LINUX.ORG.RU

Stellarium 0.16.1

 , , , ,


0

2

22 сентября состоялся выпуск Stellarium 0.16.1 — свободного планетария, визуализирующего реалистичное ночное небо, как если бы вы смотрели на него невооружённым глазом либо через бинокль или телескоп.

В данной версии добавлено 35 улучшений и функциональных особенностей, исправлено 55 ошибок (включая 22 различных обновления, которые формально не являются ошибками). Основные изменения коснулись поддержки объектов глубокого космоса (добавлена поддержка 3-х новых каталогов и отрисовка контуров ОГК), визуализации культур неба (оптимизации + добавление различных типов астеризмов и вспомогательных линий), астрономических расчётов (улучшения и оптимизации в расчётной части + добавлен экспорт данных) и графического интерфейса (изменения сделаны как в базовой части, так и в плагинах).

Кроме этого руководство пользователя было обновлено до актуального состояния.

>>> Официальный сайт

★★★★★

Проверено: Shaman007 ()

Stellarium Mobile для Android (форк официального мобильного приложения)

Форк с улучшениями и расширенным функционалом

Детали и обсуждение (в том числе и портов под другие мобильные ОС)

www.linux.org.ru/forum/mobile/13501045

atsym ★★★★ ()
Последнее исправление: atsym (всего исправлений: 1)

если бы Вы смотрели на него невооружённым взглядом.

А есть тут люди понимающие в астрономии и которые смогут ответить мне на пару вопросов. А то я как не спрошу про это никто почему то не отвечает :(

mx__ ★★★ ()
Ответ на: комментарий от atsym

Ну их несколько но как бы все связаны. 1. К примеру на одной линии есть цепочка звёзд то получается что первая закрывает другие ? 2. Вроде свет подвержен гравитации и если он пролетит очень близко к другой звезде он что разве не изменит направление ? 3. Вроде все звёзды должны двигаться относительно друг друга, почему карта зв.неба статична ?

mx__ ★★★ ()
Ответ на: комментарий от mx__

1. К примеру на одной линии есть цепочка звёзд то получается что первая закрывает другие ?

Да

2. Вроде свет подвержен гравитации и если он пролетит очень близко к другой звезде он что разве не изменит направление ?

Изменит. Эффект называется гравитационным линзированием. Правда от одиночной звезды он довольно мал, поэтому для удаленных одиночных звёзд его сложно регистрировать, в этом случае лучше в качестве линзы использовать что-то очень массивное - галактику или чёрную дару (пример: крест Эйнштейна).

3. Вроде все звёзды должны двигаться относительно друг друга, почему карта зв.неба статична ?

Она не статична. Тут скорее вопрос необходимой точности --- для типичного обывателя большую точность не нужно и поэтому можно считать всё небо статичным. Плюс карты обычно создают на определенную эпоху, т.е. это что-то типа моментального снимка звёздного неба на определенную дату и время. Или в более привычном виде: движущийся автомобиль на фотографии с короткой видержкой выглядит стоящим.

alex-w ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от alex-w

Спасибо за ответы. А то просто почему то у многих складывается впечатление что карта звездного неба это реальное положение звёзд. ( особенно по пункту 2 с учётом расстояний ) то его даже с моментальным снимком из авто сравнить нельзя.

mx__ ★★★ ()

Очень крутая программа, много нового с помощью нее узнал.

Такой вот вопрос. У меня на смартфоне какая-то старая версия этой программы и там очень удобно организована настройка времени. Проводишь пальцем по экрану и двигаешь небо. Так можно быстро и удобно найти время заката солнца или восхода луны. В десктопной версии приходится мышкой крутить отдельно минуты, часы и дни. Это не так удобно.

Есть ли способ так же удобно это делать в десктопной версии?

Tuxman ()
Ответ на: комментарий от mx__

Ну да,тут надо понимать, что одну звезду мы видим в том положении, в котором она находилась полста лет назад, а другую - полсотни тысяч лет назад

Avial ★★★ ()
Ответ на: комментарий от Tuxman

Есть ли способ так же удобно это делать в десктопной версии?

Посоветую заглянуть в помощь и в первом же блоке посмотреть на список пунктов, начинающихся на «прокрутка времени»...

alex-w ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Avial

Ок, но с учётом пункта 2, это мы видим свет от той звёзды а сама звезда хз где и когда была так как траектория ее света за столько времени хз сколько раз меняла своё направление.

mx__ ★★★ ()
Ответ на: комментарий от mx__

А есть тут люди понимающие в астрономии и которые смогут ответить мне на пару вопросов

Был Вилфред, директор обсерватории, но его вроде забанили придурошные модераторы.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от alex-w

Посоветую заглянуть в помощь и в первом же блоке посмотреть на список пунктов, начинающихся на «прокрутка времени»...

Естественно, первым делом я так и сделал. Там написано зажать ctrl и двигать мышкой. Но так оно мне двигает обзор, но не время. Что я не так делаю?

Tuxman ()
Ответ на: комментарий от mx__

Ну уж нет. Звезды не летают как хотят, а двигаются по весьма и весьма прогнозируемым орбитам. Вычислить положение за любой разумный промежуток времени труда особого не составляет.

Avial ★★★ ()
Ответ на: комментарий от Tuxman

Естественно, первым делом я так и сделал. Там написано зажать ctrl и двигать мышкой. Но так оно мне двигает обзор, но не время. Что я не так делаю?

Там написано «Ctrl и колесо мыши» и ни одного слова про двигать мышью.

alex-w ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от alex-w

«Ctrl и колесо мыши»

И получается масштабирование, зум. А мне нужно перемещение по времени.

Tuxman ()

Давно я не крутил Стеллариум. Что там изменилось за несколько лет?

hhhhacker ()
Ответ на: комментарий от Tuxman

И получается масштабирование, зум. А мне нужно перемещение по времени.

Если клавиши не зажимать при прокрутке колеса, то будет масштабирование. А если зажать, то будет прокрутка времени (минуты, часы и годы).

alex-w ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от hhhhacker

Давно я не крутил Стеллариум. Что там изменилось за несколько лет?

Очень много чего :)

alex-w ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от alex-w

Если клавиши не зажимать при прокрутке колеса, то будет масштабирование. А если зажать, то будет прокрутка времени (минуты, часы и годы).

Я нажимаю ctrl и удерживая его кручу колесо мыши. И все равно получается масштабирование.

Tuxman ()

вопрос-планетарий показывает реальные коодинаты объекта в данный момент времени или лишь видимые координаты на данный момент(из прошлого).

vovagubin1987 ()
Ответ на: комментарий от Tuxman

Я нажимаю ctrl и удерживая его кручу колесо мыши. И все равно получается масштабирование.

Что-то очень странное. Надеюсь планетарий был хотя-бы более-менее свежий?

alex-w ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от alex-w

Надеюсь планетарий был хотя-бы более-менее свежий?

Stellarium 0.15.0 на Debian 9.1

Tuxman ()
Ответ на: комментарий от Tuxman

Stellarium 0.15.0 на Debian 9.1

Учитывая, что функция появилась в версии 0.15.1, то ничего удивительного. Вопрос в другом, а точно ли что-то было написано про «прокрутку времени» в помощи?

alex-w ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от vovagubin1987

вопрос-планетарий показывает реальные коодинаты объекта в данный момент времени или лишь видимые координаты на данный момент(из прошлого).

А что такое «реальные коодинаты объекта в данный момент времени»?

alex-w ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от alex-w

Учитывая, что функция появилась в версии 0.15.1, то ничего удивительного

Теперь понятно. Но меня удивляет, что эта функция была еще в 2011 году на Symbain, а тут на десктопе только недавно сделали.

Tuxman ()
Ответ на: комментарий от Tuxman

Теперь понятно. Но меня удивляет, что эта функция была еще в 2011 году на Symbain, а тут на десктопе только недавно сделали.

Ну нужно было, вот и не делали.

alex-w ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от alex-w

Наверное вопрос состоит в том, учитывается ли при построении изображения объекта на экране поправки на расстояние до объекта: мы видим в конкретном месте в конкретное время наблюдения на небе лишь «визуальное положение» (пакет данных он же фотон, который «летел» к нам со скоростью света), в то время как объект продолжал двигаться по своей орбите/траектории на протяжении временного отрезка, необходимого для прохождения «визуальным положением» расстояния от объекта до места наблюдения. «Реальное положение» объекта всегда на несколько шагов впереди «визуального положения» в связи с ограничениями скорости света и растояния между наблюдаемым объектом и наблюдателем.

Так как «Stellarium - симулятор реалистичного неба», то и в конкретном месте наблюдения положение отдалённых объектов отображается с реалистичным опозданием «визуального положения». (верно ведь, alex-w?)

На Земле самый простой пример: «визуальное положение» летящего над головой реактивного самолёта не совпадает с «аккустическим положением», из-за разницы скорости звука и скорости света в земных условиях. «Аккустическое положение» самолёлета отстает от «визуального положения» с точки зрения наблюдателя. Разница между «реальным положением» и «визуальным положением» гражданского реактивного самолета в земных условиях ничтожна.

Я правильно понял вопрос, vovagubin1987?

atsym ★★★★ ()
Последнее исправление: atsym (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Tuxman

эта функция была еще в 2011 году на Symbain

В код порта под Symbian вносились изменения интерфейса, независимо от десктопной версии

atsym ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Avial

Орбиты вокруг чего ?

Почитайте внимательно пункт 2. Мне вот в принципе все обьяснили. Летит себе пучок фотона от звезды летит лет 100, потом пролетает мимо другой звёзд и отклоняется на ничтожную величину, и потом летит ещё, через 100 полета эта величина отклонения уже будет ... Это если на пути всего 1 звезда. А если много ? А если они очень массивные ?

mx__ ★★★ ()

Одна из лучших программ с открытыми исходными текстами, спасибо за развитие.

hobbit ★★★★★ ()

А есть какие-нибудь игры, использующие эти базы со звёздами?

Einstok_Fair ()

Основные изменения коснулись поддержки объектов глубокого космоса

Довольно часто в stellarium можно найти области помеченные красным кружком и надписью что это галактика такая-то, но при увеличении масштаба - пусто, из чего следует что png-файла с изображением этой галактики нет в каталоге /usr/share/stellarium/nebulae.

Так вот собственно вопрос, имеются ли у команды разработчиков stellarium планы сделать набор загружаемых из сети архивов с png-файлами галактик, аналогично тому как сейчас сделано для звёзд в Настройка->Сервис - т.е. по мере удаления от Солнца такие архивы будут содержать всё большее число изображений галактик и соответственно иметь всё больший размер. Сейчас последний восьмой набор звёзд stars_8_2v0_1.cat имеет размер 560MB, так что на этом фоне последовательные наборы архивов с изображениями галактик доходящие скажем до 1GB кажутся вполне приемлемым решением.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от mx__

Орбиты вокруг чего ?

Вокруг центра галактики? Абсолютно точно не просчитать почти, наше Солнце тоже «болтает» маленько, но это не важно, «на глаз» юудет не заметно.

А если много ? А если они очень массивные ?

Гравитационное линзирование «корежит» картинку, свет от звезды это же не прямая линия, представь её лучше волной. «Волна кривая» — значит линзирование, а там уже счиатть надо.

mandala ★★★ ()
Последнее исправление: mandala (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonymous

DSS режим для этого сделан... включает фотореалистичное небо (объём около 100Гб). В будущем планируется сделать многоволновое небо в планетарии.

alex-w ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от alex-w

DSS режим для этого сделан

Спасибо, не знал об этом.

включает фотореалистичное небо (объём около 100Гб)

Как-то оно выглядит гораздо менее эстетично чем режим по умолчанию. Вариант с png картинками галактик на мой взгляд смотрится на порядок лучше чем этот DSS.

После рестарта пункт Настройка->Сервис->«Показывать кнопку DSS» сбрасывается и надо снова его включать.

В stellarium user guide поиск по строке DSS выдал три совпадения - и как-то из этого совершенно неясно что это такое.

«объём около 100Гб» - динамически что-ли подгружается? При просмотре неба в режиме DSS размер каталога с настройками ~/.stellarium остался прежним, а вот ~/.cache/stellarium слегка увеличился. Загружаемые каталоги звёзд ведь хранятся в ~/.stellarium/stars так что данные не теряются, а то всякие там утилиты для чистки кэшей вполне могут очищать содержимое каталога ~/.cache

В будущем планируется сделать многоволновое небо в планетарии.

Было бы неплохо. А насколько это далёкое будущее?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Как-то оно выглядит гораздо менее эстетично чем режим по умолчанию

Первое - фотографии реального неба, второе - модель.

Вариант с png картинками галактик на мой взгляд смотрится на порядок лучше чем этот DSS.

Кто будет делать эти png картинки и подготавливать их для включения в пакет текстур?

После рестарта пункт Настройка->Сервис->«Показывать кнопку DSS» сбрасывается и надо снова его включать.

А настройки кто сохранять будет? :)

В stellarium user guide поиск по строке DSS выдал три совпадения - и как-то из этого совершенно неясно что это такое.

Всплывающие подсказки в самом планетарии использовали?

«объём около 100Гб» - динамически что-ли подгружается?

Да

Было бы неплохо. А насколько это далёкое будущее?

В следующей версии или через версию.

alex-w ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от atsym

то и в конкретном месте наблюдения положение отдалённых объектов отображается с реалистичным опозданием «визуального положения»

Если коротко и в общем виде, то «да»

alex-w ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от alex-w

Первое - фотографии реального неба, второе - модель.

Это то понятно, вот только эти фотографии при большом zoom низкого качества и сшиваются в некоторых местах с артефактами, модель гораздо эстетичнее выглядит.

Кто будет делать эти png картинки и подготавливать их для включения в пакет текстур?

Очевидно разработчики stellarium кто же ещё?

А настройки кто сохранять будет? :)

Не знал что надо явно это делать через кнопку Настройки->Основная->«Сохранить настройки».

Всплывающие подсказки в самом планетарии использовали?

При беглом просмотре пунктов в настройках вряд ли кто-то заметит этот пункт и правильно поймёт всплывающую подсказку.

Да

Так а куда он загруженные данные то сохраняет? Сейчас посмотрел и заметил что директория ~/.cache/stellarium при просмотре неба в DSS режиме периодически меняется в размерах - то чуть больше, то чуть меньше, так что туда он эти данные не сохраняет, в директорию ~/.stellarium тоже не сохраняет.

anonymous ()

Смотрю, проект развивается семимильными шагами. И это радует.

Odalist ★★★★★ ()

Хорошая програмулина. Расположение звёзд на небе соответствует. Проверял.

ashot ★★☆ ()

alex-w Сегодня в Debian прилетело обновление stellarium до 0.16.1 и наконец то в нём исчез баг с отсутствием текстур у Марса и Урана на интегрированной карте Intel Sandy Bridge (Intel HD3000). Может стоит добавить это в текст новости, просто это очень древний баг и наконец то его исправили.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от alex-w

Интересно что в проге звезды не статичны, достаточно прокрутить время вперед на пару сотен столетий и посмотреть на большую медведицу.

SmilePlz ()
Последнее исправление: SmilePlz (всего исправлений: 1)

Здравствуйте!

Скажите, пожалуйста, есть ли православные храмы на Марсе и Луне?... :-)

Заранее спасибо за ответ!... :-)

anonymous ()

Версия stellarium которая в Ubuntu 14.04 при zoom спутников Юпитера или Сатурна а также бывшей 9 планеты Плутона делает zoom гораздо больше чем версии 0.16.0 и 0.16.1, на Плутон сейчас вообще больно смотреть - просто как-будто крупная звезда даже при максимальном zoom, а в версии из Ubuntu 14.04 - можно подробнейшим образом рассмотреть поверхность, особенно если скачать текстуры в высоком качестве textures-1K.zip.

Кстати, почему бы не сделать textures-1K.zip вариантом по умолчанию (тоже самое касается milkyway.zip), ведь разница в размере по сравнению с textures-default.zip всего в три раза - 20.2 MB против 6.5 MB, а то при установке stellarium на другие машины надо заниматься таким нелепым задротством как выкачивание DSO catalog.dat, milkyway.zip, textures-1K.zip, распаковкой и ручным распихиванием в подкаталоги в ~/.stellarium/, зачем это всё надо, не лучше ли в поставке по умолчанию всё это предоставить?

В те времена когда stellarium только создавался экономия возможно была оправданной, но сейчас в 2017 всё это выглядит нелепым фарсом, особенно учитывая что виндовый установщик весит под 200 MB, а руководство пользователя 26 MB. Вроде бы эти очевидные изменения уже давно назрели, но похоже разработчики по старинке идут по старой колее.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от Odalist

Смотрю, проект развивается семимильными шагами. И это радует.

Вообще-то он развивается довольно медленно, хотя, если сравнивать с тем-же Celestia, то очень быстро, а если с KStars, то последний может и побыстрее даже.

alex-w ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Это то понятно, вот только эти фотографии при большом zoom низкого качества и сшиваются в некоторых местах с артефактами, модель гораздо эстетичнее выглядит.

Разные задачи и разные целевые группы.

Очевидно разработчики stellarium кто же ещё?

А нам-то это зачем? Да и не имеем мы технической возможности всем этим заниматься. Это как раз та область, где хорошо могут развернуться представители сообщества.

Так а куда он загруженные данные то сохраняет? Сейчас посмотрел и заметил что директория ~/.cache/stellarium при просмотре неба в DSS режиме периодически меняется в размерах - то чуть больше, то чуть меньше, так что туда он эти данные не сохраняет, в директорию ~/.stellarium тоже не сохраняет.

В кэш он сохраняет, хотя последний по умолчанию довольно мал (да и не нужен DSS для большинства пользователей).

alex-w ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Сегодня в Debian прилетело обновление stellarium до 0.16.1 и наконец то в нём исчез баг с отсутствием текстур у Марса и Урана на интегрированной карте Intel Sandy Bridge (Intel HD3000). Может стоит добавить это в текст новости, просто это очень древний баг и наконец то его исправили.

Баг настолько древний, что в багтрекере Debian о нём ни слова, а в багтрекера Stellarium'а он всплыл только в середине этого лета, да и то достаточно случайно? ;)

alex-w ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от alex-w

В кэш он сохраняет, хотя последний по умолчанию довольно мал

Выше было сказано что общий размер фотографий неба не так уж и мал - около 100 ГБ, так что идея однажды скачанные фотографии неба хранить в подкаталоге в ~/.stellarium выглядит вполне здравой. Ведь эти фотографии статичны же, однажды снятые лежат в базе и не меняются?

И да, тема про DSS режим всплыла из того что png фотографий большинства галактик нет в модельном режиме, но фотографии на максимальном zoom в DSS режиме мало пригодны для рассматривания галактик - для большинства галактик там в лучшем случае едва-едва видно их размытую структуру, а нельзя ли увеличить глубину съёмки этих фотографий, они вообще откуда взяты?

anonymous ()

Странно, сегодня кнопка «Объекты глубокого космоса» нажата по-умолчанию после запуска программы, и при этом эти объекты не показываются (даже если несколько раз включить-выключить её), при этом никаких изменений со вчерашнего дня когда всё работало я не делал. При этом кнопка «Показывать экзопланеты» работает как надо.

anonymous ()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.