LINUX.ORG.RU

GrafX2 2.5 — свободный 256-цветный редактор пиксельной графики

 , , , ,

GrafX2 2.5 — свободный 256-цветный редактор пиксельной графики

5

3

GrafX2 — растровый графический редактор для создания и редактирования пиксельных изображений в стиле «pixel art» (с глубиной цвета до 8-bit) . Код программы написан на языке Си с использованием тулкита SDL (благодаря чему легко портируется на большинство известных платформ), а дополнения для программы можно писать в виде Lua-скриптов.

"Pixels not Dead!"

    - слоган релиза GrafX2 2.5
Возможности:

  • Редактирование изображений с индексированными цветами (с палитрой), вплоть до 256 цветов.
  • Классические инструменты: линии, круги, текст, множество шагов отмены/возврата действий, встроенные кисти, ...
  • Менее классические инструменты: аэрограф, сплайновые кривые, фигуры с градиентной заливкой, пользовательские кисти.
  • Слои, для облегчения смены композиции во время работы.
  • Создание и редактирование анимации с множеством фрэймов (кадров) а также экспорт в формат GIF.
  • Режим разделения рабочего пространства на две рабочие зоны («увеличиваемая зона» и «зона актуального размера»), при этом в обоих зонах редактирование и обновление изображения происходит одновременно.
  • Обширный редактор палитр: цветовые системы RGB и HSL, редактирование групп цветов, установка и создание цветовых амплитуд.
  • Контроль палитр: подмена цветов без изменения изображения, общая генерация палитры для объединения двух изображений.
  • Режим сглаживания: помогает применять сглаживание с использованием пользовательских градиентов.
  • Режим сетки: сначала рисуете тайлы и потом легко пристыковываете и копируете их для создания больших концептов.
  • Узорчатый режим.
  • Прозрачность, смягчение, размазывание, и другие продвинутые эффекты.
  • Обширные и настраиваемые комбинации клавиш: можно контролировать всё используя лишь клавиатуру и скрыть панель инструментов чтобы рисовать в полный экран.
  • Скриптование с использованием встроенного Lua-движка позволяет автоматизировать операции, проводить мощный анализ и манипуляции над изображениям.
  • Необычные режимы отображения: широкие и высокие пиксели, ограниченные палитры: очень полезные функции при работе с изображениями предназначенными для 8- and 16-битных компьютеров.
  • Специальные режимы рисования, воспроизводящие ограничения таких платформ как ZX Spectrum, Thomson, специальных режимов Amstrad CPC, и т.д.

Релиз v2.5 состоялся 7 мая 2018 года, спустя почти шесть лет с момента релиза v2.4 (2012г.), и спустя более чем 22 года с момента релиза v1.0 (1995-1996гг.).

Основные изменения:

  • Лицензия: исходный код с декабря 2017 года поставляется на условиях более строгой версии GNU GPLv2 (only).
  • Новые возможности
    • Возможность рисовать эллипсы и круги из-угла-в-угол, в отличие от рисования из центра (можно рисовать их указывая ширину или высоту).
    • Новые примеры Factory scripts: ThomsonConstraints, FontConverter, CodenetSend, разные конверторы изображений c учетом ограничений наложения цветов.
    • Factory scripts имеют полный доступ к системе виджетов/окон программы, для более полноценных UI: ползунки прокрутки, текстовые блоки, и т.д.
    • Добавлена поддержка платформ Android и GCW Zero.
    • Новый формат файлов: PCH для редактора «Perfect Pix» под Amstrad CPC (только загрузка).
    • Добавлена функция сохранения палитр в формате GPL (совместимый с GIMP).
    • Новый режим 3:4 соотношения сторон пикселя.
    • Гамма-коррекция палитры (при использовании менее чем 256 шагов, например для воспроизведения палитры Thomson).
    • Поддержка более ограниченных режимов рисования: Thomson, ZX spectrum, «EGX» режимы для Amstrad CPC.
    • Комбинация клавиш для приближения/отдаления (по умолчанию: Shift+ (колесо мыши/вертикальная прокрутка) или же Shift++/-).
    • Поддержка файлов ICO и CUR (иконки и курсоры Windows).
    • Возможность загружать/сохранять палитры непосредственно в окне Palette (нет больше необходимости использовать запасную страницу для копирования/перестановки).
    • При сохранении и перезагрузке кистей с диска, автоматически восстанавливается индекс прозрачного цвета.
    • Поддержка загрузки разных форматов файлов с помощью библиотеки RECOIL (опционально).
  • Улучшения
    • Форматы файлов:
      • Загрузка файлов Autodesk FLI/FLC.
      • Загрузка иконок Amiga (в файлах .info).
      • Формат PI1/PC1 теперь может сохранять информацию о циклической смене цветов.
      • Более полноценная поддержка файлов IFF в нескольких форматах.
      • Усовершенствованный алгоритм подбора цветов для конвертеров C64-multicolor и FLI.
      • Изображения *.C64 не сохраняются в формате FLI, а вместо этого используется простой формат C64.
      • При сохранении файлов C64 выводятся сообщения указывающие на те ячейки которые имеют наложение цветов которое препятствует конвертации изображения.
      • Возможность сохранять «полноэкранные» изображения CPC/SCR (более чем 16K видео RAM).
      • Оптимизирована компрессия файлов GIF: используется 8 бит на пиксель когда это возможно, сохраняются только изменяемые части холста для фреймов анимации.
      • Новый алгоритм для уменьшения количества цветов до 256 для изображений в «реальных» цветах.
      • Поддержка файлов OS/2 и Windows CE BMP.
      • Поддержка файлов CGA и 3-plane PCX.
      • IFF: поддержка CAMG, TINY, DPPV, SHAM (Sliced-HAM), CLUT, ANNO (комментарий к файлу сохраняется/загружается), PCHG (Palette Change), BMHD, ANIM/ANHD,DLTA (анимированный ILBM), DPAN (Deluxe Paint Animation), BEAM (мультипалитровый), DYCP, CTBL, куски RAST, установка соотношения сторон при загрузке изображений, поддержка 24-битных изображений, поддержка подтипа ACBM, палитра EHB, разные необычные форматы файлов, улучшена совместимость с плохо сформированными файлами.
      • Используется ILBM миниатюра при её наличии, вместо создания собственного предварительного просмотра.
      • Для файлов IFF без палитр устанавливается стандартная палитра оттенков серого.
      • Более компактное сохранение файлов XPM если используется только несколько цветов.
      • Соответствующий предварительный просмотр для файлов «Mode 5» Amstrad.
    • Написание скриптов:
      • Factory scripts только создают шаг отмены если они действительно модифицируют изображение.
      • В Lua-скрипте matchcolor2 повышена точность.
      • API для получения списка слоёв в главной и запасной странице.
    • Интерфейс:
      • Переработан вид палитр для отображения прозрачного цвета видимым.
      • ПКМ на кнопке «добавить слой» создаёт дубликат текущего слоя.
      • Добавлена «сортировка по гистограмме» в редактор палитр.
      • Переработан расположение в окнах эффектов и палитр.
      • ПКМ на кнопке режима рисования теперь имеет меню для непосредственного выбора нового режима.
      • Панель анимации отображает полное количество фреймов.
      • ПКМ на слое переключает состояние между SOLO и предыдущее состояние.
    • Другое:
      • На платформах с X11 (Linux, *BSD), для работы с ttf-шрифтами используется fontconfig вместо X11 API. (issue 305, issue 525)
      • Ограниченная поддержка Unicode (добавляет поддержку кириллических и расширенного набора латинских букв в именах файлов и в текстовом буфере обмена).
  • Исправления
    • Загрузка файлов IFF из Deluxe Paint версии для Atari ST. (issue 38)
    • Застывание программы если палитра вертикальная и количество строк не равно возведению в степень числа 2. (issue 539)
    • Файлы PC1 сохраняемые в GrafX2 не возможно загрузить в Degas Elite. (issue 535)
    • Улучшен выбор цветов для XOR подсветки на изображениях с малым количеством цветов.
    • Крах при попытке сохранения изображения CPC в формат SCR.
    • Возможный крах при открытии окна выбора файлов.
    • Крах при одновременном использовании заливки контура и сетки.
    • Под Haiku, текст в строке состояния не работал неправильно.
    • Под OS X, иногда родной курсор не скрывался.
    • Загрузка BMP была сломана на системах с big endian.
    • Исправлен небольшой сбой курсора и порча палитры если были ошибки при предварительном просмотре файла.
    • При попытках загрузки закладок которые больше не существуют, имя файла терялось.
    • Если выпадающий список форматов файлов был больше чем доступное пространство на экране это приводило к краху программы.

На официальном сайте можно посмотреть полную историю версий программы. Также можно посмотреть список коммитов с момента релиза v2.4.

Благодаря встроенному Lua-движку и родному Brush Factory API пользователи могут создавать свои дополнения расширяющие возможности GrafX2 (вики-документация). Вместе с программой поставляется несколько примеров Lua-скриптов (в Linux они находятся в папке ./share/grafx2/scripts/samples_2.4/).

В декабре 2017 года состоялся релиз дополнения "DB's TOOLBOX v1.4" (скачать ZIP) — это наиболее известный набор из более 200 дополнительных Lua-скриптов для GrafX2 созданный Ричардом Фхагером (Richard Fhager, aka 'DawnBringer'). Среди этих скриптов есть скрипты для обработки изображений и анимации, инструменты для кистей, инструменты для работы с палитрами (анализаторы и оптимизаторы палитр, 3D-визуализатор палитры и пр.), множество фильтров и эффектов, разные демо-утилиты (например, LandScaper — генератор изометрических тонированных ландшафтов) и т.д.

Для кастомизации интерфейса GrafX2 вместе с программой поставляется несколько графических тем — «скинов» (в Linux они находятся в папке ./share/grafx2/skins/) . Каждый из этих скинов является файлом PNG (skin_<name>.png) который можно использовать в роли шаблона для создания собственной графической темы. Шрифт интерфейса можно изменить независимо от скина — для этого вместе с программой поставляется набор растровых шрифтов для скинов (font_<name>.png) которые находятся в папке скинов.

Программа поставляется с набором растровых и TTF-шрифтов (в Linux они находятся в папке ./share/grafx2/fonts/) для добавления текста на рисунки, а также имеет поддержку работы с установленными в системе шрифтами. На сайте OpenGameArt.org пользователь с ником 'usr_share' выложил в свободный доступ несколько наборов растровых шрифтов для GrafX2.

Программа содержит обширную встроенную справку и описание комбинаций клавиш. Официальное текстовое руководство доступно на официальном сайте программы. Между тем есть множество неофициальных руководств и уроков (текстовых и обучающих видео) по использованию GrafX2, в том числе и на сайте YouTube есть обзор предыдущей версии программы и отличная серия видеоуроков посвящённая использованию GrafX2.

>>> Официальный сайт (редирект на http://grafx2.chez.com)

>>> Репозиторий исходного кода (на сайте GitLab)

>>> Бинарные пакеты (на оф.сайте)

>>> AppImage-пакет (для Linux)

>>> Статус пакета в репозиториях дистрибутивов (на сайте Repology)

>>> #PixelArt — всё о пиксельной графике под Unix-like OS (топик на ЛОРе)

>>> Подробности

★★★★★

Проверено: jollheef ()
Последнее исправление: atsym (всего исправлений: 35)

Может ли новая версия заменять палитру, испорченную Гимпом?

Есть PNG с палитрой 256 цветов. Есть другой PNG с палитрой 255 цветов, в которой удалили нулевой цвет и сдвинули на 1 все остальные цвета. Требуется преобразовать 2-й файл к палитре 1-го, которая захардкожена в игре. Сможет новый GrafX2 так сделать?

question4 ★★★★★
()
Последнее исправление: question4 (всего исправлений: 1)

Это типа чтобы 50 евро не платить за Spriter?

YogSagot ★★
()

(всего исправлений: 29)

То есть тот промт, что остался в тексте — это уже исправленное? Даже страшно представить, как оно изначально выглядело.

redgremlin ★★★★★
()

плохая идея была сделать скрин графического редактора с открытым скрином самого себя, кажется, что у него интерфейс в 4 раза более запутанный чем есьт на самом деле

actionless ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

А я угадал, по малоизвестным графическим тулзам именно он и постит, в основном...

hobbit ★★★★★
()

А у меня одного на главной картинка вправо уехала?

dogbert ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ins3y3d

TL;DR: Потребление ресурсов у GrafX2 в десятки раз меньше по сравнению с Aseprite.

P.S.: Чуть позже сделаю скриншотв для галлереи, там детальней сравню эти программы ;-)

atsym ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от slapin

Если вкратце — то «ДА».

Позже опубликую сравнение вместе со скриншотами в галлерее.

atsym ★★★★★
() автор топика

у пиксельартистов весьма популярный редактор, а не «не нужно в эпоху почему не мертво малоизвестного графического софта»

anonymous
()
Ответ на: комментарий от hobbit

А смысл?

Тут палка о двух концах. Но, в принципе, я согласен с аргументацией разработчиков GrafX2 в данном случае
>>> https://gitlab.com/GrafX2/grafX2/commit/26c6d12d0987f4467036d7fdd779fad407f4b9a7

GPL v2, without the «any later version» clause (sorry FSF, I don't want to accept licences you didn't even write yet).

atsym ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: atsym (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonymous

убогим интерфейсом начала 9х?

Если тебе не нравится интерфейс — можно скрыть все элементы и работать используя только комбинации клавиш ;-)

atsym ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от ox55ff

Перефрафразируя классиков:

- Видишь пиксели на 4K дисплее?

- Нет.

- И я не вижу. А они есть.

atsym ★★★★★
() автор топика

Надо будет попробовать. Пробовал раньше версию 2.4, но вернулся на Гимп. Кстати, Гимп для таких задач подходит куда лучше, чем Фотошоп.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от actionless

Нет никаких проблем, просто попытался показать на одном изображении то что в программе есть разные темы, то что программа может работать в двух режимах: Anim (анимация, там где NO_NAME.gif) и Layers (слои он же статический, там где GrafX2-2.5.png).

Также «этот скрин в скрине» демонстрирует возможность работы как на очень маленких дисплеях (от 320px*200px и выше), так и возможность масштабирования интерфейса.

Ну и кроме того только на сплеш-скрине видно номер версии программы.

atsym ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от anonymous

Кстати, Гимп для таких задач подходит куда лучше, чем Фотошоп.

Для «pixel art» шкала такова: GIMP лучше Photoshop'а, mtPaint лучше GIMP'а, а GrafX2 лучше mtPaint'а.

P.S.: Последняя свободная версия Aseprite v1.17 (до перехода на EULA) на данный момент форкнута, но разработка почти мертва да и проект до сих пор не решил вопрос с ребрендингом (aseprite-gpl -> LibreSprite?) для избежания конфликтов на товарный знак
>>> http://github.com/aseprite-gpl/aseprite

atsym ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от ox55ff

Выглядит как говно. Зачем это в эпоху 4К?

В старых игрушках картинки менять.

Napilnik ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от atsym

Граф.планшет под это дело, конечно, необходим.
Рисую в PixelStation на телефоне, потому что есть перо.
Вообще, простота — сила.

Sasazuka
()

ГУЙ выдаёт печальный факт о том, что авторы всё ещё живут в прошлом тысячелетии.

8-битная графика! Мои поздравления! Какое достижение!

Когда вся окружающая среда давно уже работает с 16 битами.

Valeriy_Onuchin ★★
()
Ответ на: комментарий от Valeriy_Onuchin

ГУЙ выдаёт печальный факт о том, что авторы всё ещё живут в прошлом тысячелетии. 8-битная графика!
Когда вся окружающая среда давно уже работает с 16 битами.

У меня для тебя плохие новости...

ncrmnt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Sasazuka

Граф.планшет под это дело, конечно, необходим.

Зачем? В GrafX2 можно же управлять курсором и выполнять все действия используя лишь клавиатуру.

atsym ★★★★★
() автор топика
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.