LINUX.ORG.RU

Ричард Столлман предупреждает об опасности для пользователей электронных книг

 , , , ,


0

2

Ричард Мэттью Столлман, президент Free Software Foundation, опубликовал эссе The Danger of E-Books, в котором он призывает обратить внимание на опасные ограничения свободы, которые накладывают на пользователей некоторые производители электронных книг.

В частности, при покупке бумажной книги:

  • Расплатиться можно наличными, анонимно.
  • После покупки книга принадлежит вам.
  • Не нужно подписывать никакой лицензии, ограничивающей права на использование книги.
  • «Формат» книги всем известен, чтобы ее прочитать, не нужно никакого проприетарного ПО.
  • Книгу можно подарить, одолжить или продать кому угодно.
  • Книгу можно отсканировать и скопировать. По крайней мере, физически существует такая возможность, а в некоторых случаях это даже не противоречит законодательству.
  • Никто не имеет права уничтожить вашу книгу.

Сравните это, например, с покупкой книг на Amazon (условия продажи электронных книг у них довольно типичные):

  • Amazon требует от пользователей идентифицироваться, чтобы купить книгу.
  • В условиях продажи для некоторых стран указано, что пользователь не владеет копией книги.
  • Чтобы купить книгу, пользователь должен принять лицензию, ограничивающую его в правах.
  • Формат данных хранится в секрете, и книги можно прочитать только проприетарными программами, ограничивающими возможности пользователя.
  • Из способов передать книгу другому человеку есть только возможность ее «одолжить» другому пользователю Amazon. И то только на ограниченное время и не для всех книг. Никак нельзя ни подарить, ни перепродать книгу.
  • Нельзя скопировать книгу из-за встроенной в «читалку» системы DRM (ТСЗАП) и из-за запрета в лицензии, которая накладывает еще больше ограничений, чем законы об авторском праве.
  • Amazon имеет возможность принудительно удалить книгу с устройства через Интернет. Они воспользовались этой возможностью в 2009 году, удалив тысячи копий романа Джорджа Оруэлла «1984».

Пока производители электронных книг накладывают такие ограничения, электронные книги являются, по мнению Столлмана, шагом назад в технологическом отношении. Столлман призывает бороться с подобной политикой вплоть до полного отказа от электронных книг, пока производители не начнут менять свои условия.

Столлман отмечает, что производители книг объясняют такие ограничения необходимостью материально поддерживать авторов. Однако он считает, что нужно искать способы поддерживать авторов без таких ограничений для читателей, тем более, что сейчас большую часть доходов получают все равно не авторы, а издатели. О некоторых из таких возможных способов он сам писал в других работах. Например:

  • Собирать специальный налог и распределять его между авторами соответственно их популярности.
  • Встраивать в «читалки» возможность легко и просто переводить пожертвования в пользу авторов книг.

>>> The Danger of E-Books

★★★★★

Проверено: maxcom ()
Последнее исправление: cetjs2 (всего исправлений: 5)

Ричард, я с Вами! В стране слепых Вы мой король!

alx_me ★★☆
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

>То при любой системе денег на следующую книжку писатель не получит

Примерно так и умирали в нищете и забвении Бах, Моцарт, Ван Гог, Вивальди, Шуберт и др. :)

KRoN73 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от namezys

>Скорость генерации может снизится.

Пример - российская математика.

Российская математика вся на грантах, и снижение скорости генерации книг в этой области - это не проблема пиратства.

vasaka ★★★
()
Ответ на: комментарий от namezys

>Зависит от доминирующей экономической системы. И от типа продукта.

Ладно, хорошо. Но зачем наследникам получать доход от произведений после смерти автора? Для продуктивности уже мёртвых? :)

KRoN73 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

> однако пожизненный копирайт и теперь уже 90 лет после смерти автора это форменный беспредел

В фармакологии сделали более приавльно

namezys ★★★★
()
Ответ на: комментарий от vasaka

> Российская математика вся на грантах, и снижение скорости генерации книг в этой области - это не проблема пиратства.

Еще раз - меньще денег => меньше скорость генерации

namezys ★★★★
()
Ответ на: комментарий от KRoN73

> Но зачем наследникам получать доход от произведений после смерти автора?

Ну ладно, там 5 лет после смерти. но не 70 же.

namezys ★★★★
()
Ответ на: комментарий от namezys

> Ну ладно, там 5 лет после смерти. но не 70 же.

Свободу Микки Маусу!

PolarFox ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

>Вышел тираж, тираж раскуплен. Требование денег с переизданий и производных работ равнозначно рэкету

То есть, если тираж вышел и оказался невостребован, то денег издатель не получит. Это нормально.

А если книжка пошла, то прибыль получить, это рекет?

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от KRoN73

Жена есть, дети.

20-30 лет для художественной литературы и 5-10 лет для технической это разумно. А 90 лет, это на самом деле убийство и науки и искуства.

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от KRoN73

>Ладно, хорошо. Но зачем наследникам получать доход от произведений после смерти автора? Для продуктивности уже мёртвых? :)

потому что нехорошо это. Есть автор, ему идут отчисления. Тут раз, трамвай, аннушка и все, свобода? Семья без кормильца?

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от KRoN73

> А смысл? Автору это творить уже не поможет :)

Ну вы не отдидите дом человечеству после смерти, а оставите детям

namezys ★★★★
()
Ответ на: комментарий от AVL2

>Тут раз, трамвай, аннушка и все, свобода? Семья без кормильца?

так это обычное дело, чем в этом плане писатели лучше? на такой случай желающие могут купить страховку. но вообще 18 лет - максимально оправданный срок срок, чтобы до совершеннолетия детей дотянуть.

vasaka ★★★
()
Ответ на: комментарий от KRoN73

Кстати, по одной из версий Тупака Шакура именно из-за дележа авторских прав и убили. Контракт с лейблом истекал а черновиков было альбомов на 10.

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от KRoN73

>Примерно так и умирали в нищете и забвении Бах, Моцарт, Ван Гог, Вивальди, Шуберт и др. :)

Во первых, многие из них умерли именно в нищете и забвении, а прочие были в услужении у богатых. Не вижу в этом ничего смешного или хорошего.

А во вторых, мы не знаем, сколько их было на самом деле, талантливых и гениальных, которые не нашли вовремя теплого местечка у короля за пазухой или у местного богатея и умерли даже не родившись как писатели и т.п.

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от namezys

>Ну ладно, там 5 лет после смерти. но не 70 же.

Лучше сразу 10-20 лет независимо от того жив автор или мертв

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от AVL2

> Жена есть, дети.

У сталеваров, лесорубов, строителей итд тоже есть жёны и дети. Но выплатят им максимум компенсацию, и то, только в случае гибели на работе, а не просто смерти. Творческая интеллигенция зажралась.

PolarFox ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от vasaka

>так это обычное дело, чем в этом плане писатели лучше?

у каждого свои преимущества. Труд писателя востребован и после его смерти, следовательно можно поддерживать его трудом родных и близких.

но вообще 18 лет - максимально оправданный срок срок, чтобы до совершеннолетия детей дотянуть.

ну конкретные сроки дело темное, но в общем да, лет двадцать, это норма. Никак не 90.

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AVL2

>То есть, если тираж вышел и оказался невостребован, то денег издатель не получит. Это нормально.

Это бизнес, детка, любой бизнес имеет вероятность фейла. В противном случае это называется «присосаться к кормушке»

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от AVL2

>Труд писателя востребован и после его смерти,

Спиритизмом, батенька, увлекаетесь?

Кстати, я тебе по секрет скажу что большинство строителей Днепро-ГЭС, первых веток московского метро и тд уже давно мертвы а результатами их труда мы до сих пор пользуемся

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от PolarFox

А сталевар или лесоруб согласен получать зарплату только после смерти?

Писатели зачастую только так и получают.

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от KRoN73

> Если оно сегодня что-то где-то нарушает — его нужно уничтожать? :)

Да по мне пусть кто угодно делает что угодно, я вообще против всяких запретов. Просто мы видим тут двойные стандарты копирастов во всей красе. Лукьяненко герой, а Damnatus запрещен. Damnatus тоже делался с некоммерческой целью и тоже состоялся как произведение. Более того, все признают, что фильм - это шедевр. Но за его просмотр или хранение тебя могут посадить в тюрьму в любой стране.

А все почему? лукьяненкор приносит бабло издателям - значит, ему можно.

Nxx ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

>Это бизнес, детка, любой бизнес имеет вероятность фейла. В противном случае это называется «присосаться к кормушке»

Но любой бизнес надеется на вероятность вИна. В противном случае, это уже демагогия потребителя.

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

>Кстати, я тебе по секрет скажу что большинство строителей Днепро-ГЭС, первых веток московского метро и тд уже давно мертвы а результатами их труда мы до сих пор пользуемся

Ну если не брать в расчет всякие там гулагохолокосты, строители работают за зарплату. А писателям зарплата не положена.

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AVL2

>Но любой бизнес надеется на вероятность вИна

Разумеется. Восемь проектов провалились, 2 принесли доход. Однако если бизнес и дальше будет продолжать доить эти два проекта забивая на новые (из которых опять прибыль принесут только 2 из 10) то это уже будет не бизнес а кормушка для полупаразитов, те же патентные тролли именно таким путем и появляются.

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от namezys

> Ну ладно, там 5 лет после смерти. но не 70 же.

Лучше уж лет 5 после опубликования. Пусть будет стимул творить новое, а не жить на пожизненную ренту, ничего не делая.

Nxx ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

> Лучше сразу 10-20 лет независимо от того жив автор или мертв

Правильнее будет устаналивать срок в зависимости от скорости устаревания книги.

Или так: 2 года бесплатно, за 3 год 1000, за 4: 4000, за 5: 16 000 и тд

namezys ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Nxx

>А все почему?

таких споров пруд-пруди. Нет заявы правообладателя, нет преступления. У тебя украли мопед, но ты не заявил, значит все ерунда. А заявил и доказал, вот тебе и преступление. В чем тут двойные стандарты?

AVL2 ★★★★★
()

обожемой, амазон узнает и сообщит кому надо что я прочитал гарепотера!

Alve ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AVL2

>А писателям зарплата не положена.

Члены Союза Писателей получали зарплату. Большинство авторов специальных книжек тоже получают зарплату.

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от AVL2

> А писателям зарплата не положена.

Кто сказал? Это смотря каким писателям.

Nxx ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от WindowsXP

>А «Властелин колец» списан со сборника русских народных сказок...

Таки он действительно списан со сказок, преимущественно ирландских. И таки писался на зарплату.

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от Nxx

Нужные условия, чтоб очень востребованные вещи долго были под копирайтом, а менее востребованные - меньше

да и от ценности инфрмации зависит - чем ценее, тем раньше должна открываться

namezys ★★★★
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

>Разумеется. Восемь проектов провалились, 2 принесли доход. Однако если бизнес и дальше будет продолжать доить эти два проекта забивая на новые (из которых опять прибыль принесут только 2 из 10) то это уже будет не бизнес а кормушка для полупаразитов,

А если два принесли доход, а все последующие нет? Исправно выходит в год по пять книжек и все убыточны. Можно им продолжать ждать вин?

те же патентные тролли именно таким путем и появляются.

Патенты вообще к авторским правам никаким боком. Это (в проекте) инструмент защиты инвестора, а не автора.

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от namezys

Если бизнес перегнет с компенсирующими факторами то очень быстро превратится в пилораму что и наблюдаем в случае того же АвтоВАЗа

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от AVL2

> Нет заявы правообладателя, нет преступления.

Ложь. Эта статья УК относится к статьям публичного обвинения. То есть, инициатива должна исходить от прокуратуры, заявление пострадавшего не требуется.

Nxx ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от namezys

Круто. Мне нравится оптимизм и простота читателя.

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AVL2

>А если два принесли доход, а все последующие нет? Исправно выходит в год по пять книжек и все убыточны. Можно им продолжать ждать вин?

Так сами знали на что подписывались открывая бизнес. Чем ситуация отличается скажем от автозавода?

Патенты вообще к авторским правам никаким боком. Это (в проекте) инструмент защиты инвестора, а не автора.


СКОты именно за авторские права судились

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от Nxx

>Лучше уж лет 5 после опубликования. Пусть будет стимул творить новое, а не жить на пожизненную ренту, ничего не делая.

Тогда будет стимул писать в сундук и раз в 5 лет публиковаться. А вдруг писатель заболеет и не сможет вовремя написать, нужно подстраховаться.

Napilnik ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

>Так сами знали на что подписывались открывая бизнес. Чем ситуация отличается скажем от автозавода?

тем что на условиях выпуска книжки никто автомобили выпускать не будет.

Смотри, сколько книжек разных на прилавке и сколько марок машин. Количество фейлов в книжках несоизмеримо больше.

СКОты именно за авторские права судились

Да, именно поэтому они доказывали именно заимствование кода у них, а не повторение пройденого, как в патентах.

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AVL2

Из вышеперечисленных шести творцов только к Вивальди и Ван Гогу можно применить нищету и забвение (строго говоря забыть Винсента не могли, ибо не знали).

Если человек не может не писать музыку, книги, картины он будет их писать в любом случае.Есть теплое местечко или нет, есть дрм или нету его, есть амазон, столман, и всемирный массонский заговор или нет оных. И уж лучше богатеи, чем худсовет или вкусы широких масс. Причем, не были никогда настоящие художники в услужении.

foxen
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

Прямо как автозавод и строитель днепрогес...

AVL2 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Napilnik

> Тогда будет стимул писать в сундук и раз в 5 лет публиковаться. А вдруг писатель заболеет и не сможет вовремя написать, нужно подстраховаться.

?? Зачем писать в сундук, если можно опубликовать сейчас, и положить в сундук/банк живые деньги?

Nxx ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.