LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Мотивировка для разработчиков портировать игры на Linux

 , ,


2

1

КОМУ “МНОГА БУКАФ” - читать со слов TL;DR. Если все еще скучно, читать со слов “СУТЬ” Если что-то не нравится - напишите. ___

Для простого пользователя-обывателя в Linux традиционно существовали три главные проблемы, вызывающие отторжение в пользу Windows или Mac OS. Первая проблема - сложность установки. Достаточно давно решена: пользователь скачивает образ диска, без особых проблем делает загрузочную флешку, после чего в интуитивно понятном интерфейсе ставит систему. До сих пор проблему вызывает лишь понятие точки монтирования (обычно при первой установке) и иногда, в случае нежелания внимательно читать, потеря данных, но это касается не Linux, а в принципе перехода. Современные устанвщики не имеют даже этих проблем.

Вторая проблема - Windows отказывается признавать Linux. Так, например, в WIndows нет поддержки линуксовых файловых систем. Но если это превратили в плюс (до файлов не дотянется вирус), то затирание загрузочного раздела при установке Windows (точнее, восстановление после) представляет для новичка (коим являюсь и я) некоторую проблему. Самый легкий способ решить эту проблему - иметь два жестких диска, но можно повозиться с настройкой GRUB, что не очень сложно.

TL;DR Третья проблема до сих пор предстает перед всеми пользователями Linux во всей красе. Это почти монополия Windows в отношении большого количества приложений. Монополия является порочным кругом. На Windows сидит множество пользователей, поэтому под Windows пишут много приложений. Из-за приложений многие пользователи выбирают Windows, и так далее. Есть несколько направлений решения данной проблемы.

Первое направление - использование эмуляторов Windows. Часть приложений в них вообще не работает, часть работает убого. Эмуляторы еще далеки от совершенства. Это связано со многими вещами. Основные причины - разобщенность сообщества создателей эмуляторов: часть сообщества пытается на этом заработать, закрывая код, вместо того, чтобы, объединив усилия, писать что-то одно, а также тонкая грань между фичей и багом в Windows.

Второе - использование двух установленных систем, одна из которых держится только для запуска некоторых приложений. Сюда же относится использование виртуальных машин. Первый вариант - пожалуй, самый адекватный на данный момент. Второй вряд ли можно назвать таким. Но в любом случае, это уход от проблемы, а не ее решение - Linux не удовлетворяет потребности пользователя, если он делает так.

А вот третий вариант я и хочу обсудить подробно. Это разработка аналогов Win-приложений для Linux. Плюс этого в том, что написанная специально под Linux программа работает очень быстро, гораздо быстрее, чем аналог под Windows. Кое-где это было сделано самим сообществом - например, бесплатные OpenOffice и его идейные продолжатели давно обогнали по удобству обращения и производительности платный Microsoft Office. Но, как ни крути, в области свободного ПО сложно взяться деньгам, которые позволят создать качественный аналог Photoshop или подобного. Особенно это касается ИГР. Долгое время ситуация была плачевна, и играть на Linux в игры можно было в основном только ради лулзов. Сейчас многие старые игры уже переписаны сообществом (например, переписаны Герои Меча и Магии 3). Интересно ситуация обстоит с новыми игрыми и приложениями. Valve впервые официально стали портировать игры на Linux, зная, что деньги так заработать можно. Многие игры на движках Source и Unreal, доступные в Steam, играбельны на Linux. Но основная часть, например, стратегий (Civilization, Total War) не портированы - у разработчиков нет стимула этим заниматься. Также стимула нет у разработчиков игр в промежутке между инди и культовыми. Затраты на портирование достаточно большие, и они вряд ли окупятся для игры с небольшим тиражом.

СУТЬ Для этого предлагается два возможных невзаимоисключающих решения.

Первое - в Steam создается специальный сервис. Участвовать в голосовании в нем могут только пользователи, имеющие хотя бы одну платную игру, чтобы нельзя было наделать ненастоящих голосов. Если пользователь запускает Steam-клиент для Linux, и игра для его ОС недоступна, он может нажать на кнопку “Поиграл бы” - название, конечно, рабочее, но суть именно такая. Разработчик игры получает уведомление о количестве нажавших на кнопку. Когда их количество станет достаточно большим, разработчик может, прикинув стоимость разработки, решить, что портирование имеет смысл и таки решиться на него. Минусы очевидны - во-первых, нужно договариваться со Steam, а до тех, от кого действительно будет зависеть принятие такого решения, очень сложно достучаться; во-вторых, игра с вероятностью 99% будет платной. Плюс - “подпись” осуществляется в одну кнопку, пользователю не нужно регистрироваться в нужном месте, чтобы ее поставить. Аудитория Steam настолько велика, что хотя бы попробовать договориться лучше.

Второе предлагаемое решение - специальный сайт для этих целей. Если ребята из Steam согласятся, можно сделать его только для нестимовских игр. Сначала проводится долгая и муторная работа по созданию базы данных компьютерных игр, вышедших за все время под Windows. Возможно создание этого сайта совместно с разработчиками Wine, чтобы не делать базу. Вход на сайт должен быть возможен без регистрации непосредственно на нем, при помощи чего-то вроде Google-Account, Facebook, ВКонтакте. Принцип далее почти тот же. Пользователь ищет недоступную на Linux игру, после чего ставит галочку, что он бы поиграл в нее. Когда набирается определенное количество подписей, разработчику игры направляется шаблонное письмо об этом и предложение об обсуждении условий портирования - метода монетизации проекта и формы распространения игры.

Монетизация возможна двумя основными способами: единоразовая оплата выполнения работы и оплата копий. В первом случае пользователи копят определенную заранее оговоренную сумму денег для однократной оплаты полностью свободного к моменту выхода порта. Когда она наберется, разработчик начинает портирование. Когда игра выйдет в свободный бесплатный доступ, разработчик немедленно получает деньги. Минус - разработчик не заинтересован в том, чтобы в игре не было багов, в их исправлении. Плюс - игра бесплатна для сообщества, которому, скорее всего, и придется исправлять баги.

Второй путь - оплата каждой копии. Плюсы - разработчику выгоднее не налажать, чтобы продажи не были почти нулевыми. Одним из условий должна являться возможность оплатить игру из каждой страны, в которой установлен Linux.

Выбирается и способ распространения игры:

1) В сеть выкладывается открытый исходный код 2) Выпускаются установочные пакеты вроде .deb или .rpm 3) Если это возможно, игра публикуется в Steam (но это не зависит от сообщества)

По выходу игры все подписавшие “петицию о портировании” получают уведомление об этом. Если человек не купил три игры, которые он подписал, прежде чем он сможет подписывать дальше, ему нужно купить хотя бы одну из них.

Если это случится, вендекапец будет ну вот совсем не за горами. Что думаете?

Перемещено tazhate из games

Всё правильно говоришь, только в некоторых местах текста нужно заменить «бесплатное» на «свободное».

anonymous
()

Мотивировка

А отчего ж не монтировка?

anonymous
()

Монтировка для разработчиков портировать игры на Linux

тогда охотней будут портировать

anonymous
()

Первая проблема - сложность установки.

Убунту и прочие дистры ориентированные не на дрочку (да простит всевышний на облачке) консоли, уже давно устанавливаются в разы легче всяких виндовс/макос.

Самый легкий способ решить эту проблему - иметь два жестких диска

Драйвера для линуксовых фс уже существуют пару лет для всяких виндовсов.

Остальное комментировать просто лень ибо ахинея, я если что дизайнер-верстальщик в журнале, самая сложная область линукса, но ничего, все решаемо если мозги есть.

makeB
()

КОМУ ”МНОГА БУКАФ” - читать со слов TL;DR. Если все еще скучно, читать со слов ”СУТЬ”

Эй! Что за подстава? Метка tl;dr сокращает чтиво всего два абзаца. А «СУТЬ» — меньше, чем наполовину.

А теперь главный вопрос (сообщение не читал). Принесёт ли твоё предложение больше бабла разработчикам/продавцам игр?

i-rinat ★★★★★
()

Впервые вижу настолько продуманное предложение. Я за! Вот только вендокапец не нужен нисколько, ибо если вдруг однажды линукс станет популярнее майкрософта, то найдут способ заражать и его.

cinyflo ★★★★★
()

бесплатные OpenOffice и его идейные продолжатели давно обогнали по удобству обращения и производительности платный Microsoft Office

:)

А по делу бред. Я представляю как бы, например, на это письмо с горсткой подписей линуксойдов об портировании на линукс GTA посмотрели бы в Rockstar, которые и на PC-windows портируют как-то с не особом рвением.

fornlr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от cinyflo

то найдут способ заражать и его.

Оптимист в треде — линукс давно признан решетом если что, не хуже виндовс.

makeB
()
Ответ на: комментарий от fornlr

на PC-windows портируют как-то с не особом рвением.

да порт у них есть всегда, игра ведь на PC разрабатывается. просто ms и sony башляют за то, чтобы не выкатывали 1 год на PC, чтобы больше копий под консоли продать.

waker ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от cinyflo

Потратьте минут пять на прочтение

Прочитал. Мягко говоря, грёзы. Автору не хватает эмпатии. Он осознаёт свои чувства и ожидания (это уже хорошо), но не попытался представить, как это выглядит с другой стороны. Со стороны разработчика игр. Со стороны издателя. Даже если разработчик будет заинтересован в подобном портировании, права зачастую принадлежат издателям. А издатель за +1% к прибыли не будет брать на себя +100% работу. Это просто глупо. Пример Valve в данном случае неудачный, ибо они издатель и разработчик одновременно; таких мало. Тем более, всё это портирование было сделано не ради прибыли, а по приколу.

Единственная здравая зацепка, которая там есть, это

Если человек не купил три игры, которые он подписал, прежде чем он сможет подписывать дальше, ему нужно купить хотя бы одну из них.

Предлагаю преобразовать её таким образом. Если человек не создал одну-две свободные игры (придумайте сами уж там критерии значимости), он не сможет выдвигать такие предложения, пока не создаст хотя бы одну. Я знаю, звучит как «сперва добейся», но смысл другой. Я хочу видеть, что человек прочувствовал трудозатраты, и знает о чём говорит. Ему нужен авторитет. Верю, что людей с мнением, сходным с моим, не один человек.

i-rinat ★★★★★
()

в том, что написанная специально под Linux программа работает очень быстро, гораздо быстрее, чем аналог под Windows

упоролся? В какой галактике?

Deneb
()
Последнее исправление: Deneb (всего исправлений: 1)

мотивировка

Дальше не читал, дневник сюда, два.

Deleted
()

У тебя суть больше не сути => TL;DR

Ghostwolf ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Akamanah

ну наверное они ожидали, что продажи будут выше, вот и выкатили.

waker ★★★★★
()

У нас мало пользователей и ваши затраты на портирование и поддержку могут не окупиться. Но вы всегда можете портировать свою игру на Linux по одной простой причине: линуксоиды тоже любят играть. Поймите, это замкнутый круг: нет пользователей, потому что нет программ. Нет программ, потому что нет пользователей. Портирование вашей программы может стать причиной того, что кто-то скажет «ура, на линукс портировали последнюю не хватавшую мне программу!» - и тогда количество пользователей увеличится!

Количество коммерческих игр для Linux - несколько сотен. Компании NVIDIA и AMD предоставляют видеодрайверы для Linux с полноценным 3D-ускорением. Скорость работы игры под Linux такая же, как в Windows! Кроме того, NVIDIA предоставляет CUDA, Cg, nvtt под Linux, а также PhysX в программном режиме. Поэтому портирование программы на Linux не настолько затратно, как вы ожидали!

ZenitharChampion ★★★★★
()

Ты что-то написал стену текста о том, что всем давно известно, ещё приправил каким-то бредом про свободку.

Основная проблема — это необходимость окупить затраты на портирование (как разработку, так и поддержку конечного продукта). Массовое портирование начнется только когда линуксойды будут готовы делать массовые предзаказы портов.

Gary ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Поэтому портирование программы на Linux не настолько затратно, как вы ожидали!

а как же покупка поддержки дополнительной платформы для всей миддлвари? а тестирование хотя бы на нескольких основных версиях убунты (я не говорю об остальных дистрах)? а стоимость поддержки (включая патчи)?

разработчики игр прекрасно, всяко не хуже тебя, осведомлены о том, как портировать игры на линукс, и сколько это стоит. и вообще среди них полно линуксоидов.

я тут недавно был на интервью в одной конторе, когда работу менял.. они выпустили прошлую игру под линукс. сказали, что больше никогда этого не сделают, т.к. 1% юзеров составляют 99% саппорт-реквестов. хотя сам порт не особо трудно было сделать — они на юнити разрабатывают.

еще надо учитывать, что большинство покупателей купят вендовую версию игры, если хотят в нее играть, даже если предпочитают линукс. когда выпустят линуксовую — они получат ее бесплатно, а разработчик не получит от линуксовой версии ничего. это на примере стима. я вот кучу линуксовых игр так получил, не платя за них ни копейки, т.к. уже имел виндовый valve pack.

waker ★★★★★
()

бесплатные OpenOffice и его идейные продолжатели давно обогнали >по удобству обращения и производительности платный Microsoft >Office.

видать, давненько ты не пользовался открытым офисом...МС ОФис уделывает либру и опенофис по всем пунктам

Сейчас многие старые игры уже переписаны сообществом (например, >переписаны Герои Меча и Магии 3)

ты пробовал играть в это убожество?

до тех пор, пока в линуксе нет денег - не будет и толковых программ и игорей...а дентгам в десктопном сегменте взяться попросту не откуда...понаблюдай за реакцией местной публики на новость, что какая нить программа для линукса выставлена на продажу...тут же абигают красноглазики с воплями не нужно

BambarbiyaKirgudu
()

Хвалю за попытку напрячь мозг, но лучше такой бред больше нигде и никогда не пиши.

P.S. Вот когда ты закончишь школу, поступишь в институт, потеряешь девственность, после института начнёшь работать, научишься зарабатывать и ценить своё время, «превратишься в потенциального покупателя» наконец, то вспомни это сообщение и внимательно посмотри, какая операционная система у тебя будет установлена. Там может оказаться что угодно - от андроида до мака или даже венда, но твоего арча там точно не будет.

P.P.S. Мотивирование, неуч

sh4r4t4n
()
Последнее исправление: sh4r4t4n (всего исправлений: 1)

Хорошая мотивация - неадекватная политика M$ в развитии своих продуктов. Уже сделано.

ados ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от waker

я тут недавно был на интервью в одной конторе, когда работу менял.. они выпустили прошлую игру под линукс. сказали, что больше никогда этого не сделают, т.к. 1% юзеров составляют 99% саппорт-реквестов. хотя сам порт не особо трудно было сделать — они на юнити разрабатывают.

Что за игра?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от waker

это не имеет отношения к делу :)

Жаль, я думал хоть какая-то ликвидная статистика будет по этому поводу. Ну и фиг с ней.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от i-rinat

Эй! Что за подстава? Метка tl;dr сокращает чтиво всего два абзаца. А «СУТЬ» — меньше, чем наполовину.

Дело не в том, что это слишком длиннннннннннннннннно. Дело в том, что это нечитамемо.

darkenshvein ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от BambarbiyaKirgudu

МС ОФис уделывает либру и опенофис по всем пунктам

Особенно по потреблению ОЗУ, падучести и лагучести.

tazhate ★★★★★
()

1) В сеть выкладывается открытый исходный код

Ненужно.

2) Выпускаются установочные пакеты вроде .deb или .rpm

Да.

Valkeru ★★★★
()
Ответ на: комментарий от waker

Насчёт тестирования на нескольких дистрибутивах. Тут всё проще. Необходимо удовлетворить зависимость игры ровно от одной системной библиотеки - это libc6, он же GLIBC. Остальные библиотеки, включая C++ (libstdc++) можно положить в каталог lib и распространять вместе с игрой.

Valve сделали немного нехорошо, скомпилировав софт с версией 2.15, тем самым сделав невозможным запуск Steam в дистрибутиве Linux, выпущенном раньше 2012 года. Все прочие библиотеки Steam таскает с собой - именно они и занимают 150-200 Мб при обновлении Steam, в то время как обновления для Windows 30-40 Мб. И именно поэтому любая игра в Steam для Linux работает в любой версии Alt/Mageia/openSUSE/Fedora/Ubuntu/Debian/noname, выпущенной в 2012 году или старше. Хоть в Ubuntu 7.04 его запускай, предварительно обновив GLIBC и установив новый драйвер видео - заработает и не засбоит.

Также есть стандарты - набор наиболее необходимых большинству программ системных библиотек обязан быть в любом популярном дистрибутиве Linux. Вт их неполный список. Достаточно скомпилировать свою программу в RHEL/CentOS 5, а потом положить с игрой только отсутствующие в списке библиотеки, чтобы она заработала везде. Для примера, у этой программы из этого списка в «системных требованиях» так и написано: любой линукс с библиотеками LSB 4.0, а это действительно любой. А у этой указано Fedora/openSUSE/Debian/Ubuntu такой версии и выше, потому что старый компилятор и старый GTK разработчикам не нравится. Поддержка RHEL6 и Debian 6 в Google Chrome была прекращена месяц или два назад.

И вот когда я смотрю на доводы разработчиков программ «зоопарк!» «нет стандартов!», зная изложенное выше мне становится смешно. И я понимаю что это просто отговорки. Либо эти люди из всего линукса знают только Убунту и Арч, считая убунту - единственным линуксом в мире с графической оболочкой. А попробовав скомпилировать программу в домашней убунту одной версии, разумеется не смогли запустить бинарник в другой, увидев ошибку «не хватает библиотек». Тем не менее, Flash Player от Adobe, Firefox с сайта getfirefox.com, официальные RPM/DEB Java и «офиса», Nero Linux, Maya Linux запускаются в любом дистрибутиве Linux, которыми я пользовался последние 5 лет. И вовсе не потому что их протестировали в каждом линуксе, а потому что LSB и CentOS 5.

ZenitharChampion ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от waker

хотя сам порт не особо трудно было сделать — они на юнити разрабатывают.

о каких саппорт реквестах тогда вообще идет речь, если поддержка линупс платформы лежит на разрабах юнити, а не на дядях, которые его лицензировали под свой геймдев?

в крайнем случае, если отгребли проблем с библиотеками, то их можно и таскать с игрой.

x0r ★★★★★
()

OpenOffice и его идейные продолжатели давно обогнали по удобству обращения и производительности платный Microsoft Office.

Шикарная шутка, еще по тексту такие будут?

mopsene ★★★
()
Ответ на: комментарий от fornlr

Я автора, я пришел отвечать всем

Сомневаюсь, что Linux-сообщество потребует настолько YOBA-style игру, как GTA 5. А вот разработчики, скажем, Total War, увидев 100 000 подписей, вряд ли проигнорируют письмо.

Baskakov_Dima
() автор топика
Ответ на: комментарий от waker

еще надо учитывать, что большинство покупателей купят вендовую версию игры, если хотят в нее играть, даже если предпочитают линукс.

Надо еще отметить, что большинство игр лучше работают в вайне, чем их нативные аналоги. Плюс в вайне может костылем решить возможность сворачивания полноэкранного приложения.

mopsene ★★★
()
Ответ на: комментарий от i-rinat

Письмо может быть направлено обладателю прав. По крайней мере, тому, кто примет решение о портировании.

Есть много других случаев. К тому же, некоторые студии продают игры на условиях анального рабства - издатель может все, разработчик получает 1% прибыли и не получает ничего, а некоторые почти все права сохраняют за собой.

Да, я пока не создал ни одной свободной игры, но я уже начал это делать. Я надеюсь, это не застопорится, и где-то через год будет готово, но не важно. Так вот, я и так знаю, что это сложно. Что долго. Но, например, учитывая осуществленное портирование движка Unreal Engine, ситуация уже облегчается. А вот с X-Ray все хуже. Затраты очень зависят от игры.

Портирование всей серии Total War сводится к переписыванию двух движков. Сложно, но делается один раз.

Другое дело - игра на собственном движке с небольши тиражом. Для такой игры портирование бессмысленно и дорого. Кроме того, скорее всего, это очередная стандартная YOBA-игра, которая линуксоидам, в среднем продвинутым пользователям, не очень интересна.

Baskakov_Dima
() автор топика
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Прочитайте пост, это займет не более пяти минут, а на свои вопросы Вы найдете ответы в нем. Пожалуйста.

Baskakov_Dima
() автор топика
Ответ на: комментарий от Gary

Вы говорите о необходимой предоплате. Я напомню, что почти вся современная экономика построена не просто на предоплате, но на кредитах. Если Вы заметили, основная часть предзаказов делается тогда, когда дата релиза уже очень близка, и деньги в разработку давно вложены.

Дело не в предзаказе, я как раз написал о массовом желании купить игру по ее выходу.

Именно для того, чтобы разработчик решил, нужно ли игру портировать, показывается количество голосов.

Пост рекомендую перечитать, желательно полностью.

Baskakov_Dima
() автор топика
Ответ на: комментарий от waker

1) Тестирование может быть открытым и переложенным почти полностью на пользователей - останется лишь обработать данные.

2) Откуда такие данные, что их там много? Зачем агрессия?

3) Скорее всего, это они «намудрили», если это так. И сами виноваты, соответственно. Название игры можно узнать? На Линус сделано не так много игр, я могу ее специально купить и попробовать.

4) Надо это учитывать, да. Но, во-первых, предложение касается и разработки новых игр - пусть, скажем, разработчикам Rome II будет направлено письмо о том, что полмиллиона пользоватей ждут их игру на Линукс. Как Вы думаете, они это проигнорируют? Если бы оно было отправлено за год до релиза? Во-вторых, как я уже сказал, речь может идти о сборе фиксированной суммы. Тогда продавец застрахован от рисков (точно окупится, если он верно посчитает расходы), но, соответственно, и шампанского не пьет. Либо продавец рискует и собирает деньги с тех, кто будет именно покупать версию из-за появившегося порта.

Baskakov_Dima
() автор топика
Ответ на: комментарий от BambarbiyaKirgudu

1) ОК, тут на вкус и цвет. Мне убожеством кажется новый офис.

2) Пробовал, мне норм. На нетбуке отличный способ убить время в метро.

3) В Линусе ЕСТЬ деньги, и их может стать МНОГО БОЛЬШЕ. Вы читали пост до конца?

Baskakov_Dima
() автор топика
Ответ на: комментарий от sh4r4t4n

Во-первых, на «ты» мы не переходили. Во-вторых, я ненавижу апелляцию к возрасту. Это понятно? В-третьмх, я сделал уже все, описанное Вами. В-четвертых, прочитайте пост и ответьте по сути.

Baskakov_Dima
() автор топика
Ответ на: комментарий от waker

Не имеет отношения? Я бы сказал, имеет. На Линус сделано не так много игр. Без подтверждения Ваши слова выглядят как попытка соврать.

Baskakov_Dima
() автор топика
Ответ на: комментарий от Baskakov_Dima

В Линусе ЕСТЬ деньги, и их может стать МНОГО БОЛЬШЕ.

Я начинаю волноваться за жизнь и здоровье Линуса.

mopsene ★★★
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Я не разбираюсь в этом... Где прочитать подробнее?

Baskakov_Dima
() автор топика
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.