LINUX.ORG.RU

Darktable 3.4.0

 ,


0

2

Ну что ж. Главный по обозреванию Darktable всея ЛОРа в моём лице пропил все праздники и готов разбираться в нововведениях фотографического комбайна для проявки цифровых негативов ad hoc.

Релиз мажорный, и это особенно заметно по тому, на сколько перелопатили интерфейс. Лет 10 у нас были категории модулей, списки их видимости и особо любимые модули, отмеченные звёздочкой. Всё.

Теперь у нас есть полностью настраиваемое и перенастраиваемое нечто, вплоть до внешнего вида иконочек, что опытный фотограф может заточить под свой любимый процесс, а для неопытных у нас есть предустановки, включая предустановку «для самых маленьких». Так и называется — «для новичков». Новички в реальной жизни, как правило, никогда не пользуются кнопками для новичков, но тут для них припасена кнопка «показать всё». Для крутых хакеров есть «только поиск», для работы только с клавиатуры.

Теперь у нас есть отдельная кнопка включения фокус-пикинга (раньше она была только по горячей клавише), а профили отдельных инструментов теперь в списке всех профилей — прям как в Rawtherapee можно накладывать профили, не выходя из меню профилей, а правую панель скрыть за ненадобностью. Теперь у нас слайдеры, изменяющие цвет, окрашены в соответствующий цвет — прям как в… везде. А ещё я убрал постоянно висящие кнопки применения профилей к модулям — они теперь показываются только по наведению, и это разгружает интерфейс.

Основное изменение под капотом — вместо микшера каналов появился модуль «цветовая калибровка», который к тому же теперь должен работать вместо модуля «цветовой баланс», но при этом требует включённого модуля «цветовой баланс» с нулевыми установками.

Если вы ничего не поняли из предыдущего абзаца — не пугайтесь, я три дня медитировал над записью в блоге над тем, что они имели в виду. Хорошо, что после нового года осталось много недопитого.

В общем, идея в чём. Идея в том, что писали программисты и реализовали по-программистски. Модуль баланса белого имел фатальный недостаток — он линейный. Нет, серьёзно, это приводит к большим проблемам при масштабировании синего канала — спросите Маргулиса. Как известно, синий цвет, как его видит глаз, как его видит матрица камеры и как его показывает монитор (а потом видит глаз) — это четыре разных человека. С красным и зелёным на самом деле то же самое, но там это не так заметно. И при определённых условиях, когда синего в кадре слишком много, классическая цветовая модель могла давать (и давала) артефакты в виде отрицательных значений канала B.

Смотрим на синий светодиод слева от Йорика, и наблюдаем чёрные ореолы вокруг яркого, в общем-то, светодиода (это старый процесс): https://pic4a.ru/iouB/

А здесь светодиод откровенно поголубел и перестал пугать народ провалами чёрного цвета (это новый процесс): https://pic4a.ru/iias/

Поскольку модуль баланса белого — это по сути и есть канальный микшер, а модель цветокалибровки — это и есть бывший канальный микшер, то теперь это и баланс белого и канальный микшер в одном флаконе. Но — нелинейный. Но — с исправлением и, в крайнем случае, обелением вылетающих в бесконечность значениях цветов. И с десятком моделей цветовосприятия, конечно. Такое ощущение, что разработчики Darktable решили реализовать всё, что нашли в соответствующей литературе. Я не жалуюсь, я восторгаюсь.

В балансе белого цвет задавался температурой и уточнением источника. Здесь же есть отдельно — типы источников — лампа накаливания, светодиоды, флуоресцентные источники — они дают не просто разную температуру, они дают разный спектр. Пользовательский HSL (на скриншоте). Классическая модель цветовой температуры. Я три года снимал в зале с диодным освещением, у меня постоянно тёмно-коричневый пол превращался в жёлтый из-за смещённого спектра освещения, а тут просто праздник какой-то!

Теперь грустное, про программисткость. Модуль цветокалибровки не может работать по байеровской матрице, ему подавай дебайеризованный вариант. Причём дебайеризация, разумеется, должна быть выполнена с множителями, равными 1 во всех каналах. А дебайеризация не может работать без модуля баланса белого, потому что… видимо, код такой. Поэтому по-прежнему надо включить модуль баланса белого, выставить в нём нулевое положение (6502К, 1,00 Tint), и далее крутить цветокалибровку. И если в модуле баланса белого будет любое значение, отличное от эталонного, оба модуля выдадут невразумительную ошибку. Со стороны модуля баланса белого она будет звучать как «Обнаружено несколько копий модуля «баланс белого» (возможно, это кривой перевод, sudo cast @AP), а со стороны модуля цветокалибровки — «модель баланса белого вернул ошибку».

Такде ещё один сюрприз — при нажатии Ctrl+C настройки модуля баланса белого не копируются, и если вы не используете модуль цветокалибровки и работаете по-старинке, это будет бесить. В общем, если бы при включении модуля «цветокалибровка» модуль «баланс белого» выключался, а вся математика шла бы под капотом без уведомления пользователя, было бы проще жить, и не пришлось бы такое костылять.

В остальном всё как обычно — кадр снят на праздновании нового года, nikon Z6, nikkor 50/1.4G, монитор, пиксели. А, и ещё интерфейс Darktable стал сильно глючить в Wayland, пересадил обратно на X11.

>>> Просмотр (3840x2160, 3535 Kb)

★★★★★

Проверено: cetjs2 ()

Я давно не занимаюсь переводом этой программы, все вопросы к забаненному тут timurdav, он главный.

AP ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от AP

На английском тоже «White balance applied twice». Что-то они сами не знают, как ошибку правильно назвать.

Тимуру напишу. Хотя лучше сразу в багтрекер.

Aceler ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от ist76

Я три года снимал в зале с диодным освещением, у меня постоянно тёмно-коричневый пол превращался в жёлтый из-за смещённого спектра освещения, а тут просто праздник какой-то!

Человеку для счастья надо-то всего-то.

Aceler ★★★★★ ()

не подскажете, где накопать пресеты на новый фильтр filmic?

на старый пресеты очень удобно было применять

на новый их нет

там были пресеты для разного типа экспозиции, вот такие бы для нового фильмика

brothermechanic ★★★★★ ()

и наблюдаем чёрные ореолы вокруг яркого

а я-то думал, откуда это говно на чужих фотографиях берется! особенно на концертных. вообще уже пора камеры делать в рассчете на голубой спектр со всеми этими диодами. круто, что написал об этом.

это четыре разных человека

самая большая польза от объяснил другим - разобрался сам

Я три года снимал в зале с диодным освещением, у меня постоянно тёмно-коричневый пол превращался в жёлтый из-за смещённого спектра освещения, а тут просто праздник какой-то!

да, это действительно стоящая фишка. наконец-то в 2021 цифровая фотография становится адекватнее.

финальный вопрос. шрифты из меню можно настраивать? или это gtk3 тема? кроп тула в этой софтине нет случайно?

crypt ★★★★★ ()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от crypt

шрифты из меню можно настраивать?

Да, но при помощи css. Там предустановленно несколько стилей, я выбрал самый компактный.

кроп тула в этой софтине нет случайно?

Как ты себе представляешь фотографический софт без кроп тула?

Aceler ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Exmor_RS

Для меня тоже загадка, почему ты не можешь в darktable просто открыть файл.

Aceler ★★★★★ ()

Да что ж такое, анонимусов опять дискриминируют! Пришлось входить…

А что лучше сабж или равтерапия?

gtk3 ★★ ()
Ответ на: комментарий от gtk3

Для чего лучше?

Если бы была какая-то программа, которая лучше всех других программ, то других программ бы не было.

Aceler ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Aceler

Да, но

этого я и боялся=)

Как ты себе представляешь фотографический софт без кроп тула?

здесь я ко всему готов. и когда прочел «как ты себе представляешь...», ожидал негодование «кроп тул в софте для проявки цифрового негатива!»

тут: https://www.darktable.org/resources/camera-support/

Для монохромных

да монохромных я вообще в списке не вижу. видимо, это галочка для хакнутых, с почищенным байером.

поддержка камер, похоже отстает. ну и ладно.

crypt ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от crypt

В блоге по ссылке.

«clip negative RGB from gamut Remove any negative RGB values (set them to zero). This helps to deal with bad black level as well as the blue channel clipping issues that may occur with blue LED lights.»

Aceler ★★★★★ ()
Последнее исправление: Aceler (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Aceler

прям меня эта тема несколько лет вопросом озадачивала. я еще сравнивал концертные фото на пленку и цифру. альбомы кто-то показывал отпечатанные с концертов... и везде на цифре эти пережженные обода.

crypt ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Aceler

а у самого у меня постоянно похожая проблема в красном канале. просто выбивается и все.

crypt ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Aceler

решил вспомнить, что же я обсуждал два года назад... (слева пленка, справа цифра)

https://s23527.pcdn.co/wp-content/uploads/2019/02/Film-Vs-Digital-by-Owen-Hum...

https://s23527.pcdn.co/wp-content/uploads/2019/02/Film-Vs-Digital-by-Owen-Hum...

нет, черных ободов нет... есть чисто голубые гало. собственно, выходит у тебя они тоже есть. на пленке все-таки мягче, без клипинга.

(https://www.diyphotography.net/shooting-film-vs-digital-in-music-photography/)

crypt ★★★★★ ()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от crypt

Плёнка негативная, поэтому она хуже обрабатывает недосветы, чем пересветы. Цифра наоборот.

выходит у тебя они тоже есть.

Ну есть, да, клиппинг-то никто не отменял. Отменили только глюки, при которых клиппинг уводил цвет в чёрный, а не в белый.

Aceler ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Aceler

ойй, вот я в сердце без понятия, какие там алгоритмы могут быть. компрессия в светах плюс снижение насыщенности в этих участках должны дать правильный эффект. вопрос не в востановлении белых дырок, а в смягчении и подавлении голубых овалов. (надеюсь, sjw не нападут на меня за это)

у меня по рукой нет софта и фотографий. вообще мне хотелось бы тоже что-то на лор запостить по этой теме. но хз что. нужно специально куда-то идти и в рав что-то снимать.

crypt ★★★★★ ()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Aceler

дык нет! я же в raw не снимаю сейчас. ты можешь свои же диоды попробовать. пример «типа пленка» я выше я скидывал. там как раз в сравнении удобно разницу понять. нужно убрать этот едкий голубой. попробуй, сделай также.

ссылка про filmic в блендер была от AP вроде. а ты сам писал, что появилось то же самое появилось в DT.

crypt ★★★★★ ()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от crypt

еще интересно, darktable поддерживает монохромные матрицы типа leica monochrome?

Первый и второй монохромы без проблем открываются в дт туеву кучу лет, в демозаике надо просто отключить дебайер галкой

rukez ()

На русском? 🤨

Что GIMP, что Krita ужасают локализацией. Сразу идёшь выставлять английский. Подозреваю, что это тоже из этой же серии.

При чём для GIMP и это не помогает. Русский язык всё равно всплывает.

fornlr ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от fornlr

gimp owned you, neo:(

На русском?

тссс... у нас тут и казусы и покрупнее бывают...

crypt ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от crypt

мало ли что открывается. вопрос, как отображается ведь.

А что должно отображаться с матрицы без фильтров? :-))
Там обычный амплитудный сигнал, притом в первом монохроме зависящий напрямую от кол-ва фотонов попавших в каждый фотодиод (во втором - опосредованно зависящий)

rukez ()
Ответ на: комментарий от Aceler

Мне почему-то Ленина напомнил. Бедный Йорик, теперь лежать ему в мавзолее.

hummer ()

Новички в реальной жизни, как правило, никогда не пользуются кнопками для новичков, но тут для них припасена кнопка «показать всё».

Это хорошо, что она вовремя нашлась. Я поставил 3.4 и даже на нее не смотрел, пока не пришлось быстренько фотки с фотика на бумагу. А там «всё пропало»:))

фотограф может заточить под свой любимый процесс

Когда спокойно это посмотрел, это очень понравилось. Сделал профиль только с нужными лично мне модулями. Красота!

Смотрю, там и в других местах настроек прибавилось. Возможно, получится попрятать с глаз долой не нужные мне функции.

Dementy ★★ ()
Ответ на: комментарий от Aceler

Вот тебе что очевидно?

Я боюсь, что мой стаж использования GIMP будет как возраст вопрошающего.

Так и что это меняет… Локализация очень слабая — это «Get the facts».

PS: ну и да, лень проверять, но может где в информации моего аватара есть следы про GIMP и Krita. А может нет. Не знаю как это сохраняется в итоге.

fornlr ★★★★★ ()
Последнее исправление: fornlr (всего исправлений: 2)
Закрыто добавление комментариев для недавно зарегистрированных пользователей (со score < 50)