LINUX.ORG.RU

KDE 5.11 + Wayland + High DPI

 , , , ,


0

1

В общем, пищу из горящего танка. Собрал арчевый Live USB с KDE с помощью archiso (официальный LiveCD от KDE у меня глючит и неверно определяет DPI монитора) и загрузился на своём ноутбуке.

Хочу всем сказать, что релиз 5.10 -> 5.11 действительно принёс очень много нового в поддержку Wayland.

Теперь при запуске на High DPI дисплее под Wayland плазма выглядит сносно, включая рамки окон и вообще всё-всё. Более того, она выглядит сносно если подключить Low DPI монитор.

Но самое главное - теперь тут есть фича, которой больше нет ни в одном линуксе (всякие костыли с запуском дополнительного X-сервера, захватом изображения с него и показом в окошке с масштабированием - не считаются). Окошки масштабируются под DPI. То есть я такой тащу окно с одного монитора на другой, то оно имеет правильный DPI в любой момент. Более того, пол-окна может иметь один DPI, а пол-окна другой DPI (в середине перетаскивания). Достигается это путём масштабирования картинки композитором. Таким образом теперь не будет проблем даже с приложениями, запущенными через XWayland или вообще не умеющие DPI отличный от 96. Выглядит впечатляюще (прям как на винде уже кучу времени, да, с другой стороны на линуксе есть куча других фич из-за которых я никогда не вернусь на офтопик).

Правда, в этой бочке мёда есть 4 ложки дёгтя:

1) Приложения рендяряется с максимальным имеющимся DPI, а на других мониторах даунскейлятся. То есть в текущем виде это не поможет для приложений, которые не поддерживают High DPI. Лучше бы наоборот было, ибо для всего остального есть пункт 2.

2) И это ещё пол-беды - масштабируются таким образом абсолютно все окошки, включая wayland-нативные. А между тем wayland умеет динамическую смену DPI (во всяком случае в Gnome эта фича работает - на пол-пути перетаскивания окошка с монитора на монитор у него меняется DPI), что гораздо лучше, чем растровое масштабирование. Надеюсь, эту фичу тоже будут поддерживать.

3) При открытии окна настроек экранов начались визуальные глюки.

4) При подключении внешнего монитора упала плазма, но тут же перезапустилась. При отключении внешнего монитора упал kwin, а поскольку он является wayland-композитором, то и вся сессия. Ничего не перезапустилось, так и остался чёрный экран висеть, пока я не нажал кнопку выключения.

В общем, подвижки радуют, но пока сыровато. Интересно, исправят ли баги в 5.12. А то я уже заждался вернуться с гнома обратно на кеды, но High DPI и внешний монитор не дают.

★★★★★

Я как раз собрался брать 4к. Есть жизнь на кедах с иксами? Мне главное ШГ, всё остальное мало заботит.

RazrFalcon ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

Думаю, что с иксами всё будет работать нормально и нормально работало уже давно. Без Wayland не обойтись (если не хочется городить дикие костыли) при гибридной конфигурации - один монитор High DPI, другой нормальный.

KivApple ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от KivApple

Без wayland и на 1080р печально.

Многомониторная конфигурация не планируется, в том числе и из-за того, что оно нормально не будет работать.

А что за видяха? У nvidia же нету wayland.

RazrFalcon ★★★★★ ()

Приложения рендяряется с максимальным имеющимся DPI, а на других мониторах даунскейлятся.

А я всё не мог понять как оно это делает. Думал там хитрая отрисовка: половина с одним dpi, другая половина с другим dpi. А скейл - это тупо, ибо мыло. Но последний вариант всё равно не реализовать на текущих тулкитах.

RazrFalcon ★★★★★ ()
Последнее исправление: RazrFalcon (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

Ну на самом деле у Wayland есть следующая фишка - он умеет сообщать тулкиту о смене DPI в рантайме и для отдельных окон. У меня сейчас в Gnome так - когда окно больше чем на половину переходит на другой дисплей, то у него меняется DPI. Никакого мыла, Ш не Г, все довольны. В принципе это единственное нормальное решение для текующих тулкитов (иначе встаёт проблема, что окна будут не прямоугольной формы) и вполне достаточное - редко нужно держать окна на границе экранов, тем более с разными DPI (то есть это не какая-нибудь видео-стена, там все мониторы имеют одинаковый DPI с вероятностью близкой к 100%).

Однако, пока есть много приложений, которые не умеют в Wayland. А это уже минус способность менять DPI на лету. Но это ещё пол-беды - некоторое количество приложений в принципе не предполагает, что бывает DPI отличный от 96 (обычно это всякая проприретарщина). Тут, как говорится, из двух зол выбираем меньшее - лучше немного мыльца (в KDE не мыло - там пикселизация), чем настолько мелкие буковки, что их невозможно прочесть, а по кнопкам - попасть.

Так что хороший композитор должен уметь оба варианта - и динамическую смену DPI родными средствами тулкита (если приложение новое и умеет нативно wayland), и растровое масштабирование (если приложение запущено через XWayland). Но пока Gnome умеет только первое, а KDE только что научились только второе. Надеюсь, теперь композиторы перенимут друг у друга эти фичи.

KivApple ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

Intel же. Я принципиально не беру ничего с видеокартами отличными от Intel. Я ж не играю ни во что тяжелее OpenArena.

KivApple ★★★★★ ()

Всё еще не готовы. И только Microsoft может выдать полностью готовую ОС за пару лет без косяков и глюков.

ozz_is_here ()
Ответ на: комментарий от KivApple

Понятно. Для меня wayland пока заказан, ибо nvidia. А на встройке всё лагает (HD4000).

RazrFalcon ★★★★★ ()

Жду. Потому что на иксах конфигурацией с телевизором 4к и 1080p монитором пользоваться невозможно.

Alden ★★ ()
Ответ на: комментарий от ozz_is_here

Владельцы техники от Apple смотрят на тебя с укоризной.

EXL ★★★★★ ()

а что у тебя HiDPI? ноутбук? монитор?

shashilx ()

Фигли ты тут понаписал. Скриншоты давай))

ult ()
  • Виджет виртуальных рабочих столов всё ещё сломан (сами столы работают)
  • Индикатор раскладки сломан (сами раскладки работают)
  • Автохайд панельки починили
  • KWin крашнулся минут через 5 😑
Stil ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от Stil

KWin крашнулся минут через 5 😑

У меня он крешится от OpenGL-приложений или того же mpv вообще очень часто. При переключении в полноэкранный режим.

EXL ★★★★★ ()
Последнее исправление: EXL (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от shashilx

Ноутбук имеет 4К дисплей. Монитор ультраширокоформатный, но с обычным DPI.

KivApple ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от EXL

Во, mpv как раз в последнем релизе плазмы перестал kwin валить. Этому багу уже больше года, всё никак руки не доходили хотя бы зарепортить.

droserasprout ★★ ()
Ответ на: комментарий от shashilx

только подумал где то чувак в пятнистых очках?

у него как раз такая же дебильная аватарка как и армян у оззизхера

icefreeze ()
Ответ на: комментарий от shashilx

только подумал где то чувак в пятнистых очках?

у него как раз такая же дебильная аватарка как и армян у оззизхера

пролистал немного вниз и вуаля

icefreeze ()
Ответ на: комментарий от EXL

Ну я в тот момент ЛОРчик почитывал, так что мимо. А вообще мне меса уже месяц намекает, что r600 мертв, так что вполне возможно что краш из-за дров, а не квин. Но разбираться (пока) лень :)

Stil ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от droserasprout

вот ни разу такого не было, квин воще ниче не крэшит и не крэшило
кривые плазмоиды плазму - бывало

а, речь про вяленый, да?

kott ★★★★★ ()
Последнее исправление: kott (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от kott

а, речь про вяленый, да?

Нет, у меня иксы.

droserasprout, ага, я уже год с этим мучаюсь, plasmashell 5.11.1

Ещё в OpenGL-приложениях такая фигня. Запускаешь и KWin падает, рамки окон пропадают. Приходится делать Alt+F2, kwin_x11 --replace

EXL ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от EXL

фигня какая-то, повторюсь, ни разу не наблюдал, опнесюзе тумблевид + блоб нвидии

kott ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

ибо nvidia

А какая карта nvidia? Если под твою в достаточной мере доработали nouveau, то вполне можно и wayland потыкать. На моей gtx 650 даже реклокинг есть, правда ручной, но wayland работал хорошо.

NotecX ()

два вагона чая автору, сэкономил мне пару часов! буду ждать 5.12, ибо ты не один «уже заждался вернуться с гнома обратно на кеды, но High DPI и внешний монитор не дают.»

dib2 ★★★★ ()

High DPI

Зачем тратить деньги на функции, которые мешают работать?

watashinoshi ()
Ответ на: комментарий от dib2

Есть надежда, что баги исправят в 5.11.х. А то 5.12 ждать долго, аж до начала следующего года.

KivApple ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от kott

Проверить через livecd не особо сложно, по идее должно работать, то же семейство

NotecX ()

Очень странная хрень в Plasma под Wayland — когда выпадающие меню в каких-то случаях являются отдельными окнами, которые показываются в тасклисте и появляются не там, где должны, а там, где настроено появление новых окон (например, в центре экрана). А ещё Application Dashboard не может заслонить собой панель.

sudopacman ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от KivApple

ну, на ноутбуке то как раз и проблем особо нет, 2х увеличение прекрасно подходит, а вот на 4к 32" мониторе если я поставлю 2х - мне в другой конец комнаты спокойно можно уходить ))

shashilx ()

Попробовал снова, с новыми актуальными версиями пакетов.

1) Плазма и kwin теперь не падают при отключении-подключении монитора

2) Я смог выявить закономерность - какой монитор главный, под такой DPI и запускаются новые приложения. Соответственно, возможен как даунскейлинг, так и апскейлинг. Справедливости ради, я не менял порядок мониторов в прошлый раз, так что, возможно, эта фича уже была. В принципе, жить можно (во всяком случае новые запущенные приложения после подключения внешнего монитора будут иметь верный DPI). Но блин... Gnome то умеет нативные Wayland приложения заставлять менять DPI на лету при перетаскивании. Жду именно этой фичи. Ну либо все стандартные приложения KDE (настройки, Konsole, Dolphin) работают через XWayland.

3) Окно настроек KDE тормозит. А при заходе в настройки мониторов появляются визуальные артефакты. Правда, они теперь не такие как раньше - видно прогресс по их устранению.

KivApple ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от KivApple

Есть информация, что в KDE 5.12 пункт 2 уже исправлен (KDE научится в нативную смену DPI в wayland-приложениях).

Что касается 1 и 3, то это вопрос багфиксинга и стабилизации фич.

В общем, ждём 5.12 и наступит счастье.

KivApple ★★★★★ ()

Вопрос насчет того, как это выглядит в гноме:

допустим, тащим окошко с монитора высокого разрешения на монитор низкого. Оно как выглядит: до половины экрана низкого разрешения сперва ГИГАНТСКОЕ ОКНИЩЕ, которое внезапно перескакивает в другой размер?

(если да, то это печально)

shimon ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от shimon

Говорят, под виндой работает также. Собственно, иначе без растрового масштабирования нельзя - ни один тулкит не умеет непрямоугольные окна.

KDE умеет без этого вашего перескакивания, но масштабирует растрово, а это автоматически ШГ.

KivApple ★★★★★ ()
Последнее исправление: KivApple (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от KivApple

Окно настроек KDE тормозит.

Туда впихнули убогий QML, вот и тормозит.

RazrFalcon ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от KivApple

Говорят, под виндой работает также. Собственно, иначе без растрового масштабирования нельзя - ни один тулкит не умеет непрямоугольные окна.

Ну, как оно в венде, меня интересует слабо. Даже никак не интересует, чего это я.

Макось делает растровое масштабирование, как КДЕ. Как по мне, это лучшее решение, потому что физические размеры окна не будут отличаться слишком сильно друг от дружки. Ну и не будет аномальных вариантов: допустим, у меня 15-дюймовый ноут с разрешением 5K. И монитор FullHD. И я тащу окно в ⅔ размера экрана ноута на монитор FHD. Я его еще не дотащил и до половины, а оно мне уже закрыло гигантским размером почти целый второй монитор; тащу дальше, и окно прямо у меня под курсором уменьшается, потому что большая его часть уже там.

Вот этот момент с «прямо под курсором уменьшается» я вижу как гвоздь в гроб UX.

Мне еще интересно, а ведь может композитор запросить два рендера окна в двух разрешениях _одновременно_ и показывать на каждом мониторе кусок из соответствующего рендера? Что может помешать?

shimon ★★★★★ ()
Ответ на: комментарий от shimon

Ну растровое масштабирование в KDE даёт ШГ. Растровое масштабирование в винде даёт мыло и ШГ. С учётом того, что потребность держать окно на границе двух мониторов с разными DPI (какая-нибудь видеостена будет состоять из одинаковых мониторов) не особо актуальна, я считаю лучше уж скачкообразное изменение размера, чем ШГ.

KivApple ★★★★★ ()
Закрыто добавление комментариев для недавно зарегистрированных пользователей (со score < 50)