LINUX.ORG.RU

Вышла вторая бета-версия операционной системы Haiku R1

 ,


3

3

Опубликован второй бета-выпуск операционной системы Haiku R1.

Изначально проект был создан как реакция на закрытие ОС BeOS и развивался под именем OpenBeOS, но был переименован в 2004 году из-за претензий, связанных с использованием в названии торговой марки BeOS. Для оценки работы нового выпуска подготовлено несколько загрузочных Live-образов (x86, x86-64). Исходные тексты большей части ОС Haiku распространяются под свободной лицензией MIT, исключение составляют некоторые библиотеки, медиа-кодеки и компоненты, заимствованные из других проектов. ОС Haiku ориентирована на персональные компьютеры, использует собственное ядро, построенное на основе модульной архитектуры, оптимизированное для высокой отзывчивости на действия пользователя и эффективного выполнения многопоточных приложений. Для разработчиков представлен объектно-ориентированный API. Система напрямую базируется на технологиях BeOS 5 и нацелена на бинарную совместимость с приложениями для данной ОС.

Минимальное требование к оборудованию: CPU Pentium II и 256 МБ ОЗУ (рекомендовано Intel Core i3 и 2 ГБ ОЗУ).

В качестве файловой системы используется OpenBFS, поддерживающая расширенные атрибуты файлов, журналирование, 64-разрядные указатели, поддержку хранения мета-тэгов (для каждого файла можно сохранить атрибуты в форме ключ=значение, что делает ФС похожей на БД) и специальных индексов для ускорения выборки по ним. Для организации структуры директорий используются B+-деревья. Из кода BeOS в состав Haiku включен файловый менеджер Tracker и панель Deskbar, исходные тексты которых были открыты после ухода BeOS со сцены. За почти два года, прошедшие с момента прошлого обновления, в развитии Haiku приняли участие 101 разработчик, которые подготовили более 2800 изменений и закрыли 900 сообщений об ошибках и заявок на реализацию новшеств.

Основные новшества:

  • Улучшена работа на экранах с высокой плотностью пикселей (HiDPI). Обеспечено корректное масштабирование элементов интерфейса. В качестве ключевого фактора для масштабирования использован размер шрифта, в зависимости от которого автоматически выбирается масштаб всех остальных элементов интерфейса. Стандартный шрифт 12 пунктов. (размер по умолчанию) и шрифт 18 пунктов.

  • В панели Deskbar реализован режим «мини», при котором панель не занимает всю ширину экрана, а динамически меняется в зависимости от размещённых пиктограмм. Улучшен режим автоматического раскрытия панели, который увеличивает размер только при наведении мыши и отображает более компактный вариант в обычном режиме.

  • Добавлен интерфейс для настройки устройств ввода, в котором объединены конфигураторы мыши, клавиатуры и джойстика. Добавлена поддержка мышей с более чем тремя кнопками и появилась возможность настройки действий кнопок мыши.

  • Обновлён web-браузер WebPositive, который переведён на новый выпуск движка WebKit и оптимизирован для снижения потребления памяти.

  • Улучшена совместимость с POSIX и портирована большая порция новых программ, игр и графических тулкитов. В том числе доступны для запуска приложения LibreOffice, Telegram, Okular, Krita и AQEMU, а также игры FreeCiv, DreamChess, Minetest, OpenMW, Open Jedi Academy, OpenArena, Neverball, Arx-Libertatys, Colobot и другие.

  • В инсталлятор добавлена возможность исключения при установке необязательных пакетов, присутствующих на носителе. При настройке дисковых разделов показано больше информации о накопителях, реализовано определение применения шифрования и добавлены сведения о свободном пространстве в существующих разделах. Доступна опция для быстрого обновления Haiku R1 Beta 1 до выпуска Beta 2.

  • В терминале обеспечена эмуляция клавиши Meta. В настройках можно назначить выполнение роли Meta клавише Alt/Option, находящейся слева от пробела (клавиша Alt справа от пробела сохранит своё назначение).

  • Реализована поддержка накопителей NVMe и их использования в качестве загрузочных носителей.

  • Расширена и стабилизирована поддержка USB3 (XHCI). Налажена загрузка с USB3-устройств и обеспечена корректная работа с устройствами ввода.

  • Добавлен загрузчик для систем с UEFI.

  • Проведена работа по стабилизации и повышения производительности ядра. Устранены многие ошибки, приводившие к зависанию или крахам.

  • Код сетевых драйверов импортирован из FreeBSD 12.

Оригинал статьи здесь.
Примечания к релизу на английском здесь.

P.S.: Появились вопросы? Приглашаем вас в русскоязычный telegram-канал.

>>> Подробности



Проверено: cetjs2 ()
Последнее исправление: cetjs2 (всего исправлений: 5)

Ответ на: комментарий от anonymous

ахах. те они запрещают людям распоряжаться своим же компьютером…

Не запрещают, но результат не гарантируют. Документирование и поддерживание всех внутренних особенностей создаёт большие накладные расходы при поддержке и усложняет рефакторинг архитектуры.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

ошибаешься, на них можно написать что угодно, например аппаратное 3d на видеокарте

Нету аппаратного 3D в ядре Линукса. Максимум есть ioctl DRM, которое непосредственно не реализует 3D графику. Нужен userland драйвер.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

на практике равноценно тому, что запрещают. системные файлы при работе венды часто неперемещаемые, обновление/восстановление системы твои изменения затрёт

документации нет, исходников нет…

Нету аппаратного 3D в ядре Линукса

да ладно? видеокарта программируется через ядро, а тут эксперты рассказывают что нет…

реализует 3D графику

что за «реализует 3d» графику? и в библиотеках драйверов многих необходимых для реальных 3d приложений стандартных алгоритмов или, лол, 3d моделек

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

s/в библиотеках драйверов/в библиотеках драйверов нет/

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

что за «реализует 3d» графику?

Предоставлять API независимый от модели видеокарты и позволяющий рисовать 3D. DRM может только отослать комманды специфичные для конкретной видеокарты, для рисования 3D нужны userland драйверы, которые генерируют комманды видеокарты, например в составе библиотеки Mesa. На голых системных вызовах это не работает.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

интересная попытка оправдания, но твоё изначальное заявление

На системных бызовах Линукса … Максимум можно написать консольную программу

всё ещё не верно, простые приложения вполне обходятся голым drm. а то если unreal engine не идёт в составе системы, значит нет 3d, ага

anonymous
()
Ответ на: комментарий от X512

Ваша гибкость на десктопе никому не нужна, она нужна для серверов и embedded систем.

Она и на серверах не нужна, как мне видется.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от X512

Haiku, Windows, Mac OS X и даже старый UNIX с CDE централизованно спроектированы и целостно устроены.

Haiku, ReactOS, AROS это всё реплики однопользовательских ОС с соответсвующим дизайгном.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

всё ещё не верно, простые приложения вполне обходятся голым drm.

Напиши программу на голых системных вызовах (glibc и mesa пользоваться нельзя), которая рисует вращающийся куб, тогда и поговорим.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

та картинка по моему идеально описывает что из себя представляют системы на основе Линукса:

А кстати из чего состоил десктоп ОС на базе линукса, кроме ядра?: система иницуиализацци, звуковая система, среда рабочего стола, что ещё?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

В начале говорилось о 3D ускорении

ошибаешься, на них можно написать что угодно, например аппаратное 3d на видеокарте

Так что не считается. Фреймбуфер и в Haiku есть.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

по-твоему mesa работает через какую-то магию, и программа не может делать те же самые вызовы drm api?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Как я писал ранее, в Mesa находятся драйвера видеокарт, которые генерируют последовательности комманд специфичные для каждой модели видеокарты. Без Mesa придётся свои драйвера писать.

В Haiku уже можно отсылать видеокарте последовательность команд, даже реализованы простые команды вроде blit и рисования прямоугольников.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

придётся

это не отменяет того, что это возможно и что не только консольные приложения возможны

anonymous
()
Ответ на: комментарий от X512

GUI сервер (X11, Wayland, Mir),

Wikipedia говорит что Mir, Wayland это дисплейный серверы, а про X Window System, что это оконная система. Я запутался.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Только такие приложения никому не нужны. Они будут на весь экран и в них всё надо будет реализовывать с нуля. Такого со времён DOS никто не делает. Для игр это может иметь смысл, но как мы установили 3D ускорения на голых системных вызовах нет.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: GUI сервер (X11, Wayland, Mir), от anonymous

Wikipedia говорит что Mir, Wayland это дисплейный серверы, а про X Window System, что это оконная система. Я запутался.

Разобрался, есть X Window System оконная система чтобы это ен значило, а есть X.Org Server дисплейный сервер.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от X512

не знаю, что вы там установили, знаю только что в линуксе аппаратное ускорение есть, а в хайку - нет, несмотря на то, что ей использовать mesa и glibc никто не запрещал…

anonymous
()
Ответ на: комментарий от X512

Расскажи всем про особенности app_server Haiku и что ты сам в него запилил!!

А то этот треп вокруг Линукс-ядра надоел.

beos ★★
()
Ответ на: GUI сервер (X11, Wayland, Mir), от anonymous

X11, Wayland, Mir, win32k.sys (Windows), app_server (Haiku) - это всё GUI серверы которые показывают окна программ на экране и отсылают сообщения от устройств ввода. В терминологиях разных систем они называются по разному. По мимо прочего Wayland - это протокол, конкретные релизации: Weston, kwin_wayland и т.д..

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

Составляю таблицу с составляющими для своего дистрибутива: core DE init file system package manager. Что ещё из основных компонентов я забыл?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от beos

Расскажи всем про особенности app_server Haiku

Не вижу смысла писать это сдесь. Быстро затеряется среди прочих комментариев. Была идея написать статью про архитектуру app_server на английском в www.haiku-os.org.

и что ты сам в него запилил!!

Список принятых изменений: https://git.haiku-os.org/haiku/log/src/servers/app?qt=author&q=X512.

А то этот треп вокруг Линукс-ядра надоел.

linux.org.ru

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

3dEyes New version of qthaikuplugins released:

Use GenericUnixFontdatabase

Add support subpixel antialiasing

Add support for tablet devices

Add new toolbar icons

OpenGL enabled for qtwebkit browsers (WebGL support)

beos ★★
()
Последнее исправление: beos (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonymous

Это почти как: Если бы рамблер в свое время не перешел на лин, 90 против 10, что румблер бы не был похоронен. Последние 10 лет во всем мире так, до чего дотрагиваются хипстеры, превращается в питонячие экскременты.

Нет, не почти. Даже рядом не так.

во всем мире так

Мировая практика, ага. :-D

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Если бы топы рамблера в свое время не стали бы сокращать операционные расходы

Много умных слов затмевают суть. Необходимость сокращать операционные расходы наступает при условиях, когда твой рыночек открыт для конкурентов, а рыночищи конкурентов закрыты для твоего. И тогда ты можешь хоть из штанов выскакивать, материть топов, хопсторов и дерипасок – не измениться ничего. И останется только один путь: до основанья, а затем.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от X512

Идея годная, и перевод на Хабре сделать.

beos ★★
()
Ответ на: комментарий от X512

Не вижу смысла писать это сдесь. Быстро затеряется среди прочих комментариев.

Так напиши в отдельную тему. По-русски тоже, думаю, много кому интересно почитать будет.

hobbit ★★★★★
()

Если BeOS в конце 90-х пыталась конкурировать с Microsoft Windows, то Haiku как реплика BeOS, могла бы конкурировать с ReacOS как репликой Microsoft Windows. Нужно составить таблицу сравнительную, неких показателей, чтобы понять кто где проигрывает, чтобы подтянуть недоработки и выявить плюсы.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Интересно будет посмотреть на эту таблицу, учитывая некоторые исторические факты:

" Разработчики открытой операционной системы ReactOS, нацеленной на обеспечение совместимости с программами и драйверами Microsoft Windows семейства NT (XP/2003/Vista), сообщили о прогрессе в создании USB-стека, в качестве основы для которого был использован USB-стек, разработанный проектом Haiku, в рамках которого развивается свободный аналог ОС BeOS.

В настоящее время работа над USB-стеком уже близка к завершению, например, в текущем состоянии уже можно загрузить ReactOS с USB-накопителя. Многие структуры и определения в стеке, связанные с реализацией протокола USB, непосредственно заимствованы из USB-стека Haiku. Связанный с USB код из Haiku также был использован для изучения поведения различных USB-устройств и связанных с протоколом тонкостей, не отражённых в официальных спецификациях. "

21.02.2012

beos ★★
()
Ответ на: комментарий от beos

Короче я понял, ReactOS это Wine с USB стеком Haiku :-) Ну может сравнивать Haiku с AROS а может все три. Только не понятно какие критерии. Я не разбираюсь во внутреннем устройстве ОСей.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

В данный момент есть два варианта для пакетного обновления самой ОС Haiku и софта - стабильная ветка R1/Beta2 и master - ночные билды пакетов. Переход между ветками реализован максимально просто - переключение репозиториев в GUI и синхронизация/обновление пакетов в терминале командой pkgman full

https://i.imgur.com/9MVsZvj.png

beos ★★
()
Последнее исправление: beos (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonymous

https://www.haiku-os.org/legacy-docs/programming_the_be_operating_system.pdf луччее сало…. православно/кошерно/халяльное…

http://rudolfs-place.nl/BeOS/Downloads/drivers_howto_english_12_r031_preview.pdf

beos ★★
()
Последнее исправление: beos (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от beos

За документацию огромное спасибо. Система интересная, теперь познаю её глубины)) Буду ли в ней «жить», будем посмотреть, покурить матчасть и прочее. В принципе возможно. Зависит от того, насколько шустро смогу приспособить гайку под свои задачи. Бесцельное барражирование в интернете - это последнее, что меня интересует в ИТ.

Кстати, многие обозреватели гайки (из доступных в инете) берутся рассказывать о системе, даже не утруждая себя хотя бы поверхностным гуглежом.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Увы… качество роликов от любителей - первотыков на ютубе очень низкое, некоторые пропускают HaikuDepot мимо глаз. Дуракоупорность у Гайки низковата, например, в Тракере /оконный менеджер/ предусмотрена защита от неадекватных действий пользователя /кой-какие папочки скрыты/, а вот двухпанельные файлменеджеры со стороны показывают все-все… Вот свежий пример тому, что не следует пускать юзверя в /dev каталоги

https://www.youtube.com/watch?v=36Kz5bK--b4

beos ★★
()
Последнее исправление: beos (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonymous

BeOS в конце 90-х пыталась конкурировать с Microsoft Windows

Не пыталась. В Be Inc. пытались предложить свой продукт Apple, а потом, после интриги Джобса, поставившей крест на BeOS, они пытались продвигать своё железо (которое на самом деле проектировали втихаря параллельно с ОС).

Конкурировать с платформой Winel бесполезно. В штабе Be Inc. это понимали. С шашкой на танк не поскачешь.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от beos

Cклад

А ты тут нам рассказываешь, что это первотыки-аноны - полные дебилы, а переводчик= мудрец, кратко-талантливый… Ну да

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

У Вас есть конструктивное предложение с лучшим переводом, чем Склад? Или токо кипятком ссать горазды?

beos ★★
()
Ответ на: комментарий от beos

Ну, собственно, чего ждать от коллекционеров лайков? Да и любой обзор любого программного продукта всегда поверхностен. Мне всё это напоминает среднюю финскую школу, несколько своеобразную в сравнении с русско-советской. И как там мог появится Торвальдс? :-D

Но это лирика, припомнилось кое-что.

Поэтому я не особо верю во всеобщую визуализацию познавательного процесса. Как дополнение, краткий рассказ, мануал, но не более. Вот как можно рассказать о системе при помощи роликов? Любое познавательное видео должно либо предварять некий пласт материала и/или упражнений, либо завершать. А ютуберы тупо выдёргивают из контекста что-либо, скорость работы, визуальные моменты и всё. Остальное – самое вкусное, остаётся за кадром. И всё это называется «я вам рассказал о Гайке, теперь вы знаете всё» :-D

anonymous
()

Почему у хайку онли-рут режим? Разве это безопасно? И не за это ли ругали в свое время винду.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Почему у хайку онли-рут режим? Разве это безопасно? И не за это ли ругали в свое время винду.

Патамушта эта однопользовательская ОС, а не серверная. Со своей серверное пардигмой не надо лезть в чужой огород.

anonymous
()

При чем тут это. Винда на десктопе тоже однопользовательская ОС в большинстве своем. При этом в эпоху хр когда все сидели под администратором именно это являлось самой большой дырой.

anonymous
()

Кстати, на ноутах совсем необязательно иметь многопользовательские ОС. Защита от проникновения, да, нужна.

Но это вопрос дискуссионный. Пользуемся тем, что даёт недорыночек.

anonymous
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.