LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

В чем смысл видеокарты без ускорения?

 , , ,


0

0

Я помнится где-то читал, что на старых видео адаптерах (A.K.A. видеокарты) не было никакого ускорения графики. Я так понимаю, что не только для 3D, но даже для 2D.

Возникает вопрос:а чем тогда может быть полезен видеоадаптер(видеокарта) для компьютера если он неспособен даже на 2D ускорение? В чем его смысл?

Просто мне всегда казалось, что весь смысл данной железяки состоит в том, чтобы разгрузить CPU от вычислений связанных с графикой. По этой логике получается, что если видеоадаптер не умеет хотя бы 2D ускорения, то его смысл напрочь теряется. Но видимо я был неправ?

Deleted

Ответ на: комментарий от Deleted

а в 2007 вин2000 ой как вымораживала на компе класса пень 133, даже при памяти в 128МБ sdram.

Зачем в 2007 году нужен был пень 133? А если нужен, зачем там была вин2000, а не NT4. А если так нужно было, что даже прикупили к нему слегка уже раритетной памяти до 128 Мб, зачем заодно не «апгрейднули» его хотя бы до пень-2/ppro начального. Да хоть p200mmx.

anonymous_incognito ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от true_admin

Типичный стереотип «мультимедийности», афаик. Первыми появились аппаратные блиттеры, заливать рамочки через порт это просто глупо.

arturpub ★★
()
Ответ на: комментарий от Stahl

Ну да. Ты же не можешь повесить колонки на регистр процессора:)

Первая «аудио-карта» был именно проводок к динамику припаянный к регистру cpu. :) (Когда cpu были ещё набор проводков и дискретики. 1961 год)

https://youtu.be/41U78QP8nBk

beastie ★★★★★
()
Последнее исправление: beastie (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Stahl

Есть тупой человек, а есть умный. Нужна речь.

Нужен пулемёт.

Valkeru ★★★★
()

Старые формировали картину для вывода на монитор, а новые типа aspeed не имеют ускорителя из-за защиты от записи в память.

steemandlinux ★★★★★
()

Но видимо я был неправ?

Был.

Zhbert ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Bfgeshka

Неправда, ну не было шустрого ничего. Да и индусов своих хватало.

*с ностальгией вспоминает нортон-коммандер и лайнс*

Zhbert ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Ну а кто картинку выводил? Я так понимаю контроллер com-порта выступал в роли видеокарты?

Deleted
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Да, настоящий терминал. Не то что эти виртуальные.

Тонкий клиент.

greenman ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Zhbert

Когда пытался выполнить в юзерспейсе даже не многозадачность, а хотя бы двухзадачность, то слёзы наворачивались. Нужно было выбирать, что для тебя важнее - музыка или текстовый процессор, нельзя просто взять и выполнять одновременно.

Про то, что было до того, лучше даже не вспоминать.

Bfgeshka ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от true_admin

Это текстовой режим, а я про графику спрашиваю. В частности про заливку и геометрические фигуры.

Дык псевдографика создавалась в текстовом режиме из графических символов 2 части ПЗУ текстовых символов: прототипы «пиксельных шейдеров», которые можно было выводить с атрибутами мигания, яркости, ... В 8 битном бейсике даже были «графические команды» линий, прямоугольников, ... и заливки.

И был ли какой-то стандартный API для этого до direct x который только 95-м появился.

Вместо API в CGA (1981 г.) были основные графические функции ©.

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от int13h

Вы таки про Intel 8275 ?

Ага, для тех лет уникальная по сочетанию простоты и возможностей микросхема.

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Zhbert

Ну тогда не у всех были звуковая карта или оптический привод, это да. У меня они были, а сетевой карты не было.

Bfgeshka ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Монитор (алфавитно-цифровой терминал) подключался к последовательному порту на 9600 бит/сек

Тут ком-порт просто интерфейс. Видяха (знакогенератор?) находилась в терминале.

true_admin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Shadow

Ускорения не было на VGA. Мне почти 40 лет, я такой комп никогда не видел

Мне 30 лет и я знаю, что в линейке Cirrus Logic было 2d-ускорение для Microsoft Word 6 под Win 3.1.

По поводу более серьёзного гляньте ссылку:

http://pdf1.alldatasheet.com/datasheet-pdf/view/111141/CIRRUS/CL-GD5464.html

Если не нравятся разрешения выше 640x480 (в контексте VGA), гляньте более ранние модели.

Stage1 ★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Я помнится где-то читал, что на старых видео адаптерах (A.K.A. видеокарты) не было никакого ускорения графики.

Это называется зажрались. :) Видеочипы всегда занимались организацией и помощью в выводе на экран графики. Разумеется, аппаратными методами. Просто то, что вчера было достижением - сегодня банальность, потому что везде.

Первые чипы выводили картинку на экран телевизоров (электронно-лучевых или вообще механических {разверткой не электромагнит управлял, а реально барабан с прорезями вращался}). Эти аналоговые устройства получали из эфира поток несжатых данных с информацией о яркости отдельных точек в строках. Первые видеочипы, например, в Atari 2600 генерировали этот поток аппаратно, преобразовывая номер цвета в сигналы для телевизора. Так же он удваивал строки, вдвое растягивая картинку по вертикали. Из-за дороговизны памяти у приставки не было фреймбуфера, за время обновления экрана программист был должен сгенерировать содержимое экрана и передать его чипу.

Затем были чипы восьмибитных приставок, таких как NES/Famicom/Dendy. Они не давали возможность произвольной отрисовки, но быстро аппаратно формировали картинку из тайлов (там они назывались спрайтами), прямоугольных областей, фиксированного размера в которые можно было поместить заранее нарисованные изображения.

На PC это развилось в адаптер MDA (монохромный дисплейный адаптер), который использовал выделенный регион памяти, байты из которого генерировали на экране символы. Каждая ячейка была связана с определённым положением на экране, а образ символа хранился в памяти (обычно ПЗУ, но позднее и в ОЗУ, что позволило загружать собственные шрифты). Этот адаптер аппаратно ускоренно рисовал текст.

CPU просчитывал всю нужную графику, а потом отдавал приказы видеокарте «выведи вот этот пиксель вот там».

На PC (хотя на других компьютерах это было задолго до того, но PC был рабочей лошадкой) это появилось с адаптером CGA (цветной графический адаптер). В нём появился фреймбуфер, та самая область памяти, данные из которой интерпретировались, как точки.

Так же на таких адаптерах (возможно не на CGA) реализовывалась аппаратная поддержка одного спрайта (обычно 8x8 или 8x16), для аппаратной реализации мышиного курсора в графическом режиме.

Дополнительно к адаптерам добавляли и другие функции. Аппаратная отрисовка линий, рисование закрашенных прямоугольноков, аппаратное смешение цветов (наложить один прямоугольник на другой). Были даже аппаратные функции для рисования и поворота треугольников для поддержки 3D, но всё это было жутно не стандартизовано и ПО во времена DOS почти никогда и ни как этим не пользовалось.

Microsoft сумели навести в этом некий порядок. Они сформулировали список требований, которые должен был уметь драйвер и что должно было реализовываться аппаратно. Народ подтянулся и скорость перемещения окошек в Windows на каком-нибудь Pentium 100MZh с драйвером VGA и драйвером к видеокарте - здорово отличалась. Это при том, что для написания GDI M$ привлекали тогдашних гуру графики, таких, как Майкл Абраш.

Позднее появился массовый 3D и 2D функции стали отмирать, потому что были избыточны и дублировали то, что мог делать 3D чип.

Ну а кто картинку выводил?

Такие терминалы были специализированными компьютерами. Они имели монитор, клавиатуру, их контроллеры и сеть в том или ином виде (хотя бы в виде кабеля COM-порта). Собирались из дешёвых комплектующих и предназначались для подключения к дорогим компьютерам (мейнфреймам), которые разом обслуживали много таких терминалов (за счёт многозадачности и многопользовательскости).

atrus ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от true_admin

Годах в 1993-1994 сидел у знакомых за 486 компом. Я еще удивился, что окошки в Win3.1 рисовались быстрее, чем обычно. Но мой вопрос они ответили, что там установлен графичекий аккселератор. Модели не спрашивал, но помню, что ходили слухи про могучие Diamond Stealth, Tseng Labs и т.д.

bigbit ★★★★★
()

Ко всему что здесь написано.

Но я так понял, здесь касается именно линейки IBM PC совместимых машин.

Если что - то персоналки от ИБМ задумывались просто как печатные машинки и у них небыло никаких ускорителей вплоть до 91-93(95) года

первый 3Д ускоритель пользовательского уровня это был 3DFX

Он и сейчас, вполне так не фигово работал бы, если бы под него были дрова.

Шёл отдельным блоком в PCI слот рядом со стандартной любой видеокартой.

потом Невидия переманила к себе всех основных разрабов, 3dFX сдох, а невидиа стала самым крутым производителем игровых карт (сейчас меня изнасилуют АТИфилы).

Теперь эксукрс про 3Д ускорители в более прошлое.

Есть всем известный OpenGL.

Его родителем была самая крутая компания по производству феерически крутых может и по сей день графических компов Silicon Graphics International. (ныне к сожалению мёртвая).

Они разработали и нормальную операционку Iris вроде на основе Unix

Как операционка так и компы были немерянно быстрыми, удобными, реально многозадачными и настолько же дорогими. Это всё было ещё в далёком 1981 (вроде) году. По дизайну самих компов как по мне вставляли Эплы на раз. А по удобству и количеству спецпереферии вставляли и вставляют всех до сих пор.

Позже, когда невидия сделала более менее удобоваримые видяхи, софт с силикона портировали на стандартные ПиСи (например Light Wave) и SGI стал сдыхать за ненужностью и дороговизной.

Практически все спецэффекты в фильмах сделанных в прошлом тысячелетии были сделаны на Силиконах.

Serg_HIS
()

Ты лучше расскажи, в чем смысл ускорения.

t184256 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

roboq6> То есть видеокарта выполняла фактически функции контролера экрана, я правильно понимаю?

Она до сих пор их выполняет, так как это в первую очередь контроллер вывода изображения.

roboq6> CPU просчитывал всю нужную графику, а потом отдавал приказы видеокарте «выведи вот этот пиксель вот там».

Софт отправлял пиксели во фреймбуфер.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serg_HIS

Serg_HIS> Позже, когда невидия сделала более менее удобоваримые видяхи

Voodo ещё было удобоваримыми до невидии. Заслуга невидии в том, что она на профессиональный рынок решила выйти и договорилась с поставщиками софта.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

Voodo ещё было удобоваримыми до невидии

Я ни слова не сказал против 3DFX

И да невидия довела до удобоваримого состояния свой продукт.

Всё так.

Serg_HIS
()

Если кому интересно, могу рассказать про стерео очки и достижения невидии в этой области в те далёкие 90 годы.

В СНГ только такие упоротые как я лезли так глубоко в эти штуки.

Многие молодые падаваны(геймеры) наверное думают, что стерео очки появились лет 10 назад? :)

Serg_HIS
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.