LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Перспективы развития игр на Linux

 , , , ,


2

1

Я заметил, что с появлением Proton и DXVK количество новых истинно нативных игр, выходящих в Steam, поубавилось. На встроенных игровых форумах можно часто встретить в темах о просьбе Linux-версий такой ответ разработчиков: «наша игра работает на Proton, поэтому мы не будем делать нативную версию». И действительно, Proton и DXVK - это гигантский скачок по обеспечению возможности играть в игры для оффтопика в Linux.
Поэтому в последнее время появилась своеобразная вилка. С одной стороны, это идеологически неверно, что для Linux не создаются нативные игры. И мне это не очень нравится, честно говоря. Но с другой стороны, какая разница конечному игроку, с помощью чего запускается его игра? Главное, что она запускается, и работает так, как если бы он играл в винде.
А каково ваше мнение на этот счет? Что вам важнее: играть в истинно нативную игру или наплевать, через какой слой совместимости она проходит, главное чтобы работала нормально? И какие на ваш взгляд будут перспективы нативных линуксовских игр в ближайшие пару лет? Может усилия Linux-сообществ с одной стороны и Microsoft с другой приведут к тому, что игры будут по-настоящему кроссплатформенными? И Wine, Proton, DXVK просто отпадут из-за того, что больше не потребуется обеспечивать слой совместимости между двумя ОС?

★★★★★

тут простая математика - забиваем на пару-тройку пользователей и экономим на разработке 30%. Перспективы тут зависят от качества и популярности инструментов разработки кроссплатформенных игр. А там не очень все радужно.

slyjoeh ★★★
()

все эти разговоры носят чисто религиозный характер, пока ты молод и горяч — «линукс это круто», но это всего-лишь софт.

на второй компьютер и/или сисиди ставишь винду, играешь в игры, никакой головной боли.

понятно, что на развитие линукса (скорее в социальном плане) это скажется негативно.

но.

линукс решает свой круг задач.

винда решает свой круг задач.

мак решает свой круг задач. познакомиться с мальчиками.

какие такие тараканы в голове, вам мешают использовать оба этих решения? оба этих решения доступны. зачем создавать проблему, которой нет? чтобы затем проблему героически решать, превозмогать? и называть себя линуксоидом, ага.

Spoofing ★★★★★
()

Я думаю что эти два с половиной разработчика которые двигают дхвк и патчи для вайна со временем устанут, и будет как раньше вайн который много лет подряд не может запустить гта, уже сейчас существует задержка до того когда новые ААА игры становятся работоспособными.

Ну и в целом думается мне, что с какой стороны к линукс десктопу не подойди везде все держится на паре тройке энтузиастов, ровным счетом как и протон, для валв это вряд ли какая то осмысленная деятельность сейчас, чем свободнее и лучше становится виндовс тем меньше будет у линукса, IDE и эмулятор терминала уже лучше в винде, и так винда будет откусывать по чуть чуть

gosha36 ★★
()

Линукс-гейминг с колен поднял только протон. Все остальное - заведомо безнадежное барахтанье с нулевыми перспективами. Сейчас если не все, то очень многие тайтлы практически из коробки работают аналогично шиндошсу, а местами даже лучше.

Akamanah ★★★★★
()

Ну по сути ничего не меняется.

Как был гейминг из палок и навоза так и остался.

Но с другой стороны в что-то простое поиграть можно.

fornlr ★★★★★
()

А что, от этого изменятся лицензии игр? Или появятся исходники? Нет, всё плохо и будет плохо.

Я ещё не переиграл все интересные DOS игры, и открытые свободные тоже.

А потом я постарею и мне будет не до этих ваших новых игр.

Хотя я уже старпёр: игры, новее 2010, я видел только на стримах (не помню точно). Сам живу историями игр, впечатлениями и переживаниями, которым уже десяток или два лет. Переигрываю одно и то же, хотя я наизусть знаю, что там будет.

Мне пора на покой, на земли эльфов.

anonymous8 ★★
()

Игры следует делать на SDL2, что бы они работали на любых системах, а уже SDL сам разберётся какой бекэнд использовать.

Ещё есть вариант Löve2D и много других движков.

Xenius ★★★★★
()
Последнее исправление: Xenius (всего исправлений: 1)

Есть статистика, что поубавилось или только «ощущения»? У меня вот ощущения прямо противоположные. За последние пять лет всё идёт по экспоненте. Основная причина в том, что популярные движки (Unity3D, ага) стали поддерживать GNU/Linux из коробки.

А то, что кто-то не хочет делать Linux-порт сейчас, ну он и раньше не хотел и завтра скорее всего не захочет так как ему тупо влом ибо «кросплатформа это сложно», поэтому выхода два: играть в другую игру с качественным Linux-портом или, если игра хорошая, а порта нет, то подождать скидки 90%, а до этого играть в другую игру. Их сейчас настолько много, что все переиграть невозможно. Я вот прикупил SSD на пару терабайт и не сказать, что это много…

IMHO реальная проблема для гейминга как такового — это игры с античитом и защитой от копирования которые воспринимают GNU/Linux подложку как враждебное окружение.

Evgueni ★★★★★
()
Последнее исправление: Evgueni (всего исправлений: 10)

Нативные или «нативные»? Даже у сурса была прослойка трансляции d3d в ogl.

BceM_IIpuBeT ★★☆☆☆
()

Мне пофиг. Что касается

И мне это не очень нравится,

напиши свою игру

tiinn ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Spoofing

Дуалбут атстой, мешает играть и работать одновременно.

xDShot ★★★★★
()

> Что вам важнее: играть в истинно нативную игру или наплевать, через какой слой совместимости она проходит, главное чтобы работала нормально?

Полностью нативная игра, использующая OpenGL, а не трансляцию вызовов из Direct3D в OpenGL или из Direct3D в Vulkan. Это сложно из-за того, что никто не хочет пользоваться ни высокоуровневым шейдерным языком GLSL, ни низкоуровневыми программируемыми шейдерами ARB (vertex_program, fragment_program). Все хотят использовать HLSL/DXIL.

ToGL, hlslparser, eON неприемлемы. При их использовании, игра даже не подозревает, что есть какой-то OpenGL. Она работает с Direct3D, даже не подозревая, что все вызовы транслируются в другой API.

NVIDIA Cg и mojoshader приемлемы. Игра использует OpenGL, а транслируются только шейдеры.

Я бы хотел увидеть игры Blizzard на Linux. Там же есть нативный OpenGL (в macOS-версиях игр). Даже не потребуется никакой трансляции. Игры бы скомпилировать в каком-нибудь CentOS 6 (для наибольшей совместимости со всеми дистрибутивами Linux) с поддержкой Vulkan и OpenGL, выводя графику и звук через SDL2 и OpenAL.

ZenitharChampion ★★★★★
()
Последнее исправление: ZenitharChampion (всего исправлений: 3)

Натив или ненатив - мне без разницы. Важно только чтобы игра без особых проблем запускалась и хорошо работала.

Kron4ek ★★★★★
()

Нативных и свободных игр уже столько, что жизни не хватит. По поводу новых: нет «нативной» версии - не покупаем

sehellion ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

никто не хочет пользоваться ни высокоуровневым шейдерным языком GLSL, ни низкоуровневыми программируемыми шейдерами ARB (vertex_program, fragment_program)

не нужно.

HLSL/DXIL

HLSL отлично транслируется и в DXIL, и в SPIR-V, и почти во всём лучше GLSL. SPIR-V можно с натяжками использовать и в OpenGL (ARB_gl_spirv), DXIL можно перегнать. Зачем ты вспомнил невидиевскую некромантию вообще не понятно.

Stil ★★★★★
()

Меня больше интересует третий вид ереси: стриминг игр. Условные Google Stadia (мёртвая) и Nvidia GeForce Now (так себе как сервис) уже работают в браузере под Linux. Сервис от Microsoft пока доступен только под Android, но его возможно запустить с помощью какого-нибудь Anbox. Что там с настольной версией пока непонятно.

Учитывая, как часто у меня появляется желание поиграть во что-нибудь, собирать отдельный гроб для этого я бы не хотел.

commagray ★★★★★
()

История с OS/2 показала к чему приводит возможность пускать чужие бинарники

Satou ★★★★
()
Ответ на: комментарий от commagray

Уже думал. Заканчиваешь рабочий день за рабочим ноутом, открываешь уже свой ноут или ПК. Смотришь почту, какие-то личные дела, приходит жона, грит надо что то оплатить или выбрать или скачать мультики малому, случайно кликнул на рекомендуемое видео в ютубе, кто-то написал в телегу, решил фоном поставить музыку/радио поиграть… Заходишь в Стим/гог, понравились рекомендуемые игры, открыл обзоры, стримы, отзывы. Хренакс1 Время начало первого, пора спать - так и не поиграл.

А так - запустил консоль, начал играть, без всякого.

chenbr0
()
Ответ на: комментарий от Stil

Мой комментарий о том, что некоторые игры нативны, а некоторые «нативны». Первые используют OpenGL, вторые используют трансляцию из Direct3D, являясь при этом линуксовыми ELF-ами. Во втором случае - падение FPS на 30%. И я считаю, что надо всячески поддерживать нативные игры, а «нативные» надо избегать. ИМХО, виндовый бинарник через DXVK даже лучше, чем «нативная» игра - потому что честно, не мимикрируя под натив.

А ещё мне кажется, что использовать транслятор шейдеров допустимо (HLSL в байткод), если всё остальное нативно.

ZenitharChampion ★★★★★
()
Последнее исправление: ZenitharChampion (всего исправлений: 3)

А где вариант «без исходного кода не Ъ»?

nvidia
()

Все хорошие игры используют DirectX. Qt умеет в OpenGL, но тут 2 проблемы - сложность Qt и может мало возможностей OpenGL по сравнению с DirectX? ИМХО.

xwicked ★★☆
()
Ответ на: комментарий от Stil

> вайн сделает трансляцию лучше чем наколеночное поделие

Сначала отвечу про наколенное поделие. Я часто играю в игры, портированные через транслятор. Team Fortress 2, Left 4 Dead 2, Portal 2, Natural Selection 2, Bioshock Infinite, Rocket League. К стабильности их работы у меня претензий нет. В этом аспекте их отладили хорошо. У меня претензия только к скорости работы. С каких это пор движок Half Life 2, который не тормозил на GeForce 4 Ti, теперь требует GTX 650 для уверенной работы? Как я вижу по бенчмаркам, транслятор съедает примерно 30% от производительности. Это можно простить, если игра старая, например спустя 10 лет была портирована через транслятор игра Overlord. Но если эта игра только что вышла, и она и без трансляторов требует современное «железо», тогда транслятор недопустим. Так я считаю.

Теперь отвечу про Wine делает быстрее. По-моему, он делает так же. 5 лет назад, ещё до появления Vulkan, я проводил сравнение производительности Ведьмака 2 «нативного» и через Wine. При тесте нативного включил __GL_THREADED_OPTIMIZATIONS=1, при тесте Wine включил CSMT. Производительность была абсолютно одинакова, причём «нативная» версия была на 1-2% быстрее.

А потом появился Vulkan, и транслировать вызовы Direct3D в Vulkan стало легко и прозрачно. Потеря производительности стала составлять 0%. Причём некоторые игры через DXVK ещё и быстрее, чем на винде. // Кстати, помню как через Wine запускали WoW в 2008 году, и тогда FPS был выше, чем в винде. Потому что WoW работал через OpenGL.

ZenitharChampion ★★★★★
()
Последнее исправление: ZenitharChampion (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

С каких это пор движок Half Life 2, который не тормозил на GeForce 4 Ti, теперь требует GTX 650 для уверенной работы?

Его постоянно обновляют, и в Half Life 2 тоже, если она у тебя через стим запускается. Картинка улучшается.

paramon
()

От разрабов двигла всё зависит. Будет унрыл 6 на пукане и с одной кнопкой «конпелять в линух» - будут нативные игры. Минус всякие, кто хочет обмазываться тремя лаунчерами.

TooPar
()
Ответ на: комментарий от paramon

Ну да, действительно.

Когда я сказал «производительность на 30% ниже», я брал числа вот откуда. Когда я играю в StarCraft II через Wine (включен UseGLSL=disabled и CSMT), производительность падает на 30% по сравнению с Windows. Поэтому в Windows я с комфортом играл на NVIDIA GeForce 9800GT в разрешении 1280x1024, а в линуксе производительность была на 30% ниже, и FPS хоть и был высоким, но всё равно какие-то микрофризы ухудшали управляемость. Ту же мини-игру на игровом автомате я не смог пройти под Wine из-за некомфортного управления. Потом я обновил видеокарту до GeForce GT 650M, и её производительности хватило для комфортного FPS под Linux.

30% падение FPS по сравнению с Windows я наблюдал и в игре Portal 2, когда запускал её под Wine. Причём в обеих этих играх UseGLSL=disabled тащил, добавляя где-то 15% к FPS. А CSMT и того больше.

Я часто наблюдал картину, когда производительности моей видеокарты едва-едва хватает, вот прям впритык, чтобы комфортно поиграть под Windows. Например 7600GT и игра Oblivion. Под виндой едва справлялась, а под Linux FPS становился чуть менее комфортных 24-х. Обновился до 9800GT, и теперь и под Linux производительности хватает. Потом ситуация повторилась со StarCraft 2 (под виндой комфортно, под Linux некомфортно, пока не обновил видеокарту). Теперь я такую ситуацию наблюдаю в War Thunder: на GT 650M под виндой комфортно, а под Linux ну чуть-чуть не хватает мощности.

Зато те игры, в которых полноценный OpenGL, производительность один в один совпадает с производительностью той же самой игры под Windows. Unreal Tournament 2004, Doom 3, Quake 3, Minecraft, Euro Truck Simulator 2, Awesomenauts, Painkiller: Hell and Damnation, Amnesia, Sanctum 2.

ZenitharChampion ★★★★★
()

Эт самое. А почему трансляция только в динамике быаает? Почему бы не собрать бинарник для линуха имея источником виндовый? Эмулятор третьей плойки так и делает. И у этих, как их, Фераллов такой инструмент имеется, только они его пилят в одни армянские лица, оттуда качество

TooPar
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Unreal Tournament 2004, Doom 3, Quake 3, Minecraft, Euro Truck Simulator 2, Awesomenauts, Painkiller: Hell and Damnation, Amnesia, Sanctum 2.

Оно мало того что древнее, так ещё и качественное изначально. Возьми какой нибудь Evil Within 2 - там отсутствие DirectX не помогает

TooPar
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Старые игры Blizzard портировать никто не будет, а вот в качестве будущих проектов студии есть некоторые сомнения. Если не ждать порта, то основная засада есть и будет в Бэтл.нет.

Evgueni ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Ну может под линуксом ты играл спустя пару лет. Ну проблемы с трансляцией тоже есть, да.

paramon
()
Последнее исправление: paramon (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Satou

Это не было основной проблемой OS/2. OS/2 была закрытой проприетарной операционной системой в фирме которой она была нужна лишь как затычка для дешёвого железа. Так как на рынке была другая затычка причём в первом приближении менее привередливая к железу (я вот в своё время не осилил её установку, хотя альтернатива встала хоть и с неким скрипом), то OS/2 выставили на мороз.

Evgueni ★★★★★
()
Последнее исправление: Evgueni (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от chenbr0

https://www.gnu.org/philosophy/nonfree-games.html

Столлман ограничивает мою свободу:

However, if you’re going to use these games, you’re better off using them on GNU/Linux rather than on Microsoft Windows

Adding these games to a distro would augment that effect

requires rejecting nonfree software

То есть свобода в его понимании — это отказ от чего-то и превозмогание? Я ограничен что-то делать, потому что GNU считают что это это что-то ограничивает свободу? Основная свобода — это свобода выбора, которую GNU фанатично делит на ноль.

mord0d ★★★★★
()

Я заметил, что с появлением Proton и DXVK количество новых истинно нативных игр, выходящих в Steam, поубавилось.

А зачем нужны нативные игры? Работает в Wine и замечательно. Всё равно от нативного порта толку никакого нет, только идеология.

наша игра работает на Proton, поэтому мы не будем делать нативную версию

Разумное решение.

X512 ★★★★★
()
Последнее исправление: X512 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от mord0d

Чтобы понять обе стороны нужно сначала потопить за одну, а потом за другую. Тогда будешь знать плюсы и минусы обеих сторон, после прочтения доводов сторонников обеих баррикад.

chenbr0
()
Ответ на: комментарий от X512

Вы либо трусы оденьте, либо крестик снимите 😁

В gpl нет полусвободы, нет даже 2/3 свободы. Или ты топишь за свободу или ты ее враг. Маэстро по-моему это отлично описал по ссылке выше.

chenbr0
()

идеологически неверно

Побеждают практические решения.

Перспективы в целом непонятны: исходная мотивация вальвы - независимость от windows store и свои консольки - более неактуальна. Если нет какой-то другой причины спонсировать разработку, протон может взять и перестать быть.

Игры, закрытые античитами, по прежнему не работают (можно кривиться, но онлайн дрочильни это очень популярно)

Wine не поддерживает wayland. Wayland - это будущее десктопного линукса. Выходит, что в этом будущем игорь нет.

Midael ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от xwicked

OpenGL кроссплатформенный везде, а для создания OpenGL-контекста игровые движки (в большинстве своем) под Unix-like используют SDL2, а не тяжеленный для этой затеи Qt.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

используют SDL2, а не тяжеленный для этой затеи Qt.

Как использовать PHP, Ruby, Python, то юзверь должен быть не нищебродом и иметь в 2020г нормальный комп, как про разработку игр, то Qt тяжёлый… Логика ппц. С таким подходом у GNU / Linux нет перспектив с играми…

Уже есть Ryzen 9 и 3090, можно использовать и Qt.

xwicked ★★☆
()
Последнее исправление: xwicked (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от chenbr0

нужно сначала потопить за одну, а потом за другую

потопить

после прочтения доводов сторонников обеих баррикад

прочтения доводов

Ты уж определись что нужно, метаться между двумя противоположными точками зрения как дурак, или мудро занять нейтралитет и "выслушать" обе стороны.

будешь знать плюсы и минусы

Любое течение, религиозное (в том числе секты, да), идеологическое (в том числе политика) или любое другое — это принятие одной точки зрения за единственно истинную и отторжение всех прочих. И любой выбор будет ложным, потому что мир не биполярен.

mord0d ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от xwicked

как про разработку игр, то Qt тяжёлый… Логика ппц. С таким подходом у GNU / Linux нет перспектив с играми…

Qt просто не про это. К чему тянуть Qt, если в мире Linux есть свой легковесный аналог DirectX – SDL? Тем более от Valve. Тем более Valve использует его во всех своих портах. Тем более SDL куда как более кроссплатформенен, чем Qt.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от chenbr0

Или ты топишь за свободу или ты ее враг.

У меня другие представления о свободе ПО. Ограничения запуска проприетарного ПО есть ограничения свободы. Я считаю наиболее предпочтительной лицензию MIT. GPL в основном нужна для двойного лицензирования с коммерческой лицензией.

Вообще Линукс нельзя назвать полностью свободной потому что софт в основном распространяется через репозитории, которыми распоряжаются владельцы дистрибутивов по своему усмотрению. Они могут отказать в размещении определённого софта, в этом оно ничем не лучше Apple Store/Google Play/Steam. Напрямую распространять софт затруднительно, потому что в Линукс-экосистеме нестабильное API и нет единых стандартов распространения ПО.

Windows/Haiku более свободны, потому что разработчик может напрямую распространять софт безо всяких репозиториев и мейнтейнеров и он не сломается в следующей версии системы. Также в этих системах есть полноценная документация.

X512 ★★★★★
()
Последнее исправление: X512 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Midael

Выходит, что в этом будущем игорь нет.

Скорее Wayland’а нет. Те, кому нужны игры, будут продолжать пользоваться X.Org.

Меня удивляют фанатики Wayland’а, которые продвигают ненужно, от которого никакой пользы и который всё ломает. Одним словом вредители.

X512 ★★★★★
()
Последнее исправление: X512 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Spoofing

на второй компьютер и/или сисиди ставишь винду, играешь в игры, никакой головной боли.

Вот делать больше нечего

cvs-255 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mord0d

Не про метания. Изначально топил против gpl, мне писали доводы почему не прав. Теперь этими доводами отвечаю тем кто за, смотрю противоположные. Теперь знаю плюсы и минусы обеих сторон.

Сформировал мнение, что вектор свободного ПО не плохой, но не всем подходит. Кому то проще платить деньгами, а не временем. К тому же невозможность закрытия исходников считаю не до конца свободой.

chenbr0
()
Ответ на: комментарий от X512

С кем я сижу на одной борде, ты хоть теорию почитай. Мне было бы стыдно иметь одну звезду и так рассуждать.

Линукс это про свободу изменять ПО, так как тебе хочется. Качай, правь, распространяй. Другой вопрос, что на это нужно иметь скиллы и время, но ограничений, кроме своих умений/неумений ты не имеешь.

Винду ты не изменишь, да, можно её попытаться взломать, разобрать по байтам. Но это настолько затратно, что не имеет смысла, к тому же по окончанию это будет нарушением лицензии.

chenbr0
()
Последнее исправление: chenbr0 (всего исправлений: 1)

Нативная блобятина совершенно ничем не лучше виндовой блобятины через прослойку. И я думаю в целом лучше второе, потому что так и игр будет больше (это дешевле чем пилить нативную версию) и они не будут отравлять экосистему свободного ПО всяким говном типа флатпаков и снапов, без которых проприетарщину не опакетить.

slovazap ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.