LINUX.ORG.RU

Вышла вторая бета-версия операционной системы Haiku R1

 ,


3

3

Опубликован второй бета-выпуск операционной системы Haiku R1.

Изначально проект был создан как реакция на закрытие ОС BeOS и развивался под именем OpenBeOS, но был переименован в 2004 году из-за претензий, связанных с использованием в названии торговой марки BeOS. Для оценки работы нового выпуска подготовлено несколько загрузочных Live-образов (x86, x86-64). Исходные тексты большей части ОС Haiku распространяются под свободной лицензией MIT, исключение составляют некоторые библиотеки, медиа-кодеки и компоненты, заимствованные из других проектов. ОС Haiku ориентирована на персональные компьютеры, использует собственное ядро, построенное на основе модульной архитектуры, оптимизированное для высокой отзывчивости на действия пользователя и эффективного выполнения многопоточных приложений. Для разработчиков представлен объектно-ориентированный API. Система напрямую базируется на технологиях BeOS 5 и нацелена на бинарную совместимость с приложениями для данной ОС.

Минимальное требование к оборудованию: CPU Pentium II и 256 МБ ОЗУ (рекомендовано Intel Core i3 и 2 ГБ ОЗУ).

В качестве файловой системы используется OpenBFS, поддерживающая расширенные атрибуты файлов, журналирование, 64-разрядные указатели, поддержку хранения мета-тэгов (для каждого файла можно сохранить атрибуты в форме ключ=значение, что делает ФС похожей на БД) и специальных индексов для ускорения выборки по ним. Для организации структуры директорий используются B+-деревья. Из кода BeOS в состав Haiku включен файловый менеджер Tracker и панель Deskbar, исходные тексты которых были открыты после ухода BeOS со сцены. За почти два года, прошедшие с момента прошлого обновления, в развитии Haiku приняли участие 101 разработчик, которые подготовили более 2800 изменений и закрыли 900 сообщений об ошибках и заявок на реализацию новшеств.

Основные новшества:

  • Улучшена работа на экранах с высокой плотностью пикселей (HiDPI). Обеспечено корректное масштабирование элементов интерфейса. В качестве ключевого фактора для масштабирования использован размер шрифта, в зависимости от которого автоматически выбирается масштаб всех остальных элементов интерфейса. Стандартный шрифт 12 пунктов. (размер по умолчанию) и шрифт 18 пунктов.

  • В панели Deskbar реализован режим «мини», при котором панель не занимает всю ширину экрана, а динамически меняется в зависимости от размещённых пиктограмм. Улучшен режим автоматического раскрытия панели, который увеличивает размер только при наведении мыши и отображает более компактный вариант в обычном режиме.

  • Добавлен интерфейс для настройки устройств ввода, в котором объединены конфигураторы мыши, клавиатуры и джойстика. Добавлена поддержка мышей с более чем тремя кнопками и появилась возможность настройки действий кнопок мыши.

  • Обновлён web-браузер WebPositive, который переведён на новый выпуск движка WebKit и оптимизирован для снижения потребления памяти.

  • Улучшена совместимость с POSIX и портирована большая порция новых программ, игр и графических тулкитов. В том числе доступны для запуска приложения LibreOffice, Telegram, Okular, Krita и AQEMU, а также игры FreeCiv, DreamChess, Minetest, OpenMW, Open Jedi Academy, OpenArena, Neverball, Arx-Libertatys, Colobot и другие.

  • В инсталлятор добавлена возможность исключения при установке необязательных пакетов, присутствующих на носителе. При настройке дисковых разделов показано больше информации о накопителях, реализовано определение применения шифрования и добавлены сведения о свободном пространстве в существующих разделах. Доступна опция для быстрого обновления Haiku R1 Beta 1 до выпуска Beta 2.

  • В терминале обеспечена эмуляция клавиши Meta. В настройках можно назначить выполнение роли Meta клавише Alt/Option, находящейся слева от пробела (клавиша Alt справа от пробела сохранит своё назначение).

  • Реализована поддержка накопителей NVMe и их использования в качестве загрузочных носителей.

  • Расширена и стабилизирована поддержка USB3 (XHCI). Налажена загрузка с USB3-устройств и обеспечена корректная работа с устройствами ввода.

  • Добавлен загрузчик для систем с UEFI.

  • Проведена работа по стабилизации и повышения производительности ядра. Устранены многие ошибки, приводившие к зависанию или крахам.

  • Код сетевых драйверов импортирован из FreeBSD 12.

Оригинал статьи здесь.
Примечания к релизу на английском здесь.

P.S.: Появились вопросы? Приглашаем вас в русскоязычный telegram-канал.

>>> Подробности



Проверено: cetjs2 ()

Ответ на: комментарий от beos

Нормально все с браузерами

Подтверждаю. Я даже на ЛОР с Haiku зашел.

mbivanyuk ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от mbivanyuk

Подтверждаю. Я даже на ЛОР с Haiku зашел.

Нормально с браузера, это когда гугл поиск, ютуб, фейстук с твиттерами и другие смоциальные сети открывает как надо.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

В Инпут настройках включите автофокус мышке - и будет Вам щастье!

beos ★★ ()

Кардридеры, сканеры отпечатков работают?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от beos

Дело не в фокусе. А в самом интерфейсе. Он с каким-то лагом отрисовывается. В частности древовидные меню. Я не знаю в чём дело

Sunderland93 ★★★★★ ()

Haiku программно совместимая с BeOS

Но ядра у них разные, к тому же в Haiku много драйверов перенесено с FreeBSD и (возможно) Linux. Вот мне и интересен экий некий список оборудования, где она себя как дома будет чувствовать. Тем более что его достаточно просто создать, ведь судя по форумам сообщество у Haiku относительно живое

Sunderland93 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Но ядра у них разные,

Капитан очевидность, перелогиньтесь. Ну хватит уже подтверждать что пятизвёздочные регитсранты не путать с пятизвёздочным коняьком - это клоуны. Я скоро себе живот надорву с твоими умозаключениями.

anonymous ()
Ответ на: Но ядра у них разные, от anonymous

Ты совсем поехавший? Я это говорил к тому что то, что поддерживает BeOS мало связано с тем, что поддерживает Haiku. Вторая всяко больше оборудования должна держать.

Sunderland93 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Ты задаешь абстрактные, теоритеческие вопросы. Ставь ОС на коркретную ЭВМ, тестируй, пиши репорты. Ну или наладь производство ЭВМ для Хайку, смысл демагогию разводить.

anonymous ()

Я буду устанавливать сейчас все игры.

Успешность настольной операционной системы определяется возможностью запустить на ней игры. Когда будтей Wine, Proton. Скажите мне конкртеную дату и время.

anonymous ()
Ответ на: Я буду устанавливать сейчас все игры. от anonymous

вайн, протон и игры не спроектированы грамотно целостно с остальной системой хайку, а значит не нужны… это пусть всякие пингвины таким заморачиваются

anonymous ()
Ответ на: Я буду устанавливать сейчас все игры. от anonymous

Wine (32 и г4 битные версии) требует доступа к LDT (local descriptor table) и регистру FS/GS который используется для NtCurrentTeb. В ядре Haiku нет поддержки этих регистров, изначально они использовались в 16 битном коде для сегментной адресации которая уже давно не актуальна.

X512 ()
Ответ на: комментарий от X512

А свой эмулятор для запуска виндовз игр можно написать? Есть список свободны игровых движков для проприетарных игр. Разработчикам или кому то из сообщества надо назначить ответственного, кто возьмётся хотя бы из портировать на Хайку. Надо портировать,собирать игровые билды и играть, играть и снимать видео, заливать на youtube и на twitch.tv.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

А свой эмулятор для запуска виндовз игр можно написать?

Поддерживать FS/GS придётся полюбому потому что это часть Windows ABI, генерируется компилятором (например при обработке SEH исключений) и содержится в исполняемых файлах. Баг: #7502.

X512 ()
Ответ на: комментарий от X512

да в этих процессорах вообще базар с регистрами, стоит выкинуть их поддержку. ведь они не были спроектированы целостно с хайку…

anonymous ()
Ответ на: комментарий от beos

Подписался на телегу. Пару роликов доставили. Но они тоже такие, демонстрационные. Зато без пафосной белиберды.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Видео заснять можете? лага в отрисовке

beos ★★ ()

Без эмулятора Windows игры вообще никому не нужно.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от X512

Движок без https, ему нужен вместо openssl - boringssl которого в Гайку еще не завезли….

beos ★★ ()
Ответ на: комментарий от X512

в венде от версии к версии ломается софт…

Потому что он некорректно использует API или содержит ошибки. У меня софт (сложный софт, не блокнот) времён Windows 95 без проблем работает в Windows 10 и Wine.

Тем не менее софт не работает многий. А то, что некорректно используется API или софт содержит ошибки, какая разница? Не работает же!

gammaray ()
Ответ на: комментарий от Vinni_Pooh

К сожалению, последний раз, когда я его трогал, даже в мейллистах не было шевеления.

Хотя сейчас глянул — в commit-hurd шевеление появилось. Это обнадёживает.

hobbit ★★★★★ ()
Последнее исправление: hobbit (всего исправлений: 2)

так чё, в этом поделии ещё и avx не поддерживался? ахаха

anonymous ()
Ответ на: комментарий от X512

Г. Троеглазов обновил рецепт сборки движка Хрома с Qt 5.12 на Qt 5.15, пока без SSL Лиха беда - начало….

beos ★★ ()

Когда запилят хотя бы драйвера свободные или портируют - можно будет на постоянке щупать.

Последние разы были проблемы с доступом к репозиториям, РКН блочил.

В целом радует возможность компиляния крупного софта на всяком QT, но не более.

Так же концепция однопользовательской ОС немного устарела имхо.

Ну и конечно большой плюс это дефолтное DE, но и большой минус в его внешнем виде и отсутствии вменяемой кастомизации, тем и прочих свистоперделок. Будем ждать.

shpinog ★★ ()
Ответ на: комментарий от shpinog

да какие дрова если у них там даже проц нормально не работает - только недавно поддержку avx для запускаемого софта недавно начали запиливать…

anonymous ()

и что забавно, выше они втирали, как у них графика быстро обрабатывается через simd

маркетологи 11/10

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Нормально это как? Он работает, у меня по крайне мере, да и у других.

Вопрос в поддержке всех инструкций? Ок, но даже в linux который в 1000 раз больше поддержка появляется не сразу.

А дрова конечно они сами не потянут, нужно идти по пути бздунов.

shpinog ★★ ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Ну там действительно не плохо 2Д работает в целом на проце, какой-нибудь ютуб в HD вполне пыхтит.

shpinog ★★ ()
Ответ на: комментарий от shpinog

девять леть это очень уж мягко сказано для девяти лет(!), которые это avx есть и везде используется…

не плохо

выше по треду установили, что в 2-3 раза медленнее, что неудивительно

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

«не сразу это очень уж мягко сказано» fix

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

девять леть это очень уж мягко сказано для девяти лет(!), которые это avx есть и везде используется…

Слушай, ну всё относительно. Какая нибудь реактОС до сих пор в преальфе. Здесь же ты имеешь работающею и не падающею ОС, в которую не вкладывали бюджетные деньги и пилили 3.5 человека.

выше по треду установили, что в 2-3 раза медленнее, что неудивительно

Я не знаю кто-там и что установил. Я запускал видео в ютубе и оно работало, без лагов с максимальным количеством кадров. В плеере работало FullHD.

Если оно грузит проц больше, то я могу в это поверить, но это не «Медленее», это вопрос оптимизации. Но я очень сомневаюсь что без нативных дров в линуксе моя видяха на vesa драйвере, будет играть хотя бы 720р без лагов.

shpinog ★★ ()
Ответ на: комментарий от shpinog

но это не «Медленее

да как раз медленнее, ведь отрисовка занимает больше времени. а теперь представь, если проц занят на 100% компиляцией например…

anonymous ()
Ответ на: комментарий от shpinog

Так же концепция однопользовательской ОС немного устарела имхо.

Зачем вам несколько пользователей на десктопной операционной системе?

X512 ()
Ответ на: комментарий от X512

чтобы кхренам не снести всю систему нечаянно? чтобы этого же не мог сделать сраный браузер с дырой в жаваскрипте? капец, и эти люди воображают себя разработчиками ос…

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Какое это имеет отношение к многопользовательности? Права доступа для программ и защиту системы можно сделать и без поддержки нескольких интерактивных пользовательских сессий.

Дыры и в ядре бывают и их регулярно находят во всех ОС, так что никакие пользователи не помогут.

X512 ()
Ответ на: комментарий от X512

Права доступа для программ и защиту системы можно сделать

мы сделаем по сути нескольких пользователей, но будем делать вид, что ЭТО ДРУГОЕ

нескольких интерактивных пользовательских сессий

пошли манёвры

anonymous ()
Ответ на: комментарий от X512

Дыры и в ядре бывают

одна дыра где-то там не значит, что автоматически аннулируются все слои защиты

ну врочем понимания таких очевидных вещей можно было не ожидать

anonymous ()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.