LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Олимпиада LOR

 олимпиада lor, ,


0

6

Друзья!

Почитав тему про определение эффективности ВУЗов, да и просто ради развлечения, предлагаю устроить небольшое состязание по численным методам.

Приглашаются все желающие, способные решить задачу, требующую применения численных методов. Уровень методов  — от простейших, до весьма навороченных — позволяет по разному продвинуться в точности решения. Правила просты: решите задачу, написав программу на любимом языке, и запостите сюда три числа в качестве ответа с тем числом значащих цифр, которые считаете верными (сошедшимися). Победителем будет считаться тот, кто первым запостит наиболее точный ответ. Предельной точностью считается точность double — 14-15 значащих цифр. Программу не проверяю — только финальный ответ, но победитель может (если захочет) запостить ее сюда — это одобряется и приветствуется. Сама задача идет ниже.

Задача. Решение уравнение Пуассона-Больцмана для функции распределения противоионов в растворе вокруг центральной (коллоидной) частицы.

В центре сферической полости радиуса R=5σ находится коллоидная частица радиуса σ с зарядом Z = 20. Ее противоионы имеют пренебрежимо малый размер и могут быть где угодно в растворе от σ < r < R. Найти функцию распределения противоионов g(r) в растворе, предполагая, что они подчиняются уравнению Пуассона-Больцмана. А именно:

1. Функция распределения g(r) пропорциональная больцмановской экспоненте от электростатического потенциала, ощущаемого частицей на расстоянии r:
     g(r) ~ exp(-ξ Ueff(r)),          (1)
где ξ -- длина Бьеррума (параметр задачи, который будет задан ниже). Коэффициент пропорциональности определяется из условия электронейтральности системы ("нормировки")
     \int_σ^R 4πr²g(r) dr = Z.        (2)

2. Электростатический потенциал, в свою очередь, определяется как:
     Ueff(r) = -Qin(r)/r + \int_r^R 4πr g(r) dr,  (3)

где 
     Qin(r) = Z - \int_σ^r 4πr² g(r) dr.          (4)

Решить задачу для случая ξ = 1/2 σ.

Вопросы:

а) Найти функцию распределения g(r). Поскольку сетки у всех могут быть разными, в качестве результата запостить g(R) [просто] и g(σ) [сложно].

б) Найти полную электростатическую энергию системы для полученного равновесного распределения:

E = -\int_σ^R Qin(r) 4πr g(r) dr.

★★★★★

Ответ на: комментарий от AIv

2) Вузов, если я правильно помню, только в Москве примерно 1000.
Так что про большую часть вузов он выразился верно.
«Что самое возмутительное — что главным стукачом
на процессе опять оказывается „профессор университета“.
Причем никаких возгласов возмущения со стороны ученых
профессоров (аналогичных тем, что послышались, когда министр
Ливанов назвал всех университетских профессоров говном)
не слышно, потому что это давно уже в порядке вещей.

А по-моему, Ливанов еще мягко выразился. Эти молодцы,
которые окопались в провинциальных университетах — не
просто бездарные и неэффективные неучи, они еще и
стукачи через одного, а которые не стукачи, те терпят
в своей среде стукачей, что ничем не лучше». (Миша Вербицкий)
Суть же в том, что все равняются на Университет, а что там сплошной ужас не видит только слепой. Большинство программ не менялось лет 40, а про прочие вопросы я бы даже не стал заикаться.
Для мне основные проблемы вузов рашки:
1) ЧСВ.
2) Глупые преподаватели, которые, в силу своего высокомерия, норовят считать себя самыми умными, при этом называя студентов тупыми. (Как мне кажется, тупых студентов нет,а если и есть то очень мало, основная беда заключается в неумении и в нежелании объяснить, а потом из студентов вырастают такие же преподы, что прекрасно).
3) Морально устаревшие программы, бредовое понимание стандарта образования, про ИП для студентов поти никто не слышал, а даже если и слышал, то это далеко от свободы (МТИ Гарвард). Так бы и читали что-то новое.
4) Бюрократия, она везде и во всём. (Это смешно бегать из корпуса в корпус для получения подписей).
Можно продолжить список тезисов, только вот зачем.

Ptech
()
Ответ на: комментарий от Ptech

Быстро исправлю себя и отрублю себе пару пальцев за описку на порядок: вузов в Москве примерно 110.

Ptech
()

Ну так что, господа, мою персону вы всласть наобсуждались? Как насчет того, чтобы продемонстрировать мозги и яйца и решить задачу?

unanimous ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от unanimous

Назовете из какого Вы вуза - решу. А то как то неспортивно, маленьких бить...

Представитесь полностью - напишу у-е Фоккера-Планка для решения нестационарной задачи + приложу код для его решения + результаты тестирования. Код правда будет простенький, PIC c П-образным формфактором. Если нужно точнее - берите в грант;-)~

AIv ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Ptech

У... очень Вы категоричны. У меня дяд в провинциальном вузе. Очень квалифицированный ученый, его аспиранты по всему миру разъехались.

Вузы очень разные, даже в совершенно жутких местах есть вполне приличные люди. Основная проблема - в РФ сейчас ВО ненужно. Я не про бумашки, а про квалифицированных специалистов. Государство делом, а не словом это регулярно убедительно показывает. Все остальное - следствия, ну и конечно особенности психологии «на местах». Ученые тоже люди.

Глупых преподавателей в нормальных вузах я не встречал. В других конечно всякое бывает... но там и контингент другой и цели другие, традиции.

Про студентов - чем вызвано незнание некоторыми студентами физтеха на старших курсах совершенно элементарных вещей, объяснить можете? Я вот могу. Например, студенты, откровенно халявившие 1.5 года получает перед защитой диплома аццкий геморрой, и пытаются сдать зачет в течении месяца (мы беседовали по всему курсу), в итоге таки зачет сдают, ребята таки неглупые. Спрашиваю - «ребят, ну зачем же было такие приключения искать? Вас же предупреждали с самого начала что ТУТ надо учиться.» Ответ зачетный - «НУ В ДРУГИХ ЖЕ МЕСТАХ НЕ ТАК!» - и глаза полные обиды. И потом уходят на другую кафедру, где «не так».

PS И конечно еще одна глобальная причина - всеобщая воинская обязанность.

AIv ★★★★★
()
Последнее исправление: AIv (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от AIv

Можно меня и на ты, для меня это не фундаментально. Мне хочется, хорошего образования для новых поколений, за то и борюсь, пока, впрочем, достаточно слабо, но, надеюсь, что получится. Согласен, что вузы — разыные, но надо бороться за то, чтобы качество лучших вузов оставалось на уровне, а не деградировало, причём, совершенно по разным причинам. Как хороший пример физтеха — замечательный ректор.
Да, ВО ненужно, понимают это все, если бы сейчас я это знал, то просто бы закончил НМУ и уехал бы уже в аспирантуру зарубеж со спокойной совестью.
Что касается глупых преподавателей, тут стоит уточнить, критерий их глупости заключаается в том, что они не умеют заинтересовать и объяснить. Физтеховские традиции стоят многого, только зачем идти с понятием, что нужно как можно больше студентов, вместо, нужно качественных студентов. Когда я поступал, мне казалось, что тут будут учить двигать науку, а оказалось, что нет. Что будут менеджеры, это убило какую-то частичку романтизма в моей душе. Всё стало как в песне (И начну науку двигать, чтоб убрать её с дороги). А потом, на матфаке, я уыидел чудесную среду, где преподаватели почти семья со студентами, общаются на ты, делают друг другу замечания и получается всё замечательно, хотя, стоит отметить, что от мехматовских бредней и там не избавились до конца.
Про студентов, объяснить могу, сам это видел, да никто не хочет из них заниматься джаст фор фан, с другой стороны, стоит отметить, что меня пёрло, да и сейчас я приверженец этого принципа. А самое смешное, что ничего сложного во всей физтеховской программе нет, я не могу сказать, что она предельно проста, но, она поднимаема, если самостоятельно заниматься можно сдавать все задания на первых неделях и потом только ходить на лабы/базы (в силу своего всеобщего пофигизма вычитается и это, считай, нифига не делать и гамать, можно обойти все комнаты и убедиться в сказанном, я уверен, что ничего не изменилось).
А если бы студентам предлагали сидеть на лабах до 10 или заниматься научной работой, пусть даже и самой простой, то некоторая часть из тех гамающих студентов бы начала проводить время за приятным и менее бесполезным делом. Но нет, большая часть лаб просто исчезла за последнее время (данные за 2010 год, в лабе по эксп физике просто не стало осциллографов, например), о какой науке может идти речь? А про то, что есть просто свалка лазеров и прочего оборудования на физтехе, я просто молчу, а ведь оно рабочее. (Ну да, это всё крики наивного романтизма, извините, что нагадил такую простыню, задолбало просто, сплошное разочарование, хочешь учиться, а всем насрать, самое обиное, что ты понимаешь материал, а всем — насрать).

Ptech
()
Ответ на: комментарий от Ptech

(Ну да, это всё крики наивного романтизма, извините, что нагадил такую простыню, задолбало просто, сплошное разочарование, хочешь учиться, а всем насрать, самое обиное, что ты понимаешь материал, а всем — насрать).

Если ты действительно хочешь заниматься наукой, чувствуешь, что это твоё — тебе надо уезжать. Я серьезно. Найди самую крутую лабу, которая тебе интересна, списывайся, проси взять, сдавай экзамены.

unanimous ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от unanimous

А, тьфу ты, да поторопился;-( Таки простой аналитики не хватит, придется кодить. Ну тогда жду вуз;-)

AIv ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от unanimous

Сейчас получу военник и попытаюсь свалить в нейролабу или заняться математикой.

Ptech
()
Ответ на: комментарий от Ptech

Дык на физтехе чудная система базовых кафедр. Пожалуйста, выбирай годную кафедру, выбирай на ней годного руководителя и вперед! Что мешает то? У нас все студенты (ну кто работает) занимаются наукой «на переднем крае», ничуть не слабее MIT (а пожалуй что и лучше местами) и на конференции за рубеж катаются, и деньги мы им стараемся платить... не большие конечно, потому что сами на бобах, ну это уж как получается, на жизнь в общем хватает.

Что мешает выбрать интересную тему? Но куча ж соблазнов, пошел вон в программеры - сразу и хлеб с маслом и икрой и авто;-) Каждому свое...

AIv ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AIv

Ну тогда жду вуз;-)

Не хочу нарушать чистоту эксперимента делая уступки любого рода. Условия озвучены, участие — добровольно.

unanimous ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от AIv

Матфак оказался приятней да и не за деньгами я пришёл учиться, а за знаниями, не, в вышке всё чудесно, можно и с препами договориться сразу и делать то, что тебе интересно, но всё же, все преподы советуют валить, на том и остановились. А чем заниматься я знаю и занимаюсь, тот крик больше касался физтеха. Что касается кафедр, вот что-то я на фопфе не заметил такой боевой готовности к науке. Точнее так, я бы не брал 5% за достаточное количество желающих заниматься наукой на физтехе (они бы и в других местах занимались наукой, как и я (ну не кажется лично мне сколь-нибудь интересной жизнь прогера или банкира (скорее кажется ведущей к гниению))). Мне казалось, что это научный вуз, вот все уши прожужжали именно этим фактором когда-то, это и было решающим. Как и про фопф говорили, что это — лучший факультет (очень смешно, да даже про фупм смешно, а если ещё точнее, даже про лучший). Просто студентам надо говорить что их ждёт, они и сами потом разберутся, но лучше если некоторые детали им раскажут, а то будет жёсткая нестыковка реалий и ожиданий. Остаётся только верить в 5%, что они всегда будут на физтехе, хороший же вуз, что ректор не поедет окончательно и не превратит физтех в чисто менеджерский вуз или не сделает ещё что-нибудь бредовое.

Ptech
()
Ответ на: комментарий от Ptech

Гхм... вся это писькометрия, лучший/худший (вуз/факультет), это все полная фиииигня. Ты ВСЕГДА будешь учиться/работать с какими то конкретными людьми, причем с небольшим количество людей. Конечно в хороших местах хороших людей больше, но никто увы не отменял дисперсию. Никто не может гарантировать, что уехав куда то у тебя будет интересная тема/нормальные отношения с руководителем/начальником и пр.

Я работал за бугром. Это специфические ощущения... с одной стороны, все условия для работы, просто рай, тут такое и не снилось. С другой - шаг влево/шаг вправо - расстрел. Здесь я сам выбираю себе задачи и методы их решения. Там - сказали сделать от и до, делай от и до.

-Йе, ребят, сморите как классно можно сделать!

-Да, это классно, но... я начальник, я с этим не вполне согласен, и вообще не забывай зачем тебя сюда позвали.

-Но это же гораздо ближе к тому чему мы хотим?

-Тебе сказали как делать, вот именно так и делай.

Возможно у меня нерепрезентативная выборка конечно. Но ИМНО тут свободы, как ни странно, куда больше чем там.

AIv ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от unanimous

В последние годы меня гораздо больше интересует нахождение самосогласованных двухчастичных распределений. Задачи подобные Вашей я еще до кандидатской решал, сейчас это скучно. Раз не хотите дополнительно заинтересовывать удовлетворяя мое любопытство, я пожалуй воздержусь.

AIv ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AIv

Про писькомерку согласен, но в СУНЦе нас именно этим приезжавшие студенты пропитывали, так что нет ничего удивительного, что запало в душу.Про людей забывали говорить, ага. Согласен целиком и полностью. Что касается зарубежа — посмотрим.Если не понравится, то можно вернуться.

Ptech
()
Ответ на: комментарий от Ptech

У... ну тогда могу только пожелать удачи. Мы занимаемся совсем-совсем другим;-)

AIv ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от unanimous

Сочувствую. Лучше следующий раз (если желание осталось) пости в development, я бы там подчистил от флуда. Не знаю, правда, сколько бы после этого сообщений осталось.

Вообще я пришёл к выводу что задачи подобного рода не для лора. Менталитет не тот. И уровень образования/воспитания :)

true_admin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от true_admin

Надо по человечески оформлять условие + нормально общаться (отвечать на вопросы), глядишь кто нить и решил бы. А так... какой смысл?

AIv ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AIv

я не заметил нечеловеческого оформления и ненормального общения. Только нытьё на тему «опять школьник лезет со своими лабами».

true_admin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от unanimous

Как насчет того, чтобы продемонстрировать мозги и яйца и решить задачу?

Конкурс «слабистов»? Или первому дозвонившемуся два бюстгальтера и крем для ушей в подарок?
Иди в телевизор работать.

Pakostnik ★★★
()
Ответ на: комментарий от true_admin

Оформление - не надо использовать в пределах интегрирования ту же переменную, по которой интегрируешь. Я то скажем понял, потому что физик + такими задачами почти 20 лет занимаюсь, а какой нить студент-математик для которого это предназначалось глянул и плюнул. Кроме того смотрится оно убого... можно было страничку в тех-е набрать, конвертнуть в пдф и выложить дополнительно линк?

Общение - вид потенциала нефига не очевиден с физической точки зрения. ТС на мой вопрос начал камлать с Ландаушицем, вижжать что меня это не касается, и только потом соизволил привести какие то выкладки. Хотя всего то надо было - показать (тупо продифференицровав) что потенциал дает правильную силу. ТС походу выражение для правильной силы сам не знал (что странно, я вот и то помню), но это неважно - не надо так щеки дуть в научной дискуссии;-)

AIv ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Pakostnik

Начнем с того, что сам ТС не хочет раскрывать, какой вуз имеет честь эксплуатировать его выдающиеся мозги (про яйца не уверен;-)).

AIv ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AIv

ну ок, значит в следующий раз он учтёт замечания и всё пройдёт более гладко.

true_admin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AIv

ППКС.

Что хуже каждый смотрит со своей колокольни, новое воспринимается в штыки. У меня ушло несколько месяцев убедить научника в своей правоте (предыдущий алгоритм был откровенно слаб).

А Физтех кстати не так плох. Кто хотел, тот всегда учился и дипломы хорошие писал.

Rakot ★★
()
Ответ на: комментарий от true_admin

Сочувствую. Лучше следующий раз (если желание осталось) пости в development, я бы там подчистил от флуда. Не знаю, правда, сколько бы после этого сообщений осталось.

Да я не в претензии на флуд. Просто мне было интересно — в какой-то мере это аналог гугловских задачек на трудоустройство. Я, конечно, не гугл и работы не предлагаю, но если бы нашелся студент/аспирант, решивший задачу, это был бы хороший повод поговорить более предметно о некоторых перспективах. А для коллег-нестудентов просто возможность завязать контакты.

Жаль, что эксперимент, видимо, следует признать неудавшимся.

unanimous ★★★★★
() автор топика

Задачка прикольная, с подвохом. Жаль времени нет, а то бы порешал.

Rakot ★★
()
Ответ на: комментарий от unanimous

Прикольный подход. А давайте я Вам задачку дам? Решите - завяжем контакты, не решите - не завяжем...

AIv ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от unanimous

Жаль, что эксперимент, видимо, следует признать неудавшимся.

Надо было на праздники постить. Там побольше времени мозги размять. А сейчас все умные на работе, в форумах одни философы педальные сидят. Результат ожидаемый: две страницы флуда про судьбы мира, и лишь одна попытка дать половину ответа, и та закончилась позорным сливом.

yvv ★★☆
()

Хорошо нафлудили!

А я предупреждал!!!

Eddy_Em ☆☆☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от Eddy_Em

Да какая разница-то, лепездричество, магнетичество, оптичество - у-е записано, дали мячь - бери фигачь;-)

Могу с выводом привести, но вот это уже будет негуманно.

AIv ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AIv

дали мячь - бери фигачь;-)

Нужно же и в теории разбираться. И желание иметь.

Eddy_Em ☆☆☆☆☆
()

Отлично получается! Собрались научные сотрудники из разных областей наук, и давай друг-другу задачки пороть, и естественно каждый из своей области. И понятно что решать их никто не будет — каждому и своих хватает, но все равно, ведь надо продемонстрировать: «я тоже не хрен собачачий, я тоже умным делом занимаюсь!»

morse ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Ptech

сам хотел в магистратуру на матфак. жалею, что решил не подавать документы.

x4DA ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от morse

Как бы и задача ТС, и то что я предложил из одной и той же области - физической кинетики. И решаются кстати очень похоже.

AIv ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от morse

Собрались научные сотрудники из разных областей наук, и давай друг-другу задачки пороть, и естественно каждый из своей области.

Ну так тема-то про эффективность ВУЗов, никто школьные задачки тут давать не будет.

unanimous ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от unanimous

Хи-хи.Что у нас уже на физфаках порядок величины не учат в уме прикидывать и инструмент для решения задач выбирать? Сразу численными методами по воробьям.

Эффективность ВУЗов высокая, особенно у физиков. Где-то процентов 90% выпускников понимают, что равнодушны к функциям распределения противоионов сразу после получения дипломов.
Процентов 5 понимают что еще и равнодушны к этой стране. Через 5 лет количество понимающих возрастает до 98-99%, некоторые усматривают в этом корреляцию с окончанием призывного возраста. Правда это данные 20-летней давности, но вряд ли студенты так сильно деградировали.

зы. По последним сведениям к коллоидным частицам еще и равнодушны преподаватели ВУЗов. Но это так, не проверено

ilovewindows ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ilovewindows

Хи-хи.Что у нас уже на физфаках порядок величины не учат в уме прикидывать и инструмент для решения задач выбирать? Сразу численными методами по воробьям.

Ну прикинь, дружок, прикинь. Общими словами все горазды отделываться, ты число давай.

unanimous ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: unanimous (всего исправлений: 1)
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.