LINUX.ORG.RU

Haiku, Inc. проспонсировала приобретение RISC-V материнских плат для портирования системы Haiku

 , , , ,


2

4

Изобретатели RISC-V создали компанию под названием SiFive, и эта компания недавно выпустила SoC под названием HiFive Unmatched. Задолго до этого релиза один из разработчиков Haiku - Alexander von Gluck IV (kallisti5) сделал предварительный заказ на эту плату и начал работу над переносом Haiku на RISC-V, добившись некоторого прогресса в работе над загрузчиком, поддержкой u-boot и маппингом памяти.

Примерно два месяца назад другой разработчик Haiku — Ilya Chugin ( X512) также начал работать над портом RISC-V для Haiku, но под другим углом. Подробностей слишком много для этого поста, но их можно прочитать в его теме на форуме Haiku. Подводя итог: он портировал небольшой эмулятор RISC-V под названием TinyEmu на Haiku, написал игрушечную операционную систему и другие инструменты для изучения платформы, затем он медленно заставил Haiku работать в этом эмуляторе с полной поддержкой графического интерфейса, постепенно получая все больше и больше работающих частей Haiku. Затем он начал проделывать аналогичную работу в QEMU, который более точно эмулирует реальное оборудование. Все это было сделано в самой Haiku, работающей на компьютере x86.

Несмотря на то, что все это было сделано в режиме эмуляции, портирование Haiku на RISC-V провиднулось значительно дальше, чем на какую-либо другую платформу, помимо x86.

Учитывая этот огромный прогресс, достигнутый Ilya Chugin (X512) в портировании Haiku, члены сообщества спросили, может ли Haiku, Inc. проспонсировать покупку платы HiFive Unmatched для X512, и после недолгих размышлений Haiku, Inc. согласилась сделать это. Ilya Chugin уже получил деньги для покупки платы и уже ее заказал. Ожидается, что плата прибудет к 6-7 июля 2021 года.

Вдобавок к этому, Haiku, Inc было решено возместить сумму, которую затратил ранее Alexander von Gluck IV (kallisti5) на приобретение материнской планы HiFive Unmatched, хоть он и этого не просил. Это было сочетание спонсорства, ровно также как и для X512, а также и благодарности Alexander за его преданность сообществу и его неустанные усилия по работе над инфраструктурой Haiku и многие другие заслуги, такие как его собственная работа над портом RISC-V.

Мы ожидаем, что и X512 и kallisti5 продолжат совместную работу над портом и, имея теперь одинаковое оборудование добьются отличных результатов.

Также стоит напомнить, что в конце июля ожидается очередной выход бета-версии операционной системы Haiku, на этот раз под номером 3.

Всех заинтересованных милости просим в наш уютный чатик в телеграмме.

>>> Подробности



Проверено: a1batross ()

Ответ на: комментарий от intelfx

О чём отчитываться? Ты балабол обыкновенный. Сбалаболил, и в кусты. Отчитываться… 3 коммента фантазий регистранта. Пиши ещё, фантазёр/допущенец.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от Partisan

Алё, горажжж…

Даже ессли не нужна, то там идёт побочкой ресерч графония. Тебе мешает это? Что кто-то работает над драверочками, параллельно с Месой?

anonymous ()
Ответ на: комментарий от aist1

А что там в качестве видеокарты можно присобачить?

По идее любую PCIe-совместимую видеокарту с открытыми драйверами (чтобы пересобрать, я не слышал о выпусках бинарников видеодрайверов под RISC-V). Бинарный блоб nVidia в пролёте.

X512 ★★ ()
Последнее исправление: X512 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от aist1

А ты что будешь использовать?

Radeon R7 250. Поддерживается драйвером из коробки в Haiku. Тяжёлые игры запускать не планирую.

Mouser говорит на эту плату, что у неё Lead Time 45 weeks.

Это чтобы новые платы произвести. У меня показывает на складе 281 штуки.

Тебе сколько её ждать придется?

Ilya Chugin уже получил деньги для покупки платы и уже ее заказал. Ожидается, что плата прибудет к 6-7 июля 2021 года.

X512 ★★ ()
Ответ на: комментарий от aist1

Стоит отметить что процессор на плате слабее современных x86 процессоров от Intel и AMD. 4 ядра, стандартная частота 1.2 GHz, разгоняется до 1.5 GHz. Чтобы начали выпуск более быстрых RISC-V процессоров, надо подождать.

X512 ★★ ()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Хм, а какие сегодняшние «современные» ОС используют отличные от Beos концепции? Напомнить вам откуда концепт построения UI и вся внутрянка в той же Mac OS X? Или по вашему Windows 10 чем-то кардинально отличается от Windows NT? Более-менее отличаются только мобильные iOS и Android. Да и то, только интерфейсом, и то, только часть интерфейса. Всё остальное так или иначе из 80х и начала 90х.

Работающие вещи не устаревают, и «современные» ОС только доказывают это, переиспользуя и концепции и код.

ixrws ★★★ ()
Ответ на: комментарий от BceM_IIpuBeT

Вулкан будет?

Для Radeon R7 250 Vulkan вроде бы поддерживается. Но драйверов для Haiku пока нет, надо портировать. Может быть этим займусь потом, идеи по поводу архитектуры 3D ускорения для Haiku есть.

X512 ★★ ()
Ответ на: комментарий от anonymous

И какие в ней прекрасные идеи для 2021?

Например имеются интересные идеи по части GUI и местного WM: https://www.haiku-os.org/docs/userguide/en/gui.html

Эти идеи из BeOS/Haiku постоянно пытаются завезти то в KDE, то в полудохлые иксовые WM (вспоминаем табы), но получается как всегда получается в Linux Desktop.

EXL ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от X512

Я в курсе. Я серьезно интересуюсь темой акселераторов для RISC-V. У меня есть своя кастомная сборка Rocket Chip для Arty A7-100.

Эти железные платы с RV нужны тем, кто серьезно портирует софт на них, чтобы пробовать память в режиме мультипоточности. Добиться хорошей эмуляции RAM будет сложно. Так что да, покупаем железку — и вперед. Скорость, опять же, на много лучше, чем в эмуляторе.

aist1 ★★ ()
Ответ на: комментарий от fsb4000

Когда я тыкал SerenityOS мне не нравился подход статической линковки там, когда небольшое приложение раздувается до нескольких МБ за счёт линковки API-либ в статике.

Какие-либо подвижки в этом плане произошли? Десктопные приложения SerenityOS до сих пор огромные бинари?

EXL ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от X512

Где посмотреть список работающего оборудования? У меня есть hd7770, которая по-архитектуре практически идентична r7 250. Гайка заработает с другими vid/pid?

BceM_IIpuBeT ★★★☆☆ ()
Последнее исправление: BceM_IIpuBeT (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от EXL

Да, я понимаю базовые принципы дизайна UI, которые сформированы были ещё в Xerox, но затем имплементированы и доработаны в Mac OS, Windows, NeXTSTEP, OS/2 и Windows NT. Более 80% этих разработок по духу или даже по реализации переиспользованы в современных Mac OS и Windows.

Мне понятна аргументация оппонента, но я против применения термина «устаревший». Разумнее применять слова вроде: мне надоел, набил оскомину, уже 1000 ничего не менялось. Но то, что работает и работает хорошо - не может устареть. Технический термин устаревший подразумевает, что новое решение лучше, эффективнее. А вот это не так, скажем если сравнивать лист открытых окон и десктоп с доком. Док далеко не всегда эффективнее и лучше, а значит он не может привести к устареванию предшественников. Но и концепция дока не молодая и современной назвать её нельзя.

Айв это Джонатан Айв, главный дизигнер из Apple.

ixrws ★★★ ()
Ответ на: комментарий от anonymous

ГУЙ Хайки застрял в 90-х.

И чего такого нового придумали после 90-х? Прозрачные окна с тенью? Это никак на поведение окон и удобство использования не влияет.

X512 ★★ ()

Всегда было интересно, что это за программисты такие, у которых нет $500 на железо. Ходят с протянутой рукой, зато на LOR в каждом треде отметились со своим ценным и единственно правильным мнением.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от X512

Заказал себе на Crowd Supply. Покупка импульсивная, но пусть лучше лежит пока без дела чем потом её пару месяцев ждать, когда понадобится.

Мне не для OS, а для storage.

aist1 ★★ ()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Ну как минимум отсутствие аппаратного ускорения отрисовки.

Да, это проблема многих OS, которые не интересны вендорам железа и у которых нет множества специалистов-драйверописателей. Хотя, справедливости ради, стоит заметить что llvmpipe особенно на новых CPU обеспечивает вполне себе приемлимую производительность OpenGL 1.x и OpenGL 2.0, достаточную не только для работы некоторых программ, но и портов игр вроде Half-Life. Но за играми, это точно не к Haiku.

Что же касается самой отрисовки GUI, то тут используется классическая схема, когда этим занимается CPU, вот прямо как рисуются Qt Widgets через libxcb. Под капотом Haiku GUI кстати используется libagg – популярный и быстрый 2D-растеризатор, написанный Максимом Шеманарёвым.

Так вот, гораздо более ощутимая и осязаемая проблема для пользователя Haiku на мой взгляд не отсутствие аппаратного ускорения, а отсутствие портов современного Firefox или Chromium, дабы иметь возможность использовать современный Web без ограничений.

Но я реально не вижу в данный момент в ней ничего критического, что сподвигло бы ей пользоваться в повседневной жизни.

Так никто вроде и не призывает к переходу, например, с Linux на Haiku. Уж точно не я, так как сам использую Linux. Вот только я немного знаком со внутренней кухней Haiku и многие вещи, которые используются там выглядят для меня интересно. Как и многое то, что имеется и сделано лучше в Haiku. А сравнивать подходы Linux и Haiku к разработке того же ПО ещё интереснее.

EXL ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от utanho

Как замена фф2(!!!). На нем дальше лора уехать можно? Я не говорю про видосики, хотя бы жабоскрипт тянет нормально? Так-то и линкс - браузер.

Да, можно, YouTube работает. Есть альтернативы в виде QupZilla и Otter Browser. Но пока проблема в портировании QtWebEngine (Blink), для разбора этих громадных залежей кода у энтузиастов банально нет желания, времени и, самое главное, ресурсов. Те кто имел счастье пересобирать Chromium или Firefox после каждого наложенного незначительного патча в кодовую базу – меня поймут.

EXL ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Всегда было интересно, что это за программисты такие, у которых нет $500 на железо. Ходят с протянутой рукой,

Следует делать за деньги то, в чём ты хорош. Даже если ты трижды миллиардер.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от bhfq

Концепция пакетов HPKG кстати очень удобна, когда скачанный пакет не требует никакой установки после загрузки пакетным менеджером, а сразу монтируется и моментально готов к использованию.

Не видел такого удобного решения в популярных операционных системах вообще. Разве что AppImage со SquashFS напоминает издалека нечто подобное, но на деле там фейк – он шуршит винтом, распаковывая файлы приложения куда-то там в /tmp/. Да и удобного пакетного менеджера у него нет.

EXL ★★★★★ ()
Последнее исправление: EXL (всего исправлений: 1)

Оставлю пару своих мыслей на тему смысла портирования всяких OS на RV.

TL;DR — он есть. Мы сейчас движемся в сторону гетерогенных вычислений (много разнотипных процессоров) вообще, и другой архитектуре памяти, в частности.

Не то, чтобы тут появляются какие-то принципиально новые возможности (спорно, кому-как). Но одна только доступность большого и быстрого storage, а так же NVRAM, будет кардинально менять то, какой теперь может быть архитектура приложений (и ОС, разумеется). Когда-то с WinFS было связано много ожиданий в плане того, как можно было углубить интеграцию приложений на базе общей модели данных с высокой детализацией. Не взлетело оно тогда по причине низкой производительности. Ну не работали тогда БД нормально на таких масштабах.

А вот сейчас — дело совсем уже другое. И присутствие на площадке RISC-V — это такая заявка на готовность к будущему.

Я, кстати, делал рисерч. Ссылок сейчас не помню, но сразу несколько открытых графических контроллеров сейчас находятся в работе для RISC-V. Думаю, что через пару лет, мы уже будем иметь довольно шустрые одноплатники, которые могут в приемлемую для дексктопа графику (видео + немного 3D). И OS-ки будут к этому уже готовы.

aist1 ★★ ()