LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Вот почему я против засилья микросхем и процессоров в автомобилях

 ,


0

1

Недавно случился один интересный инцидент. Подробности http://4pda.ru/2020/06/10/372173/ - здесь.

Если вкратце своими словами: злобные нахеры уронили заводы Honda по всей планете.

Кибератака, мы не виноваты, и тд итп - это все конечно хорошо, и даже хорошо что кибератакеры ограничились просто установкой вымогателя just for fun (Шindows detected), однако меня стал волновать совсем другой вопрос:

Сегодня уже никого не удивишь тем, что к автомобилю можно получить доступ по воздуху. Удаленно перепрошить. Улучшенная кнопка «Пуск», все дела.

Но мало кто знает, что механические системы управления автомобилем, ТНВД, двигатель, ходовая - прибиты саморезами к электронике, и в принципе управляются ею, в том числе и централизованно. Ну, то есть если раньше нажимая на газ, мы дергали по сути за тросик, открывающий воздушную заслонку, то сегодня нажимая на газ, мы вращаем потенциометр (упрощенно говоря), тот подает сигнал на блок датчиков, тот на центральный блок, а этот в свою очередь расчитывает можно ли нам вообще нажимать на газ, и если можно - подает сигнал на блок управления, и тот уже подает PWM или напряжение на электронное управление заслонкой через CAN-шину.

Так вот вся фишка в том, что на самом деле подачей смеси в двигатель управляете НЕ ВЫ, а этот самый центральный блок.

Этот же самый центральный блок управляет тормозами (да, там чуть сложнее). Этот же самый блок управляет РУЛЕВОЙ СИСТЕМОЙ в машинах оснащенных эмулятором автопилота.

Механических органов управления в современных автомобилях осталось очень мало, и даже зажигание нынче включается электроникой после одобрения попытки, центральным блоком. Ну там иммобилайзер, хитрожопые системы угона, все дела. Равно как и выключается.

К чему это я веду:

При условии доступа к этому самому центральному блоку изнутри, мы фактически можем управлять автомобилем при помощи строк кода. При чем это управление - не только примитивное «подать бензин\отключить бензин». Это самое настоящее управление. Крутнуть руль влево. Притормозить или запретить тормозить несмотря на нажатие на педаль тормоза. Дать газу. Опустить клиренс. Врубить музыку. Заблокировать двери. Подать в салон газ.

Это - не фантазия из ряда «киберпанковское будущее», половину из этого я делал на относительно старой машине 2008 года, правда с доступом к пинам блока управления (кстати микроконтроллером обслуживающим приборную панель там являлась ардуиновская атмега328p, лол, и это не колхоз, а с завода). А в современных авто - это можно делать программно чуть ли не из сосноли.

Че-то стремно стало, после осознания того что каждый Васян может подключиться к сервакам автопроизводителя, и там набедокурить, например поменять пару строк в прошивке что-то типа «после 10 минут езды резко крутнуть руль влево», и отослать это на все доступные автомобили на планете.

При чем здесь Linux? Да при том, что нужно быть полным дЭбилом, чтобы держать Винду на чем-то сложнее компа секретутки или бухгалтера.

А ведь я и раньше с опаской относился к повозкам с китайскими планшетами вместо приборной панели :)

★★★★★

Последнее исправление: windows10 (всего исправлений: 1)

Ответ на: комментарий от Lzzz

Дело интимное, стрёмно осознавать, что любой Васян после 10 мин «езды» может резко повернуть налево через вайфай.

pavlick ★★
()

Молодец, сообразил. А теперь берёшь мобильную сеть 5 поколения или лучше (у которой задержки на уровне 1 мс и пропускная способность) и получаешь телеуправление. Надо же, раб начал что-то подозревать, лул.

targitaj ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от windows10

Ну для Вас, как потенциального владельца пострадавшего автомобиля, какая разница, разобьетесь Вы в одиночку, или вместе еще с несколькими десятками тысяч водителей?

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

Простотой реализации?

Откуда такая уверенность? Наличие технической возможности доступа еще не означает, что этот доступ легко получить. У меня на сервере открыт стандартный ssh-вход - теоретически, любой может зайти на сервер. Но делать отсюда вывод, что взломать мой сервер очень просто, я бы не стал. Понимаете аналогию?

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Ну для Вас, как потенциального владельца пострадавшего автомобиля, какая разница, разобьетесь Вы в одиночку

Разница в вероятности. И не только в моей. На дороге не только я один.

windows10 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Serge10

Ну как, чтобы физически взломать я должен рисковать своей шкурой и запалить могут легко. Тут же в спокойной обстановке, много попыток, и если этот не взломался, пробуем следующий, какой-нибудь да поддастся.

slapin ★★★★★
()

В современных машинах безопасность (та, которая security) тоже не стоит на месте. Проверка цифровой подписи апдейтов и прошивки в загрузчике и постепенный переход на Ethernet с IPSec затрудняют атакующим сделать что-то плохое с автомобилем. Не стоит думать, что автопроизводители об этом не думают.

Moncruist
()
Ответ на: комментарий от windows10

Я с таким сталкивался пару раз, когда реально надо было резко затормозить - а система это сделать не дает.

Ручник везде тупо тросом колодки тянет, пользуйся

Satou ★★★★
()
Ответ на: комментарий от DawnCaster

К тому времени, как это введут- в почти всех машинах уже будет нормальный автопилот. Под автопилот скорректируют ПДД, аля едешь без автопилота +1км/ч к разрешённой скорости - получай штраф, ибо нефиг без автопилота кататься. Автомобили на стопицот лошадиных сил уйдут вникуда, т.к. ездить на них можно будет исключительно по спортивным трассам.

nekosargot ★★★
()
Ответ на: комментарий от Moncruist

Не стоит думать, что автопроизводители об этом не думают.

Вот только думают они в первую очередь о том, чтобы ОНИ (и еще по требованию полиция возможно etc) сохраняли контроль над машиной, а не ее владелец, тот кто за рулем. Подписи апдейтов и т.д. в первую очередь направлены на то, чтобы владелец ничего лишнего не сделал (например, не включил бы опцию за которую не платил и много чего еще).

Вообще все эти проблемы назревают во многом как раз из-за того, что обычный юзер делается бесправным по отношению к контролю своей же как бы собственности (а Тесла уже как бы и не собственность официально), при этом права оказываются невесть у кого.

praseodim ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

Обычному пользователю это вообще не нужно. Софт в авто уже настолько сложный, что человек без документации вряд ли сможет что-то сделать, кроме как сломать что-то.

Плюс, давать возможность модификации прошивки чревато уже другой безопасности (та, которая safety). Очень много усилий прикладывается автопроизводителями для того, чтобы сделать функции безопасными для использования (например, чтобы электронный ручник не активировался на полном ходу). Очень важно, чтобы все системы в цепи были безопасными, т.к. внесение изменений, делающих один компонент небезопасным, делает небезопасной всю функцию.

Moncruist
()
Ответ на: комментарий от windows10

В сабже написано.

В сабже написано о факте взлома. Про простоту - ни слова. Более того, если бы все было так просто, заводы бы давно окончательно встали ;). А мы пока имеем дело с отдельным случаем.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

Ну как, чтобы физически взломать я должен рисковать своей шкурой и запалить могут легко.

Так и здесь могут. Считаете, хакеры неуязвимы?

много попыток, и если этот не взломался, пробуем следующий, какой-нибудь да поддастся.

Обычно ставится конкретная задача в отношении конкретного человека/автомобиля. А у Вас это звучит, как будто идет человек по улице, ищет первый попавшийся автомобиль, чтобы шланги тормозные перерезать :). Если стоит близко к стенке (подлезать неудобно), то и черт с ним, переходит к следующему ;).

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Satou

Ручник везде тупо тросом колодки тянет, пользуйся

В современном автомобиле такого ручника (который тупо тросом колодки тянет) может и не быть ;). У меня, например, нет в Toyota Camry.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

Вот только думают они в первую очередь о том, чтобы ОНИ (и еще по требованию полиция возможно etc) сохраняли контроль над машиной, а не ее владелец, тот кто за рулем.

Подумайте вот над чем - зачем производителю автомобиля сохранять контроль над проданной машиной? Какая от этого выгода? Более того, наличие такого контроля - шанс попасть в соответчики с водителем/владельцем в случае попадания автомобиля в ДТП. Оно производителю надо? Его задача продать автомобиль, а дальше хоть трава не расти, это не его проблемы, а проблемы владельца.

в первую очередь направлены на то, чтобы владелец ничего лишнего не сделал

Правильно. А почему? Да потому что куда побежит владелец в случае каких-либо косяков, возникших в результате подобных модификаций? Правильно, к производителю, с обращениями по гарантии.

Это я к тому, что не надо искать заговоров порабощения пользователей там, где их нет. Производство и продажа автомобилей - обычный бизнес. И единственное, что беспокоит производителя в такой ситуации - это прибыль. А сохранение контроля над автомобилем никакой прибыли не дает, скорее, наоборот, привносит лишние риси (см. выше).

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Moncruist

Плюс, давать возможность модификации прошивки чревато уже другой безопасности (та, которая safety). Очень много усилий прикладывается автопроизводителями для того, чтобы сделать функции безопасными для использования (например, чтобы электронный ручник не активировался на полном ходу). Очень важно, чтобы все системы в цепи были безопасными, т.к. внесение изменений, делающих один компонент небезопасным, делает небезопасной всю функцию.

Совершенно верно. Добавлю еще, что автомобиль перед продажей проходит обязательную сертификацию на соответствие систем безопасности нормативам, принятым в конкретной стране. И нарушения конструкции, приводящие к выходу за пределы этих нормативов, чреваты для производителя серьезными судебными исками. Так что стремление максимально защитить сертифицированную конструкцию от модификаций пользователей вполне понятно.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Moncruist

Обычному пользователю это вообще не нужно.

Этот аргумент уже задолбал. Обычному пользователю (автомобиля, компьютера, мобилы, планшета, холодильника и т.д.) всегда «это не нужно». Не нужен линукс, не нужен коребут и т.д.

Софт в авто уже настолько сложный, что человек без документации вряд ли сможет что-то сделать, кроме как сломать что-то.

Ну так а чего бы не предоставлять документацию? Ах, блин сплошные гребаные коммерческие тайны? По-хорошему вообще бы принять закон, запрещающий реализацию техники без документации на нее или с конскими налогами. Типа хочешь продавать без документации плати пошлину (налог) 300% чтобы с тобой могли конкурировать те, кто ее предоставляет.

И вообще дело в том, кто вещи хозяин. Это первично. Все остальное - отмазки. Хозяин подразумевает, что может сделать с вещь что угодно. Хоть перепрошить, хоть на запчасти разобрать.

Плюс, давать возможность модификации прошивки чревато уже другой безопасности (та, которая safety). Очень много усилий прикладывается автопроизводителями для того, чтобы сделать функции безопасными для использования (например, чтобы электронный ручник не активировался на полном ходу).

А это уже по идее дело владельца, ну и возможно техосмотра в каких-то случаях. Можно подумать обычные машины раньше не модифицировали самым удивительным образом. Например, один видеоблогер недавно в мерседес 80-х годов вкорячил двигатель от 6-ки жигулей и ездил так. А там много чего пришлось перепахать, чтобы такая подстановка работала. И где крики и охи про безопасность?

«Кабы чего не вышло» - это маразм, когда в некоторых странах уже лампочку нельзя самому, если не электрик, поменять. А то «ко-ко-ко», что-нибудь напутает, пыщ-пыщ электричество, safety.

Очень важно, чтобы все системы в цепи были безопасными, т.к. внесение изменений, делающих один компонент небезопасным, делает небезопасной всю функцию.

Ну да, замена мотора с родного мерсовского на советские жигули там очень много чего поменяло, в том числе даже в тормозах. И как только ездят, а была бы прошивка, она бы не позволила.

praseodim ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Оно производителю надо? Его задача продать автомобиль, а дальше хоть трава не расти, это не его проблемы, а проблемы владельца.

Оно надо, иначе бы они так не тряслись над тем, чтобы несертифицированную магнитолу нельзя было поставить, если за опцию не уплочено.

Правильно. А почему? Да потому что куда побежит владелец в случае каких-либо косяков, возникших в результате подобных модификаций? Правильно, к производителю, с обращениями по гарантии.

Которой гарантии легко лишается. Пример: обычные ноутбуки, смартфоны. Попробуй обратись с гарантией после перепрошивки на что-то кастомное. Тут даже иногда установка линукса вместо винды ее лишает, а ты про автомашины. Да с машинами отказать могут если масло не фирменное лил, если поймут этот факт.

А сохранение контроля над автомобилем никакой прибыли не дает, скорее, наоборот, привносит лишние риси (см. выше).

Да еще как приносит. Одна установка платных опций чего стоит. Или скажи, зачем Тесла сдается в аренду, а не продается?

praseodim ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

А если стоит задача преступление с помощью автомобиля сделать, и в принципе пофиг какой из 5 седанов в локации использовать?

slapin ★★★★★
()

С наступлением у тебя там 2010 (?) года! Радуйся жизни, гуляй впрок, не болей.

t184256 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Его задача продать автомобиль, а дальше хоть трава не расти

Вовсе нет. Чем сложнее устроен автомобиль и контролируется производителем - тем производителю лучше. А запчасти к этому автомобилю продавать 5-10-15-20 лет? А если в сервис нельзя будет заехать к неавторизованному диллеру из-за усложненных систем - так вообще сказка - бабло будет течь только к производителю, а не в сервис вашего знакомого.

keir ★★
()
Последнее исправление: keir (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от DawnCaster

Чуть поддержу. Про дорогие яхты. «Стучит» производителю если в овердрайв включаешь скорость. Присылают сообщение, вида «вы насилуете двигатели, и вам может быть отказано в гарантии».
Инфа не «эти ваши интернеты», а от владельца, где-то 2008-й год.

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

иначе бы они так не тряслись над тем, чтобы несертифицированную магнитолу нельзя было поставить, если за опцию не уплочено.

А кто трясется? В какой машине нельзя заменить штатную магнитолу?

Я совершенно спокойно менял в таких машинах, как Mitsubishi Lancer X, Ford Focus II, в Toyota Camry без проблем доустановил дополнительный блок с Android с выводом на штатный монитор (ради навигации). Насколько в курсе, нет проблем и с машинами премиум-сегмента (Мерседесы, BMW, Ауди, Лексусы).

Которой гарантии легко лишается.

Не так уж и легко. Это во-первых. А во-вторых, после снятия с гарантии обиженный владелец пойдет по всем форумам и соц. сетям рассказывать, как злобный производитель впарил ему бракованный автомобиль, а потом отказался ремонтировать по гарантии. Кому нужна такая «реклама»?

Попробуй обратись с гарантией после перепрошивки на что-то кастомное.

Во-первых, в случае с машинами, как правило, чип-тюнинг заметить очень сложно - там специально прошивка максимально маскируется под заводскую. Во-вторых, кто мешает перед обращением по гарантии вернуть исходную прошивку? Как пример, сняли Вы ограничение на макс. количество оборотов в двигателе. И в первую же неделю убили его на треке. После чего вернули заводскую прошивку и радостно поехали менять по гарантии. Думаете, пример из пальца высосан? Но я лично знал такого владельца. Который умудрился дважды (!) по гарантии поменять КПП и один раз двигатель на Lancer Evolution. Зато с гордостью рассказывал про высвобождение скрытых резервов автомобиля, которые глупый производитель зачем-то скрывает от владельцев.

Да еще как приносит. Одна установка платных опций чего стоит.

Платные опции - это просто маркетинговый ход. Производитель включает определенный набор функций в базовые комплектации, другие продает в виде опций. Причем у всех свой подход - то, что у одной машине в базе, в другой доступно только в виде опций. Это я к тому, что по сути никакой разницы нет, как продавать те или иные функции автомобиля. И для владельца по большом счету нет никакой разницы, заплатил он, скажем, за подогрев руля отдельно, приобретя соответствующую опцию, либо стоимость была включена в цену автомобиля изначально.

Но в любом случае, о каком контроле над машиной после ее продажи идет речь?

Или скажи, зачем Тесла сдается в аренду, а не продается?

С Теслой вообще вопросов больше чем ответов. Вроде как производство до сих пор убыточно, т. е. стоимость машины искусственно занижена на рынке. Не исключено, что история с арендой - одна из попыток как-то сбалансировать разрыв между себестоимостью и теми деньгами, которые готовы платить за Теслу потенциальные покупатели.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

А если стоит задача преступление с помощью автомобиля сделать

Преступление - это всегда способ достижения какой-то цели, само по себе целью обычно не является. Иначе зачем все эти сложности со взломом, когда можно просто поджечь любую из припаркованных машин?

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от keir

А если в сервис нельзя будет заехать к неавторизованному дилеру из-за усложненных систем - так вообще сказка - бабло будет течь только к производителю, а не в сервис вашего знакомого.

Это палка о двух концах. Если на рынке есть две модели разных производителей, сравнимых технически и по цене, но при этом одну из них можно ремонтировать где угодно, и зап. части на нее стоят копейки, а вторую - только в авторизованных сервисах, как думаете, что предпочтут большинство покупателей?

Понимаете, о чем я? В условиях рынка и конкуренции (а конкуренция на авторынке очень жесткая) предлагаемые Вами шаги приведут не к повышению доходов производителя, а к потери им рынка. Поэтому так никто и не поступает (я не знаю ни одной модели автомобиля, которую нельзя было бы обслуживать в неавторизированных сервисах). И предсказанный Вами сценарий возможен только в условиях монополизации рынка. Но о вреде монополий спорить глупо, тут все довольно очевидно.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Ваша мысль мне полностью ясна. Но, как вы верно заметили, палка о двух концах - когда технологически каждый производитель будет готов к такому вендор локу, то может получится совсем наоброт - не останется производителей, выпускающих современные авто с возможностью ремонтироваться где угодно.

Конечно это просто теория, время покажет, какой стороной палки мы получим :)

keir ★★
()
Ответ на: комментарий от vtVitus

Ну в Европах грузовики сливают полиции о превышении скорости уже лет так 10. Если не больше.

Вранье. В Испании такого нет. Уже лет 10 как на фуре скорость превысить физически невозможно, ну если только не перешивать ЭБУ. Ну или найти где-то такую горку чтобы разогнаться и тормоза сжечь, тогда превысить получится, да.

Еще кстати фура не может ехать больше 8 часов без отдыха водителя. Когда мне это показывали то контроль был с помощью бумажных дисков и конских штрафов. Сейчас возможно это электронно как-то делается.

А в такси например если ты отработал свою смену, то счетчик не включится.

alex07
()
Ответ на: комментарий от keir

о может получится совсем наоброт - не останется производителей, выпускающих современные авто с возможностью ремонтироваться где угодно.

И снова в дело вступит конкуренция ;). Тут же сначала один из производителей (в качестве конкурентного преимущества), а после и другие (чтобы рынок не терять) предложат в качестве особой фишки возможность обслуживать автомобиль где угодно :).

время покажет, какой стороной палки мы получим :)

IMHO, время уже все показало - автомобили продаются на рынке уже более 100 лет, возможность вендорлока присутствовала изначально. То, что данный подход не закрепился на рынке, IMHO, неслучайно.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от keir

Так что лучше, чтобы микросхемы и электроника помогали нам ездить, т.к. не на все дорожние случаи хватит человеческой реакции и опыта.

А еще людям, иногда, не хватает смелости (догадки) признать тот факт, что до появления электроники в автомобилях в 100% случаях аварий виноваты были сами люди. Это если принебречь техническими какими-то неполадками, хотя это тоже человеческий фактор.

alex07
()
Ответ на: комментарий от alex07

А в такси например если ты отработал свою смену, то счетчик не включится.

Хм, если не секрет, а как это реализовано? Предположим, на машине работают двое водителей (в две смены), как автомобиль (счетчик) идентифицирует водителя?

Еще кстати фура не может ехать больше 8 часов без отдыха водителя.

Аналогичный вопрос - если водителей двое, и они меняются, как это отслеживается?

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

По-моему, просто замечательно, если информация о все нарушениях будет автоматически передаваться в ГИБДД.

А по-моему это ужасно ибо пахнет тотальной слежкой. В Европах кстати есть законы которые это прямо запрещают. В Испании к примеру, полагаю что и в других странах тоже, тебя обязаны предупредить что на участке движения работает радар скорости.

Однако это не мешает им собирать миллиарды на штрафах.

Считаю что игра должна быть честной, гос-во не может пользоваться своим положением и возможностями для тотальной слежки.

alex07
()
Ответ на: комментарий от alex07

А еще людям, иногда, не хватает смелости (догадки) признать тот факт, что до появления электроники в автомобилях в 100% случаях аварий виноваты были сами люди.

Я Вам больше скажу, и сейчас в 100% случаев виноваты люди. Вопрос обычно не в этом заключается, а в том, кто именно виноват. Механик, неправильно собравший тормозную систему (ранее), программист, допустивший логическую ошибку в блоке правления ABS/EBD, или водитель, севший за руль технически неисправного автомобиля.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Satou

Ручник везде тупо тросом колодки тянет, пользуйся

Не везде, в новых авто ручник это просто цифровая кнопка.

alex07
()
Ответ на: комментарий от anc

«Стучит» производителю если в овердрайв включаешь скорость.

Вот есть такая машинка, Renault Zoe, она на батарейках. Стоит дорого, если брать с батарейками. Производитель ловко вышел из ситуации, ты покупаешь саму машину, а батареи берешь в аренду и платишь за них ежемесячно.

Так вот если ты перестаешь платить, то их удаленно отключают.

Похоже.

alex07
()
Ответ на: комментарий от alex07

А по-моему это ужасно ибо пахнет тотальной слежкой.

Во-первых, строго говоря, это не слежка (не за Вами следят, сам автомобиль сообщает, причем не о всем маршруте, а только о фактах и местах нарушений. Другими словами, если Вы ездите, не нарушая, то никто никуда ничего не сообщает и никто за Вами не следит.

Во-вторых, мы много раз уже это обсуждали, нравится нам с Вами это или нет, но мы уже давно живем в условиях тотальной слежки (мобильная связь). Увы, но это стало объективной реальностью. Так что внедрение обсуждаемой системы в автомобили мало что изменит в этом отношении. Зато резко вырастет безопасность движения.

В Испании к примеру, полагаю что и в других странах тоже, тебя обязаны предупредить что на участке движения работает радар скорости.

Я слышал об этом (подобные нормы действуют и в Швеции, например), хотя никогда не понимал логики. Ведь если предупреждать о камерах, то скорость будет сбрасываться только перед ними. А на всех остальных участках водители, наоборот, будут нестись как сумасшедшие, чтобы компенсировать потерю времени перед камерой. Тогда как если просто предупредить, что на ближайшем участке дороги длиной, скажем, 100 км установлены камеры (без указания конкретных мест), то большинство вынуждены будут соблюдать скоростной режим на всем участке.

Однако это не мешает им собирать миллиарды на штрафах.

Но ведь штрафы сами по себе не являются самоцелью. Главная задача камер и штрафов - повышать безопасность движения, а не тупо деньги зарабатывать.

Считаю что игра должна быть честной

А что тут нечестного? ПДД и КоАП опубликованы, информация о контроле камерами доступна.

Ну и кроме того, честной игра должна быть с обеих сторон. Со стороны водителя, например, нечестно нарушать ПДД, пользуясь отсутствием контроля. Или Вы со мной несогласны?

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от alex07

Производитель ловко вышел из ситуации, ты покупаешь саму машину, а батареи берешь в аренду и платишь за них ежемесячно.

Но это ведь опция? У покупателя есть возможность сразу же приобрести автомобиль с батареями? Если нет у данного производителя, всегда можно взять другой электрокар. Это я к тому, что сдача батарей в аренду - всего лишь шаг производителя навстречу потенциальным покупателям с целью снизить порог доступа к новым технологиям (электромобилям). Если именно Вам это не нужно (денег достаточно), никто не заставляет пользоваться данной опцией.

Так вот если ты перестаешь платить, то их удаленно отключают.

А если не платить за ипотеку (или за аренду жилья), из квартиры выселят. Удивительно, правда?

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Не надо думать как борцун с госмашиной плиз. Вот смотри картину гипотетического будущего: в стране 1 30% автомобилей от производителя А, имеющего уязвимость, известную злым шпионам страны 2. Страна 2 хочет напасть на страну 1 или даже просто обрушить там всё, например валюту на 0 умножить, а удобнее всего это сделать, когда в стране 1 произойдёт полный аврал. Злые шпионы страны 2 как-то (возможно получив физический доступ к серверам предприятия страны 1) вливают новую прошивку, которая в час X жмёт на полный газ и спустя 10 секунд крутит руль влево или того хуже ориентируясь на датчики едет в ближайшую стену/машину. Как думаешь, что произойдёт в стране 1? Полный хаос, горы трупов, переполненные больницы, повреждённые дома и так далее. Таким образом, это не просто угроза индивидууму, это полноценная физическая угроза госбезопасности.

ЗЫ

Господам из ФСБ стоит над этим задуматься, пока не поздно. Считаю эту проблему одной из основных в области современного IT. Описанный гипотетический сценарий на порядки хуже того, как США ломали центрифуги в Иране.

peregrine ★★★★★
()
Последнее исправление: peregrine (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от Serge10

Хм, если не секрет, а как это реализовано? Предположим, на машине работают двое водителей (в две смены), как автомобиль (счетчик) идентифицирует водителя?

Насколько мне известно никак. Там где я живу (Испания) работа такси очень жестко регламентирована. То есть каждая машина может работать только определенные дни недели, к примеру. Все водители на учете и т.д.

Что же касается конкретно этой фишки там по моему было три смены 8-8-8, причем одна из смен это обязательный «отдых». Единственное что я не помню мог ли один водитель отработать 16 часов подряд.

Плюс административный ресурс. Там настолько все печально в плане последствий (штрафов) что никому даже в голову не приходило как то обмануть систему. Максимум что видел лично я, когда мне в 6 утра надо было добраться на вокзал к примеру, таксист (мой очень хороший знакомый) просил меня вперед сесть и ехать без счетчика. Типа я просто друг его, что по идеи так и было. И просил он это не столько из-за денег, сколько чтобы вот эти 30 минут у него оставались лишними.

Аналогичный вопрос - если водителей двое, и они меняются, как это отслеживается?

Тут редко когда двое водителей в фурах ездят. Дистанции не те. Но по-моему, там диск надо как то подписать прежде чем в такограф вставить. В любом случае проверяла это всегда полиция выборочно. Там ценник штрафа начинался от неск. тысяч евро, причем работадателю (или водиле если самозанятый) и про повторных нарушениях рос геометрически.

Опять же, никому в голову не приходило даже как то это нарушать. Вплоть до смешного, чувак ехал в Италию где должен был встать на разгрузку и пойти в гостиницу спать. Но где-то задержался и до склада оставалось ехать 30 мин. Однако сработал сигнал окончания смены. Он остановился, поспал 8 часов, потом за 30 мин доехал и встал снова на 8 часов на разгрузку/погрузку.

alex07
()
Ответ на: комментарий от praseodim

Например, один видеоблогер недавно в мерседес 80-х годов вкорячил двигатель от 6-ки жигулей и ездил так. А там много чего пришлось перепахать, чтобы такая подстановка работала. И где крики и охи про безопасность?

Интересно, как он это легализовал? Подозреваю, что никак, и ездит на машине нелегально.

И как только ездят, а была бы прошивка, она бы не позволила.

Может, и хорошо, что не позволила бы? Как-то не очень хочется встретиться с таким Кулибиным на трассе в тот момент, когда у него тормоза откажут :(.

«Кабы чего не вышло» - это маразм, когда в некоторых странах уже лампочку нельзя самому, если не электрик, поменять.

Пока Вы или я рискуем своей жизнью, вопросов нет, я с Вами полностью согласен. Но выезжая в переделанном, но не оттестированном автомобиле (а полное тестирование одиночного экземпляра в принципе невозможно, те же креш-тесты не провести) на дороги общего пользования, мы подвергаем опасности не только свои жизни, но и жизни наших пассажиров и других участников движения. А это уже совсем другой расклад, не находите?

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от peregrine

Я согласен с Вами, что угроза есть, и что с ней нужно бороться. Не согласен я с методами борьбы. Выше предлагали все тот же лозунг «назад, в пещеры», пусть и слегка модифицированный - отказ от электроники в пользу механических решений. Вот с таким подходом я категорически не согласен. Вопросы IT-безопасности нужно решать методами IT, а не отказом от технологий.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от alex07

Что же касается конкретно этой фишки там по моему было три смены 8-8-8, причем одна из смен это обязательный «отдых».

Т. е. отдыхать должен не только водитель, но и машина? Но ведь это полный бред. Машина должна работать, любой простой - это убыток бизнесу.

Опять же, никому в голову не приходило даже как то это нарушать.

Ясно, т. е. все на сознательности воителей построено. Спасибо за пояснения.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

только о фактах и местах нарушений.

Тем не менее это вторжение в частную жизнь. Оно как бы и сейчас есть. Если ты кого то убьешь или ограбишь все узнают где ты был или ты сам расскажешь. Однако сейчас, все-таки, для подобных действий ты должен причинить кому-то реальный ущерб. В подавляющим большинстве случаев, при нарушении ПДД ущерб ты никому не наносишь. А если и наносишь, то нет особых проблем и картину восстановить и тебя наказать.

мы уже давно живем в условиях тотальной слежки (мобильная связь)

Это да, тут спорить не буду.

Ведь если предупреждать о камерах, то скорость будет сбрасываться только перед ними. А на всех остальных участках водители, наоборот, будут нестись как сумасшедшие, чтобы компенсировать потерю времени перед камерой.

Не, вот это так не работает, возможно поэтому вы и логики не видите. Расскажу как это было у меня. Когда я был молод и глуп и мне по кайфу было гонять 200 км/ч я на эти знаки даже внимание не обращал. Тупо оплачивал штрафы.

Потом был период когда я мог просто ставить круиз-контроль на 150 км/ч, а при наличии знака (хотя у меня по умолчанию о радарах предупреждает GPS) переводил на макс. разрешенную. Но после этого, я точно также ставил 150 км/ч и ехал дальше. Ни о каких «компенсациях» потерь речи не шло.

Теперь же, когда я почти стар, я езжу всегда 130, там где максимальная 120. Просто потому что знаю что до 131 радар не срабатывает.

Я не знаю статистики, но очень сильно удивлюсь если узнаю что эти знаки уменьшают кол-во собранных штрафов.

Тогда как если просто предупредить, что на ближайшем участке дороги длиной, скажем, 100 км установлены камеры (без указания конкретных мест), то большинство вынуждены будут соблюдать скоростной режим на всем участке.

Такой подход внедрен по всей северной Италии и в некоторых местах Испании. Там тебе просто делают фотку на въезде на участок и фотку на выезде. А участок может быть запросто 30-40-50 км. И по времени высчитывают твою среднюю скорость. И если она больше разрешенной – штрафуют. Тупо и сердито. И на датчике допплера экономия. Можно обмануть, но тогда придется ехать с нарушением небольшой отрезок, а затем просто стоять на месте.

Но ведь штрафы сами по себе не являются самоцелью. Главная задача камер и штрафов - повышать безопасность движения, а не тупо деньги зарабатывать.

На это счет есть сомнения, в странах где штрафы формируют солидную часть годового бюджета.

Или Вы со мной несогласны?

Да нет, все верно. Я скорее не согласен с тем что тебя штрафуют превентивно. То есть без нанесения кому-либо ущерба. Я понимаю что выборочно это единственные способ, наверное. Но вот если это делать массово, то не уверен.

alex07
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Но это ведь опция?

Ну да, все добровольно. Но ведь от ошибки то никто не застрахован. Пусть тогда прописывают неустойки если у них система глюканет.

А если не платить за ипотеку (или за аренду жилья), из квартиры выселят. Удивительно, правда?

Выселят конечно, но сделает это полиция по решению судьи. Но никак не чуваки из службы безопасности банка.

alex07
()
Ответ на: комментарий от alex07

Выселят конечно, но сделает это полиция по решению судьи. Но никак не чуваки из службы безопасности банка.

Вам, как человеку, которого выселяют, сильно важно, кто именно это делает?

Пусть тогда прописывают неустойки если у них система глюканет.

А разве это не так? Насколько я понимаю, в случае выявления косяков производителя неустойки платятся, да еще какие. Достаточно вспомнить недавний дизельный скандал с Фольксвагеном в США, или чуть более раннюю историю с западающей педалью газа у Тойоты. Производители там миллиарды пострадавшим покупателям выплачивали.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Интересно, как он это легализовал? Подозреваю, что никак, и ездит на машине нелегально.

Вообще вот это должно решаться административно. Типа, ну хочешь ты себе в Мерседес движок от 6ки поставить, ставь на здоровье. Главное пройди точно такую же сертификацию какую проходят все остальные автопроизводители. Просто чтобы тебя допустили к прохождению тех. осмотра.

Лично меня однажды так зарулили в ДЦ при попытке поставить в стойку самосборный сервер. Типа, а мы хз что ты там наколхозил, а вдруг оно загорится. Я по малолетству тогда очень сильно возмущался, а сейчас все понимаю.

alex07
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Т. е. отдыхать должен не только водитель, но и машина? Но ведь это полный бред. Машина должна работать, любой простой - это убыток бизнесу.

Нет, потому что таксистов много. Пассажиров на всех не хватает. Я же говорю это крайне зарегулированный сегмент. Вот пришли к такому соглашению в свое время. К слову сказать лицензий такси тоже уже очень много лет не выдают. Можно либо купить у другого таксиста, либо передать по наследству.

Ясно, т. е. все на сознательности воителей построено. Спасибо за пояснения.

Не-не-не. Построено на том что если тебя поймают, то штраф будет сопоставим с твоим двухмесячным заработком. А если поймают во второй раз, то и с годовым. То есть огромная разница между возможным заработком и крайне вероятным наказанием.

alex07
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Вам, как человеку, которого выселяют, сильно важно, кто именно это делает?

Да, потому что есть такая вещь как закон. Подчиняться ему должны все. В большинстве стран монополия на какие то силовые действия, в том числе насилие, принадлежит гос-ву.

В случае с ипотекой, нередки случаи когда ее пересчитывают неправильно, либо с нарушениями. Тогда человек идет в суд и суд решает как поступать.

Вы же предлагаете какой то дикий запад и закон сильнейшего. Это в корне не верно. Поэтому да, разница есть и она огромна.

Производители там миллиарды пострадавшим покупателям выплачивали.

Неверное сравнение. Это непредвиденное обстоятельство. Насколько я знаю в контракте покупки Тойоты не написано что если то-то и то-то то у вас будет западать педаль газа.

Ну или пускай тогда Renault мне объяснит как я могу вернуть им их батарейки в случае если не захочу ими пользоваться. Они же не съемные.

alex07
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.