LINUX.ORG.RU

Darktable 3.8

 , ,


2

2

Традиционно под новый год вышло обновление программы для обработки «сырых» изображений с фотокамер Darktable.

Программа включает в себя базовый каталогизатор и набор модулей для недеструктивной обработки исходных фотографий. Результат можно экспортировать в общераспространенные форматы, такие как JPEG и PNG. Также присутствует возможность управлять камерой, сшивать панорамы, создавать HDR, редактировать геотеги.

В новой версии для управления программой можно использовать внешние устройства, такие как специализированные MIDI-контроллеры, а действия можно назначать не только на нажатие клавиш, но и в комбинации с движением мыши по вертикали, горизонтали или диагонали и т.д.

Среди изменений также стоит отметить:

  • Новый модуль увеличения размытия или резкости теперь может симулировать эффекты съёмки с проводкой, дрожания, искажения оптики и др.
  • Модуль коррекции перспективы объединён с модулем вращения и позволяет задавать свои параметры путём рисования опорных линий на фотографии.
  • Модуль гистограмм теперь называется Scopes, его можно перенести в левую панель интерфейса.
  • В вектроскоп добавлен режим работы по цветовой модели RYB.
  • Модуль трансформации объявлен устаревшим, теперь есть отдельно модуль обрезки, модуль ориентации и модуль вращения и коррекции перспективы.
  • В модуле ориентации появилась возможность зеркально отразить изображение, ранее доступная в модуле трансформации.
  • Добавлен новый алгоритм шумоподавления LMMSE для очёнь зашумлённых изображений.
  • Модуль шумоподавления по профилю теперь по умолчанию использует вейвлеты и пространство Y0U0V0, что даёт более качественный результат.
  • Композиционные направляющие вынесены из модуля кадрирования и включаются и отключаются глобально через нижнюю панель инструментов.
  • Добавлена поддержка файлов CR3 и HEIF/HEIC.
  • Добавлена поддержка более 20 камер.
  • В модуле водяных знаков теперь поддерживаются не только векторные файлы, но и полупрозрачные файлы формата PNG.

Окончательно удалены следующие модули: зонная система, инверсия, микшер каналов, глобальная проекция тонов, проекция тонов, осветление, базовые настройки.

>>> Подробности

★★★★★

Проверено: hobbit ()
Последнее исправление: sudopacman (всего исправлений: 5)

Ответ на: комментарий от sunjob

Родители сказали, что скорее всего дети были плохо воспитаны и бабушка решила отказаться от их услуг. И?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

и такой вопрос их даже не развеселил?!

p.s. предлагаю Вам создать тему «Раневская и Пионэры» и обсуждать это там :о)

sunjob ★★★★
()
Последнее исправление: sunjob (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Slack

мне вот чем лейка нра, это тем, что в ней нету миллионов настроек, которые есть в остальных камерах.

Ну вообще они там есть :-)

Она просто снимает, и все, и делает это хорошо. Технически в

С кучкой нюансов - ты, например, в курсе что Мки до сих пор экспозамерят по отражению от лепестка в объективе? Ну или ттл, который не работает нормально на коротких дистанциях, даже на сф58, к которой для этого технически есть все что нужно

Технически ведь фотография это что? Экспозиция, которая определяется выдержкой и диафрагмой, и фокус, который либо есть, либо его нет.

Не совсем так - во-первых в экспотройке, ещё играет чувствительность, а т.к. у нас сенсор может только в амплитуды, то надо ещё организовать костылями цвет, но это в целом фигня - одно дело зарегистрировать свет, другое дело разложить твои 12-14 записанных стопов в итоговую картинку и вот тут да, надо признать что да, мне лично очень заходит как это делает камерный автомат, лучше было только у х1д но там ад и израиль со стеклами

Зачем для этого куча настроек?

На лейке незачем, но это палка о двух концах, которая с одной стороны говорит что так удобно-просто-логично, а с другой стороны говорит что аф, который есть смысл настраивать чуть тоньше чем переключать из af-s в af-c, появился только у sl-2/s, ровно как и скорострельность, которая требует трекеров/кругового буфера, для реализации серий

что-то в этом есть

Мы живем в чудесное время - нет необходимости терпеть все ограничения старого мха, ради «что-то в этом есть» - я когда с м9 на ку перешёл так сразу как гора с плеч - никакой любли с сопряжением дальномера, автофокус (на удивление недурной и даже лицефокус какой никакой) и рукофокус по любой части кадра, фокальный затвор с синхронизацией … я даже не знаю какой ибо ни разу не упирался в неё, 1/500 точно берет без хсс, и почти вечным ресурсом, превьюшкой экспотройки и лупой в видике - ляпота, все «что-то в этом есть» полностью в наличии акромя вылета за рамки при визировании но чоуж

У фуджа с сф аналогично - в сравнении со старым мхом можно двигать точку автофокуса а не доводиться руками или надеяться на труфокус, не надо ничего юстировать - просто само все работает, нет нужды тупить с предподьемом зеркала - его тупо нет, если смотреть на тушки со стабом то и штатив можно похоронить. И все это в компактных габаритах, весе и цене при вполне себе сохранённых «что-то в этом есть» (ну опять-таки шахту пролюбили в процессе эволюции, да)

rukez ★★★★
()

Традиционно под новый год

К Рождеству же…

anonymous
()

для обработки «сырых» изображений с фотокамер

Это вы проявку цифровых негативов так назвали?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Это вы проявку цифровых негативов так назвали?

Ты не поверишь, сколько хейта я ловил, когда писал тут новости про ранние версии darktable с упоминанием именно цифровых негативов. Теперь, видно, очередь @Aceler ловить любовь и обожание за альтернативную терминологию.

AP ★★★★★
()
Последнее исправление: AP (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от AP

среди писанины анонимов и рукеза есть коммент со смыслом Darktable 3.8 (комментарий)

а в чем состоят ограничения для ICC (или DCP?) профилей? мы же можем в Darktable к фотографиям кастомный профиль применять?

crypt ★★★★★
()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от ist76

нет никакой экспотройки

Есть, и начинается она банально - у тебя есть 12..14 стопов динамического диапазона и 14..16 бит данных для хранения оного в раве - чтоб оно совместилось тебе нужен ноль, которым и, по сути, управляет исо.
Бонусом - далеко не все сенсоры исо-инвариантны и у большинства есть больше одной аналоговой ступени усиления, которая тоже переключается параметром исо.
За сим хайпование на попытках отрицания базовых понятий считаю бестолковым - исо как входило в экспотройку на пленке, так и входит в неё на цифре, притом это настолько всех устраивает что на рынке ровно ноль камер с фиксированным исо и равом в 32+ бита, куда можно было бы пихать все с любого существующего сенсора прям в лоб и выбирать условную чуйку в посте

rukez ★★★★
()
Ответ на: комментарий от crypt

Я в тебя могу выгрузить страницу текста на тему «почему только матрица 3×3, только хардкор» из англоязычного чата. Надо? :)

AP ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

Я в тебя могу выгрузить страницу текста на тему «почему только матрица 3×3, только хардкор» из англоязычного чата. Надо? :)

Конечно, интересно же.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Краткая версия: можно использовать и профили с LUT, но тогда сложно сохранять постоянство экспозиции.

Длинная версия:

Troy:

I can’t speak to Darktable specifically, but I can speak to a general rule of thumb for observer stimulus encodings.

Everything we do in image making land in RGB is based around observer stimulus. Every camera, will use that 3x3 matrix, which as Poynton coined, is the colour formation matrix.

More specifically, it’s the colour stimulus formation matrix.

Colour stimulus because it’s a stimulus specification. Formation because it is a math fit, not an actual representation of energy to observer stimulus. And matrix because it is a matrix.

If you pay close attention to all of those matrices, you’ll see that they are nothing more than columnar representations of the fit result to change the camera observer sensed values into observer driven XYZ positions.

Specifically, address your question, the Y row is very important. It is not an energy preserving / conserving transform. It in fact trades off energy conservation (Sum of energy or our closest link XYZ here) but rather luminance conserving!

That is, it’s actually exposure invariant.

It trades magnitudes of energy for magnitudes of exposure.

This is why despite more “close approximations” for things like chromatic adaptation always drop the nonlinear stuff, like classic Bradford!

Your answer? It is very hard to maintain exposure invariance with a LUT of the sorts that are in ICCs typically. (edited)

And exposure invariance is critical in many cases.

(Or at least deemed so.)

(2D or “2.5D” LUTs can maintain exposure invariance, but that’s another discussion, and subject to how they are applied etc.) (edited)

As you can probably infer, when dealing with open domain stimulus to emulate light transport like sides of things, that variance will become a larger problem. For closed domain imagery? Not much of a problem!

Aurelien:

Darktable supports any ICC including LUT, but as Troy demonstrated, anything else than a matrix looses the exposure invariance and has no interest for input sensor profiling

Matrices are robust albeit inaccurate

AP ★★★★★
()
Последнее исправление: AP (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от AP

Краткая версия: можно использовать и профили с LUT, но тогда сложно сохранять постоянство экспозиции.

Длинная версия:

Troy: …

Если перевести с решительного языка троя на язык понятный, то этот трой отбрасывает значительную часть информации, могущей быть в профиле dcp и в результате темныйстол использует только матрицу 3х3, сильно упрощая процесс преобразования и калеча цветопередачу? А че - нормальный подход, че зря морочится, лучше интерфейс завитушками раскрашивать… Или чего-то недопонял?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

этот трой отбрасывает значительную часть информации, могущей быть в профиле dcp и в результате темныйстол использует только матрицу 3х3

В результате darktable вообще не использует DCP.

значительную часть информации, могущей быть в профиле dcp

Я не особенно шарю в DCP. Что там может быть отличного от ICC кроме данных про два источника освещения?

лучше интерфейс завитушками раскрашивать…

Их там давно нет. Зато есть собственный генератор профилей/стилей по фотографиям мишени.

AP ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

В результате darktable вообще не использует DCP.

Круто. То есть, адобовские дсп я не могу использовать в этой программе. Даже в ро файлах камер дофига дополнительной информации, кроме матрицы 3х3. Получается, что темныйстол примитивно использует только эту матрицу? Тогда смысл этой программы? Финтифлюшки-плугинчики-пиар?

Я не особенно шарю в DCP. Что там может быть отличного от ICC кроме данных про два источника освещения?

http://kapankov.ru/stati/prodvinutyj-kurs/63-dng-camera-profile-iznutri-2 - здесь немного описано или можно скачать адобовский стандарт.

Их там давно нет. Зато есть собственный генератор профилей/стилей по фотографиям мишени.

Бляха, главную фичу убрали, а всякого натыкали.

Да уж, смысл столько шума и человекочасов, а с цветом оппа. Вот чувствовал, что бессмысленная программа, даже пытался запустить. Интуиция - мощная вещь.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от AP

да не, когда мне надо, я с полуслова понимаю. и так пойдет. интересно было, смог бы профиль для камеры и луты подцепить последовательно. а вообще давай, скинь на ... me почему бы не встретить новый год, как задрот.

upd

вижу, ты уже выложил.

crypt ★★★★★
()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от AP

Я не особенно шарю в DCP. Что там может быть отличного от ICC кроме данных про два источника освещения?

с одной стороны, действительно, входные данные DCP - это две мишени. с другой стороны, в профиль записывается таблица значений интерполяции, которые высчитывает программа. для меня тут основное, чтобы между софтом было взаимодействие. типа построил ты один раз более модный профиль в адобе и чтобы этот профиль читался остальным софтом.

crypt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

Можешь конвертнуть dcp в icc.

Глупость сморозил. Могу, конечно, конвертнуть тифф в гиф, но зачем? Ведь две трети информации пропадут. Зачем тратить силы на программу, которая осталась в 20 веке, когда вся индустрия уехала в 21? Хотя, олухи-энтузиасты, почему-то всегда находятся.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от AP

Можешь конвертнуть dcp в icc.

там же смысл в том, что интерполяция обеспечивает коррекцию цвета для промежуточных температур, а сконвертированный icc всегда фиксирован на крайних значениях.

crypt ★★★★★
()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от rukez

А можно я чуть позанудствую?

Есть, и начинается она банально - у тебя есть 12..14 стопов динамического диапазона и 14..16 бит данных для хранения оного в раве - чтоб оно совместилось тебе нужен ноль, которым и, по сути, управляет исо.

Безотносительно к тому, стоит считать ISO на цифре параметром экспозиции или нет. Помянутый Вами «ноль» определяется отнюдь не только чувствительностью фотоприёмника. Чтобы получить значение сигнала, находящееся на линейной области передаточной функции, с максимального количества элементов сенсора, нужно не только установить достаточное усиление сигнала фотоприёмника (буде оно вообще регулируется заданием величины ISO), но и правильно выбрать величину светового потока, проходящего через входной зачёк объектива, (диафрагменное число) и время воздействия светового потока на фотоприёмник (выдержка).

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

А можно я чуть позанудствую?

Можно если читать внимательно - по ссылке выше идёт поток сознания о том что исо не входит в экспотройку, но при этом при прочих абсолютно равных, оно как минимум задет ноль для записи зарегистрированного сигнала и без него, хоть упишись статей о том что ононенужно, не обойтись не перейдя на формат хранения, который позволяет использовать ноль прибитый к минимально-регистрируемому сигналу и имеющему разлет до максимально-возможного, что позволит выбирать ку после спуска затвора, но один фиг этот ку - элемент экспотройки

нужно не только установить достаточное усиление сигнала фотоприёмника (буде оно вообще регулируется заданием величины ISO), но и

Да кэп, За сим это и зовётся экспотройкой :-)

rukez ★★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

Это всё прекрасно до тех пор, пока камера полностью соответствует критерию Лютера-Айвса. У любой камеры Sensitivity metamerism index далеко не 100%. Т.е. эта самая exposure invariance нарушается уже в момент экспозиции кадра. А дальше начинается попытки исправить ситуацию. ICC и DCP профили с LUT как раз для этого.

Somniator
()
Ответ на: комментарий от Somniator

угу. мне интересно, насколько профили помогают исправить ситуацию со светодиодным светом, например. имхо, там байер, который тестировали при нормальном свете, уже вообще не фильтрует адекватно.

crypt ★★★★★
()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от crypt

Помогают. Но профиль строится по цветовой мишени и позволяет близко к идеалу передать цвета патчей этой мишени. Остальные цвета - как повезет. Поэтому в ColorChecker SG больше двадцати патчей со скинтоном. Это к вопросу о матричном профиле. Если бы с ним было всё так прекрасно, достаточно было бы мишени с тремя патчами.

Somniator
()
Ответ на: комментарий от crypt

Сам-то пробовал. Есть мишень попроще с 24 патчами, но измеренная спектрофотометром. Делал при помощи dcamprof. Вот, например, результаты для матричного профиля для D50:

Matrix patch match average DE 1.44, DE LCh 0.71 0.50 0.94
                    median DE 1.35, DE LCh 0.76 0.39 0.71
                       p90 DE 2.71, DE LCh 1.40 1.09 2.04
                       max DE 3.21, DE LCh 1.84 1.24 3.09

Самое большое отклонение 3.09DE - это скинтон. Без коррекции LUT’ом для портретов не подходит.

DCP-профили для Nikon Z50.

Somniator
()
Ответ на: комментарий от Somniator

Есть мишень попроще с 24 патчами, но измеренная спектрофотометром.

вот то-то и получается. что на деле мишень попроще, измерена для нормального света... то, о чем я пишу, ты не пробовал, зато уверенно толкаешь мне теорию. все такие умные, шо писец. читать только никак не научатся. скорее отвечать.

p.s.

зачем ты мишень спектрофотометром мерял я вообще не понял.) ну да ладно.

crypt ★★★★★
()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от crypt

вот то-то и получается. что на деле мишень попроще, измерена для нормального света… то, о чем я пишу, ты не пробовал, зато уверенно толкаешь мне теорию.

А какая разница, для какого освещения профиль строить? Может разъяснишь свою резкость и четкость?

зачем ты мишень спектрофотометром мерял я вообще не понял.) ну да ладно.

А ты забавный, с дивана легко рассуждаешь о чем угодно. Продолжай, посмеемся.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от crypt

зачем ты мишень спектрофотометром мерял я вообще не понял

Чтобы получить референсные цвета патчей конкретного экземпляра мишени, а не средние. Цвета патчей от мишени к мишени могут изменяться на несколько DE.

Somniator
()
Ответ на: комментарий от Somniator

смысл платить за мишень как раз в том, что это сделали за тебя. иначе бы она столько не стоила. имхо.

crypt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Somniator

Сам-то пробовал. Есть мишень попроще с 24 патчами,

Можно сделать простой ход конем, взяв плоттер с нормальным охватом, распечатать типовую мишень на, например, 800*3 плашек, промерить ее и потом пользовать как референс с учётом сдвигов после промерки - но и1профайлер свои референсы подкидывать не разрешает а в другой софт я не умею :-)

rukez ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Somniator

Это к вопросу о матричном профиле. Если бы с ним было всё так прекрасно, достаточно было бы мишени с тремя патчами.

В darktable есть модуль color calibration, прямо как в лайтруме, только более технический и с бОльшим количеством крутилок. И вот там, ты не поверишь, прямо встроено создание профилей по обычным мишеням с 24 и 48 цветами: по Xrite Colorchecker 24, Datacolor SpyderChekr 48 и иже с ними. Вот видео https://www.youtube.com/watch?v=EteAhSN9W8s

AP ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

И вот там, ты не поверишь, прямо встроено создание профилей

Отчего же, поверю. Но я бы предпочел создавать профили предназначенным для этого софтом.

Somniator
()
Ответ на: комментарий от Somniator

Ну вопрос-то наверное не в том, где создан профиль, а где получается та картинка, которая тебе нравится. Если ты задействовал все возможности dt, всё правильно сделал и тебе по-прежнему не нравится, то тогда говорить, конечно, не о чем.

AP ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Somniator

Мою мишень до меня никто не мерил.

ладно, надо было сразу догадаться, что на лоре без анонизма никак.

crypt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

картинка, которая тебе нравится.

вот именно. меня интересует конкретно практический вопрос. помогает ли профиль при диодном освещении. и насколько. можно ли им вообще что-то выправить, когда синий канал недоэкспонирован, а остальные убиты в хлам из-за недостатка излучения в этом спектре.

а люди начинают рассказывать, как скрашивают одинокие зимние вечера.

crypt ★★★★★
()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от crypt

помогает ли профиль при диодном освещении. и насколько.

Я же ответил, что помогает. А насколько - давай метрику для оценки степени помощи.

Somniator
()
Ответ на: комментарий от crypt

У каждого своя боль. Я вот с утра нырнул в личный фотобанк на 16 лет назад, где фоточки с концертов в Б1 — и там стопицот цветных прожекторов с потолка превращают эти ваши скинтона музыкантов в кровькишкирастридварасило.

AP ★★★★★
()
Последнее исправление: AP (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от AP

Да не, я вообще чб снимаю и у меня никаких проблем нет. Также этих проблем нет на цветной лленке. Но цифра (это к слову о покупке) создает проблемы. Я уж не говорю про выбитые дырки от диодов...

crypt ★★★★★
()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от crypt

ты снимал при таком свете? а профиль при каком строил?

Да, я делал профиль для съемки дома при свете теплых светодиодных ламп с CRI~80. Третий раз отвечаю, что помогает.

Somniator
()
Ответ на: комментарий от AP

В darktable есть модуль color calibration

Кстати, а нема возможности построить профиль по примеру - т.е. есть файл А (допустим это равка или проявленный по дефолту жпег) и файл Б (допустим это камерный жпег) - можно построить дельту между файлами и по ней профиль?

rukez ★★★★
()
Ответ на: комментарий от rukez

тут был ответ про лут но его стёрли почему то

Принцип да, как у лута, только на входе реальное изображение а не патчи - т.е. загнал равку с котиком, увидел проявленный жпег с настройками по дефолту, загнал камерный жпег этого же года кадра, получил лут по котику вместо патчей, который повторяет цвета камерного жпега. Котик будет рад, честно

rukez ★★★★
()
Ответ на: комментарий от rukez

Ты можешь сделать .cube из двух изображений, загруженных как слои в одном проекте, с помощью GMIC (в гимпе или крите), а потом подсунуть его дарктейблу в модуле lut 3D.

AP ★★★★★
()
Последнее исправление: AP (всего исправлений: 1)
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.