LINUX.ORG.RU

Свершилось

 , ,


0

1

У меня ноутбук с OLED-дисплеем, поддерживающим DCI-P3 и с видеокартой AMD. И в ходе недавнего обсуждения всплыл вопрос про HDR в Linux.

А ведь две недели назад вышел KDE 6.0, в котором обещали начальную поддержку HDR в сеансе Wayland. Ну, я и скачал. Ну я и запустил.

А оно взяло и заработало. Цвета поехали, яркости маппинга SDR пришлось добавить, цветности тоже. К сожалению, вы этого не заметите, потому что Spectacle мапит HDR скриншоты обратно в SDR, чтобы они влезли в PNG, и не кладёт ICC. Непорядок. Всё, что вы можете увидеть, это заветную галочку и слегка вырвиглазные цвета иконок.

Придётся поверить мне на слово: оно работает. Осталось дождаться стабилизации, поддержки со стороны браузера, медиаплеера, игрушек и всего такого.

В чём заключается начальность поддержки HDR я не понял, поддержка HDR лучше чем в винде 10, там таких регулировок нет :-)

P.S. KDE Neon unstable, live USB.

>>> Просмотр (2881x1801, 956 Kb)

★★★★★

Проверено: hobbit ()
Последнее исправление: hobbit (всего исправлений: 4)

Ответ на: комментарий от t184256

Аргумент из разряда «наушник не может не излучать звук — нас окружают звуки, которые отражаются от мембраны».

Физически правильно, практически бесполезно.

Aceler ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: Aceler (всего исправлений: 2)

мы можем увидеть только то что могут показать наши мониторы.

antech
()

Конечно что hdr добавили это всё хорошо, но вот за такие панели если это дефолт, а не проблемы со зрением у ТС-а надо по рукам дизайнеров бить.

peregrine ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

смотрю на скриншот и впадаю в уныние… такой деградации человечества я еще невидел. иконки стали уровня текстовых смайликов, прямолинейный веб интерфейс, углы.. ну ладно винда галимая да. но зачем?

beeper
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Что тебе в темноте OLED засвечивает? Отблеск зрачков? Бледной физиономии?

t184256 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от beeper

векторные (то есть четко выглядят при любом размере) хорошо различимые иконки под цвет темы - это же хорошо, не? Красивые картинки себе пускай ставят те кто не работает за ПК, я вот например работаю.

Lrrr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от her_s_gory

оно приземляется если окно положить на эту панель.

PlaQ ★★
()
Ответ на: комментарий от Goganchic

мне вот тоже интересно. какой смысл делать 4к на 14’ экране а потом масштабировать? почему бы не сделать 720 без масштаба, выйдет тоже самое. Под 4к нужно минимум 42’

antech
()
Последнее исправление: antech (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от antech

какой смысл делать 4к на 14’ экране а потом масштабировать? почему бы не сделать 720 без масштаба, выйдет тоже самое.

Нет, не тоже самое. Расширение экрана будет больше, разница будет заметна на мелких деталях, например на шрифтах. Если надо много работать с текстом, 4к это отличная вещь!

PRN
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Ну, очевидно первая будет лучше смотреться на улице в солнечный день. У первой минималка в 0,006, а у второй 0,0033, значит вторая будет лучше смотреться при очень слабом освещении (если не в темноте, то по крайней мере ночью в авто).

А так как первая матовая, она не будет ловить отражения. Это может быть самым важным отличием.

kirill_rrr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от PRN

Ту ещё надо иметь зрение в 120-150% чтобы реально видеть разницу между грамотным сглаживанием и 4-х кратной избыточностью пикселй вместо слаживания.

Другое дело если это *лед со всякими странными сетками пикселей. Там бесполезно адаптировать алгоритмы сглаживания - слишком много вариантов, можно только залить избыточными пикселями. Короче непрямоугольные ЛЕДы делим пополам - не ошибёмся.

kirill_rrr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kirill_rrr

Каверзный вопрос: так может, тогда сразу коэффециент отражения указывать, который элементарно измеряется и не зависит от внешних условий? :-)

Aceler ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от antech

какой смысл делать 4к на 14’ экране а потом масштабировать?

Там не 4к, там 2.8к. Масштабировать надо для идеальной чёткости конечно же. 720p будет мыло.

Aceler ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от kirill_rrr

Ну так я с самого начала и сказал )

Aceler ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от kirill_rrr

Имея меньшее разрешение, при прочих равных, можно с большей вероятностью получить мыло при сглаживании. При бОльшем разрешении, сглаживание можно отрубить и картинка будет все равно детальнее.

Софтверное сглаживание работает с абстрактной прямоугольной сеткой. Как эта сетка ложится на леды - проблема монитора).

PRN
()
Ответ на: комментарий от PRN

Но 14" это не «прочие равные», это весьма мелкий экран.

Софтверное сглаживание работает с абстрактной прямоугольной сеткой. Как эта сетка ложится на леды - проблема монитора).

Никак эта сетка не ложится на леды. На ips сглаживания работают, на ледах - нет.

kirill_rrr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kirill_rrr

Да вылезай на свет божий, только не ной, что HDR тебе там душеньку не греет.

t184256 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Это корректное воспроизведение кина и игрушек в режиме HDR (x).

А зачем оно тем,кто современное «киноискусство» любит также как большинство людей «любит» симфоническую музыку, и кто за компом работает,а не играет? И да,работа это не только(и не столько) подготовка оригинал-макетов для особо высококачественной цветной полиграфии. Где еще этот супер-пупер цвет нужен бывает?

И для киноманов и для профессиональных игроков и для полиграфистов - давно уже есть специализированное оборудование и софт на нем работающий.

А для большинства остальных от этого HDR имеем:

«Цвета поехали, яркости маппинга SDR пришлось добавить, цветности тоже.»

watchcat382
()
Ответ на: комментарий от PRN

ага, только для этого шрифт нужно сделать очень мелким, но вы же делаете маленький шрифт, а потом масштабированием его увеличиваете назад…. бесмыслица какая то.

antech
()
Ответ на: комментарий от PRN

как то давно сделали смартфон с экраном 4к, никто не смог отличить от 1080……

antech
()
Ответ на: комментарий от antech

Не рассказывай мне, что я хочу.

Aceler ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Aceler

Помню, в 2011 у меня был Macbook 13" с разрешением 1280х800 и выглядело нормально. Сейчас выставляю на 14" 1080p экране масштаб 125%, что примерно соответствует 1440х900 и как-будто на самом пределе комфорта получается (еще чуть мельче и будет некомфортно).

Goganchic ★★
()
Ответ на: комментарий от Goganchic

Рзамер и разрешение экрана последний раз были связаны друг с другом во времена GTK2 или Windows XP. Сегодня это независимые параметры.

Aceler ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Aceler

Рзамер и разрешение экрана последний раз были связаны друг с другом во времена GTK2

Вот только что GTK3, что GTK4 до сих пор используют в качестве единиц измерения пиксели. Я в курсе, что там при создании морд не используются абсолютные координаты, и размеры виджетов почти никогда не нужно указывать вручную.

Но именно, блин, почти. Почему, например, я могу указать минимальную ширину GtkEntry в символах, но не могу указать минимальную высоту GtkTextView и GtkTreeView в строках?

Почему у контейнеров типа GtkBox, GtkGrid и т.п. промежутки между дочерними виджетами нужно указывать в пикселах?

Если промежутков совсем не указывать - UI выглядит, как [censored].

Если указывать фиксированное значение (при использовании Glade, который почти похоронен, но которому нет адекватной замены) - будет, допустим, нормально на 1080р, но слишком тесно на 4к. Или, наоборот, будут гигантские полупустые окна, как у гномоподелий. Кто этим [censored] запретил при смене мажорного номера версии, раз уж один чорт сломана совместимость, перейти заодно и на типографские пункты (для примера) в качестве единиц измерения?

Блин, мелкомягкие еще лет 30 назад придумали dialog base units, вычисляемые на основе размера системного шрифта. Увеличилось разрешение экрана - увеличь размер шрифта, и ВСЁ, окошки отмасштабировались автоматом. И оно даже какое-то время использовалось, и более-менее нормально работало (при условии, что UI программ было сделано через чистый WinAPI) пока не повылазили всякие MFC и более позднее, не говоря уже о левых тулкитах вроде бормановской VCL.

Вот кто мешал разрабам того же GTK не делать так же, как у остальных, через [censored], а по человечески? До менеджера геометрии как-то додумались, остался всего один блин шаг. Неее...

P.S. Это не единственная моя претензия к GTK, но остальные несколько не в тему.

redeyedanonymous
()
Последнее исправление: redeyedanonymous (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от watchcat382

А зачем оно тем,кто современное «киноискусство» любит также как большинство людей «любит» симфоническую музыку, и кто за компом работает,а не играет?

Неприятно смотреть, глаз режет. Тусклые цвета, как будто экранка.

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от antech

ага, только для этого шрифт нужно сделать очень мелким

Ты диванный теоретик? Шрифт не надо делать мелким, у шрифтов тоже могут быть мелкие детали, например у шрифтов с засечками.

Вот тебе для, просто для примера https://www.freepik.com/free-vector/minimalistic-modern-font-set_9374656.htm#position=7&from_view=keyword&track=ais&uuid=505f4a34-44e5-478e-a4ab-3e706a7f29d0

PRN
()
Ответ на: комментарий от kirill_rrr

Но 14" это не «прочие равные», это весьма мелкий экран.

Я не знаю про что ты, а я отвечал на это:

какой смысл делать 4к на 14’ экране а потом масштабировать? почему бы не сделать 720 без масштаба, выйдет тоже самое.

А именно «4к+скейл» vs «720 без масштаба» на одном и том же 14". Так что оно тут прочие равное)) Делать большее расширение с масштабом имеет смысл.

PRN
()
Ответ на: комментарий от PRN

елать большее расширение с масштабом имеет смысл

Если это конечно не какой нибудь гномовайланд, с кратным увеличением тормозов из за скейла и хреновой совместимостью со всем прочим софтом.

kirill_rrr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kirill_rrr

хреновой совместимостью со всем прочим софтом.

wp-fractional-scale-v1 они таки завезли. Ещё будет это.

whbex ★★
()
Последнее исправление: whbex (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от PRN

а без 4к мелкие детали на шрифтах невидно чтоли? А шрифт автоматически получается мелким из-за 4к на 14 дюймах до тебя недоходит эта простая математика?

antech
()
Ответ на: комментарий от antech

а без 4к мелкие детали на шрифтах невидно чтоли?

Нет, не видно. Засечка или обрезается не попадая в пиксель или в сабпикселе может стать мылом.

А шрифт автоматически получается мелким из-за 4к на 14 дюймах до тебя недоходит эта простая математика?

Ты или меня тролишь или реально настолько глуп. Чтобы шрифт не был мелким и делается скейл.

PRN
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Спасибо за развёрнутый (редкость на нынешнем лоре) и интересный ответ.

Но ты частично не прав. То, о чём ты пишешь, характерно для телевизоров с IPS матрицами. Дело в том, что сами матрицы IPS не обеспечивают необходимый для широкого динамического диапазона контраст

К сожалению, ты не понял первого пункта моего сообщения. Следим внимательно за руками.

Мы берём на вход распрекрасный HDR10+ исходник с 16-бит на цвет. Мы крутим его в каком-нибудь фотожопе с 32-битами на канал. Мы грузим его текстуркой в GPU с разрядностью 128-и бит на цвет там мурыжим. Потом густо обмазываем цветовым профилем монитора и наступает момент Х. Момент Х - это когда видимокарта должна передать сигнал вовне. Это электрический сигнал по проводу. В самом буквальном смысле по металлическому проводу. И сигнал этот, ВНЕЗАПНО, сейчас будет тем цифровым множеством HDMI-сигнала, что был скопипастен в DVI - электрически это один и тот же сигнал, переходники только меняют физический формат разъёмов.

В этом сигнале можно гибко менять частоту. Можно менять разрешение кадра в очень широких пределах. Но две константы там забиты гвоздями - это количество цветовых каналов и их битность. Три RBG канала по 8 бит каждый. Точка. Даже если используется HDMI, который теоретически поддерживает чуть больше бит в цмыке, по факту уходит все те же 8-бит RGB. С видимокарты на монитор уходит старый добрый труколорный бмп из пэинта. Именно по этому

реальная яркость в нитах мимо кассы

в этом конкретном разговоре. Она определяется полностью НЕ софтом на компьютере, а выводящим устройством и его настройками.

Если уж менять видеовывод, так давайте сразу привыкать к хорошему.

Так в этом вся интрига с HDR - видеовывод, физически и электрически НЕ МЕНЯЕТСЯ. Это всё те же старые добрые цифровые {S,W,U,*}VGA, которые обратно совместимы пока коннекторы втыкаются один в другой. Если монитор не поддерживает HDR, то включение HDR не приводит ни к какому эффекту.

А сам HDR реализован через DDC2B - отдельный канал для управления яркостью подсветки. Это натурально тот же механизм, что используется в ddcutil, ddccontrol, Brightness и даже xrandr --brightness. (Не путать с ноутбочно-специфичными способами контроля яркости из нулевых и начала 10-ых.)

И решает эта технология именно проблему ограничения 8-бит на канал. За счёт смены яркости можно облегчить глазу видимость контрастов очень тёмных ( 0x000000 - 0x0F0F0F) или очень светлых (0xF0F0F0 - 0xFFFFF) диапазонов.

Проблему ограничения в 8-бит на канал уже пытались решить двойным DVI - натурально 2 (прописью - два) DVI-кабеля от видеокарты к одному монитору. Более или менее на уровне физического сигнала её решили в Display Port. Но теперь остался вопрос софта - для нормальной работы весь софтверный стэк - приложение, оконная система, видедрайвер - должны поддерживать работу в большей битности. GDI в венде и для X Window в Linux этого не поддерживают.

Я начал свой рассказ с упоминания DCI-P3

И мой поинт в том, что у тебя нет технической возможности подать на эту матрицу сигнал, использующий в полной мере её возможности. В Linux’е, во всяком случае.

Иными словами, ты не можешь заставить два соседних пикселя светиться разным цветом так, чтобы эта разница была видна в DCI-P3, но не была бы видна в Rec. 2020.

Мы сейчас находимся на той фазе очередного витка конкуренции воспроизведения мультимедия-контента «бытовая техника vs компьютер», где компьютер проигрывает по возможностям.

Возможно, какая-нибудь 12-ая или 13-ая венда станет по дефолту работать в 12 бит на цвет / Rec. 2020, объявив труколор устаревшим. Но пока это не так.

LamerOk ★★★★★
()

ну с черным экраном после сна баг исправили

6.0.2-3

Причем на багфикс уже три фикса

rtxtxtrx ★★
()
Ответ на: комментарий от LamerOk

а как же они тесты на калибраторе проводят и видят этот расширеный диапазон? из твоего рассказа следует что ниделай лучше не будет. а на мониторах можно писать хоть 128бит.

antech
()
Ответ на: комментарий от peregrine

Ну я смайлик поставил, ну не серчай.

Aceler ★★★★★
() автор топика
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.