LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

В чем смысл видеокарты без ускорения?

 , , ,


0

0

Я помнится где-то читал, что на старых видео адаптерах (A.K.A. видеокарты) не было никакого ускорения графики. Я так понимаю, что не только для 3D, но даже для 2D.

Возникает вопрос:а чем тогда может быть полезен видеоадаптер(видеокарта) для компьютера если он неспособен даже на 2D ускорение? В чем его смысл?

Просто мне всегда казалось, что весь смысл данной железяки состоит в том, чтобы разгрузить CPU от вычислений связанных с графикой. По этой логике получается, что если видеоадаптер не умеет хотя бы 2D ускорения, то его смысл напрочь теряется. Но видимо я был неправ?

Deleted

Ну так а если в процессоре и на материнке видео отсутствует (раньше, очень давно так чаще и было) то как без видеокарты? Никак, поэтому их и ставили, уж даже не до 3D тогда было. Что именно непонятно и вызывает удивление?

mbivanyuk ★★★★★ ()

Раньше Qt и другого индусского софта не было, все работало шустро и без ускорений.

Lavos ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от mbivanyuk

Ну так а если в процессоре и на материнке видео отсутствует (раньше, очень давно так чаще и было) то как без видеокарты?

То есть видеокарта выполняла фактически функции контролера экрана, я правильно понимаю? CPU просчитывал всю нужную графику, а потом отдавал приказы видеокарте «выведи вот этот пиксель вот там».

Deleted ()
Последнее исправление: Deleted (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от ist76

А разве у монитора нету своего контролера который выполнял бы онную функцию под мудрым руководством CPU?

Deleted ()
Ответ на: комментарий от Deleted

То есть видеокарта выполняла фактически функции контролера экрана, я правильно понимаю? CPU просчитывал всю нужную графику, а потом отдавал приказы видеокарте «выведи вот этот пиксель вот там».

Да как-бы сначала и графики то не было никакой, только текст. Но это не принципиально, главное что-то же должно было выводить текст или графику на экран? Ну вот это что-то звали видеокартой. И даже самые простые всё-таки выполняли какую-то работу, разгружая CPU. Наличие 3D тогда мало кого волновало, а мне и сейчас без разницы все эти 3D потому что в игры не играю.

mbivanyuk ★★★★★ ()
Последнее исправление: mbivanyuk (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Deleted

Нет, функция минимальной «видеокарты» - это непрерывное отображение на мониторе некоей области памяти в соответствии с установленным видеорежимом ( напр. 16 бит Х 800 Х 600 ). CPU всего лишь записывал/изменял в памяти нужную картинку и ничего никому не приказывал. Память используемая для отображения могла быть выделенной или использовалась обычная RAM. До сих пор во многих дешёвых SoC есть такой минимальный контроллер, обычно рассчитанный на подключение LCD.

Stanson ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Deleted

То есть видеокарта выполняла фактически функции контролера экрана, я правильно понимаю? CPU просчитывал всю нужную графику, а потом отдавал приказы видеокарте «выведи вот этот пиксель вот там».

Это-ж когда было? 20 лет назад простые видеокарты умели сами прорисовывать рамочки и заполнять цветом прямоугольники. Такое считается за 2д ускорение?

anto215 ★★ ()
Ответ на: комментарий от Deleted

Внезапно, мониторы не всегда были цифровыми и с чипами на борту (cga цифровым считать не будем). И принимали они сигнал, похожий на тот, что летает по воздуху для обычного советского телевизора, то есть временную развертку — (аналоговая строка + обратный ход) * колво линий, ретрейс, и заново. Плюс пустые пикселы/строки для центровки кадра. Кроме этого, нужно было дублировать линии для низких режимов и генерить знаки по знакогенератору для текстовых. И лукапить уровни rgb из палитры. Собственно можешь посмотреть картинки cga-ega-vga плат и вопросы «что она там такого делала» отпадут сами собой.

arturpub ★★ ()
Ответ на: комментарий от Deleted

Адаптер просто брал инфу (пиксели, буквы-атрибуты) по определенным адресам по ходу развертки. В видеорежимах с 0xA0000, в текстовых с 0xB8000. Еще были режимы с цветовыми плоскостями, и еще был страничный механизм, когда ты пишешь в регистр адаптера и он начинает читать со смещением +2000, например. Иирц.

arturpub ★★ ()
Ответ на: комментарий от Xellos

а чо сразу выросло?

я, например, тоже нифига не знаю как оно там работало.

вот как потребитель, уже было заметно что Virge кое-чего умеет в 2д ускорении, по виду ресайза окошек и перемещению окна вместе с содержимым.

Deleted ()
Ответ на: комментарий от Deleted

нифига не знаю как оно там работало

А чтобы не задавать такие вопросы не нужно знать как оно работало.

Stahl ★★☆ ()
Ответ на: комментарий от Stahl

Дяденька, так ты же дифференцируй аудиторию по шта.. по возрасту.
мало ли какой 14-16 летний интересуется, вот откуда ему взять и накопать ega/vga-ISA адаптеров?

Тут lenin386 вроде как еще помнит старинные железяки.

А я в 97 году начал резво с пентиум100 и S3-Trio64-...чего-то там.

Deleted ()
Ответ на: комментарий от Deleted

Пофиг на возраст. Пофиг на память.
Мне кажется идея, что между различными блоками должен быть модуль сопряжения — проста как портянки. И эта концепция не зависит ни от страны ни от возраста ни даже от уровня интеллекта.
Т.е. вопрос ТСа звучит так: «Нахрена нужен модуль сопряжения без блекджека и шлюх?». Шлюхами и блекджеком, конечно, модуль сопряжения не испортишь, но это очевидно дополнительная и непринципиальная функциональность.

Stahl ★★☆ ()

вот и выросло поколение интеграшек

der_looser ★★ ()

Даже древний КР580ВГ75 (программируемый контроллер дисплея) © умел выводить псевдографику на ламповый телевизор, «ускоряя» 2D игры.

quickquest ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от anto215

простые видеокарты умели сами прорисовывать рамочки и заполнять цветом прямоугольники

Можно ключевые слова для гугления? Я о таком не слышал.

true_admin ★★★★★ ()

Смысл в свободе, ты мог пойти на радиорынок и запилить себе в свободное время видеокарту, поддержав отечественного производителя радиодеталей. Особо упоротые шли на речку, намывали себе кремния и делали все на самопальных транзисторах. Сегодня ты даже чип не сможешь запаять, в лучшем случае будешь пялиться как баран на два миллиона строчек текста драйвера видеокарты, особо упоротые найдут в этом иллюзию свободы.

ilovewindows ★★★★★ ()
Последнее исправление: ilovewindows (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Stahl

А что такое модуль сопряжения? Простите если вопрос покажется глупым, но в электронике не силен. К тому же гугл по запросу «модуль сопряжения» выдает ссылки на домофоны, а они, я так понимаю, тут вообще ни к селу, ни к городу.

Deleted ()

Представь себе, раньше ещё сопроцессоры были.

iz_tabakerki ()
Ответ на: комментарий от true_admin

простые видеокарты умели сами прорисовывать рамочки и заполнять цветом прямоугольники
Можно ключевые слова для гугления? Я о таком не слышал.

Всё началось с Intel 8275 (КР580ВГ75): ... возможно использовать шесть атрибутов отображения символов (мигание, подчёркивание, инверсия, повышенная яркость и два пользовательских атрибута), в одной строке символов может присутствовать до 16 атрибутов. Помимо этого присутствует возможность отображения аппаратного курсора четырёх видов (подчёркивание или инверсия, с миганием или без мигания), возможность генерации прерывания по окончании отображения каждого кадра и поддержка светового пера.

quickquest ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Deleted

Модуль сопряжения, это модуль, сопрягающий какие-то узлы.
Есть процессор, а есть память. Нужен какой-то модуль, который позволит процессору работать с памятью. Контроллер памяти.
Есть розетка 220, а есть радио. Нужен БП.
Есть тупой человек, а есть умный. Нужна речь.
Модуль сопряжения это, считай, интерфейс между блоками.
Есть память и есть монитор. Нужно специальное устройство, которое сможет выбрать данные из памяти и выдать монитору в понятных ему сигналах. Это устройство называет видеокартой. Основная задача видеокарты именно это, а не рисование треугольников. Если тебе нужны треугольники, то почему бы не создать специальное устройство, которое будет рисовать треугольники в память, откуда видеокарта будет забирать данные и отдавать монитору?
Ах, да... Это же уже придумали. Это называется графический ускоритель...

Stahl ★★☆ ()
Ответ на: комментарий от Stahl

Ну если «модуль сопряжения» это фактически контроллер, то всё действительно ясно как день божий. Я просто думал что у монитора итак есть где-нибудь хитро запрятанный внутри контроллер.

Кстати, я ведь правильно понимаю, что по аналогии таким «модулем сопряжения» является также звуковая карта, ибо она позволяет микрофону/веб-камере/наушникам/и т.д. «общаться» с CPU?

Deleted ()

Ускорения не было на VGA. Мне почти 40 лет, я такой комп никогда не видел (видел CGA, они и так быстро работали).

Shadow ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от true_admin

про непростые 2d карты можно гуглить matrox.

Shadow ★★★★★ ()

дяди и юношы,
а идите ка вы все в 8бит!

https://www.youtube.com/watch?v=niKblgZupOc

уже 100/500 камментов и даже ссылка на трубу не всплыла.

а тут 40ка летний дядя популярно объясняет как оно работало.

И да, тутошние 40 летние тоже не шибко видели унутренности 286, 386 и прочих компьютеров. (разве что в виде техно-хлама в начале 2000х)

т.к. расцвет ширпотребного компьютинга на периферии начался с года так далеко после 95го.

вернее не всё так радужно было с доступностью поковыряться в не своём компьютере.

а доступными стали 586, Суриксы и прочая лабудень только тогда, когда она вся завалилась по производительности с современными на то время вин98/нт4.

Это щас ностальгия разбивает по старым пе-ка, а в 2007 вин2000 ой как вымораживала на компе класса пень 133, даже при памяти в 128МБ sdram.

Deleted ()
Ответ на: комментарий от quickquest

Это текстовой режим, а я про графику спрашиваю. В частности про заливку и геометрические фигуры. И был ли какой-то стандартный API для этого до direct x который только 95-м появился.

true_admin ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от anto215

емнип, только с ней можно было играть в warlords на старых 386

Shadow ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от anto215

anto215, Shadow, я понял, 20 лет назад был 96год, direct-x, все дела. Я почему-то подумал что речь шла о начале девяностых.

true_admin ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Deleted

То есть видеокарта выполняла фактически функции контролера экрана, я правильно понимаю?

она и сейчас это делает

Harald ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Deleted

в виде техно-хлама в начале 2000х

Купил за 200руб на молотке с самовывозом несколько системных блоков + запчасти :). Правда, производительность разочаровала, всё что не пентиум не держало DMA для дисков, а 386 и ниже вообще шляпа.

true_admin ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от true_admin

vesa что-то стандартизировали, но все равно собственные API были быстрее. В ускорение входили буферы окон, их перетаскивание, курсора мыши и т.п.

Shadow ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Shadow

vesa что-то стандартизировали

ссылочку в студию на vesa и свои API :) Они видеорежимы всякие стандартизировали и по-мелочи: https://en.wikipedia.org/wiki/VESA . Про нормальный API типа opengl я никогда не слышал. В инете пишут что даже double buffering надо было делать руками, не то что примитивы рисовать.

Т.е. vesa стандартизировала только доступ к видеопамяти и настройку видеорежимов.

true_admin ★★★★★ ()

Смысл в том, что надо же чем-то картинку на экран выводить

cvs-255 ★★★★★ ()

Возникает вопрос:а чем тогда может быть полезен видеоадаптер(видеокарта) для компьютера если он неспособен даже на 2D ускорение? В чем его смысл?

Формирует битмапы текстовых режимов (ускорение вывода текста). Имеет всякие плюшки вроде аппаратных текстового и графического курсоров. Формирует видеосигнал для передачи на монитор.

В противном случае всем этим пришлось бы заниматься цпу.

aidaho ★★★★★ ()

По этой логике получается, что если видеоадаптер не умеет хотя бы 2D ускорения, то его смысл напрочь теряется. Но видимо я был неправ?

вообще-то видеоадаптер в первую очередь нужен для того, чтобы выводить информацию на устройства отображения. а ускорение это типа опциональная фича такая(точнее была ей, а сейчас без ускорения только в консоли сидеть :))

помнится в 90-х у pci видеокарт в features было написано что-то типа «ускоритель windows». маркетолухи знали толк :)

Rost ★★★★★ ()
Последнее исправление: Rost (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от aidaho

Формирует битмапы текстовых режимов (ускорение вывода текста)

Чуть не забыл: всякие мигания текста/фона, в том числе и курсора, тоже были аппаратно ускоренными. Поэтому «древняя анимация» никогда не тормозила :)

aidaho ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от true_admin

Были решения (даже именуемые стандартами; для CAD, видимо) по соответствующей цене, типа https://en.wikipedia.org/wiki/IBM_8514

8514 used a standardised programming interface called the «Adapter Interface» or AI. This interface is also used by XGA, IBM Image Adapter/A, and clones of the 8514/A and XGA such as the ATI Technologies Mach 32 and IIT AGX. The interface allows computer software to offload common 2D-drawing operations (line-draw, color-fill, BITBLT) onto the 8514 hardware. This freed the host CPU for other tasks, and greatly improved the speed of redrawing a graphics visual (such as a pie-chart or CAD-illustration).

И далее XGA

greenman ★★★★★ ()
Последнее исправление: greenman (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от true_admin

простые видеокарты умели сами прорисовывать рамочки и заполнять цветом прямоугольники

Можно ключевые слова для гугления? Я о таком не слышал.

Наверное гуглить надо graphics accelerator или что-то подобное. Давно это было, но если память мне не изменяет перемещать окна, рисовать всякие линии, заливать цветом и поддерживать аппаратный курсор видеокарты могли уже очень давно, по крайней ещё во времена всяких там S3 Trio. Если ошибаюсь прошу сильно не пинать ))

mbivanyuk ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от greenman

Ещё пара примечательных цитат для Ъ

The 8514 was one of the first GPUs introduced. Byte Magazine (a then popular but now defunct computer publication) wrote a long article detaining its capabilities. In its day, the 8514 was considered to be a very capable GPU card adapter for business use.

IBM’s 8514/A boards were not cheap : the 8514 initially sold for $1290 for the adapter and $270 for the 512KB memory expansion. The 8514/A market was severely limited by the fact that IBM’s boards only supported MCA systems, not ISA systems that were more common at the time.

Release date: 1987

greenman ★★★★★ ()

Просто мне всегда казалось, что весь смысл данной железяки состоит в том, чтобы разгрузить CPU от вычислений связанных с графикой

Ага, а выводитт изображение тебе проц через libastral должен?

Valkeru ★★★★ ()
Ответ на: комментарий от true_admin

Можно ключевые слова для гугления? Я о таком не слышал.

2d gdi acceleration. Но об этом очень мало открытой информации. В видеокарты встраивались блоки аппаратной заливки прямоугольников, копирования, наложения, рисования линий. Словом то, что нужно для рисования окошек windows. И использовалось это ядром вендов. Может быть какие-то старые режимы ускорения x window тоже умели это использовать.

atrus ★★★★★ ()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.