LINUX.ORG.RU

Red Hat откажется от разработки X.org в ближайшем будущем

 , , ,


1

3

Глава подразделения Desktop компании Red Hat Кристиан Шаллер (Christian Schaller) раскрыл в своем блоге планы команды по разработке Wayland и полному прекращению разработки X Window System (X, X11):

Christian Schaller:

«Как только мы закончим с этим (полный отказ от необходимости в XWayland прим. автора), мы планируем довольно быстро перевести X.org в режим „повышенной поддержки“. Реальность такова, что X.org в основном поддерживается нами и, таким образом, если мы перестаем тратить на него время, навряд ли будут выпущены новые „мажорные“ релизы и даже, возможно, со временем все придет в упадок. Мы будем следить за этим, поскольку мы хотим быть уверены, что X.org остается с поддержкой до конца жизненного цикла RHEL8, как минимум и пусть это будет дружеским пожеланием всем, кто полагается на нашу работу по поддержке графического стэка Linux: переходите на Wayland, это будущее.»

С учетом того, что стандартный цикл поддержки Red Hat минимум 10 лет (больше за дополнительную плату), следовательно X.org будет получать обновления от компании все это время.

Еще интересного в статье:

  • основная цель полностью убрать зависимость от X, так, чтобы окружение Gnome работало без XWayland (работа почти завершена) Это произойдет в ближайшем или в следующем за ним мажорном релизе Gnome (3.34 или 3.36)
  • XWayland server будет запускаться по-необходимости и выключаться по завершении программы, которая в нем нуждалась
  • идет работа по запуску графических приложений в XWayland от root
  • идет работа над улучшением поддержки библиотеки SDL в Wayland касаемо масштабирования экрана для игр с низким разрешением
  • наконец завершена поддержка аппаратного ускорения при работе с проприетарным драйвером от Nvidia для XWayland (ускорение работало только с Wayland) «осталось дождаться одобрения от Nvidia»

>>> Подробности

★★

Проверено: jollheef ()

Ответ на: комментарий от psv1967

Надо ввести понятие «токсичные коммиты"ТМ (хоть на что то этот левацкий бред полезное сподобится :).

Ну это уже анальная огороженость со стороны гипотетического сообщества. В итоге всё равно решают комерсы, а сообщество может только срачевать на ЛОРах.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от psv1967

Если красная панама говорит работающему на него человеку что в проект не надо коммитить

А коммитит этот человек в X.Org надо полагать из личных побуждений, энтузиазма и исследовательских порывов? Оно ведь всем приятно, ковыряться в древнем копролите из середины 80-ых, в котором кишат bad practice и race conditions.

Простой манипуляцией с вытеснением независимых разработчиков из проекта

Перечисли тех, кого вытеснили и не дают право коммитить в X.Org

и последующим отключением вытеснившего этих независимых разработчиков потока оплачиваемой красной панамы разработки

Вот кстати, если бы не поддержка Red Hat, иксы может быть самозакопались ещё 10 лет назад. Просто потому, что туда перестали коммитить энтузиасты, которых вытеснил древний иксовый говнокод: https://cgit.freedesktop.org/xorg/xserver/commit/?id=c9468177486833d521ec62c7b0266b4be8200de7, а не корпорации.

EXL ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от psv1967

Надо ввести понятие «токсичные коммиты"ТМ (хоть на что то этот левацкий бред полезное сподобится :).

Надо просто сделать поддержку X.Org платной. Хочешь пользоваться древним Legacy – плати.

EXL ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от psv1967

недружественное поглощение открытого проекта

Проект как был под X.Org Foundation так и остался. Внизапно красношляпа не обязана вливать бабло ни в один проект. Финансируют то, с чем им по пути.

Простой манипуляцией с вытеснением независимых разработчиков из проекта, и последующим отключением вытеснившего этих независимых разработчиков потока оплачиваемой красной панамы разработки

Всё время у вас кто-то виноват и рептилоиды заговоры строят, а агенты моссада не дают коммитить в проекты и расстреливают за форки.

Красношляпа просто сказала, что больше не будет вливать бабло в проект, ты бы должен радоваться, что наконец-то можно повышать процент коммитов от некрасношляпы, но нет, сразу начинается кукареканье о «всёпропало» и какой-то бред о непринятии коммитов от тех, кому за работу платят.

zink ★★ ()
Ответ на: комментарий от psv1967

Вот поэтому нельзя допускать что бы доля некой одной корпорации в открытом проекте сообщества превышала 40%.

Видимо вам стоит выйти в Конгресс США с законодательной инициативой.

Просто отказываться от помощи, больше сообществу не переварить и ведет к недружественному (кто то еще будет спорить?) захвату проекта путем вытеснения независимых разработчиков.

Хватит, никакое сообщество такой огромный и суперсложный проект как X.org развивать не сможет.

Polugnom ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от psv1967

Вот поэтому нельзя допускать что бы доля некой одной корпорации в открытом проекте сообщества превышала 40%.

Просто отказываться от помощи, больше сообществу не переварить и ведет к недружественному (кто то еще будет спорить?) захвату проекта путем вытеснения независимых разработчиков.

Правильно - как общая логика.

Но это должно относится не только к корпорациям, но и к любым группировкам. Ведь даже внекорпоративные группы могут начать доминировать своей концепцией.

К сожалению на данном этапе развития общества это невозможно осуществить, поэтому имеем то, что имеем (Debian - пример).

Могло бы так быть при грамотном руководителе, но даже так было б не долго, потому что он бы тоже начал быть подвержен тому или иному мнению.

Вот если б поддерживать совет, решение об изменениях в дистрибутиве которого возможно было только с согласия всех его членов.

Alexanderuser ()
Ответ на: комментарий от Polugnom

Видимо вам стоит выйти в Конгресс США с законодательной инициативой.

Ну то что рулят правильно и вовремя сказанные слова мы все в курсе.

Хватит, никакое сообщество такой огромный и суперсложный проект как X.org развивать не сможет.

Вот и не стал бы он таким «огромным и суперсложным» в числе прочих плюшек такого решения.

psv1967 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от psv1967

С другой стороны судьба проекта свободного ПО определяется не тем, кто участвует в его развитии, а тем, сколько людей остались в стороне, не внеся свое вклада.

Нельзя судить тех, кто участвует в поддержании проекта - не важно насколько удачно у них это получается. Судить надо тех, кто не стал участвовать, имея идеи, знания и опыт.

Alexanderuser ()
Ответ на: комментарий от Alexanderuser

Вот если б поддерживать совет, решение об изменениях в дистрибутиве которого возможно было только с согласия всех его членов.

Ну это практически гарантировано, что ни одного решения принято не будет.

А вообще все эти диванные знатоки, как ты, очень смешны. Вопит какие-нибудь 5%, но вопит так, что кажется, что это 60%.

И причём у них вопящих самомнение выше высоты Эльбруса, если они хотят так, значит надо так. Мы вот сидим на диване, делайте как хотим!

anonymous ()
Ответ на: комментарий от Alexanderuser

Я имею знания и опыт, но не стал участвовать. Если скинетесь по $600 в месяц – буду работать на Xorg (Вялого не предлагать). Или, ты @Alexanderuser должен судить меня, согласно своим словам. Итак где мой справедливый суд?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

что же ты ждёшь, бегом на винду!

Тех кому она нужна её и выберут. И организации у кого это входит в стандартную поставку её выберут. И общественные компы, где это тоже must have её выберут. И ну и т.д. А на линексе где «швобода» её нет ибо «безопасность» (с) США. Как в жизни в общем.

vtVitus ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Редхат пилит дистрибутив под нужды своего бизнеса и отдает коммиты в сообщество, как и должен. В каком месте редхат виноват в том, что сообщество не в состоянии поддерживать стек под какие-то свои потребности самостоятельно, а в состоянии только кушать то, что ему отдает редхат? В гпл нигде не написано, что редхат должен подстраиваться под хотелки каждого Васи-линуксоида. В конце концов, Линус вроде как не на зарплате редхата сидит, не нравятся ему патчи редхата - пусть отклоняет. Разработчики Альсы на зарплате редхата вроде бы никогда не сидели и судебных исков не получали, разработчики сисвинита аналогично. Я легко могу представить ситуацию, при которой редхат начинает делать херню и оказывается с по факту форком всего, чего только можно, на руках, но этого не происходит - сообщество старательно кушает то, что разрабатывается за деньги редхата. У сообщества нет денег на то, чтобы разрабатывать качественную альтернативу редхата, потому что на такую альтернативу нет коммерческого спроса? Это проблема сообщества, а не редхата.

stetzen ★★ ()
Ответ на: комментарий от psv1967

Я не понимаю, чем ситуация «шапку не пускали в разработку иксов изначально» отличается от «шапка ушла из разработки иксов». И в том, и в другом случае мы имеем некий (вероятно, одинаковый) пул внешних разработчиков, готовых работать над иксами, только после шапки у нас ещё есть написанный шапкой код.

stetzen ★★ ()
Ответ на: комментарий от stetzen

да никто ж не против. если ты хочешь быть завендорлоченым на редхат, то вперёд и с песней. кому-то нравится редхат, кому-то нравится мс, мы же никого тут не осуждаем, даже поняшек которые по задкам.

в конце концов это ударит по самому редхату скорее всего сильнее чем это ударило по линуксу. без сообщества их затраты будут расти, а прибыль снижаться. они выехали за счёт открытых исходников и базарной разработки, а теперь пытаются развернуть всё в сторону монополии. если у них это получится, то (надеюсь) им крышка.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от EXL

которые используют фреймворки, не подразумевающие наличие контролов как класса и предоставляющих лишь OpenGL, Vulkan и пр. контекст, где пользователь уже сам рисует то, что ему нужно.

Вот предположим, я создаю на гитхабе репу под свой маняфреймвёрк на расте, в какой момент должны появиться программисты из гнома и начать добавлять недостающий функционал? Если разработчики SDL2 хотят говорить о совместимости с вялендом, но при этом неспособны создать нормально работающее окно, кто им злобный буратино?

Какие к чёрту контекстные меню в миниатюрном тулките, который тебе предоставляет грубо говоря холст? Кто и нахрена их будет реализовывать?

Очевидно, разработчики тулкита. Могут либу подключить, если самим неохота, либо либу написать и разрабатывать вскладчину между несколькими фреймвёрками.

Вот именно благодаря пропихиванию CSD фреймворки должны выполнять дурацкую работу и лепить какие-то заголовки с контекстным меню, управлять перемещением, максимизацией и ресайзом и каждый фреймворк сделает это на свой лад, коряво и убого. Дублирование бесполезной работы, которую можно было бы сделать в одном месте.

Ну, вот библиотека simplewindowdecoration.so - чем не то самое одно место? Почему это дерьмо обязательно тащить в дисплейсервер, при том, что есть объективные неудобства рисования декораций и содержимого окна в разных процессах?

И вы упорно игнорируете вопрос, почему заголовок должен рисовать дисплейсервер, а кнопки и комбобоксы - нет? Разве разработчики игрушек на SDL2 отказались бы от возможности добавить кнопку или комбобокс для выбора разрешения?

khrundel ★★ ()

Как только мы закончим с этим (полный отказ от необходимости в XWayland прим. автора), мы планируем довольно быстро перевести X.org в режим „повышенной поддержки“.

Once we are done with this we expect X.org to go into hard maintenance mode fairly quickly.

Июнь - месяц перевранных переводов на ЛОРе.

Между «Мы планируем перевести» и «Скорее всего X.org перейдет» есть разница. И именно на неё тут затриггерилось половина участников треда.

alpha ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от EXL

Dynamic Window Decorations - более совершенная альтернатива GTK CSD

Отличное компромиссное решение, сочетающее худшие характеристики CSD и SSD.

Сначала искусственно разделяем окно на рабочую область и заголовок. Разносим их рендеринг в разные процессы. Потом придумываем, как через задницу просунуть свой контент в заголовок.

В результате получаем с одной стороны разработчика программы, который понятия не имеет, какой высоты будет заголовок, в какое место на нём попадут его кнопки, сколько WM добавит своих кнопок и как они будут выглядеть. Да даже на какой фон лягут его кнопки разработчик не знает. С другой стороны разработчик WM понятия не имеет, сколько и каких кнопок (а также табов и текстбоксов) захочет добавить в заголовок какое-нибудь левое приложение, и вынужден ограничивать свою фантазию в разукрашивании заголовков.

khrundel ★★ ()
Ответ на: комментарий от khrundel

Если разработчики SDL2 хотят говорить о совместимости с вялендом, но при этом неспособны создать нормально работающее окно, кто им злобный буратино?

Где прописано, что либа которая заявляет поддержку Wayland ДОЛЖНА реализовывать TitleBar? Вы что-то путаете. То, что контекстное приложение в GNOME 3 отображается без заголовка окна и возможности ресайза/перемещения/закрытия – исключительно проблема Mutter и разработчиков GNOME.

Очевидно, разработчики тулкита. Могут либу подключить, если самим неохота, либо либу написать и разрабатывать вскладчину между несколькими фреймвёрками.

Эту либу должны предоставлять разработчики WM, но никак не разработчики легковесных тулкитов вроде SDL2, GLFW, GLFM.

И вы упорно игнорируете вопрос, почему заголовок должен рисовать дисплейсервер, а кнопки и комбобоксы - нет? Разве разработчики игрушек на SDL2 отказались бы от возможности добавить кнопку или комбобокс для выбора разрешения?

Вы упорно игнорируете тот факт, что в SDL2 нет никаких нахер кнопок и комбобоксов, поскольку их пишут уже сами пользователи фремворка конкретно под свой игровой проект. НА ГОЛОМ КАНВАСЕ. А ещё вы УПОРНЕЙШЕЕ игнорируете тот факт, что кроме заголовка окна в каждом фремворке, который отдаёт GL-контекст, необходимо реализовать перемещение, ресайз и прочее, да так, чтобы это реагировало не только на курсор мышки, но и на прикосновения пальцев, системные хоткеи и прочее.

Вы словно наркоман прицепились к этим комбобоксам и кнопкам, словно они должны быть в каждом графическом тулките. Нет, не должны.

EXL ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Alexanderuser

да чего вы как девочки ломаетесь. всем же и так понятно, что сообщество не будет ничего разрабатывать под линукс если все их усилия обнулят «потому что будущее и редхат так сказал».

кушайте свой редхат и дальше, вам же никто не запрещает. просто линукс откатился опять в каменный век, десятки лет развития насмарку, но это такое, вам же всё равно. давайте уже скорее заканчивайте с вашей бутлег виндой, выдавайте друг дружке по памятной грамоте, и проваливайте.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

да никто ж не против. если ты хочешь быть завендорлоченым на редхат, то вперёд и с песней.

парадокс в том что в разработке графического стека Linux основные разработчики от интеля, а Редхед развивала и будет еще 10 лет поддерживать в живом состоянии ксорг для энтерпрайзных клиентов которые мигрировали с коммерческих юниксов, т.о. вендорлок - это x.org, а Wayland это по-настоящему открытый совместный проект, уже сейчас наверно десятки реализаций Wayland-серверов.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от khrundel

Вот из-за этой упоротости разработчиков Mutter продвижение Wayland на десктопы затянется ещё на пять лет, пока наконец шишки из IBM не прогнут чугунным ломом по хребту наиболее несговорчивых разработчиков Mutter, которые роняя сопли по ветру сразу завезут поддержку XDG-Decoration в Mutter.

EXL ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от anonymous

интел на подсосе, это монополия/олигополия. тут спрашивали у кого комит не приняли в иксы, ну вот вам пожалуйста:

https://cgit.freedesktop.org/xorg/driver/xf86-video-intel/commit/?id=58a7611

We do not condone or support Canonical in the course of action they have chosen, and will not carry XMir patches upstream. 

-The Management

ещё есть вопросы?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

ообщество не будет ничего разрабатывать под линукс если все их усилия обнулят

для свободного ПО ничьи усилия не могут быть обнулены. но если сообщество хочет быть вагончиками за тягачом RedHat, то может и не нужны никакие разработки от такого сообщества

всем же и так понятно

это не аргумент

Alexanderuser ()
Ответ на: комментарий от Alexanderuser

ну не нужны так не нужны. у них были миллионы разработчиков которые что-то делали в общественных интересах. теперь у них есть десятки тысяч разработчиков на зарплате. ну им виднее, хозяин-барин. в добрый путь.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Если вендорлок - это плохо потому, что потребитель не может отказаться от услуг (в том или ином виде) конкретного коммерса, то мы все были по факту завендорлочены на редхат уже десяток-другой лет. А как ещё назвать ситуацию,когда мы пользовались услугами редхат и не могли от них уйти? А если всё-таки могли - то вот, давайте уйдём, в чем проблема? Опять же, они не закрывают исходники, а базарная разработка - а была ли она базарной, если внезапно выясняется, что без одного из продавцов весь базар (окей, пока что не весь, а тгном,олько один из рядов) внезапно разваливается?

Ну то есть я как бы согласен, что жить без вендорлока лучше, чем с ним, тут спорить сложно. Проблема в том, что вот попробовало сообщество построить мир без вендорлока и вдруг ой, вышло так, что вендорлок образовался сам собой. Возникает вопрос - возможно ли вообще жить без вендорлока? Может ли вообще сообщество производить самостоятельно, без коммерсов, достаточно востребованный продукт (то что может производить в принципе какой-то - тут вопросов нет, может)? Никто никого пользоваться шапкой не заставляет, шапка репозиторий иксов вроде бы не закрывает и код не отбирает - тогда что?

Говорить «шапка применяет bad practices при разработке стека технологий, на которых строит дистрибутив» - нормально, и, наверное, это не очень далеко от истины. Действительно, они часто меняют лежащие близко к основе штуки, а новые пилят таким образом, что они нормально работают только с их же продуктами (Системд+Вейланд+Гном, да). Но обвинять их в «уничтожении сообщества»? В «предательстве»? Опять же, в ситуации, когда все наработки шапки лежат под ГПЛ, у меня активно нет уверенности в том, что смысл применения этих bad practices заключается именно в том, чтобы целенаправленно залочить потребителей на свой дистрибутив. Шапка не запрещает - и не может запретить, к счастью - никакому Дебиану строить дистрибутив на тех же самых системд-вэйланде-гноме. Тогда что же лежит в основе этих bad practices? Может быть то, что они в каких-то технических и организационных моментах лучше «good practices»?

stetzen ★★ ()
Ответ на: комментарий от stetzen

есть такое понятие как «рыночная власть», советую ознакомиться. с сша даже приняты законы против этого явления.

нет, раньше не были завендорлочены, но теперь уже похоже, что да, потому что редхат просто берёт и объявляет, то оно свободное по переводит в режим поддержи и потом оно обветшает и вообще надо использовать продукцию редхат вместо него. и все такие «нууу лааадно».

вот это да. вот вам и свободное по. это безусловно новое явление с которым свободное по раньше не сталкивалось.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

у кого комит не приняли в иксы

кжм, вы видимо не понимаете разницу между оконной системой и графическим стеком. Иксы - это RH, он же вендорлок для тупых школьников. Графический стек - ядро + mesa + современная оконная система на базе Wayland.

anonymous ()

Да чего это вы, господа, раскукорекались так. Проблемы нет ни в Иксе, ни в Вяленом. Проблема в дровищах. Дровищах. Если бы не было привязки дров к Иксам, то Вялый давно бы взлетел или даже взлетел и упал. Если бы не было привязки дров к Иксам, то и Иксы не были бы такими. Всё упирается не в Xorg, и не в Wayland, и не во Freedesktop Foundation, и даже не в IBM или Red Hat. Всё упирается в NVidia, Intel, AMD, и т.д.

Хотите себе композитор — ничего не выйдет. И радикальные сторонники Вялого об этом говорят — если дроводелы откажутся от Иксов, то Иксов не станет. Но проблема никуда не денется — привязка так и останется жёсткой и никто её менять не будет следующие сто лет. Это фундаментальный архитектурный недостаток, который не в состоянии решить ни один свободный разработчик. Чёрт побери, даже Red Hat это не под силам. Всё решают картоделы, а они (1) не дружны, (2) ориентированы на близость с Вендой (3) ориентированы на проталкивание копирастических технологий (4) и т.д. и т.п.

Радуйтесь пока можете, но это не решает ни Red Hat, ни IBM, ни какое-то там сообщество. Линупс начал обретать популярность. Под него появились игры. Устройства там всякие. Думаете дядки это просто так оставят? Бабки, которые можно освоить, осваиваются с вашим согласием или без. Никто вас не спросит.

Право слово, лучше бы вечный тиринг, один процент пользователей и OpenGL 2 через LLVM-pipe, чем это дерьмо.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Но проблема никуда не денется — привязка так и останется жёсткой и никто её менять не будет следующие сто лет

никакой привязки не существует. Делай DRM драйвер и интегрируйся в Mesa, в текущих иксах даже дополнительных дров не надо для 2D - есть Glamor.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от EXL

Где прописано, что либа которая заявляет поддержку Wayland ДОЛЖНА реализовывать TitleBar?

Ну вот вы для себя ответьте на вопрос, окно без заголовка и бордюра - это нормально? Если нормально, тогда какие претензии к Гнуму? Если ненормально, тогда с чего вдруг тулкит, который без наличия опционального расширения создаёт такие окна, называет себя совместимым с вялендом?

Эту либу должны предоставлять разработчики WM,

Зачем? Чтоб ваша программа нормально работала только с гномом, потому что вы заюзали гномовскую либу?

Вы упорно игнорируете тот факт, что в SDL2 нет никаких нахер кнопок и комбобоксов, поскольку их пишут уже сами пользователи фремворка конкретно под свой игровой проект.

Ну а если бы дисплейсервер имел встроенные контролы, тогда пользователям не пришлось бы писать самим. Так всё-таки, почему вы не требуете добавить в вяленд кнопки, но требуете добавить заголовки?

необходимо реализовать перемещение, ресайз и прочее,

Там всё не так сложно. Управлять позицией окна вяленд не позволяет, равно как и знать насколько далеко края экрана, поэтому вручную обрабатывать в принципе невозможно. Обработка этих команд, если я правильно понял доку, в ответ на нажатие кнопки мыши сообщить «ой, нажали в области мува» или «ой, нажали в области ресайза, правый и нижний край», а дальше мувом/ресайзом заведует дисплейсервер.

Вы словно наркоман прицепились к этим комбобоксам и кнопкам, словно они должны быть в каждом графическом тулките. Нет, не должны.

Да нет, я-то как раз вменяемый. Я понимаю, что SSD - пережиток времени, когда в оконный менеджер был встроен гуёвый тулкит. Тогда это имело смысл. Сейчас же, когда нет возможности просто взять и написать хеллоуворлд с кнопкой «ок» без фреймвёрка, тянуть с собой SSD бессмысленно и от него следовало бы отказаться просто ради красоты АПИ. Но красота АПИ - не единственная причина для отказа, SSD в условиях композитинга чреват кучей проблем, начиная от потребления памяти, заканчивая косяками склейки.

А вот сохранение SSD не имеет под собой никаких причин кроме лени разрабов SDL2 и плюшкинизма разработчиков КДЕ. Ну и синдрома утёнка, конечно же.

khrundel ★★ ()
Ответ на: комментарий от khrundel

Ну вот вы для себя ответьте на вопрос, окно без заголовка и бордюра - это нормально?

Да, разумеется. Именно так я на xmonad и жил. Хотя нет, «бордюр» аж в целый пиксель размерои всё-таки был.

zabbal ()
Ответ на: комментарий от anonymous

И какая в нем вообще идея-то?.. т, они эмоциями оперируют).
Так поделись этим сокровенным знанием, мы в нетерпении.

Ты вообще как, головой нормален? (я чисто так спрашиваю, что бы поржать)

Ты мое сообщение вообще читал? Там вообще то все написано. Вейленд это такой HAL для WIMP копирующий SurfaceFlinger.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от EXL

Я пользователь и хочу иметь заголовок окна без лишних движений на тулкитах

А я не хочу иметь дурацкий заголовок окна, который бессмысленно занимает место. И, разумеется, категорически против идиотских костылей, придумываемых для болванов, не освоивших нормальное управление окнами. Хотят свой уродливый пердолинг? Пусть выбирают соответствующий корявый тулкит, а пихать это по-умолчанию - преступление против usability.

zabbal ()