LINUX.ORG.RU

Умер сэр Клайв Синклер

 ,


2

2

16 сентября 2021 года ушёл из жизни небезызвестный изобретатель и бизнесмен Клайв Синклер.

Большинство теперешних российских линуксоидов начинало знакомство с миром компьютеров с ПК ZX Spectrum производства Sinclair Research Ltd, который был чрезвычайно популярен в нашей стране в 90-е годы прошлого тысячелетия. И только заядлый линуксоид Линус Торвальдс, не будучи гражданином нашей страны, был вынужден учиться программировать не на ZX Spectrum, а на Sinclair QL — другом компьютере от компании Синклера, сделанном на процессоре Motorola 68008.

Со временем Линус разочаровался в Sinclair QL и приобрёл IBM PC 386, который использовал для написания ядра Linux. Однако в дальнейшем линукс был портирован на процессоры серии M68K, а в конце 90х энтузиастами был представлен и модернизированный вариант Sinclair QL (материнские платы под кодовым названием Q40 и Q60), способный запускать Linux.

Хотя непосредственного участия в развитии экосистемы линукс cэр Клайв не принимал, для всех нас он является отцом-основателем наших первых домашних компьютеров.

RIP.

>>> Подробности



Проверено: Shaman007 ()
Последнее исправление: sudopacman (всего исправлений: 4)

Ответ на: комментарий от praseodim

В ЕС сделали очень хитро - рабочая сила, та, что фактически выполняет работу, вся из менее развитых стран. Рабочие пахают как папыкарлы, по 60 часов в недедю. А местные работают не спеша, размышляют о сокращении рабочей недели и планах на отпуск. Рабство потихоньку возвращается.

R_He_Po6oT ★★★★
()

У меня был Дельта С, клон ZX Spectrum.

MikeB ★★★★
()
Ответ на: комментарий от R_He_Po6oT

Рабочие пахают как папыкарлы, по 60 часов в недедю. А местные работают не спеша, размышляют о сокращении рабочей недели и планах на отпуск. Рабство потихоньку возвращается.

Рабство - это когда тебя схватили, привезли на плантацию и ты обязан там работать, пока не сдохнешь. Договорное рабство - это когда тебе оказали большую услугу или простили большой долг, но за это ты должен N лет отпахать. А тут полная свобода - не хочешь, езжай обратно, никто не держит. Ты же сам туда понаехал.

annulen ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

А какое отношение Возняк имеет к C64? Он делал Apple и Apple II и я чот не помню там дисковой подсистемы. В дисковой подсистеме C64 вообще целый второй комп находится с очень приличной производительностью, удваивающей производительность основного компа.

ZX Spectrum стоил £125 c 16к и £175 с 48к, C64 стоил ~$600, BBC Micro ~£300. Ну и как-бы комод это практически 3 спектрума и по факту спек-резинка был самым дешёвым бытовым домашним компьютером.

По БП - не помню чтобы спектрумы продавались без БП, БП там был в коробке фирменный.

Q-Master
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Ну таки в США был не PAL, а NTSC и кодирование не совпадало с PAL ни по кадровой частоте, ни по цветопередаче. В СССР вообще использовалась SECAM, которая так-же отличалась от PAL по цветокодированию. Привязка была к стандарту электричества в розетке 110В/60Гц в США и 220В/50Гц в Британии и Германии.

Q-Master
()
Ответ на: комментарий от annulen

Я говорю потихоньку возвращается. А так полная свобода, да, «не нравится? вали!» и человек оказывается на улице и без регистрации далеко от своей страны. Никаких двух недель отработки, чтобы подготовиться. Никаких больничных. А без регистрации, например, в Голландии, не поработаешь, надо искать другого хозяина. Когда крепостных освободили, они оказались в похожих условиях, но сейчас процесс в обратную сторону. Утилитаристы-финансисты победили человекозащитников.

R_He_Po6oT ★★★★
()
Последнее исправление: R_He_Po6oT (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Q-Master

По БП - не помню чтобы спектрумы продавались без БП, БП там был в коробке фирменный.

Был, на Амстрадовских моделях. Без штекера, бгггг. В Синклеровских - не было.

lenin386 ★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

У меня была 324я Электроника. Всё работало на ура, главное чтобы не счёлкнуло реле холодильника во время загрузки :)

Q-Master
()
Ответ на: комментарий от R_He_Po6oT

Утилитаристы-финансисты победили человекозащитников.

Да какое там победили? Обычный договорняк, как всегда.

aist1 ★★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Так и думал. И так со всеми твоими исторически-техническими утверждениями? :)

R_He_Po6oT ★★★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Не помнишь - но желаешь ли вспомнить? Вот вопрос. Если желаешь - то спешу на помощь тебе. https://en.wikipedia.org/wiki/Disk_II

Мда, явно не для домашнего использования: почти $500 по предзаказу и почти $600 позже. При цене самого Apple II в $1300 ещё по божески, конечно.

Q-Master
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Был, на Амстрадовских моделях. Без штекера, бгггг. В Синклеровских - не было.

Простейший гуглопоиск анбокса резинки 48К показывает что таки БП там был в комплекте - https://www.youtube.com/watch?v=VUA0ccRDHSc

Сразу видно что коробка спроектирована так, что в ней лежит и основной комп и его БП. А ещё мануал и проводки нужные. Возможно в каком-нить там ZX80 или ZX81 и небыло БП в комплекте, но в ZX Spectrum точно был.

Q-Master
()
Ответ на: комментарий от R_He_Po6oT

Вот неужели сам Синклер не оставил воспоминаний как это было и почему он пошёл на такие-то решения? А та вы тут упражняетесь в знании статей из википедии :)

Отнюдь. Инфа совершенно не из википедии, кстати, там вы даже не найдёте состав R&D отдела Sinclair Research.

Что касается воспоминаний - да пожалуйста: https://paleotronic.com/2018/10/01/an-interview-with-zx-spectrum-designer-richard-altwasser/

The public expected a colour graphic display, an extended BASIC and an aggressive price. But Clive’s involvement in defining functionality went little beyond this. His disinterest in computing has continued to be documented more recently. However, whilst Clive gave Steve Vickers and I great freedom to define the ZX Spectrum features and functionality, he did specify that we should use a Ferranti gate array with Current Mode Logic (a little used transistor gate configuration, related to ECL). He also took a detailed interest in component cost, industrial case design, and he commissioned an artist for the cover for the instruction manual. Steve and I wrote the contents, for which we gained a national award for the “Most incomprehensible” user manual of 1982, a prize for which Clive understandably made no claim.
anonmyous
() автор топика
Ответ на: комментарий от aist1

Спрайты, например, битовые операции. https://en.wikipedia.org/wiki/ANTIC

Да не было там этого, как и много где ещё этого не было. Даже в VGA, в общем-то, хоть и были латч-регистры, этим отстоем никто не пользовался, реализованы они были там крайне хреново. В VBE 2.0 появился LFB, и это был прорыв. А спрайты - не появились даже в VBE, ибо нафиг.

Соответственно, я не понимаю, как, из отсутствия какого-то функционала, следует то, что он (Синклер) реализовал его программно… И вы ещё про звук говорили, хотя не было никакой программной реализации, а в 128 моделях появился уже звуковой сопроцессор - аппаратный, очевидно.

anonmyous
() автор топика
Ответ на: комментарий от anonmyous

И вы ещё про звук говорили, хотя не было никакой программной реализации, а в 128 моделях появился уже звуковой сопроцессор - аппаратный, очевидно.

Бипер был и все звуки на нём естественно были реализованы программно. Запись данных на магнитофон тоже вполне себе была сделана программно и частенько переписывалась игроделами для защиты от копирования.

В 128 уже появился AY-8910, но опять-же это простой 3х-канальный генератор звука и ничего сам ни откуда брать не умеет, поддержка его чисто программная, т.к. для воспроизведения чего-либо толкового все изменения регистров надо лить постоянно и регулярно (обычно раз в прерывание)

Q-Master
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

Я помню еще в журналах разных были интервью. Вообще мне кажется заявление про категорическую незаинтересованность компьютерами несколько преувеличено. Участие проявлено вполне нормальное для руководителя. У нас вон многие большие IT-начальники козырять умеют, а к компьютеру боятся подходить. В этом нет ничего необычного. Понятно что он не паял платы ночами.

slapin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

Слушай, а откуда ты это взял? Вот прям никаким и никогда, это уже, при том кем он был, какие-то тараканы надо было иметь в голове.

Про его ретроградность ходят легенды, ну и, по крайней мере своими компами он точно вряд ли пользовался.

При этом, он был в курсе событий и веяний: https://rk.nvg.ntnu.no/sinclair/sinclair/clive_ns0699.htm

Ещё в 99 году считал, что надо делать Распбери ПИ.

anonmyous
() автор топика
Ответ на: комментарий от mertvoprog

Люди высокого достатка могут позволить себе секретаря.

Я не о том как жить без компа, а о том, что принципиально не желать пользоваться компом даже уже под конец жизни, при том, что сам проектировал и выпускал компы - это уже заскоки.

praseodim ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Q-Master

Не, эти процики ставили во многие восьмибитки и там был синтез по огибающей и эффекты, и чтобы музыка получалась надо было менять все по событиям. Мод трекер по сути делался под такое железо изначально. Звук был хороший, чистый, не похожий на современные «8-битные» треки усиленно хрипящие и искажающие звук. Слушать сделанную под них музыку было приятно.

slapin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

Я говорил про то то, что те же Atari/C64 имели отдельные видиочипы, которые умели делать спрайты. ZX Spectrum ничего этого не имел. Видеорежим в нем был один, реализованный логикой. А спрайты делались программно процессором. Благо, что Z80 имел битовые операции. Я только не помню, помогали ли они в играх. Развертка там была сделала ну очень странно.

Такой же принцип был и на PC. Вот вам тупые массивы пикселей, делайте что хотите. И пищалка рядом. Зато процессор был очень даже ого-го. Всякие SoundBlaster и S3 появились сильно потом как платы расширения.

Из-за такого аппаратного минимализма и Спектрум, и PC могли легко копироваться всеми, кому это было не лень. Что привело к широкому распространению и, соответственно, интересу со стороны разработчиков программ. А наличие большого количества программ определило дальнейший интерес пользователей к платформе в целом. Так и победили.

aist1 ★★★
()
Ответ на: комментарий от Q-Master

Бипер был и все звуки на нём естественно были реализованы программно.

Если я правильно понял, товарищ утверждал, что производитель компа реализовал что-то программно. А не то, что потом кто-то, с помощью ШИМ, пытался на бипер выводить оцифровки.

Запись данных на магнитофон тоже вполне себе была сделана программно и частенько переписывалась игроделами для защиты от копирования.

Ну ок, good point. :) Хотя там, из программного, только задержки посчитать и надо-то было, но согласен.

anonmyous
() автор топика
Ответ на: комментарий от slapin

Синклер не любил компьютерные игры, а не компьютеры. И ZX Spectrum создавался как учебный домашний компьютер, а не игровой. Просто так получилось, что его игровые возможности оказались сопоставимы с таковыми для гораздо более продвинутых (и дорогих) домашних компьютеров того времени.

aist1 ★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

Понятно что он не паял платы ночами.

Вот, кстати, это он больше всего любил. Для спека - может и не паял, но схемотехникой увлекался с детства.

anonmyous
() автор топика
Ответ на: комментарий от aist1

Синклер не любил компьютерные игры, а не компьютеры.

Он любил компьютеры, но не любил сам ими пользоваться. И никогда это правило не нарушал, судя по тому пруфу, что выше привели.

anonmyous
() автор топика
Ответ на: комментарий от praseodim

Я не о том как жить без компа, а о том, что принципиально не желать пользоваться компом даже уже под конец жизни, при том, что сам проектировал и выпускал компы - это уже заскоки.

Вот как раз под конец жизни заставить кого-то пользоваться компом - крайне трудно. Вам пока этого не понять. А в 80, любая смена привычного уклада будет доставлять дискомфорт. И мысль будет только одна: «я всю жизнь пользовался этим дисковым телефоном и этим телеком - идите в зад со своим смартфоном и ютубом».

anonmyous
() автор топика
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

В спектруме спрайты софтово генерировались, в 1994 был опубликован программный модуль обработки спрайтов.

Какой ещё модуль обработки спрайтов? Или вы про те «спрайты», что были, на самом деле, символами 8х8 пикселей? Так это не спрайты.

anonmyous
() автор топика
Ответ на: комментарий от anonmyous

Нет не в штатном ПЗУ и запихнуть в штатное ПЗУ нельзя было, некоторые программы игры например чекали контрольную сумму ПЗУ и если не сходилось то отказывались работать. Просто небольшой дополнительный модуль в машинных кодах.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

Мля ты что Supercode никогда не видел? Это набор процедурочек которые делают например скролл экрана влево на пиксель или вниз на знакоместо. Это был просто машинный код который можно было добавить к своему коду чтоб можно было нормально со спрайтами работать, смещать их, накладывать... Этот код даже переносимым был (релоцируемым).

https://zxpress.ru/book_articles.php?id=1264

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Последнее исправление: XoFfiCEr (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonmyous

Даже в VGA, в общем-то, хоть и были латч-регистры, этим отстоем никто не пользовался, реализованы они были там крайне хреново.

На EGA/VGA в 16-цветных режимах ими в общем-то было сложно не пользоваться. Даже в каких-то частных случаях очень удобно и профитно, но в целом так себе фишка, для такой дорогой и сложной штуки. От DMA и прерывания по кадрам больше проку было б(кстати, зачем выпилили?).

В VBE 2.0 появился LFB, и это был прорыв.

Для игорей особо-то ничего не давало, всё равно рисовали в основной памяти, а потом кидали буфер в видео, щелкнуть при этом несколько раз банками не такой большой труд.

А спрайты - не появились даже в VBE, ибо нафиг.

В VBE/AF как бы появились, но самому VBE/AF уже было не суждено взлететь.

madcore ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

Звук это все манипулирование пятым битом порту 254 ЕМНИП, то есть было что то подобное.

Ld A, 39
Out(254), A //выбросили в порт
замеряемая пауза
Ld A, 7
Out(254), A //выбросили в порт

39 и 7 вместо 32 и 0 это чтоб border был белый.

При этом обычно запрещали маскируемые прерывания

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Последнее исправление: XoFfiCEr (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

В спектруме спрайты софтово генерировались, в 1994 был опубликован программный модуль обработки спрайтов.

Ну охренеть теперь. Таких «модулей» в каждой игрухе было. И во всяких лазер бейсиках. И каждый, кто пытался написать игоря, начинал с того, что велосипедил нужные ему подпрограммы для графики.
В чём тут достижение и новаторство?
На ПЦ тоже никаких спрайтов не было. Но скроллинг(точнее, панорамирование) было, да.

madcore ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от madcore

Просто он не вник в тему. Я говорил, что в Спектруме решили по максимуму софтово реализовывать то, что в других компьютерах делали выделенные железки (те же спрайты). Та же графика Спектурма при этом проседала не так уж и радикально, но зато цена устройства (и сложность клонирования) снизилась радикально.

Этот же принцип использовался и в РС.

aist1 ★★★
()
Ответ на: комментарий от madcore

А это было не в игрухе, да к тому времени уже сами геймеры середины конца 90-ых многие сами стали кодерами и писали на ассемблере а некоторые даже сразу в машинных кодах. И разработали вот такой программный модуль для общественного пользования. Лазер бейсик, равно как и другие бейсики прошу не упоминать в связи с тем что они сами занимали много места. Достижение и новаторство в том что появился нормальный модуль (задокументированный) для работы со спрайтами который можно было вставить в свою программу в кодах.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Последнее исправление: XoFfiCEr (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от aist1

В то время многие программы в кодах имели такую структуру собственно программа и еще куча заимствованных процедурок из того же supercode в том числе.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Последнее исправление: XoFfiCEr (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

Всё так, как ты говоришь. Только не о том. ТС не понимал, что именно я имел в виду, говоря, что в Спектурме всё реализовывалось программно, в отличие от современных ему конкурентов.

aist1 ★★★
()
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

Скудость харда была одной из инженерных находок дизайна. Они выбрали довольно шустрый процессор с поддержкой битовых операций. И, несмотря на то, что всё делалось программно, графика была вполне себе: цветная, быстрая, и в RAM влезало много экранов. Последнее особенно позитивно влияло на содержательность игр.

aist1 ★★★
()
Ответ на: комментарий от aist1

А в каких процах нет поддержки битовых операций?

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от aist1

Этот же принцип использовался и в РС.

Сопоставлять принцип с ПЦ как-то сложно, видимокарты там - монстрики совсем другого уровня, они очень много чего умели.

madcore ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.