LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Существуют-ли ещё суровые промышленные эмбедеры?

 , ,


0

2

Здравия желаю, уважаемые полу-дедушки! Ведь сейчас эмбедеров других возрастов не осталось, да?

Поделитесь, пожалуйста, старинной мудростью, не корысти ради, а интереса для.
Вот, допустим, хочется кому-нибудь создать автобус на пружинном ходу, а ему, как известно, нужен исполнительный мозг, к которому всякие датчики подключаются, мониторят всё вокруг, как мотор крутит, как колёса едут.

Т.к. это некая промышленность, то требования суровы и наврятли получится сделать что-то, что должно работать лет 15-20, при помощи Raspberry PI. И не потому, что он медленный, а потому, что сертификацию всякую не пройдёт.

Что сейчас используют для промышленных очень-важных-и-надёжных конструкций? Автобус - как абстрактный пример, там же много всего, если разобраться, и надёжность должна быть огого.
Какие-нибудь одноплатники суют или все колхозят свои текстолиты хлорным железом?

И что управляет такого рода девайсами? Линуксы или всякие реалтайм осы? Или каждый сам по себе сидит и тупИт в ассемблер?

Ну допустим где-то есть «суровые промышленные эмбедеры», рынок небольшой, люди работают на считанные и известные компании, и наверное у них очень суровый NDA, бывает прописано что даже на stackoverflow нельзя отвечать на вопросы, а ты тут закрыл комменты для анонимов. На всякий случай я жабадев, а не шифроующися эбдеадер.

Aber ★★★★★
()

Товарищ, _встраиваемые промышленные решения обычно ничем не управляют. Embedded - это в промышленности обычно компьютер в составе прибора, например. Сам по себе прибор не управляет ничем. К нему не предъявляется таких требований, как к системе управления. Управляющие системы строятся на стоечном оборудовании в промышленном исполнении. Операционные системы - разные. Железо - тут всё https://nnz-ipc.ru/ .

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от lenin386

Херр Кам’гад, я ведь не зря привёл пример автобуса.
Намедни ехал на одном в качестве пассажира, глядь… а вокруг куча всего. Тут тебе и дисплейчик, на котором остановки текстом, и баба электронная задорным голосом остановки объявляет, и кнопки, чтоб остановка была, и всякие валидаторы карт, билетов, деньгопринималки, наверное гпс есть и симкарты, ведь на остановках табло стоит и там показывает, когда автобус прибудет и прочая и прочая.

И меня прям как током подбросило на цветастом матерчатом сидении - кто всем этим сборищем периферии управляет? Да так, что оно должно быть мегабезотказно, ибо люди, безопасность и т.д.

Ну и какой из девайсов от Нинешанца мог бы быть мозгом автобуса? Да ещё чтоб сертификации все пройти.

упд: нчал смотреть на железки, но какое-то дежавю при виде слов «Российский проект». Или Ниеншанц паяет что-то сам, а не как обычно нонеча, шильды переклеивает?

Brillenschlange
() автор топика
Последнее исправление: Brillenschlange (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Brillenschlange

Тут тебе и дисплейчик, на котором остановки текстом, и баба электронная задорным голосом остановки объявляет, и кнопки, чтоб остановка была, и всякие валидаторы карт, билетов, деньгопринималки, наверное гпс есть и симкарты, ведь на остановках табло стоит и там показывает, когда автобус прибудет и прочая и прочая.

И всё это - не управляет автобусом ни разу. Автобус прибудет тогда и туда, куда его приведет тот, кто сидит за рулём, чего бы ваши цветные табло не показывали. Это называется информационные системы, к ним другие требования, они хоть на репсберри пи могут быть сделаны.

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от lenin386

Бесспорно.
Но водитель же не зубами билеты компостирует (печатает на билетике дату и время входа) и не в широких штанинах хранит голос электронно-говорящей тётеньки, и не на пальцах (ног) считает количество пассажиров за сутки.
Кто такой вот ерундой управляет?

Вопрос не про маршрутку от Ашота же, а про более-менее современный автобус.

Brillenschlange
() автор топика
Ответ на: комментарий от lenin386

они хоть на репсберри пи могут быть сделаны

Могут, но не могут. Я не зря выше написал, что не могут ибо сертификация всякая.

Brillenschlange
() автор топика
Ответ на: комментарий от Brillenschlange

Никакой особой сертификации у информационных систем нет. Если на неё не смотрит водитель (оператор), а он на неё не смотрит, то вообще нет.

lenin386 ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Brillenschlange

Откуда ты взял про какую-то сертификацию? Я участвовал в подобном проекте, никакой там сертификации нет. Обычное железо из китая с коробками из китая и приклеенными наклейками с названием местной фирмы (приклеенной в китае же).

Legioner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

И как, извинити-с, оно управляет компостером автобуса издалека?
А если я выехал в чисто-поле погулять на автобусе, что теперь, и дверь не открыть без стойки вне автобуса?

Brillenschlange
() автор топика
Ответ на: комментарий от Brillenschlange

По сотовой связи. Если выехал в чисто поле, будут отложенные транзакции. Дверями автобуса данные системы не управляют, ими управляет тот, кто сидит за рулём.

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 2)

Если автобус на пружинном ходу, то вероятно берут микроконтроллер понадёжнее и делают кастомную плату на нём. Разумеется там не линукс, а FreeRTOS какой-нибудь. Собственно как и в чипе Embedded Controller-а любого PC крутится своя ОС для управления питанием.
Если промышленность и прочие станки, то кажется там ставят нечто вроде Siemens Simatic-ов.
P.S. Я не суровый эмбеддер если что, всё вышесказанное стоит рассматривать как мой неполный кругозор.

snizovtsev ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Legioner

Откуда ты взял про какую-то сертификацию?

Автобус, на котором я ехал, был в местах, которые снесло на днях водой по самое нехочу.
Про сертификацию (там же) потом сказали лица, опосредованно связанные, сообщив, что сертифицируется на транспорте всё, начиная от проводов и хим состава их изоляции и заканчивая любой железкой и датчиком.

Подробностей не сообщали, но сказано было типа «ширпотреб типа распберри не покатит».

Brillenschlange
() автор топика
Ответ на: комментарий от lenin386

А голосом электронной барышни кто управляет тогда?

Если выехал в чисто поле, будут отложенные транзакции.

Ну т.е. они где-то имеют место быть, не на бумажке же их водила записывет, чтоб потом по 5Г передать на базу?

Brillenschlange
() автор топика
Ответ на: комментарий от Brillenschlange

Перечисленные штуки угрожают жизни и здоровью пассажиров никак, поэтому там внутри может быть какой угодно трэш, включая GUI на электроне, node.js и прочее.

Мне приходилось нечто похожее пилить для автобусов, и там был именно Raspberry Pi в качестве основного управляющего компьютера.

Harald ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Brillenschlange

И голосом электронной барышни управляет тот, кто сидит за рулём.

Транзакции - конечно, записывают. В оперативу. Может, дубль на флешке есть, не знаю. Не думаю, что это есть фискальные данные. Если фискальные - обязан писать, если нет - не обязан. В любом случае, каких-то технических наворотов я тут не вижу.

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Brillenschlange

в отдельно взятых Германиях (или где там тебя затопило) может быть и так, что всё сертифицируется (и поэтому проезд стоит дорого), но в других местах необязательно

Harald ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Harald

похожее пилить для автобусов, и там был именно Raspberry Pi

в РФ или в бездуховной гейропе так было?

Brillenschlange
() автор топика
Ответ на: комментарий от Harald

Да, я лоханулся. Надо было сразу спрашивать с конкретикой на регион.

Brillenschlange
() автор топика
Ответ на: комментарий от t184256

Для проверки теории существования автобусов открытое настежь окно в полном твоём распоряжении. Не стесняйся, доложи о результате позже.

Brillenschlange
() автор топика

автобус на пружинном ходу, а ему, как известно, нужен исполнительный мозг

не нужен

darkenshvein ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Brillenschlange

Ну так и ответь на свой вопрос тогда, логика в твоем распоряжении.

Automotive embedded это, правда, отдельная и специфичная филейная часть.

t184256 ★★★★★
()

кр580вм80a вроде как выпускается до сих пор. Менее древние процессоры тем-более. В основном всё это добро используется в контроллерах. Знать есть где-то бородатые дядьки которые пишут спец.софт в такое железо

MKuznetsov ★★★★★
()

автобус

Транспортом в России рулят специально обученные человеки, как российские, так и импортные из окольных стран.
Роботы с ИИ наши дороги не осилят «и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

нужен исполнительный мозг, к которому всякие датчики подключаются, мониторят всё вокруг, как мотор крутит, как колёса едут.

Есть проекты типа: Cognitve Tram Pilot ©.

Что сейчас используют?

«Квази-около-российские»™ микропроцессоры ©.

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Brillenschlange

Тут тебе и дисплейчик, на котором остановки текстом, и баба электронная задорным голосом остановки объявляет, и кнопки, чтоб остановка была, и всякие валидаторы карт, билетов, деньгопринималки, наверное гпс есть и симкарты, ведь на остановках табло стоит и там показывает, когда автобус прибудет и прочая и прочая.

Это говно обычно присрано к автобусу кое как и ничем не управляет. А если откажет, то всем пофиг. Неоднократно, например, ездил в автобусе, когда у них глючил прием карт и он переставал принимать карты и пропускать пассажиров - водитель просто откидывал турникет и все.

По поводу серьезного управления - можешь посмотреть на чем построены блоки abs, ecu, srs и прочие - уверен, найдешь. Но сюда влезть даже и пытаться не стоит и смысла нет.

sehellion ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Brillenschlange

Сертификация сертификации рознь. В авто уже очень давно были поделены те же can-шины на «высокоскоростную» (системы безопасности и управления) и «низкоскоростную» (информационную).
И у каждого элемента свои требования к сертификации. Так, вполне логично, что все элементы внутри не должны выделять химические пары. Бампер не должен резать попавших в него пешеходов на части. Провод желателен НГ-LS. Трубопроводы должны иметь стойкость к рабочим средам и держать давление. В плане же информационных систем там вполне себе может быть потолком требований «эмс совместимость».

sehellion ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от BceM_IIpuBeT

Лучше т80

Т80 - это миф в виде ОКР, максимум на что можешь рассчитывать - Т72Б, и то не много ибо это говно устарело во всех смыслах.

e000xf000h
()
Последнее исправление: e000xf000h (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Brillenschlange

Слонов и американцев возить надо только по железной дороге.

Слоны идут на х#й, а Штирлиц живет этажом выше.

e000xf000h
()
Ответ на: комментарий от sehellion

кое как и ничем не управляет. А если откажет, то всем пофиг

Мне как раз рассказали хоть и совсем чуть чуть, но абсолютно не так, а что всё должно быть чуть ли не как для полёта на Марс, даже самые ненужные железки. И правила соблюдают, ну как минимум говорят, что соблюдают. Но это про ЕС правила, не факт, что в Богоспасаемой кто-то будет сильно озадачиваться надёжностью электронного табло.
Я, конечно же, решил внести тут же рацпредложение типа распбери, еще до того, как рассказали про сертификаты, и был несколько осмеян. Вот и пошёл изучать матчасть, что же за космос такой в автобусах.

водитель просто откидывал турникет и все

страна?

Brillenschlange
() автор топика
Ответ на: комментарий от Aber

а ты тут закрыл комменты для анонимов.

Так глубоко в тему я не заглядывал. Учту на будущее.

Brillenschlange
() автор топика
Ответ на: комментарий от e000xf000h

Т80 - это миф в виде ОКР, максимум на что можешь рассчитывать - Т72Б, и то не много ибо это говно устарело во всех смыслах.

Заблуждение: Т80 хорош для зимней поездки в Стокгольм, а Т72 – для летней в Киев :)

P.S. Сейчас нередко путают танк и его начинку + обвес.

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от e000xf000h

ибо это говно устарело во всех смыслах

Сейчас эффективность танка определяется его навесным оборудованием, а не базой, ибо снаряды и ракеты достигли такого пробития, что в эквиваленте это метры брони.

BceM_IIpuBeT ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от Aber

а ты тут закрыл комменты для анонимов

Это не он, это движок, анонимам в толксы нельзя.

zemidius
()

В столице особо не мудрствуют и ставят все на винде afaik. Даже городские туалеты за 50р с тачскрином на винде, как-то раз видел обновление, не успел сфотографировать, закрывается интерфейс, открывается cmd, там пакетное задание для ftp.exe, скачивается обновление, обновленный интерфейс запускается заново.

zemidius
()
Ответ на: комментарий от Brillenschlange

сертифицируется на транспорте всё, начиная от проводов и хим состава их изоляции и заканчивая любой железкой и датчиком.

На огнестойкость? Легко. На отказоустойчивость? Нифига.

Nastishka ★★★★★
()

Ембеддинг - это слишком широкое понятие для ваших вопросов. Кому-то это контроллер на что-то летающее, кому-то контроллер на инкубатор. В зависимости от этого и требования будет совершенно разные - и к исполнению и к сертификации. Сужайте вопрос

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от Brillenschlange

страна?

РФ, дефолт сити, мосгортранс.

распбери

хорошо, что не ардуино.

чуть ли не как для полёта на Марс

думаю, что слегка преувеличивают.

не факт, что в Богоспасаемой кто-то будет сильно озадачиваться надёжностью электронного табло

если взять табло на остановках, то показывать погоду на марсе у них может быть в порядке вещей, с другой стороны на них посмортишь - а табло то само работает, просто ему свыше информацию недостоверно передают. К слову, валяется несколько табло от вагонов поездов, не знаю куда приткнуть

sehellion ★★★★★
()

Ведь сейчас эмбедеров других возрастов не осталось, да?

Нет, недавно общался с одним разрабом, он занимался системами безопасности для башенных кранов, ему было 27 лет, вроде не дед еще.

требования суровы и наврятли получится сделать что-то, что должно работать лет 15-20

Требования суровы, но не все так страшно, требования обычно в тех.задании, а вот решение, обычно, можно выбрать самому. 15-20 лет это так уж много.

все колхозят свои текстолиты хлорным железом?

Последний раз видел такое ровно 21 год назад.

Линуксы или всякие реалтайм осы?

Чего только нет. Недалеко контора, там на эмбеде крутятся MS-DOS 6.20, DEC Ultrix 4.3, QNX 4.0.1, и еще несколько специфичных ОС написанных производителем под конкретное железо вроде Cisco IOS, JUNOS и прочие для мелкого железа, не поддающиеся определению.

Для собственных задач, не на продажу, сам выбираешь железо и софт из того что знаешь и умеешь.

foxy_ant ★★
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Сужайте вопрос

Ну я по ходу пьесы уже сузил, как раз именно до современного автобуса.
Но получается, что автобус он разный в разных местах, поэтому сужаю до «автобус в ЕС», т.к. выясняется, что на просторах Родины автобус можно хоть на ардуине.

Brillenschlange
() автор топика
Ответ на: комментарий от sehellion

хорошо, что не ардуино

Уже подумываю

думаю, что слегка преувеличивают

Фашисты же, они такие, выдумщики

просто ему свыше информацию недостоверно передают

Немецкие нормально показывают, количество минут до приезда автобуса вроде, ну и погоду на Марсе тоже. И если не показывает, то люди волнуются, а это непорядок. Поэтому эта часть железяк автобуса тоже сертифицируется судя по всему, и достаточно строго.

валяется несколько табло от вагонов поездов, не знаю куда приткнуть

Зацепер с бэкграундом?

Brillenschlange
() автор топика
Ответ на: комментарий от Brillenschlange

И в европе можно на чем угодно, все зависит от того, чем занимается контроллер. В те места, что отвечают за безопасность движения - само собой не пустят. А чем дальше от безопасности - тем шире простор. Могут делать на чем угодно дополнительные навески-информационки, могут отдавать на сторону контроллеры чего-то типа поворотников, могут перед перепродажей списанных б-у автобусов владельцем-прокатчиком куда-нибудь в страны третьего мира лепить полусамопальным образом что-нибудь по заявкам покупателей. Там конечно могут и ардуину сунуть, и распберри. А все основное - довольно жестко гоняют на предмет надежности и на чем попало не делают

vaddd ★☆
()

Я вот разрабатываю электронику и ПО для неё для жд вагонов, а так же для локомотивов, в том числе и критически важную.

Разрабатываем на самой современной элементной базе, используем современные микроконтроллеры и процессоры. Самое важное - соблюдать температурные диапазоны, виброустойчивость, электромагнитную совместимость. Процессоры используем различные не старше трёхлетней давности, самое главное чтобы было транспортное исполнение. По схемотехнике, самая важная особенность, что нужно все сигналы и питание гальванически изолировать.

Печатные платы любой сложность, в том числе материнские тоже разрабатываем сами, используя KiCad или Altium. Производство печатных плат заказываем у московской фирмы, которое отвечает всем мировым стандартам и по качеству лучше чем в Китае. У нас так же очень современное производство с автоматическими сборочными линиями.

Программы для микроконтроллеров пишем на Си с использованием FreeRTOS. На платах с мощными процессорами работает Linux. Среду используют разную, у меня Emacs, у других Keil, VS Code, Eclipse и тд.

SL_RU ★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.