LINUX.ORG.RU

zssh — реализация SSH на языке Zig от разработчиков OpenSUSE

 , ,


1

3

Разработичики OpenSUSE представили zssh — реализацию протокола SSH на языке Zig (ziglang.org). В разработке реализована работа с ключами и сертификатами, а также взаимодействие с ssh-agent. Алгоритмы шифрования поддерживаются с помощью уже существующих библиотек.

В качестве целей разработки называются возможности языка для легкого расширения с целью реализации постквантовых алгоритмов шифрования и расширением протокола в целом. Изначально в проект заложена поддержка криптографических библиотек libcrypto и leancrypto.

>>> Код проекта (лицензия GPLv3)

>>> Подробности

★★★★★

Проверено: cetjs2 ()
Последнее исправление: unDEFER (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от buddhist

Современные программисты вообще умеют что-то кроме как переписывать?

Всё давно придумано написано до нас.

yvv1
()
Ответ на: комментарий от thunar

Так GNU не переписывали а писали с нуля

А где эта тонкая грань?

свободных альтернатив

Ясно, понятно. Свою левую повестку навязывали. Вот откуда все эти и пошли. Еще тогда пустили эту заразу. :-)

Behem0th ★★★★★
()

Как они посмели поднять руку на проект, который придавал смысл OpenBSD)

goingUp ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LightDiver

каталанский, галисийский, китайский, греческий, например

Китайский слышишь, а английский нет? Тогда реально уникальный случай.

monk ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LightDiver

да ладно!? французский в речи ВАЩЕ на английский ни в одном месте не похож! там выговор совершенно разный! если только не самих обычных французов, пытающихся во французский, слушать.

английский тогда уж скорее на фризский похож, есть ролик на ютупе про это, про покупку коровы, рекомендую к просмотру.

и английский - не германский. а солянка.

mumpster ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от monk

Китайский очень простоя язык на самом деле. Вся его сложность в непохожести и не более. Если преодолеть эти условности и перестроить сознание на новую систему хранения и передачи данных, то все идет как по маслу.

Точно так же для тебя будет сложным греческий или арабский - просто из за другой системы письма и отличающейся структуры языка. А на деле там все проще некуда.

LightDiver ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LightDiver

без комментариев

у нас в классе они да паки - были самые проблемные в восприятии ребята. вот с египтянами - мы друг друга отлично понимали. заодно вяснили почему руссо-туристо ржут на ихний гимн. там слово «родина» есть. моожешь поискать как оно по-арабски )))))

mumpster ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mumpster

Английский язык изначально чисто германский. Его предок - древнеанглийский или анлосаксонский. На нем говорили чисто германские племена англов, саксов, ютов. Вот уже после нормандского завоевания Англии началось французское засилье во всех сферах. В результате уже среднеанглийский сильно рманизировался от французского. Мы это можем видеть в романских словах в нем прямо сейчас. Они там, кстати, параллельно германским часто.

LightDiver ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mumpster

Я не говорб бегло ни на одном. Даже наверное на русском. Но кое как разговор поддержать смогу на многих. Худо-бедно.

不急不躁,但坚定不移

LightDiver ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от thunar

Линус - не финн! откуда ты это взял ваще?

он швед. о чём в своём J4F так прямо и заявляет. или не читал?

и не путай государство происхождения (он говорит «Finnish» - то есть из Финляндии) и по крови (всё чисто шведское, включая фамилию).

mumpster ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от buddhist

Современные программисты вообще умеют что-то кроме как переписывать?

Конечно, но бумеры это все игнорируют)

goingUp ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mumpster

Хао бу нан*

好不难! (hǎo bù nán!)

Китай вообще интересен в целом. Это же цивилизация в себе, о которой европейцы практически ничего не знают. А там столько всего.

LightDiver ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от monk

Easy, busy, Japanesee. как наш инструктор говорил. )))

прочитал голоcами мистера Бина, Трампа и Оши Джексона ))))

mumpster ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LightDiver

Дурацкая мода называть проекты с префиксом или суффиксом, вытащенным из названия языка: JMeter, sudo-rs. Но хорошо, что кто-то из крупняков начал юзать Zig, а не повёлся на rust.

А там столько всего.

Это карманная вселенная. Ничего перспективного там нет для свободолюбивого человека - только жизнь по программе, которую прописала партия.

skywarp
()
Последнее исправление: skywarp (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от skywarp

Вот когда мне начинают втюхивать про свободу, демократию или диктатуру, я начинаю нервничать и следить где мне пытаются влезть в карман. Не надо этих громких, но абсолютно бессмысленных слов.

LightDiver ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LightDiver

Китайский очень простоя язык на самом деле. Вся его сложность в непохожести и не более. Если преодолеть эти условности и перестроить сознание на новую систему хранения и передачи данных, то все идет как по маслу.

Не в непохожести. А в том, что много омонимов и слова склеиваются 好地 произносится не как «хааодэ», а как «хадэ». Когда они говорят с иностранцами ещё терпимо, а когда пытаешься что-то вычленить в видео, то даже французский легче услышать.

В результате, приходится учить не слова, а кусочки фраз. Как в французском.

Вот это не глядя на субтитры можешь понять? https://haokan.baidu.com/v?pd=wisenatural&vid=4741230095631953032

monk ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LightDiver

Вот когда мне начинают втюхивать про свободу, демократию или диктатуру, я начинаю нервничать

Да что там, не надо нервничать, если дверь в подъезд заварили во время локдауна. Просто отнестись с пониманием, иначе минус 1000000 social score и не сможешь купить покушать.

Кто бы ещё Hare популязировал. Тоже добротный язык, но пока развивается медленно и спека только драфт. Хотя у Zig свои преимущества, но @ в синтаксисе меня напрягают визуально. А да, и fn тоже напрягает, в Go хотя бы func поприятнее. Для сигнатур функций ключевоее слово из двух букв это очень коротко, на читабельность влияет.

skywarp
()
Последнее исправление: skywarp (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от monk

Это уже углубление. Базовая сложность именно в другой системе письма для абсолютного большинства. 90% не могут преодолеть эту разницу. Хоть в китайском, хоть в греческом, хоть в арабском.

По этой же причине для западных европейцев такой сложный русский - другая система письма.

Если преодолеть эту непохожесть, начинаешь понимать условности языка, его структуры, как он работает. Там дальше уже все просто.

LightDiver ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LightDiver

Базовая сложность именно в другой системе письма для абсолютного большинства.

Да ладно. Алгебраическая запись в школе у всех была

2+2=4 二加二是四

Смайлики тоже как-то особой сложности не вызывают, хотя это те же иероглифы.

К тонам привыкнуть сложнее.

С иероглифами основная беда в том, что они для европейца контринтуитивны: 球 — шарообразный, 方 — квадратный. Первые несколько сотен приходится зазубривать, дальше хоть какая-то своя внутренняя логика начинает прослеживаться.

По этой же причине для западных европейцев такой сложный русский - другая система письма.

Не больше, чем для нас греческий. Русский сложный из-за словообразования: падежи, склонения, спряжения, … Чуть ли не у каждого слова уникальные окончания (стул-стульев, титул-титулов, …).

monk ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от monk

Я это и пытался донести - для нас настолько же сложен изначально греческий.

А все эти склонения, спряжения, падежи… ты испанский не учил, не? А ты попробуй. Хватает своих приколов с передачей смыслов. Одних времен 14. Но при этом он невероятно прост благодаря стандартизированности и что самое любопытное - похожести на русский. В нем практически нет исключений, в отличие от того же английского. Схожие междометия, схожая работа с родами. Даже мат схож во многом в смыслах.

Тут главное общую систему понять, дальше просто.

LightDiver ★★★★★
()

Читаю новости на ЛОРе и думаю: как же вовремя появилась реакция «не нужно!».

urxvt ★★★★★
()

Разработичики

там все такие ?

splinter ★★★★★
()

Ну авторам проекта спасибо за лицензию GPLv3.

Nurmukh ★★★★
()
Ответ на: комментарий от LightDiver

А сколько вы интересного узнаете при изучение казахского языка, что суффиксы в казахском языке - короли, что нет префиксов (приставок) от слова совсем. и что «он - красивый девушка» - это правильно.

Nurmukh ★★★★
()
Последнее исправление: Nurmukh (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Nurmukh

Да, я начинал изучать турецкий. Но не было собеседников и я бросил.

LightDiver ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LightDiver

Но при этом он невероятно прост благодаря стандартизированности и что самое любопытное - похожести на русский.

В испанском простое только настоящее время, ну и pretérito perfecto, наверное.

Дальше начинаются головоломки, потому что какое из времён использовать в какой ситуации, лично я почти не могу запомнить.

Да и запоминать спряжения для всех времён тоже нетривиально, хотя помогает то, что исключений действительно немного.

На русский он похож, КМК, только фонетикой, хотя и то спорно. Но скорее всего поймут, нет загонов как в английском, что пишется одним образом, читается другим, и куча звуков, похожих до степени неразличения (для нас).

Chiffchaff
()
Последнее исправление: Chiffchaff (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от goingUp

Ты о чём? Бумеры уже пожилые люди, они пьют таблетки, гуляют кушают и спят, зачем им думать о каких-то там программах и компухтерах?

buddhist ★★★★★
()

Ну, пока линуксятники будут пилить очередную реализацию софтины, призванной раз в год подконнектиться к серваку - про вендекапец можно забыть =)

windows10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от buddhist

Бумеры уже пожилые люди, они пьют таблетки, гуляют кушают и спят

…а также ворчат, что молодежь не та)

goingUp ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от monk

Ему хватило наличия экосистемы и поддержки UTF-8 на уровне языка

VanyaZay
()
Ответ на: комментарий от Radjah

Блин, вот это да. Тут даже 0.0.1 не выпустили, а новость на главной. Растофобия достигла новых высот.

AlexVR ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Chiffchaff

А ты итальянский попробуй - я начинал с него, потом перешел на испанский. В нем конечно исключений чуток побольше, зато и больше схожесть с русским. Там степень схожести, понимаешь? Окончания, все такое.

Особенно с русским пару столетий назад. Например окончания женского рода множественного числа у нас были раньше, как в итальянском сейчас.

LightDiver ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LightDiver

Например окончания женского рода множественного числа у нас были раньше, как в итальянском сейчас.

это как?

kott ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kott

В итальянском окончание множественного числа женского рода : -e (donna - женщина, donne - женщины)

Вспомни Пушкина, например: «В кухне злится повариха, Плачет у станка ткачиха – И завидуют оне Государевой жене.»

Раньше в руском это писалось через ять, потом яти отменили. Архаичная форма.

LightDiver ★★★★★
()
Последнее исправление: LightDiver (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от kott

Ну да, местоимение. Но совпадение забавное, так что запоминается легко.

А так же окончание мужского множвественного, например: -i

У нас: малчик - маличики. У итальянцев: ragazzo - ragazzi

LightDiver ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LightDiver

я не лингвист, но всё равно удивился этой дичи

У нас: малчик - маличики.

это, скорее, у грузин

У итальянцев: ragazzo - ragazzi

тогда уж maschietti

к слову, от старорусского родовые числительные частично остались «один - одна», «два - две», «оба - обе»

kott ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kott

Ну опечатался, бывает.

Maschietti это всетаки больше про возраст поменьше от 1 до 3 лет. Уменьшительное от «самца». В том числе про животных - щенят, например. А рагацци это уже чуток постарше: 5-15 лет. И только про людей.

Но я не про конкретное слово, а про общие с русским окончания. Просто это не единственное, за что цепляется разум при изучении языка. Там много такого, чего нет в том же английском, но есть в романских и русском.

LightDiver ★★★★★
()
Последнее исправление: LightDiver (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от LightDiver

Но я не про конкретное слово, а про общие с русским окончания. Просто это не единственное, за что цепляется разум при изучении языка. Там много такого, чего нет в том же английском, но есть в романских и русском.

Кстати, хороший пример про «сложность языка». То, что есть в родном языке, в чужом не воспринимается как сложность. Примерно как человеку, который знает Java, будет восприниматься простым Javascript и сложным Forth. Несмотря на то, что объективно синтаксис и семантика Javascript’а намного сложнее синтаксиса и семантики Forth’а. Если начать писать компилятор, это становится очевидно.

Так и с иностранными языками. Иероглифы и изменение значения тоном в русском почти не применяются, значит воспринимаем, что в китайском это сложно. Какого-то звука в русском нет, в иностранном есть, значит этот звук сложный и так далее.

monk ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от monk

Про языки программирования все чуть попроще всетаки. Основные языки невероятно схожи. Все эти си, пионы, явы, расты - одно и то же по сути. Одни и те же концепции разными словами. Где для меня действительно начинается сложность - это в языких с другой логикой работы. Хаскель тот же. Итерации через рекурсию - да ну их нахрен. Или тот же Forth - да.

LightDiver ★★★★★
()
Последнее исправление: LightDiver (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от LightDiver

Основные языки невероятно схожи.

Так они потому и основные. JavaScript сделан похожим на Java, а Java похожим на C именно чтобы быть популярным.

Где для меня действительно начинается сложность - это в языких с другой логикой работы.

Есть с той же логикой, но с непривычным синтаксисом: Ada, Common Lisp и 1С.

Итерации через рекурсию - да ну их нахрен.

Если речь про Хаскель, то можно и не через рекурсию. Есть же forM и whileM. Хотя логика ленивых вычислений, конечно, непривычная.

А вот реально другая логика это J и Prolog, например.

monk ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от jura12

лучше putty ничего нет

Я очень люблю ПЖ! Да правит он долго! :)

pihter ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от snake266

Что то не могу найти ни .deb, .rpm, ни хотя бы .tar.gz этого putty :)

Это потому что не искал! Когда-то я был удивлён, но apt install putty работает

pihter ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.