LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

[нацпол, наверное] [вброс] О высшем образовании

 


0

1

Доброй ночи!

Возникла идея вбросить на тему образования и того, куда оно катится. Удачно подвернулось, что зачетное задание по педагогике - написать эсцо о том, каким должен быть Ъ-педагог. Собственно, вот.

О преподавании без купюр

Однажды на экзамене я вынужден был отвечать быстро. Фокус состоял в том, чтобы с вопросом билета управиться раньше, чем мой визави отыщет на него ответ. Я презрительно наблюдал, как суетливо и судорожно листал он страницы и от волнения не умел найти нужную. Признаюсь, я наслаждался своей безнаказанностью. Я нес настолько отборный бред, что за осквернение храма науки богу было бы впору похоронить меня под его руинами. Но... я жив и здоров. А наверху, по всей видимости, никого нет.

Современный вуз — не храм знаний. Он — бордель, грязный и отвратительный дом срамных утех. Немногие живущие в нем шлюхи — знание, наука и здравый смысл. Гадкая задача преподавателей и студентов — овладевать ими. Автору этих строк положено быть другим. Но я такой же. Разве что в порыве омерзения искренне жажду быстрее кончить и получить — нет, не оргазм — диплом. Кто-то скажет, мне не повезло. С вузом, факультетом, восприятием мира. Такую вероятность я счастлив признать и продолжаю надеяться: там, где нас нет, все иначе.

Этому разврату виной глупость и безнаказанность. Тем обиднее, что имеют науку в том числе люди порядочные и умные. Особенно выдающихся из них, правда, уходят. Не худший финал педагогической карьеры. Те же, кто правит бал, защищают диссертации и получают грамоты. Недавно мне довелось узнать, что одна наша преподавательница — уже кандидат наук. Мне дико осознавать, что доцентом на факультете болтунов и писак может стать человек, не умеющий связно разговаривать.

Проблема, мне кажется, в том, что в преподаватели по большей части отбирают не умных, но прилежных. Чтобы уразуметь это, достаточно оценить состав магистрантов — будущих преподавателей. Многие из нас, увы, рассуждают как 12-летние дети. «Человек нуждается в патриотизме, а не профессионализме. Взять хотя бы адвоката. Адвокат-патриот никогда не станет защищать преступника». От этой наивности выворачивает.

Еще один способ попасть в число избранных — кровный. Но о династиях говорить я не стану. Иначе акт моего затянувшегося совокупления с обитателями здешнего борделя рискует оказаться прерванным.

Это короткое эссе — факультетское задание. Я должен был изложить свое видение педагогического мастерства. Так вот, это мастерство в моем понимании — не быть таким. Служить науке и знаниям, а не моральной похоти. Бороться с глупостью и невежеством, а не сеять их. Быть прагматичным профессионалом, а не пафосным балаболом. Или вовсе не быть педагогом.

Я, пожалуй, не буду. Не по мне эти похабные удовольствия. Как только я получу то, что мне нужно, встану, оденусь и уйду. Чтобы никогда не вернуться.

Вот. Как вы думаете, настучит ли мне за такое замдекана, которому я это задание сегодня сдам и который сам протащил на факультет всех троих своих отпрысков? Как вы относитесь к современному высшему образованию? Что бы в нем изменили?

Ах да, линукс тут при том, что текст написан в недавно обновившейся либре под дебианом.

Deleted

Последнее исправление: Deleted (всего исправлений: 1)

Ответ на: комментарий от hibou

> Сейчас с дипломом бакалавра на нормальную работу устроиться нереально. Все равно что вообще без диплома.

Это неправда. Бакланавров на собеседования зовут... А дальше будь ты хоть кандидатом наук, разницы никакой нет.

Далее, нужно повышать статус ПТУ. Рабочий сейчас должен знать многое, ведь современное производство, современные механизмы, технологии, это вам по карманам тырить. И цениться должен соответственно.


Куда трудоустраивать основную массу населения? Ведь где основная масса, там высокая конкуренция, а значит, по определению невысокая ценность.

Рабочий сейчас должен знать многое, ведь современное производство, современные механизмы, технологии


Айпады в китайских цехах - это современно?

Manhunt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Manhunt

Основная масса населения - это кто? Нет такого понятия. Большинство из них имеют какое-либо образование. А если не имеют - предлагать учиться.

hibou ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от delete83

>Какая реформа образования может изменить эту ситуацию?

К сожалению надо начинать не с образования а с производства. Зачем готовить высококлассных специалистов если они нужны только для пополнения международных авиарейсов?

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от Komintern

>без диплома я обречен на нищенское существование в низших слоях общества

в принципе они правы но диплом сам по себе не гарантирует поднятия их этих низших слоев. К сожалению сейчас в них находимся все мы с вами как и 95% населения России

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от Manhunt

>Выпускники ПТУ? ;)
Если бы было так, то у нас все было бы хорошо, было бы кому вообще работать. Проблема в том, что нахватавшихся по верхам и окончивших ВУЗы 27%, а окончивших ПТУ 17%.

Tark ★★
()
Ответ на: комментарий от Manhunt

Не думаю, что это так.

Ну и, собственно, выпускники ПТУ тоже разные.

Знаешь, у меня есть одна знакомая девочка. Тоже с ДЦП. Училась сложно, тяжело, школу, в основном прошла в классе коррекции. в 14 лет была 7-м классе. Ей действительно тяжело. Сейчас она учится в ПТУ на художественных промыслах. Так классно расписывает тарелки!!! Мне вот, например, так не смочь. Дай ей Бог найти работу потом. Лично я считаю, что у нее неплохо все сложилось, она учится, ей нравится то, что она делает. Лично я вот считаю, что ее роспись должна стоить побольше моих поделок на шарпе (я щас кодер на С#).

Понимаешь, нет серой массы! Каждый уникален. А извините, вот те шкафы с экономических факов, которые косят там от армий, думаю, они и в подметки не годятся той девушке.

hibou ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

>Мне видится, что на Западе правильно делают, обучая журналистике на курсах после основного образования.

Не знаю как на западе, а вот в Румынии лучшие журналисты это те кто закончил технические ВУЗ-ы. Что не удивительно - журналист должен думать цифрами и фактами, а не словоблудничать. Технари намного ближе к профессиональным журналистам чем филологи.

И да, я крепко жалею что пошел на факультет журналистики. Не, выбранная профессия нравится, а вот факультет не по душе. Хотя теперь уже без разницы, закончил его лет 5 назад.

gnunixon ★★★
()

То же что ли педагог? Мне надоело. Я свалил. Зачем спрашивается воспитывать детей, если твой труд тут же убивается телевизором или газетами? Это Сизифов труд. Он равен нулевому результату. Мы обычно как врачи - лечим не саму болезнь, а её итоги.

darkshvein ☆☆
()

Кстати говоря, просмотри zeitgeist.the Addendum терпеливо, может что полезное для себя узнаешь.

darkshvein ☆☆
()
Ответ на: комментарий от hibou

> Немного не согласен. В большинстве стран приоритет имеют свои граждане. Например, в Германии иностранцу никогда не стать head of department. Это негласное правило, его нет на бумаге нигде. Во Франции тоже сильны настроения сохранения самобытности. В Италии тоже самое. В Испании скорее всего тоже. Англичане (Великобритания) вообще редкостные консерваторы, достаточно ревностно охраняют свою самобытность.

Согласен, настолько серьёзное уважение общества, думаю, нужно будет ещё заработать, и мб только через несколько поколений. Суть жизни по большому счету и сводится к её продолжению...

Куда ехать-то внатуре? Остается США, где по сути дела нет народа как такового, а есть действительно диаспоры. В Канаде тоже диаспоры, без родины, без всего. Охота быть человеком без родины, низшей касты? Отношение будет такое же как у нас к некоторым выходцам с Кавказа или как к цыганам.


Я бы попробовал пожить в Австралии, но, по правде сказать ещё не готов. Мне не нужны высокие посты в компаниях или государственных структурах. Важна просто гармония с окружающим меня миром.

mrs
()
Ответ на: комментарий от darkshvein

>Где бы белые и чёрные списки вот взять?

Посмотрел, побродил по вузу. Хорошие преподы обычно подолгу задерживаются на работе

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от record

> За что я люблю РФ, так это то, что можно уехать за 20 км от города и делать, что хочешь.

Эт смотря в каком городе живешь и в каком направлении от города поедешь. И не забудь взять с собой средства самообороны и диагностики окружающей среды, а то вот нечаянно попадешь на какую-нибудь свалку ядерных отходов.

mrs
()
Ответ на: комментарий от Manhunt

Ты не понял ключевого момента: в вуз ходят за глубокими знаниями в предметной области, а не за оценками...

Собственно, за тем я и шел именно на Мат-Мех. Хотя выбор был. В основном я разрывался между химфаком и мат-мехом. Победил мат-мех, когда на презентации нам сказали, что там нас (студентов) научать думать, а не решать задачи. То есть решать задачи мы тоже сможем, но в первую очередь в нас будут развивать мышление. И что оказалось в итоге? Да, там замечательная программа. Не по всем предметам. Но по многим. Коэффициент профессуры среди преподавателей выше, чем в любом другом уральском ВУЗе и вообще много преподавателей с известными именами. И некоторые даже учат на совесть. Я имен называть не буду. Это никому не надо, но для себя я их запомнил на всю жизнь. Но сама система подстегивала... Стипендия. Для бедного студента, живущего в общаге вдалеке от родителей, это была важная и нужная вещь. Беда, ее получали только те, кто сдал сессию без хвостов и «удов». Только «хор» и «отл». Времена такие были. Финансирования не хватало на всех. Потом, третий курс - перераспределение потоков по кафедрам... И тоже конкурс по успеваемости! В итоге я не попал на ту кафедру, куда хотел. А вы говорите, не понял, не понял... Все я понял. И больше в наши ВУЗы не сунусь. Я лучше книжку куплю и самообразованием займусь.

delete83 ★★
()
Ответ на: комментарий от unanimous

>Бордель случился потому, что в ВУЗ приходят за дипломом, а не за знаниями.

Нет, трабл в низких ЗП педагогов в ВУЗах (особенно коммерческих). Если в 90-е там ещё сидели люди советской закалки, то сейчас они уже en mass вышли на пенсион, а новые толковые кадры тратить время и работать на голом энтузиазме не хотят. Нынче качество образования определяется рыночными отношениями, остальное - пена.

mutronix ★★★★
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

А какие критерии «хорошести» препода? Вот был у нас преподаватель по диффурам... Отличный мужик. Предмет свой знал от и до. Работы какие-то там писал. И что толку? Студенты спали на его лекциях, потому что он так занудно рассказывал материал, что невозможно было его слушать без зевоты. Или другой случай. По физике молодой такой был, все шутил, байки рассказывал. Посещаемость была не 100%, но 95% уж точно. Результат - половина потока завалила экзамен. Просто материал между шутками не усваивается. И пофиг какого уровня специалист преподаватель. Ему еще и учить надо уметь.

delete83 ★★
()
Ответ на: комментарий от delete83

Открою секрет - преподаватель не учитель, задача препода не научить а дать материал, изучается же материал самостоятельно. Именно этим высшее учебное заведение и отличается от ПТУ

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от mutronix

Любые рыночные отношения сами по себе пена так как лишены фундамента и ориентированны на сиюминутные потребности.

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от delete83

>Для того, чтоб получить материал, я могу сходить в библиотеку или магазин.

Наивный чукотский йуноша. А каркас для нанизывания материала вы откуда возьмете?

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от delete83

ВУЗовский преподаватель играет роль наставника: он советует литературу, у него можно проконсультироваться, если что-то непонятно, а в конце семестра он контролирует, насколько хорошо студент усвоил знания.

Самообразование, правда, будет более эффективным - но возникнут сложности с консультациями, если что-то будет не понятно.

Eddy_Em ☆☆☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от mrs

Такой образ мыслей более ядовит, чем все свалки вместе взятые.

Этo смотря в каком городе живешь и в каком направлении от города поедешь.

Именно, везде по-разному, разве это плохо.

record ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

>Типичная исповедь неудачника.

Отчего же, вполне себе удачника. По крайней мере, если придерживаться привычной системы координат.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от record

> Такой образ мыслей более ядовит, чем все свалки вместе взятые.

Не, ну можно поиграть в сталкера, раз вам не нравится такой образ мыслей.)

mrs
()
Ответ на: комментарий от Eddy_Em

ВУЗовский преподаватель играет роль наставника: он советует литературу, у него можно проконсультироваться, если что-то непонятно, а в конце семестра он контролирует, насколько хорошо студент усвоил знания.

Замечательно. С этим я даже согласен. Только вот никак в толк не возьму, почему один студент трудится весь семестр, старательно лекции посещает. Не просто посещает, слушает и записывает! Готовится к экзамену как может. А итог - садись, неуд. Сделал две ошибки в доказательстве и задачу решил только после подсказки преподавателя.

А другой (чаще другая) нифига не учил. То есть учил. В буквальном смысле, как стихотворение. И выдал на экзамене все в точности, как записано в конспектах. И получил свою законную пять. Как там с задачей все решилось, представления не имею. Это два примера из жизни с моего потока. Запомнилось очень ярко.

Немного не те вещи стимулируются в наших ВУЗах и немного не то оценивается. А в остальном да, преподаватели это наставники. К ним иногда можно подойти с вопросами, если что-то не понимаешь. Если они конечно не улетели сразу после лекции в другой институт на платные лекции и не заняты обсуждением дипломных или курсовых работ со своими любимчиками.

Я это все про технический факультет пишу. Как там в других дела обстоят, я не знаю.

delete83 ★★
()
Ответ на: комментарий от darkshvein

То же что ли педагог?

Волею судеб. Неожиданно для себя поступил на бюджетное отделение магистратуры. Решил, что быть магистром - более стильно, модно и молодежно, чем специалистом. Тем более последнего упраздняют вроде как со следующего года.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от delete83

Плохой, значит, преподаватель был, раз не смог отличить механическое зазубривание от знания предмета. А у нас были такие преподаватели, которые «расстраивали» зубрил трояками (а те потом пересдавали экзамены, чтобы красный диплом получить...).

Я, пока преподавателем работал, тоже на таких насмотрелся: сядет человек лабораторку защищать, видно, что сам делал, разбирается что да как, но некоторые определения сказать не может. Пара наводящих вопросов - и все ОК - защитил. А бывает и так: сядет зубрилка, все от зубов отчеканит, а я ей - бац, и вопросик-другой - кирдык, пересдача...

Eddy_Em ☆☆☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от delete83

>старательно лекции посещает.

Это очень хорошо, но этого бывает недостаточно. Это не критерий успеваемости.

В советских вузах было в основном свободное посещение лекций, и критерием знаний было решение задач, контрольных, ответ на экзамене, зачете. И это правильно. Семинары не стоило пропускать, они учитывались, да.

record ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от darkshvein

>То же что ли педагог? Мне надоело. Это Сизифов труд.

Зависит от человека. Мой друг работает преподавателем физики в обычной общеобразовательной школе. Его ученики стабильно поступают на физтех и в МГУ на физфак, выигрывают олимпиады (разного уровня). До того, как он пришел в школу, такого не было. По остальным предметам учебное заведение — болото.

Если человек сильный, то он добьется хороших результатов в рамках своей компетенции.

ttnl ★★★★★
()

Сделай так, что бы было лучше, ок

vasily_pupkin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ttnl

У нас еще веселее было. Кто-то из нашего класса перед выпускным спросил у нашей классной руководительницы, сколько из нас поступит в институты. Она ответила лаконично - никто не поступит, ума не хватит. Я тогда это очень хорошо запомнил. Но она и недолго проработала учителем. Выгнали через несколько лет за то, что ученика обозвала как-то там на уроке.

Короче, не об этом я хотел написать :)

Думаю, darkshvein имел в виду, что сколько уму разуму не учи, все равно потом оболдуи вырастут. А умные это оболдуи будут или глупые, не так уж важно. Ну и да, бывает, что цветы и на помойке расцветают.

delete83 ★★
()

Прервал половой акт, встал с постели, и ушел куда глаза глядят. Не жалею.

leave ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

его уже лет 5 как со следующего года упраздняют (%

aiqu6Ait ★★★★
()
Ответ на: комментарий от delete83

Это всё не оправдания для плохого отношения к учебе.

Беда, ее получали только те, кто сдал сессию без хвостов и «удов». Только «хор» и «отл».


У нас было так же. Лекции я посещал не все, но степуха как правило у меня была. Смешная, правда: ее не хватало даже на еду в столовке.

Для бедного студента, живущего в общаге вдалеке от родителей, это была важная и нужная вещь.


Ребята у нас промышляли репетиторством. Школоте, студентам всяких модных финансово-экономических шарашек. Хватало и на съем квартиры, и на остальные мелочи.

Manhunt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от record

> В советских вузах было в основном свободное посещение лекций, и критерием знаний было решение задач, контрольных, ответ на экзамене, зачете. И это правильно. Семинары не стоило пропускать, они учитывались, да.

+1

Manhunt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hibou

>Куда ехать-то внатуре?

В Антарктиду: там народ, в основном, наукой занимается, и вокруг - пингвины, пингвины, пингвины... :)

По теме: низкое качество высшего образования - результат усреднённого «всеобщего среднего образования». Расслоение учеников должно происходить как можно раньше. Способных - в спец.школы, дебилов - в другие спец.школы, а большинство - в ПТУ, осваивать прикладные знания.

quickquest ★★★★★
()

если уж такое сочинение... =) я бы заменил «не быть таким» на «хочу быть таким же», это усилило бы эффект, т.к. чтение оригинального варианта произведёт отталкивающий эффект

backbone ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

>Отчего же, вполне себе удачника.

Само это слово выдает неудачника. Неудачник это прежде всего мировоззрение и к удаче имеет мало отношения.

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от Lurker

Традиции и религия - то, что делает цивилизации легко разрушаемыми со временем, так как ни традиции, ни религии несовместимы с прогрессом.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

верно, чтоб оставаться на месте нужно бежать

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от delete83

А я так и не разочаровался. Видимо, не везде ещё всё деградировало. Или у тебя представления о науке были не такие, как у меня.

delete83> Но разве это нормально, когда студент может: посещать все лекции, прилежно составлять конспект, готовиться к экзаменам дни и ночи перед сессией и во время сессии, и сдать экзамены на 3 и 4. Или может: забить на лекции и появляться в аудитории максимум раз в две недели, чтоб узнать, не потеряли ли его там еще, конспект постфактум за три дня до экзамена скопировать у соседа по комнате в общаге, пропировать последнюю ночь перед экзаменом и все равно сдать сессию на 3 и 4.

Это НОРМАЛЬНО. Потому, что ВУЗ - это тебе не детсад или школа, где тебя за ручку водят. Это прививание самостоятельности и дисциплинированности. Неосиливших пройти до конца выкидывают. Забивание на лекции узаконено уставом ВУЗа (по крайней мере там, где я учился). Обязательными к посещению являются лабы, практические занятия и зачётные/экзаменационные мероприятия по вполне понятным причинам. Может у студента есть много полезных увлечений, но при этом он может выучить дисциплины (или даже знает) без проблем в другое время. Так и должно быть. Нытики пусть идут в биореактор.

Quasar ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.