LINUX.ORG.RU

Релиз PrusaSlicer 2.0.0 (раньше назывался Slic3r Prusa Edition/Slic3r PE)

 , , , ,


2

1

PrusaSlicer - это слайсер, то есть программа, которая берёт 3D модель в виде сетки из обычных треугольников и конвертирует её в специальную программу управления трёхмерным принтером. Например в виде G-кода для FFF принтеров, в котором содержатся детальные инструкции о том, как нужно двигать печатающую головку (экструдер) в пространстве и сколько горячего пластика через неё выдавливать в конкретный момент времени. Кроме G-кода в этой версии добавили и генерацию слоёв растровых изображений для фотополимерных mSLA принтеров. Исходные 3D модели могут быть загружены из файлов форматов STL, OBJ или AMF.

Хотя PrusaSlicer разрабатывался с прицелом на опенсорсные принтеры Prusa, он может создавать G-код, совместимый с любым современным принтером на основе наработок RepRap, включая все с прошивками Marlin, Prusa (форк Marlin), Sprinter и Repetier. Также есть возможность генерации G-кода, поддерживаемого контроллерами Mach3, LinuxCNC и Machinekit.

PrusaSlicer является форком Slic3r, который в свою очередь был разработан Alessandro Ranelucci и сообществом RepRap. До версии 1.41 включительно, проект разрабатывался под названием Slic3r Prusa Edition, он же - Slic3r PE. Форк унаследовал своеобразный и не очень удобный пользовательский интерфейс оригинального Slic3r, так что разработчики из Prusa Research в какой-то момент сделали отдельный упрощённый интерфейс для Slic3r PE - PrusaControl. Но в дальнейшем, при разработке Slic3r PE 1.42, было решено полностью переделать оригинальный интерфейс, влив часть наработок PrusaControl и прекратив разработку последнего. Серьёзная переработка интерфейса и добавление большого количества новых возможностей стали основанием для переименования проекта.

Одной из отличительных особенностей PrusaSlicer (как и Slic3r) является наличие большого количество настроек, дающих пользователю контроль над процессом слайсинга.

PrusaSlicer написан в основном на C++, распространяется под лицензией AGPLv3 и работает на Linux, macOS и Windows.

Основные изменения относительно Slic3r PE 1.41.0

Видеообзор интерфейса и возможностей этой версии: https://www.youtube.com/watch?v=bzf20FxsN2Q.

  • Интерфейс
    • Теперь интерфейс нормально отображается на мониторах с HiDPI.
    • Значительно улучшены возможности по манипуляции трёхмерными объектами:
      • Теперь поддерживается перенос, вращение, масштабирование и отзеркаливание по всем трём осям и неравномерное масштабирование при помощи трёхмерных элементов управления прямо в окне 3D просмотра. Эти же элементы можно выбирать с клавиатуры: m - перенос, r - вращение, s - масштабирование, Esc - выход из режима редактирования.
      • Теперь можно выделить несколько объектов, зажав Ctrl. Ctrl-A выделяет все объекты.
      • При переносе, вращении и масштабировании можно задавать точные значения в панели под списком объектов. Когда соответствующее текстовое поле в фокусе, в окне 3D предпросмотра рисуются стрелки, показывающие что и в каком направлении изменяет данное число.
    • Переделана работа с Project (ранее называлось Factory File). В файле проекта сохраняются все модели, настройки и модификаторы, необходимые для того, чтобы можно было получить точно такой же G-код на другом компьютере.
    • Все настройки выделены в три разные категории: Simple, Advanced и Expert. По умолчанию показываются только настройки категории Simple, что сильно упрощает жизнь начинающим пользователям. Режимы Advanced и Expert можно легко включить при необходимости. Настройки разных категорий показываются разным цветом.
    • Многие полезные возможности Slic3r теперь выведены на основную вкладку (Plater).
    • Оценочная продолжительность печати теперь показывается сразу после выполнения действия «Slice» без необходимости экспорта G-кода.
    • Многие действия теперь выполняются в фоновом режиме и не блокируют интерфейс. Например, отправка в OctoPrint.
    • В списке объектов теперь показывается иерархия объектов, параметры объекта, объёмы объекта и модификаторы. Все параметры показываются или прямо в списке объектов (по нажатию правой кнопкой по иконке справа от названия) или в контекстной панели под списком.
    • Модели с проблемами (зазоры между треугольниками, пересекающиеся треугольники) теперь отмечаются восклицательным знаком в списке объектов.
    • Поддержка опций командной строки теперь основана на коде из Slic3r. Формат такой же, как у апстрима, с некоторыми изменениями:
      • --help-fff и --help-sla вместо --help-options
      • у --loglevel есть дополительный параметр для настройки важности (severity) выводимых сообщений
      • --export-sla вместо --export-sla-svg или --export-svg
      • не поддерживаются: --cut-grid, --cut-x, --cut-y, --autosave
  • Возможности трёхмерной печати
    • Поддержка цветной печати при помощи модуля (аппаратного) автоматической смены филамента.
    • Поддержка mSLA (стереолитография с помощью маски) и принтера Prusa SL1, использующего эту технологию. Может показаться, что поддержка mSLA проще, чем FFF, ведь для mSLA достаточно просто отрисовать двухмерные изображения для каждого слоя, но на самом деле это не совсем так. Проблема в том, что технология требует добавления поддерживающих конструкций правильной формы для более-менее сложных моделей. При печати с неправильными поддержками может получиться так, что часть печатаемого объекта останется на печатающей матрице и испортит все последующие слои.
    • Добавлена поддержка плагина Cancelobject для OctoPrint. Это позволяет отменять печать отдельных объектов не прерывая печать остальных.
    • Возможность добавления собственных и удаления автоматически сгенерированных поддержек при помощи модификаторов.
  • Внутренние изменения
    • Весь основной код переписан на C++. Теперь для работы не нужен Perl.
    • Отказ от перла в движке слайсинга позволил доделать поддержку слайсинга в фоновом режиме с возможностью отмены в любой момент.
    • Благодаря переработанной системе синхронизации фронтэнда с движком, небольшие изменения теперь инвалидируют не объекты целиком, а только те части, которые требуют перерасчёта.
    • Теперь требуется OpenGL версии 2.0 или выше. Переход на новую версию помог упростить код и улучшить производительность на современном железе.
  • Удалённые возможности
    • Поддержка печати через последовательный порт прямо из программы. Разработчики ещё не решили, будут они возвращать эту возможность в будущих версиях или нет. (от автора новости: не понимаю зачем эта фича, когда есть OctoPrint, реализующий веб-интерфейс и HTTP API для принтеров, подключаемых последовательным портом)
    • Предпросмотр 2D toolpath не реализован в новом интерфейсе. Его скорее всего вернут в одной из последующих версий. Временное решение: направить камеру 3D предпросмотра сверху вниз нажатием клавиши 1 и выбрать нужный слой.
  • Всё ещё не реализованные возможности =)
    • Отмена (Undo) и повтор (Redo) действий до сих пор отсутствуют.

Подробный список изменений

Описание всех изменений можно найти по этим ссылкам: 1.42.0-alpha1, 1.42.0-alpha2, 1.42.0-alpha3, 1.42.0-alpha4, 1.42.0-alpha5, 1.42.0-alpha7, 1.42.0-beta, 1.42.0-beta1, 1.42.0-beta2, 2.0.0-rc, 2.0.0-rc1, 2.0.0.

Ссылки

>>> Домашняя страница

Объясните неспециалисту

По теме:

PrusaSlicer берёт 3D модели (STL, OBJ, AMF) и конвертирует их в формат, понятный трёхмерным принтерам.

Объясните, а разве тот же STL не считается форматом, «готовым» для 3D-принтеров? Или сабж — это программа, которая уже непосредственно принтером управляет?

О, увидел:

от автора новости: не понимаю зачем это, когда есть OctoPrint

А OctoPrint что берёт на вход?

Другими словами, в начале новости не хватает определения, что всё-таки собой представляет сабж: это 3D-редактор, конвертор с функциями редактирования или программа 3D-печати (упоминание про прошивки и контроллеры намекает на последнее)? Это даже можно было бы написать ДО упоминания про STL, OBJ, AMF.

hobbit ★★★★★ ()
Последнее исправление: hobbit (всего исправлений: 1)
Ответ на: Объясните неспециалисту от hobbit

Объясните

Объясняю:
STL — это трёхмерная модель.
GCODE — это инструкции для управляющего модуля машины.

Машины (и не только тридэпринтеры, но вообще все производственные машины) не знают ничего ни о каких трёхмерных моделях. Они знают только о том, что у них есть моторы, которые можно крутить в разные стороны, и разные устройства, на которые можно подавать или не подавать электричество, и разные датчики, которые могут повлиять на что-нибудь.

Поэтому им нужно дать чёткую инструкцию: что до какой температуры греть, какой мотор куда крутить и с какой скоростью и в каком порядке.
И ещё можно сказать что-то вроде «если сработает датчик 4 на больше чем 30 или датчик 5 вообще хоть на сколько-нибудь — подвинь все моторы немного вверх, выключи нагреватели и пищи десять секунд».

А я своему даю команду «каждый раз когда мотор 4 совершает движение, увеличь счётчик 4; если счётчик 4 не соответствует датчику 5 на ±20% — остановись и пищи».
Датчик 5 является контроллёром для мотора 4.

Goury ★★★★ ()
Последнее исправление: Goury (всего исправлений: 1)
Ответ на: Объясните неспециалисту от hobbit

Объясните, а разве тот же STL не считается форматом, «готовым» для 3D-принтеров? Или сабж — это программа, которая уже непосредственно принтером управляет?

Немного изменил начало новости. Надеюсь, теперь будет понятнее.

А OctoPrint что берёт на вход?

Другими словами, в начале новости не хватает определения, что всё-таки собой представляет сабж: это 3D-редактор, конвертор с функциями редактирования или программа 3D-печати (упоминание про прошивки и контроллеры намекает на последнее)? Это даже можно было бы написать ДО упоминания про STL, OBJ, AMF.

Как минимум при использовании любительских 3D-принтеров процесс получения готовой детали с нуля выглядит примерно так:

  • Сначала нужно сделать 3D модель, состоящую просто из сетки треугольников, обозначающей оболочку твёрдого трёхмерного тела. Для этого не обязательно даже использовать специальные CADы, достаточно обычного трёхмерного редактора типа Blender.
  • Затем нужно из этой модели получить программу управления 3D-принтером. Обычно это G-код с кучей команд вида «переместить по оси XYZ на столько-то мм» и «выдавить столько-то пластика». Это очень нетривиальный процесс, так принтеры разной конструкции имеют свои особенности, результирующий код можно хитро оптимизировать разными способами для ускорения или улучшения качества печати, также разные прошивки разных принтеров могут иметь отличия в интерпретации G-кода и так далее. Плюс, части моделей, «висящие в воздухе» не всегда можно печатать просто так (зависит от размеров и конкретной модели), под ними надо печатать поддерживающие леса из пластика, которые после завершения печати убираются с готового объекта вручную. Вот именно этим всем и занимается сабж и другие слайсеры.
  • Затем G-код надо как-то загрузить в принтер. Большинство принтеров могут просто читать файл с G-кодом с SD-карт. Также обычно принтеры могут подключаться через UART, последовательный порт или USB с его эмуляцией и читать G-код оттуда. Для работы с принтером, подключенным последовательным портом, существуют разные программы. OctoPrint - одна из них - это готовый веб-интерфейс для такого принтера, в который можно загрузить файл с G-кодом, нажать «Распечатать» и затем наблюдать за процессом во вкладке визуализации G-кода, вкладке со стримом с веб-камеры или вкладке с логом, в котором показываются отправляемые через последовальный порт команды в формате G-кода (он текстовый) с ответом на них (OK или ошибка). Для OctoPrint есть плагины, встраивающие в него слайсер (тот же Slic3r или Cura, может и для других есть), но они дают гораздо меньше возможностей для ручного управления процессом слайсинга.

Вот как-то так.

upd. На скриншоте из новости, особенно на плоских участках модели, хорошо видно, что модель состоит из тонких «колбасок», уложенных определённым образом. Это и есть путь движения экструдера, по которому будет выдавливаться пластик.

mironov_ivan ★★★★★ ()
Последнее исправление: mironov_ivan (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от ncrmnt

Собственно, а в чем отличие от ванильного Slic3r?

Более человечный интерфейс, полноценная поддержка SLA, поддержка цветной печати разными материалами, причесали внутренности. Это основное.

mironov_ivan ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от ncrmnt

Они в мейнлайн вливают наработки? Или типичные ковбои?

Раньше вливали по возможности. Это касалось не только слайсера, но и прошивки Marlin. Как будет дальше - хз, изменений у них всё больше. Ну и плюс у них теперь новый принтер на технологии SLA - SL1, исходники которого тоже обещали полностью открыть после начала его поставок, и который вроде бы первый в своём роде.

mironov_ivan ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Vit

Где разработка интенсивнее?

Сабж выглядит наиболее живым, но скорее всего это из-за большого релиза.

А есть ещё что-нибудь опенсорсное на эту тему?

mironov_ivan ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от mironov_ivan

Ну до твоей новости я думал что есть кура и слайс3р, плюс какой-то третий закрытый. А остальное - «сборки от Васяна»

Честно говоря, мне казалось что и на два усилия слишком распыляются.

Vit ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Vit

И какой в итоге слайсер выбирать?

при одинаковых настройках:
slic3r pe - отличные внешние стенки, медленная печать, отвратительные поддержки
ultimaker cura - внешние стенки с дефектами (1,75 мм нить), быстрая печать, идеальные (быстроотделяемые) поддержки

слайсер на все случаи жизни еще не написан :(

anonymous ()
Ответ на: комментарий от mironov_ivan

Другими словами, G-код привязан к принтеру? Соответственно и работа в программах такого класса должна вестись уже с учётом конкретного принтера?

hobbit ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от hobbit

можно сгенерировать g-cod под минимальные скорости/ускорения/размер стола/набор команд/etc, который будет одинаково хреново выполняться на любом FDM принтере с таким-же диаметром сопла - но зачем?

Anonymous ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от hobbit

Различия настраиваются в параметрах печати. G-код еще уникален по индивидуальным экземплярам принтеров во многих случаях из-за конструктивных особенностей.

slapin ★★★★★ ()

Мужики, а чем в линуксе можно сгенерированное сабжем «скормить» GPIO выходам raspbery/orange? В формате step/dir или многоноговом (как там его назвать?)

В смысле софта. Machinekit?

pihter ★★ ()
Ответ на: комментарий от anonymous

Меня вот раздражает что slic3r чот такое делает с толщиной экструзии заливки, что у меня всегда при одинаковом mm/s на периметрах нормально, а на заливке щелкает экструдер. Приходится скорость еще снижать... причем это на 2 принтерах так

А так slic3r устраивал в принципе

Но SLA тоже прикольно - китайские говнопринтеры на али за 15к SLA уже есть. Тот что в новости это такой же?

vitalif ★★★★ ()
Последнее исправление: vitalif (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от vitalif

Но SLA тоже прикольно - китайские говнопринтеры на али за 15к SLA уже есть. Тот что в новости это такой же?

SL1? Да, только дороже и опенсорсный (пока только в обещаниях, но покупателям его ещё и не начали отгружать).

Вообще интересно какие именно форматы файлов понимают китайские SLA-принтеры. PrusaSlicer для SL1 выдаёт ZIP-архив с кучей монохромных PNGшек и текстовым конфигом, содержащим длительность экспозиции, толщину слоя и ещё несколько параметров.

mironov_ivan ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от vitalif

китайские говнопринтеры на али за 15к

А объясни нубасу чем один принтер может быть хуже другого? Насколько мне сейчас видится: эта штука умеет перемещать экструдер в трех степенях свободы и какать пластиком по командам из файла. Чем один может быть хуже другого? (ну не счтатая всякой фигни типа люфтов — это даже не рассматривается)

pihter ★★ ()
Ответ на: комментарий от pihter

Насколько мне сейчас видится: эта штука умеет перемещать экструдер в трех степенях свободы и какать пластиком по командам из файла.

FFF-принтеры работают именно так. SLA - совсем иначе.

А объясни нубасу чем один принтер может быть хуже другого? Чем один может быть хуже другого? (ну не счтатая всякой фигни типа люфтов — это даже не рассматривается)

Если не рассматривать разный принцип перемещения экструдера в пространстве (см. например delta), в чём я вообще не разбираюсь, а только цену, то экономить в FFF принтере можно на многом:

  • Более дешёвые материалы. Скажем, акриловая рама, очевидно, будет иметь меньшую жёсткость, чем металлическая.
  • Более дешёвые отдельные детали. Чуть хуже подшипники, чуть менее ровные оси. В самых дешёвых наборах вместо точно изготовленной резьбовой оси (не знаю как правильно называется) может идти шпилька из строительного магазина 8).
  • Более дешёвые шаговые двигатели, обеспечивающие меньшую точность.
  • Меньше разнообразие сенсоров, которые улучшают точность печати и могут обеспечивать безопасную работу.
  • Пожиже остальная электроника: менее мощные драйверы шаговиков и отдельные мосфеты, блок питания с китайскими ваттами вместо настоящих. Всё это может перегреться и сгореть.

Ещё доступный для печати объём может быть разным.

mironov_ivan ★★★★★ ()
Последнее исправление: mironov_ivan (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от mironov_ivan

ну да, я именно про аддитивные спрашивал (там я неочевидно написал, сорян)

Ну то, что ты описал - это просто некачественное исполнение. Ну не должно же быть 10-кратной разницы

pihter ★★ ()
Ответ на: комментарий от pihter

Ну не должно же быть 10-кратной разницы

В цене и максимальных размерах печатаемой модели разница может быть и больше 10-кратной.

А качество печати с ценой принтера связано очень нелинейно.

mironov_ivan ★★★★★ ()
Последнее исправление: mironov_ivan (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от pihter

люфты и прочее на самом деле не такая уж и фигня - потому что влияет на качество печати, а качество печати влияет на скорость печати.

суть в том, что какать пластиком не так уж и просто - в сопле давление приличное, поэтому объём пропихиваемого пластика ограничен, а плюс ещё инерция и т.п.

печать и так очень медленная, это весьма задалбывает. а если ещё и принтер говённый, то приходится снижать скорость, чтобы оно вообще напечаталось.

а если печатаешь что-то мелкое, то там вообще проблемы качества заметны в полный рост. например аналог lego-шестерёнки ты хрен напечатаешь аккуратно на среднем принтере.

то же самое с качеством пластика - в принципе он почти весь нормальный, но бывает с пузырями (невидимыми, внутри нитки), неровным диаметром... бывает сам пластик непонятный - у меня был китайский ABS, который не растворялся ацетоном. это как блин так вообще?)) по факту это видимо была смесь ABS и HIPS. оно так-то не страшно, но например потом ты хочешь сделать сглаживание в ацетоновой бане, а она не сглаживается. =)

так-то у меня у самого говнопринтер за 20к, мне нравится больше предыдущего - область печати больше, конструкция компактней (аналог creality3d). в теории думал, что и побыстрее будет - экструдер боуденовский, а не с прямым приводом (то есть каретка лёгкая), сопло вроде потолще (больше тепла держит)...

но нет, всё равно медленно. предыдущий был wanhao duplicator 4, потом я ему проапгрейдил экструдер и в итоге таки добился 100 мм/с. а этот щас 70 где-то и всё, больше не тянет - если ставишь больше то начинаются пропуски и дыры или может вообще забиться. кроме того, на стенках деталей заметны неровности - у duplicator такого не было. неровности из-за отсутствия стабилизаторов тока каких-то, что ли... там проапгрейдить можно, но лень пока. плюс из-за боуденовского экструдера и постоянного подтекания после печати получается «волосатость» =) хотя тоже конечно не критично. а, экструдер ещё подозрительно щёлкает даже при нормальной печати - конструция говно, из пластика, и не выдерживает напряжения. ну пока вроде работает... =)

replicator новый, который стоит несколько килобаксов, печатает вроде под 200 мм/с. но конечно несколько килобаксов того не стоят, если масштаб не промышленный.

а ещё бывают конструкции корпуса разные и т.д и т.п.

а SLA принтеры там вообще фотополимер, по идее нюансы вообще другие. но на али то что я пока видел - у них область печати маленькая.

в целом обычные FDM/FFF принтеры это так или иначе довольно большой отстой, но всё равно - если этот отстой хотя бы быстро печатает, уже что-то.

vitalif ★★★★ ()

Редко что печатаю. Вообще 12ой курой пользуюсь, т.к. там параметры нарулены подходящие. Slic3r пробовал, уже и не помню чем он не зашёл. Может расчехлить аппарат, да попробовать новым что-то «нарезать». Да и куру новее глянуть, например. Но 14-ая кажется мне не зашла.

DiversantBivnev ()

Вопрос к опытным пользователям. Можно ли в этом слайсере расположить несколько моделей на столе так, чтобы они печатались последовательно (сначала одна, потом рядом вторая, и так далее)?

Сейчас делаю это в Simplify3D, но там это немного ракообразно реализовано.

Tuxman ()
Ответ на: комментарий от Tuxman

Забавно. Slic3r это умеет: https://manual.slic3r.org/advanced/sequential-printing.

В PrusaSlicer есть опция «Complete individual objects» в Print Settings -> Output Options. И она даже имеет какой-то эффект: если объекты расположены сильно близко, появляется окно с предупреждением. Но при этом я не нашёл где задать приоритет объектам. Возможно где-то потеряли часть интерфейса при переделывании…

mironov_ivan ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от mironov_ivan

В PrusaSlicer есть опция «Complete individual objects» в Print Settings -> Output Options. И она даже имеет какой-то эффект: если объекты расположены сильно близко, появляется окно с предупреждением. Но при этом я не нашёл где задать приоритет объектам. Возможно где-то потеряли часть интерфейса при переделывании…

Сейчас посмотрел: g-code при включении этой опции выдаётся правильный, для последовательной печати, просто порядок объектов нельзя изменить.

mironov_ivan ★★★★★ ()

Хм, странно, что оно хавает треугольники, а не кривые Безье и прочее. Типа нужно сэмплить. Потом думать, а не много ли, мало ли сэмплов. Выгребать тот же головняк при масштабировании.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от vitalif

а SLA принтеры там вообще фотополимер, по идее нюансы вообще другие

Проблем там две.

1) Адская канцерогенная отрава в качестве расходника

2) Прототипирование онли - затвердевшая отрава не может в пригодную для продакшена механическую прочность, годится разве что для болванок под последующее литьё в силикон и фигурок разных вайфу, которые будут стоять на полке и отравлять воздух в твоей комнате.

anonymous ()
Ответ на: комментарий от anonymous
  1. Адская канцерогенная отрава в качестве расходника
  1. Прототипирование онли - затвердевшая отрава не может в пригодную для продакшена механическую прочность, годится разве что для болванок под последующее литьё в силикон и фигурок разных вайфу, которые будут стоять на полке и отравлять воздух в твоей комнате.

Они же разные бывают. Вопрос только в цене.

mironov_ivan ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Tuxman

почему вы думаете, что кому-нибудь из участников обсуждения интересно, какие станки вы считаете нормальными, и что такое G02/G03?

Программы дают нужную точность, что видно по результатам, получаемым на 3D принтере. Впрочем, никто не запрещает вам улучшать влгормтмы управления 3D принтером.

Partisan ★★ ()
Ответ на: Объясните неспециалисту от hobbit

Re: Объясните неспециалисту

а разве тот же STL не считается форматом, «готовым» для 3D-принтеров

нет. это как с версткой журнала - статьи можно подготовить в чем угодно, хоть в Word, но типографии, в итоге, работают с PDF, EPS или CDR.

это программа, которая уже непосредственно принтером управляет

фактически да. слайсеры создают gcode файлы из STL (obj, amf) файлов, с учетом всех тонких настроек (сотни) для конкретной модели принтера, материала, 3d модели и пр. Gcode - это команды для принтера, типа разогреть стол до 80 градусов, разогреть сопло до 230 градусов, передвинуть сопло в позицию и т.д. и т.п. теперь этот gcode файл надо принтеру скормить - либо из самого слайсера, либо принтер сам возьмет его с sd ксрточки, либо octoprint-ом.

А OctoPrint что берёт на вход?

сам octoprint и берет gcode и скармливает его принтеру.

не понимаю зачем это, когда есть OctoPrint

глупость это.

Другими словами, в начале новости не хватает определения, что всё-таки собой представляет сабж

это софт для подготовки файла печати.

mcFactor ()
Последнее исправление: mcFactor (всего исправлений: 1)