LINUX.ORG.RU

Ubuntu 15.10, RawTherapee и обработка семейных фотографий

 , ,


7

2

Пример конвертации фотографий в Darktable я уже публиковал. Там же я упомянул и RawTherapee — другой отличный свободный raw-конвертер. Теперь я решил обработать что-то с его помощью, тем более, что подоспела новая Ubuntu версии 15.10 с названием Wily Werewolf, что, кажется, переводится «Коварный оборотень».
Обработать я решил фотографию ребёнка. Сфотографировал, сбросил на компьютер, открыл в RT и призадумался. Расписывать 10 шагов, как в прошлый раз, не получится. Я внезапно обошелся всего пятью или около того. То ли RT проще, чем DT, то ли сюжет такой.
Итак, что мы делаем?


  • В свойства дебайера мы лезть не будем, у меня стоит amaze и меня это устраивает. Из-за особенностей камеры снимок условно недосвечен на полтора стопа (для минимальной установленной чувствительности и не слишком контрастной сцены это приемлемо). Вносим положительную поправку 1.5ev, Black +1000.
  • Тоновая кривая — своя собственная. Смотрим, где у нас на гистограмме лицо и поднимаем этот участок, делаем света более пологими (ничего сверхценного там не будет), придавливаем нижние тени (мы не хипстеры, нам «полка» в тенях ни к чему).
  • Баланс белого. Я не нашел отдельных множителей каналов (может, их там нет?). Поэтому водил пипеткой в районе лица и параллельно двигал ползунки. Ориентировочно кожа должна быть в районе a12 b14 в Lab, но это не догма. Здесь a и b скорее равны. Я не умею работать с цветом, всё время получается что-то неудобоваримое, пусть уж будет так.
    Отдельно гонять кривые Lab я не стал, просто слегка (+10) поднял Vibrance. Можно было бы этого и не делать, мало повлияло. На всякий случай указал цветовое пространство вывода — sRGB, конечно, не помню, что стояло по умолчанию, по-моему, оно и было.
  • В секции детализации поднял резкость (дурацкий термин) методом RL Deconvolution. Я так понимаю — тот же USM но вместо размытия по гауссу используется более сложный алгоритм. Результат мне понравился, использование такое же, как и у USM и описано в прошлый раз.
  • Шум я давить не стал, при таких условиях съёмки шум не является проблемой. Покрутил инструмент изменения контраста в зависимости от размера деталей. Инструмент мне понравился, но здесь им пользоваться не стал. Сделал ресайз до 25% оригинала и экспорт в jpg.


По-хорошему, делая портрет, неплохо бы залезть после конвертации в графический редактор, поправить мелкие дефекты кожи, добавить контраста, блеска глаз и лоска с помощью Dodge/Burn, сделать избирательный USM и т.д. Но тут уж я не стал — фото для себя, итак вполне неплохо.

Что имею сказать от себя лично. RT и DT — оба отличные инструменты. RT показался мне проще и понятнее и понравился больше. Но со своей задачей отлично справляются и тот и этот.

>>> Просмотр (3600x1080, 2207 Kb)

★★★★★

Проверено: JB ()

Ответ на: комментарий от sudopacman

Я их по шаблону пишу.
Ещё гистограмма но пол-экрана намекает

ist76 ★★★★★ ()

А можешь дать ссылки на обработанную и необработанную фотку для сравнения?

lu4nik ★★★ ()
Ответ на: комментарий от lu4nik

Необработанная фотка - это сырой raw. Недосвеченный, без баланса белого и с линейной тоновой кривой. Что там сравнивать?

ist76 ★★★★★ ()

ух ты какой милашка! :)

по теме:

сам тоже использую rawtherape, забросил darktable

reprimand ★★★★★ ()

Нехилый конфиг компа, недавно обновил?

w1nner ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от reprimand

три года ровно сегодня ребёнку
так что в подарок ему - фотка на Главной повисит

ist76 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от w1nner

Процессор и память - года три назад
Видеокарта прошлая сгорела два месяца тому, пришлось срочно брать первую попавшуюся замену

Конфиг как конфиг. Когда один распакованный снимок 80 мб, вариантов немного: или привыкать ждать или делать апгрейд.

ist76 ★★★★★ ()

Хоспади, что ты сделал со шрифтами.

garik_keghen ★★★★★ ()

Иван, а ты не мог мы порекомендовать какую-нибудь книгу по фотографии для новичка?

roiman ()
Ответ на: комментарий от roiman

Интересный вопрос
Книг - навалом. Много хороших, полно плохих.
Фотография для новичка, это, я так понимаю, «обо всём понемногу» ?
Тогда Фримен «Дао цифровой фотографии», Раттер «Композиция в цифровой фотосъёмке», Лэнгфорд - обе части «Библии..» чтобы не плавать в общих вопросах. Из наших - Розов «Как снимать», Дыко старая книжка, запамятовал, про композицию. Как альтернативный взгляд - Лапин «Фотография как». Введение в цветокоррекцию, конечно, Маргулис. Эти мне запомнились, много полезного. Есть другие, с разбором каких-то конкретных областей съёмки. Отдельно портрет (Эванс, Клейгорн), макро, чб (Фримен).
Но основное - практика. Сейчас цифра, снимки ничего не стоят, можно снимать много, постоянно, смотреть на результат, думать. Только не лениться.

ist76 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от ist76

«Фотография как»

а их что, как-то по особому фоткают?

fcx ★★★ ()
Ответ на: комментарий от ist76

Книжка Дыко «Фотография. Ее техника и искусство.», если отбросить устаревшую тех. часть, то там просто отличнейший материал по композиции, работе со светом, с детальным разбором «полетов» по каждому снимку. У меня такая от отца осталась, еще 1956-го года издания.

cheez ★★ ()
Ответ на: комментарий от ist76

за Маргулиса спасибо. давно хотел что-то толковое по цвветокоррекции почитать.

а rawtherapee такое... использовать можно, но блин как же неудобно-то после лайтрума.

val-amart ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от val-amart

а) Лайтрум - тоже не подарок. Очень вольно делает именно конвертацию
б) Функционал везде один, только ручки по разному называются. Когда точно представляешь какая за что отвечает, никакой сложности при смене конвертера не испытываешь. C1 после LR даже сложнее использовать.

ist76 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от ist76

это, разумеется, так. но UI здесь очень важен для удобства и скорости обработки, думаю, не станешь с этим спорить? да и функционал не эквивалентен, мне например не хватает человеческих масок. более-менее сложную маску в darktable мой i7 не вытягивает нарисовать, потому что она блин strokes, а не битмапа с альфаканалом. и еще очень классно в ЛР видеть визульно маску шарпа по контрасту (alt+mask слайдер).

val-amart ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от val-amart

Локальные коррекции, на мой взгляд - всё-таки удел графического редактора. Сила ЛР, в первую очередь - в поточке. Когда надо с минимальными правками сделать две сотни снимков, скажем, с кабака. Для этого ничего лучше не встречал.
А для масок, вот этого всего - фш в любом случае удобнее.

ist76 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от ist76

Ну, тогда поздравляй шкета с днем релиза от гиков с ЛОРа, ждем в своих рядах)))

Indexator ★★★ ()

1. лучше собрать RT из исходников. В разы быстрее, плюс появляются новые инструменты и косметика интерфейса.
2. в настройках можно выбрать расположение вкладок вертикально - это сильно экономит место по высоте.
3. в федоре 23 из изсходников собирается только со специфичными параметрами изза gcc 5.1.1

lv77 ★★★ ()
Последнее исправление: lv77 (всего исправлений: 1)

Ох, вот это шрифты. Сложно с такими.

Tactile ★★ ()

Из-за особенностей камеры снимок условно недосвечен на полтора стопа

У тебя тоже sony с полупрозрачным зеркалом?

UPD: Сорри за некропост, я эту тему пропустил, а сейчас на линуксе нужно обрабатывать фотографии (лень в винду перегружаться), вот и интересуюсь.

ekzotech ★★★★ ()
Последнее исправление: ekzotech (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от ekzotech

очень длинная история
вкратце, экспозамер камер заточен под получение хорошего джепега, с задранным контрастом
поэтому мерят с запасом
если снимаешь в рав, имеет смысл выбирать стратегию экспонирования самостоятельно

ist76 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от ist76

Хм. Спасибо.

Я в RAW почти не снимаю - фотик используется больше для бытовых нужд, смысла каждый кадр в RAW делать тупо нет.

ekzotech ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от ekzotech

из теней можно тянуть, из светов уже нет, подробнее надо смотреть на кривую камеры - в тенях она плавно сходит на нет, в светах резко «упирается в потолок»

получается что при большом ДД или наличии мелких ярких деталей, лучше всю сцену недодержать

Deleted ()
Ответ на: комментарий от ist76

Не помню такой фигни в R1, а вот a57 - явно все фотографии недоэкспонированы, если в авто снимать.

Перегонял через lightroom серию фоток с a57 - он автоматом везде экспозицию на 0,5 в среднем поднимает, в некоторых случаях даже 1,5. Спасибо, что пояснил, а то мне интересно стало, что за фигня, почему автомат стабильно все кадры недотягивает.

ekzotech ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Deleted

из теней можно тянуть, из светов уже нет

Знаю, родители забрали как-то старый фотик, а там пресет остался с экспокоррекцией в плюс на 1,5 или 2 шага. Потом сидел фотки вытягивал как мог наложением слоёв.

ekzotech ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от ekzotech

LR имеет скрытую положительную экспокоррекцию, размер которой зависит от модели камеры
смотреть что на самом деле твориться в raw надо чем-то другим
удобно в RawDigger, можно в DT или RT
там на самом деле недосвет может быть спокойно два и больше стопа, по отдельным каналам и три и четыре, если звёзды хреново встанут

но если снимать в жопег, тогда это неважно - там уж что вышло, то и вышло

ist76 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Deleted

получается что при большом ДД или наличии мелких ярких деталей, лучше всю сцену недодержать

лучше всего снять правильно
если снимаешь неспешное - в студии, пейзаж какой-нибудь, то оно не так чтобы прям сложно
замеряешь сколько у тебя от среднесерого по экспонометру камеры до зоны насыщения, ищешь самый яркий объект в кадре и кладешь его, например, на полстопа ниже потолка
есть нюансы, конечно
та же восьмисотка на совсем предсказуема по цветам в верхнем стопе
но это всё можно выяснить заранее и иметь ввиду

ist76 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от ist76

лучше всего снять правильно

лучше всего когда техника позволяет снимать как получится 8) у меня проще сделать брекетинг чем целится в полстопа

Deleted ()
Ответ на: комментарий от Deleted

если выдержка три минуты и снимаешь в режимное время, то брекетинг не вариант

а так-то да - отчего не сделать, если сюжет позволяет

ist76 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от ist76

если выдержка три минуты и снимаешь в режимное время, то брекетинг не вариант

также как и экспонометр брешет на таких выдержках, а сделать дублю нельзя - освещение поменяется, вот и берется с «запасом»

Deleted ()
Ответ на: комментарий от Deleted

В городе я фишку просёк - в режимное время самый яркий объект - освещение
Меришь фонари на открытой дырке и без фильтра, потом закрываешь дырку, одеваешь фильтр и жгёшь по-настоящему

Кстати, а чего ему врать? Точечный камерный у меня, вроде, правду кажет.

ist76 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от ist76

когда нужны длинные выдержки более 10 секунд оно на автомате ставит какюто фигню, но это когда я снимаю ночью или при луне

Deleted ()
Ответ на: комментарий от Deleted

чорт его знает
до 30с у меня всё нормально соображает, но я автомат не включаю, просто на экспонометр смотрю
если замер матричный и сцена контрастная, там автомат может и с ума сойти наверное

ist76 ★★★★★ ()
Последнее исправление: ist76 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от ist76

возможно от условий освещения зависит т.к. у меня обычно вооще нихера не видно, а в городе ночью вполне нормально

Deleted ()
Ответ на: комментарий от Deleted

вот да
производитель же указывает в спецификациях (в самой жопе) диапазон замера камерного экспонометра
у дна, очевидно, ему доверять надо с оглядкой

ist76 ★★★★★ ()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.