LINUX.ORG.RU

Какую систему поставить на pentium3 512mb?

 , , ,


1

1

Debian Bullseye KDE!

Почитал недавний тред и захотелось забраться в горящий танк лично.
Итак, нашел на помойке классический компьютер следующей конфигурации:

Pentium III-S, 512мб памяти, какая-то плата на Intel 815, Vortex 2, Radeon 9600.

На это все сверху был вкорячен Debian 11.


Просто и бесхитростно, путем прокликивания далее-далее-далее в установщике. На выборе DE я сначала слегка завис, но все-таки решил ставить сразу КДЕ.

Как ни странно, оно (почти) работает!

Что было сделано:


  • Установлен firmware-linux-nonfree. Без этого не работают видеодрова, а следовательно практически ничего. Почему так, смотри ниже.
  • Удален PackageKit. Просто чтобы не тормозило и не жрало память. Соответственно, все что от него зависит (апплет обновлений, Discover), так же удалилось.
  • Установлен zram-tools. В настройках указал своп размером 384мб. Долго не подбирал, возможно не самый лучший вариант.



После этих нехитрых манипуляций получилась почти рабочая система.

А теперь — что же не работает:


  • софтовый OpenGL/llvmpipe. В большинстве случаев программы крашатся с illegal instruction. Соответственно, значительная часть графических программ не работает, если не доступно аппаратное ускорение, т.к. они неявно юзают opengl через современные тулкиты;
  • практически все браузеры. Так же падают с illegal instruction. Что поделать, у процессора нет поддержки SSE2. Сюда же относятся встраиваемые браузеры webkit/blink из состава GTK/Qt. Печалька;
  • почему-то не работает Ksysguard. Он не падает, но и не рисует окно. В чем именно дело разбираться лень;
  • еще куча всего того, что мне лень проверять.



На скриншоте видно рабочий Firefox. На самом деле, это обман. Он тоже падает :( Падения, по крайней мере на ЛОРе, удалось обойти, установив uBlock. Но взамен он стал тормозить еще больше. Загрузка страницы занимает минуты 3. Прокрутка почти не тормозит, т.к. принудительно включены webrender и аппаратное ускорение. Без них даже прокрутка тормозит безбожно. Хорошая новость в том, что оно в принципе работоспособно вот на этом.

Еще интересная особенность: в Krita все аппаратное ускорение пришлось, наоборот, выключить. С ним оно тормозило больше. Но даже так пользоваться этой программой совершенно невозможно, ей не хватает ни процессора, ни памяти.

Libreoffice работает сносно, и если бы это был единственный компьютер на свете, в нем вполне было бы возможно работать. Но только в однозадачном режиме.

Сама оболочка работает достаточно хорошо, за исключением безумно долгих загрузок всего. Плазма ни разу не упала.

Скриншот htop сразу после запуска: https://i.imgur.com/uHWHNdB.png

>>> Просмотр (1920x1080, 462 Kb)

★★★★★

Проверено: hobbit ()

Прикольно, радует что такое еще возможно.

А почему не отключил тени всякие в kwin? Думаю, можно было бы выиграть сколько-то в производительности.

squareroot ★★★ ()

Загрузка страницы занимает минуты 3

Подмигни нам, если тебя поймала банда БДСМщиков, и заставляет заниматься всякими непотребствами.

gremlin_the_red ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от squareroot

Заметной разницы нет. На самом деле я еще icewm пробовал, там все примерно так же. И по опыту с атомами: дело именно в немощности процессора, а не недостатке памяти или чем-то еще.
Стоило бы поиграться со сборкой софта из исходников, но у меня нет столько свободного времени, тут работы минимум недели на две.

Khnazile ★★★★★ ()

третий пень теперь классический компьютер... блин какой же я старый оказывается.

bernd ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от bernd

Для того чтобы не собирать на третьем пне – есть бинарные пакеты. Собираешь систему с созданием пакетов на одном мощном ПК, а потом на пне указываешь откуда их брать.

https://wiki.gentoo.org/wiki/Binary_package_guide/ru

Собирается с учитыванием USE-флагов и флагов компилятора.

Таким образом оживил несколько старых экземпляров. С обновлениями крупных пакетов правда так же придётся возиться с этим, но у меня есть отдельная виртуалка для такого.

Artamudo ★★★ ()
Ответ на: комментарий от Artamudo

Хрень эта ваша генту, сколько ни собирал, всегда какая-то лажа получается. Разработчики пакетов работу многих USE-флагов не тестируют, и в итоге если хочешь что-то путное собрать, надо в сами пакеты лезть и менять параметры сборки руками.

Khnazile ★★★★★ ()

Если бы мне, упаси Патрик, пришлось сидеть на такой системе, и под рукой не было нормального компа с gentoo, то я бы ставил голый netinstall, а на него openbox/awesome или вообще голый терминал, как браузер бы использовал falkon/links/emacs. И задался бы вопросом отключения демонов и других служеб, кроме самых нужных. А использовать систему из свопа это извращение.

Pups ()
Ответ на: комментарий от bernd

Для местной лоровской школоты и core 2 это классический компьютер

pingvinek ()
Ответ на: комментарий от Pups

falkon на этом компе не работает. Со свопом нормально все, если не запускать много тяжелых программ. Очень долгий запуск, когда раздуплиться более-менее адекватно работает. Видео играет, которое mpeg4 part 2, h.264 оно не тянет, т.к. и не должно.
Только с играми беда, quake3, ut2004 - сплошные тормоза. Не понял, почему, дело точно не в KDE, т.к. я их запускал на голых иксах, и ничего не изменилось. В windows xp эти игры играбельны на такой машине.

Khnazile ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от lealxe

Если как с netbsd, только консольный софт, то все хорошо и в debian. Тормозит именно современный графический софт. А собирать некрофильский мне не интересно, я и так знаю, что он будет работать.

Khnazile ★★★★★ ()

На это все сверху был вкорячен Debian 11.

Может быть, попробовать какой-нибудь Debian 9. Там браузер FF 78 портирован, что вполне можно сегодня использовать. Насчет SSE только не знаю. Черт его знает, кто там как собирался тогда.

Zubok ★★★★★ ()

Кеды на третьем пне? 😁 Уж ж дискач. То есть жесткач, не?

sparkie ()

У каждой программы должны быть требования к железу и версиям системных библиотек. Контент загружаемый в программы может повышать требования к железу (h264, 4k, ресурсоемкие сайты).

Начинать выбор железа нужно с предназначения компьютера и необходимого программного обеспечения. А железо уже выбирать под предназначение и требования программ, ну и под контент этих программ.

Если железо уже выбрано необдуманно, значит остается подбирать предназначение под его возможности. Это ходьба задом наперед с препятствиями. Файлопомойка или ретро игровая приставка получатся из него.

RU ()

софтовый OpenGL/llvmpipe. В большинстве случаев программы крашатся с illegal instruction. Соответственно, значительная часть графических программ не работает, если не доступно аппаратное ускорение, т.к. они неявно юзают opengl через современные тулкиты;

да, это настоящее проклятье современного линукса. RH понапереписывал все, а теперь оно тупо не работает. на старых машиных дела обстоят лучше с nvidia, т.к. все-таки закрытый драйвер это еще обеспечивал. но недавно Xorg сломал с ним совместимость.:((( Пришлось заморозить версии.

практически все браузеры. Так же падают с illegal instruction. Что поделать, у процессора нет поддержки SSE2. Сюда же относятся встраиваемые браузеры webkit/blink из состава GTK/Qt. Печалька;

зачем так жить? все, включая i486 поддерживается:

https://www.freebsd.org/platforms/i386/#:~:text=FreeBSD/i386 should support a....

crypt ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Zubok

Может быть, попробовать какой-нибудь Debian 9

Ему же не работать, а прикола ради.

Черт его знает, кто там как собирался тогда.

А фиг его знает, но минимум 62 версию они собирали без sse2, тогда как официальные сборки отказались от этого ещё в 49 версии.

gremlin_the_red ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от gremlin_the_red

Ему же не работать, а прикола ради.

Я так понимаю, что прикол хотя бы показать, что до сих пор можно актуальную рабочую систему на такой комп поставить, чтобы интернет, KDE, все дела. А так-то можно любой старый дистрибутив ставить, но делать там особо нечего будет :)

А фиг его знает, но минимум 62 версию они собирали без sse2, тогда как официальные сборки отказались от этого ещё в 49 версии.

Вообще, официально от i586 и гибридных i586/i686 они отказались, когда актуальным был jessie (Debian 8), то есть в нем еще собирали по-старому, а планировали уже не собирать так в девятке, но в Debian 8 дальше FF 52 не было, а это уже, если не прикола ради, проблема, так как я точно знаю, что в FF 52 куча сайтов уже отказывается работать. То есть даже если обмануть и прокинуть UA другой, то там сайт просто неправильно работает или не загружает страницу нормально.

Zubok ★★★★★ ()

Плазма ни разу не упала.

Да там яблоку не куда упасть даже, лол)

ololoid ★★★★ ()

Они говорят, что заголовки в гноме съедают лишнее пространство, но каждый раз, когда вижу это ваше КДЕ, то всегда убеждаюсь, что эта классика куда жаднее до пространства вашего экрана, чем гном.

Вот, например, как выглядит православный ФФ: https://i.ibb.co/Bqp4H6Q/2021-11-04-14-27.png

Или православный терминал: https://i.ibb.co/XsKPDSQ/2021-11-04-14-35.png

Сравните с теми, что на картинке. Да, если у программы есть меню и всякие нужные панели, то разницы нет, в гноме она или в кедах – везде выглядит как говно, но речь о тенденции, о правильной тенденции.

papin-aziat ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Нынешний гном напоминает планшетный интерфейс, возможно редхатовцы его под планшеты пилят, чтобы серверами с планшетов управлять.

RU ()

Ksysguard переведён на ихние новые киригами, или чего там, что рисует в опенжиель и требует новых процов и инструкций. Я на более новых процах имел глюки с этим и отключил ускорение в кутях полностью. Не помню название переменной, но я где-то тут выкладывал скриншот с кедами, там описал всё.

R_He_Po6oT ()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

ФФ с заголовками " а ля натюрэль" делаются и в кедах, в самом ФФ надо указать в настройках вида.

А терминал - блин, у меня панель забита полезняшками, которые не отъедают пространство, а наполняют его смыслом. При чём я могу сделать и как в гноме, Слава Богу, кде настраивается под любые хотелки.

R_He_Po6oT ()
Ответ на: комментарий от Khnazile

Предположительно капитально подпортили работу старых видеодров в новых ядрах, иксах и месах. У меня всё прям по пунктам аналогично было в связке атлон 2600ХР, нвидия 5200 и дебиан9. И он ни в какую не осилил опенарену, хотя в своё время…

kirill_rrr ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Zubok

Всё что выше 45 идёт лесом. 52 сам по себе не может не тормозить, а 60 и выше уже точно падают по sse.

kirill_rrr ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от R_He_Po6oT

Ksysguard переведён на ихние новые киригами, или чего там, что рисует в опенжиель и требует новых процов и инструкций

У меня сейчас эпическая проблема с этим - дали core 2 duo, и любой виджет который рисует график или диаграмму валит плазму намертво. Плазма нормально начинает работать только если сделать принудительный llvmpipe всему. Но так - все не плавно, проц же слабый. Вот не знаю как его лучше настроить.

OpenArena при этом бегает весьма неплохо.

James_Holden ()
Последнее исправление: James_Holden (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Khnazile

Не понимаю о чём ты. Если хочешь что-то поменять, то меняй с помощью переменных окружения. Думаю мало у кого такие же проблемы как у тебя.

Для меня основной минус – это поддержка пакетов. Некоторые пакеты безнадёжно устарели, либо замаскированы. Сказывается нехватка мейнтейнеров.

Artamudo ★★★ ()
Последнее исправление: Artamudo (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от R_He_Po6oT

При чём я могу сделать и как в гноме, Слава Богу, кде настраивается под любые хотелки.

Постоянно это слышу, но галерея говорит о другом.

papin-aziat ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

то всегда убеждаюсь, что эта классика куда жаднее до пространства вашего экрана, чем гном.

Класика, класика….ничего ты не понимаешь. Вот классика. А вот и терминал. Сравни с теми, что на твоих картинках. Да. Это все на xmonad.

Odalist ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

А ФФ у меня компактнее :-P

Это да. Но мне удобно, когда ff запускается на весь экран :)

Odalist ★★★★★ ()

Поставил бы МСВС 3.0 — вообще бы летала.

Mischutka ★★ ()
Ответ на: комментарий от apt_install_lrzsz

Комп на новогодние выходные. Поиграть в игры со старфорсом в win98. Потом не знаю, что с ним будет. Скорее всего, обратно на помойку. Линукс там нужен только затем, что старая шинда не умеет в smb2, а на дискетах на него дрова и софт я таскать не готов.

Khnazile ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Я меню всегда включаю, без них неудобно же. В firefox не включил только потому, что пользоваться им не собираюсь на этом компьютере.

Khnazile ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от crypt

А у BSD браузеры в базовую поставку не входят, они в портах :)
Так-то и у Деба большая часть базовой системы на p3 работает. Проблема в том, что некоторые пакеты в принципе без поддержки SSE2 не собираются. Т.е. если даже ты укажешь march, то это не поможет, все равно получишь код, использующий эти инструкции. Чтобы это изменить, надо патчить сами программы, что не тривиально.

Khnazile ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

А это, как бы, намекает на нужность ТАКОГО вида кдешникам.

Я, кстати, хотел подразнить тебя закосами под гном (ну, без csd, конечно), но делая закос надо же понимать, как с этим жить, зачем они сделали то и это, но до меня так и не доходит. Я в Гноме вижу лишь инвалиццтва. И копировать их желание отпадает. Много ли ума надо, чтобы спрятать панель инструментов в Консоли, или в Дольфине? Но обживать ТАКОЕ «окружение» самому отвратно, даже ради шутки.

R_He_Po6oT ()
Ответ на: комментарий от Khnazile

Там не програмный опенжиель, а програмная отрисовка кутей без опенжиеля.

R_He_Po6oT ()
Ответ на: комментарий от R_He_Po6oT

О, отлично! Ббблин я искал до упора как отключить и так и не нашел, вырубал opengl ускорение полностью.

А теперь попробую как у тебя. Должно все заработать.

James_Holden ()
Ответ на: комментарий от R_He_Po6oT

Был один такой лютый манджарщик-кедераст, потом забанился, alexferman, так у него годные кеды получались, всмысле ему удавалось воспроизвести гном.

Да и сейчас бывают интересные скриншоты, когда кедерасты уходят от этой классики и пытаются быть современными.

papin-aziat ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Вот в пику этому твоему ферману я и поставил себе «дутый» квантум, да так и прирос к нему. Прям так и живу. И я ему тогда ещё говорил, он латентный гномик. Так поганить кеды...

R_He_Po6oT ()

Ты издеваешься? :) У меня даже на гораздо более свежем ноуте с pentium p6000 кеды грузятся адски долго. И при вызове меню или календаря на панели наблюдаются заментные задержки. Хотя в целом, если не открывать очень много вкладок в огнелисе, работать можно.

hateWin ()
Ответ на: комментарий от gremlin_the_red

Он написал, что это just for luls. Так что не ругай человека :)

hateWin ()

Итак, нашел на помойке классический компьютер следующей конфигурации

По каким же помойкам ты гуляешь?

hateWin ()
Закрыто добавление комментариев для недавно зарегистрированных пользователей (со score < 50)