LINUX.ORG.RU

Сообщения Adonai

 

Khronos Group анонсирует Vulkan, наследника OpenGL

Группа Hardware and Drivers

Третьего марта на конференции GDC Khronos Group анонсировали новый стандарт графических API, кодовое название Vulkan. Данный шаг являлся весьма предсказуемым, поскольку практически все конкурирующие API уже начали идти навстречу многопоточной и более близкой к железу архитектуре - здесь можно упомянуть и Apple Metal, и DirectX 12, и AMD Mantle.

Vulkan представляет из себя написанный с нуля дизайн современного графического API для высокоэффективной отрисовки и вычислений на GPU. Планируется, что Vulkan будет работать на широком спектре устройств, начиная от рабочих станций и ноутбуков и заканчивая мобильными телефонами, игровыми консолями и встраиваемыми системами. Несмотря на то, что анонс уже произошёл и Vulkan разрабатывается Khronos Group и заинтересованными компаниями ещё с июня прошлого года, спецификация ещё не окончательна и стабилизируется предположительно к концу года. Обещано, что Vulkan будет работать на любом железе, поддерживающем OpenGL ES 3.1 и выше (Nvidia начиная с GeForce 400 series, AMD начиная с Radeon HD 5000 Series, Android начиная с Lollipop - примеч. перев.) Ожидать свершений на ниве графических драйверов и библиотек пока не стоит, но некоторые демо-сценарии могут появиться на GDC уже сейчас.

Хотя поддержка Vulkan ляжет тяжёлой ношей на плечи разработчиков Mesa, учитывая, что этой открытой библиотекой ещё не достигнута даже совместимость с OpenGL 4.0, поддержка API Vulkan обещает быть проще по архитектурным особенностям, нежели OpenGL. Упрощённая архитектура будет означать также облегчение портируемости между поставщиками различных GPU, уменьшение лишней нагрузки, а переход на SPIR-V (новое промежуточное представление и язык скомпилированных шейдеров, замена LLVM-IR) будет означать большой выигрыш в производительности. Также должен отметить, что упразднится деление на десктопный и урезанный мобильный (ES) API. EGL, а именно слой, который отвечает за абстракцию над оконной системой, будет интегрирован в Vulkan, но в спецификации этого пока ещё нет.

К вящей радости разработчиков игр, Vulkan также предоставляет многослойную архитектуру, в которой, к примеру, слои отладки и валидации могут быть загружены только при необходимости, появляется возможность контролировать GPU практически напрямую, отсутствуют архитектурные преграды к многопоточному исполнению и обеспечивается полная кросс-платформенность. NVIDIA, Epic Games, Oculus, Sony и ARM уже являются вендорами Vulkan и принимают участие в разработке и продвижении новой спецификации. Среди других сюрпризов можно отметить Valve и LunarG, которые уже сейчас работают над инструментами для загрузки слоёв нового API по требованию и ожидают от сообщества реакции на анонс.

От себя добавлю, что поддержку Vulkan в открытых драйверах мы увидим не раньше, чем через года два-три, а то и больше. И в этом смысле он довольно сильно отстаёт от своих конкурентов, которые уже сейчас обладают работающими реализациями своих API или близки к этому. Что и говорить о разработчиках графических тулкитов и движков, которые не смогут причаститься от нового детища Khronos Group ещё дольше. По крайней мере во многих нишах OpenGL остаётся незаменимым, а значит и для новой спецификации найдётся место под солнцем.

>>> Фороникс

 , , , ,

Adonai ()

Aspyr Media выходят к точке безубыточности от продаж Linux-игр

Группа Игры

Aspyr Media, крупнейшая компания, осуществляющая портирование игр на GNU/Linux и Mac OS X, сообщает, что по продажам Линукс-игр (портирование на SteamOS) близка к точке безубыточности. В скором возможно сотрудничество с GoG.com, что даст возможность пользователям получить DRM-Free копии игр.

С точки зрения энтузиастов Линукса из Aspyr, это большая победа для компании и игростроя на Линуксе в частности. Из подробностей указывается, что на портирование игр компанию подтолкнуло решение Valve продвигать Steam Machines, которые должны появиться в 2015 году. Aspyr отмечают, что без такого поворота владельцев Steam большинство проектов едва ли были бы начаты.

Кроме того, Aspyr дают крайне положительные отзывы о сообществе, отмечая готовность идти навстречу, терпеливость и подробность в деталях при описаниях ошибок. Сотрудники компании выражают надежду, что сообщество поможет им понять всё разнообразие дистрибутивов и комбинаций ПО.

Чтобы убедиться, что ваши деньги за портированные игры попали именно к ним, предлагается соблюдать следующие правила: покупайте игры на Линуксе и только на Линуксе; ждите Линукс-версию, если есть сведения, что она появится и пока есть терпение; если можете, покупайте напрямую у Aspyr (через GameAgent); держитесь Valve и Steam - хоть их пока и не заботит FOSS/DRM-аспект игр, увеличение рынка поможет выйти на сцену и стать прибыльными и FOSS-играм.

>>> Подробности

 , ,

Adonai ()

KDE Frameworks 5

Группа KDE

Седьмое июля 2014.

Сообщество KDE с гордостью представляет KDE Frameworks 5.0. Frameworks 5 - это новое поколение приведённых к модульному виду библиотек KDE, оптимизированных для простоты интеграции с приложениями на Qt. Frameworks предлагают широкий спектр функциональности общего назначения в готовых рецензируемых и хорошо оттестированных библиотеках под открытой лицензией. В релиз входят более 50 различных модулей для интеграции аппаратного обеспечения, поддержки файловых форматов, предоставления дополнительных виджетов, проверки орфографии, методов отрисовки и многого другого.

KDE Frameworks представляют собой попытку переделки библиотек платформы KDE4 в набор независимых, кросс-платформенных модулей, которые будут немедленно доступны всем разработчикам на Qt для упрощения, ускорения и уменьшения цены разработки на Qt. Каждый из модулей обладает портируемостью, хорошей документацией; оттестирован и соблюдает стандарты Qt Project. Модули разработаны по доказавшей свою состоятельность модели разработки KDE со строгими сроками релизов, ясными и равными для любых третьих сторон возможностями принять участие, открытым управлением и гибким лицензированием (LGPL).

( читать дальше... )

>>> Подробности

 , ,

Adonai ()

Для видеокарты RaspberryPi написан открытый драйвер

Группа Open Source

Как вы помните, пару недель назад Broadcom объявили о полном открытии спецификации видеокарты VideoCore IV сообществу.

Также в этом сообщении было предложено 10 000$ тому, кто первым напишет реализацию драйвера, достаточную для того, чтобы запустить на RPi Quake 3. Broadcom выразили надежду, что имеющиеся спецификации и денежная мотивация помогут сообществу разработать открытый драйвер на основе Mesa/Gallium3D.

И такой человек нашёлся! Им стал Simon Hall, опытный хакер и активный пользователь Raspberry Pi, автор оптимизаций memcpy/memmove для ARM, создатель DMA-библиотеки в Raspbian.

Инструкция по сборке драйвера и запуску Quake3 доступна для всех желающих по ссылке ниже. (Примечание: сборка ядра занимает около 10 часов)

На данный момент реализация драйвера существует только в виде патча «challenge.diff», выложенного автором для подтверждения своего труда. Пост будет обновлен, когда появятся подробности.

P.S. Не знаю, что лучше сказать - то ли приз попал в нужные руки, то ли результат был немного предсказуем. В любом случае - это ещё один шаг в сторону открытости драйверов.

>>> Подробности

 , , , ,

Adonai ()

NVIDIA делает шаг в сторону Nouveau

Группа Hardware and Drivers

Сегодня в списках рассылки Nouveau появилось сообщение следующего содержания:

Привет, разработчики Нуво,

NVIDIA выпускает публичную документацию по некоторым аспектам наших графических карт с намерением решить проблемы их использования «из коробки» с Нуво. Мы намерены со временем предоставить больше документации, а также руководство в других областях, по мере возможности.

В качестве первого шага к этому мы разместили документ здесь. В нём рассмотрено расположение Device Control Block («DCB») в VBIOS графической карты. DCB описывает топологию карты и её дисплейные разъёмы.

Я подозреваю, что большая часть информации в этом документе не является новостью для сообщества Нуво, но, надеюсь, она окажется полезной для подтверждения вашего понимания или прольёт свет на реализацию некоторых необработанных методов.

Несколько человек из числа тех, кто работает над проприетарным драйвером NVIDIA, будут следить за списками рассылки Нуво на lists.freedesktop.org и стараться вступать в разговор, насколько смогут.

Если имеются определенные области документации, которые в большей степени пригодятся вам, обратная связь поможет NVIDIA приоретизировать наши усилия по созданию документации.

Если у вас есть специфические вопросы к NVIDIA, вы можете задать свои вопросы здесь, либо направить их на open-gpu-doc at nvidia.com. Я не могу обещать, что мы сможем ответить на всё, но мы приложим все усилия в тех областях, в которых способны.

Спасибо,

- Andy Ritger

UPD: Дальнейшая переписка:

Насчёт микрокода: следуя из наших перспектив, я полагаю, NVIDIA перейдёт на модель выпуска микрокода (в бинарном виде) с доступным ABI, версионностью и адекватным лицензированием для доступности распространения.

У нас наблюдаются некоторые улучшения в процессах подготовки релизов и с текущего дня разработка firmware и проприетарного драйвера может вестись параллельно, сходясь вместе в очередном релизе. Но в более далёкой перспективе, я полагаю, мы передвинем некоторые части разработки, которые достаточно сложны или неудобны в документировании, в firmware.

- Andy Ritger

>>> Оригинал письма

 , ,

Adonai ()

RSS подписка на новые темы