LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Что дает Wayland?

 


0

3

Нет, технически я понимаю все… но вот загвоздка

Тут перешел вернулся на Linux, попробовал сеанс Wayland, минут 10 понаблюдал… в целом отличий не заметил… можно сказать что вообще никаких… вроде все так же…

Нет, я конечно еще понаблюдаю… но у меня сходу возникли проблемы, Remmina перестала переключать раскладку в RDP.

Проясните мне что я должен увидеть? (А то я что то все ностальгирую по резиновым окнам от Compiz)

Ubuntu 20.04, i3 4-го поколения, видюха интеграшка…



Последнее исправление: TolkoSprosit (всего исправлений: 3)

Ответ на: комментарий от EXL

так это фишка-то dr.web'a. он же ограничивает доступ с виртуального девайса ввода. я подумал, что с wayland это все может быть заабстрагировано.

crypt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от crypt

Удаленный рабочий стол в Wayland работает посредством порталов и PipeWire, и там тоже используются виртуальные источники ввода. А вот имеется ли описанная тобой фича - вряд ли. Во всяком случае я инфы не смог нарыть.

Sunderland93 ★★★★★
()

В первый месяц когда я установил линукс, я всем интересовался, и узнал о новой, передовой и более совершенной замене иксам - Wayland, но попробовав, и почитав, понял что слишком сыро. Теперь спустя 7 лет, новые линуксоиды могут попробовать Wayland и сделать тот же вывод.

MOPKOBKA ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Теоретически должна быть возможность фильтровать через разрешения в порталах, как это делается, например, для Flatpak.

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

вот я как раз и хотел сказать, что то, что я сегодня видел - это XXI век. фильтрация удаленного ввода.

crypt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от fornlr

Как будто, например, в той же Windows переезд с Windows XP на Vista был по аудио и видео не чем-то глобальным.

Совместимость 99% приложений осталась, не слышал я, чтобы там буфер обмена отвалился.

А в macOS так вообще — за два годы мы переходим с x86 на ARM.

В macOS вот прям щас люди мигрируют с интелеприложениями вместе (через Migration Assistant), и даже не замечают, что те приложения запускаются в эмуляторе. Если не считать экзотических случаев типа «держал Xcode со времен Mojave, не обновлял никогда, а теперь ой», то там «все работает» на наивысшем возможном уровне.

Не могу сравнить с эмуляцией x86 на ARM в винде, но люди говорят, что там все грустно.

shimon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от cocucka

как я уже писал в другом треде, единственный твой конкурент здесь - это морковка. вот, кого тебе стоит опасаться. потому что, в отличие от сосисок, у них растет.

crypt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от eternal_sorrow

то есть это компьютерная анимация вместо человека на ютубе?? ты смотришь на ютубе пластиковых тян?? в наше время, когда школьники качали порнуху в школе, их стыдили за то, что пора смотреть вживую... как ты там сказал, когда воздерживаются от компа, чтобы дофамин в порядок привести? «бред»? не, эт я уже слабо понимаю.

crypt ★★★★★
()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от TolkoSprosit

есть ли случаи, когда это теряет смысл не по причине отставания, а из за того что все уже и так написано, вдруг это тот самый случай

Таких случаев достаточно. Из очевидного сюжетные однопользовательские игры . Ну и всевозможные блоклеты, скрипты, демоны и т.д. на всяких Пайтонах. Алсо, емнип, OpenBox именно так и кончился.

Но вот xorg не тот случай всё же. VR, HighDPI, multi gpu и много чего ещё пока в неидеальном состоянии. Плюс xorg не очень то подходит для всяких «недокомпьютеров» (но про них лучше у других спрашивай :p). В общем не 1.0 явно.

Ну и факт того, что разработчики xorg и разработчики wayland (в широком смысле) – множества сильно пересекающиеся тоже символизирует.

robus ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hateWin

А что там поменялось?

Вообще все дрова другие стали - в XP был просто фреймбуфер, в Vista композитинг окон через 3D возможности видеокарт.

Shadow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Работает все, что мне нужно.

Я думал-думал, я все понял! Оказывается, если что-то не работает на валёном, то это просто не нужно.

rupert ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hateWin

Это ж винда, обратную совместимость оставили.

Но когда я на Duron 800/ Geforce 5200 поставил вместо XP семёрку с бета-драйвером, был сильно удивлён.

Shadow ★★★★★
()

А почему ты думаешь что должны быть визуальные отличия?

slovazap ★★★★★
()

Я так понимаю, дело было в следующем. В 1999 году начали делать XFree86+OpenGL (XGL), но в 2005 году бросили. При этом, в 2001 году композитинг появляется в Mac OS X (Expose) - видимо, инженеры и программисты из Apple были на острие прогресса, и знали самые про актуальные, новые и перспективные вещи.

Но не только композитинг был самой новой и свежей идеей тех лет. Ещё DRI, Direct Rendering. Вообще, появление 3D-акселераторов породило много идей и новых возможностей.

Идея XGL состояла в легковесном дисплейном сервере поверх OpenGL с использованием DRI. Но - не смогли, не потянули. Слишком сложный проект, слишком мало разработчиков, и всё на энтузиазме, без интереса крупных компаний и больших денег.

Ещё, помимо DRI, OpenGL и легковесности, была идея использовать EGL вместо GLX. Однако, как я понимаю, EGL не был готов в 00-е годы, и лишь благодаря усилиям Google его доделали. Google сделал свой дисплейный сервер SurfaceFlinder поверх OpenGL ES, DRI, EGL и легковесный.

Возможно, что на iOS это появилось ещё раньше.

Ну и вот, когда перестали делать XGL, а у гугла получилось сделать SurfaceFlinger, и началась разработка Wayland. То, что всё слизано с Андроида подчистую, понятно хотя бы потому, что Wayland базируется именно на OpenGL ES, а не на десктопном OpenGL.

И то, что чисто мобильные фичи стали тянуть на десктоп - ну нафига изоляцию содержимого одного окна от другого? Понятно, для чего это на смартфонах - там не работает концепция GUI, сформированная Apple ещё в 1984 году. Там не окна, которые наслаиваются друг на друга, и управляются мышью. Там приложение занимает экран целиком, и управляется тачскрином

ZenitharChampion ★★★★★
()
Последнее исправление: ZenitharChampion (всего исправлений: 11)

Проясните мне что я должен увидеть?

То что из одной мечты сделать «как надо», как надо не получается.

:-).

Иксы кривые, но их за время использования местами выправили, местами закостылили, они сложные, но они классно работают и работают практически везде. Вяленный это современная поделка в современном стиле (деды же не умели креативно мыслить), по факту опирающаяся в то что «как надо», как и всегда, не работает в реальном мире. Мир кривой и всё что в нём реально работает, такое же кривое, а красивое утопическое не работает. Что с идеологией, что с софтом.

vtVitus ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от vtVitus

По-моему, про такие вещи много рассказывал Дмитрий Бачило. О том, как архитектура x86 стала самой популярной, не будучи самой лучшей. Про то, что появляются интересные и креативные вещи, которые не стали популярными, а через несколько лет появляется в точности такая же, и становится популярной.

ZenitharChampion ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sudopacman

Конечно знаю Ай-тян. Не могу не знать. Но уже тогда, когда она только стала известна за пределами Японии, она была не единственная. А уж сейчас тем более.

eternal_sorrow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

не будучи самой лучшей

Что такое лучшее? Я так себе сформулировал для софта - «Хорошая архитектура это та куда можно воткнуть множество костылей и она будет как-то работать» (Критерий костылеустойчивости имени меня :D). Думаю, что это же можно экстраполировать на архитектуру железа, да и на всё на свете. Ну и думаю, что x86 удовлетворяет критерию костылеустойчивости :D. То есть это хорошая архитектура ( утверждать не буду - я в железе не очень).

vtVitus ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от vtVitus

Посмотри серию видеороликов «16 бит тому назад». В истории айти, таких ситуаций было много. x86 - лишь одна из таких ситуаций.

В данном случае, процессоры архитектуры Alpha были во всём лучше. Процессоры RISC-архитектур были во всём лучше.

Система Windows страдала и страдает от большого количества проблем, но стала популярней всех остальных систем на домашних компьютерах.

ZenitharChampion ★★★★★
()
Последнее исправление: ZenitharChampion (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от rupert

Я думал-думал, я все понял! Оказывается, если что-то не работает на валёном, то это просто не нужно.

Это Apple стиль :-). Ну или стиль страус-разработки - если какие-то требования не укладываются их или не замечают или они провозглашаются не нужными/нехигоугодными (зарывание головы в песок). :D

vtVitus ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Wayland базируется именно на OpenGL ES, а не на десктопном OpenGL

Кто тебе такое сказал? Вейланду эти api вообще побоку. В wlroots вон недавно завезли рендеринг на вулкане.

eternal_sorrow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от eternal_sorrow

Интересная информация. Спасибо. Я думал, что EGL устарел, и сейчас используется WSI вместо него. А, так как Wayland умеет только EGL, то следовательно устарел и Wayland. А вон оно что, оказывается, Wayland умеет Vulkan.

Ставка на OpenGL ES в Vulkan делалась изначально. Я это имел в виду

ZenitharChampion ★★★★★
()
Последнее исправление: ZenitharChampion (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от rupert

У некоторых и на иксах что-то не работает, и в Linux в принципе :)

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от eternal_sorrow

Не её собачье дело, где у меня показывается окно.

Как WM должен определять позицию окна? Рандом что ли? У WM просто нет необходимой информации для принятия решения.

X512 ★★★★★
()
Последнее исправление: X512 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

что Wayland базируется именно на OpenGL ES, а не на десктопном OpenGL.

У тебя каша в голове. На OpenGL ES (и то был) завязан Weston. И не путай GLES и EGL, это разные вещи. EGL это кроссплатформенная альтернатива GLX, WGL и подобным, и он способен работать с обычным OpenGL. А рендеринг на Wayland может быть реализован и поверх WSI.

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

> И не путай GLES и EGL

Не путаю. Я говорю, что был XGL (легковесность + OpenGL + DRI), но разработка была прекращена. Потом появился SurfaceFlinger (легковесность + OpenGL ES + EGL). Потом Wayland (легковесность + OpenGL ES + EGL + DRI + KMS).

ZenitharChampion ★★★★★
()
Последнее исправление: ZenitharChampion (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Ну и вот, когда перестали делать XGL, а у гугла получилось сделать SurfaceFlinger, и началась разработка Wayland. То, что всё слизано с Андроида подчистую

То, что было слизано с андроида подчистую, носит название Mir. Wayland изначально создавался для работы с DRM/KMS, эти API никогда не использовались в Android (только сейчас начались подвижки в эту сторону)

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

По своим каким то принципам. Может запоминает последнюю позицию окна этого приложения. Или там где есть свободное место на экране. Или просто в центр. Или в угол. Или развернуть на весь экран. Или тайлинг. Попап окно - над родительским окном.

Это неважно. Важно, что приложению до этого дела не должно быть. И приложения должны проектироваться так, чтобы для них это было неважно.

eternal_sorrow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от eternal_sorrow

И приложения должны проектироваться так, чтобы для них это было неважно.

Поддержу. Именно из-за абсолютного позиционирования окон так тормозит поддержка Wayland в Wine. Кстати, X512, можешь глянуть тут как обошли эту проблему https://www.winehq.org/pipermail/wine-devel/2020-December/178575.html

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Где то тут должны вклиниться ещё современные иксы, в которых собственно протокол иксов используется только для выделения буфферов, а отрисовка идёт мимо иксов через DRI.

eternal_sorrow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

А, ну вот ответ

Драйвер также включает некоторые ухищрения для решения проблем с позиционированием окон - Win32-приложения, как и X11, используют общую плоскую модель координат, в то время как Wayland не позволяет приложениям управлять абсолютной позицией на экране. Драйвер симулирует плоское пространство через закрепление координат к одной поверхности Wayland.

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от eternal_sorrow

Может запоминает последнюю позицию окна этого приложения.

Как он узнает того же приложения или нет (путь до исполняемого файла может меняться при обновлении и т.п.)? Что если у приложения несколько окон?

Важно, что приложению до этого дела не должно быть. И приложения должны проектироваться так, чтобы для них это было неважно.

ОС предназначена для запуска приложений а не наоборот.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

путь до исполняемого файла может меняться при обновлении

Кого волнует путь? Есть app_id (аналог WM_CLASS из иксов).

Что если у приложения несколько окон?

Опять же у разных окон может быть разный app_id.

ОС предназначена для запуска приложений а не наоборот.

Так я тебе о чём и толкую.

eternal_sorrow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Именно из-за абсолютного позиционирования окон так тормозит поддержка Wayland в Wine.

Полноценную поддержку Wayland в Wine сделать невозможно в принципе пока туда не добавят абсолютное позиционирование. Весь WinApi и соответственно рахитектура Wine построены на абсолютном позиционировании. В Wayland оно может работать только через костыли с переменным успехом.

Я кстати написал нативный оконный драйвер Wine для Haiku winehaiku.drv который уже паботает лучше Wayland вотому что в Haiku оконное API не кастрированное как Wayland.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

пока туда не добавят абсолютное позиционирование.

Не добавят, никто не считает это нужным. Как это не странно. Если только в Wayland 2.0 что-то подобное предложат, но пока никаких обсуждений или предложений. Как решить проблему в Wine я написал выше. Точнее уже решили. Да может и костыль, но если работает без проблем - не похер ли?

Sunderland93 ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.