура, а не хаос из библиотек, их кучи версий, в добавок кучи разных пакетных менеджеров, дистрибутивов, системных компонентов, oss/alsa/pulse и подобного вырвиглазия, продиктованного зачастую политическими, а не техническими решениями:

https://gitlab.gnome.org/GNOME/mutter/uploads/b706e4893efd048fdb77e32c6f64ae36/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%BE%D1%82_2017-12-16_11-04-00.png

Вообще Haiku весьма самобытная операционная система, с достаточно интересными фичами, вроде собственной файловой системы с возможностью установки различных атрибутов и тегов, например, иконок. Тот же почтовик в Haiku, насколько я помню, реализован очень интересным образом и работает поверх самой файловой системы и её атрибутов. Ещё особенностью системы являются удобные моментально монтируемые пакеты, не требующие вообще какого-либо процесса установки. Интересны собственный формат простейших векторных изображений ну и эксклюзивный набор программ. Про удобненькую оконную систему со встроенным тайлингом, табами и прочими фичами из коробки, которые позволяют по тем самым заветам UNIX-Way создавать из нескольких GUI-программ удобные рабочие окружения, которые действуют как единое целое:

https://exlmoto.ru/wp-content/Images/HAIKUP/HaikuPaladin.png

Ты уже упомянул. И всё это с возможностью использовать привычные всем нам гнутые инструменты и работать в терминале, как в том же Linux. Haiku не совсем Unix-like, но реализует POSIX, что позволяет компилировать под неё весь привычный софт с минимальными правками. Ещё заметный плюс – дружелюбное и адекватное комьюнити пользователей и разработчиков Haiku, а не извечно токсичное и фанатичное, каким его представляет тот же LOR и др. ресурсы в т. ч. зарубежные.

ИМХО, как десктоп Haiku выглядит куда адекватнее абсолютно всех десктопных окружений дистрибутивов Linux’а, которые находятся в вечном переписывании и выбрасывании после доработки. Да, увы и ах, с малым количеством пользователей и малым количеством разработчиков высоко не взлетишь. Фактически всё держится на голом энтузиазме отдельных программистов, редких GSoC и прочих нанимаемых разработчиках за донаты, которые работают над какими-либо задачами.

В любом случае было бы круто, если бы ты попользовался с недельку-другую этой Haiku, проникся виденьем того, как там всё устроено и сделал на эту OS обзор на своём канале для массовой аудитории. Система вполне заслуживает внимание и в отличие от перечисленных тобою фанатских проектов, активность разработки там немного повыше.

Лично я для себя вижу следующие проблемы, которые блокируют возможность использовать эту OS более широким кругом пользователей, чем он есть сейчас:

  1. Отсутствие видеоускорения, весь OpenGL работает через CPU посредством LLVMPipe.
  2. Отсутствие портированных Firefox/Chromium или хотя бы Blink-based браузеров.

На Haiku имеются QtWebKit-based браузеры, например, Otter и ещё кажется Falkon (QupZilla) в довесок к стандартному, который тоже использует WebKit, с современным Web’ом в которых, к сожалению, немного туговато.

Надеюсь никого не утомил этой стеной текста.

EXL ★★★★★
()

С одной стороны, я рад, что оно живо и развивается. С другой стороны, оно было актуально 20 лет назад, а сейчас безнадежно устарело. Но донатить я, пожалуй, продолжу, как дань памяти хорошей, но не взлетевшей концепции.

cocucka ★★★★☆
()

Коллеги, я таки не понял, а что с хайку не так? Игор тонет и все?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от EXL

Спасибо. Давно присматривался, надо попробовать наконец.

beck ★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

ReactOS требует чёрнй магии для запуска и ядро падает через около 20 минут от старта убивая файловую систему

На какой версии проверялось? Я давно такого не видел. При перезапуске нехорошести с установленными до перезапуска программами ловил, да.

А так-то да, по готовности для десктопа хайку сейчас куда интереснее реактоси.

hobbit ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

А так-то да, по готовности для десктопа хайку сейчас куда интереснее реактоси.

Вангую, что к моменту выхода реактоси на уровень 90% бинарной совместимости с вынь нт, про шиндавс будут говорить только в рамках вводной лекции по информатике, в разделе история. Бубунту головного мозга захлестнет массы, вопреки возгласам Линуса Торвальдса о проигрыше пингвина на десктопе.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Не исключено.

Но мне вангование не очень интересно, мне интересны детали описанной ситуации, что и на какой версии надо сделать, чтобы система легла через 20 минут да ещё и всё испортила.

hobbit ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

Так обратитесь к трехбуквенным! У них есть исходные коды. Инфа 100%. Думаю даже мс не обидится. И экспериментируйте:)

ЗЫ. Под это дело можно будет даже попасть в гос. программу по диджитализации, а рамках разработки отечественной ос! (это мотиватор для добычи исходников). Не благодарите!

ЗЫЗЫ. Не гордый. От 3% не откажусь)

anonymous
()
Ответ на: комментарий от hobbit

«готовность для десктопа» это отсутствие 2d/3d ускорения?

anonymous
()

Какие киллер фичи были у ядра Линукс в 1992 году? Это было поделие эмитирующее работу ЮНИКС.

Ну конкретно это слабоватый аргумент (несмотря на то, что с основным посылом я согласен).

Линукс взлетел не потому, что он был или не был чьим-то клоном, а потому, что это был уникальный проект открытой системы, в которую могут вкладываться все — и отдельные личности, и корпорации. Таких систем в 90-е годы было только две: Linux и FreeBSD.

Сейчас же любую открытую систему будут сравнивать с линуксом, и спрашивать, чем она лучше. Вот @EXL этот момент постарался разжевать, по сути, его комментарий — чуть ли не единственный содержательный во всей теме.

Лично я и за Linux, и за Haiku, и за ReactOS, и особенно за Hurd (но у последнего даже почтовые рассылки разработчиков выглядят мёртвыми, увы). Я за свободу выбора. Но людей интересуют киллерфичи, их можно понять.

hobbit ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

На какой версии проверялось?

Конкретно эта ситуация была примерно 5 лет назад. Деталей не помню но несколько раз система падала после около 20 минут использования и больше не загружалась до переустановки.

Последний раз пробовал в апреле этого года для проверки https://jira.reactos.org/browse/CORE-8496. Для загрузки с USB требуется RAM boot и отключение и подключение USB устройств в нужный момент, иначе зависнет при загрузке или клавиатура/мышь не будут работать. USB диски не работали. Интернета не было. Родного разрешения экрана не было. Сохранить что либо было невозможно. На некоторых компьютерах загрузка зависала всегда. В общем не пригодно для работы.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

Видимо лучше зарегистрироваться, а то путаница получается.

Добро пожаловать в наш клуб. А то некоторые анонимусы из идейных соображений не хотят переходить в регистранты…

hobbit ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

У ReactOS ситуация с драйверами ещё тяжелее чем в Haiku потому что практически никто не пишет открытые драйверы под Windows, а легально распространять бинарные драйверы от Windows проблематично. ReactOS не POSIX-совместим поэтому портировать драйвера с Linux/BSD сложнее чем в Haiku.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

Конкретно эта ситуация была примерно 5 лет назад.

У-уу, ну в это я охотно верю. Там был эпичный баг, из-за которого копирование большого количества мелких файлов могло либо выкинуть BSOD, либо наглухо завесить систему (моё любимое пугало для реактоси — установка Qt SDK). Но сейчас говорить про это в настоящем времени, по-моему, не совсем честно.

C USB да, до сих пор всё печально. Родное разрешение и интернет я видел, но я запускал в виртуалке, понимаю, это не так интересно.

hobbit ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

А гит разве был во времена нт? Методом исключения мы пришли к нужному знаменателю…

anonymous
()
Ответ на: комментарий от X512

ReactOS не POSIX-совместим поэтому портировать драйвера с Linux/BSD сложнее чем в Haiku.

Тут нет связи. Единственное устройство, интерфейс которого определяет posix – это терминал. Всё. Требования Posix к системному интерфейсу на код остальных драйверов не влияют никак.

fang
()
Последнее исправление: fang (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonymous

теоретик в терминальной стадии

Нет, дружок, я матёрый практик, портировавший в своё время на систему с ограниченной поддержкой Posix SCSI-подсистему из FreeBSD и AHCI-драйвер из Linux. Другие члены команды портировали на эту же систему полностью сетевой стек из FreeBSD и необходимые драйвера сетевых карт из Linux, и USB-стек из Linux. Никаких преград ограниченная поддержка Posix этому не создала. А вот теперь вы, сударь, дабы продемонстрировать, что вы не теоретик, можете показать какие разделы Posix структуру каких драйверов регулируют? А также на примере любого драйвера Linux/BSD (кроме драйвера терминала), код которого вам знаком, можете показать завязки на Posix?

fang
()
Ответ на: комментарий от fang

Нет, дружок, я матёрый практик, портировавший в своё время на систему с ограниченной поддержкой Posix SCSI-подсистему из FreeBSD и AHCI-драйвер из Linux. Другие члены команды портировали на эту же систему полностью сетевой стек из FreeBSD

Воно как оказывается. коллега анон, утверждавший здесь ранее, щито unix берет всю кодовую базу у линупса, FYI.

ЗЫ. Про разницу во времени рождения проектов думаю говорить бессмысленно.

anonymous
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.