LINUX.ORG.RU

Проекту GIMP исполнилось 25 лет

 


2

3

21 ноября исполнилось 25 лет с момента первого анонса свободного графического редактора GIMP. Проект вырос из курсовой работы двух студентов Беркли — Спенсера Кимбалла и Питера Мэттиса. Оба автора интересовались компьютерной графикой и были недовольны уровнем приложений для работы с изображениями в UNIX.

Изначально для интерфейса программы использовалась библиотека Motif. Но в ходе работы над версией 0.60 Питер устал от этого тулкита настолько, что написал свой собственный и назвал его GTK (GIMP ToolKit). Позднее на основе GTK были написаны пользовательские среды GNOME и Xfce, несколько форков GNOME и сотни, если не тысячи отдельных приложений.

В конце 90-х группа разработчиков из голливудской студии Rhythm&Hues заинтересовалось проектом и подготовила версию GIMP с поддержкой повышенной разрядности на цветовой канал и базовыми инструментами работы с анимацией. Поскольку архитектура получившегося проекта их не удовлетворяла, они решили написать новый движок обработки графики на ациклических графах и в итоге создали базу библиотеки GEGL. Созданный до этого форк GIMP зажил своей непродолжительной жизнью под названием FilmGIMP, впоследствии был переименован в Cinepaint и был использован при производстве более двух десятков высокобюджетных кинофильмов. Среди них: «Последний самурай», «Лига выдающихся джентльменов», серия «Гарри Поттер», «Планета обезьян», «Человек-паук».

В 2005 году новый разработчик Эвинд Колас подхватил разработку GEGL, и год спустя команда начала понемногу переписывать GIMP для использования GEGL. Этот процесс затянулся почти на 12 лет, но в итоге к 2018 году программа полностью перешла на новый движок и получила поддержку работы с точностью вплоть до 32 бит с плавающей точкой на канал. Это одно из главных условий возможности использования программы в профессиональной среде.

Между 2005 и 2012 годами команда сотрудничала с Петером Сиккингом — руководителем берлинской компании Man+Machine Works, специализирующейся на UX/UI. Команда Петера помогла разработчикам GIMP сформулировать новое позиционирование проекта, провела два раунда интервью с целевой аудиторией, написала ряд функциональных спецификаций и спроектировала несколько улучшений в интерфейсе. Самыми популярными из них оказались однооконный интерфейс и новый инструмент кадрирования, концепция активных зон которого далее перекочевала в другие приложения, такие как darktable и LuminanceHDR. Самым непопулярным – разделение на сохранение проектных данных (XCF) и экспорт всех остальных (JPEG, PNG, TIFF и т.д.).

В 2016 году у проекта появился собственный долгоиграющий анимационный проект ZeMarmot, при работе над которым обкатываются некоторые идеи по улучшению GIMP для целевой аудитории. Последнее такое улучшение – поддержка множественного выделения слоёв в нестабильной ветке разработки.

В настоящее время готовится версия GIMP 3.0 на базе GTK3. На версию 3.2 запланирована реализация недеструктивной обработки изображений.

Оба исходных разработчика GIMP продолжают работать вместе (один из них и вовсе женился на сестре другого) и сейчас руководят проектом CockroachDB.

Питер Мэттис присоединился к поздравлениям и поблагодарил волонтеров, которые продолжают начатый им проект.

Спенсер Кимбалл несколько дней назад дал видеоинтервью о CockroachDB. В начале интервью он кратко рассказал об истории создания GIMP (05:22), а затем в конце на вопрос ведущего, каким своим достижением гордится больше всего, ответил (57:03): «CockroachDB приближается к этому статусу, но GIMP – по-прежнему мой любимый проект. Каждый раз, когда я ставлю GIMP, я вижу, что он снова стал лучше. Если бы GIMP был единственным проектом, который я создал, я бы считал, что прожил жизнь не зря».

>>> Подробности

★★★★★

Проверено: Zhbert ()

Ответ на: комментарий от BceM_IIpuBeT

Цмик не нужон, бумага ведь устарела.

Да щаз ))) Нужон, как и многие остальные фичи. Просто как хотелки закидывать, так очередь как в мавзолей. А стоит объявить сбор средств или кнопку доната - все думают «ну я самый умный, а платят пускай печальные лохи».

Linfan ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от BceM_IIpuBeT

То то я смотрю объявления клеить перестали, билборды тоже массово сносят, в почтовом ящике паук вешается…

anonymous ()

Long live, gimp. Спасибо команде за это замечательный редактор.

Самым непопулярным – разделение на сохранение проектных данных и экспорт всех остальных

Ох, я помню как у меня бомбило после этого (и до сих пор бомбит).

thunar ★★★★★ ()
Последнее исправление: thunar (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от crypt

С логикой у меня проблем нет: купить нельзя, т.к. всё распродано, но и аукционы иногда имеют место быть в отдельных случаях.

еще недавно ты что-то про сюжет писал

Да, я писал про сюжет. Пялиться на портрет какого-то мужика, тысячи их, долго мне совсем не интересно, как бы круто с технической точки зрения он не был написан. Искусство должно вызывать эмоции.

сложно признать

Я себя экспертом никогда не считал. Не надо фантазировать, что я думаю иначе. При тесте я Рембрандта и от другого художника примерно той же эпохи не отличу.

у наших музеев хроническое недофинансирование.

Есть не только наши музеи, раз уж они тебе не нравятся; некоторые коллекции имеют свойство «путешествовать» и приезжать и в наши музеи.

grem ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от svyatozar

потом, современный Джаваскрипт очень удобен: это язык изначально создавался для разработки гуя и сейчас является де-факто стандартом, он даже используется в Qt. Весть веб-стек тщательно задокументирован и стандартизирован. Кроме того, электрон-приложение - это ещё и готовый веб-апп

Ты так шутишь, что ли? Жабоскрипт - это же угребище, кактус который жуют только потому что альтернативы нет. Да даже VBscript был удобнее для простого разработчика. Со стандартизированностью и документирован ночью тоже смешно, это так может показаться, если не признавать браузеров, кроме хрома и его кучи клонов.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

документирован ночью

Т9 злоипучий, документированностью

anonymous ()
Ответ на: комментарий от crypt

А под линукс за 25 лет даже аналог знаменитой ACDSee 3 написать не смогли. Есть gwenview, feh и т.д. Я каждый раз обещаю себе копнуть исходники, убрать лишнее *овно и приделать минимум необходимых функций. Но понятно, что это каждый раз откладывается… нельзя одновременно одинаково хорошо и исходники править, и художественные фотографии делать. Это откровенно разная деятельность.

Хотя бы чётко сформулируй требования. Может их кто-то воплотит, если реально нужны и не хватает.

А вообще, например под linux немало хорошего и для графики, скажем XSane - это лучшая программа для сканирования, какую я видел, а видел немало, включая разные профессиональные вещи, вроде кофаксов. У них бывает есть свои фичи, но в целом хуже

anonymous ()
Ответ на: комментарий от Linfan

Ну вообще-то ещё и рекламы донатов мало, я например только сейчас узнал про этот сбор денег

anonymous ()

Проект «Двадцать лет без урожая»…
Юзабилити у GIMPa строго отрицательное, для тех, кто имел опыт работы с Photoshop’ом

BydymTydym ()
Ответ на: комментарий от Linfan

Просто как хотелки закидывать, так очередь как в мавзолей.

Каемся, есть такое. Справедливости ради стоит заметить, что для разработчиков Gimp поддержка хотелок полиграфических дизайнеров и верстальщиков не является приоритетной. Мне все видится в таком ракурсе - Gimp своего рода «академический» проект, интересы его участников слабо пересекаются с требованиями «продакшена». И не стоит их за это осуждать.

Как по мне то на счет удобства Gimp лучше Photoshop.

fox72 ()
Последнее исправление: fox72 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от grem

С логикой у меня проблем нет: купить нельзя, т.к. всё распродано, но и аукционы иногда имеют место быть в отдельных случаях.

ок. значит продается, но немного. значит, количество продаж не может считаться критерием. вот и все, что я написал в исходном сообщении.

Да, я писал про сюжет. Пялиться на портрет какого-то мужика, тысячи их, долго мне совсем не интересно, как бы круто с технической точки зрения он не был написан. Искусство должно вызывать эмоции.

чувак, я по твоим другим постам понимал, что для тебя это все как про полеты в космос, но неужели ты не понимаешь, что причина, что у тебя это не вызывает эмоций - это ты сам? искусство тебе ничего не должно. я тебе уже сказал, что я с вероятностью 99% подберу тебе изображение, которое _будет_ вызывать у тебя эмоции. потому что твое восприятие соответствует среднестатистическому. ты говоришь, как среднестастистический чувак, думаешь, как среднестатистический чувак, и видишь, как тысячи других. и собственно условного рембрандта ты не видишь, не можешь его оценить. если неискушенному чувак показать красиво написанный код, он его оценит? нет. он спросит: а что он делает? (как ты спрашиваешь, какой сюжет).

Есть не только наши музеи,

где есть? я живу в сибири. для меня до москвы поездка - это целое дело. к нам «приезжает» выставка в электронном виде. т.е. очки виртуальной реальности нужно одевать, чтобы «посмотреть рембрандта». и все это подается на серьезных щах. как что-то очень крутое. обычный народ ведется. ему показывают портреты «каких-то мужиков» с занимательными комментариями.

crypt ★★★★★ ()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 4)
Ответ на: комментарий от anonymous

тебя вообще не парит отвечать, если я тебе скажу, что у части форумчан аноним в игноре? никогда не знаешь, будут тебя читать или нет.

crypt ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от crypt

Да, я среднестатистический. И в музей если и выбирался, то для общего развития.

Эмоции могут быть разными. Некоторые разновидности современного «искусства», почему-то часто эксплуатируют попытку вызвать отвращение или что-то подобное. Но я не фанат мини-фильмов с блюющим (г. Москва) или писающим себе в штаны человеком (г. Крумлов, туалет рядом с демонстрацией для тех у кого сработал позыв прилагается).

Конкретно Рембранд ценен тем, как он передавал светотень и эмоции и, особенно, тем, что таким способом он это делал одним из первых. Можно сколь угодно близко повторить то, что делал он, но такую же ценность «копия» иметь не будет.

Этот вопрос, например, рассматривается в фильме Т.Китано «Ахиллес и черепаха», где главный герой мечтает стать известным художником, но не может найти что-то новое, что заинтересовало бы окружающих. У него иногда получается писать в чужой манере или он пытается использовать те же средства, что предшественники, но успеха это не приносит.

Не, электронные выставки это не круто. Комментарии иногда интересны. Живьём совершенно иначе воспринимается. Взять некоторые картины того же Дали, например, «корзинка с хлебом», - не передают фотографии пространства или я настолько удачных фотографий не видел.

grem ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от crypt

Забавно. Ты, пытаясь доказать какой он среднестатистический «такой_как_все», ведёшь себя как среднестатистический «не_такой_как_все». И ведь эта дисскусия о искусстве под новостью о ДР Гимпа. Лор такой лор

anonymous ()

Ну и конечно - с ДР! Годно, нужно. Хоть и не фотошоп, но какой есть, и самое главное что есть здесь и сейчас, ещё и бесплатно. Спасибо разработчикам! От души, дачу побольше, вот это всё

anonymous ()
Ответ на: комментарий от fox72

для разработчиков Gimp поддержка хотелок полиграфических дизайнеров и верстальщиков не является приоритетной

Приоритеты давно описаны :)

GEGL -> GTK3/рефакторинг -> недеструктивщина -> всё остальное

AP ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от kott

собственно сам NON

Эталонный вырвиглаз

zynaddsubfx

Аналогично. Причём есть сомнения, что там NTK. ZynFusion — совсем другая история.

AP ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от AP

Причём есть сомнения, что там NTK

там на выбор: FLTK или NTK

kott ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от GP

Ну вот лично мне пофиг кто там что не смог, мне подобный софт как рыбе парашют. Но если не смогли, значит им не нужно. Даже SIP не смогли популяризировать, а ты про конференц-видеосвязь.

mord0d ★★★★ ()

Отличный редактор, пользуюсь практически ежедневно уже давно и вижу, как от релиза к релизу он улучшается.

anonymous_sapiens ★★★★ ()
Последнее исправление: anonymous_sapiens (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от GP

Не нужно - главный принцип Opensource?

Практикуется только в среде Linux.

mord0d ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от grem

я не очень понял, к чему ты это все. это как-то связано с моим ответом или это уже мысли вслух?

Т. китано я не люблю и Ахилес и черепаха фильм тоже очень глупый. если бы ГГ Ахилеса и черепахи действительно был в искусстве, то не попал бы во всю эту затяжную историю. сложность в том, что несмотря на все колизии и выплескивания краски, сам ГГ т.китано какой-то умственно отсталый аутист. не понятен ни смысл его поисков, ни то, к чему он стремился. постоянные попытки продать что-то с постной рожей. ни характера, ни человека. при отсутствии личности, отсутствует и искусство.

И в музей если и выбирался, то для общего развития.

«если я иногда и открываю чужой код, то для общего развития». =) может, тебе сначала стоит прочитать о нем?) а то опять «портрет какого-то мужика» попадется) по крайне мере я бы так сделал, будь у меня в доступности музей.

crypt ★★★★★ ()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от GP

Нечасто спрашиваю про это в лоб, но тут просто вынужден: ты идиот или прикидываешься?

AP ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от BydymTydym

Fltk написан на простом обычном Си, без попыток переделать его в ООП-язык. Кроме того, в нём минимизированы копирования данных: при сохдании кнопки, передаётся указатель на строку её текста, таким образом экономится память и одной операцией копирования меньше. Кроме того, сам Fltk легковесный и не имеет так много зависимостей как Gtk со всеми его фреймворками, которые, по факту, навязывают стиль программирования в твоём проекте.

svyatozar ()
Ответ на: комментарий от crypt

В музее очень много портретов мужиков, особенно если 3.5 часа бродить по музею изобразительных искусств в Москве. Но даже этого мало,чтобы просто всё осмотреть. Можно взять аудиогид, но тогда увидишь ещё меньше.

Проблема героя Китано в том, что ему а детстве внушили, что он хорошо рисует. Но это внушали окружающие, т.к. его папашка был богат. Вот он и начал в детстве мечтать стать художником. Постная рожа у него потому, что у самого Китано лицо малость парализовано, что иногда придаёт особый оттенок невозмутимости его героев в комедиях и боевиках. Ну а как он должен был попасть в искусство? У него было желание, учиться он пошёл, с талантом хз, поиски своего стиля затянулись. Он даже пытался повторять за своим однокурсником, уехавшего а США, в плане уличного рисования. Местные не оценили. Да и слишком чтрог ты к траги-комедии.

grem ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от GP

А может все таки регресса?

Безусловно.
Так как корпорации любят друг дружку топить /а заодно и технологии/.
Можно обувь качественную сделать?
Можно и нужно …
Но бизнес рассуждает иначе.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от crypt

если бы ГГ Ахилеса и черепахи действительно был в искусстве, то не попал бы во всю эту затяжную историю

Тогда бы и сюжета не было

будь у меня в доступности музей.

Значит, я зажрался. Если выставка определённого художника, то можно почитать. Но чаще в музеях я оказываюсь внезапно, иногда даже не знаю в каком окажусь.

grem ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от grem

Но чаще в музеях я оказываюсь внезапно, иногда даже не знаю в каком окажусь.

Это как?
"Выхожу один я на дорогу … ", а дальше «Шумел камыш. Деревья гнулись …» и «Огородами, огородами и к Котовскому»?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Джаваскрипт, помимо всего прочего, породил JSON - де факто стандарт сериализации данных, вышедший далеко за рамки веб разработки. JS сложнее Бейсика и Питона, но не надо его винить в межбраузерном мегасраче. Кстати, за последнее время было сделано много шагов для детальной стандартизации и документации таких веб интерфейсов как WebAudio, WebRtc. Css на данный момент более-менее стандартизован. Вообще, я заметил что в Рунете каждый суслик - агроном и каждый второй программист, кому не лень прикрутить вебку к компу, уже выкладывает видеоуроки и рассуждает о перспективах языков программирования, имея довольно устаревшие, либо искажённое представление о них, основанное на мнении препода, либо другого такого же авторитета с вебкой. Таким образом создаются религиозные секты, игнорирующие реальность… Есть в Ютубе один питонщик, который в 10-минутном обзоре скриптовых языков ни разу не упомянул Джаваскрипт, а ведь на джаваскрипте много что можно делать: веб бакенд и фронтенд, нейронные сети tensorflow-js, он используется в Qt, на нём можно писать приложения electron, андроид приложения Apache Cordova, PhoneGap.

svyatozar ()
Ответ на: комментарий от grem

Проблема героя Китано в том, что ему а детстве внушили

нет, конечно. это была бы совсем глупая история. внушили... нет, просто вся эта история не имеет цельного характера. китано сделал откровенно слабый фильм. и потому он меня совсем не привлекает, как режиссер. все его фильмы бессмысленные и беспощадные.

попасть в искусство? У него было желание

сам по себе. я имею ввиду найти призвание, а не попасть в музей.

Постная рожа у него потому, что у самого Китано лицо малость парализовано

а какая связь? героя китано играет только в конце, а аутист он весь фильм.

В музее очень много портретов мужиков, особенно если 3.5 часа бродить по музею изобразительных искусств в Москве.

а ты неправильно ходишь просто. бессмысленно. именно что бродишь. то есть, ес-но, я тоже в ожидании между чем-то могу куда-то зайти и побродить. но это не называется посещением музея.

crypt ★★★★★ ()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от grem

Если выставка определённого художника, то можно почитать. Но чаще в музеях я оказываюсь внезапно, иногда даже не знаю в каком окажусь.

Если код определенного программиста, то можно почитать, но чаще я код читаю внезапно, иногда даже не знаю от какой программы. Понимаешь аналогию с кодом?

crypt ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Это так. Сижу дома или на работе. Пишут знакомые «а поехали…» и так несколько раз было.

Или во время поездки в другой город «а чего бы не зайти?»

grem ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от crypt

Почитать я могу и после посещения.

Чего ты к программистам то пристал? Нет, аналогию не понимаю. Если мне нравится программа, я не лезу читать её код. Если не нравится, я тоже не лезу читать код. Даже если я не пользовался программой, я всё ещё не лезу читать её код.

А ты в Эрмитаж, при случае, пойдёшь предварительно прочитав о всех-всех художниках, которые там есть. А если о них не почитал, то мимо их картин пробегаешь зажмурившись? А то вдруг неподготовленным увидишь их?

grem ★★★★★ ()
Последнее исправление: grem (всего исправлений: 4)
Ответ на: комментарий от grem

Но чаще в музеях я оказываюсь внезапно, иногда даже не знаю в каком окажусь

У меня тоже так, как напьюууусь, глаза на выкате: Где, говорю, у вас тут искусствы? Ща как намалюю! А вы знамти, что я на лоре с самим Прокудиным на брудершафт сыр ел? И в дыню охранникам.

ChekPuk ★★★ ()
Последнее исправление: ChekPuk (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от grem

То был не «наезд» на вас, а лишь каламбур …

anonymous ()
Ответ на: комментарий от grem

казалось бы, то, что crypt идиот, хотя до уровня псины не дотягивает, заметно должно было быть уже давно.

anonymous ()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.