LINUX.ORG.RU

Вышла вторая бета-версия операционной системы Haiku R1

 ,


3

3

Опубликован второй бета-выпуск операционной системы Haiku R1.

Изначально проект был создан как реакция на закрытие ОС BeOS и развивался под именем OpenBeOS, но был переименован в 2004 году из-за претензий, связанных с использованием в названии торговой марки BeOS. Для оценки работы нового выпуска подготовлено несколько загрузочных Live-образов (x86, x86-64). Исходные тексты большей части ОС Haiku распространяются под свободной лицензией MIT, исключение составляют некоторые библиотеки, медиа-кодеки и компоненты, заимствованные из других проектов. ОС Haiku ориентирована на персональные компьютеры, использует собственное ядро, построенное на основе модульной архитектуры, оптимизированное для высокой отзывчивости на действия пользователя и эффективного выполнения многопоточных приложений. Для разработчиков представлен объектно-ориентированный API. Система напрямую базируется на технологиях BeOS 5 и нацелена на бинарную совместимость с приложениями для данной ОС.

Минимальное требование к оборудованию: CPU Pentium II и 256 МБ ОЗУ (рекомендовано Intel Core i3 и 2 ГБ ОЗУ).

В качестве файловой системы используется OpenBFS, поддерживающая расширенные атрибуты файлов, журналирование, 64-разрядные указатели, поддержку хранения мета-тэгов (для каждого файла можно сохранить атрибуты в форме ключ=значение, что делает ФС похожей на БД) и специальных индексов для ускорения выборки по ним. Для организации структуры директорий используются B+-деревья. Из кода BeOS в состав Haiku включен файловый менеджер Tracker и панель Deskbar, исходные тексты которых были открыты после ухода BeOS со сцены. За почти два года, прошедшие с момента прошлого обновления, в развитии Haiku приняли участие 101 разработчик, которые подготовили более 2800 изменений и закрыли 900 сообщений об ошибках и заявок на реализацию новшеств.

Основные новшества:

  • Улучшена работа на экранах с высокой плотностью пикселей (HiDPI). Обеспечено корректное масштабирование элементов интерфейса. В качестве ключевого фактора для масштабирования использован размер шрифта, в зависимости от которого автоматически выбирается масштаб всех остальных элементов интерфейса. Стандартный шрифт 12 пунктов. (размер по умолчанию) и шрифт 18 пунктов.

  • В панели Deskbar реализован режим «мини», при котором панель не занимает всю ширину экрана, а динамически меняется в зависимости от размещённых пиктограмм. Улучшен режим автоматического раскрытия панели, который увеличивает размер только при наведении мыши и отображает более компактный вариант в обычном режиме.

  • Добавлен интерфейс для настройки устройств ввода, в котором объединены конфигураторы мыши, клавиатуры и джойстика. Добавлена поддержка мышей с более чем тремя кнопками и появилась возможность настройки действий кнопок мыши.

  • Обновлён web-браузер WebPositive, который переведён на новый выпуск движка WebKit и оптимизирован для снижения потребления памяти.

  • Улучшена совместимость с POSIX и портирована большая порция новых программ, игр и графических тулкитов. В том числе доступны для запуска приложения LibreOffice, Telegram, Okular, Krita и AQEMU, а также игры FreeCiv, DreamChess, Minetest, OpenMW, Open Jedi Academy, OpenArena, Neverball, Arx-Libertatys, Colobot и другие.

  • В инсталлятор добавлена возможность исключения при установке необязательных пакетов, присутствующих на носителе. При настройке дисковых разделов показано больше информации о накопителях, реализовано определение применения шифрования и добавлены сведения о свободном пространстве в существующих разделах. Доступна опция для быстрого обновления Haiku R1 Beta 1 до выпуска Beta 2.

  • В терминале обеспечена эмуляция клавиши Meta. В настройках можно назначить выполнение роли Meta клавише Alt/Option, находящейся слева от пробела (клавиша Alt справа от пробела сохранит своё назначение).

  • Реализована поддержка накопителей NVMe и их использования в качестве загрузочных носителей.

  • Расширена и стабилизирована поддержка USB3 (XHCI). Налажена загрузка с USB3-устройств и обеспечена корректная работа с устройствами ввода.

  • Добавлен загрузчик для систем с UEFI.

  • Проведена работа по стабилизации и повышения производительности ядра. Устранены многие ошибки, приводившие к зависанию или крахам.

  • Код сетевых драйверов импортирован из FreeBSD 12.

Оригинал статьи здесь.
Примечания к релизу на английском здесь.

P.S.: Появились вопросы? Приглашаем вас в русскоязычный telegram-канал.

>>> Подробности



Проверено: cetjs2 ()

Ответ на: комментарий от anonymous

Например Хромиум

например хромиум это вообще целая ос в ос, со своим рендером и gui тулкитом. так забавно потом читать маняфантазии про какую-то там «цельность»…

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

например хромиум это вообще целая ос в ос, со своим рендером и gui тулкитом. так забавно потом читать маняфантазии про какую-то там «цельность»…

Как там systemd поживает? Её ещё linux ядро нужно?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от Moderators

Ну вот как еще проще тебе объяснить? На BeOS выпускалось ПО и игры на CD? Так вот копии этих CD в довесок с серийниками, патчами, кряками и кейгенами надо раздавать торрентом.

https://lmgtfy.com/?q=beos+software+archive

anonymous ()

Вышла вторая бета-версия операционной системы Haiku R1

И вот на удивление работает же. Не могу сказать что мне сильно понравилось, но справедливости ради - вполне работоспособно и даже местами оригинально. Невольно сразу сравнил с РеактОС, тут группа разработчиков на энтузиазме без всяких понтов готовую ОС запилила, а там куча дебилов 25 лет деньги клянчат и все клон винды устаревшей почти 20 лет назад создают, а по факту там просто ноль по сравнению с этой haiku, им до haiku еще лет 25 если вообще. Как говорится почувствуйте разницу.

mbivanyuk ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

На 64-х битной Гайке возможен запуск оригинального софта с BeOS?

Возможен, но пока не доделан и не вкючён в дистрибутив. Патч: https://review.haiku-os.org/c/haiku/+/2874. Тестовая сборка: https://keybase.pub/korli/haiku.image.xz. Оригинальное обсуждение: https://www.freelists.org/post/haiku-development/Implement-32-bit-userland-support-for-64-bit-Haiku,20.

X512 ()
Ответ на: комментарий от mbivanyuk

ну ты сравнил жопу с пальцем. одни занимаются обратной разработкой и совместимостью с вендой на ядерном уровне без документации и исходников

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

одни занимаются обратной разработкой и совместимостью с вендой на ядерном уровне без документации и исходников

Исходников BeOS тоже не было в публичном доступе. А документация на Windows есть в MSDN. Всё что не документировано реализовывать не нужно, это внутренние особенности реализации и они могут отличаться в разных реализациях или разных версиях реализации.

X512 ()
Ответ на: комментарий от X512

Всё что не документировано реализовывать не нужно

интересная теория, но софт так работать не будет, особенно драйвера

кроме того, кто там под вашей хайку старый софт от беос запускает? да никто, кроме пары разработчиков. потому не требуется, чтобы это работало в той же мере, как в реактоc

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

интересная теория, но софт так работать не будет, особенно драйвера

API драйверов Windows также документирован, есть WDK (Windows Driver Kit). Программы использующие недокументированные интерфейсы должны страдать и они страдают в том числе в Windows. Если какая-то конкретная кривая программа очеть нужна, можно использовать разные quirks.

X512 ()
Ответ на: комментарий от X512

Программы использующие недокументированные интерфейсы должны страдать

ожидаемый ответ от адепта никому не нужной маргинальной ос. в wine, как и в оригинальной windows делают так, чтобы программы работали

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

ожидаемый ответ от адепта никому не нужной маргинальной ос. в wine, как и в оригинальной windows делают так, чтобы программы работали

Если софтина юзает недокумментированные возможности, это проблема софтины. Разрабы РеактОС правильно делают что воспроизводят только доументированное поведение, чтобы не было претензий никаких.

anonymous ()

пруфы будут? реактос тупо использует код wine, а wine реализует недокументированное поведение

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

пруфы будут? реактос тупо использует код wine, а wine реализует недокументированное поведение

А будут пруфы что РеактОС тупо использует Вайн? А будуь пруфы, что вайн реализует недокументированные?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

В 32 битной версии доступно 2 компилятора: GCC2 и GCC4+. Это связано с тем, что в GCC поменяли ABI со своего на Intel Itanium ABI который сейчас используется везде кроме Windows. Для переключения на совеменный компилятор надо вызвать комманду «setarch x86».

X512 ()

пруфы что РеактОС тупо использует Вайн

https://reactos.org/wiki/WINE

пруфы, что вайн реализует недокументированные?

https://source.winehq.org/git/wine.git/blob/f56e409c2feb62056eb133e53fe398eadd0a503e:/dlls/shell32/dialogs.c#l471

ты бы хоть чуть разобрался в вопросе, прежде чем троллить тупостью

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

реактос тупо использует код wine

Не совсем. Основные DLL вроде ntdll, kernel32, user32, gdi32 у ReactOS свои. Также у ReactOS свой GUI сервер win32k.sys не основанный на Wine. Wine использует X11 и wineserver.

X512 ()
Ответ на: комментарий от X512

по-моему всем и так понятно, что если они реализуют ядро венды, то код для стыковки с иными ядрами другой

если у тебя есть какие-то возражения на «тупо использует код wine», то это на них не тянет

anonymous ()
Ответ на: комментарий от X512

и чё? дофига кода из вайна используется. если есть возражения - пиши пруфы на каждую строчку кода, что она не из вайна и исправляй вики реактоса, заявляющую что используется вайн

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

На реальном железе Haiku тоже работает, причём работает несколько дней подряд и собираются сложные проекты проде Blender, LLVM/clang, Mesa.

ReactOS на большинстве современного оборудования вообще не запускается.

X512 ()
Ответ на: комментарий от X512

Вот ещё: https://imgur.com/a/j6ibwAd, а после перезагрузки вот это: https://imgur.com/a/lSRxD8s. Так что мои слова про ReactOS 5 летней давности всё ещё актуальны. Произошло ято при попытке открыть GitHub в Firefox.

К тому же они всё ещё не догадалиь сделать трассировку стека в kernel panic, по BSOD понять что произошло практически невозможно. Зато косплеят под Windows XP.

X512 ()
Ответ на: комментарий от X512

собираются сложные проекты проде Blender, LLVM/clang, Mesa.

Мне не нужен блендер, я не пью, мне нужен хром или фаерфокс. Напиши в гугл и мозила, пусть озаьотятся, так и скажи, аноним с лора очень просил, Брин поймёт.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

одни занимаются обратной разработкой и совместимостью с вендой на ядерном уровне без документации и исходников

Какая совместимость на ядерном уровне, ты о чем? Самописное ядро которое за 25 лет не научили работать ни с одним железом вообще и которое даже базовых вещей не может + wine.

mbivanyuk ★★★★★ ()

Мне не нужен блендер,...

Ононимусам ваще ничо не нужно, ибо они - низшая ступень развития пишущего на ЛОР существа.

ЗЫ Либреофис таки тоже непростой проект.

beos ★★ ()
Ответ на: Мне не нужен блендер,... от beos

Ононимусам ваще ничо не нужно, ибо они - низшая ступень развития пишущего на ЛОР существа.

Аноним глаз народа, соль земли. В отличие от пятизвёздочных регистрантов, которые все как на подбор поехавшие кукушкой.

Ты считаешь что в 2020 году можно без нормального браузера серьзено разговарить?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от fsb4000

Говорить что ReactOS это Wine, это всё равно говорить что FreeBSD это Linux.

На ЛОРе эту мантру постоянно повторяют. А про то что Фряха не ЮНИКС, а ЛИнукс иногда ЮНИКС, я уже кажется даже самым упёртым объяснил.

Ксати, а Хайку вроде POSIX-совместимая, значит на неё можно присобачить гном три или КДЕ плазма?

anonymous ()

В Haiku есть Qt 5.15 интегрированный в нативном стиле. Это круче гнома или кедов..

PS гномо/кеды - отстойные комбайны на гусеничных иксах в сравнении с модульным GUI Haiku на реактивном app_server

beos ★★ ()
Последнее исправление: beos (всего исправлений: 5)
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Кстати у Haiku есть база оборудования? Чтобы хоть знать с чем она работает 100% стабильно и хорошо

Haiku программно совместимая с BeOS. BeOS была разработана для BeBox. Честно говоря я сомневаюсь что сохранилось много таких бибоксов. Хотя разрабатывать программно-ппаратный комплекс единствено верное решение, как и поступает Эпл. ,

anonymous ()