LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Почему Wayland никак не придет?

 , , , ,


0

2

Говорят, что главная проблема игр в Linux это графический сервер. Что он безнадежно устарел и не отвечает современным требованиям мультимедиа, и что разрабатывать/поддерживать игры под Linux с учетом всего этого- настоящая боль. Что в винде все круто и стандартизировано, а в Linux куча костылей, которые кое-как работают. Но «кое-как» разработчиков не устраивает. Делают современный Wayland для видео. Уже 12 лет делают, и как было с играми под Linux не очень, так и осталось. Все эмуляторы какие-то от Valve, протоны, нейтроны… Похоже авторы Wayland и сами не верят в свой проект. У меня такое впечатление, что когда его закончат и внедрят, он тоже устареет, и начнут делать еще одну замену. Я вообще не понимаю, они это всерьез, или это потешный проект? Хоть какие-нибудь реальные перспективы у него есть, кроме мобилок с кикстартера?

Перемещено leave из general

Ответ на: комментарий от leave

в убанте

кото роме убунтоидов волнует, что там в убанте?

работает в т.ч. на серверах

ну и зачем? на серверах есть обычные пакетные менеджеры различных сортов и есть контейнеры. зачем там снап?

eternal_sorrow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от leave

десктопе не пользуется вообще никто (за исключением любителей флатпака, вынужденно)

selinux не имеет никакого отношения к флатпаку

eternal_sorrow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Shadow

wlroots иметь всё, чтобы запилить вариант fvwm

Я на 90% уверен, что уже давно имеет. Большая часть перечисленного вообще не относится к собственно wayland’у.

eternal_sorrow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от shkolnik_2022

Хоть ты меня не спрашивал, отвечу на твой вопрос. Постоянно тестирую софт в работе, включаю всякие экспериментальне фичи и создаю тикеты в багтрекере на все обнаруженные баги.

eternal_sorrow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Раз начал, говори. Зачем выкидывать технологии сразу после того, как они только что были до конца доделаны?

А кто-то выкидывает? Какие?

kirk_johnson ★☆
()
Ответ на: комментарий от WitcherGeralt

Справедливости ради, если сравнивать Snap, где единственный репозиторий, принадлежащий Canonical, и Flatpak, в котором Flathub один из множества репозиториев, в последнем намного лучше справляются с поддержкой программ и нет заброшенных дублей, как в Snap Store.

commagray ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от eternal_sorrow

Со снапом дела не имел и не планирую

Ешь какахи строго опредлённого цвета? Эскобар вообще.

Почему?

Пакеты тебе собирают и тестят мейнтейнеры дистрибутива, и в мейнстримных дистрах делают это хорошо. Весь прикол этих дряней — снап/флэтпак — в том, что разраб может собрать программу сам для всех дистрибутивов сразу. Если же собирает васян, то даром оно не надо, единственное преимущество над системными пакетами пропадает.

WitcherGeralt ★★
()
Ответ на: комментарий от WitcherGeralt

единственное преимущество над системными пакетами пропадает

Песочница и переносимость вполне аргумент для того, чтобы пользоваться. Бекапить один только $HOME/.var/app/* легче, чем по кускам собирать всё из $HOME.

commagray ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от WitcherGeralt

в том, что разраб может собрать программу сам для всех дистрибутивов сразу

в случае конкретно флатхаба сборка в любом случае происходит на их билд-серверах.

Если же собирает васян, то даром оно не надо, единственное преимущество над системными пакетами пропадает.

Таки не пойму, что же это за мистическое преимущество? В чём принципиальная разница, кто напишет скрипт сборки?

eternal_sorrow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от eternal_sorrow

Мейнтейнеры занимаются не только написанием скриптом сборки, но и фиксами мелких косяков, интеграцией компонентов друг с другом и, что немаловажно, обеспечивают более-менее регулярные security updates. Если ВСЕ будет собираться хрен пойми кем, то мы получим второй docker hub.

kirk_johnson ★☆
()
Ответ на: комментарий от kirk_johnson

Так они внутри $HOME/.var/app, с исключением, если какой-то программе разрешили писать в $HOME. Можно сделать override и оно не уйдёт дальше своей песочницы.

commagray ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от commagray

Я просто боюсь того, что в итоге у нас получится худшее из двух миров: безалаберность opensource разработчиков и пофигизм пользователей. И не будет мейнтейнеров, которые это героически разгребают.

kirk_johnson ★☆
()
Последнее исправление: kirk_johnson (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от eternal_sorrow

Очень много образов, которые торчат дырой наружу по умолчанию. Типа редисов без пароля, контейнеров с беспарольным рутом и так далее.

kirk_johnson ★☆
()
Последнее исправление: kirk_johnson (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от kirk_johnson

kbd/mouse → evdev → libinput
X-Server → weston
KDE 3.3 в SUSE 9.2 → GNOME2 в SUSE 10.1 → GNOME Shell в openSUSE 12.1
SysVinit → upstart → Systemd
OSS → ALSA → PulseAudio → PipeWire
HAL → DeviceKit → libudev/udisks/upower → udisks2
GLX → EGL → WSI

ZenitharChampion ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от eternal_sorrow

В зависимости от того «кто» зависит в том числе и «как».

WitcherGeralt ★★
()
Ответ на: комментарий от eternal_sorrow

На сабжа посмотри. Весь изошёлся на дерьмо, доказывая всем, что иксы неполноценны. При этом, судя по исходному сообщению, он услышал это где-то краем уха, не потрудившись проверить истинность этого высказывания, и на основе этого делает выводы.

ZenitharChampion ★★★★★
()
Последнее исправление: ZenitharChampion (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от eternal_sorrow

У меня когда-то были проблемы с иксами. Микрофризы при перемещении окна с эффектом «желеобразных окон». Тогда я прибрался в настройках Компиза: Refresh Rate 60 (было 50), не пытаться определить Refresh Rate автоматически, Sync to VBlank включить, а в NVIDIA X-Server Settings выключить. И всё стало плавно и круто. А FPS в играх не уступает FPS-у тех же самых игр под виндой. Я естественно про игры, имеющие нативные версии для обеих систем. Хотя сейчас DXVK творит чудеса, запуская игры чуть ли не быстрее, чем в винде

ZenitharChampion ★★★★★
()
Последнее исправление: ZenitharChampion (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

kbd/mouse → evdev → libinput

evdev – ядерная подсистема. libinput – библиотека. Ты уверен, что ничего не путаешь?

X-Server → weston

X’ы сдохли и их никто не пишет. Это тащем-то основная проблема. Не осталось людей, которые готовы их поддерживать.

А weston это вообще референсый композитор, который никто не использует.

KDE 3.3 в SUSE 9.2 → GNOME2 в SUSE 10.1 → GNOME Shell в openSUSE 12.1

Не знаю, спроси SUSE. Может им больше GNOME нравится.

SysVinit → upstart → Systemd

systemd не инит, а минимальняа базовая система. sysvinit на эту роль не тянет.

OSS → ALSA → PulseAudio → PipeWire

ALSA ядерная реализация, pulseaudio юзерспейсный демон. Pipewire ещё вообще никто не засунул в продакшон, не знаю о чем ты говоришь. Но вообще, он кроме аудио умеет и видео, что помогает скринкастам и прочим remote desktop.

Почему Pulse поверх ALSA? Потому что in-kernel реализация действительно должна быть простой и тупой, сверху должен сидеть демон, который и bluetooth умеет, и перенаправит тебе звук из колонок в наушники при подключении, и per-app микшер умеет. Вон, посмотри в OpenBSD, они те ещё пуристы, но у них то же самое.

HAL → DeviceKit → libudev/udisks/upower → udisks2

Ну и кто выкинул libudev?

GLX → EGL

GLX это расширение для иксов. Нет иксов – нет GLX.

EGL → WSI

EGL это реализация OpenGL для Wayland. WSI это реалиация Vulkan для Wayland. Это разные библиотеки для разных API.

kirk_johnson ★☆
()
Последнее исправление: kirk_johnson (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Это ты к чему? Мы не об этом говорили. Откуда ты это вытащил? У тебя всё в порядке? Ты точно не с голосами в своей голове общаешься?

eternal_sorrow ★★★★★
()
Последнее исправление: eternal_sorrow (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от eternal_sorrow

EGL работает и в иксах, справедливости ради

Ну он вообще вроде кроссплатформенный.

kirk_johnson ★☆
()
Ответ на: комментарий от kirk_johnson

evdev – ядерная подсистема

Плагин для «иксов» тоже есть.

X’ы сдохли и их никто не пишет

Недавно же добавили GPU Offloading, благодаря чему, гибридная графика работает теперь офигенно

Не знаю, спроси SUSE. Может им больше GNOME нравится.

Они всегда были KDE-шным дистром с тщательно отшлифованными «иксами». Потом была сделана ставка на Mono (реализация языка C# для Linux), а там GUI только на GTK можно делать. Тогда внезапно SUSE развернулась в сторону GNONE. В SUSE 15 вообще выкинула KDE.

Суть не в этом. Внезапный разворот с KDE на GNOME произошёл во всех дистрах в середине 00-х. Выкинули готовое и тщательно отшлифованное, вместо него предложили что-то не до конца завершённое. А когда к 2010 году и GNOME оказался фактически завершённым проектом, в котором больше нечего улучшать - выкорчевали с корнями и его тоже.

systemd не инит, а минимальняа базовая система

Ну SysVinit + стек GNU, суть-то не в этом

ALSA ядерная реализация, pulseaudio юзерспейсный демон

Для прог это вещи одного уровня

Вон, посмотри в OpenBSD, они те ещё пуристы, но у них то же самое.

sndio реализован замечательно, в отличие от PulseAudio

Ну и кто выкинул libudev?

Опечатка

GLX это расширение для иксов

GLX и EGL выполняют одну и ту же задачу - вывести OpenGL-ную картинку на экран. GLX привязан к «иксам», WGL к винде, а EGL работает и с иксами, и с Wayland, и с виндой, и с SufraceFlinger (Android). EGL это более правильно реализованный GLX

EGL это реализация OpenGL для Wayland

Реализация OpenGL одна - libGL.so.1, а GLX/EGL это для вывода изображения на экран

ZenitharChampion ★★★★★
()
Последнее исправление: ZenitharChampion (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от kirk_johnson

Суть не в этом. Вон Adobe задолбали всё время всё менять на низком уровне. Они выводили видео, защищённое DRM, при помощи libHAL, использовали аппаратное ускорение для h264 через libvdpau, звук через ALSA, HTTPS через libcurl, и ещё GTK2 использовали. А тут - фигак, «меняйте libHAL на libUDEV, потому что надо. Добавьте поддержку VA-API. Выбросите ALSA, она плохая, вы ДОЛЖНЫ использовать PulseAudio. А ещё мы тут GTK3 написали».

В этом и есть главная проблема. Юзеру не надо, чтобы система всё время метаморфировала, чтобы радикально меняли графическую оболочку и низкоуровневые подсистемы. Юзеру надо смотреть в свой фотошоп, автокад или 1С-ку, из года в год, стабильно.

ZenitharChampion ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от eternal_sorrow

Когда я пытался разобраться, как это реализовать, на ВСЁ что мне нужно нужно было писать композитор. Т.е. нельзя прикрутить к существующему композитору окон - надо переделывать, причём, таким низкоуровневым программированием. Офигенно гибко. Понятно, что это проблема новой технологии, но не надо форсить её так, будто этих проблем нет или они несущественны.

Shadow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Плагин для «иксов» тоже есть.

Когда-то давно их была целая россыпь, но в итоге их все унифицировали в libinput.

Недавно же добавили GPU Offloading, благодаря чему, гибридная графика работает теперь офигенно.

А тиринг в firefox никуда не делся. Почитай блоги причастных, все пишут, что иксы уходят в support-only mode в очень скором времени.

Они всегда были KDE-шным дистром с тщательно отшлифованными «иксами». Потом была сделана ставка на Mono (реализация языка C# для Linux), а там GUI только на GTK можно делать. Тогда внезапно SUSE развернулась в сторону GNONE. В SUSE 15 вообще выкинула KDE.

Суть не в этом. Внезапный разворот с KDE на GNOME произошёл во всех дистрах в середине 00-х. Выкинули готовое и тщательно отшлифованное, вместо него предложили что-то не до конца завершённое. А когда к 2010 году и GNOME оказался фактически завершённым проектом, в котором нечего больше улучшать - выкорчевали с корнями и его тоже.

Ничего про это не знаю, не пользовался.

Ну SysVinit + стек GNU, суть-то не в этом

Не было супервизора, не было декларативных конфигов, не было параллельной загрузки, не было зависимостей между сервисами / mountpoint’ами.

Для прог это вещи одного уровня

Для прог одного веща уровни, для юзера нет. Если я втыкаю в комп наушники, то ALSA не переключит мне на них звук. Это сделает либо интегрированная в ляптоп (но не в десктоп) карточка, либо psshaudio.

sndio реализован замечательно

С пульсой у меня тоже как-то нет проблем.

GLX и EGL выполняют одну и ту же задачу - вывести OpenGL-ную картинку на экран. GLX привязан к «иксам», WGL к винде, а EGL работает и с иксами, и с Wayland, и с виндой, и с SufraceFlinger (Android). EGL это более правильно реализованный GLX

Ну вот, сам все знаешь. Что тебе тогда непонятно?

kirk_johnson ★☆
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Недавно же добавили GPU Offloading, благодаря чему, гибридная графика работает теперь офигенно

Только сегодня тестировал, нихрена не работает

eternal_sorrow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Суть не в этом. Вон Adobe задолбали всё время всё менять на низком уровне. Они выводили видео, защищённое DRM, при помощи libHAL, использовали аппаратное ускорение для h264 через libvdpau, звук через ALSA, HTTPS через libcurl, и ещё GTK2 использовали. А тут - фигак, «меняйте libHAL на libUDEV, потому что надо. Добавьте поддержку VA-API. Выбросите ALSA, она плохая, вы ДОЛЖНЫ использовать PulseAudio. А ещё мы тут GTK3 написали».

HAL выкинули в 2008 году. Это 12(!) лет назад. Зачем они использовали libvdpau вместо ffmpeg, который умеет все, что нужно – тайна за семью печатями. А про GTK3 – интерфейсы иногда эволюционируют, что поделать.

kirk_johnson ★☆
()
Ответ на: комментарий от kirk_johnson

https://ru.wikipedia.org/wiki/Quartz_2D
- это теперь оно.
Все тексто-графические программы работают хорошо, выглядят красиво, легко выводят чертежи/верстку на печать...

Сейчас скачал и попробовал LibreOffice 7 со skia вместо cairo - стало сильно лучше. Когда skia пойдёт в линуксах (не важно, на X или wayland), дело сдвинется с 1-2%.

Shadow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kirk_johnson

буквоедство. Как тот человек, который пытается оправдать любые алогичные действия. По факту это все ломание совместимости и введение тонны нетестированного кода в продакшн. Даже системд который мне в общем нравиься и занял свое место. Большая часть новых реализаций - долгострои, которые выйдут из беты только за десяток лет, и тут же будут вытеснены новыми поделками.

zendrz ★★
()
Ответ на: комментарий от Shadow

мне нужно нужно было писать композитор

Конечно нужно. А как ты хотел? Wlroots это библиотека для создания композиторов.

eternal_sorrow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от eternal_sorrow

Это ты к чему?

Это я к тому, что этот тред дефективен изначально. Автор первой же фразой говорит «я слышал, что иксы очень плохие». Затем он как будто забывает, что это не предположение, где-то услышанное мнение, а делает вид, как будто это совершившийся факт. И строит на основе этого теории.

Тем временем, «иксы» лично у меня работают прекрасно. Были проблемки с микрофризами, причина - в неправильных настройках Compiz. Я снял галочку «Определить частоту обновления», вбил вручную 60 вместо 50, также снял «Определить устройство вывода» и включил «Sync to VBlank» (а в NVIDIA X-Server Settings выключил). И тогда проблемок на стало. Зачем менять «иксы»? Вон в играх, у которых есть нативная Linux-версия, FPS такой же, как в винде. А при использовании трансляторов, таких как Wine, DXVK творит чудеса, выдавая в некоторых играх больше FPS, чем в самой винде. Ну так где описываемые автором «большие проблемы с иксами, из-за которых их надо немедленно выкинуть»?

ZenitharChampion ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от eternal_sorrow

Я хотел как обычно - вывести какое-нибудь окошко произвольной формы и всё. Зачем мне создавать композитора, мне нужно снежинки на заголовки окон лОжить.

Shadow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от zendrz

Большая часть новых реализаций - долгострои, которые выйдут из беты только за десяток лет, и тут же будут вытеснены новыми поделками.

Меняют завершённые релизы на беты и альфы. «Нет развития! Уже 2 недели не было нового релиза evdev, давайте заменим на активно развивающийся проект!»

Собственно, мы снова пришли к тому, с чего начали

ZenitharChampion ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Тем временем, «иксы» лично у меня работают прекрасно. Были проблемки с микрофризами, причина - в неправильных настройках Compiz. Я снял галочку «Определить частоту обновления», вбил вручную 60 вместо 50, также снял «Определить устройство вывода» и включил «Sync to VBlank» (а в NVIDIA X-Server Settings выключил). И тогда проблемок на стало. Зачем менять «иксы»? Вон в играх, у которых есть нативная Linux-версия, FPS такой же, как в винде. А при использовании трансляторов, таких как Wine, DXVK творит чудеса, выдавая в некоторых играх больше FPS, чем в самой винде. Ну так где описываемые автором «большие проблемы с иксами, из-за которых их надо немедленно выкинуть»?

Хардварное декодирование для FF запилили в Wayland, но не запилили в «простых» и «хорошо работающих» исках. Тиринг для моей открытой по самое не могу Intel карточки починить не могут до сих пор. То же самое для моей NVIDIA карточки.

kirk_johnson ★☆
()
Ответ на: комментарий от Shadow

вывести какое-нибудь окошко произвольной формы и всё

выведи, кто тебе мешает

мне нужно снежинки на заголовки окон лОжить

это не «вывести какое-нибудь окошко произвольной формы» нихрена

лОжить

класть

eternal_sorrow ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.