LINUX.ORG.RU

Вышел Stellarium 0.12.0

 , , ,


1

3

Сегодня вышла свежая версия Stellarium'а — свободного планетария с открытым исходным кодом, который создаёт реалистичное трёхмерное небо так, как если бы мы смотрели на него невооруженным глазом, через бинокль или телескоп.

Основные характеристики планетария включают в себя:

  • Небосвод с более чем 600 000 звёзд по умолчанию и ещё 210 миллионами из дополнительных каталогов.
  • Созвездия с иллюстрациями для 13 мировых культур.
  • Реалистичный Млечный Путь.
  • Реалистичная атмосфера, закаты и рассветы.
  • Планеты солнечной системы и их спутники, астероиды и кометы.
  • Изображения туманностей.
  • Мультиязычный интерфейс — на текущий момент Stellarium переведён в разном объёме на 120 с лишним языков.
  • Система плагинов, расширяющих возможности планетария.

В этой версии, кроме традиционной работы над ошибками, была проведена большая работа по рефакторингу кода. В результате чего версия 0.12.0 обзавелась следующими существенными изменениями:

  • Новый движок рендеринга — теперь, кроме большей модульности, на поверхностях планет видны тени от спутников (а в случае Сатурна еще и от колец). Плюс, новый движок пытается проверить с какой версией OpenGL умеет работать видеокарта и, в случае необходимости, принудительно переходить на режим OpenGL1.
  • Новый движок клавиатурных сокращений — теперь все клавиатурные сокращения настраиваемые.
  • Существенные улучшения в скриптовом движке — добавлены новые методы, исправлены ошибки.
  • Улучшения в визуализации туманностей и галактик — набор текстур, идущих в комплекте с планетарием, был расширен и это только начало переработки этого модуля.
  • Существенно улучшена работа поискового инструмента — он пока не идеален, но уже намного лучше, чем был в ветке 0.11.
  • Весьма значительно удалось улучшить точность «предсказания» археоастрономических событий — время для Земли в планетарии теперь нелинейно (вычисляется ΔT) и, как следствие, ошибка в показе солнечных затмений в начале нашей эры теперь составляет минуты и секунды, а не часы, как ранее.

Если у вас уже стояла более ранняя версия Stellarium'а, то при обновлении до 0.12.0 мы настоятельно рекомендуем сбросить все предыдущие настройки — все файлы конфигурации претерпели значительные изменения!

Приятного путешествия со Stellarium'ом!

Объявление о выходе новой версии

ChangleLog

>>> Сайт планетария

★★★★★

Проверено: tazhate ()
Последнее исправление: Silent (всего исправлений: 2)

Отличная новость. Прекрасная программа. Кстати, когда был в одной из обсерваторий в Вене, то там на лекции для демонстарции материала как раз использовался Stellarium, что весьма порадовало)

skvorli
()
Ответ на: комментарий от firestarter

С Голубицкером получается двусмысленная реклама. Он тот еще негростоляр от джинсы и заказухи молдавского разлива.

slackwarrior ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Dark_SavanT

А что? Удобная штука для визуализации тестовых звездных площадок при технических наблюдениях!

Eddy_Em ☆☆☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от vilisvir

В пределах двух-трёх месяцев от сегодня в обе стороны вполне можно, потом уже будет сказываться накопленная ошибка.

alex-w ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Dark_SavanT

И в чём проблема? Stellarium'ом пользуются многие профессионалы - те же пульсарщики, радиоастрономы.

alex-w ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от anonymous

Никогда. А тулкитофобам предлагаю самостоятельно портировать Stellarium на их любимый тулкит - может после этого поумнеете.

alex-w ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Eddy_Em

Так, собственно говоря, это Qt и есть - просто мало кто узнаёт его в недефолтной раскраске :) Там при помощи CSS можно много что в визуальном плане сделать.

alex-w ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Eddy_Em

Раньше так и было, потом оказалось, что что-то добавлять/удалять в плане интерфейсных элементов достаточно нозящая задача.

alex-w ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Eddy_Em

Они так и хранятся. Вообще GUI в Stellarium'е сделан в виде плагина и он вполне себе отключаемый/заменяемый. Можно вообще без GUI собрать.

alex-w ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от cvs-255

Только достаточно известные или интересные. Остальные по вкусу - кто какие хочет, тот такие и добавляет из базы MPC.

alex-w ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от anonymous

тогда linux тоже вендософт и анонимусу нужно деанонимнуться :D

alex-w ★★★★★
() автор топика

Пусть будет.

anonymous
()

Очень незаменимая штука, когда хочешь в телескоп что-нибудь конкретное посмотреть.

slyjoeh ★★★
()

Одна из лучших программ-планетариев, про ΔT порадовало.

ApostolPetr
()

Супер. Легко находить всё, что нужно (кроме Сириуса B).

Установил в программе координаты своего дома и теперь работать с ней в кайф. Спасибо разработчикам и сайту.

Deathstalker ★★★★★
()

А почему искусственные спутники земли при большом зуме так колбасит?
Или это такая фича - эмуляция привода монтировки)

anonymous
()
Ответ на: комментарий от cvs-255

Только Церера, Веста и прочие крупные, или все?

В дистрибутиве нашёл только крупные.

yvv ★★☆
()

Большое спасибо вам, Александр, за эту великолепную программу. Очень редко можно встретить проект в Open Source сообществе, исполненный на столь высоком уровне. Честь вам и хвала.

P.S. Прошу прощения за оффтоп, но в своё время при поиске вашей программы наткнулся на сайт с переводами визуальных новелл «/wks/», и на эту работу в частности: http://wks.arai-kibou.ru/planetarian.php

Вы числитесь в титрах как «консультант по астрономии», и я хотел бы выразить вам глубочайшую признательность, поскольку по забавному стечению обстоятельств это одна их моих любимейших новелл.

С уважением, Максим Деньцов.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Да, было такое дело - консультировал переводчика по некоторым специфическим для планетариев вопросам.

alex-w ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от alex-w

Проходило это все в обсерватории «Урания». Это было научно-популярное повествование про жизненный цикл звезд. Кстати, один из сотрудников обсерватории носил в петлице значек Тукса. =)

skvorli
()

документация у этого вообще никакая...

кто-нибудь может просто объяснить, как, имея сферическую панораму в виде 6 квадратных текстур внутренних сторон куба, сделать landscape? нашел про вариант с 8 сторонами и снимком земли, но как добавить снимок неба не нашел (у меня там есть куски объектов)... и вообще нигде нет описания параметров этого landscape.ini.

olegsov
()
Ответ на: комментарий от olegsov

В два клика с первой страницы находится это: http://www.stellarium.org/wiki/index.php/Customising_Landscapes и это: http://www.stellarium.org/wiki/index.php/Creating_a_Personalised_Landscape_fo...

Это же так охренительно сложно - тыкнуть по ссылке, которая называется «Руководство пользователя», лучше сказать, что документации нет или она хреновая.

alex-w ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: alex-w (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от alex-w

разумеется я это читал, но это не документация а какой-то HOWTO, без перечисления и описания семантики и всех возможных опций landscape.ini. да и те что описаны, не понятны. например - что за система координат используется в опциях sideN? и как добавить текстуру верха? (например если landscape с высокими объектами, заслоняющими небо)

olegsov
()
Ответ на: комментарий от olegsov

Я даже растерялся в попытках найти наиболее цивилизованный ответ. Сейчас я могу показаться достаточно грубым, но меня время от времени выбешивают люди, которые даже не пытаются думать головой.

По первой ссылке представлен документ, который описывает какие именно типы ландшафтов поддерживает Stellarium. Далее, для каждого типа приводится пример конфигурационного файла, а ниже дополнительно перечисляются все опции для landscape.ini для этого типа ландшафта. Все опции там перечислены, описание того, какие там могут быть значения - тоже. Как еще нужно перечислять возможные параметры с возможными значениями файла конфигурации, чтобы они стали понятными?

Единственное, к чему при желании можно придраться, так это отсутствующие единицы измерений у текстур для ландшафтов из мультиизображений. С другой стороны - какие единицы измерения нужно писать для относительных единиц? Более того, это по сути единичные отрезки - в 95% случаев они будут равны 0:0:1:1. На оставшиеся 5% приходится искусственное приближение/удаление/поднятие/опускание горизонта текстурой. Да, это не разжёвано в руководстве и можно записать в косяки.

Как добавить текстуру верха? Если в руководстве написано, что Stellarium поддерживает Fish-eye, Panorama (и внутри явно написано, что это сферическая панорама) и Multiple Image ландшафты, то с чего Вы взяли, что CubeMap ландшафт тоже сойдёт? Могу предположить, что только на основании того, что там и там используется несколько картинок?

Предвосхищая возможные реплики о том, что вот разработчики плохие, не дают в форточку из колодца на небо смотреть, отвечаю - если так уж нужно, чтобы и верх закрытый был, то потрудитесь сделать 3D модель местности (в Google SketchUp к примеру) и загрузите её вместо ландшафта при помощи плагина Scenery3D (археоастрономы так и делают).

P.S. По второй ссылке HowTo как раз для тех, кто не осилил прочитать первый документ.

alex-w ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от alex-w

ну оттуда вовсе не следует, что это единственные два варианта задания текстур и что в тех примерах используются все возможные опции. Я искал более формальную документацию, но похоже единственный выход - RTFS.

а по второй ссылке могли бы сначала описать человеческим языком, что конкретно требуется получить в результате, а не просто описывать свой процесс получения этого результата.

вообще проблема в том, что если у меня есть какие-то готовые панорамы в виде куба (другие форматы обычно имеют сильно разную плотность телесных углов на пиксел, что приводит к потере качества и напрасной трате места), для которых я не сохранил исходные фотографии, то при переводе из одного формата в другой будет значительная потеря качества. поэтому я и спрашивал, есть ли способ использовать куб. ну не так нет. мне вообще-то сам стеллариум не очень нужен - просто искал давно нормальный просмотрщик панорам, и это единственное подходящее что увидел. видимо, придется самому на opengl делать, попутно осваивая последний :)

olegsov
()
Ответ на: комментарий от olegsov

Тогда рекомендую посмотреть на glunatic - он с CubeMap'ами работает (это экспериментальный движок рендеринга звёздного неба)

alex-w ★★★★★
() автор топика

хм, так все хотелось спросить у профи...

А с Луны карта звездного неба будет такая же? А если ее еще и привязать по земному времени - совпадет? Вы уже, наверное, поняли почему я задал такой вопрос.:)

Программа отличная.=)

VitS
()
Ответ на: хм, так все хотелось спросить у профи... от VitS

Рисунок созвездий на всех телах Солнечной системы будет одинаковым, а вот светила близ полюсов мира для каждого тела будут свои. Конкретно для Луны северный полюс окажется близ галактики NGC 6552, а южный — близ звезды HIP 28146. Правда оба светила врядли получится рассмотреть невооруженным глазом.

alex-w ★★★★★
() автор топика
Ответ на: порт на андроид от anonymous

Порт старой версии уже давно есть (для телефонов). Порт новой версии (для планшетов) находится в состоянии преальфы.

alex-w ★★★★★
() автор топика
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.