LINUX.ORG.RU

Окружения с четырех сторон

 , , , ,


0

1

Это средненький по возрасту из трех ноутов, самая большая ошибка при покупке техники, Xiaomi Mi Notebook Pro 15.6.
Нет претензий к качеству, но вот с распаянными 8гб прогадал, а точнее пожадничал. До недавнего времени, до февраля этого года, на нем стояла винда и прекрасно работала вплоть до win11 24H2, после чего этой самой памяти перестало хватать, не так чтобы вообще, но уже напряжно. Решено-сделано, поставил арч, собственно сама винда к тому времени ничем меня не связывала, в игры я не игрец, а все остальное прекрасно покрывает линукс.
Сначала хотел компактную систему, один fluxbox и все, ностальгия так сказать, но дорожка так или иначе вывела на уже испытанные i3 и xfce.

Все это представлено на скриншотах, плюс консоль, в которую после замены lightdm на ly, стало удобно входить не логинясь на другой tty.

Рабочие окружения расположены в порядке предпочтений (основное i3). Скриншоты, можно сказать, постановочные, просто предновогодняя атмосфера, которая уже накрывает, например в i3 тайлингом практически не пользуюсь, все либо в табах, либо на воркспейсах. Или в консоли ретроспектива курса доллара, на другое не хватило фантазии, просто показать шрифт (spleen-12x24), почему-то именно на этом ноуте не устраивают ter-v28n или жирный ter-v28b.

Да, шелл pwsh, это давняя двадцатилетняя привязанность, что-то менять нет желания, да и сил тоже. Какие-то скрипты, которые требуют быстрого и легкого рантайма, пишу на bash/sh. Повершелловские чаще запускаю из оболочки и тут нет разницы, все уже загружено и работает быстро. То, что с шебанг, это bash, принцип такой.

Всех с наступающим Новым Годом, удачи и успехов.

★★★★★

Проверено: cetjs2 ()
Последнее исправление: cetjs2 (всего исправлений: 1)

Да, шелл pwsh, это давняя двадцатилетняя привязанность

Даже виндовому PowerShell 20 лет исполняется только в ноябре следующего года (до этого были BAT-файлы из ДОСа), а под линукс и макось его только в 2016-м выпустили, верни машину времени на место. :)

Ну и как он в линуксе, органично смотрится? Стоит с баша переезжать? :)

hobbit ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

Стоит с баша переезжать?

В роли чего, как интерактивной оболочки или как скриптового языка?
В первой роли, имхо, pwsh удобней (но многое надо настраивать), наверное, это как сравнивать стоковый bash с fish или zsh. Как скриптовый язык bash явно уступает, нет там продвинутых функций, настоящих массивов, классов, типизации и прочего полезного и не очень, что присуще другим языкам, сравните bash с перл или питон, это где-то так. Кроме того pwsh вполне себе работает с утилитами, что мне помешает использовать fzf или fd? Единственное, но важное преимущество bash, это легкость. Поэтому для мгновенных скриптов, которые вызываются из рабочего окружения, нажатием хоткея например, bash предпочтительнее. Рантаймы:

$ gps bash, pwsh                                         
                                                              
 NPM(K)    PM(M)      WS(M)     CPU(s)      Id  SI ProcessName
 ------    -----      -----     ------      --  -- -----------
      0     0,00       7,12       0,01   48225 …25 bash
      0     0,00     192,60       8,38   37460 …60 pwsh       

200mb это не шутка для одномоментных скриптов. Весь, хоть и урезанный .Net (не любой C# код можно переписать на pwsh). Если для шелла это не напряжно, загрузился за секунду и нормально, то скрипты с такой задержкой, это критично.

Есть ограничения, зависящие от платформы, что-то не будет работать или будет работать не так, как под виндой. Это без конкретной ориентированнности. Например, под линуксом я из скрипта не могу перезапустить его, если он работает в фоне, допустим плеер проигрывает трек, а на следующий не переходит, если плейлист организован не в виде классического плейлиста, а синтаксическим System.Collections.Generic.Queue/Dequeue

Поэтому советовать не берусь, сложная тема. Вы чего-нибудь удалите, а я виноват.

Даже виндовому PowerShell 20 лет исполняется только в ноябре следующего года

Ну я на вскидку, знакомство начал еще с Монада (Monad Shell).

dmitry237 ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: dmitry237 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от dmitry237

Спасибо за подробный ответ, да ещё и с бенчами.

Я понял, если понадобится что-то сильно продвинутое скриптить, я действительно лучше перл или питон возьму, с ними опыт есть.

hobbit ★★★★★
()

А что за психодел внизу слева на основном скриншоте? Это вообще окошко или кусок обоины?

CrX ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от dataman

POSIX-compliant

Премущества перед fish очевидны. А в чём, по твоему опыту, преимущества перед zsh, ну или хоть тем же bash?

CrX ★★★★★
()

Наверное тоже нужно что-то новогоднее на рабочий стол поставить.

unixnik ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от CrX

преимущества перед zsh

Не знаю, никогда не использовал.

ну или хоть тем же bash

Мне достаточно «из коробки»:

Command line completion with predefined completion scripts for more than 100 commands
Command line prediction based on command history

dataman ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от dataman

Первое в zsh возможно. А второе можно поподробнее, как работает? В идеале на каких-то реальных примерах из каждодневного использования

CrX ★★★★★
()
Последнее исправление: CrX (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от CrX

А что за психодел внизу слева на основном скриншоте? Это вообще окошко или кусок обоины?

Это кадр визуализации, projectMSDL, только старого релиза.

$ paru -Ss projectm
aur/projectm-sdl2-git 111.c53e732-1 [+2 ~0.01]
    Music visualizer which uses 3D accelerated iterative image based rendering (git version)
aur/projectm-presets-classic-git 2.g14a6244.2.gff8edf2-2 [+2 ~0.32]                                             
    Classic preset pack for projectM (git version)
aur/projectm-presets-cream-of-the-crop 2.4e0bf9f-2 [+3 ~0.32]
    Preset pack for projectM - jason fletcher's curated pack (git version)                                      
aur/projectm-git 2584.70132f18e-1 [+7 ~0.32]
    Music visualizer which uses 3D accelerated iterative image based rendering (git version)
extra/projectm-sdl 3.1.12-5 [315.80 KiB 811.29 KiB]
    Music visualizer which uses 3D accelerated iterative image based rendering (sdl)
extra/projectm-pulseaudio 3.1.12-5 [405.79 KiB 1.07 MiB]
    Music visualizer which uses 3D accelerated iterative image based rendering (pulseaudio)
extra/projectm 3.1.12-5 [2.13 MiB 25.94 MiB]
    Music visualizer which uses 3D accelerated iterative image based rendering
extra/libprojectm 4.1.6-2 [414.66 KiB 1.14 MiB]
    Music visualizer library which uses 3D accelerated iterative image based rendering                          
extra/kodi-addon-visualization-projectm 1:20.2.0-16 [4.12 MiB 27.56 MiB] (kodi-addons kodi-addons-visualization)
    ProjectM visualizer for Kodi
dmitry237 ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: dmitry237 (всего исправлений: 1)

Вау, выглядит классно. Сохраняется баланс между лаконичным минимализмом, красотой и удобством. Выглядит шикарно. Кстати, не хочешь попробовать void заместо арча? По моему мнению дистрибутив шикарный - как арч, но есть лёгкая musl версия, намного менее bloat и намного более перспективный. Кстати, под твои 8 гигов версия на musl зайдёт просто великолепно. Так, что думаешь? А, кстати, хочется отметить, что крыса с другими wm это реально классная штука - буквально набор качественно написанных софтин совсем без багов для лёгкого пользования компом вместе с легковесными вмками, пользовал крысу с bspwm, впечатления были только положительные. Хотя крыса и на голую с xfwm шикарна на самом деле

daniyal
()
Последнее исправление: daniyal (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от daniyal

не хочешь попробовать void заместо арча?

Просто я не вижу смысла, арч полностью устраивает. Да и лень, если честно.

dmitry237 ★★★★★
() автор топика

А что за утилита curr? Там на любой день можно курс глянуть за последние 30+ лет? Вот увидел 98 год и захотелось курс вспомнить какой был до и после августа. А то я помню только, что работал месяц, после школы и перед первым курсом, планировал заработать за этот месяц на апгрейд компа, как сейчас помню, был 486(амд дx4 120), а я хотел хотя бы П166 или селерон, уже точно не помню модель. И вот август, и мне хватает заработанного(вроде 1600р за месяц тогда заработал) только на один процессор p-166. Хорошо батя помог тогда(и я получил K6-2 300, хотя в этот кризис и в семье понятно с деньгами туго было.

Loki13 ★★★★★
()
Последнее исправление: Loki13 (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от dmitry237

Понятно. Потом как-нибудь обязательно попробуй)

daniyal
()
Ответ на: комментарий от Loki13

Это скрипт, обрабатывающий xml-ку.

Там на любой день можно курс глянуть за последние 30+ лет?

Практически на любой, начиная с 1992:

#!/usr/bin/env -S pwsh -noprofile

param (
    [Parameter()] [switch] $short,
    [Parameter()] [switch] $notitle,
    [Parameter()] [string] $date = [DateTime]::Today.ToString('dd.MM.yyyy')
)


$xml = [xml]::new()
$url = "http://www.cbr.ru/scripts/XML_daily.asp?date_req=$date"

  Try { $ErrorActionPreference = "Stop"; $xml.Load($url) }
Catch { return " `e[91merror`e[0m: Service is unavailable" }

$result =
foreach ($item in $xml.ValCurs.Valute)
{
    $cur = [ordered] @{ Code = $item.CharCode
                        Mame = $item.Name
                        Rubles = [math]::Round(([Convert]::ToDouble($item.Value) / $item.Nominal),2) }

   if ($notitle) { $cur.Add("Date", $xml.ValCurs.Date) }

   [pscustomobject] $cur
}

if (-not $notitle) { "`n {0} :: {1}" -f $xml.ValCurs.Date, $xml.ValCurs.Name }

if ($short) { $result | Where-Object Code -match 'BYN|USD|EUR|CNY' }
else { $result }
dmitry237 ★★★★★
() автор топика

в игры я не игрец

Даже если это было бы не так, то на линуксе во многие игры можно спокойно поиграть без особых заморочек.

u5er ★★★
()
Ответ на: комментарий от u5er

Я знаю, но это (было) принято считать так, я в эту тему не погружался.

dmitry237 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от daniyal

намного менее bloat

Это как? Скудная документация и меньше пакетов?

намного более перспективный.

Он уже лет 10 или больше как перспективный, а воз и ныне там. Это я к тому, что, если ожидаешь какие-то значительные улучшения в будущем, то напрасно – не будет их.

Кстати, под твои 8 гигов версия на musl зайдёт просто великолепно.

Срачики glibc vs musl в целом сводится к тому, что с glibc меньше проблем, и у musl никаких явных преимуществ на десктпопе.

anonymuse
()
Ответ на: комментарий от anonymuse

Это как? Скудная документация и меньше пакетов?

Дока действительно скудненькая, но все специфичные только для воида траблы там указаны, а остальное можешь где угодно посмотреть. Пакетов в репе наоборот намного больше, если учитывать только необходимые простому юзеру пакеты, то в оф репе арча их меньше, а вместо аура есть огромное количество шаблонов для xbps-src в инете, если гуглить умеешь, найдёшь легко.

Он уже лет 10 или больше как перспективный, а воз и ныне там. Это я к тому, что, если ожидаешь какие-то значительные улучшения в будущем, то напрасно – не будет их.

Он уже лучше арча, но в отличии от арча он становится ещё лучше.

Срачики glibc vs musl в целом сводится к тому, что с glibc меньше проблем, и у musl никаких явных преимуществ на десктпопе.

С glibc траблов меньше, соглашусь, но musl всё же легковеснее, и если оперы мало, то musl вполне подойдёт.

daniyal
()
Последнее исправление: daniyal (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от daniyal

Пакетов в репе наоборот намного больше, если учитывать только необходимые простому юзеру пакеты

Не досчитался целой кучи пакетов или даже скорее целых экосистем пакетов.

вместо аура есть огромное количество шаблонов для xbps-src в инете, если гуглить умеешь, найдёшь легко

Брехня. Нету их.

С glibc траблов меньше, соглашусь, но musl всё же легковеснее, и если оперы мало, то musl вполне подойдёт.

Несколько мегабайт погоды не сделают.

anonymuse
()
Ответ на: комментарий от daniyal

то в оф репе арча их меньше

Без multilib и testing:

$ pacman -Sl | wc -l
17896

А сколько в войд?

dmitry237 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от dmitry237

Легковеснее, стабильнее, шустрее, лого красивше, удобнейший установщик, nosystemd, портирован ваще на все платформы, включая маки

daniyal
()
Последнее исправление: daniyal (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonymuse

Не досчитался целой кучи пакетов или даже скорее целых экосистем пакетов.

Попробуй пожить на арче, не используя аур, ничего не компилируя и т.д. Там ты вообще считать разучишься, т.к. практики не будет.

Брехня. Нету их.

Брехня. Гуглить учись, да и на крайняк xdeb существует.

Несколько мегабайт погоды не сделают.

А несколько сотен мегабайт сделать могут, и musl способен их обеспечить.

daniyal
()
Ответ на: комментарий от daniyal

Попробуй пожить на арче, не используя аур, ничего не компилируя и т.д. Там ты вообще считать разучишься, т.к. практики не будет.

Пробовал и так, и так; с AUR лучше. Для такой сомнительной практики лучше LFS навернуть, что я тоже делал (не советую).

Брехня. Гуглить учись

Где пруфы, Билли Даня?

да и на крайняк xdeb существует.

В случае конфликтов, а они будут, это поломает систему.

А несколько сотен мегабайт сделать могут, и musl способен их обеспечить.

Несколько сотен – это ты, конечно, перегнул. Хотя, с кривым аллокатором в musl, может и правда сотни будут, но не в пользу musl.

anonymuse
()
Ответ на: комментарий от daniyal

Легковеснее, стабильнее, шустрее

Это ваши субъективные впечатления?
Нет никакой разницы грузится система 30 секунд, 17 или 10. Стабильность, это что вообще? Я установил на самый старый ноут шесть лет назад, и арч стабильно работает все это время, сколько надо, 20 лет?
Шустрее тоже не понятно, есть какие-то замеры шустрости? Ничего не тормозит, а что еще надо, может это действительно ваш субъективный взгляд?

удобнейший установщик

Это разовая задача. Что по гайду, что archinstall, что арч с Calamares, установил и забыл.

nosystemd

Ну да, это прямо киллер-фича, в чем прикол-то вообще, как это влияет на прикладные задачи? Мне вот все равно systemd или systemd-free. Не фанатеть же из-за ничего незначащего этого.

dmitry237 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от dmitry237

Это ваши субъективные впечатления? Нет никакой разницы грузится система 30 секунд, 17 или 10. Стабильность, это что вообще? Я установил на самый старый ноут шесть лет назад, и арч стабильно работает все это время, сколько надо, 20 лет? Шустрее тоже не понятно, есть какие-то замеры шустрости? Ничего не тормозит, а что еще надо, может это действительно ваш субъективный взгляд?

Ну во первых для меня, как для перфекциониста разница в скорости загрузки играет значение. Так же у меня без проблем только на воиде plymouth встал, так что тоже плюсик к воиду. На счёт стабильности - ты уклоняешься от пули, если арч у тебя ещё ни разу не ломался от какой-нибудь фигни на стороне репозитория/обновы/ещё чего-нибудь, не связанного с твоими руками.

Это разовая задача. Что по гайду, что archinstall, что арч с Calamares, установил и забыл.

Опять же, судил по себе, я переустанавливаю систему каждый раз, как она засоряется. В таком случае для тебя это действительно не важно, забудь.

Ну да, это прямо киллер-фича, в чем прикол-то вообще, как это влияет на прикладные задачи? Мне вот все равно systemd или systemd-free. Не фанатеть же из-за ничего незначащего этого.

Я перфекционист, и для меня медленный системд мозолит глаз в идеальной системе, но если тебе всё равно, то опять же, забудь

В таком случае тебе действительно без разницы, что юзать. Но опять же, в таком случае, почему арч? Есть огромное количество дистров, alpine тот же, если тебе всё равно, и ты не перфекционист, то почему арч, а не alpine/debian/mint/void/fedora/opensuse? Хочу просто понять логику.

daniyal
()
Последнее исправление: daniyal (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от anonymuse

Примеры. Назови примеры отсуствующих пакетов, и докажи, что у них нет appimage версии.

daniyal
()
Последнее исправление: daniyal (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от daniyal

для меня, как для перфекциониста разница в скорости загрузки играет значение

Раз в неделю? Не поверю. Обычное время загрузки секунд 20:

$ systemd-analyze  
Startup finished in 4.441s (firmware) + 4.491s (loader) + 3.518s (kernel) + 8.078s (userspace) = 20.530s
graphical.target reached after 2.494s in userspace.                                                     

ты уклоняешься от пули, если арч у тебя ещё ни разу не ломался от какой-нибудь фигни на стороне репозитория/обновы/ещё чего-нибудь, не связанного с твоими руками.

Какой фигни? Были случаи, когда выпускались обновления приложений, которые влияли на их работоспособность, но это проблема авторов приложения, а не пакетного менеджера. Обычно через день-два авторы исправляют свои ошибки и выпускают новое обновление. Бывает наоборот, авторы приложения не успевают за обновлением зависитмостей и не работают с их новыми версиями. Но опять же, виноват не пакетный менеджер… Но такого, чтобы все ломалось, я не припомню. Один раз было по моей вине, ноутбук отключился во время генерации образа инитрамфс, недосмотрел за батареей, но хорошо, что в то время у меня было запасное лтс-ядро, т.е. смог загрузиться, убрать замок с пакмана и повторить обновление.

Но опять же, в таком случае, почему арч?

Потому, что он на трех ноутбуках, проверен временем, настроен и справляется с моими задачами. Зачем мне войд или альпайн я действительно не понимаю.
Вот такая логика.

я переустанавливаю систему каждый раз, как она засоряется

Ну так не засоряйте ее, как было почти год назад, так и сейчас, плюс-минус кэш пакетов, который я иногда чищю:

$ du -hx /var/cache/pacman/pkg
547M	/var/cache/pacman/pkg
$ df -h /                                  
Filesystem      Size  Used Avail Use% Mounted on
/dev/nvme0n1p2  234G  6.8G  215G   4% /

$ stat -c %w /                
2025-04-13 11:40:32.000000000 +0300

Ну вот, был уверен, что снес винду в феврале, а оказалось 13 апреля…

dmitry237 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от dmitry237

но это проблема авторов приложения

Это проблема мейнтейнеров, которые залили в репу сырую версию. А мейнтейнеры это непосредственная часть дистра, потому что от дистра к дистру мейнтейнеры разные, и мейнтейнера в дистре нереально поменять, так что да, сырые обновления - проблема именно дистрибутива

Ну так не засоряйте ее

Невозможно. Я постоянно экспериментирую, пробую новое, пытаюсь сделать/установить что-то экзотическое, и не каждый такой эксперимент оканчивается успехом, в итоге в системе остаётся мусор. На работу мусор не влияет, но я лютый перфекционист, и мне противно понимать, что в моей системе мусор от прошлых экспериментов.

daniyal
()
Ответ на: комментарий от daniyal

Это проблема мейнтейнеров, которые залили в репу сырую версию

Мейнтейнерам, чтобы протестировать приложение надо им пользоваться неделю и не факт, что они найдут баг. Или читать issues в репе приложения на github. На мой взгляд, это задача авторов, а они тоже люди. Мейнтейнеры не имеют физической возможности протестировать десятки или сотни пакетов, которые каждый из них собирает. Подозреваю, что все это проходит в автоматическом режиме.

Невозможно. Я постоянно экспериментирую

Наверное и войд лишь эксперимент. Когда-нибудь вы от этого устанете и вам захочется предсказуемости. Я тоже скакал по дистрибутивам ради любопытства 20 лет назад, что после десятилетнего перерыва на винду, но это уже был осознанный поиск где остановиться.

dmitry237 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от dmitry237

Мейнтейнерам, чтобы протестировать приложение надо им пользоваться неделю и не факт, что они найдут баг. Или читать issues в репе приложения на github. На мой взгляд, это задача авторов, а они тоже люди. Мейнтейнеры не имеют физической возможности протестировать десятки или сотни пакетов, которые каждый из них собирает. Подозреваю, что все это проходит в автоматическом режиме.

Ага, конечно, только вот мейнтейнеры тоже бывают разного уровня опыта и навыка, и в воиде мейнтейнеры явно покруче, чем в арче.

Наверное и войд лишь эксперимент. Когда-нибудь вы от этого устанете и вам захочется предсказуемости.

Я уже устал, и в качестве системы на постоянку выбрал именно воид, т.к. он предсказуем.

daniyal
()
Последнее исправление: daniyal (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от daniyal

в воиде мейнтейнеры явно покруче, чем в арче.

Ну думайте, как вам удобно. Сколько у вас void? Посмотрим, что вы скажете лет через пять, все проверяется временем, сколько раз будут какие-то нестыковки версий, два-три раза за этот период времени, как на моем опыте использования арча, больше или меньше.

dmitry237 ★★★★★
() автор топика
Для того чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь.