LINUX.ORG.RU

Проекту GIMP исполнилось 25 лет

 


2

3

21 ноября исполнилось 25 лет с момента первого анонса свободного графического редактора GIMP. Проект вырос из курсовой работы двух студентов Беркли — Спенсера Кимбалла и Питера Мэттиса. Оба автора интересовались компьютерной графикой и были недовольны уровнем приложений для работы с изображениями в UNIX.

Изначально для интерфейса программы использовалась библиотека Motif. Но в ходе работы над версией 0.60 Питер устал от этого тулкита настолько, что написал свой собственный и назвал его GTK (GIMP ToolKit). Позднее на основе GTK были написаны пользовательские среды GNOME и Xfce, несколько форков GNOME и сотни, если не тысячи отдельных приложений.

В конце 90-х группа разработчиков из голливудской студии Rhythm&Hues заинтересовалось проектом и подготовила версию GIMP с поддержкой повышенной разрядности на цветовой канал и базовыми инструментами работы с анимацией. Поскольку архитектура получившегося проекта их не удовлетворяла, они решили написать новый движок обработки графики на ациклических графах и в итоге создали базу библиотеки GEGL. Созданный до этого форк GIMP зажил своей непродолжительной жизнью под названием FilmGIMP, впоследствии был переименован в Cinepaint и был использован при производстве более двух десятков высокобюджетных кинофильмов. Среди них: «Последний самурай», «Лига выдающихся джентльменов», серия «Гарри Поттер», «Планета обезьян», «Человек-паук».

В 2005 году новый разработчик Эвинд Колас подхватил разработку GEGL, и год спустя команда начала понемногу переписывать GIMP для использования GEGL. Этот процесс затянулся почти на 12 лет, но в итоге к 2018 году программа полностью перешла на новый движок и получила поддержку работы с точностью вплоть до 32 бит с плавающей точкой на канал. Это одно из главных условий возможности использования программы в профессиональной среде.

Между 2005 и 2012 годами команда сотрудничала с Петером Сиккингом — руководителем берлинской компании Man+Machine Works, специализирующейся на UX/UI. Команда Петера помогла разработчикам GIMP сформулировать новое позиционирование проекта, провела два раунда интервью с целевой аудиторией, написала ряд функциональных спецификаций и спроектировала несколько улучшений в интерфейсе. Самыми популярными из них оказались однооконный интерфейс и новый инструмент кадрирования, концепция активных зон которого далее перекочевала в другие приложения, такие как darktable и LuminanceHDR. Самым непопулярным – разделение на сохранение проектных данных (XCF) и экспорт всех остальных (JPEG, PNG, TIFF и т.д.).

В 2016 году у проекта появился собственный долгоиграющий анимационный проект ZeMarmot, при работе над которым обкатываются некоторые идеи по улучшению GIMP для целевой аудитории. Последнее такое улучшение – поддержка множественного выделения слоёв в нестабильной ветке разработки.

В настоящее время готовится версия GIMP 3.0 на базе GTK3. На версию 3.2 запланирована реализация недеструктивной обработки изображений.

Оба исходных разработчика GIMP продолжают работать вместе (один из них и вовсе женился на сестре другого) и сейчас руководят проектом CockroachDB.

Питер Мэттис присоединился к поздравлениям и поблагодарил волонтеров, которые продолжают начатый им проект.

Спенсер Кимбалл несколько дней назад дал видеоинтервью о CockroachDB. В начале интервью он кратко рассказал об истории создания GIMP (05:22), а затем в конце на вопрос ведущего, каким своим достижением гордится больше всего, ответил (57:03): «CockroachDB приближается к этому статусу, но GIMP – по-прежнему мой любимый проект. Каждый раз, когда я ставлю GIMP, я вижу, что он снова стал лучше. Если бы GIMP был единственным проектом, который я создал, я бы считал, что прожил жизнь не зря».

>>> Подробности

★★★★★

Проверено: Zhbert ()

Ответ на: комментарий от ChekPuk

И не говори, окажешься, бывало, в историческом центре города и идёшь «глаза в пол» - так ненароком здание какого-нибудь признанного архитектора увидеть можно не будучи подготовленным.

А почему бы и нет? Например, заходишь в собор Св. Вита в Праге, а там, среди прочих витражей, есть такой, который явно выделяется на фоне других. Интересно же становится, кто автор.

grem ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от grem

Чего ты к программистам то пристал?

ну а какой твой айтишный профиль? как объяснить? ты же в айти не бродишь: а сделаю то, а сделаю это... есть интересы.

А ты в Эрмитаж

предварительно прочитав о всех-всех художниках

это все на интересах основано. если какой-то интерес есть, то этим все определяется.

crypt ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от grem

так ненароком здание какого-нибудь признанного архитектора увидеть можно не будучи подготовленным.

ага, а здесь ненароком только новый сайдинг можно увидеть. выехать куда-нибудь хочу:( устал от этого города:(

crypt ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от grem

Мне давно уже кажется, что каждый диалог на ЛОР выглядит так

А иначе и быть не может …
Какой нормальный диалог может быть среди сотни ЧСВ-шников?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от grem

Чего ты к программистам то пристал? Нет, аналогию не понимаю. Если мне нравится программа, я не лезу читать её код. Если не нравится, я тоже не лезу читать код. Даже если я не пользовался программой, я всё ещё не лезу читать её код.

На всякий случай еще раз. Если пользователь ПК далек от айти, то он не только код не лезет читать, ему вообще всеравно какая ОС, он даже понятия такого не знает. Кликает на «Интернет» и открывает ну что там ему нужно... Продвинутый пользователь начинает интересоваться программами, ставить разные, пробовать... Участвует в спорах за/против СПО. У него начинает складываться какое-то свое мнение и отношение. Он не только понимает суть разных опций, но и начинает догадываться, как они работают «под капотом». Есть следующий уровень погружения в т.ч. у системщиков, у веб-программистов и т.д. и т.п.

То же самое с искусством. Оно не однородно. Есть массовое искусство для минимально подготовленных, есть файн-арт, есть еще десятки направлений... Есть разные теории и идеологии, каким оно должно быть и к чему стремиться. Есть разные технические приемы. И также, как не каждый человек хочет и может быть ассемблерщиком или веб-верстальщиком, также он упирается в какой-то свой придел понимания и интереса в сфере без точных границ и определений. Даже фотошоп или гимп можно показать каждому, но не каждый осилит смысл частотного разложения. Также и с абстрактным рембрандтом. Время проходит, культурный разрыв увеличивается, сложнее понимать.

Соответственно из этого легко сообразить и насчет походов в музеи, и насчет продаж картин, и насчет всего прочего...

crypt ★★★★★ ()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от grem

Некоторые разновидности современного «искусства», почему-то часто эксплуатируют попытку вызвать отвращение или что-то подобное. Но я не фанат мини-фильмов с блюющим

если я правильно понимаю, то современная толерантная позиция состоит в отсутствии грани между искусством и неискусством. но как мы знаем из опыта общения с местными анонимами, свободой слова в первую очередь бегут воспользоваться не самые лучшие представители. мне местный театрал заявил: «я могу выскочить на пляж, скинуть с себя трусы и начать ими размахивать над головой и это будет перфоманс».

так что по современным нормам он как бы прав, но уровень этого искусства всеравно остается на уровне пояса.

это к слову о неоднородности.

crypt ★★★★★ ()

Гимп безальтернативен. Есть игровой компьютер на винде. Надо было на нем фотоньки поправить. Посмотрел на фотошоп и его цену. Посмотрел на какое-то неизвестное шароварное барахло, при установке постоянно требующее его купить за каждую лишнюю фичу. Плюнул и поставил гимп. :)

petrosha ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от GP

И да, Gimp АКТИВНО продается по довольно несмешным ценам

очень смешно… ну и за 15 евро за 240 страничное печатное руководство не такая уж большая цена.

https://www.amazon.com/Ultimate-GIMP-2-10-Guide-Professional/dp/1790584213/

fornlr ★★★★★ ()
Последнее исправление: fornlr (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от GP

Это левая переупаковка с включенным руководством. Никакого отношения к самому проекту и его команде не имеет.

На вопрос, идиот ты или прикидываешься, можешь уже не отвечать.

AP ★★★★★ ()
Последнее исправление: AP (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от GP

И за 25 лет они таки не смогли осилить сами знаете какую фичу фотошопа, из-за которой этот ваш гимп считается игрушкой

специально для Irsi CMYK запилили?

anonymous ()