LINUX.ORG.RU

Гитара + Linux + СПО: быстрое руководство 2025

 , , ,


12

8

Рассмотрим сначала базовую задачу — как играть, при использовании преимущественно СПО. Про запись гитары, и про коммерческое ПО - возможно, будет отдельно.

Итак, у вас есть гитара, и вы хотите использовать компьютер как гитарный процессор для нее, вместо гитарного комбика. Что надо знать, актуальный список пунктов на 2025 год:

Подключение гитары

Встроенная карта компьютера имеет только вход под электретный микрофон (самый дешевый «для скайпа»), и, если повезет, линейный вход. Ни то, ни другое не подходит для подключения гитары! Вы можете подключить гитару в эти входы, и что-то даже будет звучать, но звук будет сильно ухудшен по сравнению с нормальным подключением к гитарному (инструментальному) входу. Можно немного улучшить ситуацию, спаяв предусилитель, согласующий гитару и микрофонный вход. Гуглите: «истоковый повторитель для гитары», «DI-box для гитары».

Для нормального подключения гитары, нужен аудио-интерфейс (дискретная звуковая карта) с инструментальным входом. С ним гитара будет работать как надо из коробки. Настоятельно рекомендуется этот вариант. На 2025 год, самые базовые и дешевые, но безусловно качественные варианты: Focusrite Scarlett Solo 4gen, Arturia MiniFuse1. Обе эти карты из коробки работают в Linux.

Обеспечение низких задержек при обработке звука

Если вы хотите играть через компьютер без внешнего мониторинга, слушая звук, обработанный самим коспьютером, то нужно добиться минимальной задержки между входным и выходным сигналом звуковой карты.

Для игры на гитаре, при игре в наушниках через компьютер, желательно добиться задержки в пределах 4-6 мс. Это соответствует задержке при игре через традиционный аналоговый комбик, который стоит в 1.5 метрах от вас. Более высокая величина задержки будет мешать попадать точно в ритм и ровно играть быстрые пассажи. Для начинающего гитариста, высокая задержка может стать сильным барьером к росту техники игры. К этому надо отнестись очень серьезно!

Для Linux систем, задержка <5 мс является серьезным вызовом. Заставить систему работать с такой низкой задержкой не так просто, тут надо применить некоторые танцы с бубном! НО — возможно что у вас реально мощная производительная система, и задержка уровня 5 мс будет достигнута легко, в таком случае дальнейшие пункты вам могут показаться преувеличением. Сразу говорю, что пишу со слабой системы для слабых систем!

Важнейнше! Реальная, физическая величина задержки (roundtrip) может быть совсем иной, чем это показывает софт! Например, у меня в Ardour показывается величина задержки 1.3 мс, при этом реальная задержка может составлять, при разных настройках Pipewire, от 3.8 мс до 15 мс! Поэтому, крайне желательно измерять реальную задержку путем соединения входа и выхода звуковой карты кабелем, используя плагин LSP Latency Meter. Надо промерять задержку для каждой комбинации настроек, которые вы делаете, и ориентироваться на результаты измерений, а не на показания программ типа Ardour или QJackCtl.

Многочисленные руководства по снижению задержки, которые можно найти в интернете, зачастую устарели на 20 лет, поэтому лучше к ним относиться скептически.

  1. Установка linux-rt ядра: На 2025 год, его использование часто не дает улучшения задержки аудио. В то же время, обычное общего назначения ядро Linux, давно улучшено для аудио задач, и может давать очень низкие задержки аудио! Можно попробовать установить ядро linux-rt для эксперимента и сравнения с обычным ядром, но не стоит ждать от него заметного результата.

  2. Не все дистрибутивные ядра одинаково хороши! Например, штатное ядро Arch Linux у меня не может работать с приемлемым уровнем задержки. А ванильное ядро с kernel.org, без каких-либо дистрибутивных патчей - работает без нареканий. Поэтому требуется подбор ядра, для вашей системы! Я рекомендую пробовать сразу ванильное LTS ядро Linux, без дистрибутивных патчей. В Arch Linux в репозитории есть LTS ядро, оно практически ванильное и нам подходит. Также, хорошо себя показывают себя ядра Xanmod, Liquorix.

  3. Широко распространено мнение, что для низких задержек обязательно надо ставить и использовать JACK или Pipewire. Это не всегда так. Pipewire и JACK это отдельные процессы от приложения, которое обрабатывает гитарный звук. Поэтому требуются дополнительные затраты на переключение контекста, если вы выводите звук через JACK либо Pipewire. Это, само по себе, явно не положительным образом сказывается на минимально достижимой задержке! Поэтому, для достижения максимально низкой задержки, надо не добавить, а исключить все дополнительные прослойки между приложением и звуковой картой! Приложение должно работать поверх чистой ALSA, но тут есть несколько нюансов.

  4. Есть Ardour и Reaper, и в них очень хорошо реализована работа поверх ALSA и JACK/Pipewire с экстремально низкими задержками. Лучше сразу пробовать работать в этих программах, и использовать этот результат как основу для сравнения с другими вариантами. С другими приложениями, минимально достижимая задержка может быть выше. Надо пробовать и сравнивать.

  5. Правильные настройки приложения-хоста для достижения минимальной задержки. Важно! Этот пункт сначала лучше пропустить, и проверить что будет без этих настроек. Если стабильная работа с частотой дискретизации 48000 Гц и буфером 64 семпла не достигается, можно пробовать сделать следующие пункты.

  6. Если используется Pipewire, то прежде всего надо переключить профиль звуковой карты в Pro Audio. Сделать это можно при помощи Pavucontrol. Открываем вкладку Configuration, там сразу видны настройки выбора профиля для всех доступных карт в системе. Выбираем профиль Pro Audio. Этот профиль отключает все программные обвязки над физической картой (split configuration и подобное), и самое главное - он переключает Pipewire в режим работы, аналогичный JACK и ALSA приложениям. Именно такой режим лучше подходит для работы с экстремально низкими задержками!

  7. Надо правильно настроить Ardour. В его настройках, есть раздел Производительность, там надо включить: 1) использование только одного ядра процессора, либо другой вариант из этого списка, проверяется экспериментально, что для вас лучше будет работать 2) Управление питанием: Lowest (prevent CPU sleep states) 3) Что делать с обработчиками: Использовать FlushToZero и DenormalsAreZero.

  8. Настройки Reaper. Открываем диалог Reaper Preferences. Находим в в дереве настроек Audio / Buffering. Настройка Allow live FX Multiprocessing On: 4 CPUs. Отключаем или уменьшаем количество CPU.

  9. При создании проекта в Ardour/Reaper, выбираем бэкенд ALSA, количество периодов — лучше 3, далее подбираем размер буфера, минимальный при котором будет без глюков воспроизводиться звук. Для игры на гитаре, нужно добиться хотя бы вариантов 96000 Гц / 128 семплов, 48000 Гц / 64 семпла. Такие настройки дадут реальную задержку порядка 5 мс.

  10. При работе Ardour или Reaper на ALSA, он полностью захватит звуковую карту и другие приложения ничего воспроизводить не смогут! С этим придется мириться и сложно бороться, потому что только исключив все побочное, можно добиться минимальной, экстремально низкой задержки. У проблемы есть два основных решения. 1) если у внешней аудиокарты есть несколько входов и аппаратный микшер, можно подать кабелем туда звук со встроенной аудио карты, работающей с высокой задержкой. 2) Можно использовать Pipewire (также JACK, но в 2025 году уже смысла для Ardour в нем нет). Вот именно для этого и начинает быть нужен Pipewire — если вам надо воспроизводить звук из другого приложения кроме Ardour, и при этом задержка должна оставаться минимально возможной!

  11. Если Ardour работает поверх Pipewire, он будет использовать все звуковые карты которые у вас есть! То есть, как внешнюю так и встроенную! А встроенная, мягко скажем, с низкими задержками может совсем плохо работать, и все порушит. Поэтому, может иметь смысл отключение встроенной аудио карты. Отключить ее можно через конфигурацию wireplumber, как это сделать в настоящий момент времени — лучше искать в Arch Wiki по Wireplumber, там есть пункт где написано как отключить карту. Отключаем встроенную карту, оставляем только внешнюю.

  12. Если Ardour запускать поверх Pipewire, он просто подхватит все дефолтные настройки сервера Pipewire (частота дискретизации, буфер). Зачастую, это не то что нужно, поэтому до запуска Ardour надо изменить параметры Pipewire командами (ставим частоту дискретизации 96000 Гц и буфер 128 семплов).

metadata -n settings 0 clock.force-rate 96000
metadata -n settings 0 clock.force-quantum 128

Враги низкой задержки — найти и уничтожить!

Еще раз повторюсь, что если у вас достаточно производительная система, это может не понадобиться, все будет работать с низкой задержкой и так. Если стабильная работа хотя бы на частоте дискретизации 48000 Гц с буфером 64 семпла не достигается, то:

  1. Любые тяжелые приложения, прежде всего браузеры — сразу закрываем. Должно работать только системное окружение, Ardour, и плеер из которого воспроизводится минусовка. Конечно, очень хочется минусовку запускать прямо с Youtube, но - это сильный удар по задержке.

  2. Сеть и Wifi! Особенно вайфай. Сильно вредит. Отключаем его путем выгруза модуля ядра драйвера Wifi карты:

sudo modprobe -r ath9k
  1. Энергосбережение. Отключаем все энергосбережение, до чего можно и железо дает дотянуться. Прежде всего вот так:
sudo cpupower frequency-set -g performance

После принятия этих мер, задержку должно получаться выставить на уровне о котором написано выше.

Программная часть

Прежде всего, это руководство ориентировано на свободные программные решения. Они и будут описаны дальше. Но, как мы все понимаем, это одна из узкопрофессиональных не-программистских сфер, и здесь свободные решения зачастую сильно проигрывают коммерческим решениям, с точки зрения пользователя. Если для вас недостаточно перечисленных дальше свободных проектов, используйте проприетарные DAW и плагины, которых под Linux сейчас доступно большое количество. Их обзор выходит за рамки этого руководства (я сторонник использования СПО).

В основном, для формирования звука нам понадобятся плагины. Есть несколько универсальных форматов плагинов, все эти плагины подходят к любому приложению-хосту, который поддерживает соответствующий стандарт. Основные форматы плагинов - это LADSPA, LV2, VST2, VST3. Часто, одни и те же плагины доступны сразу в нескольких форматах. Для использования плагинов, понадобится сначала выбрать приложение-хост, в которое плагины будут добавляться. Здесь есть два типа приложений-хостов:

  1. Педалборд, патчборд, модульный хост, модульный синтезатор, или модульная DAW. Может называться по-разному, для гитариста проще всего объяснить, что это эмулятор педалборда. То есть такое пространство, куда можно добавлять плагины-педали и соединять их кабелями любым нужным образом, а потом управлять по MIDI работой этих плагинов.

    1. Из свободных решений, ближе всего к такому - MOD Desktop. Отличный графический интерфейс, правда, это веб-интерфейс)) 200+ плагинов внутри. Есть гитарные нейро-усилители AIDA-X и NAM среди них. Также в принципе все эффекты, которые нужны для гитары.

    2. Можно использовать Carla, туда можно загружать плагины во всех основных форматах, но у нее нет удобного GUI для управления соединениями между плагинами, и есть проблемы с низким уровнем задержки.

    3. Можно использовать Bespoke, есть развитый GUI и удобный патчинг, правда у него направленность больше на модульный синтез.

  2. DAW (Digital Audio Workstation) общего назначения. С первого взгляда кажется, что это хуже и не так удобно, как использовать специализированные для живой игры программы-педалборды. Но у DAW есть серьезное преимущество - они имеют хорошие аудио-движки, оптимизированные для работы с экстремально низкими задержками. Они также поддерживают все основные форматы плагинов, и они поддерживают управление всем по MIDI. Основное отличие при работе с DAW - надо организовывать плагины не в виде свободного графа соединений, как в педалборде, а в виде последовательных цепочек на разных дорожках DAW. Также к преимуществам можно отнести, что в DAW вы сразу же можете и записывать гитару, а не только играть. В DAW легко воспроизводить минусовку, добавив ее в виде дорожки. Какие DAW рассмотреть для начала:

    1. Ardour - это лидер среди свободных DAW. Вызывает некоторые нарекания по сравнению с крутыми коммерческими DAW, прежде всего в задачах редактирования MIDI партий, но в качестве хоста плагинов для живой игры на гитаре, базовой записи и сведения результата - вполне годится (если вы не Abbey Road). Все остальные СПО DAW решения, пожалуй, будут еще хуже для этой задачи.

    2. Qtractor - вторая по «масштабу» свободная DAW. Точно так же может использоваться, но она имеет меньше возможностей и пользовательской базы, чем Ardour. Попробовать ее однозначно стоит тоже.

    3. Reaper - это коммерческая DAW, но мы ее тоже здесь упомянем, очень уж она хороша! Это очень легкая по размеру и потреблению ресурсов, но функционально развитая и удобная DAW. Как и Ardour, имеет развитые настройки движка для обеспечения минимальной задержки, работает как с ALSA, так и с JACK/Pipewire. Reaper лучше чем Ardour, но это не СПО и он стоит денег.

    4. Другие коммерческие DAW. Они есть, но их обзор уже за рамками этого руководства.

  3. Теперь рассмотрим наборы плагинов, которые можно использовать с перечисленными выше хостами. Снова делаем упор на СПО решения.

    1. Набор плагинов KPP (https://github.com/olegkapitonov/Kapitonov-Plugins-Pack). Есть в репах основных дистрибутивов. Это непосредственно базовые гитарные плагины, поддерживают профили гитарного усилителя, позволяющие одним плагином имитировать практически любую модель комбика с любым типом звучания. К ним есть приложение tubeAmp Designer там же, оно позволяет создавать профили, и даже обмерять тестовым сигналом усилители и копировать их звучание.

    2. Набор плагинов Guitarix LV2. Есть в репах дистрибутивов. Проект известнейший с большой историей. Есть отдельное приложение Guitarix, но я рекомендую использовать именно DAW систему (Ardour, Reaper) и плагины в ней, потому что DAW системы эффективнее работают со звуковой картой в вопросе минимальной задержки.

    3. Нейро-плагины. Есть как минимум три свободных проекта плагинов гитарного усилителя, с моделированием нейросетями. Это AIDA-X, SmartGuitarAmp, Chamelon.

    4. Общие наборы плагинов LV2, VST для Linux. Могут понадобиться для дополнительных эффектов/обработки.

    5. Свободные и проприетарные плагины можно искать здесь: https://linuxdaw.org/ https://linuxmusic.rocks/

    6. Хоть исходники и не доступны (я не нахожу), но очень интересный проект, задается схема гитарного усилителя, и она моделируется: https://nalexplugins.blogspot.com/

Список будет продолжаться, актуализироваться, исправляться…

★★★★★

Проверено: CrX ()
Последнее исправление: dataman (всего исправлений: 13)
Ответ на: комментарий от slepoy_pew

Да, потому что мало кто захочет ковыряться и настраивать все это в Линуксе.

Ну тут ситуация чуть обратная, потому и не вижу смысла обсуждать) Для тех у кого нет возможности апгрейдиться прямо сейчас.

Кстати, во многом из-за того, что очень мало адекватной полезной инфы.

Значит топику быть! 😊

frunobulax ★★★
()
Ответ на: комментарий от frunobulax

А что именно не устроило?

Я для себя понял что плюс-минус всё, куда можно грузануть свои импульсы в принципе играбельно)

Я тебе отвечу как человек, плотно ковырявший потроха гитарикса и изучавший как там что реализовано подробно, как это все реализуется вообще в принципе, в теории, и пытавшийся решить все эти проблемы в своем проекте.

Дело тут не в «грузануть импульсы». Ты мог бы вообще не использовать никакие импульсы, вместо них поставить 32-полосный эквалайзер и получить тот же самый, на слух, результат. Импульсы в гитарном применении - это всего лишь форма эквалайзера. Не более того. Это в теории!

А на практике, тут возникает основная проблема - ты не настроишь эквалайзер, все эти полоски, чтобы получился ровно такой звук как в образце. Чтобы он звучал как запись с кабинета. Теоретически можно, на практике руками сделать крайне сложно.

Соответственно, основная задача тут заключаться начинает не в реализации DSP алгоритмов даже, на базовом уровне они довольно простые. А в том, что надо это как-то НАСТРОИТЬ, чтобы это звучало как аналоговые аппараты, к которым все привыкли и любим их.

И вот, Guitarix ни при одном пресете не дает чего-то подобного «привычному» звуку. Да, он что-то искажает, выдает что-то сугубо свое, кому-то это даже может нравится, но он не решает задачи получения звука как JCM-800 например. Там есть такие пресеты, с таким названием, но они не звучат как JCM-800. Можно любой пример записи посмотреть и убедиться. В Гитариксе ничего не звучит так, как должно звучать то что написано.

Изрядно намучившись с этой проблемой, я наткнулся на тулзу из состава Гитарикса - spectmatch. Эта штука берет запись образца звука, и корректирует импульс кабинета, чтобы спектр совпадал с образцом. Это был для меня целый прорыв - теперь можно было копировать звучание образцов из любой записи! И оно реально становилось уже на что-то похожим! Но все равно, что-то было не то. Существенно не то.

Тогда я нырнул в реализацию внутренностей Гитарикса. И я не был в восторге. Там обнаружились очень странные вещи. например, фильтры с очень странной частотой среза, непонятно зачем. Которые дают фирменный гитариксовский звук «как из трубки старого телефона». Эффект от которого ничем нельзя было избавиться, сразу было слышно что это звучит Гитарикс, я в итоге понял что его порождает внутри.

Само моделирование лампы. Красиво, да, ты выбираешь в Гитариксе лампы и они якобы моделируются. Но, те модели которые я увидел внутри, они больше привели в замешательство. Например, они взяли первый (!) входной каскад усилителя Fender Champ и перегрузили именно его! То есть моделируется перегруз входного каскада Champ! Но в настоящем усилителе, перегружается выходной каскад, но никак не входной! У него совсем другая схема, совсем другие параметры, сигнал перед ним совсем другие фильтры проходит. В общем это полная лажа, без понимания схемотехники усилителей какого-либо.

В итоге - загрузив импульс, корректированный specmatch я мог поправить спектр выходного звука, но работу самого перегруза, самого искажателя, сделать вменяемой было нельзя.

Тогда я решил сделать тулзу, которая копирует не только спектр с образца, а еще и работу перегруза. Чтобы модель усилителя реагировала и перегружалась так же как усилитель-образец. Такая штука есть, очень крутая и широко известная - Kemper. Он делает именно это. Тестовый сигнал прогоняется через усилитель, по результату строится модель.

Я реализовал такой же подход, только на намного более простом, базовом уровне. Это дало мне, и миру, что? Это дало возможность копировать звучание другого усилителя. И сделать пресеты, которые ИМЕННО звучат похоже на образец, на конкретный образец, сразу! И пресет перегружается, реагирует на твои пальцы похоже на усилитель-образец! Насколько точно это копируется это другой вопрос, но - оно как-то работает.

Дальше, я просто взял Amplitube и BIAS AMP, и немного снял тестовым сигналом пресеты))) И в целом оно зазвучало как через эти замечательные приложения, и дает ощущения при игре близкие (отклик усилителя на гитару). Просто загрузкой импульса в Гитарикс это никак не решается.

James_Holden ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от frunobulax

Импульс, который ты загружаешь - это только финальная обработка звука. А не менее важно, если не более - как сигнал подготавливатся ДО перегруза, и как именно он искажается. Это импульсом не исправишь никак. Поганый перегруз все равно будет слышен и он будет ощущаться пальцами, давать неправильную отдачу.

А импульс, если с ним не все радужно, можно просто эквализовать на записи и решить проблему.

James_Holden ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от James_Holden

Там обнаружились очень странные вещи. например, фильтры с очень странной частотой среза, непонятно зачем. Которые дают фирменный гитариксовский звук «как из трубки старого телефона».

Интересно, вроде бы не замечал такого. С другой стороны - если не слушать a/b прям вместе то наверное такие тонкости и не разберу.

Попробую на досуге пак плагинов из оп поста, может в чем-то просветлюсь :)

з.ы. вообще есть желание попердолиться с лоадбоксом (которого нет, да) - чтобы каскад перегруза был живой, а комплюктером крутить импульсы и эквалайзить всяко)

frunobulax ★★★
()
Ответ на: комментарий от frunobulax

Вообще я не играю через комп, я использую аналоговый усилитель для наушников своей разработки. Там кабсим тоже аналоговый. Все рассчитано на работу в наушники либо обычные колонки (не гитарные). Задержка равна нулю.

Плюс там есть цифровой модуль реверберации на stm32f401, но он работает параллельно с аналоговым сигналом (накладывается ревер поверх чистого аналогового сигнала). Поэтому даже цифровой ревербератор не вносит никакой задержки.

James_Holden ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от frunobulax

Если будешь пробовать, то сразу пробуй пресеты из папки v1.2. Те которые лежат сразу - это старые, криво сделанные и я их тогда оставил просто для обратной совместимости. Хотя тут как кому.

James_Holden ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от slepoy_pew

Софт, в том числе открытый, создан для того, чтобы решать какие-то задачи, а не для того, чтобы дрочить на него и его лицензию

Да, но тут надо понимать, с какой целью этот софт открыт. Люди почему-то думают, что софт открыт, потому что разработчик захотел сделать человечеству хорошо, бесплатно, а потом еще обтекать за это.

На самом деле, он открыт для того чтобы я, ты, любой кто его скачал - мог его исправить и доработать.

Если мы говорим, что мы пользователи, нас это не касается, мы в домике, исправляйте сами, а пока это говно нам не нужно - то это так не работает. Нельзя отбросить самую основу идеи опенсорса и ждать, что опенсорс принесет пользу после этого.

А если этот принцип понять, то все меняется, и опенсорс начинает приносить пользу лично тому, кто это понял.

James_Holden ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от slepoy_pew

А я и не равняю весь, я в контексте DAW и около.

Но даже виндузятники хавают и урчат.

Халява же. Я тоже хаваю, хоть мне не урчится. Во мне спокойно уживаются две эмоции: 1) ну и уродище, господи, это нарочно, что ли?! 2) спасибо, а то бы пришлось какого-нибудь не-кроссплатформенного монстра покупать ради моих несчастных коников из говна.

thesis ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от James_Holden

Это красивая теория, на практике программистов среди пользователей программы очень мало, тем более таких, кто реально может внести полезные изменения. Я вот не очень программист и уж точно ничего не смыслю в DSP, толку от того, что я могу почитать исходники? Здесь мало желания развивать и улучшать. К тому же, пользователю это может тупо быть неинтересно. Ну вот не лежит у него душа читать и разбираться в исходниках, он на гитаре любит бренчать.

slepoy_pew
()
Ответ на: комментарий от thesis

Ой, да когда это виндузятники парились насчет цены?) Те, кто зарабатывает этим, купят что-то приличное, а кому побаловаться, без угрызений совести скачают с варезника без регистрации и смс.

slepoy_pew
()
Ответ на: комментарий от thesis

Во мне спокойно уживаются две эмоции: 1) ну и уродище, господи, это нарочно, что ли?! 2) спасибо, а то бы пришлось какого-нибудь не-кроссплатформенного монстра покупать ради моих несчастных коников из говна.

Идеальный муж 😊

frunobulax ★★★
()
Ответ на: комментарий от slepoy_pew

Ну вот не лежит у него душа читать и разбираться в исходниках, он на гитаре любит бренчать.

И вот тогда, я задаю серьезный вопрос. Зачем ему опенсорс? Что даёт именно опенсорсность? Зачем ему Guitarix или KPP, если он может купить на рутрекере BIAS AMP хотя бы и получить на порядок лучший результат?

Зачем это все нужно мне - я могу ответить. Мне нужны исходники, потому что я хочу заниматься разработкой. Ну хобби такое. А просто пользователю зачем - я не знаю.

То что есть крайне успешные проекты типа Blender, одни из тысячи - так это исключение, удача, которую все воспринимают превратно. Что видите ли весь опенсорс должен быть уровня блендера.

Но - какая мотивация у разработчиков делать проекты коммерческого уровня бесплатно? Откуда она возьмется.

Мой тезис простой. Опенсорс хорош прежде всего тем, что открыты исходники. Если кто-то не может это использовать - для него преимуществ нет, а недостатков целый вагон.

James_Holden ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от James_Holden

Я запутался. То ты рекламируешь опенсорс, пусть даже в ущерб лучшим, но проприетарным аналогам; то утверждаешь, что опенсорс подавляющему большинству не нужен.

slepoy_pew
()
Ответ на: комментарий от slepoy_pew

Что значит в ущерб, я изначально писал статью про опенсорс и гитару. С чего начали приплетать проприетарные аналоги сюда я вообще не знаю. Я не хотел написать, как играть на гитаре каждому жителю Земли. Я хотел написать, как играть при помощи опенсорс решений.

Я сейчас объясню.

То есть ход мысли был такой. Я хочу написать краткий гайд по миру опенсорс гитары. Какой свободный софт я должен посоветовать, пригодный для гитарной обработки в принципе. Разберемся с хостами.

Есть DAW: Ardour, Qtractor. Еще какие свободные? Я не знаю больше полноценных свободных DAW.

Есть хосты для «живой» работы: Carla, джек чего то там, MOD Desktop который бета, вышел недавно и я про него узнал только сегодня уже в ходе обсуждения.

Из этого всего, что я перечислил (кроме MOD про который я не знал), явное преимущество у Ardour, и как я и написал, только он из всего перечисленного правильно работает с ALSA и вообще с системой для обеспечения низких задержек. Вот я и написал то что я написал.

Назовите теперь свободную DAW лучше чем Ardour, я с радостью на нее перейду. Вроде нету такого? Вот и написал, что остается только Ardour.

Тут же подорвались сторонники проприетарного софта, что типа как так, их любимый Reaper обидели.

Вот тут я согласен, Reaper действительно очень хорошее решение и про него сегодня будет добавлено, несмотря на несвободность. Но глубже погружаться в проприетарщину я не хочу. Мне лично она в этой сфере не нужна и не интересна.

То есть, я все больше прихожу к выводу, что я неправильно назвал статью и ввожу всех вас в заблуждение этим названием. Это моя ошибка, возможно надо название поменять.

James_Holden ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от James_Holden

По поводу Ардура. Вот кручу я сейчас его, и какое же он все-таки игрушечное впечатление производит. Что-то сделано по взрослому, видно, что амбиции были, но в основном как-то уж очень схематично.

Самое страшное в Ардуре - работа с МИДИ. И сам миди-редактор, в котором сколько-нибудь сложные партии набивать и редактировать мучительно, и набор функционала, который не устроит самого нетребовательно пользователя. Такое ощущение, что поддержку миди делали, чтоб было, чтобы галочку поставить. Автоматизация чисто линейная и дико неудобная. MIDI-learn вроде есть, но повесить произвольные действия на миди-события нельзя. В общем, в очередной раз делаю вывод, что после мажорных DAW Ардуром пользоваться больно.

slepoy_pew
()
Ответ на: комментарий от James_Holden

Да, теперь понятнее. В статье действительно не объясняется, что она именно про опенсорс, поэтому вызвало недоумение, почему рекламируется Ардур, как будто это лучшее и единственное решение. Конкурентов у Ардура как у свободной DAW и впрямь не видно, просто потому, что остальное ещё на порядок кривее и беспомощнее. Впрочем, я думаю, я смог бы пользоваться Ардуром, если бы не было другого выбора, и вполне успешно делать то же, что сейчас. Но это абстрактные размышления из серии «что бы я делал, если бы жил в 15 веке».

slepoy_pew
()
Ответ на: комментарий от thesis

Поговорю-ка сам с собой.

Или вот Kushview недавно релизнули Element после долгого перерыва, но я не щупал пока, когда-то оно было сыроватое.

Пощупал. В ALSA на моей звуковухе оно нормально не заиграло. Грохот, треск, все дела. Да еще и пакетов ни под что нет, а есть только Qt Installer’овский .run. Очень жаль.

thesis ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slepoy_pew

Насколько я помню, поддержка миди там появилась далеко не сразу, и в настоящее время, она конечно далека от мечтаний. Но - статья же не про MIDI, а про игру на гитаре.

James_Holden ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: James_Holden (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от James_Holden

Там всё так же сделано, просто тема миди мне ближе и я детальнее в эту сторону копал.

slepoy_pew
()
Ответ на: комментарий от James_Holden

Один хрен на произвольное миди-событие произвольный набор экшнов не повесишь, так что то, что я рассказывал про свой лайв-сетап, реализовать в Ардуре не получится. В том числе и для гитарной игры.

slepoy_pew
()

@kott я поиграл через Reaper. Как под ALSA, так и под Pipewire.

Работает без проблем на 96000/64, меньше не пробовал потому что не вижу смысла в более жестких настройках. В этом плане он выходит в лидеры вместе с Ardour ))) Серьезные настройки параметров движка, поточности, есть там и там.

Но есть пара проблем, хотя это чисто так, кому как. Во-первых, в Ardour есть магическая настройка - prevent sleep CPU states, которая заметно уменьшает помехи моего компа на гитару. В Reaper я не нашел аналога этой настройки. Соответственно слышен свист. Но это придирки.

Второе - в Reaper не работает GUI LV2 плагинов, по крайней мере некоторых. Тоже не сильно важно.

James_Holden ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: James_Holden (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от James_Holden

Но есть пара проблем, хотя это чисто так, кому как. Во-первых, в Ardour есть магическая настройка - prevent sleep CPU states, которая заметно уменьшает помехи моего компа на гитару. В Reaper я не нашел аналога этой настройки. Соответственно слышен свист. Но это придирки.

Что-то странное. Может там питание по другому работает?

R_He_Po6oT ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от James_Holden

А пробовал отключать c-states тем же cpupower’ом при работающем рипере? Исчезают помехи?

Или вообще их в биосе затоптать, хотя бы временно.

thesis ★★★★★
()
Последнее исправление: thesis (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от James_Holden

Ну вот я вешаю, допустим, на первый пэд на миди-клаве «переключиться на трек номер 1», соответственно, у меня после этого миди-поток идет на первый трек. На второй пэд - второй трек, и т. д.

slepoy_pew
()
Ответ на: комментарий от slepoy_pew

Я вижу это так. Допустим, мне надо включать тремя пэдами один из трех пресетов, смотря на какой я нажму пэд. Я могу сделать так - три трека, в каждом своя цепочка плагинов, дающая любой нужный звук. На каждую кнопку Solo каждого трека я привязываю пэд. Нажимаю, солируется нужный трек и идет нужный звук.

Этого что, недостаточно «для гитарных задач»?

Только что проверил, MIDI CC сообщения привязываются так, MIDI Note тоже.

James_Holden ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от slepoy_pew

Еще частый юзкейс, даже основной - включать/выключать плагины педалей эффектов в цепочке. Проверил - без проблем биндится bypass моих плагинов на MIDI CC.

Пока я вижу, что возможностей MIDI Learn мне достаточно выше крыши, для живой игры.

James_Holden ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: James_Holden (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от James_Holden

А вот и нет. Другие ранее засоленные треки не мьютятся. Получается, что для переключения треков тебя надо будет разсолить текущий трек и засолить нужный, т.е. два движения, плюс надо держать номер текущего трека в уме или перед глазами.

А ееееесли ты нарулишь exclusive solo, то, по идее, вырубятся все backing track’и, но я не узнавал.

thesis ★★★★★
()
Последнее исправление: thesis (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от James_Holden

Специально полез проверил - не мьютится, как и во всех DAW. То есть звук будет идти и через предыдущую дорожку, если она была засолирована.

slepoy_pew
()
Последнее исправление: slepoy_pew (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от slepoy_pew

@thesis

Да что вы голову дурите. Все мьютится! Вам видео записать? Это элементарно настраивается. Вы что, не слышали про exclusive solo?? Или в ваших мажорных давках его нету, да быть не может.

А по поводу того что бэк играть не будет - не смешите мои тапочки. Есть кнопка isolated solo на каждом треке. Она заранее включается, и именно этот трек не будет мьютится при exclusive solo.

Что горбатого лепить

James_Holden ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от James_Holden

Да, точно, забыл про эту фичу. В Рипере она точно есть, в других DAW сейчас не могу посмотреть. Только я ей не пользовался никогда. Ну что ж, это показывает Ардур с лучшей стороны.

slepoy_pew
()
Ответ на: комментарий от James_Holden

Вы что, не слышали про exclusive solo?

Я буквально написал о нем в каменте, на который ты отвечаешь.

А вот проворонил я существование solo locked/solo isolate, это да.

Ну круто, ты отстоял опенсорц от нападок проприетарщиков. Раунд ггг.

thesis ★★★★★
()
Последнее исправление: thesis (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от thesis

Ну как минимум, базово перключать звук педалями можно, включать байпас плагина тоже можно. К этому можно свести почти все по живой игре.

James_Holden ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: James_Holden (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от thesis

А я за атмосферу дружбы
Люди любят музыку и хотят ее играть
На проприетарных решениях, на лампе, вообще на акустике или, даже, не дай бог, на басу
А могли бы в подъезде вшестером одним шприцом колоться
Это хорошо, это объединяет, это здорово!

ist76 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ist76

В подъезде, в шестером в один ардур играть

James_Holden ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от ist76

вшестером одним шприцом

[Здесь очевидная клоунада о преимуществах многодорожечности].

thesis ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от James_Holden

Работает без проблем на 96000/64, меньше не пробовал потому что не вижу смысла в более жестких настройках. В этом плане он выходит в лидеры вместе с Ardour ))) Серьезные настройки параметров движка, поточности, есть там и там.

Сдаётся мне, что в других коммерческих DAW (Waveform, Bitwig, Studio One) результат будет сопоставим.

Но есть пара проблем, хотя это чисто так, кому как. Во-первых, в Ardour есть магическая настройка - prevent sleep CPU states, которая заметно уменьшает помехи моего компа на гитару. В Reaper я не нашел аналога этой настройки. Соответственно слышен свист. Но это придирки.

Я переключаю проц в Performance с cpupower-gui, но для этого нужны рутовые привилегии. Как это делает Ардур, держит проц в тонусе?

Второе - в Reaper не работает GUI LV2 плагинов, по крайней мере некоторых.

Есть прикольный костыль https://github.com/falkTX/lv2-gtk-ui-bridge если там нет твоих плагинов - можно добавить.

kott ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от thesis

Это моё мнение, судя по низким темпам разработки, что проект потихоньку перемещается к Cadence и Catia. Порт на Qt6 как бы сделан, но глюков прибавилось, выкидывание питона начато, но не продолжается, то же самое про ysfx и clap.

С другой стороны - в виде модуля для Cardinal пилится, ну потому что Cardinal - это основной проект и на него соответствующий упор. Ещё разработка DPF тоже активна.

kott ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kott

Сдаётся мне, что в других коммерческих DAW (Waveform, Bitwig, Studio One) результат будет сопоставим.

У меня в сусе с steinberg ur12 сквозь ALSA почему-то все пердит и скрежещет в waveform 13 и в kushview element. Может, в JUCE какая нестыковка с моим конфигом (они вроде оба на нем сделаны), лень разбираться.

в виде модуля для Cardinal пилится

Мы добавили rack вам в rack? Забавно.

thesis ★★★★★
()
Последнее исправление: thesis (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от kott

Пайпваря живет, я ее на время экспериментов не гасил, может как-то и мешает. С другой стороны, сквозь нее все работает с приемлемой для меня задержкой, поэтому мне и лень копаться.

thesis ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от thesis

kushview element

Стабильно валится у меня на протяжении всего своего существования.

Тебе нужен плагин-хост с транспортом?

kott ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kott

Да не то чтоб нужен… Я обленился уже, но наличию толкового гуевого софта всегда по привычке радуюсь.

thesis ★★★★★
()

Так. Наконец добрался до статьи. бсуждение не читал, но вот мои заметки:

Если Ardour работает поверх Pipewire, он будет использовать все звуковые карты которые у вас есть! То есть, как внешнюю так и встроенную! А встроенная, мягко скажем, с низкими задержками может совсем плохо работать, и все порушит. Поэтому, может иметь смысл отключение встроенной аудио карты. Отключить ее можно через конфигурацию wireplumber, как это сделать в настоящий момент времени — лучше искать в Arch Wiki по Wireplumber, там есть пункт где написано как отключить карту. Отключаем встроенную карту, оставляем только внешнюю.

Не пугай людей. Если ты используешь одну звуковуху для Ардора, то не нужно отключать другую. Он её не трогает. Я не заметил, чтобы от другой звуковухи были заикания какие. Я даже с блютусом паралельно включал. И встройка и усбшная и блютус одновременно и Ардор на саксе. При этом перекидывал и дублировал выход на разные звуковухи одновременно чтобы посмотреть что будет. Тогда получается интересно. Усбшная работает как часы, встройка хрипит иксрунами, а блютус тоже чистейше работает, но добавляется задержка буффера самого блютусного вот этого всего. Не мешает встройка. Не верю.

Блин. Оказывается я вчера не отправил это сообщение.

R_He_Po6oT ★★★★★
()
Последнее исправление: R_He_Po6oT (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от R_He_Po6oT

Трогает, смотри pw-top. Активизируется встройка. А это значит, что pipewire делает операции по записи/чтению из нее. Ну и зачем лишняя нагрузка.

На каких настройках latency ты все это проверял.

James_Holden ★★★★★
() автор топика
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.