LINUX.ORG.RU

Проекту GIMP исполнилось 25 лет

 


2

3

21 ноября исполнилось 25 лет с момента первого анонса свободного графического редактора GIMP. Проект вырос из курсовой работы двух студентов Беркли — Спенсера Кимбалла и Питера Мэттиса. Оба автора интересовались компьютерной графикой и были недовольны уровнем приложений для работы с изображениями в UNIX.

Изначально для интерфейса программы использовалась библиотека Motif. Но в ходе работы над версией 0.60 Питер устал от этого тулкита настолько, что написал свой собственный и назвал его GTK (GIMP ToolKit). Позднее на основе GTK были написаны пользовательские среды GNOME и Xfce, несколько форков GNOME и сотни, если не тысячи отдельных приложений.

В конце 90-х группа разработчиков из голливудской студии Rhythm&Hues заинтересовалось проектом и подготовила версию GIMP с поддержкой повышенной разрядности на цветовой канал и базовыми инструментами работы с анимацией. Поскольку архитектура получившегося проекта их не удовлетворяла, они решили написать новый движок обработки графики на ациклических графах и в итоге создали базу библиотеки GEGL. Созданный до этого форк GIMP зажил своей непродолжительной жизнью под названием FilmGIMP, впоследствии был переименован в Cinepaint и был использован при производстве более двух десятков высокобюджетных кинофильмов. Среди них: «Последний самурай», «Лига выдающихся джентльменов», серия «Гарри Поттер», «Планета обезьян», «Человек-паук».

В 2005 году новый разработчик Эвинд Колас подхватил разработку GEGL, и год спустя команда начала понемногу переписывать GIMP для использования GEGL. Этот процесс затянулся почти на 12 лет, но в итоге к 2018 году программа полностью перешла на новый движок и получила поддержку работы с точностью вплоть до 32 бит с плавающей точкой на канал. Это одно из главных условий возможности использования программы в профессиональной среде.

Между 2005 и 2012 годами команда сотрудничала с Петером Сиккингом — руководителем берлинской компании Man+Machine Works, специализирующейся на UX/UI. Команда Петера помогла разработчикам GIMP сформулировать новое позиционирование проекта, провела два раунда интервью с целевой аудиторией, написала ряд функциональных спецификаций и спроектировала несколько улучшений в интерфейсе. Самыми популярными из них оказались однооконный интерфейс и новый инструмент кадрирования, концепция активных зон которого далее перекочевала в другие приложения, такие как darktable и LuminanceHDR. Самым непопулярным – разделение на сохранение проектных данных (XCF) и экспорт всех остальных (JPEG, PNG, TIFF и т.д.).

В 2016 году у проекта появился собственный долгоиграющий анимационный проект ZeMarmot, при работе над которым обкатываются некоторые идеи по улучшению GIMP для целевой аудитории. Последнее такое улучшение – поддержка множественного выделения слоёв в нестабильной ветке разработки.

В настоящее время готовится версия GIMP 3.0 на базе GTK3. На версию 3.2 запланирована реализация недеструктивной обработки изображений.

Оба исходных разработчика GIMP продолжают работать вместе (один из них и вовсе женился на сестре другого) и сейчас руководят проектом CockroachDB.

Питер Мэттис присоединился к поздравлениям и поблагодарил волонтеров, которые продолжают начатый им проект.

Спенсер Кимбалл несколько дней назад дал видеоинтервью о CockroachDB. В начале интервью он кратко рассказал об истории создания GIMP (05:22), а затем в конце на вопрос ведущего, каким своим достижением гордится больше всего, ответил (57:03): «CockroachDB приближается к этому статусу, но GIMP – по-прежнему мой любимый проект. Каждый раз, когда я ставлю GIMP, я вижу, что он снова стал лучше. Если бы GIMP был единственным проектом, который я создал, я бы считал, что прожил жизнь не зря».

>>> Подробности

★★★★★

Проверено: Zhbert ()

Ответ на: комментарий от AlexM

Вот такая же мысль возникла. Как-то нетрадиционно традиционно. Но может еще не все потеряно? его сестра - не трансвестит часом?

praseodim ★★★★★ ()
Последнее исправление: praseodim (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от grem

Ну какой единорог 🦄. Классика же 🐐

https://ru.wikipedia.org/wiki/GEGL

https://imgur.com/a/J1rHiHn

http://1.bp.blogspot.com/-CC6HO4gzsns/TlX9rKnje9I/AAAAAAAACds/wFbfBQj0UIk/s1600/loading+logo.png

fornlr ★★★★★ ()
Последнее исправление: fornlr (всего исправлений: 2)

А вообще, мировой редактор, на самом деле

Единственный кусок софта, который я использую независимо от той системы, на которой приходится работать. Онтопик, оффтопик: базовое редактирование фоток есть, работа со слоями есть, бесплатный и относительно быстрый - чего еще желать.

Жду версии 3.0, конечно, потому что давно пора на третий GTK переезжать было, а они только лет через десять взялись.

a_Sadducee ()

Один из немногих достойных естественно-свободных проектов, готовых для использования конечным пользователем как есть, ещё и со своим изюмом.

Всем причастным огромное спасибо, вы делаете крутую штуку.

microdo3nik ()

Гимпу 25! Ура! Желаю чтобы Гимп стал таким же популярным инструментом как и Блендер только для 2д и утер нос Фотошопу(хотя это и не обязательно ведь он уже есть уникальной свободной тулзой для Свободных художников)

К этому набору нужен еще и хороший дистр, чтобы был комплект - дистр, гимп, блендер)

grovekeeper ()
Последнее исправление: grovekeeper (всего исправлений: 2)

Обрезалка фотографий отпраздновала 25летие.

Все художники и фотографы на другом софте давно.

Управление как было инопланетным так и осталось (text tool где есть две крутилки размера текста не связанные друг с другом ЛОЛ). Функций 5% от нормальныж редакторов. Зато обильная OSS-бюрократия с драмами, междусобойчиком, wont fix и прочими чудесами, ага.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Согласен. Обрезку и масштабирование делает наура. Ну и в разные форматы переводит. А в остальном довольно отсталая вещь. Скрипты, кисти не менялись лет 20. Сейчас для рисования пользуюсь Krita. Мне кажется, всё дело в Gtk: унылая попытка к Си прикрутить ООП, который нахрен никому не нужен…

svyatozar ()
Ответ на: комментарий от svyatozar

сейчас придет истеричный чел с обезьяной на аве и как всегда в своей манере «объяснит» всем что они дауны, а гимп это вообще круто, и фотошопу почти не уступает, и вообще нормальным спецам пофиг в чем работать.

anonymous ()

Поздравляю гимповцев! Действительно хорошее, нужное дело сделали когда-то, запустили такой сложный проект. Спасибо авторам огромное! Так им и передайте, ЧекПук одобряет.

Этот процесс затянулся почти на 12 лет, но в итоге к 2018 году программа полностью перешла на новый движок и...

так и не получила нормальной работы с покадровой анимацией. Да, есть Дартэйблы, но хотелось бы в одном инструменте иметь возможность по кадрам ходить. Крита к этому ближе, но тоже, она держит всё внутри, а мне раскадровку на тысячу кадров надо как-то делать. Как? Никак, сиди в дарктэйбле, а для сложной обработки отдельных кадров запускай гимп.

ChekPuk ★★★ ()
Ответ на: комментарий от ChekPuk

так и не получила нормальной работы с покадровой анимацией.

Я что-то про Netbeans вспомнил - One IDE for all. Ух как там с пайтон было жёстко и страшно…

Как-то так себе идея всё в одно толкать.

С плагинами тут вот присовывали чего-то https://twitter.com/GIMP_Official/status/974236884376477697

Но видать заглохло.

fornlr ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от svyatozar

Мне кажется, всё дело в Gtk: унылая попытка к Си прикрутить ООП

Если кажется - крестись. Как Gtk влияет на код, который выполняется при нажатии контролов? Никак, от слова совсем.

Linfan ★★★★★ ()

На версию 3.2 запланирована реализация недеструктивной обработки изображений.

Если я правильно понял, что это, то фича крутая. Этакий Ctrl-Z на максималках

Crocodoom ★★★ ()
Ответ на: комментарий от ChekPuk

так и не получила нормальной работы с покадровой анимацией

Жеан наигрался с плагином анимации на x-sheet (есть публичная ветка) и потихоньку пилит анимацию как core-фичу с таймлайном (публичной ветки пока нет).

а мне раскадровку на тысячу кадров надо как-то делать. Как?

Ну вот в криту влили сторибоард на прошлой неделе, например. Плюс есть заточенные под анимацию тулзы всякие.

AP ★★★★★ ()
Последнее исправление: AP (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от AP

Не, я больше к тому, что, захотел я себе запилить Фроду, с кольцами и эльфиетками, и получить за него Оскара, а программы такой для ретуширования, спустя дваццать лет, и нету. Всё, распаковывай чемоданы.

Не вдавался в подробности, а в Крите теперь кадры хранятся отдельно? Главная проблема в этом.

ChekPuk ★★★ ()
Ответ на: комментарий от Linfan

Просто: когда тулкит написан криво, очень трудно расширять и добавлять фичи в код на нём написанный. Мне предлагали неплохие деньги чтобы написать графический редактор на GTK. Я сперва даже согласился, но разобравшись какое это г., как расточительно в нём используется память, сколько лишних копирований памяти надо сделать для простейших операций и т.д, мне пришлось отказаться от проекта в самом начале… Я просто понял что GTK - это тупичок. Возможно и разработчики Gimp пришли к такому заключению. Это объяснило бы почему за 20 лет никакого прогресса, а только постоянное «переписывание движка под новый GTK»… Видимо, спонсоры всё-таки есть, вот и создают нехотя симуляцию кипучей деятельности, на «отвались». Посмотрите как за эти годы вырос Блендер! Земля и небо.

svyatozar ()
Последнее исправление: svyatozar (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от svyatozar

Мне предлагали неплохие деньги чтобы написать графический редактор на GTK.

Душещипательная история. Но на самом-то деле GIMP не единственный графический инструмент на Gtk. И люди их как-то пишут и вполне успешно. Хинт - не хватает в организьме ООП, бери gtkmm. Делов-то.

Я сперва даже согласился, но разобравшись какое это г., как расточительно в нём используется память, сколько лишних копирований памяти надо сделать для простейших операций и т.д, мне пришлось отказаться от проекта в самом начале…

Во-первых, память сам тулкит расходует не больше. чем остальные современные тулкиты (если не брать, конечно, совсем динозавров типа Motif)

Во-вторых, тулкит это всего лишь «десктопная морда» аппликухи. Все, что связано с графикой (отрисовка модели документа, конвертация форматов и т.п.) это не забота самого тулкита. Это как правило сторонние либы (lcms, cairo, libpng, libtiff и т.д.)

мне пришлось отказаться от проекта в самом начале

И это правильно! Раз не шаришь, то не стоит браться за коммерческое написание кода.

Linfan ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от svyatozar

Это объяснило бы почему за 20 лет никакого прогресса, а только постоянное «переписывание движка под новый GTK»… Видимо, спонсоры всё-таки есть, вот и создают нехотя симуляцию кипучей деятельности, на «отвались».

Испытываю трепет перед гигантами мысли, которые смело рассуждают про софт, о котором ничего по сути не знают.

AP ★★★★★ ()
Последнее исправление: AP (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от svyatozar

Видимо, спонсоры всё-таки есть… Посмотрите как за эти годы вырос Блендер! Земля и небо.

Блендер это как-раз пример наличия спонсоров и небольшой команды на фуллтайме с зарплатой в стиле «соборной» разработки. А GIMP, насколько я знаю, не имеет программеров на ставке. Это типичный пример «базарной» разработки - большое число коммитеров на добровольной основе. И «симулировать бурную деятельность» никому нет резона.

Linfan ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Alve

Если сравнить прогресс Фотошопа за 25 лет

Нет смысла сравнивать. Инструмент либо решает определенные задачи, либо нет. А хвастаться «это бесплатный фотошоп», при этом не пользуясь и сотой долей функционала, какбэ моветон и никому ненужная цель.

Linfan ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Базарная разработка - это своего рода клуб по интересам. Есть желание и возможность участвовать и реализовывать интересующий тебя функционал - замечательно. Нет возможности - никто тебя за это не накажет. Симуляция бурной деятельности это тогда, когда у тебя есть обязанности, а ты имитируешь их исполнение, но от реальной работы отлыниваешь. Такое часто-густо встречается у коммерсов.

Linfan ★★★★★ ()