LINUX.ORG.RU

Состояние и планы разработки KDE Frameworks 5 и Plasma 2

 ,


1

5

Интерфейс KDE следующего поколения будет работать на Qt5 (в Linux) поверх Wayland или Xorg в качестве графического сервера, отрисовка его переместится с системы виджетов X11 на OpenGL. Монолитные библиотеки будут разделены, зависимости — урезаны в пользу модульности.

Статус Frameworks 5.

Разработка KDE Frameworks 5, направленная на модулизацию API, в настоящее время протекает в пределах kdelibs и kde-runtime, упрощая их внутреннюю структуру и разделяя их на отдельные библиотеки.

Работы над Frameworks 5 содержат 7 «эпических» задач, 3 из которых уже выполнены:

  • Начальное взаимодействие и документация.
  • Слияние кода с Qt5.
  • Удаление дублирующихся с Qt классов и использование их Qt-альтернатив.

Над оставшимися 4 задачами протекает бурная работа:

  • Система сборки CMake: вливание в апстрим некоторых фич, модулизация настроек и макросов, портирование, пересмотр и переработка модулей поиска.
  • Очень большая и трудоёмкая задача по чистке kdelibs, которая, тем не менее, уже выполнена на 50%.
  • Слияние с Qt 5.1.
  • Модулизация kdelibs: один модуль на каждую билиотеку. 13 задач выполнено, 12 - в процессе, 8 пока находятся в состоянии TODO.

Развитие Plasma и KWin.

Архитектура, основанная на Qt5 и Wayland, делает возможным использование большего количества современных графических стеков, что подразумевает перенесение отрисовки с X11 на OpenGL. QtQuick2 (это QtQuick в составе Qt5) имеет очень приятный и расширяемый API. Переход Plasma на Qt5 повлечёт за собой нарушение бинарной и кодовой совместимости, что является хорошим поводом для глубокой переработки Plasma API и внедрения новых архитектурных решений в Plasma 2. В итоге разработчикам будет представлен Plasma Quick, сочетающий методы QtQuick с рядом компонентов для поддержки визуальных тем, контроля отрисовки, интернационализации, доступа к данным, конфигурации и взаимодействия с оборудованием.

В рамках библиотеки libplasma2 представлен новый API и осуществлён перевод библиотеки Plasma и runtime-компонентов с использования QGraphicsView на QML, который будет основой пользовательского интефейса Plasma 2. Тем не менее, это только вершина айсберга и для полного завершения работы требуется выполнить ещё много задач, в том числе произвести портирование на QtQuick2, перевести движок скриптования с QScriptEngine на QDeclarativeEngine, создать новую оболочку, портировать виджеты с QGraphics* на QML.

Планы на композитор KWin Plasma:

Композитор Plasma в терминологии Wayland означает использование KWin в качестве Wayland-композитора для рабочих пространств Plasma. KWin подвергнется модулизации и чистке кода. Он уже поддерживает QML, но некоторые механизмы, работающие посредством XAtoms, ещё не переработаны.

Главное направление развития KWin это портирование на Qt5, возможность работать вне X-сервера поверх KMS, напрямую используя аппаратные ресурсы. Следующий шаг - использование KWin в качестве композитора Wayland. Зависимости от X11 могут быть удалены когда исчезнет надобность в поддержке совместимости со старыми X11-приложениями, или может быть сделана в виде опциональной возможности.

Этапы развития KWin:

  • Работа KWin поверх Qt5: будет завершено к релизу KDE 4.11 (тем не менее, KWin не будет зависеть от Qt5 до тех пор, пока KDE не будет полностью переведено на KDE Frameworks 5.
  • Рендеринг через KMS вне X-сервера: будет завершено к релизу KDE 4.11, который по-прежнему будет запускаться поверх Х-сервера, но уже сможет в экспериментальном режиме работать через KMS.
  • Возможность работы KWin в качестве композитора Wayland: планируется завершить к релизу KDE 4.12, в котором по прежнему по умолчанию будет задействован X-сервер, но появится опциональная возможность поддержки Wayland, если к этому времени будут готовы компоненты KDE Frameworks 5.
  • В отдалённом будущем планируется исключение X11 из зависимостей, тем не менее, полного прекращения поддержки X11 не произойдёт.

Рабочее пространство Plasma.

Стратегия заключается в миграции плазмоидов на QML. Все плазмоиды, использующие C++, Ruby, Python, JavaScript и «Web API», должны быть переписаны на QML, но в случаях когда возможностей QML не будет хватать, будет обеспечена поддержка комбинированных QML/C++ плазмоидов. Большинство необходимых плазмоидов (таких, как «панель задач», «просмотр каталога», «содержимое рабочего стола», «календарь», «KRunner», «Kickoff» и т.д.) будут портированы на QML уже к релизу KDE 4.11, а некоторые плазмоиды («системный лоток», «уведомления», «подключение устройств» и т.д.) портированы уже.

Заключение.

Проект KDE Frameworks 5 реализуется полным ходом. Благодаря ему KDE SC станет более современным, лёгким и модульным, более удобным и приятным в использовании. Важно понимать, что никакого срочного перехода на KDE 5 не будет: по прежнему будет развиваться ветка KDE 4.x, и лишь когда все технологии KDE, включая сторонние приложения, будут полностью портированы — можно будет говорить о релизе KDE Frameworks 5.

>>> Подробности



Проверено: JB ()
Последнее исправление: cetjs2 (всего исправлений: 4)

Ответ на: комментарий от Thero

могу только порадоваться что с 2002 года твои потребности не изменились.

А какие потребности могут изменится в отношении панели ? Ну кроме bells & wishes.

Darkman ★★★
()

Вот блин. Не успели четвертые кеды как следует допилить, как ужзе пятые мастырить начали, в которых опять всё поломали нафиг. Ждём КДЕ 5.х!=КДЕ5?

Saloed
()
Ответ на: комментарий от J

Админишь серваки гуём? НеЪ-же!)

:))

Ну egrep'ом же в письмах колупаться.

Darkman ★★★
()
Ответ на: комментарий от Darkman

опыт наглядно показал, что плазмоиды на руби и питоне не прижились, остались только на С++ и яваскрипт\кускриптенжин\вэбапи.. а это превращается в куэмель виджеты в полтора тычка. и объективно является виджетами на яваскрипте.

Thero ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Thero

опыт наглядно показал, что плазмоиды на руби и питоне не прижились, остались только на С++ и яваскрипт\кускриптенжин\вэбапи.

Пока у меня ещё стояли плазмоиды ни одного на яваскрипт\кускриптенжин\вэбапи завести не удалось - всё глючило и падало, нормально работали только на C++/Python.

Darkman ★★★
()
Ответ на: комментарий от Darkman

я с другой стороны крайности, меняю элементы панели каждый день под ситуацию, жду когда можно будет разным комнатам дать разные панели.

Thero ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Saloed

ничего не сломали. и КДЕ5.х выйдет только тогда когда будет ==КДЕ5 \\как минимум таков план.

Thero ★★★★★
()
Последнее исправление: Thero (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Darkman

О? для питона ЕМНИП до сих пор надо ставить отдельный скриптэнжин.. и да те что на С++ это до сих пор лучший тип плазмоидов.

Thero ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Thero

жду когда можно будет разным комнатам дать разные панели.

Для разных десктопов это умел ещё fvwm1 в 90-х годах прошлого века. А KDE не умеет до сих пор. О каком прогрессе тут говорили ?

Darkman ★★★
()
Ответ на: комментарий от Darkman

нене для десктопов умеет, для комнат пока нет. есть сложные причины почему хочется именно комнаты.

хотя я уже пол года именно это не тыкал, надо будет с выходом 4.10 провести исследование.

Thero ★★★★★
()
Последнее исправление: Thero (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Thero

есть нормальные системинфо плазмоиды.

Таких чтобы выглядели нормально на панели <64pix высотой - нет, я не зря wmapps в пример привёл.

Darkman ★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Ты объяснил только то, что боишься констант. Но это ничего, с каждым может случиться.

какой же ты зануда
поясняю подробнее: в QStyle есть метод pixelMetric, который возвращает константы для стиля
этот метод можно переопределить, поэтому в самом классе стиля нужно вызывать его, а не использовать жестко забитые константы
причем у былокодеров, которые Plastique писали, даже не возникло мысли, что раз уж они используют константные значения, то хорошо бы их в одном месте задать хотя бы
и подгонка под dpi у них через раз идет
а тот дятел, который Fusion сотворил, вообще даже не задумывался, что мониторы разные бывают, и неплохо бы стиль в зависимости от dpi подгонять

dt1 ★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

то цены бы КДЕ не было.

У него и так цены нет, ибо и задаром не нужно =)

Alsvartr ★★★★★
()

кдевелоперы все больше становятся похожими на гномоделов. Что первым, что вторым совершенно плевать, будут ли пользоваться оболочками люди. Ни слова об улучшении отзывчивости интерфейса, никаких исследований в области эргономики рабочего пространства. Все долбят на модули, суют повсюду OpenGL. На выходе получится очередная вавилонская башня.

linuxhater
()
Ответ на: комментарий от Yustas

Закинул провода на магистраль - скочать бисплатна за вами уже выехали.

Это тебе не водопровод, который можно под землёй тайком подрубить и никто лет 10 не увидит.

MiniRoboDancer ★☆
()
Ответ на: комментарий от Darkman

ну можно ведь и такой сделать если нужно простой правкой уже существующих, а с кумеель ещё проще будет.

Thero ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Kindly_Cat

Уж кто бы верещал, но не гик, собирающий себе рабочее окружение по кусочкам и старательно подпиливающий его, лол.

Батенька, раньше на ЛОР все так делали. А потом набежала толпа школоты, сейчас считающая себя огого настоящими линупсоедами, и все скатилось в овно.

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от Darkman

для виртуальных экранов есть, у меня длинная история почему они не подходят и почему нужно именно в комнатах, впрочем с появлением шаблонов панелей я их просто при необходимости меняю и всё.

Thero ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от dt1

это важно, напиши тому дятлу, а лучше сразу фикс с фиксом аргументы весомее. задача критики не закопать произведение, а подсказать как сделать его лучше.

Thero ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от caller

в планах разработки? я не видел, в оригинале статьи тоже ни слова, а вот в коментариях было много рецидивов у болезных по этому поводу.

Thero ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Thero

для виртуальных экранов есть

Может я слепой, но в упор не вижу в параметрах панели как её прибить к определённому виртуальному экрану. KDE 4.9.3

Darkman ★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

А нафиг вяленый в таком случае вообще ? Есть X11.

С подобной логикой прогресс не нужен, нужно обратно к бананам.

С вашей логикой у вас и бананы застрянут в горле, задохнетесь и помрете. Вейленд банальное передиралово андроидовского SurfaceFlinger/Skia - которые УЖЕ давно написаны и под FOSS лицензией. :D

То есть вместо написания чего то полезного пишут клон FOSS программы, и что характерно *все* фонаты вейленда настолько дебильны что про это не знают :D

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от Darkman

никогда ими не интересовался, но вроде даже видел на кделуке нечто подобное..

Thero ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Darkman

хм.. а может и правда уже выкинули во времена 4.2 или 4.4 както делал.

Thero ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Kindly_Cat

Красноглазых потеснили нормальные люди. Как страшно жить.

Эти люди не были красноглазыми - они настраивали среду под себя один раз лет на 5-10 и далее под линуксом просто работали. А сейчас набежало полно красноглазых школьников вендузятников которые кричат убунточкаогого, ставят всякие кеды с гномолинзами, и просто вендузятников вроде ресета. Так что да, «нормальные люди» хыхыхы. Иди уже уроки учи, «нормальный» ты наш :D

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от Kindly_Cat

Вяло, вяло. Такие дряблые вбросы уже тыщу раз тут читал.

Ну что поделать что правда для вас слишком вялое дело. Вы же безумный красноглазик, вам все вяло. Нормальные люди либо работают за тем что они настроили много лет назад, либо просто покупают себе андроид и им пользуются. А человек который вопит про то что вейленд зарулит иксы потому, что это такая самоцель - по определению ненормален.

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от Kindly_Cat

А ты тугой. Тебе ж сказали, что вбрасывать боянистой чушнёй бесполезно, зачем ты тужишься?

А зачем ты мне отвечаешь? Бугурт мимо мессаги пройти не дает? :D

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от Kindly_Cat

Уведомления сыпятся, тыкаю палочкой в клоуна.

И чо, сыпятся уведомления надо обязательно отвечать? :D Я же говорю - бугурт.

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от kernel

И чо, сыпятся уведомления надо обязательно отвечать?

Ну ты ж дальше читай, или размера буфера не хватает?

Kindly_Cat
() автор топика

Парни работают и это хорошо. Нравится это кому-то или нет, это уже вопрос субъективный, поэтому не надо обобщать. При прямых ручках и светлой голове можно сделать кеды красивыми, быстрыми и удобными. А версия 4.9 потребляет заметно меньше памяти. Это значит, что разрабы движутся верным путём.

pmedved
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Логичный шаг, лихо грузить процессор кде все равно не перестанет

Лихо? Это ты имхо преувеличиваешь: на core-i7 ivybridge даже флеш-видео FullHD без аппаратного ускорения не более 10% одного из ядер потребляет. Но если твой комп старый ничто не мешает юзать TDE - я так и делал.

black7
()
Ответ на: комментарий от Ramzes001

А как последнее время дела с KDE в Ubuntu? За новостями по этому поводу не слежу, сейчас нет официальной Kubuntu?

http://www.kubuntu.org/

KennyMinigun ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

А почему сейчас всю отрисовку переводят на OpenGL?

Логичный шаг, лихо грузить процессор кде все равно не перестанет, значит пускай хоть на видеокарту ляжет что то из нагрузки. Дело в том что оно by design тормознутое и судя по тому что они делают, это не исправить, разве что нагрузку распределить по умному.

Дело в том, что такая «распределённая» нагрузка понятно не будет бесплатной.

Разгрузится CPU, нагрузится GPU всего навсего.
И если для владельца киловаттного электрочайника это выльется всего лишь пониженным комфортом, из-за увеличевшихся оборотов кручения вентиляторов (если счета за электроэнергию оплачивают папка с мамкой), то с ноутами всё сложнее. Время автономной работы на почитать, посёрфить инет будет стремится к таковому как при просмотре фильма или игрании в любимые игрули.

anonymous
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.