LINUX.ORG.RU

Вышла вторая бета-версия операционной системы Haiku R1

 ,


3

3

Опубликован второй бета-выпуск операционной системы Haiku R1.

Изначально проект был создан как реакция на закрытие ОС BeOS и развивался под именем OpenBeOS, но был переименован в 2004 году из-за претензий, связанных с использованием в названии торговой марки BeOS. Для оценки работы нового выпуска подготовлено несколько загрузочных Live-образов (x86, x86-64). Исходные тексты большей части ОС Haiku распространяются под свободной лицензией MIT, исключение составляют некоторые библиотеки, медиа-кодеки и компоненты, заимствованные из других проектов. ОС Haiku ориентирована на персональные компьютеры, использует собственное ядро, построенное на основе модульной архитектуры, оптимизированное для высокой отзывчивости на действия пользователя и эффективного выполнения многопоточных приложений. Для разработчиков представлен объектно-ориентированный API. Система напрямую базируется на технологиях BeOS 5 и нацелена на бинарную совместимость с приложениями для данной ОС.

Минимальное требование к оборудованию: CPU Pentium II и 256 МБ ОЗУ (рекомендовано Intel Core i3 и 2 ГБ ОЗУ).

В качестве файловой системы используется OpenBFS, поддерживающая расширенные атрибуты файлов, журналирование, 64-разрядные указатели, поддержку хранения мета-тэгов (для каждого файла можно сохранить атрибуты в форме ключ=значение, что делает ФС похожей на БД) и специальных индексов для ускорения выборки по ним. Для организации структуры директорий используются B+-деревья. Из кода BeOS в состав Haiku включен файловый менеджер Tracker и панель Deskbar, исходные тексты которых были открыты после ухода BeOS со сцены. За почти два года, прошедшие с момента прошлого обновления, в развитии Haiku приняли участие 101 разработчик, которые подготовили более 2800 изменений и закрыли 900 сообщений об ошибках и заявок на реализацию новшеств.

Основные новшества:

  • Улучшена работа на экранах с высокой плотностью пикселей (HiDPI). Обеспечено корректное масштабирование элементов интерфейса. В качестве ключевого фактора для масштабирования использован размер шрифта, в зависимости от которого автоматически выбирается масштаб всех остальных элементов интерфейса. Стандартный шрифт 12 пунктов. (размер по умолчанию) и шрифт 18 пунктов.

  • В панели Deskbar реализован режим «мини», при котором панель не занимает всю ширину экрана, а динамически меняется в зависимости от размещённых пиктограмм. Улучшен режим автоматического раскрытия панели, который увеличивает размер только при наведении мыши и отображает более компактный вариант в обычном режиме.

  • Добавлен интерфейс для настройки устройств ввода, в котором объединены конфигураторы мыши, клавиатуры и джойстика. Добавлена поддержка мышей с более чем тремя кнопками и появилась возможность настройки действий кнопок мыши.

  • Обновлён web-браузер WebPositive, который переведён на новый выпуск движка WebKit и оптимизирован для снижения потребления памяти.

  • Улучшена совместимость с POSIX и портирована большая порция новых программ, игр и графических тулкитов. В том числе доступны для запуска приложения LibreOffice, Telegram, Okular, Krita и AQEMU, а также игры FreeCiv, DreamChess, Minetest, OpenMW, Open Jedi Academy, OpenArena, Neverball, Arx-Libertatys, Colobot и другие.

  • В инсталлятор добавлена возможность исключения при установке необязательных пакетов, присутствующих на носителе. При настройке дисковых разделов показано больше информации о накопителях, реализовано определение применения шифрования и добавлены сведения о свободном пространстве в существующих разделах. Доступна опция для быстрого обновления Haiku R1 Beta 1 до выпуска Beta 2.

  • В терминале обеспечена эмуляция клавиши Meta. В настройках можно назначить выполнение роли Meta клавише Alt/Option, находящейся слева от пробела (клавиша Alt справа от пробела сохранит своё назначение).

  • Реализована поддержка накопителей NVMe и их использования в качестве загрузочных носителей.

  • Расширена и стабилизирована поддержка USB3 (XHCI). Налажена загрузка с USB3-устройств и обеспечена корректная работа с устройствами ввода.

  • Добавлен загрузчик для систем с UEFI.

  • Проведена работа по стабилизации и повышения производительности ядра. Устранены многие ошибки, приводившие к зависанию или крахам.

  • Код сетевых драйверов импортирован из FreeBSD 12.

Оригинал статьи здесь.
Примечания к релизу на английском здесь.

P.S.: Появились вопросы? Приглашаем вас в русскоязычный telegram-канал.

>>> Подробности



Проверено: cetjs2 ()

Ответ на: комментарий от anonymous

ахах. те они запрещают людям распоряжаться своим же компьютером…

Не запрещают, но результат не гарантируют. Документирование и поддерживание всех внутренних особенностей создаёт большие накладные расходы при поддержке и усложняет рефакторинг архитектуры.

X512 ()
Ответ на: комментарий от anonymous

ошибаешься, на них можно написать что угодно, например аппаратное 3d на видеокарте

Нету аппаратного 3D в ядре Линукса. Максимум есть ioctl DRM, которое непосредственно не реализует 3D графику. Нужен userland драйвер.

X512 ()
Ответ на: комментарий от X512

на практике равноценно тому, что запрещают. системные файлы при работе венды часто неперемещаемые, обновление/восстановление системы твои изменения затрёт

документации нет, исходников нет…

Нету аппаратного 3D в ядре Линукса

да ладно? видеокарта программируется через ядро, а тут эксперты рассказывают что нет…

реализует 3D графику

что за «реализует 3d» графику? и в библиотеках драйверов многих необходимых для реальных 3d приложений стандартных алгоритмов или, лол, 3d моделек

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

что за «реализует 3d» графику?

Предоставлять API независимый от модели видеокарты и позволяющий рисовать 3D. DRM может только отослать комманды специфичные для конкретной видеокарты, для рисования 3D нужны userland драйверы, которые генерируют комманды видеокарты, например в составе библиотеки Mesa. На голых системных вызовах это не работает.

X512 ()
Ответ на: комментарий от X512

интересная попытка оправдания, но твоё изначальное заявление

На системных бызовах Линукса … Максимум можно написать консольную программу

всё ещё не верно, простые приложения вполне обходятся голым drm. а то если unreal engine не идёт в составе системы, значит нет 3d, ага

anonymous ()
Ответ на: комментарий от X512

Haiku, Windows, Mac OS X и даже старый UNIX с CDE централизованно спроектированы и целостно устроены.

Haiku, ReactOS, AROS это всё реплики однопользовательских ОС с соответсвующим дизайгном.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

всё ещё не верно, простые приложения вполне обходятся голым drm.

Напиши программу на голых системных вызовах (glibc и mesa пользоваться нельзя), которая рисует вращающийся куб, тогда и поговорим.

X512 ()
Ответ на: комментарий от X512

та картинка по моему идеально описывает что из себя представляют системы на основе Линукса:

А кстати из чего состоил десктоп ОС на базе линукса, кроме ядра?: система иницуиализацци, звуковая система, среда рабочего стола, что ещё?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

В начале говорилось о 3D ускорении

ошибаешься, на них можно написать что угодно, например аппаратное 3d на видеокарте

Так что не считается. Фреймбуфер и в Haiku есть.

X512 ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Как я писал ранее, в Mesa находятся драйвера видеокарт, которые генерируют последовательности комманд специфичные для каждой модели видеокарты. Без Mesa придётся свои драйвера писать.

В Haiku уже можно отсылать видеокарте последовательность команд, даже реализованы простые команды вроде blit и рисования прямоугольников.

X512 ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Только такие приложения никому не нужны. Они будут на весь экран и в них всё надо будет реализовывать с нуля. Такого со времён DOS никто не делает. Для игр это может иметь смысл, но как мы установили 3D ускорения на голых системных вызовах нет.

X512 ()
Ответ на: GUI сервер (X11, Wayland, Mir), от anonymous

Wikipedia говорит что Mir, Wayland это дисплейный серверы, а про X Window System, что это оконная система. Я запутался.

Разобрался, есть X Window System оконная система чтобы это ен значило, а есть X.Org Server дисплейный сервер.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от X512

не знаю, что вы там установили, знаю только что в линуксе аппаратное ускорение есть, а в хайку - нет, несмотря на то, что ей использовать mesa и glibc никто не запрещал…

anonymous ()
Ответ на: GUI сервер (X11, Wayland, Mir), от anonymous

X11, Wayland, Mir, win32k.sys (Windows), app_server (Haiku) - это всё GUI серверы которые показывают окна программ на экране и отсылают сообщения от устройств ввода. В терминологиях разных систем они называются по разному. По мимо прочего Wayland - это протокол, конкретные релизации: Weston, kwin_wayland и т.д..

X512 ()
Ответ на: комментарий от beos

Расскажи всем про особенности app_server Haiku

Не вижу смысла писать это сдесь. Быстро затеряется среди прочих комментариев. Была идея написать статью про архитектуру app_server на английском в www.haiku-os.org.

и что ты сам в него запилил!!

Список принятых изменений: https://git.haiku-os.org/haiku/log/src/servers/app?qt=author&q=X512.

А то этот треп вокруг Линукс-ядра надоел.

linux.org.ru

X512 ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Это почти как: Если бы рамблер в свое время не перешел на лин, 90 против 10, что румблер бы не был похоронен. Последние 10 лет во всем мире так, до чего дотрагиваются хипстеры, превращается в питонячие экскременты.

Нет, не почти. Даже рядом не так.

во всем мире так

Мировая практика, ага. :-D

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Если бы топы рамблера в свое время не стали бы сокращать операционные расходы

Много умных слов затмевают суть. Необходимость сокращать операционные расходы наступает при условиях, когда твой рыночек открыт для конкурентов, а рыночищи конкурентов закрыты для твоего. И тогда ты можешь хоть из штанов выскакивать, материть топов, хопсторов и дерипасок – не измениться ничего. И останется только один путь: до основанья, а затем.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от X512

Не вижу смысла писать это сдесь. Быстро затеряется среди прочих комментариев.

Так напиши в отдельную тему. По-русски тоже, думаю, много кому интересно почитать будет.

hobbit ★★★★★ ()

Если BeOS в конце 90-х пыталась конкурировать с Microsoft Windows, то Haiku как реплика BeOS, могла бы конкурировать с ReacOS как репликой Microsoft Windows. Нужно составить таблицу сравнительную, неких показателей, чтобы понять кто где проигрывает, чтобы подтянуть недоработки и выявить плюсы.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Интересно будет посмотреть на эту таблицу, учитывая некоторые исторические факты:

" Разработчики открытой операционной системы ReactOS, нацеленной на обеспечение совместимости с программами и драйверами Microsoft Windows семейства NT (XP/2003/Vista), сообщили о прогрессе в создании USB-стека, в качестве основы для которого был использован USB-стек, разработанный проектом Haiku, в рамках которого развивается свободный аналог ОС BeOS.

В настоящее время работа над USB-стеком уже близка к завершению, например, в текущем состоянии уже можно загрузить ReactOS с USB-накопителя. Многие структуры и определения в стеке, связанные с реализацией протокола USB, непосредственно заимствованы из USB-стека Haiku. Связанный с USB код из Haiku также был использован для изучения поведения различных USB-устройств и связанных с протоколом тонкостей, не отражённых в официальных спецификациях. "

21.02.2012

beos ★★ ()
Ответ на: комментарий от beos

Короче я понял, ReactOS это Wine с USB стеком Haiku :-) Ну может сравнивать Haiku с AROS а может все три. Только не понятно какие критерии. Я не разбираюсь во внутреннем устройстве ОСей.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

В данный момент есть два варианта для пакетного обновления самой ОС Haiku и софта - стабильная ветка R1/Beta2 и master - ночные билды пакетов. Переход между ветками реализован максимально просто - переключение репозиториев в GUI и синхронизация/обновление пакетов в терминале командой pkgman full

https://i.imgur.com/9MVsZvj.png

beos ★★ ()
Последнее исправление: beos (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonymous

https://www.haiku-os.org/legacy-docs/programming_the_be_operating_system.pdf луччее сало…. православно/кошерно/халяльное…

http://rudolfs-place.nl/BeOS/Downloads/drivers_howto_english_12_r031_preview.pdf

beos ★★ ()
Последнее исправление: beos (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от beos

За документацию огромное спасибо. Система интересная, теперь познаю её глубины)) Буду ли в ней «жить», будем посмотреть, покурить матчасть и прочее. В принципе возможно. Зависит от того, насколько шустро смогу приспособить гайку под свои задачи. Бесцельное барражирование в интернете - это последнее, что меня интересует в ИТ.

Кстати, многие обозреватели гайки (из доступных в инете) берутся рассказывать о системе, даже не утруждая себя хотя бы поверхностным гуглежом.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Увы… качество роликов от любителей - первотыков на ютубе очень низкое, некоторые пропускают HaikuDepot мимо глаз. Дуракоупорность у Гайки низковата, например, в Тракере /оконный менеджер/ предусмотрена защита от неадекватных действий пользователя /кой-какие папочки скрыты/, а вот двухпанельные файлменеджеры со стороны показывают все-все… Вот свежий пример тому, что не следует пускать юзверя в /dev каталоги

https://www.youtube.com/watch?v=36Kz5bK--b4

beos ★★ ()
Последнее исправление: beos (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonymous

BeOS в конце 90-х пыталась конкурировать с Microsoft Windows

Не пыталась. В Be Inc. пытались предложить свой продукт Apple, а потом, после интриги Джобса, поставившей крест на BeOS, они пытались продвигать своё железо (которое на самом деле проектировали втихаря параллельно с ОС).

Конкурировать с платформой Winel бесполезно. В штабе Be Inc. это понимали. С шашкой на танк не поскачешь.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от beos

Ну, собственно, чего ждать от коллекционеров лайков? Да и любой обзор любого программного продукта всегда поверхностен. Мне всё это напоминает среднюю финскую школу, несколько своеобразную в сравнении с русско-советской. И как там мог появится Торвальдс? :-D

Но это лирика, припомнилось кое-что.

Поэтому я не особо верю во всеобщую визуализацию познавательного процесса. Как дополнение, краткий рассказ, мануал, но не более. Вот как можно рассказать о системе при помощи роликов? Любое познавательное видео должно либо предварять некий пласт материала и/или упражнений, либо завершать. А ютуберы тупо выдёргивают из контекста что-либо, скорость работы, визуальные моменты и всё. Остальное – самое вкусное, остаётся за кадром. И всё это называется «я вам рассказал о Гайке, теперь вы знаете всё» :-D

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Почему у хайку онли-рут режим? Разве это безопасно? И не за это ли ругали в свое время винду.

Патамушта эта однопользовательская ОС, а не серверная. Со своей серверное пардигмой не надо лезть в чужой огород.

anonymous ()

Re: Почему у хайку онли-рут режим? Разве это безопасно? И не за это ли ругали в свое время винду.

При чем тут это. Винда на десктопе тоже однопользовательская ОС в большинстве своем. При этом в эпоху хр когда все сидели под администратором именно это являлось самой большой дырой.

anonymous ()

Re: Почему у хайку онли-рут режим? Разве это безопасно? И не за это ли ругали в свое время винду.

Кстати, на ноутах совсем необязательно иметь многопользовательские ОС. Защита от проникновения, да, нужна.

Но это вопрос дискуссионный. Пользуемся тем, что даёт недорыночек.

anonymous ()