LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

[нацпол, наверное] [вброс] О высшем образовании


0

1

Доброй ночи!

Возникла идея вбросить на тему образования и того, куда оно катится. Удачно подвернулось, что зачетное задание по педагогике - написать эсцо о том, каким должен быть Ъ-педагог. Собственно, вот.

О преподавании без купюр

Однажды на экзамене я вынужден был отвечать быстро. Фокус состоял в том, чтобы с вопросом билета управиться раньше, чем мой визави отыщет на него ответ. Я презрительно наблюдал, как суетливо и судорожно листал он страницы и от волнения не умел найти нужную. Признаюсь, я наслаждался своей безнаказанностью. Я нес настолько отборный бред, что за осквернение храма науки богу было бы впору похоронить меня под его руинами. Но... я жив и здоров. А наверху, по всей видимости, никого нет.

Современный вуз — не храм знаний. Он — бордель, грязный и отвратительный дом срамных утех. Немногие живущие в нем шлюхи — знание, наука и здравый смысл. Гадкая задача преподавателей и студентов — овладевать ими. Автору этих строк положено быть другим. Но я такой же. Разве что в порыве омерзения искренне жажду быстрее кончить и получить — нет, не оргазм — диплом. Кто-то скажет, мне не повезло. С вузом, факультетом, восприятием мира. Такую вероятность я счастлив признать и продолжаю надеяться: там, где нас нет, все иначе.

Этому разврату виной глупость и безнаказанность. Тем обиднее, что имеют науку в том числе люди порядочные и умные. Особенно выдающихся из них, правда, уходят. Не худший финал педагогической карьеры. Те же, кто правит бал, защищают диссертации и получают грамоты. Недавно мне довелось узнать, что одна наша преподавательница — уже кандидат наук. Мне дико осознавать, что доцентом на факультете болтунов и писак может стать человек, не умеющий связно разговаривать.

Проблема, мне кажется, в том, что в преподаватели по большей части отбирают не умных, но прилежных. Чтобы уразуметь это, достаточно оценить состав магистрантов — будущих преподавателей. Многие из нас, увы, рассуждают как 12-летние дети. «Человек нуждается в патриотизме, а не профессионализме. Взять хотя бы адвоката. Адвокат-патриот никогда не станет защищать преступника». От этой наивности выворачивает.

Еще один способ попасть в число избранных — кровный. Но о династиях говорить я не стану. Иначе акт моего затянувшегося совокупления с обитателями здешнего борделя рискует оказаться прерванным.

Это короткое эссе — факультетское задание. Я должен был изложить свое видение педагогического мастерства. Так вот, это мастерство в моем понимании — не быть таким. Служить науке и знаниям, а не моральной похоти. Бороться с глупостью и невежеством, а не сеять их. Быть прагматичным профессионалом, а не пафосным балаболом. Или вовсе не быть педагогом.

Я, пожалуй, не буду. Не по мне эти похабные удовольствия. Как только я получу то, что мне нужно, встану, оденусь и уйду. Чтобы никогда не вернуться.

Вот. Как вы думаете, настучит ли мне за такое замдекана, которому я это задание сегодня сдам и который сам протащил на факультет всех троих своих отпрысков? Как вы относитесь к современному высшему образованию? Что бы в нем изменили?

Ах да, линукс тут при том, что текст написан в недавно обновившейся либре под дебианом.

Deleted

Ну не повезло тебе, ГСМу в говновузе.

aedeph ()

>>зачетное задание по педагогике - написать эсцо о том, каким должен быть Ъ-педагог

Собственно говоря, этим все сказано. Таким обычно будущих сварщиков в быдлошарагах напрягают, чтоб писать не разучились.

mclaudt ()

Честно говоря, тема не раскрыта. Стиль хороший, но голословный, ничего конкретного. И предложений нет никаких. Не быть таким - это каким? А каким надо быть?

Когда я учился на биологическом факультете в Нижнем Новгороде (ННГУ), было всякое. К сожалению, некоторые преподаватели уже ушли из жизни, поэтому я по этике не могу говорить о них что-то плохое. Скажу только, что в жизни я тоже много раз сталкивался с недоверием к себе, поэтому в принципе, их можно понять.

Но все-таки, было много хороших и светлых моментов. С теплотой вспоминаю преподавателя термодинамической химии Владимира Файвишевича Урьяша, он буквально ввел меня в науку, логику и понимание. Заставлял скурпулезно править ошибки и стиль в отчетах и в конце-концов научил меня их писать. Воденеев - вел курс по мембранам. Принципиальный человек. Но тоже помог во многих сложных вещах разобраться. Отдельное спасибо Добротиной Наталье Аркадьевне, история биологии и иммунология, биомедицинская этика. Она вообще дуща и совесть биофака. Заставила задуматься над многими человеческими, этическими, экологическими вопросами. Синицина Юлия Витальевна, физиология растений - без ее хитреньких вопросиков не понять ФР. Ну и конечно огромное спасибо моему научному руководителю, зав. кафедрой физиологии и биохимии человека и животных Крылову и декану Веселову.

hibou ★★★★★ ()

Слишком общие рассуждения, к чему хочешь подойдут. Поменяй ВУЗ на ЛОР - получишь другое эссе. Такое же по качеству.

abraziv_whiskey ★★★★★ ()

Автор увлёкся описанием борделя. Может это неслучайно?

adepto ()
Ответ на: комментарий от hibou

И предложений нет никаких.

Нет. Я не знаю, как это эффективно побороть. Казалось бы, проверками и работой коррупционного отдела, но где ж набрать честных да принципиальных, не падких на застолья и прочее...

Да, раз такое дело, хочу тоже выразить свое уважение и искреннюю благодарность Надежде Владимировне Колесниковой - преподавателю телевизионной журналистики, настоящему профессионалу, очень умному и всесторонне развитому человеку и просто приятной в общении женщине. С факультете ее, правда, как бы это помягше сказать, выперли, судя по всему, но уверен, она не пропадет.

Deleted ()

Я просто соглашусь со всеми словами, отметив только, что технические вузы, еще не скатились в УГ полностью. Пруф - мой друг, который учится на инженера в КнАГТУ, там еще сохранились препода старой советской закалки, но они рано или поздно уйдут.

mopsene ★★★ ()
Ответ на: комментарий от Deleted

Понимаешь, если уж совсем плохо, нужно менять ВУЗ. Тебе правильно написали, что бардак он потому что студенты за дипломами идут, а не за знаниями.

Я когда учился, я тоже был принципиальный. Был случай, когда я на экзамене сказал не так как было в учебниках, а так как я понял сам. Хотя я и прекрасно помнил как было написано в книжках. Но я принципиально не мог сделать иначе. Ну и получил законную 2, и самое дорогое - объяснение почему я ошибался и в чем я ошибся. Понимаешь - вот оно. Я конечно не призываю делать как я, но я получил что хотел - понимание.

hibou ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от hibou

Понимаешь, если уж совсем плохо, нужно менять ВУЗ.

Да куда уж менять. Предзащита диплома завтра.

Тебе правильно написали, что бардак он потому что студенты за дипломами идут, а не за знаниями.

Оно-то верно, конечно. Только специфика специальности не последнюю роль играет. Мне видится, что на Западе правильно делают, обучая журналистике на курсах после основного образования. Не везде, конечно, но такая практика имеется.

А в нашем отечестве будущих журналистов мучают 4 года на бакалавра и еще год на специалиста или магистра откровенной, пардон, херней. Четвертый курс - это вообще апофеоз бездарности учебного плана. Чего только стоит курс «Вступление в теорию информации», который уже вычитали на первом. Мол, для повторения. Задачи по курсу: знать, что такое информация, виды информации, критерии ценности. Позорняк же. Все равно, что теорему Пифагора изучать на последних курсах физмата.

Хотя организовать можно было бы куда более толково, сделав упор на прилегающие к журналистике науки. На ту же литературу, экономику, право, прочитать элементарный вступительный курс физики. Когда начинаешь работать, все это приходится наверстывать самому.

Вот и получается, что за дипломом приходит и тот, кто хочет и будет работать по специальности, и тот, кто просто коротает в универе время, косит от армии и прочее.

Deleted ()
Ответ на: комментарий от Deleted

>Да куда уж менять. Предзащита диплома завтра.

Вот и получается, что за дипломом приходит и тот, кто хочет и будет работать по специальности, и тот, кто просто коротает в универе время, косит от армии и прочее.

А ты косил или просто настолько медленно соображаешь?

aedeph ()
Ответ на: комментарий от aedeph

А я просто работал уже с конца второго курса.

Deleted ()
Ответ на: комментарий от Deleted

Да, понятно.

Имхо, допиши эссе. Раскрой тему до конца. Каким должен быть преподаватель? У тебя стиль хороший, не считая мелких углов, которые дорабатываются пилочкой для ногтей. Напиши про Колесникову например. Сейчас твоя работа не закончена. Можно конечно задавать вопросы в конце, но обычно после некоторых ответов в середине. :)

hibou ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от hibou

К тому и пришел уже. Спасибо, словом, за отзыв и советы.

Deleted ()

В высшем образовании нет ничего плохого. За исключением того факта, что его стало слишком много, а следовательно, по факту оно перестало быть высшим. Во многом образование для образования, такая, вот, вещь в себе, а не для людей и не для экономики.

Экономисты, юристы, языковеды и другие гуманитарии с журналистами должны быть, но не в таком же количестве. Это ненормально.

record ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от hibou

>Мне кажется, «журнализм» должен быть после какой-либо специальности. Чтобы знать о чем пишешь.

Хуже другое: девушки не матерями становятся, а юристами....

А писать правильно о предмете со ссылками и проч. должен научрук научить.

Журнализм - это насмешка какая-то, школьник-хорошист насочиняет лучше выпускника журфака.

record ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от record

Про школьника, ну не знаю, не со всем согласен. Просто есть журналисты, а есть «журнализды», вот последних я не особо люблю, пишут совершенно не разбираясь в вопросе и часто со своими домыслами и на грани желтой прессы. А есть еще и Журналисты, с большой буквы, как Артем и Генрих Боровик, например.

hibou ★★★★★ ()

ну вот, то-то же =)
моя ранимая душа не выдержала этого борделя и поэтому я ушел, даже не «кончив», т.е не получив диплома. но и не потратив ни копейки денег.
не жалею до сих пор, хотя родители и некоторые знакомые старой закалки говорят что без диплома я обречен на нищенское существование в низших слоях общества. и невдомек им, что слои общества существуют только в их головах.

Komintern ★★★★★ ()

> Как вы думаете, настучит ли мне за такое замдекана, которому я это задание сегодня сдам и который сам протащил на факультет всех троих своих отпрысков? Как вы относитесь к современному высшему образованию? Что бы в нем изменили?

Если выбирать долгий путь, то в России нужно менять очень многое, и образованием это отнюдь не ограничивается. Оставаясь в России, есть шанс, что твои правнуки или даже праправнуки всё же будут учиться в нормальных школах, техникумах и университетах, ну и жить в нормальной стране. Но, одна лишь полемика в форумах мало чем может улучшить ситуацию. =(

Лично для каждого, есть и другой, быстрый путь - уехать из России в более развитую, более цивилизованную страну и получать образование там и/или учить своих детей... Даже согласно публичным высказываниям серьёзных политических деятелей, этим путём уже воспользовалась большая часть здравомыслящих граждан России. И, к сожалению, этот путь уже никак не может считаться чем то сродни предательству «родине».

Одним словом - печально, но это факт.

mrs ()
Ответ на: комментарий от mrs

Страну не подскажете? Я бы давно вот уехал, да только куда? В развивающиеся страны, где бедность не порок, а норма жизни? В загнивающую и погрязшую в копирастии и прочих ущемлениях свобод Европу? В, извиняюсь, Америку? Куда ехать то? Где русский человек сможет прижиться и чувствовать себя в безопасности и его права и права его родственников не будут ущемляться?

delete83 ★★ ()

я догадался - ты учишся в том же университете, в котором я работаю, да?

spunky ★★ ()
Ответ на: комментарий от delete83

> Страну не подскажете? Я бы давно вот уехал, да только куда? В развивающиеся страны, где бедность не порок, а норма жизни? В загнивающую и погрязшую в копирастии и прочих ущемлениях свобод Европу? В, извиняюсь, Америку? Куда ехать то? Где русский человек сможет прижиться и чувствовать себя в безопасности и его права и права его родственников не будут ущемляться?

Жить можно в любой стране. Во многих странах есть русские диаспоры, которые помогут в адаптации. И если не совершались тяжкие правонарушения затрагивающие интересы целевой страны, то маловероятно, что какие-нибудь притеснения со стороны властей могут грозить человеку в цивилизованных странах. Что касается национальных коллизий с местным населением, то тут уже ничего не попишешь, все зависит исключительно от тебя.

Но, речь ведь о том, как изменить образование в России. По-моему пытаясь изменить лишь образование, добиться можно крайне немногого в этом направлении.

mrs ()
Ответ на: комментарий от Deleted

Ну облажался. Ну проучился * лет в кулинарно-заборо-строительном. Теперь хочешь на основе полученного опыта написать статейку? Не ной! Иди ботай!

gvozdila ()

Есть мнение, что высшее образование есть дешёвые понты и не нужно в целом. Так-то.

Moses ()

ГСМ жалуется на гумантиарный «ВУЗ». Смешно.

Проблема, мне кажется, в том, что в преподаватели по большей части отбирают не умных, но прилежных. Чтобы уразуметь это, достаточно оценить состав магистрантов — будущих преподавателей.


В преподаватели - действительно нужны именно прилежные и исполнительные работники. Умным будет в большинстве случаев просто жутко неудобно в этой роли.

Quasar ★★★★★ ()

И открою тебе страшную тайну. Гумантиарные «науки» - вовсе не науки, а дисциплины. Так что в гумантиарном учебном заведении никогда не бывает даже капли науки.

Quasar ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от mrs

>Жить можно в любой стране.

В РФ в том числе с равным успехом.

В РФ даже лучше, тут можно хоть пользоваться торрентами и на piratebay ходить свободно пока. В Европе и США за простую файлопомойку можно сильно пострадать.

record ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от mrs

Немного не согласен. В большинстве стран приоритет имеют свои граждане. Например, в Германии иностранцу никогда не стать head of department. Это негласное правило, его нет на бумаге нигде. Во Франции тоже сильны настроения сохранения самобытности. В Италии тоже самое. В Испании скорее всего тоже. Англичане (Великобритания) вообще редкостные консерваторы, достаточно ревностно охраняют свою самобытность.

Куда ехать-то внатуре? Остается США, где по сути дела нет народа как такового, а есть действительно диаспоры. В Канаде тоже диаспоры, без родины, без всего. Охота быть человеком без родины, низшей касты? Отношение будет такое же как у нас к некоторым выходцам с Кавказа или как к цыганам.

hibou ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от record

> В РФ даже лучше, тут можно хоть пользоваться торрентами и на piratebay ходить свободно пока. В Европе и США за простую файлопомойку можно сильно пострадать.

Ага, дай тебе доступ к rutor'у - ты будешь счастлив.

Скажу вам, что в торрентах даже нельзя увидеть того, что ты можешь найти на youtube. В них тоже есть своя цензура... Говоря конкретнее - вокруг всеобщими усилиями создается своеобразная матрица, которая нацелена лишь на обогащение верхушки власти за счёт безропотного населения страны, а уж если ты доберешься до этой верхушки, то либо погрязнешь во всеобщем мракобесии, либо будешь сидеть как Ходорковский, либо вынужден будешь уехать за пределы родины, и дай бог она тебя не достанет.

mrs ()
Ответ на: комментарий от hibou

Культурно(общие ценности для всех диаспор) американцы куда более «сформированны», чем русские. Читал соц.антропологическое исследование на тему американцев. =)

Lurker ★★ ()

Ну и таки да - образование провал. Езжай зарубеж магистра получать, если заест патриотизм и заскучаешь по березкам - возвращайся, сможешь хоть на работу устроиться. Но вряд ли ты захочешь.

Lurker ★★ ()
Ответ на: комментарий от r_asian

А чо, нет что ли? На данный момент единственное, что объединяет всех русских - русский язык. Ну еще значительную часть населения - ымперская идеология «омериканцы/евреи - козлы, эсэсэсэр/российская ымперия рулила миром». И всё. Ни религии, ни традиций, ничего.

Lurker ★★ ()

Некорректное сравнение: бордель - это не худшее и порочное место на Земле.

Даже наоборот...

Было время,я провёл неделю безвылазно в одном буржуйском таком злачном месте.Пропил фсё!

Было классно.

le_legioner ★★ ()
Ответ на: комментарий от Deleted

> Задачи по курсу: знать, что такое информация ..... Все равно, что теорему Пифагора изучать на последних курсах физмата.

BTW, что такое информация? (технарей прошу не напрягаться, мне безумно хочется услышать _это_ из уст ГСМ)

Manhunt ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от mrs

>либо вынужден будешь уехать за пределы родины, и дай бог она тебя не достанет.

За что я люблю РФ, так это то, что можно уехать за 20 км от города и делать, что хочешь.

record ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Komintern

> без диплома я обречен на нищенское существование в низших слоях общества

Для работодателя, диплом - это повод для собеседования. В этом смысле могут возникать ненужные трудности.

Manhunt ★★★★★ ()

>Современный вуз — не храм знаний. Он — бордель, грязный и отвратительный дом срамных утех.

И ни церковь, ни кабак - ничего не свято. (с) Высоцкий.

Mr_Jke ()
Ответ на: комментарий от hibou

Ну, говорят, в Германии русским неплохо живется. Однако приживаются не все. Да и те, что приживаются (со слов знакомых, у которых родственники туда уехали), жалуются, как там иногда тяжело жить. Все-таки другие традиции, другие люди... Там все чужое и от этого никуда не денешься.

Ну а России исправить систему образования? Я тоже когда0то пошел в УрГУ на Мат-Мех с радужными мечтами о необъятных просторах науки, по которым меня проведут умные интеллигентные преподаватели. Ага, щаз! Ко второму курсу я успел разочароваться в системе высшего образования и забил большой и толстый бот на учебу. Хотя должен сказать, что преподаватели по большей части у нас и правда были очень хорошие. Но разве это нормально, когда студент может: посещать все лекции, прилежно составлять конспект, готовиться к экзаменам дни и ночи перед сессией и во время сессии, и сдать экзамены на 3 и 4. Или может: забить на лекции и появляться в аудитории максимум раз в две недели, чтоб узнать, не потеряли ли его там еще, конспект постфактум за три дня до экзамена скопировать у соседа по комнате в общаге, пропировать последнюю ночь перед экзаменом и все равно сдать сессию на 3 и 4. Ну, про редкие пятерки по программированию и прочим теорверам не считается. В итоге я конечно закончил обучение и получил этот несчастный диплом. Но радости при этом совершенно не испытал. К тому моменту я уже был состоявшимся специалистом со стажем работы и диплом мне был нужен просто для галочки. Какая реформа образования может изменить эту ситуацию? Если я могу честно приготовиться к экзамену и мне поставят 3, потому что я «неуверенно решал задачу» (было и такое объяснение) и теорию своими словами рассказал, а могу просто забить на все и прочитать за один день конспект. Потом на экзамене что-нибудь да расскажу и получу ту же тройку.

delete83 ★★ ()
Ответ на: комментарий от delete83

Важен результат. Если ты в итоге стал специалистом, какая нафиг разница, получал ты удовольствие от учебы или нет?

Lurker ★★ ()
Ответ на: комментарий от delete83

> Но разве это нормально, когда студент может: посещать все лекции, прилежно составлять конспект, готовиться к экзаменам дни и ночи перед сессией и во время сессии, и сдать экзамены на 3 и 4. Или может: забить на лекции и появляться в аудитории максимум раз в две недели, чтоб узнать, не потеряли ли его там еще, конспект постфактум за три дня до экзамена скопировать у соседа по комнате в общаге, пропировать последнюю ночь перед экзаменом и все равно сдать сессию на 3 и 4. Ну, про редкие пятерки по программированию и прочим теорверам не считается. В итоге я конечно закончил обучение и получил этот несчастный диплом. Но радости при этом совершенно не испытал.

Ты не понял ключевого момента: в вуз ходят за глубокими знаниями в предметной области, а не за оценками. Ты для себя-то что-нибудь вынес с мехмата вашего? Или бездарно упустил свой шанс, когда гуру были готовы тебя консультировать, разжевывать все эти непонятные закорючки? Мне на собеседованиях регулярно попадаются выпускники мехматов/вмк, которые не способны объяснить внятно, что такое «O» в O-нотации, не способны посчитать асимптотику для простенького алгоритма. От вопроса «убедите меня, что поиск в двоичном дереве действительно занимает O(log(N))» у них потеют ладошки. Как это быдло собирается программировать, как они будут писать масштабируемый код?!

Manhunt ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Lurker

>Важен результат. Если ты в итоге умер и попал на кладбище, какая нафиг разница, получал ты удовольствие от учебы или нет?

Да?

record ★★★★★ ()

Типичная исповедь неудачника. Виноваты все кроме меня самого.

Служить науке и знаниям, а не моральной похоти.


Увы это сиамские близнецы, все добившиеся хоть каких-то значимых успехов в науке имеют жуткое ЧСВ, причем ЧСВ они приобрели гораздо раньше чем успехи

Бороться с глупостью и невежеством, а не сеять их.


К.О. жутко завидует

DNA_Seq ★★☆☆☆ ()
Ответ на: комментарий от delete83

Думаю, реформа образования должна начинаться с работодателей. Раз уж ввели бакалавриат и магистратуру, то с бакалаврами надо что-то делать. Сейчас с дипломом бакалавра на нормальную работу устроиться нереально. Все равно что вообще без диплома. На кой ляд тогда получать степень бакалавра?

Далее, нужно повышать статус ПТУ. Рабочий сейчас должен знать многое, ведь современное производство, современные механизмы, технологии, это вам по карманам тырить. И цениться должен соответственно. Только вот незадача - производства в стране почти нет. Осталось всего-то - поднять промышленность. Надо, блин, готовить таких рабочих, чтоб их с руками отрывали какие-нить Тойоты. Чтоб, блин, эти рабочие, еще и ВАЗу свою цену диктовали.

hibou ★★★★★ ()

>Это короткое эссе — факультетское задание

В твоем эссе употреблено слишком много указательных местоимений на эт*(это, эти и т.д.), что выдает не очень хорошего ГСМ.

ttnl ★★★★★ ()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.