LINUX.ORG.RU

Интервью с Фрэнком Эрлом (Frank Earl) о переносе игр под GNU/Linux

 , ,


0

0

На сайте phoronix.com опубликовано интервью с Фрэнком Эрлом (Frank Earl) о состоянии игровой индустрии под GNU/Linux. Фрэнк Эрл переносит игры с Windows под GNU/Linux для компании Linux Game Publishing и самостоятельно. Краткий пересказ интервью:

Phoronix: Почему и как вы начали заниматься переносом игр?

Фрэнк Эрл: Когда ещё была жива Loki Games, я занимался тестированием 3D-драйверов с целью поспособствовать развитию ОС. После коллапса Loki LGP попытались спасти несколько проектов. Тогда мне и предложили непосредственно заняться портированием. Моя основная работа — встраиваемый линукс и драйверы устройств для Tektronix Communications Group, но надеюсь, со временем смогу сделать перенос игр своей основной работой.

P: Какие игры вы переносили?

Ф.Э.: Например, Ballistics, Bandits: Phoenix Rising для LGP и Caster как фрилансер для Elecorn. Также кросс-архитектурные решения для Soul Ride и Majesty. Сейчас выясняю целесообразность переноса старой части каталога на не-х86 архитектуры, включая Open Pandora и Beagleboard. Также подписал NDA с Paradox Entertainment о переносе движка Europa Universalis 2 (и всех игр на нём), но мы ещё не получили исходные тексты.

P: Убеждая игровые студии и издателей позволить перенести их игры под GNU/Linux что тяжелее всего?

ФЭ: Убедить их, что существует такая доля рынка. И что нетрудно поддерживать много дистрибутивов «из коробки». Мешают вечные проблемы: низкие величины продаж (по меркам игр), IDC постоянно сообщает о «преодолении 1% рубежа». Или незнание среднего игродела как делать бинарники не требующие перекомпиляции при обновлении дистрибутива. Обычно приходится выслушивать: «в линуксе нет денег» и «слишком тяжело поддерживать — много версий». Положение меняется, но медленно. Часто они требуют помимо доли от продаж фиксированную предоплату — от 20000 долларов, иначе не хотят разговаривать. Даже когда они не несут никаких расходов и ничем не рискуют. Веселее то, что если они использовали средства быстрой разработки, им придётся дополнительно платить от 5000 за линукс-версию каждой библиотеки, и эти деньги тоже должна окупить игра.

ФЭ: Надеюсь, что поможет история Caster-а, хоть это и независимая студия. Каждая победа вроде World of Goo или Caster-а помогает завлекать другие студии и крупных издателей. Рынок ненасыщен и рад платить за их продукт.

P: Каковы типичные технические сложности?

ФЭ: Промежуточное программное обеспечение. Инструменты разработчиков. Middleware. 3D и устройства ввода почти не создают проблем. OpenGL и SDL позволяют достаточно быстро их воспроизвести. Не всё гладко, но MojoShader и HLSL2GLSL помогают с большей частью 3D-украшательств.

ФЭ: Проблемы бывают со звуком. Miles и FMOD стоят денег, которые студия часто не хочет платить. IrrKlang хорош, условия разумные, но он есть только для линукса на x86. Учитывая перспективы, для Caster приходится пользоваться SDL и OpenAL, а это намного больше работы.

ФЭ: Для видеороликов хорош Bink, но он стоит как Miles. Приходится сооружать что-то из OpenGL, OpenAL/SDL_Mixer и ffmpeg и самостоятельно интегрировать в игру.

ФЭ: Больше всего трудностей бывает с многопользовательскими сетевыми играми. Если использовался OpenPlay — никаких проблем, но он редок за пределами MacOS. RakNet — тоже ничего, есть версия под линукс, а лицензии продаются на игру, а не на каждую платформу. Но есть DirectPlay, от которого уже отказалась MS. Он «бесплатен», им «легко» пользоваться, и многие независимые студии прибегали к нему. Для него не существует полного линуксового аналога, а протокол закрыт, и его пока не реверсили. Grapple от LGP — кроссплатформанная библиотека под LGPL, которая могла бы стать универсальным решением, но пока я её не видел в коммерческих проектах.

P: Можете рассказать об историях успеха? Когда компания боялась переносить свои игры, но потом оценила выгоду?

ФЭ: Пока нет. Elecorn активно искал разработчика для переноса игры под линукс и не-x86 платформы. Рынок оказался гораздо больше ожидаемого. Подождите немного. Кто-то из компаний может передумать, увидев Caster на OMAP3.

P: Какова сложнейшая задача в сфере линуксовых игр?

ФЭ: Убедить людей держаться линукса, принимая решения. Часть проблемы не в их вере в 1%, и не в том, что нас слишком мало, чтобы оправдать усилия. Они не верят, что мы будем покупать игры под линукс или игровую периферию, поддерживающую линукс. Когда вы покупаете версию под Windows, вы голосуете за Windows. Издатель и студия получили деньги, и им всё равно Windows или WINE. Первый же патч может всё разрушить. EVE Online — исключение. Или вспомните как «весело» было с World of Warcraft: пока на Blizzard не надавили, им тоже было безразлично. Зачем вам нужно, чтобы вас считали пользователем Windows?

ФЭ: Я не противник WINE, это прекрасная программа, я ей пользуюсь. Но WINE не поможет изменить положение с играми. Пока бухгалтеры и руководство таких издателей, как Eidos, 2K Games и EA не увидят, что мы купим линукс-версию, мы не увидим линукс-версий их игр.

P: Какова сложнейшая задача для линукса в целом?

ФЭ: Признание реального количества пользователей. Сообщество и пользовательская база существенно больше процентов, которые нам пытаются приписать. Без надёжной статистики, даже если компания знает, что мы есть и ждём, она не сможет оценить стоит ли вкладываться. Проблема сохранится ещё долго, если не потеплеет на рынке мобильных устройств.

P: Что вы надеетесь увидеть через 2-3 года?

ФЭ: Хотел бы увидеть одновременный выход версий под Windows и GNU/Linux. Рынок мобильных устройств станет интереснее. Многих привлекает мощь OMAP3 и SnapDragon, но не настолько привлекают Symbian и Windows Mobile. На телефоны могут прийти Android, LiMo или AccessLinux. А значит придут другие игры. Было бы хорошо увидеть Caster на телефоне Android или планшете Nokia. Это хороший потенциальный рынок для игр под линукс, который поможет играм появиться на десктопе. Если вы разрабатываете игру под линуксовый наладонник, OpenGL ES и API недалеко ушли от десктопных; если код достаточно чист, сложно не сделать и десктопную версию.

P: Последнее время вы спрашивали на форумах Phoronix, какие игры стоит перенести на линукс. Насколько успешно?

ФЭ: Гораздо успешнее, чем представлял. Все вместе мы прошлись по интернету частым бреднем в поисках жемчужин. Одиночкам такое не под силу. Обычно их не слышат или не имеют возможности сделать версию под линукс (World of Goo — редкое исключение). Первые результаты — NDA для EU2 и вышедший Caster, успешный даже до порта на OpenPandora, Beagleboard и Nokia N9XXX.

P: В 2-3 предложения попробуйте убедить издателя перенести игру под линукс.

ФЭ: Рынок игр под линукс больше, чем можно заключить из данных IDC. Этот сегмент рынка очень слабо насыщен и люди будут покупать достойные игры. Так называемые «мириады версий линукса» поддерживать несложно, и я могу показать несколько способов.

>>> Интервью на английском

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

За ссылку на интервью спасибо wyldrodney.

question4 ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

Надо сделать информационное агентство, сайт, со счетчиком активных пользователей линукса во всех его вариациях. Потом пропиарить среди линуксоидов пакет наподобие popularity-contest, который будет автоматически докладывать на сервер версию оси и некоторых основных пакетов. Включить этот пакет по умолчанию во все дистрибутивы. Так можно будет получить достоверную информацию о доле пользователей - а не через баннеры в интернете. На эту цифру можно будет ссылаться тем, от кого зависит - уговорят они издателя или нет. Когда у тебя за спиной цифры в несколько десятков миллионов активных пользователей операционной системы - ты можешь говорить с позиции силы, а не оправдываться, что IDC, мол, неверно.

Cargo ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

В интервью рассматриваются основные вопросы:

1. Типы и виды разносчиков игр под линукс;
2. Несколько способов подхватить игру под линукс;
3. Легко- и труднопереносимые игры и их последствия;
4. Способы профилактики возможных игр на линуксе.

Jayrome ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

Интервью надо у Иккулуса брать ("что Вы, @#$!@ делали все эти годы?"), а не у тех, кто портирует Caster'ов. Конечно, успех игры, которая на современном приставочно-виндовом рынке нужна только яблочниками и линуксойдам, заманит крупных разработчиков.

Да и нет чтобы написать, если у Вас лицензирован Bink/Miles/Pixomatic от RAD, то портировать будет проще.

Я всё сказал :)

Gary ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

+1 . пока под линь не будет соразмерного с мастдаем количества игр , говорить о приобщении молодежи к linux практически бесполезно . ИМХО.

betruger ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

> пакет наподобие popularity-contest

Smolt (https://fedorahosted.org/smolt/) фактически этим занимается, собирая информацию о популярности "железа". Есть в Федоре/RH, Сусе, Убунте, Генту. По-иоему, по умолчанию ставится только в федоре.

question4 ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

Линуксоиды? Покупать? Это фантастика.

VEmpire ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

Лору очень не хватает <lor-cut>.

По-теме - вот бы интегрировать платные функции в популярные менеджеры пакетов, например хочешь скачать игру - пиши номер кредитки и за 15 баксоф она у тебя на винте.

lester_dev ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

Ха!! Увидел отражение своих проблем.
У нас всплыло всё тоже самое и при портировании Вангеров, особенно как я с ffmpeg воевал. :)

Так что всё верно.
ЗЫ надеюсь за июль Вангеров допилю. Там сейчас восновном юр. проблеммы.

stalkerg ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

> Интервью надо у Иккулуса брать

Пожалуйста: http://www.hardware.no/artikler/ryan_c_gordon_and_michael_simms/68450/2

"Линукс должен улучшить показатели, или искать новые области." Эрл считает, что таковой могут стать устройства на ARM, а показатели затуманены неверными методиками подсчёта.

В остальном примерно то же. Выгоды переносимости, страхи том-менеджеров, middleware.

> успех игры, которая на современном приставочно-виндовом рынке нужна только яблочниками и линуксойдам

...а также владельцам новых телефонов и карманных консолей :)

> заманит крупных разработчиков

...которые будут рады по второму разу продать свои старые хиты. Лиха беда — начало.

question4 ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

>Линуксоиды? Покупать? Это фантастика.

"Нео, это - матрица" (С)

Если вы не платите за достойный софт - это ваши личные проблемы. Многие готовы отдать деньги ради софта, игр, в том числе и на линуксе. Сedega - яркий тому пример;)

ZeMvlad ()
Ответ на: Re: Интервью с переносчиком игр под линукс. от lester_dev

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

> вот бы интегрировать платные функции в популярные менеджеры пакетов, например хочешь скачать игру - пиши номер кредитки и за 15 баксоф она у тебя на винте.

Уже не первый раз идея возникает :)

question4 ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

>попробуйте _ибедить_ издателя

поправьте

alecm ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

Когда на линь попрёт вся эта молодеж я расстригусь в bsdшники или прости господи на minix пересяду. В гробу я видел всех этих дебилов, которым ось нужна чтобы на ней играться.

zloelamo ★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

>переносчиком игр
>переносчиком

Господи, автор, ты думал когда использовал это слово? Оно применяется по отношению к вирусам типа спида. Понимаю что все остальные синонимы весьма корявы ("портирование", "убеждение разрабов портировать"), но все-таки оно выглядело бы лучше

upcFrost ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

>если не обращать внимая на молодежь , линь постепенно вымрет вместе с тобой . и со мной .

Ну может быть и верно, но только не умер же фактически без игр за последние 15 лет.

zloelamo ★★★★ ()

Re: Интервью с Фрэнком Эрлом (Frank Earl) о переносе игр под GNU/Linux

интересно, я доживу до того дня, когда на лоре будут новости вроде "Выпущен релиз Half Life 3 под Linux, порт под Windows отменен из за малой популярности"?

JB ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

>Пожалуйста: http://www.hardware.no/artikler/ryan_c_gordon_and_michael_simms/68450/2

Спасибо

>...которые будут рады по второму разу продать свои старые хиты. Лиха беда — начало.

Я думаю, они не станут этим заморачиваться. Кто уже хотел купить, например, Half-life, давно его сто раз купил и прошел под wine. Из-за нативной версии мало кто будет покупать заново/заинтересуется игрой.

Gary ★★★★★ ()

Re: Интервью с Фрэнком Эрлом (Frank Earl) о переносе игр под GNU/Linux

вообще линукс может урвать сегмент казуальных игр вроде World of Goo или той же Zuma. Секретарши будет в восторге - никаких вирусов :)

JB ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

>Когда на линь попрёт вся эта молодеж я расстригусь в bsdшники или прости господи на minix пересяду. В гробу я видел всех этих дебилов, которым ось нужна чтобы на ней играться.

В гробу я видел ось, которая не предназначена для чего-либо приходящего мне в голову

jeuta ★★★★ ()

Re: Интервью с Фрэнком Эрлом (Frank Earl) о переносе игр под GNU/Linux

>интересно, я доживу до того дня, когда на лоре будут новости вроде "Выпущен релиз Half Life 3 под Linux, порт под Windows отменен из за малой популярности"?

Скорее, wine загнётся, линуксойды пересядут на ppc и будут пилить аналог для какого-нибудь Xbox 9000, и потом негодовать "вот, игры для приставки выпускают, а порт на PC делать не хотят" :D

Gary ★★★★★ ()

Re: Интервью с Фрэнком Эрлом (Frank Earl) о переносе игр под GNU/Linux

Метану в огонь - микрософт уже не издала одну игру для Windows - Gears of War 2. Если это не маркетинговый ход и тайная задержка порта на год, то что?

Gary ★★★★★ ()

Re: Интервью с Фрэнком Эрлом (Frank Earl) о переносе игр под GNU/Linux

Кому очень хочется видеть игры на линукс, то нужно делать стек технологий для создания игр под гпл-подобной лицензией, который бы позволил свести разработку на 90% к художественной части. Это позволит радикально снизить стоимость и время разработки, соответственно будет развиваться продажа игр как закрытого контента для свободного ПО. При таком развитии, благодаря гпл и меньшим рискам данной модели, проблема разрешиться сама.

TREIBSTOFF ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

>Надо сделать информационное агентство, сайт, со счетчиком активных пользователей линукса во всех его вариациях.

Вот что линуксу реально мешает, так это создание велосипедов без рассмотрения предшественнников. http://counter.li.org/ же.

legolegs ★★★★★ ()

Re: Интервью с Фрэнком Эрлом (Frank Earl) о переносе игр под GNU/Linux

> Метану в огонь - микрософт уже не издала одну игру для Windows - Gears of War 2. Если это не маркетинговый ход и тайная задержка порта на год, то что?

первую GoW выпустили спустя год после релиза на иксбоксе, со второй будет так же

JB ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

В порядке бреда предложу устроить петицию по поводу того чтобы Steam правильно определял операционку под которой он работает, а не то что ему говорит WINE. Будет достаточно интересная статистика если это получится.Я не думаю что это сложно реализовать на уровне программного кода. Тем более что игры от Valve всегда достаточно хорошо запускались под линухом. Ну и если Valve выпустит третий эпизод в том числе и нативно - вот тогда и будет огромный рывок вперёд и пример для других компаний.

lv77 ★★★ ()

Re: Интервью с Фрэнком Эрлом (Frank Earl) о переносе игр под GNU/Linux

Все правильно сказал, я считаю. Только как кардинально улучшить ситуацию неясно. У всех полно своих "чудесных рецептов", но ни один из них не реализуем. Но человек работает в этом направлении, в отличие от "аналитиков" всех мастей, что радует.

P.S. Жду вангеров под линукс :)

Vark ()

Re: Интервью с Фрэнком Эрлом (Frank Earl) о переносе игр под GNU/Linux

Всё это портирование — это просто ковыряние в старье, лишь бы что-то делать. Оно немного влияет на ситуацию конкретно в данный момент, но на будущем не сказывается вообще никак.

Разработку игр под линукс имеет смысл развивать только в виде всякой мобильниковой ерунды, остальное бесперспективно. Почему? Да потому что дни "обычных игр" уже сочтены. Очень скоро игры начнут выпускать в виде клиента, получающего с игрового сервера уже готовые кадры. Сперва единичные экземпляры, а со временем все такими станут. Портировать там нечего, клиент изначально можно делать кроссплатформенным. А каким будет сервер — совершенно безразлично.

Заодно исчезнет проблема пиратства и пропадёт необходимость в постоянном апгрейде. И все будут счастливы, кроме конторы LGP.

Всевозможные капцы прилагаются.

fffgh ★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

>В порядке бреда предложу устроить петицию по поводу того чтобы Steam правильно определял операционку под которой он работает, а не то что ему говорит WINE.

Бугага. Спасибо, посмеялся. Определение ОС зависит не от Steam, а от вайна. Вайн - опенсорс, так что сделать это можно легко и быстро. Но боюсь с такой логикой эта затея обречена на провал.

Gary ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

Epic Fail^WGames тут непричём, это всё тормозной иккулус :) А вообще никак, информации новой нет со времён двух скриншотов.

Gary ★★★★★ ()

Re: Интервью с Фрэнком Эрлом (Frank Earl) о переносе игр под GNU/Linux

>У всех полно своих "чудесных рецептов", но ни один из них не реализуем.

Чудесный рецепт - это кроссплатформенный движок и middleware. Почти идеально это было реализовано в Unreal Tournament 2004, но вот в UT3 напихали всякой левой хрени и даже не задумались об opengl рендере.

Возможно, оно себя не окупило.

Gary ★★★★★ ()

Re: Интервью с Фрэнком Эрлом (Frank Earl) о переносе игр под GNU/Linux

>Чудесный рецепт - это кроссплатформенный движок и middleware.

Меня вчера испугал Димез. Теперь я работаю над тех. демо... Ах, не о том: в процессе планирования я обнаружил что сделать версию и под винду не составит труда, только немного времени. А там столько юзеров...

wyldrodney ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

>> по второму разу продать свои старые хиты

> Я думаю, они не станут этим заморачиваться.

Многие игры 1980-х "воскресили" для телефонов, а игры 1990-х — для PSP и Nintendo DS. Да, на PC по определению больше пиратства. Но именно перенос под линукс на не-х86 силами вот таких сторонних студий может помочь им не делать самим львиную долю работы. Хотя клинические случаи в руководстве преобладают.

> Half-life

Я про менее популярные "хиты".

question4 ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

> Epic Fail^WGames тут непричём, это всё тормозной иккулус :) А вообще никак, информации новой нет со времён двух скриншотов.

Если про UT3, то в мартовском интервью обещал закончит движок в этом году и начать массово переносить игры.

Он что, совсем один работает?

question4 ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

>По-иоему, по умолчанию ставится только в федоре.

гуи для smolt не ставится, а так при установке предлагает отправить информацию о железе.

sniper21 ★★★★★ ()

Re: Интервью с переносчиком игр под линукс.

>Он что, совсем один работает?

Насколько я знаю, да. Он многие вещи делал чисто в одиночку, но они наверное для опытного программиста не очень сложны. Вот только с UT3 возникли проблемы, неизвестно почему. Может быть из-за mojoshader, может быть из-за какого-нибудь middleware.

Gary ★★★★★ ()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.