LINUX.ORG.RU

Релиз CRUX 3.4

 , ,


3

1

Как обычно, спустя более года разработки, подготовлен релиз легковесного, оптимизированного под платформу x86-64 source-based дистрибутива Linux, ориентированного на опытных пользователей. Основная идея проекта — максимально придерживаться принципа K.I.S.S, т.е всячески препятствовать усложнению системы, чтобы она оставалась прозрачной не только для узкого круга специалистов, занятых в разработке, но и для обычных пользователей. Дистрибутив основан на максимально упрощенных BSD-подобных скриптах инициализации и содержит относительно небольшое число готовых бинарных пакетов. Кроме того, CRUX имеет систему портов, позволяющую легко устанавливать и обновлять приложения, идея которой была взята из FreeBSD.

В новой версии осуществлён переход на ядро Linux 4.14.40 (но это маловажно, т.к. пользователь обновляет ядро сам, дистрибутив не занимается поддержкой ядер), обновлены системные компоненты: glibc 2.27, gcc 7.3.0 и binutils 2.29.1. Графический стек основан на Xorg 7.7 и xorg-server 1.20.

Полный список изменений

Руководство

Скачать ISO

Пример chroot установки

На будущее всем желающим, неофициальный CRUX 3.4 ISO, созданный с обновленными пакетами (а иногда и ядром) для избежания длинных сроков компиляции из-за обновлений после официального выпуска можно будет скачать на этой странице разработчика.

>>> Подробности

Ответ на: комментарий от saahriktu

Ты привёл интересный пример, на самом деле. Именно диспетчер устройств с каждой новой версией винды прячется всё глубже и глубже в панели управления. Только вызов оснастки по имени из консоли пока и спасает... Но это (консоль) явно не путь начинающего пользователя.

И я молчу о более хитрых настройках. Например в десяточке сменить комбинацию переключения раскладки клавиатуры ещё тот квест. А сменить переключатель раскладки на экране загрузки - уже настоящий хорор с более чем десятком переходов по меню.

Я дочь дуалбутчика, и там не всё так однозначно.

GenuZ ()
Ответ на: комментарий от Bobby_

зачем изучать вещи которые тебе не пригодятся?

Что значит «не пригодятся»? Мне OpenBSD очень даже годится, я вот ею прямо сейчас пользуюсь.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от zoloz

опередил )) тоже пришла сразу мысль предыдущего оратора
чем оно лучше дебиана ?
зачем плодить тысячи и тысячи Linux\Unix\BSD или что там у вас >>?

Debian протух начиная с того момента как начал юзать systemd.А возможность плодить много линукс, при этом не выходя особо за рамки стандартов и понятности-в этом отчасти и есть сила линуха-)

например Windows он всегда один

Windown то один, но всегда такой разный-безобразный-))

ChAnton ()
Последнее исправление: ChAnton (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от chinarulezz

я не вентилировала этот вопрос. собственно, от него зависела лишь регистрация доменных имён, что не так важно. так что то, что он куда-то исчез, никак не повлияет на сам дистр.

Iron_Bug ★★★ ()

Дистрибутив основан на максимально упрощенных BSD-подобных скриптах инициализации

а как называется тамошняя система инициализации? где исходники инита глянуть?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от Iron_Bug

А сколько там вообще разработчиков/мейнтейнеров?

Я поддерживаю одну машинку с войдом, примерно раз в месяц (когда бываю рядом, удалённо это делать стремновато) обновляю и чиню, если что сломалось. Так вот, в последний раз у меня там сломались fontconfig и pango-xft-... Времени разбираться не было, пришлось откатить. Вроде бы баг в апстриме fontconfig'а, и патчей в войд не завозили, когда я последний раз смотрел.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

стремление некоторых корпораций и многих неалёких программистов превратить линукс в очередной клон винды для «тупого юзера»

Корпорации и расчет на тупого юзера - это лучшее что может случиться с Линукс. Линукс представлял собой неудобоваримое, застрявшее во времени и дерьмокоде нечто, пока не появилась Убунту для тупых юзеров и РедХат - ужасная корпорация. Первая принесла в Линукс человеческое лицо, а вторая наконец пнула свободный софт к развитию и унификации.

Естественно, OpenBSD выше всего этого. Она так и осталась в начале 2000-х. Нет развития - нет проблем. В мавзолее все спокойно.

qtm ()
Ответ на: комментарий от anonymous

я их не считала. но разработчиков довольно много.

десктопными приблудами я мало интересуюсь. потому что мне нужен минимум и он работает стабильно. с фонтами я вообще не заморачиваюсь: вот что по дефолту ставится - то и пользую. так что насчёт этого ничего сказать не могу.

Iron_Bug ★★★ ()
Ответ на: комментарий от anonymous

а как называется тамошняя система инициализации?

Так и называется, BSD-подобная.

где исходники инита глянуть?

Инит там — обычный sysvinit. Эмуляция bsd-подобности достигается необычным /etc/inittab'ом, с упрощённой системой runlevel'ов.

Репозиторий портов базовой системы (core) там. Там можешь посмотреть скрипты инициализации (порт называется rc) и найти ссылку на sysvinit, если что.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от qtm

Линукс представлял собой неудобоваримое, застрявшее во времени и дерьмокоде нечто, пока не появилась Убунту для тупых юзеров и РедХат - ужасная корпорация. Первая принесла в Линукс человеческое лицо, а вторая наконец пнула свободный софт к развитию и унификации.

глубоко лизнул. когда редхат захватит мир, будешь представлен к награде.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от qtm

Корпорации и расчет на тупого юзера - это лучшее что может случиться с Линукс.

Но зачем? Есть же винда, есть макось. Неужели тупым юзерам этого мало?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Больше тупых юзеров - больше доля рынка. Больше доля рынка - больше внимания корпораций. Больше внимания корпораций - больше софта и игорей. Так что, если кто-то всеми силами и приближает вендекапец, так это в первую очередь тупые юзеры. Им точно все равно где сидеть, на винде, макоси или линухе. Лишь бы сосед Вася все настроил и все работало.

qtm ()
Ответ на: комментарий от qtm

Больше внимания корпораций - больше софта и игорей.

Софт от корпораций — говно. Да ещё и со встроенной рекламой. Корпорации разрабатывают софт в соответствии с идеями маркетологов, а эти идеи обычно не совпадают с тем, что нужно пользователю (хотя убедить его в обратном, по большому счёту, тоже задача маркетологов).

Так что, если кто-то всеми силами и приближает вендекапец, так это в первую очередь тупые юзеры.

Так это не «виндекапец», это просто подмена оригинальной винды на винду с линуксовым ядром.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Корпорации разрабатывают софт в соответствии с идеями маркетологов, а эти идеи обычно не совпадают с тем, что нужно пользователю

Именно поэтому пользователи линукс массово костылят в вайне фотошопы и майкрософтофисы. Потому что это поганый, напичканный рекламой и ненужный пользователю софт.

qtm ()
Ответ на: комментарий от anonymous

поставил свежую OpenBSD на посмотреть и обнаружил, что её базовая система близка к тому идеалу

я не приемлю *BSD из-за лицензии, так как свободному человеку неприятно, когда его творения помогают создавать корпоративные зонды Большого Брата (привет Таненбауму!)

anonymous ()
Ответ на: комментарий от saahriktu

И, да, юзер привыкает к конкретным названиям элементов управления

Знал одного кадра, который устраивал истерику от того, что в винде 2000 все совсем не так, как в винде 98 к которой он уже привык.

YogSagot ()
Ответ на: комментарий от qtm

фотошопы и майкрософтофисы

Фотошоп и офис были написаны ещё тогда, когда маркетологи не правили бал в корпорациях. А сейчас от очередного обновления того же офиса даже многие «тупые юзеры» и то плюются.

ненужный пользователю софт

И да, та же «нужность» офиса — во многом искусственно созданная потребность.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

я не приемлю *BSD из-за лицензии

Лицензия BSD самая свободная, в том смысле, что в идеальном мире, где нет законов об интеллектуальной собственности, именно на условиях подобных BSD будет распространяться весь софт.

GPL — это лицензия для нашего неидеального грязного копирастического мира, помогающая бороться с копирастами. Но с другой стороны, так ли уж хорошо, что мы играем с ними на их поле и по их правилам? Не становимся ли мы таким образом сами подобны им?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Лицензия BSD самая свободная

это только на первый взгляд, как и «светлое коммунистическое будущее», а на деле вы копаете сами себе могилу, помогая Большому Брату загонять вас в ГУЛАГ

не вижу повода для радости тому же Таненбауму, чьё творение широко задействовано в интеловском зонде, а ведь без пермиссивной лицензии могло быть иначе

cамый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!(c)

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Для меня важно, чтобы систему было легко изучать

Линуксам и бсд, возможно, больше лет, чем тебе. Чё там изучать?! Конфиги sysvinit на ночь что ли зачитывать? Изучать надо технологии и базовые принципы, которые по книжкам учатся.

Clayman ()
Ответ на: комментарий от pac-man

Это всё, что нужно знать о воид. Спасибо)

Дык ёлы-палы, сам страдаю. С удовольствием бы поставил туда ту же OpenBSD, у неё обновления стабильные как железобетон. Но там нужен скайп, будь он неладен. Даже флэш уже не нужен, вроде бы. Но вот скайп...

А из линуксов я не знаю, какая ещё система (1) минималистична, (2) имеет бинарные пакеты и (3) позволит без особого геморроя некоторые пакеты пересобрать с моими изменениями.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от Clayman

Ну, сколько людей, столько и мнений. Вон, kirk_johnson наоборот пишет, что как раз на локалхост и не годится, если я его правильно понял.

Мне годится и на десктопе, и на домашнем серверочке для всякой мелочи (в основном музыку он играет на кухне да прокси держит).

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Десктоп и серверочек для прокси - это и есть локалхост. Когда начинается испытание кровавым энтерпрайзом - все эти ваши «мне хватает» обретают свою истинную цену.

Clayman ()
Ответ на: комментарий от Clayman

Линуксам и бсд, возможно, больше лет, чем тебе.

Ну, линуксу-то совсем нет. Я им, кстати, где-то в 97-м уже пользовался. А бсд прародитель да, чуток постарше меня будет, на пару лет.

Чё там изучать

Я, дружочек, не говорю про изучение ради изучения. Я говорю о том, что если что-то сломалось или работает не так, то понять почему и починить у меня гораздо больше шансов в бсд, чем в линуксе. Не говоря уже о том, что и просто пользоваться системой гораздо приятнее, осознавая как она работает. Поэтому, чем меньше там слоёв сложности накручено, тем мне лучше.

Изучать надо технологии и базовые принципы, которые по книжкам учатся.

Вот давай ты не будешь мне говорить, что мне надо изучать. А я тогда тебе не буду говорить, куда тебе надо пойти.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от YogSagot

Одного кадра? Вспомните выход шиндошс8. Убрали кнопку Пуск. Такой хай поднялся. Кнопочка пропала - шаблон порвался. Замечательное было время :D

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Я говорю о том, что если что-то сломалось или работает не так, то понять почему и починить у меня гораздо больше шансов в бсд, чем в линуксе

Алло, это операционная система для ЭВМ, а не система управления Space X. Что ты там чинишь, отвалившиеся плагины в файрфоксе?

Clayman ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Тролль 69 левела, залогинься! ;)

И по пунктам я глянул: CRUX во все поля. Только времени зохавает разово (дьявол в мелочах) на прилизывание всякаго. А патом - BSD стил с усеми плюхами Linux: модно-молодёжные программы на электронах, звук веселее (ALSA, что там не поют, выдаёт звук какчественнее, дада), дрова на фсё новое. И я так вижу, тролль уже старше 12 годков, зенки то одни, а дровишки на видео у openBSD печаль-беда. Какое там 4к!..

kaban_lyalya ()
Ответ на: комментарий от anonymous

с дровами как?

Традиционно плохо. Разработчиков мало, а железки ещё и реверс-инженерить часто приходится.

принтер, сканер, вайфай, блютуз, планшет, hdmi понимает?

В зависимости от моделей либо да, либо нет. Разве что блютуз точно нет — не нашлось ни одного разработчика, которому это было бы надо.

А так-то, с дровами традиционно всё хорошо в винде, говорят.

anonymous ()