LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Chrome съехал со freetype'а

 ,


0

2

136-ой chrome съехал со freetype’а на какую-то другую херню, рендеринг, разумеется, полелел к чертям.

Кого задело - откатыватейсь на 135, другого решения пока нет.

★★★★★

Последнее исправление: cetjs2 (всего исправлений: 1)

Придумали, значит, как работу ещё лет пять не терять – перепишем всё с нуля на расте.

luke ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от rupert

MS Web Fonts без сглаживания криво рендерятся. Если у тебя было мыло, то ты ничего и не заметишь - подмену мыла на мыло сложно обнаружить.

LamerOk ★★★★★
() автор топика

Вообще ничего не заметил между 135 и 136. Разновидности droid в шрифтах по умолчанию и X11.

Suigintou ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Suigintou

Вообще ничего не заметил между 135 и 136.

У меня при выборе в контекстном меню «Копировать картинку» на картинке браузер начинает тормозить и долго не закрывает это меню.

Также на некоторых сайтах надолго зависают всплывающие подсказки на картинках (хотя должны исчезать сразу же при убирании курсора мыши).

Раньше такого не было.

saahriktu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от saahriktu

У меня при выборе в контекстном меню «Копировать картинку» на картинке браузер начинает тормозить и долго не закрывает это меню.

Норм всё, меню пропадает, появляется овальный pop-up «изображение скопировано» без задержки. Может попробовать в новом чистом профиле хрома/Qt/GTK/DE/юзера/ОС/компе?

Suigintou ★★★★★
()

В хромом ломают что-то почти в каждой новой версии. Мне даже тесты для cypress пришлось переписать под строго определенную версию хрома, так что не удивлен.

anonymous_sama ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Suigintou

Вероятно, этот баг связан с Wayland'ом. Я его наблюдаю в Hyprland'е. В иксах не проверял, некогда. Просто копирую картинки через создание скриншота.

saahriktu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

Зачем сглаживать то, что не требует никакого сглаживания? Чтобы вместо легко читаемых букв получить серую размозню? Занятие на большого любителя.

LamerOk ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от rupert

Вот пусть гугл об них глаза и ломает.

LamerOk ★★★★★
() автор топика

Хромофаги должны страдать.

Camel ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

Кто-то ещё в 2025 году использует шрифты без сглаживания?

Зачем нужно сглаживание, если есть hidpi? Пережиток эпохи ЭЛТ-мониторов.

Manhunt ★★★★★
()
Последнее исправление: Manhunt (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Manhunt

Пережиток эпохи ЭЛТ-мониторов.

Школьник, плес.

Во-первых, элт мониторам в силу их ламповости сглаживание в масштабах одного пикселя просто не нужно.

Во-вторых, первые 15 лет своей жизни ЭЛТ-мониторы работали по CGA/EGA/VGA. И даже когда последние 10 лет они уже умели работать с SVGA, редкая модель позволяла выставить 1600x1200, и даже в этих случаях пользователи предпочитали более высокую частоту в меньшем разрешении.

Сглаживание приехало в конце нулевых, когда одни интеллектуалы ради продажи шрифтов веб-сайтам (и я сейчас не шучу) решили впендюрить в веб-стандарт функциональность показа шрифтов с удалённого сервера, а с другой стороны на рынок хлынула мутная волна дешёвых нетпуков на атомах, матрицы которых муарили на границах черно-белых цветов.

hidpi

Приходи, когда нетпучные встройки будут тянуть 60 фпс без апйскейла с фреймгеном.

LamerOk ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: LamerOk (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от MagicMirror

Чтобы вместо легко читаемых букв получить серую размозню?

У вас что-то не то с экраном.

Но откат на предыдущую версию браузера сразу чинит экран!

LamerOk ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от LamerOk

Судя по возмущениям в этой теме - в предыдущей версии можно было сглаживание отломать.

Так вот если сглаживание делает «мыло», то оно либо настроено неправильно, либо с экраном что-то не так.

MagicMirror ★★★
()
Ответ на: комментарий от MagicMirror

если сглаживание делает «мыло», то оно либо настроено неправильно, либо с экраном что-то не так.

Мы на лоре, у нас на любом выборе всегда есть ещё один вариант - "не нужно".

LamerOk ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от LamerOk

Ну интересно же откуда столько мазохистов, отключающих сглаживание.

MagicMirror ★★★
()

136-ой chrome съехал со freetype’а на какую-то другую херню, рендеринг, разумеется, полелел к чертям.

В Chrome 133 (февраль 2025 г.) мы включили Fontations для всех используемых веб-шрифтов в Linux, Android и ChromeOS, а также для использования веб-шрифтов в качестве резервного варианта в Windows и Mac — в тех случаях, когда система не поддерживает формат шрифта, но Chrome должен его отображать.

На чём это ты?

УМВР. Версия: 136.0.7103.113 (Официальная сборка) (64 бит)

AlexVR ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AlexVR

веб-шрифтов
На чём это ты?

Не на веб-шрифтах, очевидно.

--disable-remote-fonts
LamerOk ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Manhunt

Пережиток эпохи ЭЛТ-мониторов.

Как раз на ЭЛТ всё норм было, там по технологии сглаживать нечего. А сглаживание это для «пиксельных» мониторов.

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LamerOk

А как отключить сглаживание в хроме? Я тоже от него страдаю.

Хром зачем-то сглаживает всё подряд, в том числе вертикальные и горизонтальные штрихи. Как будто не грид-фитит контуры шрифтов в пиксельную сетку вообще.

iliyap ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LamerOk

Сглаживание приехало в конце нулевых, когда одни интеллектуалы ради продажи шрифтов веб-сайтам (и я сейчас не шучу) решили впендюрить в веб-стандарт функциональность показа шрифтов с удалённого сервера, а с другой стороны на рынок хлынула мутная волна дешёвых нетпуков на атомах, матрицы которых муарили на границах черно-белых цветов.

Вашими словами «Школьник, плес.». Сглаживание появилось раньше и ни с какими «веб-стандартами» и тем более с «удаленными серверами» это не связано.

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Manhunt

В случае с настоящем hidpi хинтинг становится уже не нужен и неважно каким алгоритмом рендерить.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от iliyap

Сначала нужно убедиться, что у тебя нормальный шрифт, который имеет дополнительный байткод для малых размеров, укладывающий его корректно в пиксельную сетку.

Из известных мне - это только шрифты от MS, в опенсурсных шрифтах я такого нигде не видел.

Если шрифт этого не умеет, то помочь ничем нельзя.

А дальше в fonts.conf freetype’а отключаешь сглаживание:

 <match target="font">
  <edit mode="assign" name="hinting">
   <bool>true</bool>
  </edit>
  <edit mode="assign" name="autohint">
   <bool>false</bool>
  </edit>
  <edit mode="assign" name="antialias">
   <bool>false</bool>
  </edit>
  <edit mode="assign" name="hintstyle">
   <const>hintfull</const>
  </edit>
  <edit mode="assign" name="rgba">
   <const>none</const>
  </edit>
 </match>

И по вкусу включаешь его там, где он нужен - то есть там, где линии букв больше одного - двух пикселей:

 <match target="font">
  <test compare="more_eq" name="pixelsize">
   <double>20</double>
  </test>
  <edit mode="assign" name="antialias">
   <bool>true</bool>
  </edit>
 </match>

Соответственно нормальные сайты и даже привет из эпохи доткомов будут выглядеть как-то так.

LamerOk ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от anc

CRT и LCD — принципиально разные технологии, и «мягкость CRT» — это не размытость, а естественное аналоговое свечение. На CRT-мониторах (ламповых) шрифт выглядел гладко сам по себе, потому что не было фиксированных пикселей — изображение формировалось электронным лучом, а не решёткой. Из-за инерции люминофора и дефокусировки луча — получается мягкий, но чёткий по восприятию текст.

С приходом LCD-мониторов (первые массово — 2002–2004), возникла обратная проблема. У LCD фиксированная решётка пикселей, которая жёстко режет края шрифта. Появился эффект «зубцов» (aliasing) на косых линиях и кривых. Особенно заметно это на дешёвых TN-матрицах с низким PPI, муаром и углами обзора.

Разработчики ОС и браузеров решили бороться с этим не через грамотную шрифтовую оптимизацию, а через искусственное сглаживание (размытие). Парадокс в том, что вместо возвращения CRT-чёткости и пресущей тем мониторам естественной мягкости, они добавили мыльную имитацию плавности, которая только ухудшает восприятие на LCD, особенно с низким PPI.

Программное сглаживание (особенно субпиксельное) — не восстанавливает ламповость, а лишь искажает пиксельную структуру, мешая чёткому восприятию. Многие пользователи впервые начали замечать «размытый шрифт» именно на LCD с включённым ClearType/DirectWrite, а не на CRT.

И популярные запросы «как отключить ClearType», «мыльный шрифт в Windows 7/10», «размытый текст в Chrome» свидетельствуют о массовом раздражении, а не о признании этой технологии.

posixbit ★★★
()
Последнее исправление: posixbit (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anc

Сглаживание появилось раньше и ни с какими «веб-стандартами» и тем более с «удаленными серверами» это не связано.

В конце 2000-х произошёл взрыв популярности @font-face. Веб-сайты начали массово грузить нестандартные шрифты с удалённых серверов (Google Fonts, TypeKit и т. д.). Эти шрифты плохо рендерятся без сглаживания, потому что: автоматически генерируются, без ручного пиксельного hinting'а; не адаптированы под 9–12pt, где нужна чёткая пиксельная сетка. Чтобы они не выглядели убого, браузеры принудительно включили сглаживание, через DirectWrite и аналогичные механизмы.

Да, сглаживание связано с вебом напрямую, хоть и не как изначальная причина, а как вынужденная мера «спасения» дизайна от уродства. Развитие сглаживания совпало по времени с массовым приходом веб-дизайна как профессии, где важнее «красиво», чем технически совершенно и офтольмологически удобно.

posixbit ★★★
()
Ответ на: комментарий от posixbit

Да, сглаживание связано с вебом напрямую

Нет, не с вэбом.

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anc

Чтобы в полной мере донести до вас, что сглаживание не появилось потому, что LCD «так надо», и уж тем более не для «восстановления лампового CRT». Оно появилось как костыль, чтобы скрыть техническую неготовность LCD-экранов (по крайней мере того времени и в целом LowPPI) к правильному отображению векторных или poorly hinted-шрифтов, особенно в эпоху веб-дизайна, который стал тянуть в интерфейсы внешние, дизайнерские шрифты. Подавляющее большинство шрифтов, подключаемых с fonts.googleapis.com, не содержат корректной инструкционной таблицы hinting'а, а многие вообще auto-hinted. Рендеринг их на уровне CSS через DirectWrite/Skia приводит к псевдо-гладкой, но расфокусированной картинке, ориентированную на масштабирование (SVG-like), а не на пиксельную точность.

posixbit ★★★
()
Ответ на: комментарий от ivan007007

Веб изначально был клиенто-независим. То есть отображение страницы обеспечивает клиент исходя из своих возможностей. Используемый шрифт, его размеры и прочее - это клиентская сторона, клиент (с учётом настроек пользователся) выбирает используемый шрифт и его размер.

Для контекста: в 90-ые все как угашенные пытались получить как можно более точную "копию" бумажного листочка на экране -будущее как обычно казалось более близким, чем было в действительности. Изобретатели css ради этого присунули "типографические технологии" в виде таких восхитительных единиц измерения как pt, cm при тогдашних экранах от 800х600 до 1280х960 пикселей. Для этого консорциума интеллектуалов понимание простых вещей, осознание своей неправоты и попытки это исправить в виде @media screen / @media print пришли с очень большим запозданием.

C середины нулевых адоб на волне хайпа веба кинулся впендюривать свою экспертизу в вопросе, которая по сути свелась к предложению позволить браузерам использовать шрифты с сервера. Дискуссия об этом шла натуральные 10 лет, и действительно, отдельные сайты либо закупали шрифты, либо оплачивали подписку. И тут началось самое веселье - потому что шрифты лежат на сервере "владельца" и тот рвёт жопу, чтобы не дать их скачать "посторонним", включается борьба с "пиратством", в ходе которой под раздачу, разумеется, попадают легальные посетители сайта, ну и дальше комедия пошла по нарастающей.

Вот образчик эпохи.

LamerOk ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: LamerOk (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от LamerOk

без апйскейла

Как будто что-то плохое. Так у тебя 1080 без апскейла, а так 4к, но с апскейлом из 1080. Скорость одинаковая, качество тоже. Где минусы? Зато на рабочем столе шрифты как конфетка, это громадный плюс.

Loki13 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LamerOk

Это инструкция, как настраивать fontconfig. Это я умею, и он у меня настроен. В малых размерах шрифт только сглаживается без грид-фитинга, в средних размерах только грид-фитится без сглаживания, в крупных размерах сглаживается с грид-фитингом. Границы малый-средний-крупный взяты из GASP таблицы самого шрифта.

Проблема в том, что Chrome игнорирует настройки fontconfig. Вот как отображает Firefox: http://0x0.st/8wVR.png. Вот как отображает Chrome: http://0x0.st/8wWi.png

Поэтому я и спрашиваю, как отключить самоуправство Chrome.

P.S.: Поддержка таблицы GASP появилась в Windows 95, т.е. задолго до массового распространения ЖК мониторов. В линуксе поддержки никогда не было, и нет до сих пор. Приходится писать правила fontcofnig.

iliyap ★★★★★
()
Последнее исправление: iliyap (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от posixbit

В конце 2000-х

Только ClearType Tuner появился в XP в начале 2000-х.

Tigger ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LamerOk

В смысле? Хочешь сказать что на 1080 мониторе игра отрендеренная в 1080 выглядит лучше, чем 1080 апскейленное в 4к с помощью DLSS(например), но на мониторе 4К? А по мне так наоборот апскейл лучше выглядит.

Loki13 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LamerOk

Сглаживание приехало в конце нулевых

Здрасьти, Cleartype уже в XP приехало. И без него на LCD глаза сломаешь. Вот у линуксоидов долго не было нормального субпиксельного сглаживания из-за патентов, поэтому все и красноглазые. Лишь совсем недавно в freetype включили Harmony, а до того приходилось патчи от бубунты накладывать, чтобы чутка снизить накал ШГ.

bread
()
Ответ на: комментарий от Manhunt

Зачем нужно сглаживание, если есть hidpi?

Внешние 4K мониторы обычно идут от 27 дюймов и, на мой взгляд, на hidpi не тянут - после того как в Гноме сломали нормальное сглаживание, я на своем 4k/27’ это заметил. А до 8K еще дожить надо.

Vovka-Korovka ★★★★★
()

В целом норм, но уже нашел сайты на которых в некоторых местах лютое ШГ.

Vovka-Korovka ★★★★★
()

a replacement for FreeType to make font processing in Chrome secure for all our users

А мы и не подозревали, что все эти годы были буквально на волоске.

thesis ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от iliyap

Chrome игнорирует настройки fontconfig

А! Дело может быть в том, что у меня не оригинальный хром, а chromium из поставки Debian.

LamerOk ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от iliyap

В малых размерах шрифт только сглаживается без грид-фитинга, в средних размерах только грид-фитится без сглаживания, в крупных размерах сглаживается с грид-фитингом. Границы малый-средний-крупный взяты из GASP таблицы самого шрифта.
Chrome игнорирует настройки fontconfig

А что изменилось? Раньше же у тебя всё работало?

В зависимости от сборки или версии, Chrome может вообще игнорировать Freetype, если собран с Skia back-end, или использовать Freetype не напрямую.

Если используется Snap/Flatpak/AppImage, Chrome, скорее всего, поставляется с собственной версией libfreetype и изолированным от системных библиотек.

posixbit ★★★
()
Последнее исправление: posixbit (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Loki13

Хочешь сказать что на 1080 мониторе игра отрендеренная в 1080 выглядит лучше, чем 1080 апскейленное в 4к с помощью DLSS(например), но на мониторе 4К? А по мне так наоборот апскейл лучше выглядит.

Это потому что твой игровой опыт исчерпывается майнкампфом ты не понимаешь, о чём говоришь.

В далёком 2017-ом году ЕА выпустило онлайн-слоп по франшизе ЗВ - Star Wars: Battlefront II (2017). Поскольку это ЕА и поскольку это ЗВ, то в проект влошились на все три ануса - это один из лучших в индустрии примеров реализации шейдеров. В том числе игра под завязку забита шейдерами поверхностей - стекающей воды, влажного асфальта и тому подобного. Среди прочего там есть отличный шейдер рифления металлических листов - он отображает небольшой фрагмент рифления под углом отражения света на камеру. При любом апскейле, отличным от чётного целого, такие вещи начисто стираются, и вся работа GPU по шейдерам теряется.

То есть, пока оригинал вываливает в плоскость экрана мутное говно, апскейл не виден. Но как только апскейл пытаются провернуть с по настоящему хорошим цифровым артом, получается натуральная "реставрация" Ecce Homo.

Посмотреть на красоту, еслишто, можно прямо на онтопике - игра идёт под вайном и dxvk.

LamerOk ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: LamerOk (всего исправлений: 1)
Закрыто добавление комментариев для недавно зарегистрированных пользователей (со score < 50)