LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

[Фурсенко][Литаратура] «Архипелаг ГУЛАГ» для школьников


0

0

Наткнулся давеча на новость об очередной нелепой инициативе нашего Минобра: http://www.interfax.ru/culture/txt.asp?id=99602

Для Ъ:

Приказом министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко обязательный минимум содержания основных образовательных программ по Русской литературе ХХ века дополнен изучением фрагментов романа Александра Исаевича Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"

Фрагменты книги Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", предложенные для изучения в школе, будут посильными по объему и впечатляющими по содержанию, сообщила "Интерфаксу" вдова писателя Наталья Солженицына. "Решение включить фрагменты "Архипелага ГУЛАГ" в школьную программу - это большое, существенное и знаковое событие", - заявила она.

Она напомнила, что инициатива сделать изучение книги обязательным для старшеклассников принадлежит премьер-министру РФ Владимиру Путину. "После этого я высказала мнение, что изучение всех трех томов непосильно для школьников, поэтому необходимо предложить сокращенный вариант "Архипелага ГУЛАГ", - отметила Солженицына.

"Этот значительно уменьшенный объем - более чем в три раза меньше нынешнего - я сейчас готовлю. Когда работа будет завершена, вариант книги будет вынесен на обсуждение экспертного сообщества - методистов и учителей", - уточнила онп, добавив, что текст будет утвержден по результатам обсуждения. "Он будет наверняка посилен по объему для старшеклассников общеобразовательных школ и достаточно впечатляющ по содержанию", - подчеркнула Солженицына. "Таким образом, изучение "Архипелага ГУЛАГ" в школе станет шагом к решению проблемы, которая волнует наше общество и которая связана с попытками осознать свое прошлое", - отметила вдова писателя.

--------------

Теперь ИМХО:
Моё мнение колеблется между полным неприятием данного решения и желанием собственными руками удушить авторов нововведения. И дело не только в отношении к Солженицыну.
На мой взгляд, _заставлять_ школьников читать такие книги -- идиотизм. К тому же эта эпопея с объёмом, а мотивация мастурбирующих на Александра Исаевича обиженных судьбой "новаторов" весьма понятна - они не хотят, чтобы "Архипелаг" избежал участи "Войны и Мира" (которое, справедливости ради, осиливают единицы), так вот, эпопея с объёмом - это ещё один яркий шаг "идиотов для идиотов", жалкое, стремление опопсить всё вокруг.

Врядли кто-то решится спорить, что едва ли найдётся произведение, "делающее" "Архипелаг" по показателю "литературная ценность"/"политизированность", да и говоря про политическую составляющую, нельзя не обратить внимание на большое количество откровенной лжи и фальсификации фактов (в целом в этом нет ничего плохого, это и отличает литературное произведение от исторических монографий, однако именно среди поклонников "ГУЛАГа" наблюдаются тенденции рассмотрения этого, с позволения сказать, высера, как документального источника).

Резюмируя всё вышесказанное, я считаю, что нам надо четко определится, что школьная литература должна давать ученикам: умение формулировать свои мысли, навыки понимания текста и хороший литературный вкус, или ненависть к Советской власти.

А давай ещё Преступление и наказание выкинем? Действительно, пропаганда преступности и проституции. А ещё Есенина за то, что он извращенец. И Пушкина-матершинника. И вообще оставим только Лермонтова и Чуковского.

jcd ★★★★★
()

По сути от введения Архипелага в школьной программе просто появится ещё одна книга, которую никто не будет читать - школьникам пойух, им нужна яга и сиське.

jcd ★★★★★
()

И так не читают ничего, профита не будет. Только Солженицына станут меньше любить.

melkor217 ★★★★★
()

>Он будет наверняка посилен по объему для старшеклассников общеобразовательных школ и достаточно впечатляющ по содержанию

И пошлют это произведение старшеклассники так же подальше, написав сочинения по краткому содержанию в спец.книгах для написания сочинений. На кой чёрт?

Deleted
()

Да уж. Тут либо читать самому, без всяких сокращений, либо не читать совсем.

shamazmazum
()

> "делающее" "Архипелаг" по показателю "литературная ценность"/"политизированность"

Всё таки наверное правильнее "политизированность"/"литературная ценность". В таком случае показатель просто взмывает в небеса у самого начала отсчёта и "Архипелаг" явно ничто (в школьном курсе точно) просто неспособно обогнать по этому показателю.

По теме - согласен с топикстартером и в том, что это, с позволения сказать, высер. И в том, что этот высер либералы на каком-то основании считают источником фактов (интересно, а комиксы про человека-паука тоже источник фактов?) .

Особенно согласен с тем, что надо бы уже определится, что школьная литература должна давать ученикам.

Только боюсь наши правительственные либералы как всегда определятся совсем не в ту сторону...

AndreyKl ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от melkor217

>И так не читают ничего, профита не будет. Только Солженицына станут меньше любить.

Профит же.

madcore ★★★★★
()

И вдова Солженицина участвовала в этом? А какой её профит от политизирования произведения? Надо поискать, кто она такая.

Может это банально из серии "хотели как лучше, а получилось как всегда"?

shamazmazum
()
Ответ на: комментарий от shamazmazum

>А какой её профит
>профит


Тот самый, простой такой, в зелёных тугриках.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от timth

>школтьники будут ненавидеть отечественную литературу ещё больше

школьники её и так ненавидят. сильнее ненавидеть уже некуда. так что всё нормально.

Tails
()

Мы его в школе тоже проходили (лет 10 назад было, классе в 9 емнип...).

m1rag3 ★★
()
Ответ на: комментарий от Tails

> сильнее ненавидеть уже некуда. так что всё нормально

Не совсем так. Тут дело не в литературе, а в конкретном писателе. Бывает, что просто создается негативное впечатление об авторе только из-за того, что в школе его плохо преподали.

Хотя, если человеку это интересно, то он сам прочитает. Безо всяких школьных уроков.

shamazmazum
()

>Резюмируя всё вышесказанное, я считаю, что нам надо четко определится, что школьная литература должна давать ученикам: умение формулировать свои мысли, навыки понимания текста и хороший литературный вкус, или ненависть к Советской власти.

А чему ты удивляешься товарищ? Совесткая власть учила ненависти к буржуям, теперь наоборот, все закономерно.

Alex_A_V ★★
()
Ответ на: комментарий от Sphinx

>Имхо в школах уже было достаточно наличия «Одного дня…» в программе.

+1

Причем по сравнению с ГУЛАГом читается просто влет.

Alex_A_V ★★
()
Ответ на: комментарий от AndreyKl

> Всё таки наверное правильнее "политизированность"/"литературная ценность".

Да, конечно, у меня очевидная ошибка.

Nixopatolog
() автор топика
Ответ на: комментарий от Nixopatolog

>ненависть к Советской власти

Там не о том. Если книгу правильно адаптировать про советскую власть можно почти все убрать. Ну или правильно расставить акценты. Там всю книгу повторяется один и тот же вопрос: "Как такое могло произойти?". Подразумевается, что из за отсутствия четкой гражданской позиции у большинства населения. Так что, если нормально книгу адаптировать, то это, по идее, поможет воспитать нормальных граждан. Книга показывает, что может произойти в неправовом государстве. И что надо делать что бы такого не повторилось. И коммунизм с советской властью здесь не при чем. Кто этого понять не может тому надо обратно в школу. Так что я за введение в школьную программу. Хотя любую идею можно испортить.

Hiki
()

>школтьники будут ненавидеть отечественную литературу ещё больше

Ага. Надо еще математику, физику и все прочее отменить в школе, что бы школьники их тоже не ненавидели. Оставить только физкультуру. И то сильно не давить, так в форме игр. Ну, еще музыку каку-нибудь, что бы эстетически развивались. Но тоже что бы не напрягать. Да?

А достаточно ли "Одного дня... " точно сказать не могу, так как его не читал. Но там вроде, в основном, быт зэка зэка описан;)

Hiki
()

>Решение включить фрагменты "Архипелага ГУЛАГ" в школьную программу - это большое, существенное и знаковое событие
угу, б^%ть, надо же растить поколение, которое с пеленок знает все аспекты тюремной жизни.
чтобы тюрьма у нашей нации была как дом родной! ибо не%$й...


PS: впрочем, нормальные люди эту школьную программу не читали, не читают и не будут читать.
PPS: доколе в школе будут изучать всякий шлак, общество никуда не сдвинется.

xydo ★★
()
Ответ на: комментарий от xydo

> надо же растить поколение, которое с пеленок знает все аспекты тюремной жизни

Следуя вашей логике, "Преступление и наказание" тоже надо отменить, ибо произведение сие учит, как правильно убивать старушек-процентщиц

shamazmazum
()
Ответ на: комментарий от shamazmazum

не вижу ничего морально ценного в ПиН. увы...
не дорос я, видимо.
занятно только, что эта самая теория раскольникова весьма успешно царит и властвует в нашем обществе (вот думаю, уж не благодаря ли, собственно, ее автору??).

xydo ★★
()
Ответ на: комментарий от xydo

>(вот думаю, уж не благодаря ли, собственно, ее автору??).
(точнее, тотальному изучению его творения детьми)

xydo ★★
()
Ответ на: комментарий от xydo

Какбе все благодаря тем идиотам которые не увидили большие красные буквы проходящие через всю книгу: "Теория раскольникова ХЕРНЯ!". И ты, прозреваю, один из них.

wfrr ★★☆
()
Ответ на: комментарий от xydo

>занятно только, что эта самая теория раскольникова весьма успешно царит и властвует в нашем обществе (вот думаю, уж не благодаря ли, собственно, ее автору??).

Да-да, конечно, уберем все "плохое и вредное" из школьной программе, и сразу в обществе наступит благоденствие.

Alex_A_V ★★
()
Ответ на: комментарий от wfrr

>И ты, прозреваю, один из них.
тю... откуда такая уверенность?)))
я как бы не тупой, головой думать умею, что читаю...
только таких, я подозреваю, среди школаты, меньшинство...

xydo ★★
()
Ответ на: комментарий от Alex_A_V

>Да-да, конечно, уберем все "плохое и вредное" из школьной программе, и сразу в обществе наступит благоденствие.
это вряд ли. существует еще очень много причин, почему общество состоит из "тех идиотов которые не увидили..."

xydo ★★
()
Ответ на: комментарий от xydo

>угу, б^%ть, надо же растить поколение, которое с пеленок знает все аспекты тюремной жизни. чтобы тюрьма у нашей нации была как дом родной! ибо не%$й...

Ты не читал что ли? А в учебниках по паразитологии тогда описано как в жопе жить? Что бы жопа у наших врачей была как дом родной?

Hiki
()
Ответ на: комментарий от xydo

>я как бы не тупой, головой думать умею, что читаю... только таких, я подозреваю, среди школаты, меньшинство...

>общество состоит

Ты илита!!! Даже тем кто не понимает в школе все об'ясняют.

Hiki
()
Ответ на: комментарий от wfrr

> Какбе все благодаря тем идиотам

Вот поэтому и стоит при составлении программ руководствоваться не только собственными литературными предпочтениями, но и реальными интересами и возможностями учеников. Тем более, не стоит выставлять произведения спорные и скандальные, и тем более, известные главным образом только благодаря своей скандальности.

Я помню, когда в пятом классе заставили читать "Выстрел" Пушкина, я всё совершенно противоположным образом понял. Детская психология от взрослой отличается довольно сильно, а как следствие отличается и взгляд на многие вещи.

Сейчас перечитываю многое из школьной программы, понимаю, что смысла в том, что читал это в школе - ноль.

Nixopatolog
() автор топика
Ответ на: комментарий от jcd

>И вообще оставим только Лермонтова и Чуковского.

Лермонтова ? Да вы, батенька, с ума спятили!

http://cssc.narod.ru/russia/volpe/lermontov/ler02.htm

Знай, когда рука Господня
Разразится над тобой,
Все, которых ты сегодня
Зришь у ног своих с мольбой,
Сладкой влагой поцелуя
Не уймут тоску твою,
Хоть тогда за кончик <censored>
Ты отдал бы жизнь свою.

Renso ★★
()
Ответ на: комментарий от xydo

>это вряд ли. существует еще очень много причин, почему общество состоит из "тех идиотов которые не увидили..."

Собственно про то и разговор. И как раз в том числе потому что, очень много людей не читало Преступление и наказание, может быть хоть нескольким это дало пищу для размышлений.

Хотя, честно говоря, сомневаюсь что Архипелаг ГУЛАГ стоит изучать в школе...

Alex_A_V ★★
()
Ответ на: комментарий от Hiki

>>ненависть к Советской власти

>Там не о том.

подразумевается, что ты её читал, да?

>Там всю книгу повторяется один и тот же вопрос: "Как такое могло произойти?"

ну, видимо ты уловил какой-то очень глубокий смыслово-вопроситеьный уровень этого художественного произведения.

>Книга показывает, что может произойти в неправовом государстве.

Ага, поэтому некоторые (тупые коммуняки, несомненно) её называют сборником лживых фактов? И никакой ненависти к Советской власти, конечно.

>И что надо делать что бы такого не повторилось.

т.е. это учебное пособие "как жить правильно"? А там точно ничего про ненависть к Советской власти не было?

spunky ★★
()

Может стоит проходить эти произведения, пока хоть кому-то они интересны? А так, следуя вашим, господа, рассуждениям, надо оставить самые элементарные вещи. Тут надо ориентироваться на учеников выше среднего уровня, им это будет полезно. А остальные сочинение из интернета скачают, делов то.

shamazmazum
()
Ответ на: комментарий от spunky

> т.е. это учебное пособие "как жить правильно"? А там точно ничего про ненависть к Советской власти не было?

Неодобрение Советской власти встречается во многих произведениях разных авторов. Это не значит, что они политизированны, их не стоит проходить в школе итд итп. Любить/не любить что-то - дело автора, это никак не сказывается на его таланте (если таковой имеется).

shamazmazum
()
Ответ на: комментарий от jcd

Лучше Д.Хармса изучать, тогда хоть на уроки литературы ходмть будут =)

matich
()
Ответ на: комментарий от spunky

>ну, видимо ты уловил какой-то очень глубокий смыслово-вопроситеьный уровень этого художественного произведения.

Нет. То что буквами написано прочитал. Надо понимать, что автор ненавидит советскую власть. Как и любой на его месте. Но это не значит, что в книге написано только про то, как он ненавидит советскую власть. А вопрос реально в книге много раз был. Там близко к тексту написано было. Или ты хочеш сказать, что в книге нет ничего про отсутствие реакции граждан на беззаконие? Про нарушение всех прав граждан?

Hiki
()
Ответ на: комментарий от spunky

>Ага, поэтому некоторые (тупые коммуняки, несомненно) её называют сборником лживых фактов? И никакой ненависти к Советской власти, конечно.

А я не говорю о том, что там все правда. Это ведь художественная книга. Следуя твоей логике ПиН о том, как студенты вороют и убивают. И ненависть есть, но зацикливаться на этом не надо. Да?

Hiki
()
Ответ на: комментарий от Hiki

> Там всю книгу повторяется один и тот же вопрос: "Как такое могло произойти?".

Странно. А я вот всю книгу читаю "ну как же меня посмели посадить за всего лишь обсуждение в письме другу с фронта во время войны вооруженного мятежа против власти. Ну не мудаки ли? А ведь тут все невиновные. Белые и пушистые. Особенно я."

Короче, всю книгу этот убогий ноет. От начала до самого конца. Надо же, удивительно, посадили. Вот гады то. А он наверное думал, по голове должны погладить. Ну-ну.

AndreyKl ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Hiki

> про отсутствие реакции граждан на беззаконие? Про нарушение всех прав граждан?

Закон - понятие динамично изменяющееся во времени, и судить происходящие в те годы в СССР события по сегодняшним, скажем, американским законам может только полный кретин - любому школьнику понятно, что ситуации совершенно разные. По тем временам этот с позволения сказать "господин" отбывал вполне законный срок, и виноват в этом только он: не сумел приспособится к условиям окружающей среды - в биореактор, или в лагеря. Всё по честному. А признать ошибки ЧСВ-то не позволяет - вот только и остаётся что строчить высеры, в помощь врагам государства. Подло, мерзко, зато на сердце радость, типа свёл счеты!

Nixopatolog
() автор топика
Ответ на: комментарий от Nixopatolog

>не сумел приспособится к условиям окружающей среды

Вот он о том и пишет, что приспосабливаться было не надо. Т.к. очень уж убогие условия. Собственно мне наплевать на демократию и все такое прочее. Единственное что ценно это свобода слова и воли. Может приспосабливаться это твое жизненное кредо, но не нормального гражданина. Вот и хотят ввести в школьную программу книгу, что бы нормальное общество сделать.

>Закон - понятие динамично изменяющееся во времени

Законы то были нормальные. Но они не соблюдались. О том и пишут. Он об этом всю книгу ноет (ну, ноет и что такого?), что на словах одно, а на деле другое. Что судили не по законам. Прочитай определение правого гос-ва и почувствуй разницу.

>в биореактор, или в лагеря

Дурачок что ли? Вавилов к примеру не стал приспосабливаться. Ландау садили. Совсем наркоман? Люди, вы с ума сошли? Вы собрались доказывать как было хорошо жить при деспотии? Да, флаг вам в руки. Тут спорить даже не о чем. Хотите так жить езжайте в Северную Корею. Я так жить не хочу.

Hiki
()
Ответ на: комментарий от Hiki

Забей на этих быдло-свиней-с-красными-глазами, пускай дальше дрочат на аниме, пьют ягу и кричат что литература ни нужна, никакая и никогда, их мозги сожрали местные политики и маркетологи, ну и черт с этими свиньями родства не помнящими, они не проходят естественный отбор и всё.

Levinskij
()
Ответ на: комментарий от Hiki

> Собственно мне наплевать на демократию и все такое прочее. Единственное что ценно это свобода слова и воли

Надо очень много смотреть быдлоящик, чтобы вестись на подобные рассуждения. Та же свобода слова - это лишь активно используемый в политической борьбе аргумент, всем ясно, что в любом государстве, в любые времена существуют вещи которые нельзя говорить и делать. В цивилизованных западных странах до сих пор задерживают и сажают за покушения на совершение терактов (буквально на прошлой неделе ещё один случай был) - а что не верно, государство, система защищается, защищая своих граждан - власть никто не хочет терять. Ждём-с мемуаров какого-нибудь главаря террористов на тему, как несправедливо, что ему запрещают свободно планировать и руководить терактами. Что качается политической цензуры в СССР - бессмысленно отрицать, что она имела заметно большее влияние, чем сейчас (посмотрим-с, сколько известных журналистов с центральных каналов пойдут делать журналистские расследования о ЕР и её активных членах, то же можно сказать и о США тех годов - не в СССР президентов на улицах шмаляли). Резюме - не стоит быть идеалистом, надо понимать, что всегда надо искать компромисс, здраво оценивая условия и умея их грамотно использовать. Многие ученые, которых вы упоминали, действительно сидели не за что - по сути за свою горячность, нежелание идти на компромисс, и я считаю, в этом есть и часть их личной вины.

> Вы собрались доказывать как было хорошо жить при деспотии?

Никто не утверждает, что хорошо было потому, что была деспотия. Да и факт существования деспотии тебе ещё надо доказать - сам же говоришь, что законы были хорошими, подводила их реализация на "низах". Я хочу лишь сказать, не стоит кичится своими ошибками

> Может приспосабливаться это твое жизненное кредо, но не нормального гражданина.

Меня очень не устраивает, что в нерелятивистской физике справедливы законы Ньютона, поэтому я стану несмотря на косые взгляды окружающих биться головой об стену (ну не идти же мне на компромисс и не пройти в дверной проём). А так как стена явно крепче, боли я хлебну с избытком. Но я так не сдамся! Я напишу книгу, описывающую мой тернистый путь, в которой опишу ненависть к стене. Книга по сути станет призывом для таких же конфликтных нонконформистов, как Я. И вот, наступит день, когда нас соберётся достаточно много, и упершись своими тугими лбами мы наконец проломим объект коллективной ненависти. И плевать на то, что стена была несущей, и под обломками рухнувшего десятиэтажного дома погибнут десятки семей, а многие останутся без крова. На месте дома, конечно, построят новые прекрасные фанерные лачуги - и это замечательно - фанерную стену Я могу пробить с первого раза!

> Вот он о том и пишет, что приспосабливаться было не надо. Т.к. очень уж убогие условия.

У тебя с логикой всё в порядке? Меня сегодняшние условия тоже не устраивают - не значит ли это, что я просто обязан как добропорядочных гражданин в следствии своих мнимых прав на свободу слова идти в конфликт с политической системой? Не зря, видимо, в треде вспоминали про "Преступление и наказание" - "тварь ли я дрожащая, или право имею" - так? К чему приводит становление своих интересов и прав над чужими наглядно продемонстрировано на примере Родиона Романовича.

Что касается системы, меня смешат попытки идеалистов вроде Вас оправдать её самозащиту - будь то нападки коммунистов, критикующих "кровавый" царский режим, или либералов, говорящих о миллионах расстрелянных лично Сталиным. Любая система, которая претендует на существование в течении какого бы то ни было промежутка времени непременно содержит механизмы защиты, если не так - она разваливается при первой же угрозе, и, следовательно, уже не существует. А все осуждения - не более чем дань моде, веяниям времени - ну было в советские годы можно ругать царя - ругали, сейчас веяния поменялись - те же самые люди поносят коммунистов, хотя ни тогда, ни сейчас эти люди не более - чем инструмент политиков, и их яркое индивидуальное мнение - не более чем насаженный сверху (ну или откуда-нибудь ещё) шаблон.

Но разговор сейчас не об этом. Я признаю законное право Солженицына писать о своём нелёгком жизненном пути, признаю твоё право это читать, делая для себя выводы. Но не понимаю, почему за последние несколько лет это уже третье произведение Солженицына, вводящееся в школьную программу (очевидно на место, на пример "Поднятой целины" Шолохова) - и это ли не политическая подоплёка, ложь, ненависть к которой ты демонстрируешь в своём посте? Да, я согласен с тобой о некой свободе совести - и мне противны те политические манипуляции с нашей историей, свидетелями которой становишься по неволе. Считай этот тред проявлением гражданской позиции, а защиту нововведений в школьную программу - соответственно подсирательством действующей политической конъюнктуре.

Nixopatolog
() автор топика
Ответ на: комментарий от Nixopatolog

Самое интересное что сейчас правят те же коммунисты или их дети. Только тогда поспокойней было. Ничего не меняется.

Levinskij
()
Ответ на: комментарий от Nixopatolog

> Но не понимаю, почему за последние несколько лет это уже третье произведение Солженицына

Ой, что, правда? Ха-ха, ну школьное образование у нас давно мёртвое, впрочем.

sv75 ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.