LINUX.ORG.RU

Разговор с программистом из SpaceX

 , , ,


7

6

Разговор с программистом из SpaceX. Учился в Хмельницком, работал в Microsoft, Google, с 2013 в SpaceX.

Темы: устройство в SpaceX, взгляд на Илона Маска «изнутри», программирование. Вопросы про используемые языки программирования, операционные системы, железо и т.п.

«Вкратце, в полёте и системах, обслуживающих полёт, используется С++ и Linux. В менее критичных системах широко используется Python и другие языки.»

Часть 1

Часть 2

Часть 3

★★★★★

Проверено: anonymous_incognito ()
Последнее исправление: CYB3R (всего исправлений: 10)

Ответ на: комментарий от AS

Возможно у них были другие приоритеты.

Если солце всходит и заходит - не трогай его руками.

Обратите внимание что никто из авто-компаний не переделывает текущие авто под автопилот но строят новые модели.

grim ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от AS

их приходилось полностью перебирать.

Да правда что ли ?

Чесно говоря ваши тупняки уже становятся скучными.

grim ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от Anonymous

есть, кстати, основания считать, что она у крайних Мерлинов ниже, чем у того-же РД-170

давление там однозначно значительно ниже...

anonymous
()
Ответ на: комментарий от TDrive

количество выпускников школ и количество бюджетных мест в российских вузах, там соотношение будет в районе 600к мест на 700к выпускников

Т.е. вы утверждает е что в России в вузах на бюджетных местах учатся 86 процентов выпускников школ? А остальные на платном?

Что то мне кажется что вы врете.

grim ★★☆☆
()
Последнее исправление: grim (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от grim

Чесно говоря ваши тупняки уже становятся скучными.

Твои, в общем-то, тоже. Вода - не самое страшное зло для такого двигателя. А ржач вот в этом месте:

Если садить, то повторно запускать можно практически сразу, после дефектоскопии.

AS ★★★★★
()
Последнее исправление: AS (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Bad_ptr

Если бы была коммерческая необходимость — то скинулся бы бизнес на разработку этого всего. А там за бо́льшую часть разработки заплатило государство.

Бузинесс вообще очень плохо платит за решение задач для всех. В основном он платит только за то, что может положить себе в карман. А в одиночку такие траты неэффективны, так что в любом случае заосвоение космоса в основном платят государства.

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от grim

Что то мне кажется что вы врете.

Мне насрать что тебе кажется. Все данные в открытом доступе. Гуглом надеюсь умеешь пользоваться?

TDrive ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от grim

Не в курсе, кто вас так на чем навращал, что кругом лохотрон мерещится. А у меня все по закону, пчелы не против, не жалуются, хотя да, рукавички ежовые. А как иначе дурь пресекать? Насчет 90-х, откуда вам знать, как оно веяло, куда ж работягам до романтики. Вам работу работать надобно. Занятно? Займитесь!

adstudio
()
Ответ на: комментарий от question4

Протоны давят политически. Казахстан хочет больше денег и ищет любые поводы содрать побольше бабла.

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от question4

Утюги давно одноразовые.

Вы выбрасываете утюг после каждой глажки?
Забавно ;)

grim ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от AS

Вода - не самое страшное зло для такого двигателя.

Ну хрен знает. Вода не сжимается и прекрасно формирует гидроудары внутри конструкции. Кроме того она теплоемка, хорошо поглощает и отводит тепло, так что и тепловой перепад сильнейший. Плюс соль. Не знаю, но я тоже слышал, что после приводнения конструкцию приходится пересобирать заново.

В то время как если конструкция мягко приземлилась, то по идее пройти тесты, огневое испытание и вперед в космос...

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AVL2

Ну хрен знает. Вода не сжимается и прекрасно формирует гидроудары внутри конструкции. Кроме того она теплоемка, хорошо поглощает и отводит тепло, так что и тепловой перепад сильнейший. Плюс соль. Не знаю, но я тоже слышал, что после приводнения конструкцию приходится пересобирать заново.

Это же РДТТ, его в любом случае надо пересобирать.

В то время как если конструкция мягко приземлилась, то по идее пройти тесты, огневое испытание и вперед в космос...

Про двигатели Шаттла уже писали...

anonymous
()
Ответ на: комментарий от AS

Вода - не самое страшное зло для такого двигателя.

Для раскаленного двигателя - Соленая вода + удар - одно самых страшных. Может после ядерного взрыва и кумулятивного заряда.

А ржач вот в этом месте

Вас уже ваши тупняки на ржач пробивают.
Занятно ;)

grim ★★☆☆
()
Последнее исправление: grim (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от TDrive

Мне насрать

Ну, буду иметь в виду, что вы врете и начинаете срать когда вас просят привести подтверждение вашим словам.
;)

grim ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Обслуживание Шаттла - план и реальность.

Каждый запуск Шаттла стоил (в сегодняшних деньгах) 400 миллионов долларов, (даже не учитывая стоимость разработки - если учитывать ее и малое количество запусков - вышло полтора миллиарда за запуск). Это просто чудовищная сумма даже по космическим меркам.

Для сравнения, Falcon 9, имея почти такую же полезную нагрузку (22 тонны против 27 у шаттла), _уже_ стоит менее 100 миллионов долларов за запуск. Falcon Heavy, который сейчас в процессе разработки, даже если будет стоить втрое дороже - все равно выйдет дешевле Шаттла, при этом имея выводимую массу вдвое выше.

Еще выше писали про РД-170. Да, РД лучше Мерлина по всем показателям. Кроме одной - той же цены. SpaceX и тут решила что можно тупо вставить больше двигателей, лишь бы они были дешевыми и выводили груз на орбиту.

Вся архитектура Falcon 9 - создание максимально дешевой ракеты. У SpaceX есть и более амбициозные планы - например проект MCT, который будет способен отправить экипаж на Марс. Но все это (пока) в далеком будущем, а в краткосрочной перспективе задача одна - удешевить выход в космос настолько, чтоб космической отраслью мог заниматься бизнес (при этом ее развивая и дальше), а не только государственные программы.

Кстати, предупреждая неизбежных камментов что «США/NASA спонсирует SpaceX - не спонсирует. За все услуги (например, пользование космодромами SpaceX платит из собственного кармана. Соответственно, за услуги предоставляемые NASA - как например сегодняшная отправка груза к МКС - NASA в свою очередь платит SpaceX как поставщику, по рыночным ценам). Отношение сугубо коммерческое.

Повторяю - вся соль того, что делает SpaceX - в первую очередь не крутые или передовые ракеты, а коммерчески рентабельные, с упором максимального снижения цены. Каждый сам волен считать, правильный это подход или нет. Я вот считаю, что правильный.

gene1
()
Ответ на: комментарий от adstudio

Занятно?

Да.
Занятно почитать персонажей, которые, как я думал, уже вымерли.

Давно таких не видел ;)

кругом лохотрон мерещится. А у меня все по закону

Так вы не лохотронщик а лох?

Ещё занятнее ;)

grim ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от gene1

Повторяю - вся соль того, что делает SpaceX - в первую очередь не крутые или передовые ракеты, а коммерчески рентабельные

а чё - до них все запуски в мире были нерентабельны ?

Я вот считаю

ну хоть не врешь

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

а чё - до них все запуски в мире были нерентабельны ?

Для большинства - нерентабельные. Например, почему космонавтикой не занимаются институты и университеты, которые двигают всю остальную науку? Потому что слишком дорого. Почему у нас до сих пор нет высокоростного, дешевого, спутникого интернета? Потому что слишком дорого.

Разумеется, и по текущим ценам есть определенный спрос. Но если какой-нибудь шейх купил себе пятый Роллс-Ройс, то это не делает этот автомобиль рентабельным для большинства населения.

gene1
()
Ответ на: комментарий от grim

Для раскаленного двигателя

С 67 Км на парашюте ? Раскалённый ?

- Соленая вода

По барабану.

+ удар

23 м/c в воду вертикально ? Тапочки не смеши мои, да ?

AS ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AS

По барабану.

Если, к примеру, ваш автомобиль погрузить в морскую воду на 6-12 часов, достойно ли он выдержит испытание?

gene1
()
Ответ на: комментарий от gene1

Повторяю - вся соль того, что делает SpaceX - в первую очередь
не крутые или передовые ракеты, а коммерчески рентабельные,

Такие, как Тесла ?

AS ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от gene1

Если, к примеру, ваш автомобиль погрузить в морскую
воду на 6-12 часов, достойно ли он выдержит испытание?

Металлу по барабану эти несколько часов. Вот если пара месяцев, то будет заметно. Плюс металл бывает разный.

AS ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от gene1

это не делает этот автомобиль рентабельным для большинства населения

SpaceX не делает космические запуски «рентабельными для большинства населения»

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Это же РДТТ, его в любом случае надо пересобирать.

Концепция Маска состоит в том, что не надо. Ракеты у него предполагается использовать в самолетном режиме. Взлетел со старта, приземлился на баржу, взлетел с баржи, приземлился в район старта. Круг замкнулся.

Про двигатели Шаттла уже писали...

Писали, что они стоили в переработке дороже чем новые. Но при чем тут Маск и его ракета?

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AVL2

Взлетел со старта, приземлился на баржу, взлетел с баржи, приземлился в район старта. Круг замкнулся.

не пойму - на..я нужна в данном случае баржа, разве нельзя взлетать и приземляться в одном месте ?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от dk-

Впервые будет повторно использована первая ступень, вернувшаяся на плавающую платформу после миссии SpaceX CRS-8

наверняка процент повторно использованных механизмов будет минимальным, но в любом случае это будет шаг вперед. Ждем, желаем удачи...

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Да, ведь ракета улетает с полезной нагрузкой и спускается по минимальной траектории, чтобы экономить топливо. На барже ее дозаправляют и назад отправляют.

Иначе она только себя и будет таскать. В самом начале чем больше топлива, тем больше нужно мощщи и топлива, чтобы саму ракету поднять с топливом.

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от dk-

Не спорю. Начинать-то надо с малого. Слишком большие потери в случае аварии. Так что даже если треть первой ступени используют повторно, это будет прорыв.

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

не пойму - на..я нужна в данном случае баржа, разве нельзя взлетать и приземляться в одном месте ?

Не выгодно по энергетике.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от AS

Такие, как Тесла ?

С Теслой пока плохо с точки зрения массивности. Model 3 частично это исправит, но и она слишком дорогая (более того, в отличии от SpaceX, Tesla как раз активно пользуется субсидиями от государства, составляющим до $7,500 от стоимости каждого автомобиля). Остается надеятся, что массовое производство литиевых аккумуляторов (Гигафабрика Теслы является крупнейшим заводом в мире, и планируется еще одна постройка) в конце концов сделают стоимость автомобоилей более доступной. Но это пока что в (не совсем известном) будущем.

С другой стороны, потребительский авторынок (в отличии от косморынка) уже коммерчески оптимизирован автокорпорациями и войти туда как дешевый (и при этом качественный) поставщик - крайне сложно. В космической же отрасли - засилие государственных монополий, соответственно ворваться рынок по ценовой линии - вполне возможно, чем SpaceX и пользуется.

gene1
()
Ответ на: комментарий от anonymous

SpaceX не делает космические запуски «рентабельными для большинства населения»

Все познается в сравнении. Если мне, как обычному потребителю, вдруг завтра откроется возможность купить скоростной интернет за цену и скорость, сопоставимую с кабелем или ADSL, если уж не оптоволокном, и при этом доступным с любой точки земного шара - то и меня коснется рентабельность космической отрасли.

gene1
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

Теоретически можно. Но пока запрещено.

Да и не нужно. Даже самолеты не садятся и взлетают с одной и той же полосы без движения на земле. Их откатывают в ангар, где заправляют, обслуживают, и уже потом откатывают на новый старт.

Тут кстати другое преимущество «карандашного» Falcon 9 - он достаточно узкий, чтобы катить его (как перед, так и после полета) грузовиками по обычным дорогам.. Не нужно строить особых рельс или дорог. Учитывая это, отогнать бустер до ангара и обратно - настолько просто, что заморачиватся стационарным взлетом-посадкой не нужно.

Более того, можно пригнать ракету к производителю спутника, насадить спутник на месте (где производителю это удобнее), и отогнать «заряженный» Falcon к старту по обычному шоссе.

gene1
()
Ответ на: комментарий от dk-

Даже если и можно - это же дороже по топливу.

Не просто дороже. В полетах с высокой орбитой (особенно геостационарной) первой ступени Falcon-у физически не хватит топлива погасить горизонтальную скорость, развернуться, и вернуться на базу. Баржа же находится на пути баллистической тракетории бустера, соответственно топливо нужно только на финальной стадии торможения, а не на весь полет обратно, что разумеется намного меньше. Эта диаграмма наглядно показывает.

gene1
()
Ответ на: комментарий от AS

С 67 Км на парашюте ?

Конечно же нет

Раскалённый ?

Странно что вас это удивляет.

- Соленая вода

По барабану.

Только недоучкам.

удар

23 м/c в воду вертикально ?

Сотня тонн алюминия при таком ударе весьма сильно девормируется.

Тапочки не смеши мои, да ?

Ваши тапочки умнее вас и смеяться не будут.
А вы - пожалуйста ;)

grim ★★☆☆
()
Последнее исправление: grim (всего исправлений: 2)

Вообще сам факт того, что мы годами обсуждаем сабж, а не Роскосмос - говорит не в пользу последнего.

dk-
()
Ответ на: комментарий от grim

Сотня тонн алюминия при таком ударе весьма сильно девормируется.

К этому можно добавить что соотношение величины ступени и толщины ее стенок примерно такое же, как у алюминиевой банки из-под пепси-колы :-)

gene1
()
Ответ на: комментарий от grim

Пока да. Но в дальнейшем с ростом количества запусков планируют перейти к перелетам ракет на базу.

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Anonymous

в люминесцентных лампах температура газа заметно выше, спектр смещается в ультрафиолет, из-за чего и нужен люминофор

Хоссспади... Ещё одна жертва высшей школы? «тлеющий разряд», «равновесное излучение».

KOHb-TPOJIJIbJIEP
()
Ответ на: комментарий от AVL2

Пока да. Но в дальнейшем с ростом количества запусков планируют перейти к перелетам ракет на базу.

Есть ли ссылки про эту тему? Я много читал о планах SpaceX, но конкретно о перелетах ракет на базу после приземления я не читал ни в одном источнике имеющим связь с SpaceX (а не просто догадок).

gene1
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.