LINUX.ORG.RU

Проекту GIMP исполнилось 25 лет

 


2

3

21 ноября исполнилось 25 лет с момента первого анонса свободного графического редактора GIMP. Проект вырос из курсовой работы двух студентов Беркли — Спенсера Кимбалла и Питера Мэттиса. Оба автора интересовались компьютерной графикой и были недовольны уровнем приложений для работы с изображениями в UNIX.

Изначально для интерфейса программы использовалась библиотека Motif. Но в ходе работы над версией 0.60 Питер устал от этого тулкита настолько, что написал свой собственный и назвал его GTK (GIMP ToolKit). Позднее на основе GTK были написаны пользовательские среды GNOME и Xfce, несколько форков GNOME и сотни, если не тысячи отдельных приложений.

В конце 90-х группа разработчиков из голливудской студии Rhythm&Hues заинтересовалось проектом и подготовила версию GIMP с поддержкой повышенной разрядности на цветовой канал и базовыми инструментами работы с анимацией. Поскольку архитектура получившегося проекта их не удовлетворяла, они решили написать новый движок обработки графики на ациклических графах и в итоге создали базу библиотеки GEGL. Созданный до этого форк GIMP зажил своей непродолжительной жизнью под названием FilmGIMP, впоследствии был переименован в Cinepaint и был использован при производстве более двух десятков высокобюджетных кинофильмов. Среди них: «Последний самурай», «Лига выдающихся джентльменов», серия «Гарри Поттер», «Планета обезьян», «Человек-паук».

В 2005 году новый разработчик Эвинд Колас подхватил разработку GEGL, и год спустя команда начала понемногу переписывать GIMP для использования GEGL. Этот процесс затянулся почти на 12 лет, но в итоге к 2018 году программа полностью перешла на новый движок и получила поддержку работы с точностью вплоть до 32 бит с плавающей точкой на канал. Это одно из главных условий возможности использования программы в профессиональной среде.

Между 2005 и 2012 годами команда сотрудничала с Петером Сиккингом — руководителем берлинской компании Man+Machine Works, специализирующейся на UX/UI. Команда Петера помогла разработчикам GIMP сформулировать новое позиционирование проекта, провела два раунда интервью с целевой аудиторией, написала ряд функциональных спецификаций и спроектировала несколько улучшений в интерфейсе. Самыми популярными из них оказались однооконный интерфейс и новый инструмент кадрирования, концепция активных зон которого далее перекочевала в другие приложения, такие как darktable и LuminanceHDR. Самым непопулярным – разделение на сохранение проектных данных (XCF) и экспорт всех остальных (JPEG, PNG, TIFF и т.д.).

В 2016 году у проекта появился собственный долгоиграющий анимационный проект ZeMarmot, при работе над которым обкатываются некоторые идеи по улучшению GIMP для целевой аудитории. Последнее такое улучшение – поддержка множественного выделения слоёв в нестабильной ветке разработки.

В настоящее время готовится версия GIMP 3.0 на базе GTK3. На версию 3.2 запланирована реализация недеструктивной обработки изображений.

Оба исходных разработчика GIMP продолжают работать вместе (один из них и вовсе женился на сестре другого) и сейчас руководят проектом CockroachDB.

Питер Мэттис присоединился к поздравлениям и поблагодарил волонтеров, которые продолжают начатый им проект.

Спенсер Кимбалл несколько дней назад дал видеоинтервью о CockroachDB. В начале интервью он кратко рассказал об истории создания GIMP (05:22), а затем в конце на вопрос ведущего, каким своим достижением гордится больше всего, ответил (57:03): «CockroachDB приближается к этому статусу, но GIMP – по-прежнему мой любимый проект. Каждый раз, когда я ставлю GIMP, я вижу, что он снова стал лучше. Если бы GIMP был единственным проектом, который я создал, я бы считал, что прожил жизнь не зря».

>>> Подробности

★★★★★

Проверено: Zhbert ()
Последнее исправление: Shaman007 (всего исправлений: 3)

Ответ на: комментарий от svyatozar

Успокойся, у меня давно уже нет потребности самоутверждаться…

Ожидаемый ответ - вменяемых аргументов нет :)

Linfan ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svyatozar

А Блендер сразу сделали свой гуй на OpenGL - очень грамотный подход.

И тут внезапно расшифровываем: GTK -> GIMP ToolKit

Linfan ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Linfan

имитация бурной деятельности - это не всегда имитация перед начальником. очень часто это митация просто перед самим собой.

просто потому, что любой проект, либо его часть, будть то написание картины, написание программы, написание модуля программы — проходит через стадии: а)начать делать (0-40%), б)продолжить (41-85%), в)завершить (86-100%).

стадия «а» очень психиологически удобная. она простая, веселая, создает эмоциональное подкрепление. потом наступает «б» и всё уже не так весело. многие в этот момент перескакивают на а2.

в итоге получается очередной велосиепед, который ни для чего, кроме как съездить в ближайший деревенкий продмаг за молоком, не пригоден.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от svyatozar

FLTK гораздо лучше GTK.

Покажи хотя бы одно приложение на FLTK, которое не выглядит как лютый звиздец.

AP ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Linfan

Полагаю, дело в OpenGL, а не в собственном тулките. В этом есть определенная логика — ровно до момента, когда из-за эппла возникает необходимость переписать всё на вулкане.

AP ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от anonymous

text tool где есть две крутилки размера текста не связанные друг с другом

Крайне неудобная вещь. В Фотошопе крутилок с десяток :)

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

стадия «а» очень психиологически удобная

Во всех крупных опенсурсных проектах есть просто тусующийся народ. Для них есть форумы, мейл-листы, чатики. И хоть они не создают код, они выполняют крайне важную функцию - разносят инфу про проект. Кстати, в коммерческом кодинге, затраты на продвижение продукта часто гораздо больше, чем траты на ботанов, клепающих код.

Linfan ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

для меня форум это отдых. если для тебя это «деятельность», меня это не колышет.

То шутка была

anonymous
()
Ответ на: комментарий от AP

А что, Гимп не глючит? До сих пор глючит: у меня и сейчас элементы менюшек иногда не срабатывают. У всех тулкитов недостатки. Я поэтому их стараюсь избегать. Кстати, как ни крути, а самый красивый интерфейс у приложений на электроне!

svyatozar ★★
()
Последнее исправление: svyatozar (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от AP

ровно до момента, когда из-за эппла возникает необходимость переписать всё на вулкане

Не знаток OpenGL, но когда ковырялся с ZinkTk сталкивался еще и с разной поддержкой железа в linux+OpenGL - на нвидии норм, а на ATI и Intel вылазили всякие косяки порой. Сейчас может уже и пофиксили, хз.

Linfan ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svyatozar

самый красивый интерфейс у приложений на электроне!

…и этот человек выше по треду стенал про неэффективный расход памяти в Gtk )))

Linfan ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Linfan

Эппл пересаживает всех на Metal и высаживает всех остальных пассажиров, вот в чём фигня.

AP ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от svyatozar

хороший, но есть и гораздо лучше

anonymous
()
Ответ на: комментарий от ChekPuk

предвидится проблема с гтк и как следствие с гимпом на эпплотехнике?

Траблы c Gtk это половина проблемы, т.к. ее будут решать gtk-шники. А вот проблемы с OpenCL в GEGL разгребать надо будет гимповцам самостоятельно.

Linfan ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kott

NTK — небесполезное читерство :) А на нем вообще написано что-то кроме luppp и artyfx?

AP ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Linfan

Я подозреваю, что просто придется написать шейдеры и послать opencl в жопу. Вот только дебажить шейдеры — та ещё хрень.

AP ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Linfan

Нет смысла сравнивать. Инструмент либо решает определенные задачи, либо нет. А хвастаться «это бесплатный фотошоп», при этом не пользуясь и сотой долей функционала, какбэ моветон и никому ненужная цель.

линфан, ты в прошлом треде уже показал, что с готовностью продашь свой свободный проект кому угодно, если это будет обещать достаточно денег. AP вообще засмущался с ответом на этот вопрос в отношении гимпа. и вот теперь ты порешь полную чушь. тебе, хоть ты что-то там и пишешь, совершенно не очевидно, что функционал должен быть _удобным_. фотошоп просто _удобнее_. даже, если не пользоваться всем его функционалом. и нет, это не просто дело вкуса. да, по сравнению с ним гимп действительно напоминает чью-то курсовую работу.

crypt ★★★★★
()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от crypt

линфан, ты в прошлом треде уже показал, что с готовностью продашь свой свободный проект кому угодно, если это будет обещать достаточно денег.

Сорян, крипт, но это фантазии твоего маня-мирка. В том треде обсуждалось как раз обратное. Если несогласен - обоснуй.

тебе, хоть ты что-то там и пишешь, совершенно не очевидно, что функционал должен быть удобным

И опять персональные фантазии у тебя вытесняют реальность. Если несогласен - обоснуй.

фотошоп просто удобнее. даже, если не пользоваться всем его функционалом. и нет, это не просто дело вкуса.

Я фотошопом особо не пользовался, так уж сложилось, и его UI/UX у меня бурных восторгов не вызывает. Да, он продуманнее - хотя бы потому что на него тратились мегатонны человекочасов. Но не так, чтобы прям посадить колхозника от сохи и сразу получится хипстер-дизайнер.

Linfan ★★★★★
()
Последнее исправление: Linfan (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Alve

Если сравнить прогресс Фотошопа за 25 лет, то настроение праздновать сразу исчезнет.

Безусловно, согласен, но фотошоп можно критиковать за другое. Они нацелены на приделывание AI к нему из серии «провести кисточкой и открыть закрытые глаза на фотографии». Это повышает требования к ресурсам машины, а софт становится менее профессиональным. С другой стороны Адоб туда уже поддержку векторной графики добавляет и это хорошо. Так что гимп да... отстает «маленько».

crypt ★★★★★
()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Linfan

Электрон громоздок, но он многое даёт в замен. Мой заказчик предпочитает электрон по той причине, что любой фронтендщик может за меня доработать дизайн. Кроме того без всякой компиляции можно изменить сам код. И потом, современный Джаваскрипт очень удобен: это язык изначально создавался для разработки гуя и сейчас является де-факто стандартом, он даже используется в Qt. Весть веб-стек тщательно задокументирован и стандартизирован. Кроме того, электрон-приложение - это ещё и готовый веб-апп.

А что даёт Gtk? Какой-то непонятный трансвистит, созданный хейтерами Си++, путём добавления ООП в Си. Того самого ООП, которое нисмотря на десятилетия оголтелого маркетинга и проповедей «Дяди» Боба Мартина так и не взлетел.

svyatozar ★★
()
Ответ на: комментарий от Linfan

Кто-то когда-то рассказывал про транслятор опенжиель в металл. Может не надо будет? Или эппловцы не позволят?

ChekPuk ★★★
()
Ответ на: комментарий от ChekPuk

Или эппловцы не позволят?

Если это будет отдельная погремуха, то у эпловцев никто спрашивать не будет.

Linfan ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Linfan

Я фотошопом особо не пользовался, так уж сложилось, и его UI/UX у меня бурных восторгов не вызывает. Да, он продуманнее - хотя бы потому что на него тратились мегатонны человекочасов. Но не так, чтобы прям посадить колхозника от сохи и сразу получится хипстер-дизайнер.

ну, я тоже не могу сказать что интерфейс фотошопа — образец удобства.

(хотя тут вопрос — а можно ли сделать удобней? пока сравнивать не с чем.)

мне вот, как человеку тонкого художественного вкуса, важней не продуманность интерфейса, а его аккуратность.

в фотошопе это есть. в идее это есть. в vs code это есть. (но до идеи уже не дотягивает.)

гимп, когда открываю его, просто убивает что-то внутри меня, что отвечает за креативную работу.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

просто убивает что-то внутри меня, что отвечает за креативную работу.

Это хорошо. Если анонимы ещё и творить начнут...

ChekPuk ★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

ну то есть когда работаешь с инструментов, у которого колхозный внешний вид, то подспудно и к своей работе начинаешь относиться точно также.

а че, и так сойдет!

выдрючивать и вылизывать разные мелочи (на которых все и держится! основу-то ума много сделать не требуется, см. мой пример про три этапа работы над проектом) сразу перестает хотеться.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от ChekPuk

чувак, с твоей-то авой… а аноним это просто ярлык. под ним живые люди, порою нормальные.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от Alve

Для меня лучше на гвоздях полежать, чем заниматься графикой под линукс. Фотошоп - это только один из кубиков. Адоб предоставляет цельный pipeline для профессионального процессинга изображения. От захвата до вывода на печать. Оформления бумажной продукции. Чего угодно. А под линукс за 25 лет даже аналог знаменитой ACDSee 3 написать не смогли. Есть gwenview, feh и т.д. Я каждый раз обещаю себе копнуть исходники, убрать лишнее *овно и приделать минимум необходимых функций. Но понятно, что это каждый раз откладывается... нельзя одновременно одинаково хорошо и исходники править, и художественные фотографии делать. Это откровенно разная деятельность.

Самое лучшее, что было создано под Linux в смысле графики и не имеет аналогов под Windows (afaik) - это ImageMagick. Великолепный функционал и никакого излишнего потребления ресурсов. Хотя, ес-но, не заменяет того, о чем выше.

p.s.

AP, вот если бы ты половину новостей про гимп заменил на новости про Image Magick...

crypt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от crypt

что было создано под Linux в смысле графики и не имеет аналогов под Windows (afaik) - это ImageMagick

ImageMagick/GraphicsMagick портирован на каждый тостер, включая Windows.

commagray ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Хм... Интересно, хоть один неадекват ощущает себя неадекватом? Это не попытка оскорбить, это риторический вопрос о несостоятельности защитного заклинания «я нормальный!».

А если тебе моя ава не понравилась, то и ясно всё, творить тебе не надо. Ты в символизм не умеешь.

ChekPuk ★★★
()
Ответ на: комментарий от commagray

ес-но, портированы. но _аналог_ - это чуть-чуть другое.

crypt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svyatozar

любой фронтендщик может за меня доработать дизайн

т.е. аппликуха потребляющая лишний мегабайт памяти - это «непонятный трансвистит», а свистулька типа чатика, выжирающая пару гиг - вполне норм? И только потому, что верстальщик ее может раскрасить самостоятельно под кжель и хохлому?

это язык изначально создавался для разработки гуя и сейчас является де-факто стандартом

о! А вот тут можно подробнее: какие элементы гуя в джиесе заложены при разработке? Неужели эти дифирамбы про alert, prompt и confirm? И наверное поэтому в джиесе 100500 несовместимых тулкитов - ну удобно же, приходишь на новый проект и, тадам, садишься изучать новую погремуху :)

И потом, современный Джаваскрипт очень удобен

Относительно удобным он стал, начиная с ES6. Более ранние редакции - еще тот brainfuck. Да и в последней редакции, эвент-ориентированная модель джиеса, на костылях из таймеров и промисов - не самое лучшее, что придумано.

электрон-приложение - это ещё и готовый веб-апп

Вау, это чо, require в браузерах уже работает? )))

Linfan ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ChekPuk

я картины за деньги продаю. ну так, если что.

оценку своей адекватности делаю исходя из социальных контактов.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от svyatozar

в замен

нисмотря

трансвистит

оголтелого маркетинга

мда.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

я картины за деньги продаю

Эээ... Тоже не аргумент. Сейчас такое продаётся, что ой. Закеж картину самалучшую, а я буду авторитетным жюри. Сильно я сумляваюсь. Фотошопский интерфейс нравится? Это ужесамо по себе подозрительно.

ChekPuk ★★★
()
Ответ на: комментарий от ChekPuk

он аккуратненький. я не писал, что в восторге от него.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

я картины за деньги продаю. ну так, если что.

анонимно?) это очень слабый аргумент. ну так, если что.

crypt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svyatozar

FLTK гораздо лучше GTK. Даже заплывший жиром Qt лучше чем GTK, хотя он и пытается сделать Си++ похожим на Джаву.

И вот этому человеку пытались доверить написание коммерческого редактора.

meliafaro ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от crypt

AP вообще засмущался с ответом на этот вопрос в отношении гимпа

Рецепт успеха: выдумать бессмысленный вопрос, требовать на него ответить, предсказуемо не получить ответа, ходить рассказывать, как кто-то там засмущался.

AP, вот если бы ты половину новостей про гимп заменил на новости про Image Magick...

Я пишу про то, чем пользуюсь сам и, соответственно, в чём хоть сколько-то разбираюсь.

Пользователи вообще довольно четко делятся на несколько групп: 1) которые особо не следят за проектом и не имеют ярко выраженного мнения, 2) которые не всегда довольны приложением, но рады новшествам, и 3) те, у которых «25 лет никакого прогресса, разработчики не слушают пользователей».

С околоплинтусной высоты своего жизненного/профессионального опыта могу сказать, что нытики никогда не будут довольны.

AP ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от anonymous

Охохохохооро... Вот он, аноним чистой крови, как он есть. Типичный аноним. И фотошоп ему нравится. Ещё бы он на гимпы (или что угодно обсуждаемое) не наезжал. У него же всегда есть альтернатива, она лучше, она правильнее, его мнение автормтетнее, просто он актёр больших и малый оперных театров, а фамилия у него слишком известная, чтобы её называть. :)))

И главное же, даже если прижать его к тёплой стенке, он выложит рандомный инстаграм и скажет, что это он :)

ChekPuk ★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

не раньше, чем ты зарегистрируешься и я тебя запомню как форумчанина.

crypt ★★★★★
()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от ChekPuk

Интересно, хоть один неадекват ощущает себя неадекватом? Это не попытка оскорбить, это риторический вопрос

если хочешь, я могу ответить на этот вопрос.

crypt ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.