LINUX.ORG.RU

20 лет проекту Inkscape

 


0

2

6 ноября проекту Inkscape (свободный редактор векторной графики) исполнилось 20 лет.

Осенью 2003 года четверо активных участников проекта Sodipodi не смогли договориться с его основателем, Лаурисом Каплински, по целому ряду технических и организационных вопросов и форкнули оригинал. На старте они поставили себе следующие задачи:

  • полная поддержка SVG;
  • компактное ядро на C++, обвешанное расширениями (по образцу Mozilla Firebird);
  • интерфейс на GTK, следование стандартам GNOME HIG;
  • открытый процесс разработки, где приветствуются эксперименты;
  • удаление мертвого кода.

По прошествии 20 лет можно сказать, что цели частично выполнены, а частично — пересмотрены. Проект больше не фокусируется на полной поддержке SVG (сам стандарт за это время по сути попал под контроль разработчиков браузеров), ядро на C++ оказалось не таким уж и компактным, а GNOME HIG и вовсе не тот, каким был в 2003 году.

Однако создателям проекта действительно удалось сделать успешный проект, развиваемый обществом. За это время свой вклад в его развитие внесли почти 700 человек. Это не только код, но и дизайн интерфейса, локализация, поддержка сайта, менеджмент инфраструктуры, создание промо-роликов к релизам и многое другое. Более того, проекту удалось невиданное: автор самой популярной книги о программе, Тавмжонг Ба, около десяти лет назад переквалифицировался из технического писателя в активного разработчика программы. Ты тоже так можешь, регистрант!

Последние два года работа активных программистов частично оплачивается пожертвованиями, сделанными сообществом. Прямо сейчас команда готовит обновление актуальной версии (1.3) с исправлением ошибок. Кроме того, идет работа над версией 1.4, основным новшеством которой будет порт на GTK4. Но не забыта и главная боль дизайнеров-полиграфистов: Мартин Оуэнс небезуспешно работает над полноценной поддержкой CMYK (недавнее видео по теме).

>>> Подробности

★★★★★

Проверено: Dimez ()
Последнее исправление: hobbit (всего исправлений: 4)

Проекту долгих лет и процветания! Очень хорошая и полезная программа! Эталонное нужно!

Kapusha
()

Кстати, Лаурис до сих пор чё-то коммитит в Sodipodi (там до сих пор SVN, мда).

AP ★★★★★
() автор топика

Долгих лет жизни проекту!

Странно как так получилось, что в мире Linux векторный редактор Inkscape получает куда больше развития, чем растровый редактор GIMP, которым, пользуется куда больше народу?

Интересно, нет ли тут какой либо зависимости от языка проекта: C++ (Inkscape) vs C (GIMP)? Разрабатывать графические приложения на C даже приправленном GLib и OOP через него – та ещё многословная боль.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Странно как так получилось, что в мире Linux векторный редактор Inkscape получает куда больше развития, чем растровый редактор GIMP, которым, пользуется куда больше народу?

Они по-разному развиваются.

Модель разработки гимпа — «Давайте щас напилим крутых фич! Оооо, боже, что это за говно в коде? Сначала надо срочно отрефакторить!… Так, ну вот, я закончил рефакторить. В смысле, пять лет прошло?! Я же только моргнул!».

Модель разработки инкскейпа — «Посоны, у нас там, конечно, много говнокода, но давайте как-то полегче. Щас вот тут улучшим, тут причешем, навалим фич, отрелизим, повторим».

Поэтому при сравнимом количестве активных программистов инкскейп выглядит более живым. У него, конечно, был свой тяжёлый период лет 10-15 назад, когда старые программисты почти все ушли, а новые не успели прийти. Но как-то вырулили.

Впрочем, я вангую, что если CmykStudent подорвётся до конца года долатать недеструктивные фильтры в гимпе (GSoC2023), и 3.0 выйдет в 2024 всё-таки с ними, то проекту простят очень многое.

AP ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: AP (всего исправлений: 1)

Более того, проекту удалось невиданное: автор самой популярной книги о программе, Тавмжонг Ба, около десяти лет назад переквалифицировался из технического писателя в активного разработчика программы.

Тавмжонг Ба не обособляется, потому что это имя собственное.

zx_gamer ★★
()
Ответ на: комментарий от zx_gamer

Лучше бы делали интерфейс на wxWidgets, а так да, программа неплохая.

И было бы щас на HiDPI лютое говно как в Audacity.

Тавмжонг Ба не обособляется, потому что это имя собственное.

Обособляется, если имеет значение уточнения. См. Розенталь. § 19. Обособленные приложения.

AP ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: AP (всего исправлений: 2)

Сколько в нем часов провел не сосчитать, с первых версий, походу, т.к. многооконный содиподи (видимо, с законом под гимп) тоже ещё помню. Есть там что ещё улучшать, но программа, однозначно топ.

bender ★★★★★
()

автор самой популярной книги о программе, Тавмжонг Ба

Прошу подробностей про книгу

bender ★★★★★
()

Вчера пришлось воспользоваться. Вполне годная вещь, мне зашло.

Werenter ★★★
()
Ответ на: комментарий от zx_gamer

Лучше бы делали интерфейс на wxWidgets

Чтобы использовать gtk через wxwidgets?

grem ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

Audacity на wxgtk 3.2 так и не перешли? Емнип, они что-то патчили в 3.1 для своих целей и их «реализация» стала немного несовместима с исходной.

grem ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от zx_gamer

Лучше бы делали интерфейс на

Qt!

dataman ★★★★
()

Долгих лет дальнейшего развития проекту

sehellion ★★★★★
()

Хочу быть таким же крутым как эти ребята когда вырасту!

Хотя я уже вырос и крутым не стал… :’(

perl5_guy ★★★★★
()
Последнее исправление: perl5_guy (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от bender

а, блин, «о программе» - значит об инкскейпе, судя по всему здесь. Я подумал, что имеется в виду «вообще о программировании»

bender ★★★★★
()

Sodipodi

Епт, оказывается, я до сих пор помню это слово. Ужас.

thesis ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от zx_gamer

Лучше бы делали интерфейс на wxWidgets, а так да, программа неплохая.

Да-да, знаем, плавали. На словах всё красиво: кроссплатформа - говорили они, нативно выглядит везде - говорили они, везде одинаковое поведение - говорили они. По факту: кроссплатформа - да, оно соберётся под разные платформы. Нативный внешний вид - как повезёт, иногда оно будет нормально выглядеть на одной платформе и как говно на другой. И тут или приходится мириться с тем что есть, или долго и мучительно пытаться испралять. А вот с одинаковым поведением на разных платформах - тут иногда полная жопа: оно может делать то, что от него хочешь на Лине и вести себя непредсказуемо на Винде. Причём, можно поймать проблему на элементарных вещах. А ещё, приходится городить огороды из костылей на простейших вещах, типа сортировка в таблице по нажатию на заголовок. Это те вещи, которые решаются в Qt одной строчкой кода.

Как итог, после полугода разработки на wxWidgets, проект был перенесён на Qt. А wxWidgets был забыт как страшный сон.

densss ★★★★
()
Ответ на: комментарий от pandrey

Совершенно верно.

AP ★★★★★
() автор топика

Давно его не счупал с пристрастием. Там помнится был плагин Sk1 для конвертации файлов CorelDraw до v13, и кажется векторизатор. Крайний раз открыв Inkscape так и не понял с чего начать. А когда-то, через нехочу, даж рисовал простенькие схемки в нем.

Вообще, за образец пожалуй надо иметь CorelDraw. Вот это комбайн, куда интегрировано все, что надо - CorelPaint, CorelDraw, CorelTrace, и как-то это все удобно. Рисуешь в векторе, например градиент, надо растеризовать для печати и добавить шума (чтобы градиент не получился полосатым), все плавно передается из Draw в Paint и назад. Нужно векторизовать, тоже делается просто.

Вообще, отлично, что такая штука есть и развивается. Но представить ее в связке например с GIMP-ом не получается.

bugs-bunny
()

Пользовался много лет, где-то с 2013 активно. Последние несколько стало вполне работоспособно. Раньше вис, при экспорте терял части изображения, падал при сохранении обрезанного в pdf, жутко мял шрифты и путался при разгуппировке больших блоков. Нельзя сказать, что все проблемы прошли, но стало явно лучше, а, главное, количество перешло в качество.

Vudod ★★★★★
()

Мартин Оуэнс небезуспешно работает над полноценной поддержкой CMYK

Как говорится, GIMP-GIMP-GIMP, CMYK-CMYK-CMYK.

Smacker ★★★★
()

долгих лет проекту. активно пользую его для рисования всяких UI для своих проектов. очень удобно (ну, для меня лично)

ergo ★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

Обособляется, если имеет значение уточнения. См. Розенталь. § 19. Обособленные приложения.

Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособленного приложения, если поясняет либо уточняет-нарицательное существительное (перед таким приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно, то есть, а зовут его).

Что из этого подходит? Это не говоря о том, что не понятно Тавмжонг Ба это имя автора или название книги на грамматическом уровне.

zx_gamer ★★
()
Ответ на: комментарий от densss

Только Qt платный и почти пропреитарный. The Qt Company делает все, лишь бы пользоваться свободной версией Qt было невозможно: задерживает выпуске на год (больше нельзя, иначе KDEev выпустит Qt под лицензией BSD), меняет LGPL на GPL и т.п.

zx_gamer ★★
()
Ответ на: комментарий от zx_gamer

Только Qt платный и почти пропреитарный.

Платная только версия под коммерческой лицензией. Проприетарные только отдельные компоненты и в 99% случаев, компонентов, тех что под LGPL - хватает за глаза. По поводу задержки выпусков - что мешает писать код с использованием последней LTS-версии?

densss ★★★★
()
Ответ на: комментарий от zx_gamer

и почти пропреитарный.

The Qt Company делает все, лишь бы пользоваться свободной версией Qt было невозможно

меняет LGPL на GPL

У Вас ус отклеился…

hobbit ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от bugs-bunny

Вообще, за образец пожалуй надо иметь CorelDraw

Король Дров - прекрасный образец одного из концов баланса «удобство пользователя - точность изображения». Рисовать в нем действительно легко, но результаты этого рисования, если нужна хоть какая-нибудь точность и совместимость - увы.

Иллюстратор, например, демонстрирует обратный баланс. Инкскейп, как мне кажется, ближе к нему.

Adamos ★★
()
Ответ на: комментарий от densss

Проприетарные только отдельные компоненты и в 99% случаев, компонентов, тех что под LGPL - хватает за глаза.

Но самое смешное, что «чисто проприетарные» компоненты в Qt ещё надо поискать. Вот совсем недавно на ЛОРе в другой теме кидали ссылочку на таблицу модулей Qt. Так вот, то, что недоступно под LGPL, там выделено в отдельный (довольно небольшой) подраздел под заголовком

Add-ons available under Commercial Licenses, or GNU General Public License v3

То есть даже для этого небольшого, хоть кому-то и нужного куска нет только LGPL, доступны GPL и коммерческая. По прочтении этого заголовка от лицемерия ЛОРовских нытиков про «полупроприетарную Qt» воняет особенно нестерпимо.

hobbit ★★★★★
()
Последнее исправление: hobbit (всего исправлений: 4)
Ответ на: комментарий от zx_gamer

задерживает выпуске на год (больше нельзя, иначе KDEev выпустит Qt под лицензией BSD),

А почему до сих пор не выпустили, кстати?

gns ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

GIMP со CMYKом?

Таки да, у них там завелся какой-то студент, который за пару недель своротил то, что десять лет сделать не могли. Было же объявление. Сами охреневаем! :)

gns ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

GIMP со CMYKом?

Терпение, всё будет.

AP ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Dimez

В те времена выбор был гораздо шире, свободных VCS было маловато. Да и при ограниченном круге разработчиков и пяти коммитах в день и SVN неплох.

gns ★★★★★
()

Хорошая вещь, жаль рисовать нечего, да и не умел я этого никогда :(

gns ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

Но самое смешное, что «чисто проприетарные» компоненты в Qt ещё надо поискать.

Вот именно.

Вот совсем недавно на ЛОРе в другой теме кидали ссылочку на таблицу модулей Qt. Так вот, то, что недоступно под LGPL, там выделено в отдельный (довольно небольшой) подраздел под заголовком

Ажно одиннадцать модулей! Швабодка опасносте!!!!111

То есть даже для этого небольшого, хоть кому-то и нужного куска нет только LGPL, доступны GPL и коммерческая. По прочтении этого заголовка от лицемерия ЛОРовских нытиков про «полупроприетарную Qt» воняет особенно нестерпимо.

Если внимательно посмотреть на то, что из себя представляют модули под двойной лицензией, то это, в основном, визуализация данных, анимация и прочее подобное. Причём, это те вещи, которые не нужны просто кровь из носу каждый день. Когда мне понадобился специфичный модуль для визуализации данных, я, ВНЕЗАПНО, просто взял и написал свой собственный! Несколько сотен строк кода и у меня есть виджет, который выглядит и работает как мне нужно.

Поэтому, да: те кто рассказывают про «полупроприетарную Qt» - простые нытики и лицемеры, которые сами не используют Qt. И которым лень поднять жопу и посмотреть: что там и под какой лицензией распространяется. Инфа о лицензиях лежит в открытом доступе, а сами исходники Qt скачиваются одной командой. Без регистрации и СМС.

Но вот призыв переписать Inkscape на wxWidgets - это просто ппц за гранью добра и зла… Переписать прогу, использующую Gtk, на обёртку над Gtk? Чтобы что? Я искренне пытаюсь понять: что за хлебушек в голове у человека, который предлагает это сделать?

densss ★★★★
()
Ответ на: комментарий от gns

Потому что имеют на это право, только если развитие Qt прекратится. И формально это произойдёт, когда свободный выпуск не будут выпускать больше года.

zx_gamer ★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

Проблема в том, что если ваш софт не под GPL, а например zlib, BSD, MIT и т.п., то использовать GPL либы нельзя, только LGPL.

zx_gamer ★★
()
Ответ на: комментарий от zx_gamer

Ну во-первых, мы в теме про Inkscape, чья лицензия, на минуточку, GPL 3.0+.

Во-вторых, сравниваем с твоим первоначальным заявлением про

Qt платный и почти пропреитарный. The Qt Company делает все, лишь бы пользоваться свободной версией Qt было невозможно

Как начиналось-то! А закончилось тем, что

если ваш софт не под GPL, а например zlib, BSD, MIT и т.п., то использовать GPL либы нельзя, только LGPL.

Если кому-то вдруг потребовалось лицензировать свой прикладной софт под «zlib, BSD, MIT и т.п.», эти люди обычно не ноют, а используют те библиотеки, которые их устраивают. Ноют те, кому надо писать проприетарщину. И даже для них есть аж два варианта решения: либо купить коммерческую версию (доступно не во всех странах), либо аккуратно пользоваться LGPL-модулями, соблюдая их лицензию. Но нет, надо поныть про «полупроприетарную Qt». Или даже про «почти проприетарную», как в твоём случае.

Для тех же, кому, судя по всему, позарез нужны модули из категории

Add-ons available under Commercial Licenses, or GNU General Public License v3

вопрос в студию: что из этого реализовано в wxWidgets или GTK? Если окажется, что ничего — то чью неубитую шкуру вы делите? Вам всё равно придётся искать для этого стороннюю библиотеку или писать свою.

Уже почти все GPL, вместо LGPL.

Пройди по ссылке выше и посмотри внимательно. По-моему, у тебя нелады с арифметикой.

hobbit ★★★★★
()
Последнее исправление: hobbit (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от densss

Швабодка

Вот только не надо этот мерзкий термин форсить, это из лексикона виндотроллей, вообще-то.

Но вот призыв переписать Inkscape на wxWidgets - это просто ппц за гранью добра и зла… Переписать прогу, использующую Gtk, на обёртку над Gtk? Чтобы что?

Ну данный конкретный комментатор, скорее всего, просто троллит и ничего писать не собирается. Но вообще я обычно таким предлагающим в ответ предлагаю: возьмите, форкните и перепишите. Будет два конкурирующих редактора, вот и посмотрим, какой лучше. :)

Переписать прогу, использующую Gtk, на обёртку над Gtk?

Насколько я понимаю, wxWidgets не на всех платформах является обёрткой над GTK, т.е. в основе такого призыва лежит забота о платформах, отличных от Linux/BSD. Но тут опять-таки… Это прежде всего винда, для которой миллиона сборок не нужно, хватит 2-3, авторов программы устраивает и так. Наверное (раз они до сих пор на GTK).

hobbit ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.