LINUX.ORG.RU

KwinFT - форк Kwin с прицелом на более активную разработку и оптимизации

 , , ,


1

1

Roman Gilg, один из активных разработчиков Kwin и Xwayland, представил форк оконного менеджера Kwin под названием KwinFT (Fast Track), а также полностью переработанную версию библиотеки Kwayland под названием Wrapland, избавленную от привязок к Qt. Целью форка является возможность более активной разработки Kwin, наращивания необходимой для Wayland функциональности, а также оптимизации отрисовки. Классический Kwin страдает от слишком медленного приёма патчей, так как команда KDE не хочет рисковать огромным числом пользователей, для которых слишком агрессивное введение инноваций может сломать рабочий процесс. Многие патчи находятся на рецензировании уже не один год, что сильно замедляет внедрение Wayland и различные внутренние рефакторинги кода. KwinFT позиционируется как прозрачная замена Kwin, и уже сейчас доступен в Manjaro. Однако разработчики предупреждают о возможной поломке совместимости в будущем. В текущем виде, KwinFT предоставляет следующие, отсутствующие в ванильном Kwin возможности:

  • Полная переработка процесса композитинга, позволившая уменьши задержки при работе как в Wayland, так и в X11;
  • Поддержка Wayland расширения wp_vieporter, улучшающего работу видеоплееров, а также необходимого для будущей версии Xwayland, в которую добавлена поддержка эмуляции смены разрешения экрана во многих старых играх;
  • Полная поддержка поворота и зеркалирования дисплеев под Wayland.

Ожидается что KwinFT и Wrapland в скором времени будут поставляться во всех дистрибутивах Linux. Wrapland планируется превратить в чистую C++ библиотеку, а также обеспечить в ней беспроблемную поддержку сторонних, востребованных технологий. Например уже сейчас в неё добавлена поддержка Wlroots-протокола wlr-output-manager, позволившего устанавливать параметры экрана в Wlroots-based композиторах (например Sway) через KScreen.

>>> Подробности

★★★★★

Проверено: leave ()

команда KDE не хочет рисковать огромным числом пользователей, для которых слишком агрессивное введение инноваций может сломать рабочий процесс

Если это такие инновации, которые действительно могут что-то сломать, то всё правильно делают.

сильно замедляет внедрение Wayland

Печаль-то какая, беда.

sluggard ★★★★★ ()

сильно замедляет внедрение Wayland

Внедрение Wayland замедляет отсутствие полноценной поддержки в драйверах и неочевидные преимущества этого самого Wayland. Грубо говоря, очень сложно ответить на вопрос «нафига оно надо?».

pekmop1024 ★★★★★ ()

А этот чел, значит, прошёлся по рассматриваемым патчам и применил их все, или просто своё что-то реализует?

И помнится мне, основной разработчик квина аж даже ушёл когда-то, потому что не хотел пропихивать туда чего-то небезопасное. Найти бы ту статейку, вспомнить.

ChekPuk ★★★ ()
Ответ на: комментарий от pekmop1024

отсутствие полноценной поддержки в драйверах

Ну, если точно, то в драйверах одной фирмы, у которой логотип зелёный и упрямство железобетонное.

неочевидные преимущества

Преимущества ИМХО очевидные. Но желание не делать пульса-стайл, сломав всё и сразу, выше. Поэтомуи так долго допиливают.

SkyMaverick ★★ ()
Ответ на: комментарий от ChekPuk

Этот чел на зарплате у Valve специально был нанят разрабатывать Kwin. Он там в блоге писал ранее про пачку проектов над которыми работает, все хорошее и нужное, но видимо в основной ветке какие-то затруднения?

Midael ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от SkyMaverick

Ну, если точно, то в драйверах одной фирмы, у которой логотип зелёный и упрямство железобетонное.

Т.е. единственных, на которых есть производительное и полнофункциональное ускорение. Я, тащемта, с тайной надеждой жду дискретки Intel, но первые пару лет всё равно не будет съедобных драйверов. Это сейчас UHD 620 позволяет вулканизировать винишко и играть во что угодно, а еще года полтора назад...

pekmop1024 ★★★★★ ()

Дочитал блог и посмотрел на реакцию людей с кде дев плашками на реддите, такое ощущение что это не координированный мув а раскол в результате конфликта интересов. Печально, учитывая что Роман типа как один из основных контрибуторов.

Midael ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Midael

Печально, учитывая что Роман типа как один из основных контрибуторов.

Учитывая ещё и муть с будущими версиями Qt - вообще вызывает опасение само будущее KDE

Sunderland93 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от pekmop1024

производительное и полнофункциональное ускорение

AMD чем хуже? Интерес спортивный, у меня до сих пор ноут с интел интегратом.

SkyMaverick ★★ ()
Ответ на: комментарий от SkyMaverick

AMD чем хуже? Интерес спортивный, у меня до сих пор ноут с интел интегратом.

Тем, что уровень поддержки разных карт даже в одном поколении непредсказуем.

pekmop1024 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от SkyMaverick

Преимущества ИМХО очевидные.

Назови хоть одно.

dexpl ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от pekmop1024

нафига оно надо?

Аппаратное декодирование видео в Firefox, которого в Иксах не будет

Alden ★★ ()
Последнее исправление: Alden (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от pekmop1024

Внедрение Wayland замедляет отсутствие полноценной поддержки в драйверах

Перевожу с фанатского на русский - на это поделие ещё и драйвера особые нужны.

devl547 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от devl547

Это плохо? Или иксам нужны всякие xserver-xorg-video-nvidia и это хорошо, а вот вайланду нужны всякие wayland-video-nvidia это плохо?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от devl547

Ну а как ты хотел? Wayland это тебе не очередной X-сервер, а полностью новый и независимый протокол.

Sunderland93 ★★★★★ ()

Ну и хорошо. Конкуренция штука полезная.

Ждём ебилдов рпмок.

Ivan_qrt ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от dexpl

Назову целых 5:

  • Отсутствие лишних абстракций на пути вывода изображения, как следствие - высокая производительность отрисовки, а также отсутствия проблем синхронизации (тиринга нет);
  • Безпроблемная работа нескольких мониторов с разными DPI;
  • Существенно более простая архитектура, не вызывающая у разработчиков жжения в жопе (пример Firefox, в котором поддержку аппаратного ускорения через VA-API реализовали исключительно для Wayland, и в гробу видали иксы);
  • Безопасность и отсутствие монопольного захвата ввода, в отличии от иксов где есть прямой доступ к root-окну для всех желающих, а кнопки управления плеером не работают при заблокированном экране, или же скриншот нельзя сделать если открыто меню приложений;
  • Модульность и расширяемость без проблемы нагромождения лишнего кода, так как вся функциональность реализуется в композиторах, а те явно не станут добавлять что-то, что нафиг не нужно и не будет востребовано (вспомним сервер печати в иксах)
Sunderland93 ★★★★★ ()

2020

wayland

дурачки до сих пор не поняли?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от dexpl

Ну вот меня опередил автор и я с ним соглашусь.

От себя добавлю - чёткое версионирование протокола.

А то как в X-ах: хрен знает какая версия расширения у пользователя, хрен знает что она реализует и с какими багами (как в примерах тот же XInput).

SkyMaverick ★★ ()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

вейлянд обрастает костылями и граблями с той же скоростью, что и иксы когда-то. Все ваши модульности вдруг, внезапно, станут обязательными, потому что одно написано так, а другое написано эдак, и каждый раз запускать всё по кусочкам не продуктивно. Так и с иксами было.

Все окна одновременно и бесконтрольно будут жрать видяху, как сейчас жрут память, предполагая, что каждое из них единственное на свете и самое важное.

Наличие лишних абсракций становится вдруг совсем не лишним, когда продухт начнут применять в боевых условиях и т.д.

Куча народа страдает от гномовских тормозов на вейлянде уже сейчас, а он ещё, практически, и не вступил пока в силу. Дальше будет хуже.

Перехват клавиатуры - а кто на линуксе и как его устраивает? вебсайт из браузера может перехватить? А ну ка? Или ты запускаешь левые программы? Тогда... ты уверен, что перехват клавиатуры - это основная проблема твоего компа?

ChekPuk ★★★ ()
Последнее исправление: ChekPuk (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от ChekPuk

Все окна одновременно и бесконтрольно будут жрать видяху, как сейчас жрут память

А они не жрут уже?

gedisdone ★★★ ()
Ответ на: комментарий от ChekPuk

вейлянд обрастает костылями и граблями с той же скоростью, что и иксы когда-то.

Пример костылей

Все окна одновременно и бесконтрольно будут жрать видяху, как сейчас жрут память, предполагая, что каждое из них единственное на свете и самое важное.

Это почему?

Куча народа страдает от гномовских тормозов на вейлянде уже сейчас, а он ещё, практически, и не вступил пока в силу. Дальше будет хуже.

Частный случай реализации в конкретном композиторе. При чём здесь Wayland как таковой?

Перехват клавиатуры - а кто на линуксе и как его устраивает?

Я выше привёл пример

Sunderland93 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Midael

Этот чел на зарплате у Valve

А звали эту девочку… Леннарт Поттеринг

Серьёзно, wayland - это такая же угроза засирания, дробления, заглючивания и овиндения линукса, как pulseaudio и systemd. Хорошо, что пока ей удаётся сопростивляться. И то, что этих вейлендеров попёрли из kwin - это очень хороший знак. Туда им и дорога, пусть в своём KwinFT дурью маются, а в нормальный линукс пусть не лезут.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от Midael

координированный мув

Ты ду это гуд, продолжай врайт таким же образом

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous

А звали эту девочку… Леннарт Поттеринг

Обожаю смотреть, как у некоторых начинается смесь ПМС с взрывом жопы)

нормальный линукс

Что такое «нормальный линукс»? Тот, у которого в каждом дистрибутиве свои костыли? Баш-портянки?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

При чём здесь Wayland как таковой?

Основное достоинство Вейлянда и его простой архитектуре - «у вас что-то плохо работает? Так мы не при чём.»

а Композитор в данном случае не является лишней абстракцией?

Примера в упор не увидел. Увидел, что в твоём понимании безопасность - это когда заблокирован экран, а приложения всё равно получают доступ к клавиатуре в обход блокировщика? И, кстати, в КДЕ такой проблемы нет на иксах. Скажешь «при чём тут кде, я хочу на произвольнойДЕ»? Так это тебе пример восхваляемой тобой модульности и расширяемости. нигде за пределами кде этого нет. это расширение кде и никому кроме пользователей кде оно пользу не приносит. И так будет ВСЁ в вейлянде. никаких стандартов, одна сплошная модульность и свои, собственные грабли!

ChekPuk ★★★ ()
Ответ на: комментарий от ChekPuk

а Композитор в данном случае не является лишней абстракцией?

Нет. Композитор в терминологии Wayland - это WM+композитный менеджер. Вся отрисовка ведётся строго на стороне клиента. Впрочем как и в иксах сейчас.

И, кстати, в КДЕ такой проблемы нет на иксах.

Так это тебе пример восхваляемой тобой модульности и расширяемости. нигде за пределами кде этого нет

Обход дремучих ограничений иксов это задача любого современного DE. Но это не делает иксы менее громоздкими и перегруженными многолетним кодом, который не понимает ни один современный разработчик. Конкретных костылей в Wayland ты мне не привёл. Что ты подразумеваешь по этим? Специфичные для DE расширения? Тогда почему в иксах ты не обвиняешь разные WM в их разной функциональности? Ведь это то же самое - у каждого конкретного DE или WM могут быть свои уникальные особенности. И потому в Wayland не зашкварно поступать тем же образом, при этом я подчеркну - базовый протокол и первичные расширения, типа xdg-shell, везде реализованы одинаково. Это не стандарт?

Sunderland93 ★★★★★ ()

так как команда KDE не хочет рисковать огромным числом пользователей, для которых слишком агрессивное введение инноваций может сломать рабочий процесс

Серьезно? От выпуска к выпуску всё больше вещей перестает работать нормально, я думал они вообще об этом не заботятся.

Landgraf ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от BceM_IIpuBeT

Manjaro Linux with its unstable branch enabled, you can even try it out right now by installing the kwinft package.

Sunderland93 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от devl547

Внезапно, X.Org нужны особые дрова в юзерспейсе, wayland же использует ядерные интерфейсы. У иксов тоже, кстати, есть универсальный драйвер, называется xf86-video-modesetting

vova7890 ★★★ ()

Собрал это у себя в арчике, перемещение окон начало тормозить в обоих сеансах, общая производительность упала по каким-то причинам. Разбираться не стал.

Поставил, думал что:

Полная переработка процесса композитинга, позволившая уменьши задержки при работе как в Wayland, так и в X11;

побороли в какой то степени баг, когда в вейленд сессии больше 10 окон начинает заметно тормозить интерфейс… а оказалось даже на чистой сессии стало тормозить )

vova7890 ★★★ ()

команда KDE не хочет рисковать огромным числом пользователей, для которых слишком агрессивное введение инноваций может сломать рабочий процесс

Именно поэтому до прошлого года там была сломана на некоторых дровах работа вертикальной синхронизации из-за неправильного использования апи кадыешными говнокодерами?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от ChekPuk

вейлянд обрастает костылями и граблями

из иксов ещё более худшие костыли в это время никуда не уходят

в этих сраных ихсах тонны всякой вакханалии из 80х вроде PseudoColor, GrayScale, DirectColor, StaticColor, StaticGray

когда реально используется/железо поддерживает только TrueColor или YCbCr, которого в иксах вообще нет на этом уровне

anonymous ()
Ответ на: комментарий от ChekPuk

Дык как скриншоты то делать в нормальном линуксе в программе с открытым меню? А то меня тестировщика спрашивают, чего оно не работает, а я все рассказываю про гениальные иксы и вызов скриншота с паузой.

F457 ★★★ ()
Ответ на: комментарий от F457

В кде скриншотилка весьма удобная. С паузой, если захочешь.

AnDoR ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от AnDoR

Они мне говорят что не достаточно прокачали предсказание будущего, чтоб вызвать скриншотилку за 10 секунд до того, как она понадобится.

F457 ★★★ ()
Ответ на: комментарий от AnDoR

То же мне киллерфича, в XFCE сколько я ее помню это все есть - окно, экран, область, задержка...

pekmop1024 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Частный случай реализации в конкретном композиторе. При чём здесь Wayland как таковой?

Опять эта смешная софистика - все хорошее от вейланда, а как что не так, так это композитор виноват, вейланд ведь всего лишь протокол, ничего не умеет и не делает. В каждом треде про вейланд вижу, на реддите в т.ч.

Только за 10+ лет композиторов 3 штуки и все кривые.

Midael ★★★★★ ()
Последнее исправление: Midael (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Midael

Только за 10+ лет композиторов 3 штуки и все кривые.

И в чём по-твоему причина - в кривости Wayland или в том, что многие десятилетия всё завязывалось на иксы и его костыли?

Sunderland93 ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Безпроблемная работа нескольких мониторов с разными DPI;

ага, проблемы начинаются ещё на нескольких мониторах, не доходя до DPI.

P.S. Сужу по работе кед

SR_team ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от pekmop1024

То же мне киллерфича, в XFCE сколько я ее помню это все есть - окно, экран, область, задержка...

Я не говорил, что это «киллер-фича».

AnDoR ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от ChekPuk

Так мы не при чём

Перевожу с луддитоязыка: «хочу писать тормозной говнокод и свалить вину за это на авторов протокола».

Siborgium ()

избавленную от привязок к Qt, а также оптимизации

Ждемс, когда кто нибудь форкнет саму плазму, и избавится от Qt.

Odalist ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Landgraf

ты про телепати, кмейл, учётные записи, акрегатор и прочее на аконади? Так аконади никто не любит - надо радоваться, что оно не работает, а не пытаться этим пользоваться, потому что до поломки оно было удобным

SR_team ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Midael

За 10+ лет композиторов 3 штуки потому, что написать композитор – задача куда более нетривиальная, чем нашлепать очередной вм, хотя бы потому, что задачи композитора (если говорить про композиторы для десктопов, а не про, скажем, киоски) являются надмножеством задач вм.

Siborgium ()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Нвидия виновата, очевидно же

Почему «или»? Протокол, создающий реальные препятствия на пути разработчиков (неважно по какой причине, безопасность или что-то еще) как минимум является частью проблемы.

Сначала дизайним сэндбокс, потом, когда оказывается что некоторые вещи не работают - инженерим вокруг него костыли. С флатпаками кстати та же проблема. Абстракции протекают.

Midael ★★★★★ ()
Последнее исправление: Midael (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Midael

А назови-ка «реальные препятствия», ну хотя бы пару примеров? Чтобы знать, что ты не голословен.

Вейланд не создает тебе препятствий (в абсолютном большинстве случаев), он развязывает тебе руки. И переносит уровень взаимодействия сильно ниже, чем он был, с «Если новое окно, то задай ему размер 300x300 и помести на (screen_width/2, screen_height / 2)» на ручное управление ресурсами.

Siborgium ()
Ответ на: комментарий от F457

Погоди. Ты говоришь,, что написние своего велосипеда, который сломает линуксовый мир на десятилетие дроблением на иксовые и вейляндские приложения, нагибание производителей, чтобы те выкинули свои наработки и написали дрова под вейлянские реалии, отбивание почек производителям игр и профессионального софта, загоняние своих же, опенсорсных разработчиков софта в депрессию, потому что их детище или надо полностью переписать ради вейлянда, или оно во мгновение ока превратится в тыкву... Вот это все́ из-за твоих сраных скриншотиков?

Желаю тебе, как только ты научишься ходить, чтобы отменили ходьбу и заставили учиться перемещаться дыханием. А затем сокращениями ануса, а затем опять ходьбой и так каждый месяц, потому что предыдущее не позволяло жопой в носу ковыряться.

ChekPuk ★★★ ()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.