LINUX.ORG.RU

Stellarium 0.16.1

 , , , ,


0

2

22 сентября состоялся выпуск Stellarium 0.16.1 — свободного планетария, визуализирующего реалистичное ночное небо, как если бы вы смотрели на него невооружённым глазом либо через бинокль или телескоп.

В данной версии добавлено 35 улучшений и функциональных особенностей, исправлено 55 ошибок (включая 22 различных обновления, которые формально не являются ошибками). Основные изменения коснулись поддержки объектов глубокого космоса (добавлена поддержка 3-х новых каталогов и отрисовка контуров ОГК), визуализации культур неба (оптимизации + добавление различных типов астеризмов и вспомогательных линий), астрономических расчётов (улучшения и оптимизации в расчётной части + добавлен экспорт данных) и графического интерфейса (изменения сделаны как в базовой части, так и в плагинах).

Кроме этого руководство пользователя было обновлено до актуального состояния.

>>> Официальный сайт

★★★★★

Проверено: Shaman007 ()
Последнее исправление: Shaman007 (всего исправлений: 1)

Ответ на: комментарий от anonymous

Сейчас последний восьмой набор звёзд stars_8_2v0_1.cat имеет размер 560MB, так что на этом фоне последовательные наборы архивов с изображениями галактик доходящие скажем до 1GB кажутся вполне приемлемым решением.

главное не принять с десяток таких приемлемых решений, каждое из которых увеличивает объем базы втрое

MyTrooName ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от MyTrooName

главное не принять с десяток таких приемлемых решений, каждое из которых увеличивает объем базы втрое

Да хоть в 1000 раз, какая разница если это будет кнопка «Закачать дополнительный набор данных» если не хочешь качать то никто не заставляет - пользуешься вариантом по умолчанию.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Кстати, почему бы не сделать textures-1K.zip вариантом по умолчанию (тоже самое касается milkyway.zip), ведь разница в размере по сравнению с textures-default.zip всего в три раза - 20.2 MB против 6.5 MB

Дело не в размере; текстура Млечного пути работает для ветки 0.12.x и первых двух версий из ветки 0.13, затем алгоритм работы с текстурами поменялся, и сейчас вылезут артефакты при её использовании.

В текстурах планет не откалиброваны нулевые меридианы (вернее, как Саша объяснял, для начала нужно нулевые меридианы у самих тел выставить, а потом уже текстуры причесать). Кроме того, не все текстуры из textures-1K.zip лучше дефолтных (по качеству картинки).

а то при установке stellarium на другие машины надо заниматься таким нелепым задротством как выкачивание DSO catalog.dat, milkyway.zip, textures-1K.zip, распаковкой и ручным распихиванием

Пользуйтесь дистрибутивами, в которых при сборке пакета можно указать опцию «использовать текстуры лучшего качества», например, FreeBSD. :-)

danfe
()
Ответ на: комментарий от danfe

Дело не в размере; текстура Млечного пути работает для ветки 0.12.x и первых двух версий из ветки 0.13, затем алгоритм работы с текстурами поменялся, и сейчас вылезут артефакты при её использовании.

У меня текстура milkyway лежит в ~/.stellarium/textures может она просто не используется, но никаких артефактов не наблюдалось.

В текстурах планет не откалиброваны нулевые меридианы

УМВР, выше писали что в следующей версии или через версию собираются добавить многоволновое небо, а тут оказывается что до сих пор текстуры планет и спутников не могут как следует сделать.

не все текстуры из textures-1K.zip лучше дефолтных (по качеству картинки).

Да я заметил, что некоторые там такие же как в поставке по умолчанию, но зато много таких которые лучше.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Выше было сказано что общий размер фотографий неба не так уж и мал - около 100 ГБ, так что идея однажды скачанные фотографии неба хранить в подкаталоге в ~/.stellarium выглядит вполне здравой. Ведь эти фотографии статичны же, однажды снятые лежат в базе и не меняются?

Да, не меняются (на данный момент). Размер кэша можно установить в файле конфигурации, а ещё есть пакеты для скачивания различных уровней DSS для использования в offline режиме.

И да, тема про DSS режим всплыла из того что png фотографий большинства галактик нет в модельном режиме, но фотографии на максимальном zoom в DSS режиме мало пригодны для рассматривания галактик - для большинства галактик там в лучшем случае едва-едва видно их размытую структуру, а нельзя ли увеличить глубину съёмки этих фотографий, они вообще откуда взяты?

Они взяты у профессионалов, с обсерваторий. Конкретно этот вариант можно свободно получить в ESO.

alex-w ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от anonymous

Странно, сегодня кнопка «Объекты глубокого космоса» нажата по-умолчанию после запуска программы, и при этом эти объекты не показываются (даже если несколько раз включить-выключить её), при этом никаких изменений со вчерашнего дня когда всё работало я не делал. При этом кнопка «Показывать экзопланеты» работает как надо.

О чём умолчали?

alex-w ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от alex-w

Размер кэша можно установить в файле конфигурации

Нет, так не пойдёт. Наборы со звёздами качаются без всякого кэша - сразу целиком всем файлом, также надо и с фотографиями неба.

а ещё есть пакеты для скачивания различных уровней DSS для использования в offline режиме

Как уже упоминалось выше в руководстве пользователя нет даже объяснения что DSS существует как таковой. Откуда люди должны узнавать о существовании каких-то там связанных с DSS пакетов, и зачем вообще нужен этот ручной труд по выкачиванию, не проще ли встроить это в программу чтобы она сама автоматически или по запросу это делала?

Они взяты у профессионалов, с обсерваторий. Конкретно этот вариант можно свободно получить в ESO.

Ясно. К сожалению, конкретно это вариант пригоден лишь для звёзд, но для галактик глубины фотографий явно не хватает.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от alex-w

О чём умолчали?

В смысле? Ни о чём не умолчал. По какой-то причине перестало работать, вечером проверю на чистых настройках. Кстати сценарий Настройка->Сценарии->screensaver.ssc работает но из спектра объектов которые он демонстрирует полностью исчезли галактики и звёздные скопления.

Также хотелось бы услышать комментарий по поводу Плутона:

Версия stellarium которая в Ubuntu 14.04 при zoom спутников Юпитера или Сатурна а также бывшей 9 планеты Плутона делает zoom гораздо больше чем версии 0.16.0 и 0.16.1, на Плутон сейчас вообще больно смотреть - просто как-будто крупная звезда даже при максимальном zoom, а в версии из Ubuntu 14.04 - можно подробнейшим образом рассмотреть поверхность, особенно если скачать текстуры в высоком качестве textures-1K.zip.

Планируется ли увеличить в будущих выпусках stellarium глубину zoom чтобы можно было рассматривать поверхность таких небесных тел как Плутон, Харон, Церера, Фобос, спутники Юпитера и Сатурна (и для чего её вообще уменьшили по сравнению с версией 0.12.4)?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Церера, Фобос

И да, забыл упомянуть, что в версии stellarium 0.12.4 где работает глубокий zoom, можно рассмотреть что для Цереры, Фобоса и Весты используется одинаковая текстура, чего-то какой-то халтурный подход к делу прослеживается.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

для Цереры, Фобоса и Весты используется одинаковая текстура

И для Паллады эта же самая текстура. Кажется я начинаю догадываться для чего уменьшили глубину zoom.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от alex-w

Удаление каталога с настройками ~/.stellarium решило проблему.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Планируется ли увеличить в будущих выпусках stellarium глубину zoom чтобы можно было рассматривать поверхность таких небесных тел как Плутон, Харон, Церера, Фобос, спутники Юпитера и Сатурна (и для чего её вообще уменьшили по сравнению с версией 0.12.4)?

А что мешает изменить настройку min_fov на то значение, которое кажется верным?

P.S. Изменили пороговое значение на 5" из-за эффектов рефракции, т.к. на углах менее секунды будет наблюдаться довольно интересный эффект «дрожания изображения».

alex-w ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от alex-w

А что мешает изменить настройку min_fov на то значение, которое кажется верным?

Спасибо, то что надо.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от alex-w

А что мешает изменить настройку min_fov на то значение, которое кажется верным?

Может стоит подумать о том чтобы добавить эту возможность в настройки? Думаю подобная опция будет востребована теми пользователями для которых важен такой юзкейс stellarium как рассматривание планет и их спутников, также стоило бы подумать об улучшении качества текстур планет и спутников, многие изображения даже и из textures-1K.zip далеки от совершенства.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от mx__

1. К примеру на одной линии есть цепочка звёзд то получается что первая закрывает другие ?

Теоретически, да. Но гораздо чаще они выглядят как двойная или кратная звезда, разделимая только в телескоп. Пример — альфа Козерога, расстояние от альфа-1 до альфа-2 более 1000 светолет.

3. Вроде все звёзды должны двигаться относительно друг друга, почему карта зв.неба статична ?

Как уже сказали, не статична, и более того, Стеллариум это движение показывает! Например, если перевести время на 10 000 лет вперёд, на Северном полюсе окажется Вега.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Не относительно нас а относительно друг, друга.

mx__ ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Может стоит подумать о том чтобы добавить эту возможность в настройки?

Разовая настройка и та для 1-2% пользователей, т.е. добавить в GUI можно, но это не приоритетная задача. Далеко не приоритетная.

Думаю подобная опция будет востребована теми пользователями для которых важен такой юзкейс stellarium как рассматривание планет и их спутников, также стоило бы подумать об улучшении качества текстур планет и спутников, многие изображения даже и из textures-1K.zip далеки от совершенства.

Один человек из сообщества подготовил набор текстур с разрешением 8K для планет и ряда спутников. Коллекция получилась более 1Гб по объёму и такие текстуры ну будут работать у половины пользователей (если не больше), т.к. народ пользуется достаточно скромными железками, да и многие не в курсе о драйверах (отдельная песня с драйверами в Linux, где даже физически мощные графические чипы зачастую работаю на уровне топовых графических карт 20-летней давности). Да, у нас появилась идея, как можно заставить работать с большими текстурами даже древние железки, но для этого нужно будет иметь интернет-подключение.

Я уже не говорю о вопросах лицензионной чистоты текстур (это относится и к фотографиям ОГК в частности).

Все эти (и более) хотелки сейчас реализуются 4 разработчиками (из которых половина может заниматься проблемами настольной версии планетария довольно эпизодически, вторая половина более-менее регулярно занимается этими же задачами). Со следующего месяца на неопределенный срок эта куча разработчиков уменьшится на 25%. Поэтому кроме хотелок, отчётов об ошибках и советов (за что спасибо) приветствуется и другая помощь.

P.S. Вообще с версии 0.16.0 Stellarium умеет показывать полноценные 3D-модели тел Солнечной системы и есть даже коллекция из почти тысячи таких моделей, подавляющее большинство которых не свободны - может кто-то озаботится созданием свободных моделей для всех лун и больших планет для начала?

alex-w ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: alex-w (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonymous

Как уже сказали, не статична, и более того, Стеллариум это движение показывает! Например, если перевести время на 10 000 лет вперёд, на Северном полюсе окажется Вега.

Stellarium использует очень простую («плоскую») модель для визуализации местоположений звёзд с учётом их собственного движения, т.к. на момент создания основных каталогов для более качественной трёхмерной модели попросту не было данных, да и вычислительные мощности ПК не позволяли разгуляться. Сейчас же... лучше полностью переделать работу со звёздными каталогами с учётом данных, полученных Gaia. Задача весьма большая и, как это водится, требует много времени на реализацию (да и знаний порядком), а вот со свободным временем у текущих разработчиков не сильно хорошо дела обстоят.

alex-w ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от alex-w

В будущем планируется сделать многоволновое небо в планетарии.

Судя по последним новостям возможно что не так уж и далёк тот год когда к многоволновому небу в Stellarium можно будет добавить ещё и гравитационное небо:

LIGO и Virgo зафиксировали четвертый гравитационно-волновой всплеск. Особенно учитывая тот оптимизм с каким в этой новости делают прогноз о темпах повышения чувствительности:

Вот так, всплеск за всплеском, аккорд за аккордом, человечество прислушивается к звучанию Вселенной. Чувствительность обеих обсерваторий в ближайшее время возрастет, и им станет доступен для прослушивания еще больший объем Вселенной. И когда через пару лет гравитационно-волновые всплески будут сыпаться еженедельно и для многих из них будет обнаружен оптический сигнал, а может быть даже и нейтринный всплеск, вот тогда-то и начнется настоящая гравитационно-волновая астрономия.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Не играл. Там для картинки, или реально как-то координаты звёзд используются для прокладки пути, к примеру?

Einstok_Fair ★★☆
()
6 декабря 2017 г.
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.