LINUX.ORG.RU

Разработчики Ubuntu отказываются от X.org в пользу Wayland

 , ,


0

4

Известный космический турист, программист и филантроп, а по совместительству и лидер команды разработчиков Ubuntu, только что в своем блоге объявил об отказе от графического сервера X.org в пользу легковесного сервера Wayland, который в данный момент находится в стадии активной разработки.

Создатель Wayland, сотрудник компании Intel Кристиан Хогсберг (Kristian Hogsberg), следующим образом характеризует свое детище:

Wayland — новый сервер дисплея, который выполняет только крошечную часть тех функций Х, которые мы фактически используем, когда запускаем композитный десктоп. Wayland — это, по сути, буферный менеджер (подобно тому, чем DRI2 является для X.org), обработчик входных данных. Весь рендеринг выполняется на клиентской стороне — так, как сегодня работает OpenGL, а задание режимов и другие аппаратные установки выполняются в ядре. Такой подход позволяет значительно упростить организацию сервера.

Чтобы переход не был слишком сложным для конечных пользователей, Марк пообещал сохранить возможность запуска X-приложений в режиме совместимости. Кроме того, была обещана помощь разработчикам GNOME и KDE.

Чем же был плох X.org? Марк доволен тем, как развивается X.org, но, по его мнению, создать впечатляющую графику на X.org значительно сложнее, так как X.org изначально преследовал несколько иные цели и имеет ряд серьезных ограничений. По мнению Марка, для конечного пользователя намного важнее сама графика, нежели сетевые возможности X.org.

О временны́х рамках говорить сложно. Конечно, кто-то ожидает увидеть первые наброски уже через 6 месяцев, но Марк считает, что что-то полезное для сообщества появится не ранее чем через год, а полный переход займет не менее четырех лет.

>>> Подробности

★☆

Проверено: post-factum ()
Последнее исправление: Dendy (всего исправлений: 2)

Ответ на: комментарий от no-dashi

>То бишь закопают именно wayland

Если он при всем этом будет поддерживать протокол X11 и совместимость с видеодрайверами для X11, не закопают. Но это будет уже не wayland :)

annulen ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от PayableOnDeath

Собственно поэтому и нужно расчистить авгиевы конюшни в протоколе X11, адаптировать под это X.org, убрать тонны грязных хаков из Qt и GTK и жить долго и счастливо

А также предварительно продумать спроектировать протокол, предусмотрев в нем возможность редиректа звука, написать все это, а затем переписать FLTK, JRE(AWT), xterm, и придумать как добавить поддержку обычных X11-приложений и сред, таких как xterm, CDE, переписать поддержку всего этого в motif, lesstif и много-много всего еще. Сделаешь?

no-dashi ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от no-dashi

>А также предварительно продумать спроектировать протокол, предусмотрев в нем возможность редиректа звука

Ну это через PulseAudio можно организовать

annulen ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от annulen

>>Тут еще есть ньюанс - все x86 железо...

Ну Linux вообще-то не только на x86 работает)

Кто-то выпускает графические чипы несовместимые с архитектурой драйверов Windows?

Absurd ★★★
()
Ответ на: комментарий от no-dashi

>Ага, это будет X12 :-)

Нет, X12 предполагает неполную совместимость с X11. Это будет новая реализация X11 с возможностью аппаратного ускорения рендеринга на стороне клиента

annulen ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Absurd

>Кто-то выпускает графические чипы несовместимые с архитектурой драйверов Windows?

Например, нвидиевские карточки, стоя{щ,вш}ие в PowerPC'шных Маках, несовместимы c Windows

annulen ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от annulen

>>Кто-то выпускает графические чипы несовместимые с архитектурой драйверов Windows?

Например, нвидиевские карточки, стоя{щ,вш}ие в PowerPC'шных Маках, несовместимы c Windows

Что, прямо ни одной функции GDI не могли выполнить аппаратно? Это специально было сделано?

Absurd ★★★
()
Ответ на: комментарий от annulen

> А также предварительно продумать спроектировать протокол, предусмотрев в нем возможность редиректа звука

Ну это через PulseAudio можно организовать

И пробрасывать два соединения вместо одного? Вот уж этого не надо.

no-dashi ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от r

Главная мысль такая - на X11 свет клином не сошёлся в деле передачи богатого графикой контента (такого как игра или какое-либо приложение, предназначенное для работы; САПР, например) по узкому (относительно локальных сетей) каналу.

RussianNeuroMancer ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Absurd

>Что, прямо ни одной функции GDI не могли выполнить аппаратно?

хз, может одну и могли, но прошивка другая

annulen ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от annulen

с возможностью аппаратного ускорения рендеринга на стороне клиента

И каким образом ты это организуешь? Я вижу только один способ - OpenGL. Но опять таки, OpenGL'ный ресурс, совемстно используемый кучей рендерящих клиентов, должен управляться OpenGL-сервером, через который клиенты будут гнать желаемые команды и на выходе получать свои битмапы.

Тут уже начинаются всякие бредовые замыслы, типа «а если у нас мощная карточка у юзера, и нет карточки на хосте где крутится приложение, мы ведь могли бы отгонять команды GL на юзерский комп для рендеринга, но это надо будет делать покомандно, инструкция за инструкцией, а не просто гнать битмап», и вот уже такая казалось бы стройная и красивая схема начинает превращаться в X11.

no-dashi ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от no-dashi

>И пробрасывать два соединения вместо одного? Вот уж этого не надо.

сделать приспособление для одновременного проброса двух соединений

annulen ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от no-dashi

я имел в виду опционально (для локалхоста), с сохранением преимущественно серверного рендеринга

annulen ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

>К тому же некоторые осиляторы уже на свободных G3D драйверах игрушки запускают.

Уровня первого Quake

Gary ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от r

X11 коцептуально - это архитектура весь потенциал которой еще не раскрыт - потому что утолщающиеся интернеты пока пользуются только скайпами и ютубами. Если приложить усилия в развитие X11 в соответствии с чаяньями времени - можно получить охрененный инструмент.
Согласен. Займёшься? Вот прям так, с понедельника?

RussianNeuroMancer ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от no-dashi

Всякие извращения с обменом gl командами между сервером и клиентом уже реализовывались (xgl) и давно успешно рипнулись.

PolarFox ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от annulen

Ты думаешь, что DISPLAY=vasia-pupkin.cooldomain.org mplayer tv:// -tv driver=v4l2:width=640:height=480:device=/dev/video0 — замена скайпу?

PolarFox ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от annulen

>>Что, прямо ни одной функции GDI не могли выполнить аппаратно?

хз, может одну и могли, но прошивка другая

Пользователи раритетного железа могут и софтверным рендеренгом обойтись. В противном случае слои абстракции будут настолько сложны, что ими вообще никто не будет заниматься и тогда вообще все будут между стабильной vesa и падучей заменой кишек у X-ов.

Absurd ★★★
()
Ответ на: комментарий от Gary

> Уровня первого Quake

Да-да, оставляю вас двоих с no-dashi определять, у кого руки кривее.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Gary

> Я не понимаю, почему все сторонники вейланда так разбежались.

Wayland ещё надо написать. Ещё неизвестно, на каком этапе он может by-design напороться на нерешаемые проблемы, из-за которых надо будет городить эти самые расширения.

Потому что в теории это выглядит хорошо. Если на практике всё будет плохо — пилить Xorg никогда не поздно.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Absurd

так что система комманд всех видеокарт уже содержит общий знаменатель - GDI и DirectX
А как же OpenGL? С этой точки зрения, кстати, становятся понятны движения Qt в направлении OpenGL.

RussianNeuroMancer ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от PayableOnDeath

Просто никто кроме одного разработчика не хочет шевелиться, да и тот всего лишь решил потешить свое ЧСВ, начав писать неполноценную альтернативу.
А Wayland разве не для MeeGo начали писать?

RussianNeuroMancer ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от annulen

>>падучей заменой кишек у X-ов.

wut? зачем переносить кривость и падучесть дров на иксы?

Они кривые и падучие оттого что нижний уровень юзерспейсных библиотек и драйвера по сути разговаривают на разных языках. У этих двух языков есть один общий знаменатель - софтверный бинблиттинг. Поэтому vesa - это единственное по настоящему надежное решение которое может существовать на данной архитектуре.

Absurd ★★★
()
Ответ на: комментарий от no-dashi

> Если у меня на nouveau компиз работает, а у тебя нет - значит проблемы в твоих руках. Жестокая правда.

Я тебе открою страшную тайну, но драйвер — это такая штука, которая не должна требовать рук по определению. Так что если он работает у тебя, но не работает у меня — это кривой драйвер. Sad, but true. А мои руки тут не причём — я же ничего не настраивал…

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от annulen

> Если он при всем этом будет поддерживать протокол X11 и совместимость с видеодрайверами для X11, не закопают. Но это будет уже не wayland :)

Почему? О_О

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от HappySquirrel

Я именно _тебе_ уже говорил: Я регулярно наблюдаю BSOD на Windows-машинах, и совсем не вижу его в лине.

Я тебе тоже уже говорил, что в линухе ты его и не увидишь, увидишь только замерзший экран и мигание num_lock+scroll_lock. Система из каменного века.

Что меня возмущает - это голословное заявление о медлительности X. Для чего конкретно и кому не хватило скорости?

Окошки подвигай в линухе и в винде, менюшки пооткрывай. Разница видна невооруженному глазу.

Reset ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от no-dashi

Тут уже начинаются всякие бредовые замыслы, типа «а если у нас мощная карточка у юзера, и нет карточки на хосте где крутится приложение, мы ведь могли бы отгонять команды GL на юзерский комп для рендеринга, но это надо будет делать покомандно, инструкция за инструкцией, а не просто гнать битмап», и вот уже такая казалось бы стройная и красивая схема начинает превращаться в X11.
Или в протокол, используемый в Citrix HDX.

RussianNeuroMancer ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Absurd

> Кто-то выпускает графические чипы несовместимые с архитектурой драйверов Windows?

Да. У тебя в телефоне Windows™?

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от HappySquirrel

Вирусы это следствие распространенности системы и криворукости пользователей. Естественно, что на веб-серверах их не будет, так как обычно у админов с руками всё в порядке.

Reset ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от RussianNeuroMancer

>> так что система комманд всех видеокарт уже содержит общий знаменатель - GDI и DirectX

А как же OpenGL? С этой точки зрения, кстати, становятся понятны движения Qt в направлении OpenGL.

Там примерно тот же набор примитивов что и в Direct3D я думаю. Правда, к сожалению, теперь весь bleeding-edge в Direct3D.

Absurd ★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Так что если он работает у тебя, но не работает у меня — это кривой драйвер

А если идиот не утсановил mesa и теперь у него не работают OpenGL-приложения, это проблема mesa? Нет, это проблема идиота и его рук.

no-dashi ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Reset

Окошки подвигай в линухе и в винде, менюшки пооткрывай. Разница видна невооруженному глазу.

Подвигал, пооткрывал. После подгрузки всех иконок для пунктов меню разницы не заметил. Абидно, да?

no-dashi ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

>> Кто-то выпускает графические чипы несовместимые с архитектурой драйверов Windows?

Да. У тебя в телефоне Windows™?

Для телефона не проблема целиком написать всю гуйню с нуля от драйвера до прикладного уровня. Железо же фиксированное, как в Маке.

Absurd ★★★
()
Ответ на: комментарий от Absurd

Там примерно тот же набор примитивов что и в Direct3D я думаю. Правда, к сожалению, теперь весь bleeding-edge в Direct3D.

Естественно, огромный период застоя был во времена opengl 1.1-1.4, когда никаких спецификаций не выходило, а производители реализовывали нужные фичи расширениями и кто во что горазд. С похоронами SGI и выходом 3.0 ситуация более-менее стала исправляться.

Reset ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Reset

> Я тебе тоже уже говорил, что в линухе ты его и не увидишь, увидишь только замерзший экран и мигание num_lock+scroll_lock. Система из каменного века.

Десять лет жду замёрзшего экрана и мигания кнопок num lock и scroll lock. Сколько ещё ждать? До самого вендекапца?

А BSOD видели практически все.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от no-dashi

> А если идиот не утсановил mesa и теперь у него не работают OpenGL-приложения, это проблема mesa? Нет, это проблема идиота и его рук.

В таком случае все претензии к Марку, который криво собрал свежую убунту с Nouveau и не положил туда Mesa. Или всё-таки идиот не Марк и не я.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от no-dashi

После подгрузки всех иконок

Значит разница таки есть. Объясни теперь это виндузятникам, которые привыкли, чтобы всё работало быстро сразу без всяких подгрузок.

Reset ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от PolarFox

Всякие извращения с обменом gl командами между сервером и клиентом уже реализовывались (xgl) и давно успешно рипнулись.

Это неверное утверждение. Рендеринг командами GL как был сто лет назад, так и остался. Это делает расширение протокола под названием GLX.

Технология Xgl рипнулась в угоду AIGLX. А расширение GLX никуда не делось. Запусти glxgears, и команды GL побегут на X-сервер. Можешь проделать этот фокус удаленно. :)

Zubok ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Чую, что ты лукавишь. Совсем недавно линух научился выходишь из спящего режима без паники, совсем недавно были времена ядер 2.6.0-2.6.3, когда ядро паниковало от вставленной флешки. Попробую попрограммировать opengl с кривыми ati'шными драйверами, kernel panic'ов наловишься как нефиг делать.

Reset ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Reset

Хм, у меня атишные дрова никогда кёрнел паник не вызывали, ОС просто висла намертво, без всяких мигающих нумлоков и высеров в tty.

PolarFox ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от PolarFox

Может ты не обращал внимание на мигающий numlock ?

Reset ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.